Аннотация. В статье описаны историко-догматические, богослужебные, культурные и иные особенности, а также современное состояние Сиро-Маланкарской Ортодоксальной Церкви (сокращённое название — Сиро-Маланкарская Церковь), входящей в число древних восточных дохалкидонских церквей и действующей на территории Индии. Распространение христианства в этой стране связано с именем апостола Фомы. Данная работа представляется актуальной в связи с тем, что в 2024 г. отмечалось 1950-летие со дня мученической кончины этого апостола. С момента основания Церкви индийские христиане не имели постоянной иерархии и позднее восприняли ее от сирийских монофизитов. На протяжении нескольких столетий индийские христиане претерпевали влияние восточно-сирийских несториан, затем португальской католической миссии. Последующее протестантское влияние Англиканской Церкви после смены колониального господства на рубеже XVIII–XIX вв. имело двойственные черты: с одной стороны, содействие просвещению и знакомству индийских христиан со Священным Писанием в переводе на национальный язык малаялам, с другой — попытка навязывания богослужебных и церковно-практических реформ. В настоящее время в Индии христиане составляют 2,3% населения страны и принадлежат к разным конфессиям. Маланкарская Церковь исповедует умеренное монофизитство на основе формулы святителя Кирилла Александрийского «единая природа Бога-Слова воплощенная», отвергая несторианскую и евтихианскую ереси. Автор статьи обращает внимание на особый путь развития Сиро-Маланкарской Церкви, обусловленный в большей степени географическим положением и культурно-религиозным диалогом различных христианских конфессий. Современная Сиро-Маланкарская Церковь сохраняет теплые отношения с Русской Православной Церковью.
Источник
Сергунин В. А., прот. Краткий обзор историко-догматических и литургических особенностей Сиро-Маланкарской Ортодоксальной Церкви. EDN: VQLEAB // Богословский сборник Тамбовской духовной семинарии. 2024. № 3 (28). С. 145–157.