Святитель Феофан Затворник (1815–1894) — крупнейший представитель русской святоотеческой мысли второй половины XIX в. — в своем обширном письменном наследии предстает по преимуществу как богослов. Его антропологические, экклезиологические и аскетические воззрения сегодня активно изучаются, однако важно учитывать, что эти богословские идеи святитель проецирует и в область пастырского служения.
Первым в Русской Церкви он составил обширные толкования на пастырские послания ап. Павла, в которых подробно обрисовал образ православного священника и осмыслил пастырство как изначальную и неизменную составляющую церковного бытия и действия в мире. Помимо этого, свт. Феофан предпринимает перевод «Добротолюбия» на русский язык[1], и в отличие от предыдущих эпох, этот перевод имел максимально широкую целевую аудиторию, поскольку святитель рассматривал аскетическое наследие монашества как универсальный источник не только монашеской, но и в целом христианской духовности[2]. Это со временем определило постепенное формирование нового горизонта ожиданий от приходских духовников.
Годы его деятельности совпадают с периодом становления психологии как раздела философии. Во второй половине XIX столетия русская психологическая наука переживала значительный подъем. В это время активизируется взаимодействие с зарубежными психологическими школами, появляется немало оригинальных научных трудов, посвященных как общим вопросам (о предмете и методах психологии, о соотношении психологии и теории познания, психологии и философии и т. д.), так и конкретным аспектам психологических исследований. Этот же период представлен в литературе как время зарождения первых персоналистических концепций[3]. Святитель часто осмысляется как основоположник христианской психологии[4],[5]. Действительно, в своих работах он прослеживает путь человека в значительной мере в психологическом и индивидуалистическом ключе. Для этого, помимо прочего, он активно использует понятие совести, играющее важную роль в его антропологии.
По Феофану, христианин призван руководствоваться совестью в духовной жизни, однако возникает вопрос, как на пути ко спасению соотносятся между собой, с одной стороны, руководство христианской совестью, а с другой — руководство со стороны духовника. И за тем, и за другим святитель признает важное значение.
В данной статье будет предпринята попытка определить, в каком соотношении между собой в трудах свт. Феофана Затворника находятся эти два типа духовного руководства. Данный вопрос особенно актуален в современном контексте, когда отрицание религиозных практик часто оправдывается тем, что «Бог должен быть в душе», а для спасения достаточно «жить по совести».
I. Совесть как руководитель в духовной жизни
В духе Иоанна Златоуста ставя священство на недостижимую высоту, свт. Феофан, тем не менее, подробно раскрывает значение совести человека в духовной жизни и в деле спасения. Одной из важных сквозных тем в наследии святителя становится тезис о том, что даже при наличии многих наставников и уставов, внутренняя духовная жизнь человека протекает сокровенно и в ней «всякий идет один»[6], руководствуясь совестью, которая осмысляется у святителя как голос Божий, непосредственно звучащий в том, кто всем сердцем захотел жить по воле Бога. В этом случае «Дух Святой, живущий в нем, в час действования откроет, как поступить»[7]; иными словами, для такого христианина Бог становится непосредственным руководителем, отстранить Которого может только личная неблагонамеренность[8]. В другом месте, признавая важность внешнего руководства в духовной жизни, святитель напоминает о том, что «один у нас Учитель — Христос Господь, и никто еще не был научаем спасению как следует помимо Его»[9]. Поэтому, много говоря об усердии пастыря в окормлении прихожан, Феофан большое значение придает усилиям самих прихожан, которые должны прислушиваться к голосу совести, каяться в грехах за пределами исповеди, самостоятельно искать и избирать себе строгого духовника и т. д., — все это для того, чтобы не усыпить совесть[10].
Совесть играет важную роль в покаянии и очищении души. Дух сокрушения и личное внутреннее покаяние, по Феофану, делают возможным само таинство Покаяния и выходят далеко за его пределы. Они образуют длительный процесс, в котором священническое отпущение грехов становится хотя и ключевым, но все же лишь одним из множества этапов покаяния, происходящих сокровенно и при участии совести. Желающий покаяться сначала «познает свои грехи и сознается в них искренно; сознавшись, сокрушается о них и оплакивает их; сокрушившись же и оплакавши, полагает твердое намерение более не оскорблять Бога грехами своими, [...] в сих расположениях, смиренно исповедует все грехи свои пред духовником, чтоб получить разрешение в них и явиться к Чаше Господней оправданным и чистым пред очами Божиими»[11]. Описывая момент священнического отпущения грехов, свт. Феофан делает акцент на самоосуждающем стыде совести перед священником, избавляющем от стыда перед всем человечеством на Страшном Суде[12]. Через священника кающийся «снова сподобляется спасительной благодати, которая, сочетавшись с его духом, опять полагает в нем твердое начало новой жизни о Господе»[13], которое проявляется в «чувстве благоволения и всепрощения Божия»[14]. Однако это чувство возникает не сразу: в момент отпущения грехов оно лишь принимается на веру, «в чувство же входит после довольных над собою трудов, болезненных и безжалостных»[15]. Такая «отсрочка в даровании чувства помилования»[16] осмысляется у свт. Феофана как Божия епитимья, которая накладывается на грешника и воспринимается его христианской совестью вне зависимости от того, наложит ли епитимью исповедующий священник. В некоторых случаях святитель говорит об этапах духовной жизни, градация которых выстраивается, исходя из совестных, внутренних изменений человека, где исповедь и откровение помыслов духовному отцу фигурируют наряду с внутренним познанием греха и отказом от него, обращением на путь добродетели, «поминутным очищением себя сердечным покаянием»[17], «непрерывным сокрушением»[18], покаянным «настроением сердца»[19] перед судом Божиим и своей совести[20]. Иными словами, по мысли свт. Феофана, даже обращаясь к духовнику, необходимо помнить о том, что истинным Руководителем и Воспитателем является Сам Господь[21], осуществляющий это руководство различными способами: непосредственными внутренними внушениями, указаниями через духовных отцов[22], руководством Промысла[23]. Святитель подчеркивает, что без внутреннего борения руководство духовника не может быть успешным[24], а при соблюдении необходимых для спасения внешних обрядов[25] обязательно нужно иметь «внутреннюю духовную жизнь»[26] и придерживаться истинного руководства, исходящего от Духа[27]. В этом смысле пастыри и миряне одинаково подлежат суду совести и равны перед ним[28].
II. Духовное руководство со стороны духовника
В то же время, по свт. Феофану, одного сердечного сокрушения и исправления недостаточно[29]. Он часто подчеркивает другой важнейший принцип христианской жизни, накладывающий серьезные ограничения на руководство совестью в деле спасения. Он убежден в том, что самому человеку невозможно адекватно оценивать свое духовное состояние, и во избежание самообмана необходим сторонний наблюдатель — духовник, «который и решает дело и которого решение принимается как решение Божие»[30],[31]. Никто не способен сам вести духовную жизнь, руководитель нужен всем христианам, вне зависимости от сана или учености[32]. По Феофану, для хранения чистой совести пред Богом и людьми необходимо в первую очередь «хранить совесть свою чистою пред духовным отцом»[33], который, таким образом, воспринимает роль воспитателя совести, способного оценить ее состояние и исправить недостатки. Отсылая к опыту восточных отцов[34],[35], святитель в качестве «общего правила всех святых» называет следующее: «кто сам по себе живет, тот бесплодно живет ... совесть в таком случае не может быть у него мирна, у него должна быть постоянная нерешительность, смутность»[36]. Он подчеркивает: главнейший закон духовной жизни — «не доверять своему разуму и сердцу и всякий помысл поверять своему руководителю»[37]; христианину «не должно оставаться одному»[38]. Именно через послушание и советование с духовником человек постепенно приобретает навык рассуждения[39].
Выбор духовника предстает в творениях свт. Феофана как сугубо индивидуальная духовная задача, требующая большого упорства: он призывает «доискиваться благопотребного отца духовного»[40]: «Иди к духовному отцу, одному, другому, третьему, — нападешь на такого, который успокоит тебя»[41]. Общение с таким духовником не ограничивается перечислением грехов на исповеди. Сама исповедь в этом случае должна быть максимально подробной и откровенной[42] и сопровождаться продолжительной беседой[43],[44]. Тогда, после полного раскаяния на исповеди, в момент священнического разрешения в душе происходит то, что, по словам свт. Феофана, известно всякому, искренно каявшемуся: «Потоки благодати от главы разливаются в сердце и преисполняют его отрадою. Это не от человеков — ни от кающегося, ни от разрешающего: это тайна Господа Целителя и Успокоителя душ»[45]. В противном случае грехи не могут быть отпущены, и «может случиться, что тогда, когда духовный отец будет произносить: „Прощаю и разрешаю“, — Господь скажет: „А Я осуждаю“»[46].
По Феофану, откровенность, необходимая для искреннего покаяния, требует особого характера отношений между духовником и духовным чадом. Можно сказать, что святитель впервые в истории русской святоотеческой письменности подробно описывает такие отношения, когда рисует образ приходского священника как пастыря и духовного руководителя. Например, он вводит понятие «духовного родства»[47], которое устраивает Сам Господь в ответ на молитву и сердечное стремление[48],[49]. Такое родство святитель усматривает уже между апостолом Павлом и адресатами его посланий[50]. Более того, у ап. Павла он выявляет развернутое богословие отцовства, которое Сам Бог пожелал установить во всем Своем творении[51]. Отцовство характеризуется как неизменный иерархический принцип, пронизывающий все творение и, с одной стороны, способствует передаче благодати от высших к нижним, а с другой — устанавливает обязанности попечения одних людей о других[52],[53]. По Феофану, через апостольское преемство духовное отцовство было завещано епископам и священникам[54]. Так же, как и в апостольские времена «сердечный союз с пастырями есть первая основа стояния христианских обществ»[55]. Конечной же целью и вершиной пастырских трудов, по Феофану, является любовь, которая становится возможной у пасомых при условии чистоты сердца, покоя совести и нелицемерной веры[56].
Концепт духовного родства святитель применяет и к современной ему церковной практике исповеди и духовного руководства. Он многократно упоминает о повсеместно распространенной в XIX в. традиции говения единожды в год[57] и, вероятно, впервые в Синодальную эпоху начинает убедительно говорить о частом причащении, предваряемом частой же исповедью[58],[59]. Он отходит от обычного описания говения и говорит о более интенсивной духовной жизни, в которой священник оказывается руководителем в борьбе со страстями. За основу своих рассуждений свт. Феофан, так же, как и свт. Игнатий (Брянчанинов), берет аскетическую традицию древности, однако он убежден, что каждый христианин — как монах, так и мирянин — призван «оставить мир». Для этого необходимо не уйти в монастырь, а упорядочить свою жизнь — семейную, частную, общественную, устранить из нее все препятствующее духовной жизни, пользуясь руководством духовника[60]. В отличие от Игнатия, он уверенно говорит о послушании именно приходскому священнику-духовнику[61],[62],[63], поскольку главная задача последнего — не столько совершать таинства, сколько готовить человека к принятию благодати через них[64]. Безусловно, благодатная сила, способствующая духовному исцелению и исправлению жизни, приходит только от Бога через таинства, однако, по словам святителя, «принявши силу, никто пусть не думает самовольно действовать ею. Надо подчиниться руководителю, от Бога определенному священнику ... и по его руководству возделывать дар, возгревать и употреблять»[65]. В этом смысле приходской священник оказывается тем, кто применяет общие порядки и уставы (житейские, гражданские, церковные) и все средства спасения души к условиям жизни и личным особенностям конкретного человека[66],[67]. Феофан утверждает, что, хотя в большинстве случаев на приходах «внешняя жизнь берет перевес над внутреннею»[68], тем не менее «всегда были, и теперь есть, и вперед будут»[69],[70] приходские священники, способные быть руководителями.
Заключение
В развитой антропологии свт. Феофана совесть — одна из трех основных сил человеческого естества, желающая (действующая) сила человеческого духа, наряду с познающей и чувствующей[71]. В духе святоотеческого наследия, знатоком которого являлся святитель, он осмысляет совесть как основу нравственного самосознания человека, «чувство Божества», дающее познание воли Божией и воспитывающее человека в гражданина Царства Небесного. Поврежденная грехом природа часто не дает человеку поступать «по совести», даже при условии осознанного желания. Совесть открыта для воспитательного воздействия, в то время как ее собственные воспитательные возможности в значительной мере ограничены. Хотя совесть человека и играет важную роль в духовной жизни и руководит его ко спасению, миряне должны «подчиниться руководителю, от Бога определенному священнику»[72]. Свою совесть христианин должен хранить чистой в первую очередь перед духовником и регулярно очищать ее в таинстве Покаяния. Иными словами, по убеждению свт. Феофана, христианину невозможно самостоятельно исправиться и научиться вести подлинно духовную жизнь, руководствуясь лишь голосом совести. Именно для этого в Церкви Богом установлены пастыри. Их обязанность — «не смотреть только, как идут, — а вести и нести»[73],[74]. Обращаясь к пастырям, святитель говорит: «Воодушеви, вразуми, возьми [духовное чадо] на рамена и неси»[75]. Можно сказать, что свт. Феофан впервые в истории русской святоотеческой письменности подробно рисует образ приходского священника как пастыря и духовного руководителя и описывает соответствующий характер отношений между духовником и духовным чадом.
Подводя итог, можно прежде всего отметить, что взгляды свт. Феофана на исповедь и духовное руководство, с одной стороны, характеризуются укорененностью в Предании Церкви, а с другой — сформулированы необычайно современно и актуально. В эпоху развития психологии и быстрых общественных изменений святитель осмысляет таинство Покаяния в индивидуалистическом ключе, выделяя несколько этапов покаяния, происходящих внутри человека, среди которых отпущение грехов на исповеди — лишь начало. На каждом этапе центральную роль играет христианская совесть — через муки совести человек находит путь исправления и вразумления. Однако крайний психологизм и индивидуализм святителю удается увязать с представлением о невозможности духовной жизни без руководителя. Подробно характеризуя индивидуальное душепопечение, святитель уверенно переносит многие черты монастырского наставника из текстов «Добротолюбия» на приходского священника. В дальнейшем это отразилось как на самой фигуре духовника, к которому стали предъявляться «монашеские» требования личной святости и духовной опытности, так и на характере отношений священника с прихожанами, которые перестали ограничиваться только отпущением грехов. Они выделились в особую сферу «духовного», связанного с личным спасением, начали предполагать проникновение во «внутренний мир» кающегося, отсылая к монашеской традиции духовного руководства, послушания и откровения помыслов. Этот очевидный сдвиг обусловил более индивидуальный характер духовных отношений и стремление прихожан искать священника, способного стать духовным руководителем.
Источники и литература
- Лисовой Н. Н. Две эпохи — два «Добротолюбия» (прп. Паисий Величковский и св. Феофан, Затворник Вышенский). Приложение к: Добротолюбие (на русском языке): В 5 т. М., 2010. С. 472–538.
- Святитель Феофан Затворник — основатель христианской психологии: материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 200-летию свт. Феофана, Вышенского Затворника, 5–7 февраля 2015 г. СПб., 2015.
- Ткачёв Р. П. Опыт христианской психологии в трудах святителя Феофана Затворника // Сборник трудов Якутской духовной семинарии, № 1. (2014). С. 114–118.
- Феофан Затворник, свт. Воплощенное домостроительство. Опыт христианской психологии в письмах. Москва: Правило веры, 2008.
- Феофан Затворник, свт. Двери покаяния. Слова и проповеди. М.: Правило веры, 2007.
- Феофан Затворник, свт. Любовью назидая. Слова и проповеди. М.: Правило веры, 2008.
- Феофан Затворник, свт. Малые произведения. М.: Правило веры, 2008.
- Феофан Затворник, свт. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия. Краткие поучения. Изд. 4. М.: Правило веры, 2009.
- Феофан Затворник, свт. Начертание христианского нравоучения. М.: Правило веры, 2010.
- Феофан Затворник, свт. Письма о молитве и духовной жизни. Собрание писем. М.: Правило веры, 2008.
- Феофан Затворник, свт. Письма о разных предметах веры и жизни. М.: Правило веры, 2007.
- Феофан Затворник, свт. Письма о христианской жизни. Поучения. М.: Правило веры, 2007.
- Феофан Затворник, свт. Простые истины сердца. Внутренняя жизнь. Слова и проповеди. М.: Правило веры, 2007.
- Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики. Начертание христианского нравоучения. М.: Правило веры, 2008.
- Феофан Затворник, свт. Созерцание и размышление. Краткие поучения. М.: Правило веры, 2007.
- Феофан Затворник, свт. Толкование Послания апостола Павла к коринфянам второго. М., 2006.
- Феофан Затворник, свт. Толкования Посланий апостола Павла. К солунянам, к Филимону, к евреям. М.: Правило веры, 2005.
- Феофан Затворник, свт. Толкования Посланий апостола Павла. К Титу, к Тимофею (пастырские послания). М.: Правило веры, 2005.
- Феофан Затворник, свт. Толкования Послания апостола Павла к галатам. М.: Правило веры, 2005.
- Феофан Затворник, свт. Толкования Послания апостола Павла к ефесянам. М.: Правило веры, 2004.
- Феофан Затворник, свт. Толкования Послания апостола Павла к коринфянам второго. М.: Правило веры, 2006.
- Феофан Затворник, свт. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? Собрание писем. М.: Правило веры, 2009.
- Хондзинский П., прот. Антропология святителя Феофана Затворника и зарождение первых персоналистических концепций в русском богословии // Вестник ПСТГУ I:70. М.: ПСТГУ, 2017. С. 11–27.
- Хондзинский П., прот. Учение свт. Феофана о благодати и «чистой любви» в контексте идей блаж. Августина // Вестник ПСТГУ. Сер. 1: Богословие. Философия. 2012. Вып. 6 (44). С. 21–29.
[1] Ткачёв Р. П. Опыт христианской психологии в трудах святителя Феофана Затворника // Сборник трудов Якутской духовной семинарии, № 1. (2014). С. 472–538.
[2] Хондзинский П., прот. Учение свт. Феофана о благодати и «чистой любви» в контексте идей блаж. Августина // Вестник ПСТГУ. Сер. 1: Богословие. Философия. 2012. Вып. 6 (44). С. 22–23.
[3] Хондзинский П., прот. Антропология святителя Феофана Затворника и зарождение первых персоналистических концепций в русском богословии // Вестник ПСТГУ I:70. М.: ПСТГУ, 2017. С. 11–27.
[4] Святитель Феофан Затворник — основатель христианской психологии: материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 200-летию свт. Феофана, Вышенского Затворника, 5–7 февраля 2015 г. СПб., 2015.
[5] Ткачёв Р. П. Опыт христианской психологии в трудах святителя Феофана Затворника // Сборник трудов Якутской духовной семинарии, № 1. (2014). С. 114–118.
[6] Феофан Затворник, свт. Письма о христианской жизни. Поучения. М.: Правило веры, 2007. С. 401–402.
[7] Феофан Затворник, свт. Воплощенное домостроительство. Опыт христианской психологии в письмах. Москва: Правило веры, 2008. С. 24.
[8] Там же.
[9] Феофан Затворник, свт. Письма о разных предметах веры и жизни. М.: Правило веры, 2007. С. 527.
[10] Феофан Затворник, свт. Воплощенное домостроительство. Опыт христианской психологии в письмах. Москва: Правило веры, 2008. С. 377.
[11] Феофан Затворник, свт. Двери покаяния. Слова и проповеди. М.: Правило веры, 2007. С. 299.
[12] Там же. С. 123–124.
[13] Феофан Затворник, свт. Письма о разных предметах веры и жизни. М.: Правило веры, 2007. С. 229.
[14] Там же. С. 250.
[15] Там же.
[16] Там же.
[17] Феофан Затворник, свт. Письма о молитве и духовной жизни. Собрание писем. М.: Правило веры, 2008. С. 350.
[18] Там же.
[19] Феофан Затворник, свт. Двери покаяния. Слова и проповеди. М.: Правило веры, 2007. С. 125.
[20] Феофан Затворник, свт. Начертание христианского нравоучения. М.: Правило веры, 2010. С. 502.
[21] Феофан Затворник, свт. Письма о христианской жизни. Поучения. М.: Правило веры, 2007. С. 313.
[22] Феофан Затворник, свт. Простые истины сердца. Внутренняя жизнь. Слова и проповеди. М.: Правило веры, 2007. С. 209.
[23] Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики. Начертание христианского нравоучения. М.: Правило веры, 2008. С. 525.
[24] Там же. С. 524.
[25] Феофан Затворник, свт. Толкования Послания апостола Павла к галатам. М.: Правило веры, 2005. С. 409.
[26] Феофан Затворник, свт. Созерцание и размышление. Краткие поучения. М.: Правило веры, 2007. С. 535.
[27] Там же. С. 535–536.
[28] Феофан Затворник, свт. Любовью назидая. Слова и проповеди. М.: Правило веры, 2008. С. 514.
[29] Феофан Затворник, свт. Письма о разных предметах веры и жизни. М.: Правило веры, 2007. С. 82.
[30] Феофан Затворник, свт. Воплощенное домостроительство. Опыт христианской психологии в письмах. Москва: Правило веры, 2008. С. 381, 24.
[31] Феофан Затворник, свт. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? Собрание писем. М.: Правило веры, 2009. С. 287.
[32] Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики. Начертание христианского нравоучения. М.: Правило веры, 2008. С. 341–345.
[33] Там же. С. 406.
[34] Там же. С. 453–455.
[35] Феофан Затворник, свт. Малые произведения. М.: Правило веры, 2008. С. 104–136.
[36] Там же. С. 135.
[37] Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики. Начертание христианского нравоучения. М.: Правило веры, 2008. С. 506.
[38] Феофан Затворник, свт. Простые истины сердца. Внутренняя жизнь. Слова и проповеди. М.: Правило веры, 2007. С. 248.
[39] Там же. С. 427.
[40] Феофан Затворник, свт. Письма о молитве и духовной жизни. Собрание писем. М.: Правило веры, 2008. С. 269.
[41] Там же. С. 270.
[42] Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики. Начертание христианского нравоучения. М.: Правило веры, 2008. С. 289.
[43] Феофан Затворник, свт. Письма о молитве и духовной жизни. Собрание писем. М.: Правило веры, 2008. С. 347–348.
[44] Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики. Начертание христианского нравоучения. М.: Правило веры, 2008. С. 289.
[45] Там же. С. 291.
[46] Там же.
[47] Феофан Затворник, свт. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия. Краткие поучения. Изд. 4. М.: Правило веры, 2009. С. 165.
[48] Феофан Затворник, свт. Малые произведения. М.: Правило веры, 2008. С. 120.
[49] Феофан Затворник, свт. Простые истины сердца. Внутренняя жизнь. Слова и проповеди. М.: Правило веры, 2007. С. 521.
[50] Феофан Затворник, свт. Толкования Послания апостола Павла к ефесянам. М.: Правило веры, 2004. С. 21.
[51] Там же. С. 297.
[52] Там же. С. 297–298.
[53] Феофан Затворник, свт. Толкования Послания апостола Павла к коринфянам второго. М.: Правило веры, 2006. С. 295.
[54] Феофан Затворник, свт. Простые истины сердца. Внутренняя жизнь. Слова и проповеди. М.: Правило веры, 2007. С. 154.
[55] Феофан Затворник, свт. Толкования Посланий апостола Павла. К солунянам, к Филимону, к евреям. М.: Правило веры, 2005. С. 261.
[56] Феофан Затворник, свт. Толкования Посланий апостола Павла. К Титу, к Тимофею (пастырские послания). М.: Правило веры, 2005. С. 246–247, 251.
[57] Феофан Затворник, свт. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия. Краткие поучения. Изд. 4. М.: Правило веры, 2009. С. 99.
[58] Феофан Затворник, свт. Созерцание и размышление. Краткие поучения. М.: Правило веры, 2007. С. 41–42.
[59] Феофан Затворник, свт. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? Собрание писем. М.: Правило веры, 2009. С. 177–178.
[60] Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики. Начертание христианского нравоучения. М.: Правило веры, 2008. С. 445.
[61] Феофан Затворник, свт. Малые произведения. М.: Правило веры, 2008. С. 18.
[62] Феофан Затворник, свт. Двери покаяния. Слова и проповеди. М.: Правило веры, 2007. С. 226–227, 351.
[63] Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики. Начертание христианского нравоучения. М.: Правило веры, 2008. С. 389–391.
[64] Феофан Затворник, свт. Толкования Посланий апостола Павла. К Титу, к Тимофею (пастырские послания). М.: Правило веры, 2005. С. 506.
[65] Феофан Затворник, свт. Начертание христианского нравоучения. М.: Правило веры, 2010. С. 553–554.
[66] Феофан Затворник, свт. Двери покаяния. Слова и проповеди. М.: Правило веры, 2007. С. 217.
[67] Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики. Начертание христианского нравоучения. М.: Правило веры, 2008. С. 467–468.
[68] Там же.
[69] Феофан Затворник, свт. Письма о разных предметах веры и жизни. М.: Правило веры, 2007. С. 482–483.
[70] Феофан Затворник, свт. Толкование Послания апостола Павла к коринфянам второго. М., 2006. С. 315.
[71] Святитель Феофан Затворник — основатель христианской психологии: материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 200-летию свт. Феофана, Вышенского Затворника, 5–7 февраля 2015 г. СПб., 2015. С. 18.
[72] Феофан Затворник, свт. Начертание христианского нравоучения. М.: Правило веры, 2010. С. 553–554.
[73] Феофан Затворник, свт. Начертание христианского нравоучения. М.: Правило веры, 2010. С. 61.
[74] Феофан Затворник, свт. Письма о разных предметах веры и жизни. М.: Правило веры, 2007. С. 373–374.
[75] Феофан Затворник, свт. Воплощенное домостроительство. Опыт христианской психологии в письмах. Москва: Правило веры, 2008. С. 61.
Источник: Чёрный А. «Бог в душе»: совесть в структуре духовного руководства в наследии свт. Феофана Затворника // Богословско-исторический сборник. 2024. № 2 (33). С. 50–62.