«Важным условием развития церковной жизни является сохранение и поддержание традиций памяти». Интервью с архиепископом Гродненским и Волковысским Антонием
Чем примечательна фигура архиепископа Венедикта (Бобковского), управлявшего Гродненской епархией в 1941‒1944 годах? Как он боролся за сохранение церковного единства и религиозного мира? Почему наследие архиепископа Венедикта важно для понимания и критики белорусского автокефалистского проекта? Об этом порталу «Богослов.Ru» рассказал автор книги о владыке — архиепископ Гродненский и Волковысский Антоний (Доронин).
Статья

Ваше Высокопреосвященство, в прошлом месяце в издательстве Минской духовной академии вышла книга «Архиепископ Венедикт (Бобковский) (1876–1951): жизнь, церковное служение и письменное наследие», автором которой Вы являетесь. Почему Вы занялись этой темой?

Архиепископ Венедикт (Бобковский) — один из самых примечательных иерархов Белорусской Православной Церкви периода Второй мировой войны и немецкой оккупации. Книга посвящена его биографии, церковной деятельности, проповедническому и публицистическому наследию.

В крайне тяжелое время владыка Венедикт принимал активное участие в возрождении церковной жизни на Белорусских землях. После вхождения территории Западной Беларуси в состав СССР он приложил большие усилия по возвращению местного духовенства в состав Церкви-Матери.

Дело в том, что по инициативе правительства Польской Республики еще в 1924 году западные регионы современной Беларуси и Украины были отторгнуты от Русской Православной Церкви. Провозглашенная в то время автокефалия Православной Церкви в Польше не имела признания со стороны Московского Патриархата и рассматривалась как неканоничная. Восстановлением нарушенного церковного порядка усердно занимался епископ Венедикт в годы, предшествовавшие немецкому вторжению на белорусские земли.

Начиная с середины 1941 года владыка стоял у истоков восстановления белорусских органов церковного управления, упраздненных в процессе проводившейся ранее политики организованной борьбы с религией. Будучи управляющим Гродненской епархией, он оказывал решающее влияние на процессы церковной жизни в масштабах всей Белорусской Православной Церкви. В частности, он последовательно сопротивлялся провозглашению навязываемой оккупационной властью неканоничной белорусской автокефалии.

Во многом благодаря твердой позиции архиепископа Венедикта удалось сохранить церковное единство и религиозный мир на Белорусских землях. В послевоенное время владыка оказался в эмиграции, где вместе с другими иерархами Белорусской митрополии перешел в юрисдикцию Русской Православной Церкви Заграницей. Вплоть до своей кончины в 1951 г. он активно противодействовал развитию неканонично провозглашенной «Белорусской автокефальной православной церкви» и стремился к сохранению духовного единства белорусской диаспоры.

На какую аудиторию рассчитано издание? Это книга для специалистов или для простых верующих?

С одной стороны, мне бы очень хотелось, чтобы книга дошла до читателей Гродненского региона. Потому что именно на этих землях проходила бόльшая часть жизни и церковной деятельности архиепископа Венедикта. Здесь он начинал свое служение в качестве приходского священника, нес ответственное послушание благочинного, принимал монашеский постриг и возглавлял древний Жировичский Успенский монастырь. Именно с западнобелорусскими землями было связано архипастырское служение владыки в годы Второй мировой войны.

С другой стороны, книга может представлять интерес для духовенства и верующих Русской Православной Церкви Заграницей. Ведь в послевоенное время архиепископ Венедикт пребывал в русской зарубежной церковной юрисдикции. В последний год своей жизни он возглавлял Берлинско-Германскую епархию РПЦЗ, а после блаженной кончины был похоронен на кладбище Фельдмохинг в Мюнхене.

Книга ориентирована также и на историков, изучающих состояние Белорусской Православной Церкви в период Второй мировой войны и Русской Православной Церкви Заграницей послевоенного периода. Небезынтересными для профессиональных исследователей церковной истории могут стать опубликованные на страницах книги тексты посланий и циркулярных писем архиепископа Венедикта. Эти документы сохраняются в архиве Германской епархии РПЦЗ и ранее были доступны крайне ограниченному числу историков. Также в книге представлены полные тексты публикаций владыки, вышедших в малотиражных послевоенных изданиях. Поскольку эти издания давно стали библиографической редкостью, републикация статей архиепископа Венедикта открывает возможность ознакомления с ними широкого круга читателей.

Какую цель Вы ставили перед собой, когда планировали написание книги?

Главной целью книги виделось содействие преодолению исторического беспамятства. На мой взгляд, важным условием развития церковной жизни является сохранение и поддержание традиций памяти. Ведь забвение о прошлом и игнорирование исторического опыта чреваты непредсказуемыми последствиями. Тот народ, который оторван от своих духовных, культурных и исторических корней, может не устоять перед вызовами и угрозами современности. Именно поэтому крайне важно сохранять благодарную память о тех поколениях православных христиан, которые жили, трудились и служили Богу в предыдущие времена. Усвоение полученного ими опыта может нас вдохновлять, вразумлять и назидать.

Чему может научить современников пример жизни архиепископа Венедикта (Бобковского)?

В первую очередь любви к Богу и Православной Церкви. Вся жизнь архиепископа Венедикта направлялась именно этими светлыми чувствами. Его глубокая и искренняя вера выразительно прослеживаются как в публикуемых текстах его архипастырских посланий, так и в конкретных деяниях.

Во-вторых, жизнь приснопамятного владыки является примером хранения верности Матери-Церкви. Никакие внешние обстоятельства и даже оказываемое внешнее давление не смогли заставить его отступить от принципиальной позиции, занятой в отношении проекта белорусской автокефалии.

Имел ли белорусский автокефальный проект поддержку со стороны оккупационных властей?

Безусловно! С греческого языка слово «автокефалия» переводится как «самовозглавление», то есть «самостоятельность в управлении». Однако в годы немецкой оккупации идея провозглашения белорусской автокефалии имела ровно противоположные цели.

Вынашивая планы по отделению Белорусской митрополии от Русской Православной Церкви, сотрудники оккупационной администрации видели в этом эффективное средство подчинения своей власти и своим интересам местной церковной иерархии, духовенства и приходских общин. При этом церковные каноны и церковные интересы вообще не учитывались.

Перспектива неканоничности Белорусской Православной Церкви после самопровозглашения автокефалии абсолютно не волновала ни германские власти, ни поступивших им на службу белорусских коллаборационистов. Однако на протяжении последующих десятилетий заинтересованные силы активно распространяли миф о белорусском автокефальном проекте времен оккупации как о благородной попытке дарования церковной независимости белорусскому народу. И здесь не нужно смешивать понятия. Ведь церковная независимость от Московского Патриархата могла обернуться порабощением белорусской церковной жизни оккупационной властью. И принципиальным противником этого порабощения выступал архиепископ Венедикт (Бобковский).

Сохраняет ли эта проблема актуальность?

Вне всякого сомнения, и сегодня существуют силы, заинтересованные в воскрешении белорусского автокефального проекта. Не сумев добиться провозглашения автокефалии Белорусской Православной Церкви в годы оккупации, белорусские коллаборационисты добились своей цели в эмиграции. К концу 1949 года они сформировали структуру «Белорусской автокефальной православной церкви», которая так и не получила канонического признания в православном мире. Однако эта немногочисленная религиозная организация рассматривалась известными западными политическими силами как альтернатива православным епархиям на территории Беларуси. Политический мотив и сегодня является ключевым в вынашивании проекта белорусской автокефалии. Но опыт церковной жизни первой половины 1940-х годов выразительно свидетельствует, что за ширмой канонической независимости может скрываться стремление нецерковных сил поработить Православную Церковь и подчинить ее своим интересам. Именно поэтому необходимо обращаться к урокам истории.

Проблемы сегодняшнего дня родились не сегодня. В своих предпосылках они уходят глубоко в прошлое. И в настоящее время находятся горячие головы, готовые с легкостью переступить через многовековые традиции церковного единства. Ради достижения своих политических целей они забывают о том, что насилие над устоявшимся церковным строем способно породить глубокий раскол в обществе. Примеры развития катастрофических последствий такого раскола у наших географических соседей мы наблюдаем в режиме реального времени. Другим следствием автокефального проекта может стать раскол церковный, имеющий тяжелейшие последствия для духовной жизни и посмертной участи его сторонников. Поэтому обращение к жизни, церковному служению и письменному наследию архиепископа Венедикта (Бобковского) может сделать нас мудрее, уберечь от многих злободневных искушений.

Беседовал священник Димитрий Артёмкин

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9