Елизаветинской (по имени императрицы Елизаветы Петровны) принято называть Библию, отредактированную при подготовке к новому изданию и впервые выпущенную в 1751 г. в Санкт-Петербурге[1]. Книга была задумана иллюстрированной. Заказы от Святейшего Синода на создание иллюстраций поступили в мастерские Академии наук в Петербурге за несколько месяцев до выхода Библии из печати.
В первое издание вошла только часть иллюстраций, предполагаемых Синодальным проектом 1751–1753 гг.: 1) содержащая государственную символику рамка титульного листа со сложной символико-аллегорической программой[2] (ил. 1); 2) портретный фронтиспис с ростовым изображением императрицы Елизаветы Петровны (ил. 2); 3) сюжетная иллюстрация на ветхозаветную тематику (ил. 3).
Сведения о гравюрах, вошедших в первое издание Елизаветинской Библии, публиковались в справочной литературе[3]. Н. Н. Врангель по материалам архива Академии наук впервые установил[4] автора оригиналов — И. Э. Гриммеля[5] и одного из граверов — И. А. Соколова[6]. В издании «Русская Академическая художественная школа в XVIII веке», куда вошел очерк Н. Н. Врангеля, были опубликованы и фотоснимки оригиналов титульного листа и фронтисписа из СПФ АРАН[7]. А. А. Гусева, которая готовила свой каталог книг кирилловской печати XVIII в., ориентируясь на опубликованные архивные материалы Синода[8], добавила[9] к уже известной информации имя еще одного гравера, работавшего над заставными листами, — Григория Качалова[10]. Е. С. Стецкевич на основании документов СПФ АРАН[11] сообщила, что Иван Соколов и Григорий Качалов трудились вместе со своими учениками[12]. И. Е. Кулименева назвала имена этих учеников — Ефим Виноградов, Алексей Греков и Яков Васильев[13].
Ил. 1. И. А. Соколов, Г. А. Качалов с учениками, по оригиналу И. Э. Гриммеля. Рамка титульного листа Елизаветинской Библии (Библия. СПб.: Тип. при Синоде, 1751). Офорт, резец, пунктир; 36,4 × 23,2 см
Ил. 2. И. А. Соколов, Г. А. Качалов с учениками, по оригиналу И. Э. Гриммеля. Фронтиспис Елизаветинской Библии (Библия. СПб.: Тип. при Синоде, 1751). Офорт, резец, пунктир; 37,8 × 23,9 см
Ил. 3. И. А. Соколов, Г. А. Качалов с учениками, по оригиналу И. Э. Гриммеля. Грехопадение Адама и Евы — «кунштъ къ книгѣ Бытія» (Библия. СПб.: Тип. при Синоде, 1751). Офорт, резец, пунктир; 14,3×18,4 см; I состояние
Ил. 4. И. А. Соколов, Г. А. Качалов с учениками, по оригиналу И. Э. Гриммеля. Грехопадение Адама и Евы — «кунштъ къ книгѣ Бытія» (Библия. СПб.: Тип. при Синоде, 1751). Офорт, резец, пунктир; 14,3×18,4 см; II состояние. Догравирована листва к изображению цветка, прикрывающего наготу Евы
Историю создания гравюр можно восстановить по делу, составленному комиссией, разбиравшей в 1878 г. архив Синода[14], и непосредственно по материалам канцелярии Синода[15] и канцелярии Академии наук[16].
Согласно описанию, составленному в 1878 г., можно понять, что работа над основным (ветхозаветным) циклом иллюстраций Библии[17] и над двумя заставными листами велась в мастерских Академии наук одновременно, и первую апробацию в Синоде те и другие прошли около 11 марта 1751 г.[18] Допущенное при описании синодального архива обобщение вызвало путаницу в последующих публикациях.
На самом деле работа над ветхозаветным циклом началась в мастерских Академии наук 28 ноября 1750 г. Именно в этот день из Синода были присланы 49 словесных описаний будущих иллюстраций[19], составленных «обретающимся при библейном деле» иеромонахами Варлаамом (Лащевским)[20] и Гедеоном (Сломинским)[21]. 9 марта 1751 г. в Синод на апробацию были представлены первые шесть инвентированных Гриммелем оригиналов и определена стоимость работ — за инвенцию и нарисование по 4 руб., а за гравирование на меди по 15 руб.[22] 7 мая 1751 г. рисунки были возвращены для гравирования с требованием «когда сверх них еще какие куншты нарисованы и награвированы будут» (из оставшихся сорока трех. — Н. Г.), тоже вносить их в Синод для апробации[23]. 8 мая 1851 г. был составлен ордер на имя И. Соколова, и первые шесть рисунков были переданы для гравирования[24]. И. Э. Гриммелю в этот день был направлен ордер, обязывающий его как можно скорее заканчивать работу по «преждепосланному ордеру от 8 декабря [1750 г.]»[25], что и было им полностью выполнено до конца года[26]. 26 июля 1751 г. И. Соколов рапортовал, что шесть досок «грыдорованием окончены и их печатание подписано господином Гриммелем»[27]. Таким образом, первые шесть из 49 печатных форм были готовы уже летом 1751 г., но в итоге в первое издание вошла только одна гравюра — «Грехопадение Адама и Евы» в начале библейской Книги Бытие. Нужно отметить, что имевшая место поспешность привела к тому, что уже после выхода в свет первого издания Библии эта печатная форма подверглась доработке. Нам известны два состояния оттисков с доски. В первом состоянии цветок, прикрывающий Еву, почти полностью открывает ее обнаженную натуру, во втором случае к изображению крупного соцветия догравирована листва (ил. 3–4).
Вернемся к истории создания двух заставных гравюр. О том, что существовало словесное описание этих многокомпозиционных изображений, направленное в Академию наук 16 сентября 1751 г., было известно из опубликованного архивного документа канцелярии Синода[28]. В научных публикациях упоминались и оригиналы Гриммеля, инвентированные им в соответствии с присланным словесным описанием и представленные для апробации 28 октября 1751 г.[29]. Даже этой информации достаточно, чтобы сделать вывод, что заказ на создание титульного листа и фронтисписа создавался отдельно от заказа на выполнение основного цикла иллюстраций. Оплачивался он тоже по особым расценкам. Если работа над основным циклом велась хоть и с поспешностью, но в плановом режиме, то в случае с заставными листами весь комплекс работ, включающий нарисование оригиналов, гравирование печатных форм и напечатание оттисков в нужном количестве экземпляров, должен был быть окончен менее чем за три месяца, что потребовало от Синода задействования дополнительных средств. И. Э. Гриммель инвентировал оригиналы в период с 16 сентября по 28 октября 1751 г., за что попросил по 4 руб. за каждый (как и за куншты к ветхозаветным книгам)[30]. Гравирование бóльших по размеру заставных листов обошлось Синоду по 50 руб. за каждый[31], в отличие от сюжетных иллюстраций в третью долю листа, стоимость работ по которым составляла 15 руб. Кроме платы, направляемой в казну, Синодом были обещаны и сверхурочные граверам за срочность в размере 60 руб.[32] По завершении работ сверхурочные были распределены между мастерами и подмастерьями, участвовавшими в гравировании[33]. Согласно справке мастерской, на досках работали Иван Соколов, Григорий Качалов, Ефим Виноградов, Алексей Греков, Яков Васильев и Михаил Махаев[34]. Михаил Махаев гравировал литеры, его вознаграждение было самым маленьким по сравнению с остальными. И. Соколов и Г. Качалов с учениками справились с работой менее чем за месяц, рапортом от 28 ноября 1751 г. они сообщили, что пробные оттиски с награвированных досок опробованы и к печатанию подписаны архиепископом Платоном (Малиновским)[35].
Таким образом, на основании документов канцелярии Синода и канцелярии Академии наук:
- Было установлено, что работа над двумя синодальными заказами на создание иллюстраций для Елизаветинской Библии (от 28 ноября 1750 г. и от 16 сентября 1751 г.) велась в Академии наук одними и теми же мастерами, но в разные временные промежутки, и для каждого заказа были определены собственные условия его выполнения и оплаты.
- Получил свое разрешение вопрос, вызывавший у комиссии по разбору и описанию архива Святейшего Синода (1878 г.) сомнения, а именно — как и когда была награвирована единственная из сюжетных иллюстраций, вошедшая в первое издание Библии[36]. На основании гравюроведческого анализа иллюстраций отдельных экземпляров Библии (СПб., 18.12.1751) было установлено, что изготовленная печатная форма («кунштъ къ книгѣ Бытія») после выхода одной части тиража из печати подверглась доработке.
- Работа с документами канцелярии Синода предоставила и новые материалы для последующих актуальных направлений исследований. Автором настоящей статьи были опубликованы найденные в архиве словесные описания («проэкты») двух заставных листов Елизаветинской Библии[37]. На документах отсутствует чья-либо подпись, но можно полагать, что они тоже были составлены «обретающимся при библейном деле» иеромонахами Варлаамом (Лащевским) и Гедеоном (Сломинским). Нельзя исключать, что автором словесных описаний мог быть и архиепископ Платон (Малиновский)[38], подписавший к печати пробные оттиски с изготовленных досок. Публикация «проэктов» предоставила уникальную возможность для изучения богословских аспектов иконографической программы этих многокомпозиционных гравюр[39].
Сокращения
ОДиД — Описание документов и дел, хранящихся в Архиве Святейшего Правительствующего Синода (СПб., 1868–1914 гг.; 30 т.).
ПСПиР — Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской империи (СПб., 1869–1915 гг.; 17 т.).
ПСТГУ — Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет (г. Москва).
РГИА — Российский государственный исторический архив (г. Санкт-Петербург).
СПФ АРАН — Санкт-Петербургский филиал Архива Российской Академии наук (г. Санкт-Петербург).
Источники
Гусева А. А. Свод русских книг кирилловской печати XVIII в. типографий Москвы и Санкт-Петербурга и универсальная методика их идентификации. М., 2010.
Подробный словарь русских гравированных портретов: в 4 т. / сост. Д. А. Ровинский. СПб., 1887. Т. 2.
Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 796 Оп. 4. Д. 38. Т. «З».
Родосский А. С. Описание старопечатных и церковнославянских книг, хранящихся в библиотеке С.-Петербургской духовной академии. Вып. 2: XVIII–XIX стол. СПб., 1894.
Санкт-Петербургский филиал Архива Российской Академии наук (СПФ АРАН). Ф. 3. Оп. 1. Д. 147.
Срезневский В. И., Бем А. Л. Издания церковной печати времени императрицы Елисаветы Петровны. 1741–1761. Пг., 1914.
Wassiltschikoff A. Listes alphbétique de portraits russes: Vol. 1–2. St.-Petersbourg, 1875. Vol. 1.
Литература
Врангель Н. Н. Первые годы Академической школы // Русская Академическая художественная школа в XVIII веке. М., Л., 1934. С. 11–30.
Герасимова Н. В. К вопросу об иконографической программе титульного листа и фронтисписа Елизаветинской Библии // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2024. Вып. 53. С. 128–150. https://doi.org/10.15382/sturV202453.110-132
Кулименева И. Е. Цикл ветхозаветных иллюстраций для Елизаветинской Библии. История создания и гравированные прототипы // Библейские и литургические темы и образы в искусстве Востока и Запада: диалог культур, традиция и современность: [сборник научных трудов по материалам Международной научной конференции 18–19 ноября 2015 г.]. М., 2017. С. 167–175.
Рижский М. И. Русская Библия: история переводов Библии в России. Изд. 2-е. СПб., 2007.
Стецкевич Е. С. Иоганн Элиас Гриммель (1703–1758) — немецкий художник на службе в российской Академии наук [Электронный ресурс] // Манускрипт. 2019. Т. 12, № 4. С. 63–69. https://doi.org/10.30853/manuscript.2019.4.12. Режим доступа: https://manuscript-journal.ru/article/mns20190162/fulltext (дата обращения: 21.09.2023).
[1] О предшествовавшей выпуску первого тиража Елизаветинской Библии справе славянского библейского текста 1712–1751 гг. см. раздел монографии: Рижский М. И. Русская Библия: история переводов Библии в России. 2-е изд. СПб., 2007. С. 146–159.
[2] См. об этом подробнее: Герасимова Н. В. К вопросу об иконографической программе титульного листа и фронтисписа Елизаветинской Библии // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2024. Вып. 53. С. 128–150.
[3] Wassiltschikoff A. Listes alphbétique de portraits russes: Vol. 1–2. St.-Petersbourg, 1875. Vol. 1. P. 335–336. № 26; Подробный словарь русских гравированных портретов: в 4 т. / сост. Д. А. Ровинский. СПб., 1887. Т. 2. С. 958. № 106; Родосский А. С. Описание старопечатных и церковнославянских книг, хранящихся в библиотеке С.-Петербургской духовной академии. Вып. 2: XVIII–XIX стол. СПб., 1894. С. 112. № 185; Срезневский В. И., Бем А. Л. Издания церковной печати времени императрицы Елисаветы Петровны. 1741–1761. Пг., 1914. С. 213–214; Гусева А. А. Свод русских книг кирилловской печати XVIII в. типографий Москвы и Санкт-Петербурга и универсальная методика их идентификации. М., 2010. С. 42–43. № 105. Приведенная библиография ограничивается источниками, касающимися оригинальных гравюр, созданных в 1751 г. в Петербургской Академии наук, повторений гравюр Елизаветинской Библии 1758 г. (Киев) и 1762 г. (Москва) в рамках этой статьи мы не касаемся.
[4] Врангель Н. Н. Первые годы Академической школы // Русская Академическая художественная школа в XVIII веке. М.; Л., 1934. С. 19–20. Прим. 63.
[5] Гриммель Иоганн Элиас (1703–1758) — немецкий художник, иллюстратор. С 1741 по 1758 г. жил в России, где возглавлял Рисовальную палату Академии наук.
[6] Соколов Иван Алексеевич (ок. 1717–1757) — гравер резцом и офортом; с начала 1740-х гг. фактически стоял во главе Гравировальной палаты петербургской Академии наук; с 1747 г. руководил также Фигурной палатой, т. е. осуществлял руководство печатанием гравюр.
[7] Дело о кунштах в Библию // Санкт-Петербургский филиал Архива РАН (СПФ АРАН). Ф. 3. Оп. 1. Д. 147. Л. 492–493.
[8] Архивные материалы, касающиеся издательской деятельности Синодальных типографий Москвы и Санкт-Петербурга, впервые были введены в научный оборот в составе дореволюционных многотомников: Описание документов и дел, хранящихся в Архиве Святейшего Правительствующего Синода (СПб., 1868–1914 гг.; 30 т.); Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской империи (СПб., 1869–1915 гг.; 17 т.). В настоящее время они стали более доступны для широкого круга исследователей благодаря их включению в состав справочника А. А. Гусевой. Далее в статье при ссылке на эти издания указывается их сокращенное название: ОДиД, ПСПиР.
[9] Гусева А. А. Свод… С. 42–43. № 105.
[10] Качалов Григорий Аникиевич (1711/1712–1759) — гравер резцом и офортом; в 1737 г. получил звание подмастерья; с 1757 г. после смерти И. А. Соколова руководил Гравировальной палатой Петербургской Академии наук.
[11] Дело о кунштах в Библию // СПФ АРАН. Ф. 3. Оп. 1. Д. 147. Л. 502, 549.
[12] Стецкевич Е. С. Иоганн Элиас Гриммель (1703–1758) — немецкий художник на службе в российской Академии наук // Манускрипт. 2019. Т. 12, № 4. С. 66. Режим доступа: https://manuscript-journal.ru/article/mns20190162/fulltext (дата обращения: 21.09.2023).
[13] Кулименева И. Е. Цикл ветхозаветных иллюстраций для Елизаветинской Библии. История создания и гравированные прототипы // Библейские и литургические темы и образы в искусстве Востока и Запада: диалог культур, традиция и современность: [сб. научн. тр. по мат-лам Междунар. научн. конф. 18–19 ноября 2015 г.]. М., 2017. С. 167–175.
[14] Дело «9 января 1723 г. / 10 ноября 1752 г. По синодальному приговору, о напечатании новоисправленной Славянской Библии» // ОДиД. Т. 3. № 38. Здесь и далее цитата приводится по: Гусева А. А. Свод… С. 554–573, 575–587.
[15] О напечатании новоисправленной Славянской Библии // Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 796. Оп. 4. Д. 38. Т. «З».
[16] Дело о кунштах в Библию // СПФ АРАН. Ф. 3. Оп. 1. Д. 147.
[17] Подробнее об истории создания этого цикла, состоящего из 49 иллюстраций, см.: Кулименева И. Е. Цикл ветхозаветных иллюстраций… С. 167–175.
[18] «При доношеніи отъ 11 марта [1751 г.], академія наукъ представила Сѵноду 6 кунштовъ, нарисованныхъ Гриммелемъ. <…> Нарисованные куншты были представлены на просмотръ Свя¬тѣй¬шаго Сѵнода и имъ одобрены, <…> но исполнить всю работу къ окончанію печатанія библіи было уже невозможно и потому озаботились изготовленіемъ хотя одного перваго куншта или картины въ начало библіи. По проэкту, справщиками же іеромонахами составленному, Гриммель нарисовалъ этотъ кунштъ, Сѵнодъ одобрилъ рисовку и отдалъ вырѣзать мастерамъ Соколову и Качалову съ тѣмъ, чтобы къ 15 декабря они работу свою изготовили. Они дали обѣщаніе, но не иначе, если, кромѣ договорной платы въ казну, Святѣйшій Сѵнодъ выдастъ имъ въ награду еще 60 рублей собственно за то, что они въ такомъ случаѣ будутъ работать и въ праздничные дни. Сѵнодъ согласился и тогда же выдалъ имъ, какъ-бы въ задатокъ обѣщанной награды, 30 рублей. По опредѣленію 20 декабря, выданы были имъ и остальные 30 р. за то, что работу къ назначенному сроку тщательно исполнили. Хотя изъ дѣла и не видно ясно, но нужно полагать, что Соколовъ и Кaчaловъ награвировали собственно 3 рисунка: два заглавные листа къ библіи и кунштъ къ книгѣ Бытія, которые и помѣщены въ 1-мъ изданіи библіи 1751 г.» (цит. по.: Гусева А. А. Свод. С. 572).
[19] Дело о кунштах в Библию // СПФ АРАН. Ф. 3. Оп. 1. Д. 147. Л. 455–468.
[20] Варлаам (Лащевский [Лящевский]; ок. 1704–1774), архим. — эллинист и гебраист; в 1742–1746 гг. в сане иеромонаха занимал в Киево-Могилянской академии кафедру греческого языка, читал курс древнееврейского языка; в 1746 г. был назначен префектом академии; в 1747 г. вместе с иером. Гедеоном (Сломинским) был вызван в Санкт-Петербург для исправления славянского текста Библии.
[21] Гедеон (Сломинский [Слонимский]; ок. 1715–1772), архим. — библеист, литургист; в 1744 г. в сане иеромонаха занимал в Киево-Могилянской академии кафедру пиитики, в 1746 г. — философии; в 1747 г. вместе с иером. Варлаамом (Лашевским) был вызван в Санкт-Петербург для исправления славянского текста Библии.
[22] Дело о кунштах в Библию // СПФ АРАН. Ф. 3. Оп. 1. Д. 147. Л. 477–478 об.
[23] Там же. Л. 480–480 об.
[24] Там же. Л. 481.
[25] Там же. Л. 481 об.
[26] В рапорте, составленном И. Э. Гриммелем 27 января 1752 г., он сообщает, что «все сорок девять библейных кунштов уже апробованы и подписаны» (Там же. Л. 512–513).
[27] Там же. Л. 482.
[28] Дело «Об изготовлении в Академии наук рисунков к Библии» // ПСПиР. Т. 3. № 1260: 28 октября 1751 г. См.: Гусева А. А. Свод… С. 1033.
[29] Дело о кунштах в Библию // СПФ АРАН. Ф. 3. Оп. 1. Д. 147. Л. 490–493.
[30] «При сем (рапорте от 27 января 1752 г. — Н. Г.) сорок девять библейных кунштов, которые все уже апробованы и подписаны. А денег за каждый лист требовать надлежит по 4 руб. Да сверх того за сделанные особливо два заставных листа. <…> Итого за 51 лист всех денег потребно взять 204 руб.». См.: Там же. Л. 512–513.
[31] Там же. Л. 509–510 об.
[32] Дело «Об изготовлении в Академии наук рисунков к Библии» // ПСПиР. Т. 3. № 1260: 28 октября 1751 г. См.: Гусева А. А. Свод… С. 1033.
[33] Дело о кунштах в Библию // СПФ АРАН Ф. 3. Оп. 1. Д. 147. Л. 501–502, 506–507.
[34] Там же. Л. 501.
[35] Там же. Л. 494.
[36] См.: сн. 18.
[37] Герасимова Н. В. К вопросу об иконографической программе…
[38] Платон (Малиновский, архиеп.; 2-я пол. XVII в. — 1754) — церковный деятель, первоприсутствующий член Святейшего Синода; образование получил в Киево-Могилянской академии, с 1721 г. служил ее префектом в сане иеромонаха, с 1723 г. в той же должности служил в Московской славяно-латинской академии, в 1732 г. был арестован по делу архиеп. Феофилакта (Лопатинского), в 1738 г. лишен монашества и сослан на Камчатку, в 1742 г. императрицей Елизаветой Петровной ему был возвращен духовный сан, с 1748 г. архиепископ Московский и Севский, в 1751 г. был вызван в Санкт-Петербург для присутствия в Синоде.
[39] Об этом подробнее см.: Герасимова Н. В. К вопросу об иконографической программе… С. 128–150.
Источник: Герасимова Н. В. К истории создания титульного листа и фронтисписа Елизаветинской Библии (по документам канцелярии Синода и канцелярии Академии наук) // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2024. № 47. С. 279–292. https://doi.org/10.24412/2224-5391-2024-47-279-292