Рассматривая социальные, общественные, политические и иные аспекты жизни России, можно отметить, что XIX век, и особенно его вторая половина, характеризовался широким распространением инакомыслия среди различных кругов населения. При этом внутренние проблемы государства отодвинули на второй план проблемы духовной, социальной и культурной жизни, что в дальнейшем привело к обострению ранее наметившихся тенденций к подрыву традиционных устоев общественной жизни.
В противовес этому наблюдалось усиление консервативного направления внутренней политики государства, что нашло отражение и в жизни Православной Церкви в форме активизации миссионерской деятельности. Первые попытки организовать сформированное движение были и ранее, при Александре I и Николае I. Митрополит Филарет (Дроздов) предпринял ряд усилий по созданию церковной миссии, однако они не имели успеха. И только с 60-х гг. XIX в. появились условия, в числе которых и окончание военных действий на Кавказе, позволившие активизировать социальную, миссионерскую и просветительскую работу. В 1865 г. в Санкт-Петербурге открылось Миссионерское общество, главной целью работы которого было распространение христианства среди язычников. Однако его деятельность по ряду причин оказалась непродуктивной, и в 1869 г. общество было упразднено.
В 1870 г. в Москве было вновь открыто Православное миссионерское общество, которое, пользуясь поддержкой императора Александра II и императрицы Марии Александровны, начало активную деятельность[1]. Во многих епархиях Православной Российской Церкви были учреждены епархиальные миссионерские комитеты, деятельность которых одновременно регулировалась и центральным обществом, и местной церковной властью.
Развитие миссии выявило недостаток знаний о формах существования сектантов и сторонников старых обрядов, а также об их вероучениях. Для восполнения этого пробела в семинариях были образованы миссионерские кафедры, главными задачами которых были изучение раскола и сектантов, а также подготовка обученных миссионеров, знания которых могли позволить успешно проводить противосектантские диспуты и полемические беседы. В епархиальной прессе стали появляться материалы, посвященные разборам учений сектантов и старообрядцев, публиковаться данные об их распространении. На приходах стали появляться библиотеки, осуществляться распространение духовной литературы, проводиться противосектантские публичные диспуты и внебогослужебные беседы. После изменения в 1905–1906 гг. законов Российской империи, касающихся предоставления определенных льгот сектантам, сведения о сектантах, их вероучении, лидерах и локализации стало собирать Министерство внутренних дел[2].
Развитие миссии стало причиной создания «Правил об устройстве миссии и способе действий миссионеров и пастырей Церкви по отношению к старообрядцам и сектантам», которые Святейший Синод разослал по всем епархиям Православной Российской Церкви, и проведения Всероссийских миссионерских съездов (в 1887, 1891, 1897, 1908 и 1917 гг.). Эти съезды оказали благотворное влияние на развитие миссии. В тех местах, где число отпавших от православной веры было особенно велико, вводились должности епархиальных разъездных миссионеров, основным занятием которых была миссия в епархии. В помощь им могли назначаться миссионеры по благочиниям. Основными критериями выбора кандидатов на данную должность были наличие оконченного академического или семинарского образования и знакомство с местными сектантскими течениями.
Настоящее исследование базируется на изучении документов Министерства внутренних дел Российской империи, находящихся в Российском государственном историческом архиве (Санкт-Петербург), а также на комплексе клировых ведомостей Донской и Новочеркасской епархии и периодическом издании «Екатеринославские епархиальные ведомости». Проблеме возникновения и распространения сектантства посвящен ряд работ, вышедших до 1917 г., из которых стоит особо отметить исследования известного донского миссионера священника Н. Кутепова[3] и священника А. Рождественского[4]. С 1917 по 1991 гг. исследованию миссионерской деятельности Русской Православной Церкви посвящены диссертационная работа А. Б. Никонова[5], работы А. И. Клибанова[6] и В. Д. Бонч-Бруевича[7]. Из современных диссертационных работ известны труды А. В. Шадриной[8], Ю. В. Далецкой[9], Н. В. Пискунова[10], И. Ю. Гагариной[11] и др. Из большого количества статей, посвященных русскому сектантству, следует отметить работы, посвященные сектантству в области Войска Донского, таких исследователей, как А. В. Шадрина[12], О. Ю. Редькина[13] и др.
Секты в Российской империи появлялись стремительно и в самых разных вариациях. Поскольку термин «секта» не имеет единого определения, то под «сектой» будет пониматься «сформулированное в именном высочайшем указе от 17 октября 1906 г. определение секты как общества последователей одного и того же вероучения, имеющее целью удовлетворение религиозных, нравственных, просветительных и благотворительных потребностей его членов, собирающихся для общей молитвы в молитвенном доме или ином предназначенном для сего помещении»[14]. Следуя классификации сект, принятой в государстве, выделялись секты следующих категорий: рационалистические, мистические и «изуверские». Однако ни в государственных учреждениях, ни в самой Церкви не было ясного и четкого понимания, как и какими методами необходимо противостоять усиливающемуся сектантству.
В рассматриваемом регионе, который включает в себя область Войска Донского во временных рамках с последней трети ХIХ в. до 1917 г., Ростов-на-Дону с окрестностями и Таганрогское градоначальство, исторически сложившимися факторами, затруднявшими миссионерскую работу, были этническая разнородность населения и его подчинение двум разным епархиям — Донской и Новочеркасской, Екатеринославской и Таганрогской. Это связано с изменением административно-территориального деления региона в 1887 г., когда Ростовский уезд и Таганрогское градоначальство Екатеринославской губернии были присоединены к области Войска Донского. Границы епархий при этом остались прежними. Согласно данным переписи населения Российской империи в 1897 г., область Войска Донского занимала второе место в стране по числу проживающих на ее территории старообрядцев[15], борьба с которыми осложнялась исторически сложившимся толерантным отношением к иноверцам казаков, спокойно принимавших различные религиозные воззрения при наличии ценных военных умений и навыков. В то же время в Ростовском уезде Екатеринославской и Таганрогской епархии, главным образом, сосредоточились сектанты рационального и мистического толка. Данный факт предопределил и разные миссионерские подходы к сектантам и сторонникам старых обрядов.
С 6 сентября по 3 октября 1885 г. в Киеве после 200-летнего перерыва состоялся собор епископов под председательством митрополита Киевского и Галицкого Платона (Городецкого). Участие в нем приняли архиепископ Кишиневский и Хотинский Сергий (Ляпидевский); архиепископ Волынский и Житомирский Тихон (Покровский); епископ Екатеринославский и Таганрогский Феодосий (Макаревский); епископ Херсонский и Одесский Никанор (Бровкович); епископ Подольский и Брацлавский Иустин (Охотин); епископ Черниговский и Нежинский Вениамин (Быковский); епископ Могилевский и Мстиславский Виталий (Гречулевич); викарии Киевской митрополии епископ Чигиринский Виталий (Иосифов) и епископ Уманский Поликарп (Розанов); викарий Полтавской епархии епископ Прилукский Иларион (Юшенов); митрополит Сербский Михаил (Йованович) и обер-прокурор Святейшего Синода К. П. Победоносцев[16]. Стоит отметить отсутствие на данном соборе епископов области Войска Донского.
Поводом к собранию послужил факт бурного развития на юге России штундизма, связанного с постоянным притоком различных иноверцев и сектантов из различных стран. Главными вопросами соборных заседаний стали: борьба с сектантством; улучшение религиозно-нравственного состояния духовенства и народа; улучшение материального положения духовенства. Собор составил особое послание к архипастырям и пастырям Русской Церкви[17]. Одним из итогов съезда епископов в Киеве стало проведение епархиальных и благочиннических съездов, в результате которых было принято решение об усилении миссионерской работы с населением в местах, особо зараженных сектантством. В епархиях были открыты миссионерские комитеты, источники финансирования для которых были установлены на проведенных епархиальных съездах.
В Екатеринославской епархии в апреле 1886 г. был организован миссионерский комитет для города Ростова-на-Дону и прилегающих к нему Батайска и Койсуга, в которых фиксировалось большое число баптистов и шалопутов. Комитет состоял из двух отделений (Ростовского и Батайского[18]) и по своему составу был самым большим в епархии. В январе 1887 г. было объявлено о появлении вакансии епархиального миссионера для противодействия сектантам, а на ХІ общеепархиальном съезде был рассмотрен вопрос «Об ассигновании на содержание епархиальных миссионеров». Было решено выдавать миссионеру 1 200 руб. в год с разъездными[19]. Ростовский комитет был учрежден для борьбы с существующим в Ростове и его окрестностях сектантством, которое в данной местности по своему характеру разделялось на два вида: баптизм и шалопутство[20]. Стоит отметить, что, согласно данным епархиальной прессы, баптизм был распространен в основном среди жителей Ростова, а менее образованные сельские жители сел Батайска и Койсуга испытывали влияние ереси шалопутства[21].
Миссионерские комитеты в разных епархиях открывались в разное время. В соседней Донской и Новочеркасской епархии Донской комитет Миссионерского общества был открыт только через 5 лет, в 1871 г.[22] В число его обязанностей вошло в том числе просвещение калмыков. Для решения поставленной задачи, согласно высочайше утвержденному проекту, в Донской духовной семинарии предполагалось изучение калмыцкого языка учениками V и VI классов семинарии. Однако, как следует из ежегодных отчетов, публиковавшихся в «Донских епархиальных ведомостях», комитет не выполнял свои функции[23] ввиду отсутствия материальных средств. Согласно отчетам правления комитета, он не предпринимал никаких мер к просвещению калмыков, а только собирал финансовые средства. Основные доходы комитета складывались из следующих источников: 1) церковно-кошелькового сбора, 2) членских взносов от 3 до 10 рублей, 3) из мелких пожертвований по сборным книжкам, 4) церковно-кружечного сбора на распространение православия между язычниками[24]. При этом денежные средства, поступающие от кружечного сбора, не составляли собственность комитета, а отсылались, на основании устава, в совет Миссионерского общества на содержание существующих миссий в России[25]. Ежегодные собрания членов миссионерского комитета проходили только для поверки средств и обмена наличных денег на государственные билеты для получения по ним процентов[26]. Единственным действием комитета было открытие в 1880 г. приюта для детей — сирот калмыков. Сначала в нем проживало три мальчика, а к 1883 г. — пять[27].
Для подготовки специалистов по противодействию расколу в 1882 г. по ходатайству архиепископа Митрофана (Вицинского) при Донской духовной семинарии была открыта самостоятельная кафедра по изучению русского раскола и ересей[28]. История и обличение раскола и ранее преподавались в Донской духовной семинарии. Курс составлял два урока в неделю для воспитанников 5-х и 6-х классов. Однако семинаристов не знакомили ввиду дефицита времени с различными сектами, существовавшими в регионе. Создание специализированной кафедры позволило увеличить число уроков до шести, изменив при этом программу обучения. Так, преподавание истории раскола происходило на двух уроках в неделю в 4-м классе. В 5-м классе преподавали обличение заблуждений староверов, а в 6-м классе два урока в неделю выделяли для преподавания истории и обличения ересей: хлыстовской, скопческой, молоканской и других[29]. Кроме того, на преподавателя учения о старообрядчестве и ересях была возложена обязанность вести воскресные и праздничные собеседования со старообрядцами. При этом главной целью собеседований ставилось не возвращение староверов в Православную Церковь, a ознакомление воспитанников семинарии с практикой ведения собеседований[30]. Предполагалось, что обучение не будет ограничиваться одними общими сведениями, взятыми из книг о русском сектантстве, а будет уделено особое внимание существующим в Донской и Новочеркасской епархии особенностям религиозной жизни, а именно старообрядческим толкам и разнообразным сектам. При этом отмечалось, что если о русском сектантстве были более или менее достаточные сведения, то о религиозной ситуации на Дону знания были крайне скудны и порой основаны на ненадежных источниках. Таким образом, донское сектантство представляло собой малоизученную область. В связи с этим преподаватель Донской духовной семинарии Н. Снесарёв обратился за содействием к священнослужителям Донской и Новочеркасской епархии с просьбой поделиться сведениями о старообрядцах и сектантах, а именно: об особенностях учения, внутреннем устройстве, богослужении и нравственной жизни[31]. В результате анализа полученной информации в епархиальной газете «Донские епархиальные ведомости» был опубликован ряд статей представителей педагогической корпорации Донской духовной семинарии об истории старообрядчества в Донском регионе, а в 1890-х гг. — о сектах на юге России.
Несмотря на принимаемые меры, количество сектантов постоянно увеличивалось. Согласно данным Н. Снесарёва, опубликованным в газете «Донские епархиальные ведомости», к 1870 г. в области Войска Донского насчитывалось около 80 000 старообрядцев и сектантов[32]. По информации, приведенной в «Статистическом описании Области Войска Донского», на 1 января 1882 г. их стало больше почти на 20 000 человек. Согласно опубликованным данным, народонаселение области по вероисповеданиям распределялось таким образом: 1 283 867 православных, 4 408 единоверцев, 100 676 старообрядцев и сектантов, 6 877 христиан других исповеданий, 134 еврея, 158 магометан и 28 659 ламаитов (одного из течений буддизма, получившее распространение в калмыцких степях)[33].
Ввиду бездействия Донского миссионерского комитета архиепископ Донской и Новочеркасский Митрофан (Вицинский) учредил в Донской епархии новое «противораскольническое и противоеретическое миссионерство». 29 мая 1884 г. он поручил Донской духовной консистории составить комиссию, в которую вошли член консистории священник Георгий Ерыгин, нижнечирский благочинный, священник Михаил Макаров, священник Тит Климентов, преподаватель Донской духовной семинарии Николай Петрович Кутепов и священник новочеркасской единоверческой церкви Иоанн Севостьянов. Комитет выработал общие положения «противораскольнического и противоеретического миссионерства в Донской епархии», которые были рассмотрены и одобрены в местной консистории[34].
Имея в виду, с одной стороны, огромную численность староверов в данной местности, а с другой — большую или меньшую разбросанность их поселений, комиссия разделила Донскую область на пять миссионерских округов или станов:
1) Новочеркасский, в котором приблизительно 15 000 старообрядцев, стан окружного миссионера — город Новочеркасск;
2) Богоявленский, в котором приблизительно до 20 000 старообрядцев, местопребывание миссионера — станица Богоявленская;
3) Верхне-Чирский, в котором свыше 30 000 старообрядцев, местопребывание миссионера — станица Верхне-Чирская;
4) Березовский, в котором около 12 000 старообрядцев, местопребывание миссионера — станица Березовская;
5) Чернышевский, в котором около 13 000 старообрядцев, стан миссионера — станица Чернышевская[35].
По замыслу комитета, каждый округ должен был служить местом деятельности особого миссионера, деятельность которого должна была состоять в том, чтобы путем сравнения основ веры, обличения заблуждений склонить старообрядцев и сектантов к соединению с Православною Церковью. Другой задачей миссионеров стало предостережение православных от уклонения в ереси и расколы. С этой целью каждый миссионер должен был как можно чаще объезжать весь свой округ[36].
Окружные миссионеры находились в ведении главного епархиального миссионера, который состоял при Донской консистории в качестве ее сверхштатного члена. Он был призван следить за всем ходом миссионерского дела в епархии, давать указания и советы окружным миссионерам, наблюдать за ходом миссионерского дела и проводить беседы с сектантами на местах[37].
Согласно решению комитета, семинарская и окружные библиотеки должны были быть снабжены книгами и пособиями, необходимыми для бесед со старообрядцами и еретиками, и получать периодические издания миссионерского направления, как, например, журналы «Истина», «Братское Слово» и другие[38].
В каждом миссионерском округе было рекомендовано организовать учреждение миссионерских братств с обязательным участием в них православных священников. Главной целью братств должна была стать материальная и нравственная помощь обратившимся из раскола или от ереси в православие, особенно в первое время после их обращения. По ходатайству миссионеров консистория должна была отпускать средства для приобретения — с последующей бесплатной раздачей — необходимых информационных материалов. Окружные миссионеры должны были полностью посвятить себя своим миссионерским обязанностям, поэтому они должны были быть освобождены от других служебных обязанностей, не имеющих прямого отношения к миссионерству. Комиссия назначила содержание миссионерам в размере 600 до 1 000 руб. в год каждому, по мере их опытности, знания дела и приносимой пользы. При разъездах по вверенным им округам миссионеры могли пользоваться правом на получение бесплатных подвод[39].
Представив вышеизложенное положение комиссии и заключение Донской консистории на благоусмотрение Святейшего Синода, высокопреосвященный Митрофан (Вицинский) испросил благословение и разрешение на открытие в Донской епархии «противораскольнического и противоеретического православного миссионерства»[40]. Указом Святейшего Синода от 17 декабря 1884 г. разрешение было дано. 18 января 1885 г. был назначен главным миссионером Донской епархии священник новочеркасского кафедрального собора Тит Климентов. При этом Синодом в помощь архиепископу Митрофану был направлен преосвященный Флавиан (Городецкий), хиротонисанный 2 февраля 1885 г. во епископа Аксайского, викария Донской епархии. Новый владыка был известен как опытный миссионер[41]. Также для подготовки миссионеров в октябре 1896 г. была открыта Миссионерская школа при Донской духовной семинарии[42].
Одной из форм миссионерской деятельности Православной Российской Церкви было создание религиозно-просветительских братств, своеобразных благотворительных организаций, устав которых предполагал распространение православной веры среди населения путем создания читален, распространения книг, брошюр, поддержки учителей и учащихся школ и семинарий.
Обращает на себя внимание инициатива донских священников, выступивших с предложением об открытии на Дону, вместе с только что утвержденной противораскольнической и противоеретической миссией, «еще особого, с более широкими задачами, чем новооткрытое миссионерство, какого-либо духовно-просветительного общества или братства, в роде Саратовского епархиального духовно-просветительного общества, или братства Пресвятой Богородицы в Санкт-Петербурге»[43]. Они предлагали включить в состав его не только существующие миссионерские общества, но и неравнодушных к делу просвещения и образования прихожан. По их замыслу, проектируемое общество, возглавляемое епископом, центр управления имело бы в столице региона, а по станицам могли бы быть открыты, как отделения, частные братства.
В 1886 г. в области Войска Донского было создано Донское Аксайско-Богородичное братство, учрежденное при новочеркасском Вознесенском кафедральном соборе и распространявшее свою деятельность на всю Донскую епархию[44]. Однако оценивая в 1895 г. деятельность Аксайско-Богородичного братства, преосвященный Иоанн (Митропольский), епископ Аксайский, заявил: «…деятельность нашего Братства находится еще только в зачаточном состоянии, и оно далеко еще не достигло желательных успехов; его деятельность никак нельзя сравнивать с иностранными однородными обществами»[45]. Братства открывались не только в городах, но и в станицах. Так, в Пятиизбянской станице Донской епархии, где особенно был силен раскол, в 1896 г. было образовано «Николаевское церковное противораскольничное братство»[46].
Не менее активно благотворительные общества и братства открывались и в Екатеринославской епархии. Здесь было образовано «Братство во имя Святого Равноапостольного Великого Князя Владимира» при Екатеринославской духовной семинарии, основными направлениями деятельности которого стали распространение грамотности и религиозно-нравственное просвещение в среде православных христиан Екатеринославской епархии, оказание помощи церковно-приходским школам и школам грамотности. В частности, братство постановило создать отделения книжного склада при уездных отделениях, чтобы книжные лавки при церквях приобретали нужные им книги с епархиального книжного склада, так как практика показала, что в народе часто обращаются книги не только не соответствующие по своему содержанию и изложению просветительским целям, но прямо вредные им. Также братством неоднократно рассылались в миссионерские комитеты и в места, зараженные сектантством, книги, наиболее необходимые и полезные в деле миссии, и брошюры, в которых объяснялись догматы Православной Церкви и опровергались заблуждения сектантов, — они бесплатно раздавались народу для чтения дома и служили средством к поднятию религиозно-нравственного развития[47].
Одним из методов просвещения народа с целью противодействия сектантам стала организация миссионерских курсов. Екатеринославский епархиальный съезд духовенства в 1907 г. постановил открыть по благочинническим округам пастырско-миссионерские братства «для объединения пастырей и пасомых в деле просвещения народа в духе православной церкви и охранения всех чад ее от заразы сектантства и неверия». В течение года миссионерами проведены курсы в семи населенных пунктах епархии[48].
Председателем Таганрогского миссионерского братства был законоучитель Таганрогской женской гимназии, протоиерей Онисифор Краснокутский. Братство принимало все меры к религиозному просвещению людей и к их ограждению от развивающегося в городе сектантства. При Петропавловской церкви Таганрога миссионерское братство открыло миссионерскую школу для взрослых, в которой обучались будущие помощники пастырей в борьбе с пропагандистской деятельностью сектантов. При братстве также имелся книгоноша для распространения литературы и для бесед с сектантами. Члены братства организовали Миссионерские курсы в городском училище. Слушателей приходило так много, что обширное помещение учебного заведения не всегда вмещало собравшийся народ. Вследствие этого одновременно с курсами были открыты миссионерские чтения в Митрофановской церкви. Особенностью этих курсов стало то, что они вызвали интерес не только среди низших классов горожан. В числе курсистов числились военные и статские интеллигенты[49].
Подъему религиозного настроения в Таганроге способствовало учреждение в 1911 г. епископской кафедры и назначение сюда викария Екатеринославской епархии, епископа Таганрогского Феофилакта (Климентьева). Владыка непосредственно участвовал в миссионерских беседах, сопровождавшихся молебнами в Митрофановской церкви в сослужении всего таганрогского духовенства[50].
Миссионерские курсы в Ростовском благочинническом округе, в с. Койсуга, были организованы стараниями священника Павла Чехранова. Желающие обучаться собирались в церковно-приходской школе. Слушателей собиралось столько, что иной раз приходилось переходить из школы в более просторный храм. Плоды просвещения имели практические результаты. Один из лидеров местных баптистов Косьма Бондаренко вернулся в Православную Церковь[51]. Миссионерские курсы также проходили в посаде Азове[52].
Из городских братств Екатеринославской епархии наиболее плодотворным на миссионерском поприще стало Ростовское православное братство. Оно организовывало миссионерские чтения в воскресные и праздничные дни в храмах города. Сверх того, в соборной Рождество-Богородичной и Покровской церквях ростовским духовенством по воскресным дням велись противосектантские беседы. Ростовское братство устраивало внебогослужебные собеседования и беседы с сектантами и распространяло литературу религиозно-нравственного и миссионерского содержания в противовес сектантской пропаганде и распространяемой сектантами литературе. Братство на свои средства содержало с жалованьем 350 руб. в год книгоношу, который вел частные беседы с сектантами и продавал миссионерскую литературу. Кроме этих чтений, священники Ростова открыли миссионерские курсы[53], которые помимо мирян активно посещало и местное духовенство. Они проходили в школьных помещениях Соборной, Успенской и Греческой церквей, а Ростовский отдел Союза русского народа предоставил для бесед с сектантами городскую ротонду[54]. При Николаевской церкви Ростова священником Андреем Сокольским было открыто «Ростовское-на-Дону братство Святителя Николая», целью которого стали благотворительная, религиозно-нравственная и просветительская деятельность[55].
Особая форма миссии на Дону состояла в приглашении для проповеди бывших сторонников старых обрядов, перешедших в Православную Церковь. Так, в Донскую епархию был приглашен инок Московского единоверческого Никольского монастыря Пафнутий (Овчинников). Он проводил собеседования не только с новочеркасскими старообрядцами, но и активно посещал станицы, обличая заблуждения староверов[56]. Также известно о бывших старообрядцах (настоятеле вышеупомянутого единоверческого монастыря игумене Павле (Леднёве)[57], иеромонахе Чудова монастыря Пафнутии), которые тоже трудились на Донской земле[58].
На основании проведенного анализа данных, касающихся миссионерской деятельности Православной Российской Церкви в области Войска Донского в конце XIX — начале XX вв. и опубликованных в донских и екатеринославских «Епархиальных ведомостях», часть которых впервые введена в научный оборот, можно сказать, что миссия осложнялась фактом наличия на одной административной территории двух разных епархий (Донской и Новочеркасской, Екатеринославской и Таганрогской) и разными формами сектантства, распространенными в каждой епархии. Основой миссионерской деятельности в области Войска Донского стали миссионерские комитеты, созданные в каждой епархии, и разъездные миссионеры, для подготовки которых при семинариях были открыты специальные кафедры. При этом каждая епархия была разделена на миссионерские округа, где были созданы подразделения миссионерских комитетов. Важной формой работы стало образование религиозно-просветительских и пастырско-миссионерских братств и благотворительных обществ, главными целями которых были повышение религиозно-нравственного и умственного развития народа.
Источники
Афанасьев А. Состояние сектантства и раскола и деятельность православной миссии в Екатеринославской епархии в 1909 году // Екатеринославские епархиальные ведомости. 1910. №6. Отд. неоф. Прил. С. 13–20.
Афанасьев А. Состояние сектантства и раскола и деятельность православной миссии в Екатеринославской епархии в 1910 году // Екатеринославские епархиальные ведомости. 1911. №7. Отд. неоф. С. 204–212.
Выписка из протокола XI общеепархиального съезда // Екатеринославские епархиальные ведомости. 1887. №1. Отд. оф. С. 6–7.
Государственный архив Ростовской области (ГАРО). Ф. 46. Оп. 1. Д. 1474.
Деятельность Церкви по обращению раскольников и плоды оной // Донские епархиальные ведомости. 1873. №6. Отд. оф. С. 165–176.
Из жизни миссии Екатеринославской епархии // Екатеринославские епархиальные ведомости. 1910. №17. С. 445–448; №18. С. 469–473; 1912. №3. С. 127–131; №28. С. 1122–1124; 1913. №17. Отд. неоф. С. 506–515.
Извлечение из всеподданнейшего отчета обер-прокурора Святейшего Синода за 1869 г. // Донские епархиальные ведомости. 1871. №4. Отд. оф. С. 99–104.
К-в А. Годичное собрание членов Донского епархиального Аксайско-Богородичного братства // Донские епархиальные ведомости. 1895. №5. Отд. неоф. С. 149–153.
Несколько слов о расколе // Донские епархиальные ведомости. 1870. №8. Отд. неоф. С. 237–247.
О мерах противодействия расколу и ересям // Донские епархиальные ведомости. 1901. №19. Отд. оф. С. 413–417.
О миссионерских комитетах в Екатеринославской епархии // Екатеринославские епархиальные ведомости. 1887. №4. Отд. неоф. С. 97–109.
Об открытии в Донской области епархиального православного миссионерского общества // Донские епархиальные ведомости. 1871. №22. Отд. оф. С. 688–690.
Об учреждении противораскольничего и противоеретического миссионерства в Донской епархии // Донские епархиальные ведомости. 1885. №4. Отд. оф. С. 105–109.
Открытие Донской епархиальной миссионерской школы в г. Новочеркасске // Донские епархиальные ведомости. 1896. №20. Отд. неоф. С. 636–639.
Отчет Донского комитета православного миссионерского общества за 1882 и 1883 годы, одиннадцатый и двенадцатый его существования // Донские епархиальные ведомости. 1884. Отд. неоф. №6. С. 219–222; №8. С. 294–302.
Отчет Донского комитета православного миссионерского общества за 1876 и 1877 годы, пятый и шестой его существования // Донские епархиальные ведомости. 1878. №18. Отд. неоф. С. 586–594.
Отчет Донского комитета православного миссионерского общества за 1882 и 1883 годы, одиннадцатый и двенадцатый его существования // Донские епархиальные ведомости. 1884. №8. Отд. неоф. С. 294.
Отчет о состоянии Екатеринославского епархиального братства во имя святого равноапостольного князя Владимира // Екатеринославские епархиальные ведомости. 1889. №19. Отд. неоф. С. 321–334.
Пастырское послание иерархов Юго-Западных епархий к своим паствам // Екатеринославские епархиальные ведомости. 1885. №2. Отд. оф. С. 25–32.
Первая всеобщая перепись населения Российской империи, 1897 г. XII. Область Войска Донского. СПб., 1905.
По поводу благочиннических отчетов о состоянии паствы Екатеринославской епархии // Екатеринославские епархиальные ведомости. 1886. №4. Отд. неоф. С. 93–102.
По поводу открытия при Донской духовной семинарии особой штатной кафедры «Учение о русском расколе и ересях» // Донские епархиальные ведомости. 1882. №14. Отд. неоф. С. 543–548.
По поводу учреждения противораскольничего и противоеретического миссионерства в Донской епархии // Донские епархиальные ведомости. 1885. №5. Отд. неоф. С. 167–171.
Преосвященный Флавиан, епископ Аксайский, викарий Донской епархии // Донские епархиальные ведомости. 1885. №4. Отд. оф. С. 136–137.
Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 821. Оп. 133. Д. 22, 214.
Снесарев Н. Приглашение к сообщению сведений о расколе в Донской области // Донские епархиальные ведомости. 1871. №24. Отд. неоф. С. 765–768.
Сокольский А., свящ. Слово, произнесенное в Николаевской церкви г. Ростова-на-Дону при открытии церковного братства // Екатеринославские епархиальные ведомости. 1910. №30. Отд. неоф. С. 708–713.
Съезд епископов // Екатеринославские епархиальные ведомости. 1884. №20. Отд. неоф. С. 383–384.
Литература
Бонч-Бруевич В. Д. Избранные сочинения в 3-х т. Т. I: О религии, религиозном сектантстве и церкви. М., 1959.
Гагарина И. Ю. Русское мистическое сектантство VIII — начала XXI в.: исторический и социально-психологический аспекты: дисс. … к. и. н. М., 2011.
Далецкая В. Ю. Политика российского государства и церкви в отношении сектантов в XVIII–XIX вв.: дисс. … к. и. н. М., 2004.
Клибанов А. И. Религиозное сектантство в прошлом и настоящем. М., 1973.
Кутепов К. Секты хлыстов и скопцов. Казань, 1882.
Лысогорский Н. В. Единоверие на Дону в XVIII и XIX в. (по 1883 г.). Сергиев Посад, 1915.
Никольский А., прот. Православное миссионерское общество: историческая записка о деятельности Общества за истекшее двадцатипятилетие (1870–1895 гг.). М., 1895.
Никонов А. Б. Критический анализ деятельности Русской православной Церкви (1721–1917 гг.): дисс. … к. и. н. Л., 1988.
Номикосов С. Ф. Статистическое описание Области Войска Донского. Новочеркасск, 1884.
Пискунов Н. В. Трансформация государственной политики в России XX в. по отношению к старообрядцам и сектантам Нижней Волги и Дона: дисс. … к. и. н. Ставрополь, 2022.
Редькина О. Ю. Старое русское сектантство на Нижней Волге и Дону в XVIII–XX вв. // Геоэкономические и этнокультурные особенности хозяйственного развития Прикаспия и Приазовья в XVIII–XX вв.: сборник научных статей. Волгоград, 1999. С. 117–131.
Рождественский А., свящ. Южнорусский штундизм. СПб., 1889.
Шадрина А. В. Православное приходское духовенство Дона в Синодальный период: дисс. … д. и. н. Ростов-на-Дону, 2022.
Шадрина А. В. Сектантство в Области Войска Донского в начале ХХ в. По данным министерства внутренних дел Российской империи // Новое Прошлое. 2022. №3. С. 82–95. DOI: 10.18522/2500-3224-2022-3-82-95.
Шадрина А. В. Секты на территории Области Войска Донского в первой трети XX в.: численность и локализация (по материалам клировых ведомостей Донской и Новочеркасской епархии // Научная мысль Кавказа. 2020. №4. С. 98–107.
[1] Никольский А., прот. Православное миссионерское общество: ист. зап. о деятельности Общества за истекшее двадцатипятилетие (1870–1895 гг.). М., 1895. 145 с.
[2] РГИА. Ф. 821. Оп. 133. Д. 22. Л. 159 об.
[3] Кутепов К. Секты хлыстов и скопцов. Казань, 1882. 576 с.
[4] Рождественский А., свящ. Южнорусский штундизм. СПб., 1889. 295 с.
[5] Никонов А. Б. Критический анализ деятельности Русской православной Церкви (1721–1917 гг.): дисс. … к. и. н. Л., 1988.
[6] Клибанов А. И. Религиозное сектантство в прошлом и настоящем. М., 1973. 256 с.
[7] Бонч-Бруевич В. Д. Избранные сочинения в 3-х т. Т. I: О религии, религиозном сектантстве и церкви. М., 1959. 412 с.
[8] Шадрина А. В. Православное приходское духовенство Дона в Синодальный период: дисс. … д. и. н. Ростов-на-Дону, 2022. 510 с.
[9] Далецкая В. Ю. Политика российского государства и церкви в отношении сектантов в XVIII–XIX вв.: дисс. … к. и. н. М., 2004. 220 с.
[10] Пискунов Н. В. Трансформация государственной политики в России XX в. по отношению к старообрядцам и сектантам Нижней Волги и Дона: дисс. … к. и. н. Ставрополь, 2022. 207 с.
[11] Гагарина И. Ю. Русское мистическое сектантство XVIII — начала XXI в.: исторический и социально-психологический аспекты: дисс. … к. и. н. М., 2011. 191 с.
[12] Шадрина А. В. Секты на территории Области Войска Донского в первой трети XX в.: численность и локализация (по материалам клировых ведомостей Донской и Новочеркасской епархии // Научная мысль Кавказа. 2020. №4. С. 98–107.
[13] Редькина О. Ю. Старое русское сектантство на Нижней Волге и Дону в XVIII–XX вв. // Геоэкономические и этнокультурные особенности хозяйственного развития Прикаспия и Приазовья в XVIII–XX вв.: сб. научн. ст. Волгоград, 1999. С. 117–131.
[14] Шадрина А. В. Сектантство в Области войска Донского в начале ХХ в. По данным Министерства внутренних дел Российской империи // Новое прошлое. 2022. №3. С. 82.
[15] Первая всеобщая перепись населения Российской империи, 1897 г. XII. Область войска Донского. СПб., 1905. 239 с.
[16] Съезд епископов // Екатеринославские ЕВ. 1884. №20. Отд. неоф. С. 383.
[17] Пастырское послание иерархов Юго-Западных епархий к своим паствам // Екатеринославские ЕВ. 1885. №2. Отд. оф. С. 25–32.
[18] О миссионерских комитетах в Екатеринославской епархии // Екатеринославские ЕВ. 1887. №4. Отд. неоф. С. 97.
[19] Выписка из протокола XI общеепархиального съезда // Екатеринославские ЕВ. 1887. №1. Отд. оф. С. 7.
[20] По поводу благочиннических отчетов о состоянии паствы Екатеринославской епархии // Екатеринославские ЕВ. 1886. №4. Отд. неоф. С. 93.
[21] РГИА. Ф. 821. Оп. 133. Д. 214. Л. 3. Департамент духовных дел иностранных исповеданий Министерства внутренних дел. О деятельности секты духовных христиан.
[22] Об открытии в Донской области епархиального православного миссионерского общества // Донские ЕВ. 1887. №22. Отд. оф. С. 688.
[23] Отчет Донского комитета православного миссионерского общества за 1882 и 1883 годы, одиннадцатый и двенадцатый его существования // Донские ЕВ. 1884. №6. Отд. неоф. С. 219.
[24] Отчет Донского комитета православного миссионерского общества за 1876 и 1877 годы, пятый и шестой его существования // Донские ЕВ. 1878. №18. Отд. неоф. С. 586.
[25] Там же.
[26] Там же.
[27] Отчет Донского комитета православного миссионерского общества за 1882 и 1883 годы, одиннадцатый и двенадцатый его существования // Донские ЕВ. 1884. №8. Отд. неоф. С. 294.
[28] По поводу открытия при Донской духовной семинарии особой штатной кафедры «Учение о русском расколе и ересях» // Донские ЕВ. 1882. №14. Отд. неоф. С. 543.
[29] Там же.
[30] По поводу открытия при Донской духовной семинарии особой штатной кафедры «Учение о русском расколе и ересях // Донские ЕВ. 1882. №14. Отд. неоф. С. 543.
[31] Снесарев Н. Приглашение к сообщению сведений о расколе в Донской области // Донские ЕВ. 1871. №24. Отд. неоф. С. 765.
[32] Несколько слов о расколе // Донские ЕВ. 1870. №8. Отд. неоф. С. 237.
[33] Номикосов С. Ф. Статистическое описание Области Войска Донского. Новочеркасск, 1884. С. 762.
[34] Об учреждении противораскольничего и противоеретического миссионерства в Донской епархии // Донские ЕВ. 1885. №4. Отд. оф. С. 105.
[35] Там же.
[36] Там же.
[37] Там же.
[38] Об учреждении противораскольничего и противоеретического миссионерства в Донской епархии // Донские ЕВ. 1885. №4. Отд. оф. С. 105.
[39] Там же.
[40] Там же.
[41] Преосвященный Флавиан, епископ Аксайский, викарий Донской епархии // Донские ЕВ. 1885. №4. Отд. оф. С. 136.
[42] Открытие Донской епархиальной миссионерской школы в г. Новочеркасске // Донские ЕВ. 1896. №20. Отд. неоф. С. 636.
[43] По поводу учреждения противораскольничего и противоеретического миссионерства в Донской епархии // Донские ЕВ. 1885. №5. Отд. неоф. С. 167.
[44] ГАРО. Ф. 46. Оп. 1. Д. 1474. По письму председателя Статистического Совета при МВД, о доставлении сведений о всех благотворительных учреждениях Области войска Донского как светских, так и духовных.
[45] К-в А. Годичное собрание членов Донского епархиального Аксайско-Богородичного братства // Донские ЕВ. 1895. №5. Отд. неоф. С. 149.
[46] О мерах противодействия расколу и ересям // Донские ЕВ. 1901. №19. Отд. оф. С. 414.
[47] Отчет о состоянии Екатеринославского епархиального братства во имя святого равноапостольного князя Владимира // Екатеринославские ЕВ. 1889. №19. Отд. неоф. С. 321.
[48] Афанасьев А. Состояние сектантства и раскола и деятельность православной миссии в Екатеринославской епархии в 1909 году // Екатеринославские ЕВ. 1910. №6. Отд. неоф. Прил. С. 13.
[49] Из жизни миссии Екатеринославской епархии // Екатеринославские ЕВ. 1910. №17. Отд. неоф. С. 445.
[50] Из жизни миссии Екатеринославской епархии // Екатеринославские ЕВ. 1911. №18. Отд. неоф. С. 469.
[51] Из жизни миссии Екатеринославской епархии // Екатеринославские ЕВ. 1912. №3. Отд. неоф. С. 130.
[52] Из жизни миссии Екатеринославской епархии // Екатеринославские ЕВ. 1912. №28. Отд. неоф. С. 1123.
[53] Афанасьев А. Состояние сектантства и раскола и деятельность православной миссии в Екатеринославской епархии в 1910 году // Екатеринославские ЕВ. 1911. №7. Отд. неоф. С. 206.
[54] Из жизни миссии Екатеринославской епархии // Екатеринославские ЕВ. 1913. №17. Отд. неоф. С. 506.
[55] Сокольский А., свящ. Слово, произнесенное в Николаевской церкви г. Ростова-на-Дону при открытии церковного братства // Екатеринославские ЕВ. 1910. №30. Отд. неоф. С. 708.
[56] Извлечение из всеподданнейшего отчета обер-прокурора Святейшего Синода за 1869 г. // Донские ЕВ. 1871. №4. Отд. оф. С. 99.
[57] Лысогорский Н. В. Единоверие на Дону в XVIII и XIX в. (по 1883 г.). Сергиев Посад, 1915.
[58] Деятельность Церкви по обращению раскольников и плоды оной // Донские ЕВ. 1873. №6. Отд. оф. С. 165.
Источник: Баленко С. К. Миссионерская деятельность Православной Российской Церкви в Области Войска Донского в конце XIX — начале XX в. // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2024. № 46. С. 100-120. DOI: https://doi.org/10.24412/2224-5391-2024-46-100-120.