
Аннотация. «Записка» московского чиновника Николая Александровича Головина (1779–1831) о поездке в Европу летом 1830 г., фрагменты которой впервые публикуются в данной статье, представляет собой замечательный памятник жанра «интеллектуального травелога». Ее автор, видный деятель русского масонства первой трети XIX в., совершил 2,5-месячную поездку в Германию, чтобы пообщаться с представителями ученого мира Германии, философами и богословами и оценить духовно-нравственное состояние тамошнего общества. Текст «Записки» содержит несколько смысловых слоев, каждый из которых несет в себе ценную историческую информацию: из него можно узнать о бытовых особенностях жизни в России, Польше и Германии, трудностях, с которыми сталкивался путешественник, религиозных и семейных обычаях горожан, научной жизни в таких городах, как Бреслау, Дрезден, Лейпциг, Франкфурт-на-Майне. Подлинной целью поездки Головина, по нашему предположению, было установление контактов с близкими по духу русским братьям масонами в Германии. Эта часть заметок выдержана в иносказательном стиле, полна намеков и сокращений, что, безусловно, было связано с трудностью продолжения масонской работы в России после официального запрещения масонства в империи в 1822 г. «Записка» содержит интересные религиозно-философские рассуждения их автора, оценки мировоззренческой позиции собеседников Головина, миссия которого по поиску единомышленников, по всей видимости, не была успешной. Консервативно настроенный путешественник высказывает критические замечания как о духовной ситуации в Европе, так и об умонастроении соотечественников, оценивая происходящее с религиозно-мистической точки зрения, свойственной русским масонам. Публикацию источника предваряет введение, где изложена биография Н. А. Головина и показан контекст, в котором были созданы его записи.
Источник
Бурмистров К. Ю. «Истинные ученики сей Мудрости остаются еще в покое и в священном мраке их сокровенности». «Записка» Н. А. Головина о поездке в Европу в 1830 г. // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2025. Вып. 119. С. 137–162. DOI: 10.15382/sturI2025119.137-162