
С. С. Хоружий
https://www.hse.ru/
Аннотация. Анализируются труды С. С. Хоружего, на основе которых в 1990-е гг. сформировалась научная школа синергийной антропологии с ее исследованиями исихастской религиозности. Отмечается, что данная школа творчески продолжила традиции русской религиозной философии, в частности А. Ф. Лосева, и С. С. Хоружий в исследованиях творчески использовал методологический инструментарий феноменологической философии. Утверждается, что синергийная антропология обнаруживала в исихазме антропологические концепты, выявляя и вводя в пространство философской мысли ряд аспектов из методологии исихастской аскетики. Показано, что отдельные аспекты не являются специфическими для исихазма, они свойственны и нехристианским духовным практикам: соматические условия опыта, связанные с практикой поста и других форм воздержания; тотальная борьба с рассеянным образом жизни, акцент на особой роли внимания; приоритет аскетического опыта, для интерпретации которого могут использоваться элементы философского дискурса. Особая задача видится в том, чтобы обозначить методологически значимые условия, специфические для исихастской аскезы, — это условия хранения ума и сердца (опыт исихии, опыт сведения ума в сердце); условия диалога (опыт «безвидной молитвы»); условия профилактики и борьбы с прелестью и ложной духовностью (все, что относится к верификации мистико-аскетического опыта). Делается вывод, что приведенные философско-методологические разработки синергийной антропологии носят новаторский характер и сохраняют научную актуальность.
Источник
Сержантов П. Б. Исихазм как предмет исследований С. С. Хоружего: философская методология и аскетическая методология // Известия Иркутского государственного университета. Серия Политология. Религиоведение. 2024. Т. 49. С. 174–183. https://doi.org/10.26516/2073-3380.2024.49.174