«Бог в душе»: совесть в структуре духовного руководства в наследии свт. Феофана Затворника
В статье кандидата богословия, PhD, доцента ПСТГУ, научного сотрудника Центра истории богословия и богословского образования иерея Алексия Чёрного предпринимается попытка определить соотношение в трудах свт. Феофана Затворника двух типов руководства в религиозной жизни: со стороны христианской совести и со стороны священника-духовника. В духе святоотеческого наследия, знатоком которого являлся святитель, он осмысляет совесть как основу нравственного самосознания человека. Однако, хотя совесть и играет важную роль в духовной жизни и руководит ко спасению, свт. Феофан настаивает на том, что христианин не может самостоятельно вести подлинно духовную жизнь. Напоминая универсальный закон аскетики, согласно которому «кто сам по себе живет, тот бесплодно живет», святитель впервые в истории русской святоотеческой письменности подробно рисует образ приходского священника как духовного руководителя и описывает соответствующий характер отношений между духовником и духовным чадом. По мнению автора статьи, взгляды свт. Феофана на духовное руководство, с одной стороны, характеризуются укорененностью в Предании Церкви, а с другой — демонстрируют крайний психологизм и индивидуализм.
Статья

Святитель Феофан Затворник (1815–1894) — крупнейший представитель русской святоотеческой мысли второй половины XIX в. — в своем обширном письменном наследии предстает по преимуществу как богослов. Его антропологические, экклезиологические и аскетические воззрения сегодня активно изучаются, однако важно учитывать, что эти богословские идеи святитель проецирует и в область пастырского служения.

Первым в Русской Церкви он составил обширные толкования на пастырские послания ап. Павла, в которых подробно обрисовал образ православного священника и осмыслил пастырство как изначальную и неизменную составляющую церковного бытия и действия в мире. Помимо этого, свт. Феофан предпринимает перевод «Добротолюбия» на русский язык[1], и в отличие от предыдущих эпох, этот перевод имел максимально широкую целевую аудиторию, поскольку святитель рассматривал аскетическое наследие монашества как универсальный источник не только монашеской, но и в целом христианской духовности[2]. Это со временем определило постепенное формирование нового горизонта ожиданий от приходских духовников.

Годы его деятельности совпадают с периодом становления психологии как раздела философии. Во второй половине XIX столетия русская психологическая наука переживала значительный подъем. В это время активизируется взаимодействие с зарубежными психологическими школами, появляется немало оригинальных научных трудов, посвященных как общим вопросам (о предмете и методах психологии, о соотношении психологии и теории познания, психологии и философии и т. д.), так и конкретным аспектам психологических исследований. Этот же период представлен в литературе как время зарождения первых персоналистических концепций[3]. Святитель часто осмысляется как основоположник христианской психологии[4],[5]. Действительно, в своих работах он прослеживает путь человека в значительной мере в психологическом и индивидуалистическом ключе. Для этого, помимо прочего, он активно использует понятие совести, играющее важную роль в его антропологии.

По Феофану, христианин призван руководствоваться совестью в духовной жизни, однако возникает вопрос, как на пути ко спасению соотносятся между собой, с одной стороны, руководство христианской совестью, а с другой — руководство со стороны духовника. И за тем, и за другим святитель признает важное значение.

В данной статье будет предпринята попытка определить, в каком соотношении между собой в трудах свт. Феофана Затворника находятся эти два типа духовного руководства. Данный вопрос особенно актуален в современном контексте, когда отрицание религиозных практик часто оправдывается тем, что «Бог должен быть в душе», а для спасения достаточно «жить по совести».

I. Совесть как руководитель в духовной жизни

В духе Иоанна Златоуста ставя священство на недостижимую высоту, свт. Феофан, тем не менее, подробно раскрывает значение совести человека в духовной жизни и в деле спасения. Одной из важных сквозных тем в наследии святителя становится тезис о том, что даже при наличии многих наставников и уставов, внутренняя духовная жизнь человека протекает сокровенно и в ней «всякий идет один»[6], руководствуясь совестью, которая осмысляется у святителя как голос Божий, непосредственно звучащий в том, кто всем сердцем захотел жить по воле Бога. В этом случае «Дух Святой, живущий в нем, в час действования откроет, как поступить»[7]; иными словами, для такого христианина Бог становится непосредственным руководителем, отстранить Которого может только личная неблагонамеренность[8]. В другом месте, признавая важность внешнего руководства в духовной жизни, святитель напоминает о том, что «один у нас Учитель — Христос Господь, и никто еще не был научаем спасению как следует помимо Его»[9]. Поэтому, много говоря об усердии пастыря в окормлении прихожан, Феофан большое значение придает усилиям самих прихожан, которые должны прислушиваться к голосу совести, каяться в грехах за пределами исповеди, самостоятельно искать и избирать себе строгого духовника и т. д., — все это для того, чтобы не усыпить совесть[10].

Совесть играет важную роль в покаянии и очищении души. Дух сокрушения и личное внутреннее покаяние, по Феофану, делают возможным само таинство Покаяния и выходят далеко за его пределы. Они образуют длительный процесс, в котором священническое отпущение грехов становится хотя и ключевым, но все же лишь одним из множества этапов покаяния, происходящих сокровенно и при участии совести. Желающий покаяться сначала «познает свои грехи и сознается в них искренно; сознавшись, сокрушается о них и оплакивает их; сокрушившись же и оплакавши, полагает твердое намерение более не оскорблять Бога грехами своими, [...] в сих расположениях, смиренно исповедует все грехи свои пред духовником, чтоб получить разрешение в них и явиться к Чаше Господней оправданным и чистым пред очами Божиими»[11]. Описывая момент священнического отпущения грехов, свт. Феофан делает акцент на самоосуждающем стыде совести перед священником, избавляющем от стыда перед всем человечеством на Страшном Суде[12]. Через священника кающийся «снова сподобляется спасительной благодати, которая, сочетавшись с его духом, опять полагает в нем твердое начало новой жизни о Господе»[13], которое проявляется в «чувстве благоволения и всепрощения Божия»[14]. Однако это чувство возникает не сразу: в момент отпущения грехов оно лишь принимается на веру, «в чувство же входит после довольных над собою трудов, болезненных и безжалостных»[15]. Такая «отсрочка в даровании чувства помилования»[16] осмысляется у свт. Феофана как Божия епитимья, которая накладывается на грешника и воспринимается его христианской совестью вне зависимости от того, наложит ли епитимью исповедующий священник. В некоторых случаях святитель говорит об этапах духовной жизни, градация которых выстраивается, исходя из совестных, внутренних изменений человека, где исповедь и откровение помыслов духовному отцу фигурируют наряду с внутренним познанием греха и отказом от него, обращением на путь добродетели, «поминутным очищением себя сердечным покаянием»[17], «непрерывным сокрушением»[18], покаянным «настроением сердца»[19] перед судом Божиим и своей совести[20]. Иными словами, по мысли свт. Феофана, даже обращаясь к духовнику, необходимо помнить о том, что истинным Руководителем и Воспитателем является Сам Господь[21], осуществляющий это руководство различными способами: непосредственными внутренними внушениями, указаниями через духовных отцов[22], руководством Промысла[23]. Святитель подчеркивает, что без внутреннего борения руководство духовника не может быть успешным[24], а при соблюдении необходимых для спасения внешних обрядов[25] обязательно нужно иметь «внутреннюю духовную жизнь»[26] и придерживаться истинного руководства, исходящего от Духа[27]. В этом смысле пастыри и миряне одинаково подлежат суду совести и равны перед ним[28].

II. Духовное руководство со стороны духовника

В то же время, по свт. Феофану, одного сердечного сокрушения и исправления недостаточно[29]. Он часто подчеркивает другой важнейший принцип христианской жизни, накладывающий серьезные ограничения на руководство совестью в деле спасения. Он убежден в том, что самому человеку невозможно адекватно оценивать свое духовное состояние, и во избежание самообмана необходим сторонний наблюдатель — духовник, «который и решает дело и которого решение принимается как решение Божие»[30],[31]. Никто не способен сам вести духовную жизнь, руководитель нужен всем христианам, вне зависимости от сана или учености[32]. По Феофану, для хранения чистой совести пред Богом и людьми необходимо в первую очередь «хранить совесть свою чистою пред духовным отцом»[33], который, таким образом, воспринимает роль воспитателя совести, способного оценить ее состояние и исправить недостатки. Отсылая к опыту восточных отцов[34],[35], святитель в качестве «общего правила всех святых» называет следующее: «кто сам по себе живет, тот бесплодно живет ... совесть в таком случае не может быть у него мирна, у него должна быть постоянная нерешительность, смутность»[36]. Он подчеркивает: главнейший закон духовной жизни — «не доверять своему разуму и сердцу и всякий помысл поверять своему руководителю»[37]; христианину «не должно оставаться одному»[38]. Именно через послушание и советование с духовником человек постепенно приобретает навык рассуждения[39].

Выбор духовника предстает в творениях свт. Феофана как сугубо индивидуальная духовная задача, требующая большого упорства: он призывает «доискиваться благопотребного отца духовного»[40]: «Иди к духовному отцу, одному, другому, третьему, — нападешь на такого, который успокоит тебя»[41]. Общение с таким духовником не ограничивается перечислением грехов на исповеди. Сама исповедь в этом случае должна быть максимально подробной и откровенной[42] и сопровождаться продолжительной беседой[43],[44]. Тогда, после полного раскаяния на исповеди, в момент священнического разрешения в душе происходит то, что, по словам свт. Феофана, известно всякому, искренно каявшемуся: «Потоки благодати от главы разливаются в сердце и преисполняют его отрадою. Это не от человеков — ни от кающегося, ни от разрешающего: это тайна Господа Целителя и Успокоителя душ»[45]. В противном случае грехи не могут быть отпущены, и «может случиться, что тогда, когда духовный отец будет произносить: „Прощаю и разрешаю“, — Господь скажет: „А Я осуждаю“»[46].

По Феофану, откровенность, необходимая для искреннего покаяния, требует особого характера отношений между духовником и духовным чадом. Можно сказать, что святитель впервые в истории русской святоотеческой письменности подробно описывает такие отношения, когда рисует образ приходского священника как пастыря и духовного руководителя. Например, он вводит понятие «духовного родства»[47], которое устраивает Сам Господь в ответ на молитву и сердечное стремление[48],[49]. Такое родство святитель усматривает уже между апостолом Павлом и адресатами его посланий[50]. Более того, у ап. Павла он выявляет развернутое богословие отцовства, которое Сам Бог пожелал установить во всем Своем творении[51]. Отцовство характеризуется как неизменный иерархический принцип, пронизывающий все творение и, с одной стороны, способствует передаче благодати от высших к нижним, а с другой — устанавливает обязанности попечения одних людей о других[52],[53]. По Феофану, через апостольское преемство духовное отцовство было завещано епископам и священникам[54]. Так же, как и в апостольские времена «сердечный союз с пастырями есть первая основа стояния христианских обществ»[55]. Конечной же целью и вершиной пастырских трудов, по Феофану, является любовь, которая становится возможной у пасомых при условии чистоты сердца, покоя совести и нелицемерной веры[56].

Концепт духовного родства святитель применяет и к современной ему церковной практике исповеди и духовного руководства. Он многократно упоминает о повсеместно распространенной в XIX в. традиции говения единожды в год[57] и, вероятно, впервые в Синодальную эпоху начинает убедительно говорить о частом причащении, предваряемом частой же исповедью[58],[59]. Он отходит от обычного описания говения и говорит о более интенсивной духовной жизни, в которой священник оказывается руководителем в борьбе со страстями. За основу своих рассуждений свт. Феофан, так же, как и свт. Игнатий (Брянчанинов), берет аскетическую традицию древности, однако он убежден, что каждый христианин — как монах, так и мирянин — призван «оставить мир». Для этого необходимо не уйти в монастырь, а упорядочить свою жизнь — семейную, частную, общественную, устранить из нее все препятствующее духовной жизни, пользуясь руководством духовника[60]. В отличие от Игнатия, он уверенно говорит о послушании именно приходскому священнику-духовнику[61],[62],[63], поскольку главная задача последнего — не столько совершать таинства, сколько готовить человека к принятию благодати через них[64]. Безусловно, благодатная сила, способствующая духовному исцелению и исправлению жизни, приходит только от Бога через таинства, однако, по словам святителя, «принявши силу, никто пусть не думает самовольно действовать ею. Надо подчиниться руководителю, от Бога определенному священнику ... и по его руководству возделывать дар, возгревать и употреблять»[65]. В этом смысле приходской священник оказывается тем, кто применяет общие порядки и уставы (житейские, гражданские, церковные) и все средства спасения души к условиям жизни и личным особенностям конкретного человека[66],[67]. Феофан утверждает, что, хотя в большинстве случаев на приходах «внешняя жизнь берет перевес над внутреннею»[68], тем не менее «всегда были, и теперь есть, и вперед будут»[69],[70] приходские священники, способные быть руководителями.

Заключение

В развитой антропологии свт. Феофана совесть — одна из трех основных сил человеческого естества, желающая (действующая) сила человеческого духа, наряду с познающей и чувствующей[71]. В духе святоотеческого наследия, знатоком которого являлся святитель, он осмысляет совесть как основу нравственного самосознания человека, «чувство Божества», дающее познание воли Божией и воспитывающее человека в гражданина Царства Небесного. Поврежденная грехом природа часто не дает человеку поступать «по совести», даже при условии осознанного желания. Совесть открыта для воспитательного воздействия, в то время как ее собственные воспитательные возможности в значительной мере ограничены. Хотя совесть человека и играет важную роль в духовной жизни и руководит его ко спасению, миряне должны «подчиниться руководителю, от Бога определенному священнику»[72]. Свою совесть христианин должен хранить чистой в первую очередь перед духовником и регулярно очищать ее в таинстве Покаяния. Иными словами, по убеждению свт. Феофана, христианину невозможно самостоятельно исправиться и научиться вести подлинно духовную жизнь, руководствуясь лишь голосом совести. Именно для этого в Церкви Богом установлены пастыри. Их обязанность — «не смотреть только, как идут, — а вести и нести»[73],[74]. Обращаясь к пастырям, святитель говорит: «Воодушеви, вразуми, возьми [духовное чадо] на рамена и неси»[75]. Можно сказать, что свт. Феофан впервые в истории русской святоотеческой письменности подробно рисует образ приходского священника как пастыря и духовного руководителя и описывает соответствующий характер отношений между духовником и духовным чадом.

Подводя итог, можно прежде всего отметить, что взгляды свт. Феофана на исповедь и духовное руководство, с одной стороны, характеризуются укорененностью в Предании Церкви, а с другой — сформулированы необычайно современно и актуально. В эпоху развития психологии и быстрых общественных изменений святитель осмысляет таинство Покаяния в индивидуалистическом ключе, выделяя несколько этапов покаяния, происходящих внутри человека, среди которых отпущение грехов на исповеди — лишь начало. На каждом этапе центральную роль играет христианская совесть — через муки совести человек находит путь исправления и вразумления. Однако крайний психологизм и индивидуализм святителю удается увязать с представлением о невозможности духовной жизни без руководителя. Подробно характеризуя индивидуальное душепопечение, святитель уверенно переносит многие черты монастырского наставника из текстов «Добротолюбия» на приходского священника. В дальнейшем это отразилось как на самой фигуре духовника, к которому стали предъявляться «монашеские» требования личной святости и духовной опытности, так и на характере отношений священника с прихожанами, которые перестали ограничиваться только отпущением грехов. Они выделились в особую сферу «духовного», связанного с личным спасением, начали предполагать проникновение во «внутренний мир» кающегося, отсылая к монашеской традиции духовного руководства, послушания и откровения помыслов. Этот очевидный сдвиг обусловил более индивидуальный характер духовных отношений и стремление прихожан искать священника, способного стать духовным руководителем.

 

Источники и литература

  1. Лисовой Н. Н. Две эпохи — два «Добротолюбия» (прп. Паисий Величковский и св. Феофан, Затворник Вышенский). Приложение к: Добротолюбие (на русском языке): В 5 т. М., 2010. С. 472–538.
  2. Святитель Феофан Затворник — основатель христианской психологии: материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 200-летию свт. Феофана, Вышенского Затворника, 5–7 февраля 2015 г. СПб., 2015.
  3. Ткачёв Р. П. Опыт христианской психологии в трудах святителя Феофана Затворника // Сборник трудов Якутской духовной семинарии, № 1. (2014). С. 114–118.
  4. Феофан Затворник, свт. Воплощенное домостроительство. Опыт христианской психологии в письмах. Москва: Правило веры, 2008.
  5. Феофан Затворник, свт. Двери покаяния. Слова и проповеди. М.: Правило веры, 2007.
  6. Феофан Затворник, свт. Любовью назидая. Слова и проповеди. М.: Правило веры, 2008.
  7. Феофан Затворник, свт. Малые произведения. М.: Правило веры, 2008.
  8. Феофан Затворник, свт. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия. Краткие поучения. Изд. 4. М.: Правило веры, 2009.
  9. Феофан Затворник, свт. Начертание христианского нравоучения. М.: Правило веры, 2010.
  10. Феофан Затворник, свт. Письма о молитве и духовной жизни. Собрание писем. М.: Правило веры, 2008.
  11. Феофан Затворник, свт. Письма о разных предметах веры и жизни. М.: Правило веры, 2007.
  12. Феофан Затворник, свт. Письма о христианской жизни. Поучения. М.: Правило веры, 2007.
  13. Феофан Затворник, свт. Простые истины сердца. Внутренняя жизнь. Слова и проповеди. М.: Правило веры, 2007.
  14. Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики. Начертание христианского нравоучения. М.: Правило веры, 2008.
  15. Феофан Затворник, свт. Созерцание и размышление. Краткие поучения. М.: Правило веры, 2007.
  16. Феофан Затворник, свт. Толкование Послания апостола Павла к коринфянам второго. М., 2006.
  17. Феофан Затворник, свт. Толкования Посланий апостола Павла. К солунянам, к Филимону, к евреям. М.: Правило веры, 2005.
  18. Феофан Затворник, свт. Толкования Посланий апостола Павла. К Титу, к Тимофею (пастырские послания). М.: Правило веры, 2005.
  19. Феофан Затворник, свт. Толкования Послания апостола Павла к галатам. М.: Правило веры, 2005.
  20. Феофан Затворник, свт. Толкования Послания апостола Павла к ефесянам. М.: Правило веры, 2004.
  21. Феофан Затворник, свт. Толкования Послания апостола Павла к коринфянам второго. М.: Правило веры, 2006.
  22. Феофан Затворник, свт. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? Собрание писем. М.: Правило веры, 2009.
  23. Хондзинский П., прот. Антропология святителя Феофана Затворника и зарождение первых персоналистических концепций в русском богословии // Вестник ПСТГУ I:70. М.: ПСТГУ, 2017. С. 11–27.
  24. Хондзинский П., прот. Учение свт. Феофана о благодати и «чистой любви» в контексте идей блаж. Августина // Вестник ПСТГУ. Сер. 1: Богословие. Философия. 2012. Вып. 6 (44). С. 21–29.

 

[1] Ткачёв Р. П. Опыт христианской психологии в трудах святителя Феофана Затворника // Сборник трудов Якутской духовной семинарии, № 1. (2014). С. 472–538.

[2] Хондзинский П., прот. Учение свт. Феофана о благодати и «чистой любви» в контексте идей блаж. Августина // Вестник ПСТГУ. Сер. 1: Богословие. Философия. 2012. Вып. 6 (44). С. 22–23.

[3] Хондзинский П., прот. Антропология святителя Феофана Затворника и зарождение первых персоналистических концепций в русском богословии // Вестник ПСТГУ I:70. М.: ПСТГУ, 2017. С. 11–27.

[4] Святитель Феофан Затворник — основатель христианской психологии: материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 200-летию свт. Феофана, Вышенского Затворника, 5–7 февраля 2015 г. СПб., 2015.

[5] Ткачёв Р. П. Опыт христианской психологии в трудах святителя Феофана Затворника // Сборник трудов Якутской духовной семинарии, № 1. (2014). С. 114–118.

[6] Феофан Затворник, свт. Письма о христианской жизни. Поучения. М.: Правило веры, 2007. С. 401–402.

[7] Феофан Затворник, свт. Воплощенное домостроительство. Опыт христианской психологии в письмах. Москва: Правило веры, 2008. С. 24.

[8] Там же.

[9] Феофан Затворник, свт. Письма о разных предметах веры и жизни. М.: Правило веры, 2007. С. 527.

[10] Феофан Затворник, свт. Воплощенное домостроительство. Опыт христианской психологии в письмах. Москва: Правило веры, 2008. С. 377.

[11] Феофан Затворник, свт. Двери покаяния. Слова и проповеди. М.: Правило веры, 2007. С. 299.

[12] Там же. С. 123–124.

[13] Феофан Затворник, свт. Письма о разных предметах веры и жизни. М.: Правило веры, 2007. С. 229.

[14] Там же. С. 250.

[15] Там же.

[16] Там же.

[17] Феофан Затворник, свт. Письма о молитве и духовной жизни. Собрание писем. М.: Правило веры, 2008. С. 350.

[18] Там же.

[19] Феофан Затворник, свт. Двери покаяния. Слова и проповеди. М.: Правило веры, 2007. С. 125.

[20] Феофан Затворник, свт. Начертание христианского нравоучения. М.: Правило веры, 2010. С. 502.

[21] Феофан Затворник, свт. Письма о христианской жизни. Поучения. М.: Правило веры, 2007. С. 313.

[22] Феофан Затворник, свт. Простые истины сердца. Внутренняя жизнь. Слова и проповеди. М.: Правило веры, 2007. С. 209.

[23] Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики. Начертание христианского нравоучения. М.: Правило веры, 2008. С. 525.

[24] Там же. С. 524.

[25] Феофан Затворник, свт. Толкования Послания апостола Павла к галатам. М.: Правило веры, 2005. С. 409.

[26] Феофан Затворник, свт. Созерцание и размышление. Краткие поучения. М.: Правило веры, 2007. С. 535.

[27] Там же. С. 535–536.

[28] Феофан Затворник, свт. Любовью назидая. Слова и проповеди. М.: Правило веры, 2008. С. 514.

[29] Феофан Затворник, свт. Письма о разных предметах веры и жизни. М.: Правило веры, 2007. С. 82.

[30] Феофан Затворник, свт. Воплощенное домостроительство. Опыт христианской психологии в письмах. Москва: Правило веры, 2008. С. 381, 24.

[31] Феофан Затворник, свт. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? Собрание писем. М.: Правило веры, 2009. С. 287.

[32] Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики. Начертание христианского нравоучения. М.: Правило веры, 2008. С. 341–345.

[33] Там же. С. 406.

[34] Там же. С. 453–455.

[35] Феофан Затворник, свт. Малые произведения. М.: Правило веры, 2008. С. 104–136.

[36] Там же. С. 135.

[37] Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики. Начертание христианского нравоучения. М.: Правило веры, 2008. С. 506.

[38] Феофан Затворник, свт. Простые истины сердца. Внутренняя жизнь. Слова и проповеди. М.: Правило веры, 2007. С. 248.

[39] Там же. С. 427.

[40] Феофан Затворник, свт. Письма о молитве и духовной жизни. Собрание писем. М.: Правило веры, 2008. С. 269.

[41] Там же. С. 270.

[42] Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики. Начертание христианского нравоучения. М.: Правило веры, 2008. С. 289.

[43] Феофан Затворник, свт. Письма о молитве и духовной жизни. Собрание писем. М.: Правило веры, 2008. С. 347–348.

[44] Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики. Начертание христианского нравоучения. М.: Правило веры, 2008. С. 289.

[45] Там же. С. 291.

[46] Там же.

[47] Феофан Затворник, свт. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия. Краткие поучения. Изд. 4. М.: Правило веры, 2009. С. 165.

[48] Феофан Затворник, свт. Малые произведения. М.: Правило веры, 2008. С. 120.

[49] Феофан Затворник, свт. Простые истины сердца. Внутренняя жизнь. Слова и проповеди. М.: Правило веры, 2007. С. 521.

[50] Феофан Затворник, свт. Толкования Послания апостола Павла к ефесянам. М.: Правило веры, 2004. С. 21.

[51] Там же. С. 297.

[52] Там же. С. 297–298.

[53] Феофан Затворник, свт. Толкования Послания апостола Павла к коринфянам второго. М.: Правило веры, 2006. С. 295.

[54] Феофан Затворник, свт. Простые истины сердца. Внутренняя жизнь. Слова и проповеди. М.: Правило веры, 2007. С. 154.

[55] Феофан Затворник, свт. Толкования Посланий апостола Павла. К солунянам, к Филимону, к евреям. М.: Правило веры, 2005. С. 261.

[56] Феофан Затворник, свт. Толкования Посланий апостола Павла. К Титу, к Тимофею (пастырские послания). М.: Правило веры, 2005. С. 246–247, 251.

[57] Феофан Затворник, свт. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия. Краткие поучения. Изд. 4. М.: Правило веры, 2009. С. 99.

[58] Феофан Затворник, свт. Созерцание и размышление. Краткие поучения. М.: Правило веры, 2007. С. 41–42.

[59] Феофан Затворник, свт. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? Собрание писем. М.: Правило веры, 2009. С. 177–178.

[60] Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики. Начертание христианского нравоучения. М.: Правило веры, 2008. С. 445.

[61] Феофан Затворник, свт. Малые произведения. М.: Правило веры, 2008. С. 18.

[62] Феофан Затворник, свт. Двери покаяния. Слова и проповеди. М.: Правило веры, 2007. С. 226–227, 351.

[63] Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики. Начертание христианского нравоучения. М.: Правило веры, 2008. С. 389–391.

[64] Феофан Затворник, свт. Толкования Посланий апостола Павла. К Титу, к Тимофею (пастырские послания). М.: Правило веры, 2005. С. 506.

[65] Феофан Затворник, свт. Начертание христианского нравоучения. М.: Правило веры, 2010. С. 553–554.

[66] Феофан Затворник, свт. Двери покаяния. Слова и проповеди. М.: Правило веры, 2007. С. 217.

[67] Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики. Начертание христианского нравоучения. М.: Правило веры, 2008. С. 467–468.

[68] Там же.

[69] Феофан Затворник, свт. Письма о разных предметах веры и жизни. М.: Правило веры, 2007. С. 482–483.

[70] Феофан Затворник, свт. Толкование Послания апостола Павла к коринфянам второго. М., 2006. С. 315.

[71] Святитель Феофан Затворник — основатель христианской психологии: материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 200-летию свт. Феофана, Вышенского Затворника, 5–7 февраля 2015 г. СПб., 2015. С. 18.

[72] Феофан Затворник, свт. Начертание христианского нравоучения. М.: Правило веры, 2010. С. 553–554.

[73] Феофан Затворник, свт. Начертание христианского нравоучения. М.: Правило веры, 2010. С. 61.

[74] Феофан Затворник, свт. Письма о разных предметах веры и жизни. М.: Правило веры, 2007. С. 373–374.

[75] Феофан Затворник, свт. Воплощенное домостроительство. Опыт христианской психологии в письмах. Москва: Правило веры, 2008. С. 61.

 

Источник: Чёрный А. «Бог в душе»: совесть в структуре духовного руководства в наследии свт. Феофана Затворника // Богословско-исторический сборник. 2024. № 2 (33). С. 50–62.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9