В советское время на фоне преобразований системы церковного управления Поместным Собором 1917–1918 годов и особенно в контексте открытых гонений и борьбы за выживание в Церкви меняется порядок нормативного регулирования богослужения. Изучение этих изменений как с формальной, так и с содержательной точек зрения представляет исследовательский интерес. При этом подходы к изучению предшествующего периода истории богослужения Русской Православной Церкви не вполне применимы к советским реалиям церковной жизни и деятельности. Основное внимание при изучении развития богослужебной практики важно направить на решения органов высшей церковной власти, непосредственно направленные на регламентацию богослужения, а также на деятельность официального церковного издательства, результаты работы которого опосредовано оказывали влияние на литургический обиход Русской Православной Церкви.
Постановления соборных органов Высшей Церковной власти, посвященные регламентации регулярного общественного богослужения
К числу немногочисленных церковно-правовых норм, посвященных регламентации регулярного общественного богослужения в конце 1960-х — начале 1970-х годов, относятся постановление Священного Синода от 28 ноября 1968 года (журнал №41) о возможности совершения Литургии Преждеосвященных Даров в вечерние часы[1], а также деяние Освященного Поместного Собора Русской Православной Церкви 1971 года «об отмене клятв на старые обряды и на всех, придерживающихся их»[2], согласно которому были признаны спасительными «старые русские обряды, как и новые и все равночестные им»[3]: таким образом, нормативно была узаконена богослужебная практика единоверческих общин. Обе узаконенные нормы непосредственно соотносятся с предложениями по упорядочению богослужебной жизни, которые были разработаны Синодальной комиссией по разработке каталога тем Всеправославного Предсобора, завершившей свою деятельность в начале июня 1968 года.
Синодальное постановление о возможности совершения Литургии Преждеосвященных Даров в вечерние часы находится в контексте предложения указанной Комиссии об использовании в приходской богослужебной практики Типикона Великой Константинопольской Церкви, где предусмотрено вечерню совершать непременно вечером, а утреню — утром. Одним из существенных затруднений для точной реализации такого подхода в рамках богослужебной практики храмов Русской Православной Церкви оставалась широко распространенное убеждение о том, что служить Литургию необходимо исключительно до полудня, хотя «Известие учительное» упоминает о совершении в особые дни года Литургии и после полудня[4]. Служении любой Литургии исключительно до полудня фактически узаконило несоответствие богослужебной практики с нормами Типикона. Литургия Преждеосвященных Даров, которая согласно Церковному уставу совершается совместно с вечерней, в Русской Православной Церкви служилась преимущественно в первой половине дня. Священный Синод, рассмотрев отзывы различных архипастырей по данному вопросу, не нашел препятствий для совершения Литургии Преждеосвященных Даров в вечернее время. Необходимость получения благословения епархиального архиерея для этого обусловлена тем, что такая практика для церковной жизни приходов Русской Православной Церкви середины ХХ века становилось явлением новым. Таким образом, Священный Синод устранил одно из существенных препятствий к соотнесению богослужебной практики как с нормами действующего в Русской Православной Церкви богослужебного устава, так и с положениями Типикона Великой Константинопольской Церкви, на который предлагали ориентироваться при совершении приходского богослужения члены Синодальной комиссии по разработке тем Всеправославного Предсобора.
В деянии Освященного Поместного Собора Русской Православной Церкви 1971 года «об отмене клятв на старые обряды и на всех, придерживающихся их»[5] содержится прямое указание на многообразие литургических обрядов как норму для Православной Церкви: «Спасительному значению обрядов не противоречит многообразие форм их внешнего выражения, которое всегда было присуще древней неразделенной Христовой Церкви и которое не являлось в ней камнем преткновения и источником разделения»[6]. Это положение соборного деяния соответствует одному из положений проекта резолютивного документа по теме «Единообразие уставного и литургического текстов в богослужении и при совершении таинств»: «Святая Церковь допускает многообразие в церковно-богослужебном чине и считает православные восточные и православные западные обряды равночестными»[7]. Так, в деянии содержится признание спасительными иных, даже отличных от наиболее распространенных в Русской Православной Церкви обрядов или типов богослужения: «Признать старые русские обряды, как и новые и все равночестные им, спасительными»[8]. Спасительными были признаны не только старый и новый русские обряды, но и все «равночестные им», то есть все многообразие богослужебных традиций Древней Церкви. Представление о многообразии литургических обрядов как норме церковной жизни, сформулированное Синодальной комиссией по разработке тем Всеправославного Предсобора, было узаконено Поместным Собором Русской Православной Церкви 1971 года.
Издательская деятельность Русской Православной Церкви как форма регламентации регулярного общественного богослужения
Регламентация регулярного общественного богослужения Русской Православной Церкви в конце 1960-х, 1970-е и 1980-е годы, помимо непосредственного правотворчества соборных органов Высшей Церковной власти, осуществлялась преимущественно в рамках издательской деятельности Московской Патриархии.
В советский период истории издательская деятельность Русской Православной Церкви была существенно ограничена. После известной встречи церковных иерархов с И. В. Сталиным в 1943 году Церкви было разрешено регулярно издавать «Журнал Московской Патриархии», а также ежегодный «Православный церковный календарь»[9], содержащий церковный месяцеслов с указателем богослужебных чтений и небольшими уставными заметками. Поместный Собор 1945 года учредил при Священном Синоде Издательский отдел Московской Патриархии[10], в обязанности которого входили предпечатная подготовка и организация выпуска изданий, «необходимых для полноценной церковной жизни»[11].
Первой богослужебной книгой, подготовленной Издательским отделом Московской Патриархии, стала «Служба всем святым, в земле Российской просиявшим»[12], что, с одной стороны, соответствовало обращению государственной идеологии в годы Великой Отечественной войны к национальным ценностям, с другой — указало на стремление священноначалия Русской Православной Церкви к сохранению, насколько это было возможно в тех условиях, преемственности с наследием Поместного Собора 1917–1918 годов, на котором установлено было данное торжество и его членами написан текст службы[13].
В дальнейшем, в 1948–1950 годах были изданы в форме брошюр службы наиболее важным церковным праздникам (Рождеству Христову, Крещению Господню и Сретению)[14], что было связано с наличием дефицита богослужебных книг, издание которых в послереволюционное время фактически не осуществлялось. Решать данную проблему Издательский отдел Московской Патриархии стал последовательно и системно, осуществляя подготовку к изданию основных богослужебных книг репринтным способом с внесением некоторых уточнений и дополнений, соответствующих историческим реалиям, к оригинальным дореволюционным изданиям. Издание богослужебных книг в церковнославянской графике было возможно в советское время исключительно в виде фототипичного копирования дореволюционных богослужебных изданий, так как в государственных типографиях не было оттисков с церковнославянскими шрифтами, а новые тексты, то есть различные дополнения к существующим последованиям и тем более принципиально новые богослужебные сборники, могли воспроизводиться исключительно гражданским шрифтом.
Определенное влияние на общие подходы к изданию богослужебных книг и сборников оказала деятельность Синодальной календарно-богослужебной комиссии, которая работала в 1950-е и 1960-е годы, хотя и с вынужденным продолжительным перерывом. Первый состав комиссии возглавил святитель Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский (почивший в 1962 году). Из прежнего состава в комиссии продолжили работу профессор Ленинградской духовной академии Н. Д. Успенский и профессор Московской духовной академии Д. П. Огицкий[15], которые после вынужденного прекращения регулярных заседаний данного синодального учреждения принимали активное участие в 1963–1968 годах в деятельности профильной рабочей группы по разработке проектов резолютивных документов по Родосскому каталогу тем Всеправославного Предсобора[16]. Возобновление после 10-летнего перерыва работы Синодальной календарно-богослужебной комиссии произошло 10 февраля 1969 года, но уже в существенно обновленном составе. В новый состав комиссии вошли игумен Матфей (Мормыль) и А. И. Просвирнин, которые впоследствии участвовали в работе Богослужебной подкомиссии (группы) Юбилейной комиссии по подготовке и проведению празднования 1000-летия Крещения Руси и вошли в состав Синодальной богослужебной комиссии, учрежденной решением Священного Синода от 16 октября 1989 года[17].
Заседания Синодальной календарно-богослужебной комиссии в 1969 году проходили под руководством председателя Издательского отдела Московской Патриархии епископа Волоколамского Питирима (Нечаева)[18]. Отметим, что Преосвященный Питирим возглавил Издательский отдел 14 мая 1963 года[19], сменив на этой должности епископа Никодима (Ротова), которому было поручено возглавить особую Синодальную комиссию по разработке каталога тем Всеправославного Предсобора[20].
В обновленном составе Синодальная календарно-богослужебная комиссия провела два заседания — 10 и 11 февраля 1969 года соответственно[21]. В ходе работы второго состава комиссии, помимо сугубо прикладных издательских вопросов, связанных с подготовкой к выходу различных изданий церковного календаря и отдельных богослужебных книг, было решено акцентировать внимание на уставном богослужении и совершении служб русским святым с большей торжественностью в сравнении с прочими подвижниками. В частности, было рекомендовано в уставных заметках церковного календаря разместить примечание «если имеются два святых — русский и греческий, то службу русскому святому совершать со славословием»[22]. Кроме того, было решено подготовить и издать образцы соединения служб русским святым с вселенскими. При этом было указано, что при подготовке к изданию новой редакции Служебных Миней нужно «соединять службы вселенским и русским святым»[23].
Хотя информации о последующих заседаниях Синодальной календарно-богослужебной комиссии как отдельного учреждения Московской Патриархии, кроме протоколов заседания 10 и 11 февраля 1969 года, нет[24], все же функции данного учреждения выполнялись непосредственно Издательским отделом Московской Патриархии при реализации им последующих проектов, связанных с богослужебными (богослужебные книги и сборники), календарно-богослужебными (православные церковные календари) и справочными изданиями («Настольная книга священнослужителя»).
К 1978 году издание основной части корпуса богослужебных книг репринтным способом была завершена (Типикон — 1954 и 1957, Требник — 1958, Служебник — 1960 и 1977, Минея общая — 1960, Псалтирь и Часослов — 1961, Октоих — 1962, Минея праздничная — 1970, Триодь постная — 1974, Триодь цветная — 1977). Единственным многотомным богослужебным сборником из числа основных богослужебных книг, который к тому времени еще не был издан, осталась служебная Минея в 12-ти томах.
Среди богослужебных изданий, выпущенных Издательским отделом Московской Патриархии в 1970-е годы, помимо собственно богослужебных книг, издаваемых преимущественно репринтным способом без существенных исправлений и дополнений (за исключением изъятия дореволюционных форм поминовения гражданской власти), особняком стоят «Настольная книга священнослужителя»[25] и «Православный богослужебный сборник»[26].
Фактически исключительное право Издательского отдела Московской Патриархии на печать не только богослужебной, но и в целом православной литературы в Советском Союзе, с учетом жесткого контроля со стороны Совета по делам религий, на наш взгляд, позволяет расценивать любое издание того периода как имеющее непосредственное одобрение священноначалия Русской Православной Церкви. Московской Патриархии приходилось добиваться получения разрешения на издание каждой новой книги, преодолевая административные ограничения, фактически цензуру, а также учитывая финансовые возможности (выделение государством необходимого объема бумаги и типографских мощностей), поэтому не утвержденные священноначалием и тем более случайные церковные издания в те годы представить невозможно. Наличие грифа «По благословению Патриарха Московского и всея Руси ПИМЕНА» было неформальным обозначением церковности издания, означало в отношении богослужебной литературы утверждение ее содержания. То есть любое вновь выпускаемое богослужебное издание того времени доносит позицию священноначалия о том, что должно быть нормой при совершении приходского богослужения.
Первый и четвертый тома «Настольной книги священнослужителя», изданные 1977 и 1983 годах соответственно, содержат как отдельные богослужебные тексты, напечатанные гражданским шрифтом[27], так и описание уставного порядка совершения богослужения. Сколько-нибудь значимых литургических заметок, содержащих отличный от указаний Типикона порядок совершения регулярного богослужения, эти сборники не содержат. Основное внимание в них уделено призыву совершать богослужения точно согласно уставным нормам.
Особое место среди богослужебных изданий 1970-х годов занимает «Православный богослужебный сборник», впервые изданный в июле 1976 года. Отличительными особенностями издания являются, во-первых, то, что оно выполнено исключительно гражданским шрифтом, во-вторых, в первую часть издания (С. 3–46) включено полное последование всенощного бдения (великой вечерни и утрени), часов и Божественной Литургии, что позволило использовать это издание как дублер Часослова; в-третьих, в книге содержатся ноты для четырехголосного хора отдельных песнопений по гласам (воскресных стихир, тропарей, ирмосов и др. (С. 57–154) и дневных прокимнов (С. 346–349), а также тексты избранных праздничных песнопений служб Миней (С. 156–238), Триоди постной и Триоди цветной (С. 239–323), что позволяет «Сборнику» быть, по словам составителей, «подсобной книгой на клиросе в руках певцов»[28].
В рецензии на данное издание отмечено, что «Сборник» содержит такое количество изменяемых песнопений, которое, по мнению составителей, «обычно поет хор в приходских храмах»[29]. Для каждого гласа из Октоиха предложено четыре воскресных стихиры на «Господи воззвах...», три стихиры на стиховне с их богородичнами, тропарь воскресный и богородичен, ирмосы и кондаки воскресных канонов, две стихиры на «Хвалите...»; из Минеи — большая часть стихир на «Господи воззвах...», отдельные стихиры на литии, не менее двух стихир на стиховне, тропарь, величание, избранный псалом, стихира по 50-м псалме и ирмосы канона праздника, несколько стихир на «Хвалите...», где положены праздничные антифоны Литургии. Таким образом, составители сборника фиксируют реальную практику совершения служб на приходах и дают ориентир начинающим служение в Церкви на рекомендуемое количество изменяемых песнопений, которые должны обязательно исполняться за уставным богослужением.
Можно с уверенностью отметить, что состав изменяемых песнопений в «Сборнике» в целом ориентирован на рекомендации доклада «Об упорядочении богослужения» профильного отдела Поместного Собора 1917–1918 годов, где было предложено: «Песнопения Триодей и великих праздников должны исполняться без пропусков, хотя бы и без повторений. В дни воскресные, будничные и в меньшие праздники из стихир “на Господи воззвах”, стиховных, литийных, хвалитных должно петь не менее половины положенных как из Октоиха, так и из Минеи»[30]. Единственным значимым отступлением от данных указаний в «Сборнике» является незначительное количество хвалитных стихир, как праздничных, так и воскресных (две для каждого гласа) при полном отсутствии евангельских стихир.
«Православный богослужебный сборник» сочетает в себе лаконичность (однотомное издание менее 400 страниц) с полнотой (большая часть исполняемых праздничных песнопений) содержания и удобством (гражданский шрифт) использования певцами и чтецами разного уровня владения навыком чтения церковнославянских текстов. Эти достоинства в сочетании с официальным статусом богослужебного издания, которое имело благословение Святейшего Патриарха, обеспечили широкую востребованность «Сборника». Десятки переизданий многотысячными тиражами «Православного богослужебного сборника» позволили снабдить приходы Русской Православной Церкви самым необходимым набором песнопений и молитвословий для организации регулярного богослужения особенно в тех местах, где храмы были недостаточно оснащены богослужебной литературой.
«Православный богослужебный сборник» отчасти фиксирует сложившуюся приходскую практику исполнения избранных изменяемых песнопений, как некогда в XIX веке реальная богослужебная практика фиксировалась в нотных сборниках[31], а не в официальных богослужебных книгах. С другой стороны, опора составителей «Сборника» на рекомендации Поместного Собора 1917–1918 годов в вопросе объема исполняемых песнопений позволила повысить общую литургическую культуру приходского богослужения во второй половине ХХ века.
Принципиальное решение Синодальной календарно-богослужебной комиссии 10 и 11 февраля 1969 года о необходимости соединять службы русским святым с памятью святых вселенских соответствует пунктам 16 и 19 доклада «Об упорядочении богослужения» профильного отдела Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 годов[32]. На них особое внимание обращал святитель Афанасий (Сахаров) при работе над исправлением Миней, которой он занимался вплоть до своей кончины в 1962 году. Подходы к такому соотнесению были системно сформулированы в совместном докладе епископа Афанасия (Сахарова) с иереем Павлом Соколовским «О соединении служб русским святым со службами святым вселенским», который был представлен на заседании Синодальной календарно-богослужебной комиссии 2 января 1957 года[33]. Важно отметить, что обращение к этому вопросу обновленным составом Синодальной календарно-богослужебной комиссии в 1969 году обеспечило сохранение преемственности в работе данного синодального учреждения как с наследием первого состава комиссии[34], так и в целом с литургическими материалами Поместного Собора 1917–1918 годов.
Последовательное и неуклонное внимание к этому вопросу членов различных синодальных учреждений оказало существенное влияние на подходы к формированию обновленного состава Служебных Миней, которые были изданы в 1978–1989 годах и широко известны как «Зеленые Минеи».
В контексте подготовки к 1000-летию Крещения Руси Издательским отделом Московской Патриархии был инициирован проект по переизданию всех 12-ти томов служебных Миней. При этом для сохранения редких богослужебных текстов, представленных в местных дореволюционных изданиях или доступных исключительно в архивных фондах[35], большая часть из которых посвящена русским святым, было решено включить «новый материал в старые Минеи»[36]. Данному решению предшествовала неудачная попытка руководителя Издательского отдела архиепископа Питирима (Нечаева) согласовать с Советом по делам религий при Совете министров СССР возможность выпуска дополнительных Миней русским святым.
Особенностью книжной справы служебных Миней во второй половине XVII века стало массовое исключение служб русским святым, а также богослужебных «текстов, для которых не удавалось отыскать соответствия в греческих печатных изданиях, использовавшихся справщиками»[37]. В синодальный период существенного пересмотра содержания служебных Миней не предпринималось, за редким исключением добавления немногочисленных служб в ее состав[38], что связано с фактическим «мораторием» на новую книжную справу из опасений повторения трагического раскола XVII века[39].
Задача по включению в месячные Минеи служб почитаемым общецерковно русским святым, а также по созданию особых дополнительных Миней, содержащих богослужебные тексты в честь местночтимых русских святых и икон Божьей Матери, была поставлена Поместным Собором 1917–1918 годов[40]. Труды по подготовке особых русских дополнительных Миней на протяжении большей части своей жизни осуществлял священноисповедник Афанасий (Сахаров); и наибольшую активность в реализации данной задачи подвижник проявил в 1955–1962 годах, когда «ему удалось найти и исправить более 200 служб, в большинстве своем неопубликованных»[41]. В Издательский отдел Московской Патриархии «из подмосковных Петушков привезли двенадцать чемоданов архива святителя Афанасия (Сахарова)»[42] после его блаженной кончины. Таким образом литургические тексты русским святым, собранные епископом Афанасием, были доступны редакционной группе «Зеленых Миней», которая их существенно дополнила архивными материалами[43].
С учетом реализации задачи по включению в состав служебных Миней существенного количества богослужебных текстов, ранее в них не входивших, было принято решение издавать новую редакцию богослужебной книги полностью гражданским шрифтом: так объем новаций в новой версии Миней был менее заметен и сами книги были более однородными. Одним из первых опытов выпуска богослужебной книги исключительно гражданским шрифтом стала Минея Праздничная, вышедшая в 1970 году[44].
Реализация столь фундаментального проекта по изданию «Зеленых Миней» потребовала серьезных кадровых и материальных ресурсов, а также решимости приступить к делу, сравнимому по масштабам лишь с книжной справой XVII века. В рамках реализации этого проекта Минейная редакционная группа Издательского отдела Московской Патриархии фактически взяла на себя функции не только по редакторской правке служб, входивших в корпус богослужебных книг, но и по включению новых богослужебных текстов в состав служебных Миней. Сейчас эти вопросы отнесены к компетенции Священного Синода, которому оказывает экспертное содействие Синодальная богослужебная комиссия[45].
Новая редакция служебных Миней, изданная в 1978–1989 годах, «содержит богослужебных текстов в два с половиной раза больше, чем было в дореволюционных изданиях»[46], что является первой новацией данного издания. Результатом кратного увеличения количества служб Минеи стало возникновение реальности, которая не была предусмотрена составителями действующей редакции Типикона. Согласно уставным нормам Типикона, все службы служебных Миней, за крайне редким исключением, должны быть обязательно исполнены в храмах с ежедневным богослужением. Когда количество богослужебных текстов в служебных Минеях резко увеличилось более чем в два раза, все их исполнить в течение года стало невозможно. В этих условиях совершители богослужения попали в ситуацию, когда ежедневно необходимо было выбирать, какие службы Минеи будут совершаться, а какие будут не перенесены, а именно пропущены. К тому же при издании «Зеленых Миней» не удалось в полной мере реализовать сформулированные Синодальной календарно-богослужебной комиссией в 1969 году принципы соединения служб русским святым со службами святым вселенским, так как количество богослужебных текстов русским святым значительно увеличилось и на один и тот же день могло приходиться несколько служб русским святым[47]. Соединять одну из нескольких служб русским святым со службой святому вселенскому этого же дня было не вполне логично и справедливо. Видимо, этим объясняется решение размещать службы одного дня одну за другой, а не в едином последовании.
Второй новацией «Зеленых Миней» стало включение в их состав дидактических текстов, которые не размещались в дореволюционных изданиях служебных Миней. Решение о размещении в месячных Минеях служб в сопровождении синаксарей, то есть емких сведений о «святых иконах и из житий святых» было принято на Поместном Соборе 1917–1918 годов[48]. В дальнейшем задача обеспечить доступность качественных назидательных текстов, предназначенных для воспроизведения их за богослужением, была обозначена Синодальной комиссией по разработке каталога тем Всеправославного Предсобора, подготовившей проекты резолютивных документов, одобренных Священным Синодом в 1968 году, в качестве одной из приоритетных мер к упорядочению и развитию богослужебной жизни Православной Церкви[49]. «Сообразно с обычаем священной древности восстановить уставные чтения как желательную часть службы, но вместо семи, положенных на всенощной по Типикону, читать одно — между вечерней и утреней, причем чтения эти надлежит подобрать, используя лучшие образцы церковного учительства»[50].
В 1974 году при репринтном воспроизведении Триоди постной в ее состав в качестве приложения были включены «Чтения Триоди Постной», состоявшие из поучений преподобного Феодора Студита, причем в русском переводе, что стало первым опытом включения в корпус богослужебных книг Русской Православной Церкви богослужебных поучений на русском языке[51]. Во втором и третьем томах «Настольной книги священнослужителя», изданных в 1978 и 1979 годах соответственно, был представлен месяцеслов Русской Православной Церкви, снабженный житийными справками[52], при составлении которых были «учтены все основные достижения русской агиологии»[53]. Именно эти житийные материалы с некоторыми дополнениями и уточнениями были включены в состав новой редакции служебных Миней, начиная с тома за октябрь (житийные тексты в этом томе собраны в приложении, в последующих томах агиографические тексты печатаются внутри основных томов после богослужебных текстов) и до августа включительно.
Размещение назидательных чтений внутри корпуса богослужебных книг в советское время было обусловлено стремлением компенсировать недостаток церковно-просветительской литературы для широкого читателя. Если массовое издание богослужебных книг не вызывало принципиальных вопросов со стороны советских государственных органов, то издание просветительской литературы было затруднено. Размещение в «Зеленых Минеях» полного свода агиографических текстов существенно повысило их доступность[54]. При этом их наличие именно в составе корпуса богослужебных книг, который был допущен к изданию государством, снимало вопросы о том, можно ли эти тексты публично читать в храме, не опасаясь претензий со стороны местных уполномоченных Совета по делам религий. Наличие в «Зеленых Минеях» как обязательной части житийных и иных назидательных текстов создало условия для постепенного распространения практики их чтения, в том числе и во время богослужения, не только в советское, но и в постсоветское время.
Еще одним важным аспектом регламентации регулярного общественного богослужения Русской Православной Церкви в годы первосвятительского служения Патриарха Пимена стал выход в 1988 году подготовленного совместно Богослужебной подкомиссией (группой) Юбилейной комиссии по подготовке и проведению празднования 1000-летия Крещения Руси и Издательским отделом Московской Патриархии богослужебного сборника «Чинопоследования праздника Крещение Руси»[55]. Сборник включал в себя «Службу Господу Богу нашему, в Троице славимому, в память Крещения Руси»[56], которая была совмещена со службой всем святым, в земле Российской просиявшим. В книге также содержатся последования молебного пения с молебным каноном всем русским святым и панихиды «по предстоятелям и архипастырям Русской Православной Церкви, по подвижникам благочестия Земли Русской и всем благочестивым предкам нашим»[57].
Торжество в честь Крещения Руси в 1988 году и «на последующее время» Святейший Патриарх Пимен благословил совершать по последованию «Службы Господу Богу нашему, в Троице славимому, в память Крещения Руси» [12, с. 270], которая составлена по уставу великого господского праздника с особыми праздничными антифонами на литургии, пением «Елицы во Христа крестистеся...» вместо «Трисвятого», особыми чтениями Апостола и Евангелия и т. д. Практика совершения по этому порядку торжеств в честь Крещения Руси в 1990-е и 2000-е годы не получила широкого распространения.
К вопросу о практике ежегодного литургического празднования событий Крещения Руси священноначалие Русской Православной Церкви вернулось лишь в 2008 году. Архиерейский Собор определил: «В память о величайшем событии нашей общей истории — Крещении Руси — Архиерейский Собор постановил в день святого равноапостольного князя Владимира 15/28 июля совершать богослужение по уставу великого праздника, воздавая должную честь крестителю Руси»[58]. Освященный Собор при этом обратился к государственному руководству России, Беларуси и Украины с предложением включить день памяти крестителя Руси в перечень государственных памятных дат. В ответ на это обращение в 2010 году на законодательном уровне в число памятных дат России было внесено «28 июля — День Крещения Руси»[59]. Таким образом, было обозначено особое место Крещения Руси в истории Российского государства.
Повышение исключительно праздничного знака службы равноапостольному Владимиру, в которой события Крещения Руси обозначены опосредовано, до уровня великого праздника не дало возможности вернуться к практике регулярного совершения «Службы Господу Богу нашему, в Троице славимому, в память Крещения Руси», которая была установлена по благословению Патриарха Пимена. Лишь в 2013 году в ходе подготовки к празднованию 1025-летия Крещения Руси по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Отделом богослужебных книг Издательства Московской Патриархии при поддержке Синодальной богослужебной комиссии была издана «Служба Господу Богу нашему, в Троице славимому, в память Крещения Руси, и святому равноапостолу, великому князю Владимиру»[60], последование которой предусмотрено с особенностями уставного порядка совершения господских служб по уставу великого праздника.
В официальном календарно-богослужебном издании «Богослужебные указания на 2024 год» впервые был представлен вариант совершения богослужения 15 (28) июля[61], который предусматривает возможность отправления службы по сборнику «Служба Господу Богу нашему, в Троице славимому, в память Крещения Руси, и святому равноапостолу, великому князю Владимиру» со всеми характерными особенностями данного богослужения.
Регламентация регулярного общественного богослужения Русской Православной Церкви в 1968–1989 годах осуществлялась:
- во-первых, непосредственно, через нормотворчество соборных органов высшей церковной власти, связанное с возможностью совершения Литургии Преждеосвященных Даров в вечерние часы, а также с признанием спасительными различных древних церковных обрядов;
- во-вторых, опосредованно, через выпуск Издательским отделом Московской Патриархии различных богослужебных, календарно-богослужебных и справочных изданий.
Литургические нормы соборных органов высшей церковной власти сохраняют актуальность и в наше время. Так, определение Священного Синода от 28 ноября 1968 года о возможности служения Литургии Преждеосвященных Даров в вечерние часы оказало непосредственное влияние на распространение практики совершения данной Литургии в вечернее время как в приходах епархий дальнего зарубежья, так и на канонической территории Русской Православной Церкви. Подтверждению данной практики и ее более широкому применению послужило включение данной нормы в соборный документ «Об участии верных в Евхаристии»[62], который был разработан Межсоборным Присутствием и утвержден Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2016 года[63].
Признание старого и нового русского богослужебного обряда и равночестных им спасительными Деянием Освященного Поместного Собора Русской Православной Церкви 1971 года, одновременно со снятием клятв со старого русской обряда, позволило окончательно узаконить деятельность единоверческих общин Русской Православной Церкви, существовавших с 1800 года, несмотря на наличие клятв на старые обряды. Нормы указанного Деяния Поместного Собора 1971 года положены в основание современных церковно-правовых документов, в частности в «Положение о старообрядных приходах Русской Православной Церкви»[64], которое было утверждено Священным Синодом 4 марта 2022 года (журнал №18).
Выход из печати богослужебных книг и сборников в условиях существенных ограничений со стороны государства в сфере книгоиздания был на протяжении всего периода первосвятительского служения Патриарха Пимена событием для Русской Православной Церкви. С учетом того, что издание любой церковной книги, в том числе и богослужебной литературы, требовалось согласовывать с представителями Совета по делам религий при Совете министров СССР, к печати готовились только избранные, хорошо подготовленные и формально, и содержательно книги. При этом каждое такое издание получало непосредственное благословение Святейшего Патриарха, что придавало, в частности богослужебным изданиям, статус официальных церковных документов, отражающих подход высшей церковной власти к регламентации богослужения. В результате соотнесения подходов к регламентации богослужебной практики, содержащихся имплицитно в богослужебных изданиях 1970–1980 годов, удалось установить, что они соответствуют подходам к упорядочению богослужения, которые были выработаны профильным отделом Поместного Собора 1917–1918 годов[65].
Издание «Зеленых Миней», которое стало самым крупных не только издательским, но и исследовательским проектом Русской Православной Церкви в советское время, оказало влияние на развитие богослужебной практики. Кратное увеличение количества богослужебных текстов в служебных Минеях создало реальность, связанную с системной необходимостью выбирать, какие богослужебные памяти совершать, а какие будут пропущены, чего составители действующей редакции Типикона не предусматривали. Включение в состав «Зеленых Миней» обширного свода назидательных текстов создало предпосылки к возрождению практик исполнения за богослужением поучений, в качестве которых избираются лучшие фрагменты агиографических произведений или святоотеческой письменности. При этом, что особенно важно, обе эти значимые в количественном и в качественном отношении новации позволили фактически преодолеть «мораторий» на масштабное исправление богослужебных книг, который действовал в Русской Православной Церкви со времен книжной справы XVII века, приведшей к возникновению старообрядческого раскола[66].
Последовавшие после завершения издания «Зеленых Миней» активизация работы по написанию новых богослужебных текстов под эгидой Синодальной богослужебной комиссии, а также более свободное отношение к возможности переиздания богослужебных книг с внесением уточнений и дополнений, обусловило реализацию в наше время проекта по изданию корпуса богослужебных книг в компьютерном церковнославянском наборе.
Изучение практики регламентации регулярного общественного богослужения Русской Православной Церкви в 1968–1989 годах позволило:
- установить сохранение общей преемственности с литургическим наследием Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 годов на примере издания «Православного богослужебного сборника», а также деятельности профильных синодальных учреждений;
- выявить тенденцию к преодолению исторически обусловленного «моратория» на внесение существенных изменений, преимущественно в форме дополнения богослужебных книг, что особенно заметно на примере реализации проекта по изданию «Зеленых Миней» (включение новых литургических и житийных текстов);
- отметить включенность церковно-правовых норм и богослужебных практик изучаемого периода в современное правовое поле и богослужебную практику Русской Православной Церкви (совершение Литургии Преждеосвященных Даров по вечерам, а также развитие практики применения старообрядного богослужения);
- обозначить влияние практики регламентации регулярного общественного богослужения в 1968–1989 годах на содержание современных официальных календарно-изданий — Богослужебных указаний (на примере службы Крещению Руси).
Список литературы
- Андроник (Трубачев), игум. Богослужебная синодальная комиссия // Православная энциклопедия. Т. 5. C. 535–536. [Электронный ресурс]. URL https://www.pravenc.ru/text/149583.html?ysclid=lh7gdwbhpd399471287 (дата обращения: 13.06.2023).
- Андроник (Трудачев), игум. Житийная литература // Православная энциклопедия. Т. 19. [Электронный ресурс]. URL: https://www.pravenc.ru/text/182317.html?ysclid=lpr6h33pvy135777330 (дата обращения: 04.12.2023).
- Богослужебные указания на 2024 год. [Электронный ресурс]. URL: http://calendar.rop.ru/?bui=210 (дата обращения: 11.03.2024).
- Деяние Освященного Поместного Собора Русской Православной Церкви 1971 года об отмене клятв со старые обряды и на придерживающихся их // Журнал Московской Патриархии. 1971, №6. С. 3–
- Доклад «Об упорядочении богослужения» отдела о богослужении, проповедничестве и храме Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. // Кравецкий А. Г., Плетнёва А. А. История церковнославянского языка в России (конец XIX – XX в.) / отв. ред. А. М. Молдован. М.: Языки русской культуры, 2001. С. 298–303.
- Доклад Председателя Богослужебно-календарной комиссии при Священном Синоде епископа Афанасия (Сахарова) и священника Павла Соколовского о соединении служб русским святым со службами святым вселенским // Журнал Московской Патриархии. 1957. №4. С. 13–15.
- Журнал №41 заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 ноября 1968 года // Журнал Московской Патриархии. 1969, №1. С. 3–
- Из Проектов резолютивных документов, подготовленных Комиссией при Священном Синоде Русской Православной Церкви по разработке каталога тем Всеправославного Предсобора // Кравецкий А. Г., Плетнёва А. А. История церковнославянского языка в России… С. 366–
- Карманов, Е. Н. Рец.: Православный богослужебный сборник. Изд. Московской Патриархии. М., 1976, 352 с. [Библиография] // Журнал Московской Патриархии. 1976. №9. С. 78.
- Косик О. В., Плетнёва А. А. Афанасий (Сахаров) // Православная энциклопедия. Т. 3. С. 699– [Электронный ресурс]. URL: https://www.pravenc.ru/text/76846.html?ysclid=lpjrocpmuf635405899 (дата обращения: 29.11.2023).
- Кравецкий А. Г., Плетнёва А. А. История церковнославянского языка в России (конец XIX – XX в.) / Отв. ред. А. М. Молдован. М.: Языки русской культуры, 2001. 400 с.
- Кравецкий А. Г. Богослужебный уклад Русской Церкви и Священное Писание в трудах Поместного Собора 1917–1918 гг. // Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 годов. Т. 15 (Кн. 1). Протоколы заседаний и материалы Отдела о богослужении, проповедничестве и храме и Библейского отдела / Составление, подготовка текста, предисловие и примечания А. Г. Кравецкого, отв. ред. А. Г. Кравецкий, прот. Николай Балашов. М.: Изд-во Новоспасского монастыря, 2022. С. 75.
- Кривко Р. Н. Минея // Православная энциклопедия. Т. 45. С. 273–279. [Электронный ресурс]. URL: https://www.pravenc.ru/text/2563260.html (дата обращения: 13.06.2023).
- Медведева Л. Питиримовские Минеи // Преданный служитель Церкви: О церковной и общественной деятельности митрополита Питирима (Нечаева): [Сборник трудов и воспоминаний]. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2009. 552 с. [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechaev/predannyj-sluzhitel-tserkvi/4_12 (дата обращения: 29.11.2023).
- Настольная книга священнослужителя. Т. 1. М.: Изд. Московской Патриархии, 1977. 704 с.
- Настольная книга священнослужителя. Т. 2. М. Изд. Московской Патриархии, 1978. 799 с.
- Об участии верных в Евхаристии. [Электронный ресурс]. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/3981166.html (дата обращения: 11.03.2024).
- Определение освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (Москва, 24–29 июня 2008 года) «О единстве Церкви». [Электронный ресурс]. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/428916.html (дата обращения: 13.06.2023).
- Полищук Е. С. Издательский отдел, Издательский совет, Издательство Московского Матриархата // Православная энциклопедия. Т. 21. С. 559– [Электронный ресурс]. URL: https://www.pravenc.ru/text/293874.html?ysclid=lncx3uce2996693478 (дата обращения: 05.10.2023).
- Положение о старообрядных приходах Русской Православной Церкви. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5911575.html (дата обращения: 11.03.2024).
- Положение об управлении Русской Православной Церковью. М. Изд. Московской Патриархии, 1945.
- Постановления Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (2-3 февраля 2016 года). [Электронный ресурс]. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/4367700.html (дата обращения: 11.03.2024).
- Православный богослужебный сборник. М.: Изд. Московской Патриархии, 1976. 352 с.
- Протокол заседания Богослужебно-календарной комиссии 1–11 февраля 1969 года // Кравецкий А. Г., Плетнёва А. А. История церковнославянского языка в России (конец XIX – XX в.) / отв. ред. А. М. Молдован. М.: Языки русской культуры, 2001. С. 358–365.
- Рева К. А., свящ. Влияние издания «Зеленых Миней» на богослужебную практику Русской Православной Церкви // Церковь. Богословие. История. 2024. №5. С. 542– EDN KHKAHL.
- Рева К. А., свящ. Издательская деятельность Московской Патриархии в 1971–1990 годы как форма регламентации богослужебной практики // Богословский сборник Тамбовской духовной семинарии. 2023. № 4(25). С. 80– DOI 10.51216/2687-072X_2023_4_80. EDN CSBGGT.
- Рева К. А., свящ. Придворный литургический устав и церковно-правовое регулирование богослужебной практики (Синодальный период) // Церковный историк. 2020. № 2(4). С. 77– DOI 10.31802/CH.2020.4.2.004. EDN JKJRUD. С.81.
- Рева К. А., свящ. Придворный литургический устав и церковно-правовое регулирование богослужебной практики (Синодальный период) / К. А. Рева. DOI 10.31802/CH.2020.4.2.004 // Церковный историк. 2020. № 2 (4). С. 77–89. EDN JKJRUD.
- Рева К. А., свящ. Регламентация богослужебной практики в документах священноначалия Русской Православной Церкви в 1963-1968 годах // Труды Воронежской духовной семинарии. 2020. №12. С. 23-37. EDN LYZKXP.
- Рева К. А., свящ. Регламентация богослужебной практики в документах священноначалия Русской Православной Церкви 1947–1963 годов // Труды Воронежской духовной семинарии. 2019. №11. С. 97–107. EDN BSTQHT.
- Рева К. А., свящ. Регламентация богослужебной практики в документах священноначалия Русской Православной Церкви в 1963–1968 годах // Труды Воронежской духовной семинарии. 2 №12. С. 23–37. EDN LYZKXP.
- Рева К. А., свящ. Регламентация богослужебной практики в наследии Патриарха Московского и всея Руси Алексия I (Симанского) // Духовный арсенал. 2023. № 1(9). С. 78.
- Решение Собора 1917–1918 г. о внесении в месяцеслов памятей русским святым // Кравецкий А. Г., Плетнёва А. А. История церковнославянского языка в России (конец XIX – XX в.) / отв. ред. А. М. Молдован. М.: Языки русской культуры, 2001. С. 266–
- Скобей Г. Н. Всеправославный Собор // Православная энциклопедия. Т. 9. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2005. С. 684.
- Служба всем святым, в земле Российской Просиявшим. – М.: Изд. Московской Патриархии, 1946.
- Служба Господу Богу нашему, в Троице славимому, в память Крещения Руси, и святому равноапостолу, великому князю Владимиру. М.: Изд-во Московской Патриархии, 2014. 56 с.
- Служебник. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2003.
- Устав Русской Православной Церкви. [Электронный ресурс]. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/133126.html (дата обращения: 04.12.2023).
- Федеральный закон от 13 марта 1995 г. № 32-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России» (с изменениями и дополнениями). URL: https://base.garant.ru/1518352/61be80f84cf4d95f84aeddb3178a7797/ (дата обращения: 13.06.2023).
- Чинопоследования праздника Крещение Руси. М.: Изд. Московской Патриархии, 1988. 97 c.
[1] См.: Журнал №41 заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 ноября 1968 года // Журнал Московской Патриархии. 1969, №1. С. 3–5.
[2] Деяние Освященного Поместного Собора Русской Православной Церкви 1971 года об отмене клятв на старые обряды и на придерживающихся их // Журнал Московской Патриархии. 1971, №6. С. 3–5.
[3] Деяние Освященного Поместного Собора Русской Православной Церкви 1971 года об отмене клятв на старые обряды и на придерживающихся их // Журнал Московской Патриархии. 1971, №6. С. 5.
[4] О времени служения // Известие учительное // Служебник. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2003. С. 430.
[5] Деяние Освященного Поместного Собора Русской Православной Церкви 1971 года об отмене клятв на старые обряды и на придерживающихся их // Журнал Московской Патриархии. 1971, №6. С. 3–5.
[6] Деяние Освященного Поместного Собора Русской Православной Церкви 1971 года об отмене клятв на старые обряды и на придерживающихся их // Журнал Московской Патриархии. 1971, №6. С. 3.
[7] Пункт 10. Единообразие уставного и литургического текстов в богослужении и при совершении таинств. // Проекты резолютивных документов. – Раздел «Богослужение» Проектов резолютивных документов, подготовленных Комиссией по разработке каталога тем Всеправославного Предсобора при Священном Синоде Русской Православной Церкви // Кравецкий А. Г., Плетнёва А. А. История церковнославянского языка в России (конец XIX–XX в.) / Отв. ред. А. М. Молдован. М.: Языки русской культуры, 2001. С. 375.
[8] Деяние Освященного Поместного Собора Русской Православной Церкви 1971 года об отмене клятв на старые обряды и на придерживающихся их // Журнал Московской Патриархии. 1971, №6. С. 5.
[9] Полищук Е. С. Издательский отдел, Издательский совет, Издательство Московского Патриархата // Православная энциклопедия. Т. 21. С. 559–562. [Электронный ресурс]. URL: https://www.pravenc.ru/text/293874.html?ysclid=lpr7cdqutp734077819 (дата обращения: 04.12.2023).
[10] См.: П. 22. Положение об управлении Русской Православной Церковью. М.: Изд. Московской Патриархии, 1945. С. 3.
[11] Полищук Е. С. Издательский отдел… С. 559.
[12] Служба всем святым, в земле Российской Просиявшим. М.: Изд. Московской Патриархии, 1946.
[13] Кравецкий А. Г., Плетнёва А. А. История церковнославянского языка в России (конец XIX–ХХ в.). М.: Языки русской культуры. 2001. С. 232.
[14] Там же.
[15] Рева, К. А. Регламентация богослужебной практики в документах священноначалия Русской Православной Церкви 1947–1963 годов // Труды Воронежской духовной семинарии. 2019. №11. С. 97–107. EDN BSTQHT.
[16] Рева, К. А. Регламентация богослужебной практики в документах священноначалия Русской Православной Церкви в 1963–1968 годах // Труды Воронежской духовной семинарии. 2020. №12. С. 23–37. EDN LYZKXP.
[17] Андроник (Трубачёв), игум. Богослужебная синодальная комиссия // Православная энциклопедия. Т. 5. C. 535–536. [Электронный ресурс]. URL: https://www.pravenc.ru/text/149583.html?ysclid=lh7gdwbhpd399471287 (дата обращения: 13.06.2023).
[18] Кравецкий А. Г., Плетнёва А. А. История церковнославянского языка в России (конец XIX–XX в.) / Отв. ред. А. М. Молдован. М.: Языки русской культуры, 2001. С. 260.
[19] Полищук Е. С. Издательский отдел, Издательский совет, Издательство Московского Патриархата // Православная энциклопедия. Т. 21. С. 559–562. [Электронный ресурс]. URL: https://www.pravenc.ru/text/293874.html?ysclid=lncx3uce2996693478 (дата обращения: 05.10.2023).
[20] Скобей Г. Н. Всеправославный Собор // Православная энциклопедия. Т. 9. Москва: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2005. С. 684.
[21] Протокол заседания Богослужебно-календарной комиссии 1–11 февраля 1969 года // Кравецкий А. Г., Плетнёва А. А. История церковнославянского языка в России (конец XIX–XX в.) / отв. ред. А. М. Молдован. М.: Языки русской культуры, 2001. С. 358–365.
[22] Кравецкий А. Г., Плетнёва А. А. История церковнославянского языка в России (конец XIX–XX в.) / Отв. ред. А. М. Молдован. М.: Языки русской культуры, 2001. С. 361.
[23] Там же.
[24] Там же. С. 365.
[25] Настольная книга священнослужителя. Т. 1. М.: Изд. Московской Патриархии, 1977. 704 с.
[26] Православный богослужебный сборник. М.: Изд. Московской Патриархии, 1976. 352 с.
[27] Кравецкий А. Г., Плетнёва А. А. История церковнославянского языка в России (конец XIX–XX в.) / Отв. ред. А. М. Молдован. М.: Языки русской культуры, 2001. С. 240.
[28] Карманов Е. Н. Рец.: Православный богослужебный сборник. Изд. Московской Патриархии. М., 1976, 352 с. [Библиография] // Журнал Московской Патриархии. 1976. №9. С. 78.
[29] Там же.
[30] Доклад «Об упорядочении богослужения» отдела о богослужении, проповедничестве и храме Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. // Кравецкий А. Г., Плетнёва А. А. История церковнославянского языка в России (конец XIX–XX в.) / отв. ред. А. М. Молдован. М.: Языки русской культуры, 2001. С. 299–300.
[31] Рева, К. А. Придворный литургический устав и церковно-правовое регулирование богослужебной практики (Синодальный период) / К. А. Рева. DOI 10.31802/CH.2020.4.2.004 // Церковный историк. 2020. № 2 (4). С. 77–89. EDN JKJRUD.
[32] Доклад «Об упорядочении богослужения» отдела о богослужении, проповедничестве и храме Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. // Кравецкий А. Г., Плетнёва А. А. История церковнославянского языка в России (конец XIX–XX в.) / отв. ред. А. М. Молдован. М.: Языки русской культуры, 2001. С. 299–300.
[33] Доклад Председателя Богослужебно-календарной комиссии при Священном Синоде епископа Афанасия (Сахарова) и священника Павла Соколовского о соединении служб русским святым со службами святым вселенским // Журнал Московской Патриархии. 1957. №4. С. 13–15.
[34] Рева, К. А. Регламентация богослужебной практики в наследии Патриарха Московского и всея Руси Алексия I (Симанского) // Духовный арсенал. 2023. № 1(9). С. 78.
[35] Кривко, Р. Н. Минея // Православная энциклопедия. Т. 45. С. 273–279. [Электронный ресурс]. URL: https://www.pravenc.ru/text/2563260.html (дата обращения: 13.06.2023).
[36] Медведева Л. Питиримовские Минеи // Преданный служитель Церкви: О церковной и общественной деятельности митрополита Питирима (Нечаева): [Сборник трудов и воспоминаний]. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2009. 552 с. [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechaev/predannyj-sluzhitel-tserkvi/4_12 (дата обращения: 29.11.2023).
[37] Кривко Р. Н. Минея // Православная энциклопедия. Т. 45. С. 273–279. [Электронный ресурс]. URL: https://www.pravenc.ru/text/2563260.html?ysclid=lpjkfth9c7515669045 (дата обращения: 29.11.2023).
[38] Кравецкий А. Г., Плетнёва А. А. История церковнославянского языка в России (конец XIX–ХХ в.). М.: Языки русской культуры. 2001. С. 264–266.
[39] Рева К. А. Придворный литургический устав и церковно-правовое регулирование богослужебной практики (Синодальный период) // Церковный историк. 2020. № 2(4). С. 77–89. DOI 10.31802/CH.2020.4.2.004. EDN JKJRUD. С. 81.
[40] Решение Собора 1917–1918 г. о внесении в месяцеслов памятей русским святым // Кравецкий А. Г., Плетнёва А. А. История церковнославянского языка в России… С. 266–267.
[41] Косик О. В., Плетнёва А. А. Афанасий (Сахаров) // Православная энциклопедия. Т. 3. С. 699–704. [Электронный ресурс]. URL: https://www.pravenc.ru/text/76846.html?ysclid=lpjrocpmuf635405899 (дата обращения: 29.11.2023).
[42] Медведева Л. Питиримовские Минеи // Преданный служитель Церкви: О церковной и общественной деятельности митрополита Питирима (Нечаева): [Сборник трудов и воспоминаний]. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2009. 552 с. [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechaev/predannyj-sluzhitel-tserkvi/4_12 (дата обращения: 29.11.2023).
[43] Кравецкий А. Г., Плетнёва А. А. История церковнославянского языка в России… С. 272.
[44] Там же. С. 238.
[45] Глава V. п. 28. в) Устав Русской Православной Церкви. [Электронный ресурс]. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/133126.html (дата обращения: 04.12.2023).
[46] Медведева Л. Питиримовские Минеи…
[47] Кравецкий А. Г. Богослужебный уклад Русской Церкви и Священное Писание в трудах Поместного Собора 1917–1918 гг. // Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 годов. Т. 15 (Кн. 1). Протоколы заседаний и материалы Отдела о богослужении, проповедничестве и храме и Библейского отдела / Составление, подготовка текста, предисловие и примечания А. Г. Кравецкого, отв. ред. А. Г. Кравецкий, прот. Николай Балашов. М.: Изд-во Новоспасского монастыря, 2022. С. 75.
[48] Решение Собора 1917–1918 г. о внесении в месяцеслов памятей русским святым // Кравецкий А. Г., Плетнёва А. А. История церковнославянского языка в России… С. 266–267.
[49] Рева К. А. Регламентация богослужебной практики в документах священноначалия Русской Православной Церкви в 1963–1968 годах // Труды Воронежской духовной семинарии. 2020. №12. С. 23–37. EDN LYZKXP.
[50] Пункт 6. Заключение. 1. Богослужение. Из Проектов резолютивных документов, подготовленных Комиссией при Священном Синоде Русской Православной Церкви по разработке каталога тем Всеправославного Предсобора // Кравецкий А. Г., Плетнёва А. А. История церковнославянского языка в России… С. 366–376. С. 375.
[51] Кравецкий А. Г., Плетнёва А. А. История церковнославянского языка в России… С. 237.
[52] Андроник (Трубачёв), игум. Житийная литература // Православная энциклопедия. Т. 19. С. 283–345. [Электронный ресурс]. URL: https://www.pravenc.ru/text/182317.html?ysclid=lpr6h33pvy135777330 (дата обращения: 04.12.2023)
[53] От редакции // Настольная книга священнослужителя. Т. 2. М. Изд. Московской Патриархии, 1978. 799 с. С. 6.
[54] Медведева Л. Питиримовские Минеи…
[55] Чинопоследования праздника Крещение Руси. – М.: Изд. Московской Патриархии, 1988. 97 c.
[56] Там же. С. 3–50.
[57] Там же. С. 60–71.
[58] Определение освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (Москва, 24–29 июня 2008 года) «О единстве Церкви». [Электронный ресурс]. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/428916.html (дата обращения: 13.06.2023).
[59] Статья 1.1. Памятные даты России // Федеральный закон от 13 марта 1995 г. №32-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России» (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/1518352/61be80f84cf4d95f84aeddb3178a7797/ (дата обращения: 13.06.2023).
[60] Служба Господу Богу нашему, в Троице славимому, в память Крещения Руси, и святому равноапостолу, великому князю Владимиру. – М.: Изд-во Московской Патриархии, 2014. 56 с.
[61] См.: 15 июля по старому стилю / 28 июля по новому стилю // Богослужебные указания на 2024 год. [Электронный ресурс]. URL: http://calendar.rop.ru/?bui=210 (дата обращения: 11.03.2024).
[62] Об участии верных в Евхаристии. [Электронный ресурс]. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/3981166.html (дата обращения: 11.03.2024).
[63] П. 18. Постановления Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (2-3 февраля 2016 года). [Электронный ресурс]. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/4367700.html (дата обращения: 11.03.2024)
[64] Положение о старообрядных приходах Русской Православной Церкви. [Электронный ресурс]. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5911575.html (дата обращения: 11.03.2024).
[65] Рева К. А. Издательская деятельность Московской Патриархии в 1971-1990 годы как форма регламентации богослужебной практики // Богословский сборник Тамбовской духовной семинарии. 2023. № 4(25). С. 80–94. DOI 10.51216/2687-072X_2023_4_80. EDN CSBGGT.
[66] Рева К. А. Влияние издания «Зеленых Миней» на богослужебную практику Русской Православной Церкви // Церковь. Богословие. История. 2024. №5. С. 542–551. EDN KHKAHL.
Источник: Рева К. А, иерей. Регламентация регулярного общественного богослужения священноначалием Русской Православной Церкви в 1968–1989 годах // Труды Воронежской духовной семинарии. 2024. Выпуск 1 (18). С. 30–56.