Прежде всего Александр Александрович Солонченко дал характеристику понятиям, о которых шла речь в докладе, и в частности провел разграничение между понятиями «национальность» и «национализм». По замечанию докладчика, национальность и национализм — это не одно и то же. Если национальность (или этническая идентичность) — это принадлежность к определенному народу или этносу, то есть естественное качество человека, унаследованное от родителей; то национализм — это искусственная (сконструированная политическим субъектом) надстройка над национальной (этнической) принадлежностью как природным свойством человека. При этом нация — это политическое сообщество, наделенное коллективной идентичностью, а принадлежность к нации — факт политического самоопределения. Национализм, как учение о нации и разновидность политической идеологии, создает нацию.
Определяющей чертой национализма, по словам А. А. Солонченко, являются приписывание нации «своей особой “сущности”, внутренне единой и отличной от всех остальных» — то есть конструирование онтологии нации. Эта черта может проявлять себя в приписывании нации «единой воли», в описании нации как «единого организма» и т. п. Понимание нации как единой сущности влечет за собой представление об особой связи между членами нации, противопоставление «свой-чужой», «друг-враг», опирающееся на факт принадлежности или непринадлежности к определенной нации; идею об особом историческом и политическом пути и требование политической свободы и автономии нации. Иногда имеет место сакрализация — представление о священности, святости или богоизбранности нации; при этом другим нациям прямо приписывается или подразумевается их неполноценность, профанность или еретичность. Национализм часто проявляет себя в шовинизме и ксенофобии.
Как отметил докладчик, современные политические и философские науки говорят, что любой национализм, где и когда бы он ни существовал, имеет одну природу. Нет качественного различия, например, между национализмом фашистской Германии (30-х годов ХХ века) и французским национализмом XIX века, между ними есть лишь количественное различие: в степени радикализации националистических идей и в способах их достижения. Национализм может принимать разные формы, соединяться с другими политическими идеологиями (например с монархизмом или социализмом и т. п.), может использовать или не использовать экстремистские формы борьбы, но, в любом случае, для него характерны «онтологизация нации», претензии на особый статус нации и идентификация своей нации через отделение и противопоставление с другими нациями.
По замечанию А. А. Солонченко, во взглядах прот. Думитру Станилоэ имела место онтологизация нации, которая выражалась в его представлениях о том, что нации «предопределены Богом», Который является строителем наций, что в основе каждой нации «лежит вечная божественная модель, которую эта нация должна реализовывать в себе как можно полнее». Нация представляет собой «единый организм», по своему содержанию нации вечны. По мнению о. Думитру, национализм есть естественное следствие существования нации, это «дух духа народа». При этом румынизм прот. Думитру определял как «румынскую душу» и «благой национализм».
Докладчик привел ряд высказываний о. Думитру Станилоэ о румынском народе: «У нас есть все основания верить в наш мессианизм», «Церковь облекается нацией, охватывает всех членов народа и простирается туда, где он обитает», «ей-богу, румыны сильны. Она [румынская нация] сильнее любой нации», «Мы можем создать самую гармоничную, а значит, и самую совершенную культуру в мире». В высказываниях о. Думитру о других народах присутствуют оценки католических народов как «надменных», «высокомерных рационалистов». Кроме того, докладчик привел цитату о. Думитру, в которой о русском народе говорится как о подпавшем под идеологию коммунизма неспроста, а из-за склонности русского народа по своей природе к «иррациональному фанатичному злу». Также, по мнению докладчика, о. Думитру Станилоэ с одобрением высказывался о депортациях и отправке в концентрационные лагеря цыган и евреев.
Согласно мнению А. А. Солонченко, в высказываниях прот. Думитру Станилоэ присутствуют такие признаки национализма, как онтологизация и сакрализация нации, противопоставление по принципу «свой-чужой», проявления шовинизма и ксенофобии. Кроме того, прот. Думитру заявлял о своей поддержке философа-ультранационалиста Нае Ионеску (1890–1940), восхищался «сильным иерархическим государством» Муссолини, имел дружеские отношения с Н. Крайником — идеологом фашизма и антисемитизма, министром пропаганды при Антонеску. С 1934 по 1945 г. прот. Думитру Станилоэ был главным редактором епархиальной газеты «Румынский телеграф», на страницах которой в 1942 г. восхвалялся Гитлер как «великий государственный деятель». При этом докладчик отметил, что, по свидетельству близких прот. Думитру людей, в то время, когда он был главным редактором журнала, ни одна строчка не публиковалась в нем без его разрешения и одобрения.
После 1945 г. Румыния попала под влияние Советского Союза и состояла в коммунистическом блоке. В этих условиях публичная поддержка национализма была невозможна, и поэтому прот. Думитру ничего не писал на эту тему. Вместе с тем, по словам А. А. Солонченко, неизвестно, чтобы прот. Думитру признал ошибочность своих националистических идей и отрекся от них.
А. А. Солонченко обратил внимание участников конференции на то, что идеология национализма явным образом противоречит христианству. По его мнению, онтологизацию нации следует воспринимать как онтологическое, эсхатологическое и антропологическое заблуждение, а отождествление Церкви и нации — как экклезиологическое и, в частности, как проявление ереси этнофилетизма. С точки зрения христианской нравственности, национализм — форма группового тщеславия, нарциссизма и идолопоклонства. Докладчиком был приведен ряд высказываний православных авторов с критикой национализма. В частности, по словам прп. Иустина Поповича, национализм в Церкви является хулой на Христа и Духа Святого. Согласно мнению протопресвитера Александра Шмемана, национализм есть «неправда», «античеловечность», «язычество» и «идолопоклонство»; по мнению протопресвитера Иоанна Мейендорфа, христианский национализм — это ересь и капитуляция перед тонкой формой секуляризма.
В связи со всем вышеперечисленным докладчик поставил вопрос: в том случае, если прот. Думитру Станилоэ будет канонизирован Румынской Церковью (что ожидается в ближайшее время), как следует относиться к его работам, содержащим националистические идеи?
Расширенная версия доклада планируется к публикации в качестве статьи в журнале «Богословский вестник» № 4 (55), 2024 г.
Подготовил Александр Карасёв