Аннотация. В статье обозначается актуальная проблема, связанная с отсутствием в содержании знаменитой книги Г. В. Флоровского «Пути русского богословия» довольно заметного события в истории русской религиозно-философской мысли — полемики В. С. Соловьёва и Н. Я. Данилевского, возникшей во второй половине XIX в. Подчеркивается неоднозначность ситуации, так как Флоровский был, очевидно, знаком с этим событием, на что указывает присутствие в его работах периода 1921–1928 гг., посвященных критике историософских идей славянофильства и евразийства, соловьёвских суждений. Для обоснования этого тезиса прослежено формирование осевой мысли историософии Флоровского; рассмотрено соотношение основных положений критики Флоровским и Соловьёвым теории культурно-исторических типов Данилевского и историософии славянофилов А. С. Хомякова, И. В. Киреевского, И. С. Аксакова и М. Н. Каткова на предмет их сближения. Обосновано, что осевая мысль историософии Флоровского — это идея о христианстве как главной движущей силе истории, причем эта идея сформулирована в опоре на историзм Соловьёва и прослеживается в работах Флоровского, написанных в период 1921–1928 гг. В результате автором статьи выдвинуты и аргументированы предположения о том, что, отрекаясь от наследия Соловьёва, Флоровский решил не освещать полемику с Данилевским в «Путях русского богословия» во избежание косвенных указаний на концептуальную зависимость от идей философа. Аналогичным образом Флоровский поступил с евразийской идеологией, о которой в своей главной работе он не оставил даже намека (это, естественно, коснулось и Данилевского).
Источник
Паутов Г. В. Протоиерей Георгий Флоровский и В. С. Соловьёв в борьбе за историю. EDN: DPQVHX // Богословский сборник Тамбовской духовной семинарии. 2024. № 3 (28). С. 59–79.