Начало обновленческого раскола в Рязанской епархии
В статье кандидата богословия, доцента, проректора по учебной работе Рязанской духовной семинарии, настоятеля Преображенского храма г. Рязани протоиерея Вадима Базылева рассказывается о начале обновленческого раскола в Рязанской епархии. Рассматривается история обновленческого движения в этом регионе с 1922 года по 1924 год, когда первый обновленческий архиепископ Рязанский был переведен в Ярославль.
Статья

Призывы к обновлению церковной жизни начали раздаваться еще задолго до Октябрьской революции 1917 года. Поместный собор 1917–1918 гг. явился подлинным результатом этих стремлений. Однако в среде духовенства осталось много недовольных тем, что Собор отверг определенные нововведения, например введение «демократизации» Церкви: избираемый и женатый епископат, сокращенная Литургия на русском языке, выделение большего времени для проповеди и т. д.

Уже при Временном правительстве в Петербурге был образован «Всероссийский союз демократического православного духовенства и мирян», который возглавили прот. Ä. Попов и священники А. Введенский, А. Боярский, И. Егоров. Под покровительством обер-прокурора В. Н. Львова Союз издавал на синодальные средства газету «Голос Христа» и журнал «Соборный разум», в которых обновленцы ополчались на традиционные формы обрядового благочестия, на канонический строй церковного управления. Свои филиалы союз имел во многих городах России.

После прекращения деятельности «Союза духовенства и мирян» в 1919 году его члены создали различные группировки с модернистскими идеями. Так, священник И. Егоров создал группу «Религия в сочетании с жизнью». В своей приходской церкви он начал самочинные нововведения: вынес престол из алтаря на середину храма, исправлял богослужебные последования, пытался перевести богослужение на современный русский язык и т. д. Священник А. Боярский в Колпине, под Петербургом, организовал группу «Друзей церковной реформации». В 1921 году священник А. Введенский сколотил «Петербургскую группу прогрессивного духовенства». В среде епископата своими новшествами прославился заштатный епископ Антонин (Грановский)[1].

По поводу этих нововведений Святейший Патриарх Тихон 4 ноября 1921 года обратился к пастве с особым посланием, в котором подчеркивал их недопустимость, указывая на Божественную красоту церковного богослужения, созданного «веками Апостольской верности, молитвенного горения, подвижнического труда и святоотеческой мудрости»[2]. За самочинные нововведения епископ Антонин был запрещен в богослужении, и московским приходам указано было не приглашать его к служению.

Брожение распространилось и на провинции. Советская власть решила воспользоваться этим, направляя деятельность обновленцев на разложение Церкви изнутри. Однако власти использовали их лишь как временную меру, с тем чтобы спровоцировать церковный раскол и устранить Патриарха Тихона. После этого предполагалось провести широкую кампанию против самих обновленцев и таким образом полностью уничтожить Православную Церковь[3].

Раскол был осуществлен на фоне «кампании по изъятию церковных ценностей». С апреля 1922 года начинаются процессы по обвинению священнослужителей и активных мирян в сопротивлении изъятию церковных ценностей. Общее число привлеченных к уголовной ответственности составило, по разным данным, около 10 тысяч человек, из которых около двух тысяч были расстреляны[4]. В мае 1922 года был арестован и Патриарх Тихон.

В это время при поддержке властей и возникает так называемое «обновленческое движение», которое захватывает высшую власть в Русской Православной Церкви.

В начале мая 1922 года московский священник С. Калиновский передал во ВЦИК подписанную им вместе с несколькими единомышленниками докладную записку, в которой детально разрабатывал план порабощения Православной Церкви Советским государством. А вскоре в Москву прибыла группа Петроградских обновленцев: священники А. Введенский, А. Боярский, Ев. Белков и псаломщик Стаднюк, которые после посещения «разных инстанций» направились 12 мая в сопровождении двух чекистов в покои Патриарха[5]. После разговора с ними под впечатлением только что окончившегося процесса над московскими священниками Патриарх Тихон согласился передать свои полномочия митрополиту Петроградскому Вениамину (Казанскому) или митрополиту Агафангелу (Преображенскому).

Поскольку митрополит Вениамин был под угрозой ареста, Святейший Патриарх поставил во главе церковного управления митрополита Ярославского Агафангела (Преображенского)[6]. Это не входило в планы советской власти, поэтому по распоряжению ВЦИК митрополита Агафангела задержали в Ярославле. Обновленческие деятели вновь посетили Патриарха в его заключении и уговорили передать через них синодские дела митрополиту Агафангелу, после чего сразу объявили об образовании Высшего церковного управления (ВЦУ) во главе с епископом Антонином (Грановским)[7]. Так начался новый раскол в Православной Церкви.

Раскольники провозгласили «обновление» церковной жизни путем приближения ее к первым векам христианства; предоставление свободы, пересмотр школьной догматики, этики и литургики; совершенное освобождение Церкви от политики; создание института белого епископства; участие во всех органах духовенства наравне с епископами; создание единой церковной кассы; борьбу с контрреволюционным элементом в Церкви и решение других задач[8].

Объявив в газете «Известия» о передаче Патриархом управления над Церковью ВЦУ, группировка в короткое время добилась небывалых успехов, которые можно объяснить лишь всеобщей растерянностью в среде верующих и духовенства. Большинство епископата признало ВЦУ, обновленцы некоторое время имели и значительное число прихожан. Не стала исключением и Рязанская епархия.

Во время революционных потрясений Рязанская епархия пережила серьезную церковную смуту. За 1917–1919 годы здесь сменилось несколько архиереев[9]. Только в июле 1920 года на кафедру был назначен архиепископ Вениамин (Муратовский). При нем проходило изъятие в епархии церковных ценностей и был осуществлен обновленческий раскол.

Изъятие церковных ценностей в Рязанской епархии проходило с марта по май 1922 года. К 7 июня по всей Рязанской губернии изъятие было завершено[10]. Уже во время этой кампании архиепископ Вениамин (Муратовский) показал свою готовность идти с властями на компромиссы. Опасаясь репрессий за свои связи в прошлом с правительством А. В. Колчака[11], архиепископ Вениамин постарался, чтобы изъятие прошло без эксцессов. Возможно, поэтому он стал и одним из первых архиереев, признавших обновленческое ВЦУ.

Изъятие церковных ценностей выявило среди верующих — духовенства и мирян — людей, лояльно настроенных к советской власти или даже готовых ей помогать. В будущем все они примут самое активное участие в утверждении обновленчества и в Рязанской епархии. Несмотря на то что в целом по епархии изъятие прошло без эксцессов, несколько клириков и мирян все же оказались на скамье подсудимых. Кроме того, карательные меры настолько напугали рязанское духовенство, что дали возможность властям более широко насадить раскол в епархии[12].

В начале июня 1922 года в Рязань прибыл уполномоченный ВЦУ протоиерей Михаил Постников (впоследствии обновленческий епископ), который под угрозой репрессий потребовал от архиепископа Вениамина признать и подчиниться ВЦУ. Тот сразу же согласился. Архиепископ Вениамин возглавил созданное из «инициативной группы прогрессивного духовенства» Епархиальное управление. В управление вошли: прот. А. Покровский, А. Климентовский, М. Лебедев (ключарь кафедрального собора), В. Виноградов, священники В. Слободской, Г. Васильев, А. Лебедев (впоследствии «архиепископ» Рязанский и Касимовский Филарет), А. Виноградов, И. Рейнов, дьяконы С. Живаго, А. Рождественский, А. Гаврилов[13].

Ими была подготовлена в тезисах программа для обсуждения на собрании духовенства. Первым пунктом было признание обновленческого ВЦУ высшим органом управления Церковью до созыва Поместного собора. Также в программе говорилось о лояльности к государственной власти и недопущении в среде духовенства никакой контрреволюционной деятельности. Архиепископ Вениамин предлагал созвать Епархиальное собрание и выбрать Епархиальный совет, а также выписать на каждый приход журнал «Живая церковь» как официальный орган ВЦУ[14].

8 июня прошло Епархиальное собрание рязанского духовенства под председательством архиепископа Вениамина и при участии викария Рязанской епархии епископа Михайловского Митрофана (Загорского). После накаленной дискуссии все пункты (с незначительными поправками) из предложенного архиепископом Вениамином проекта были приняты, кроме одного, первого, который отклонили подавляющим большинством голосов. Тем самым местное духовенство не признало обновленческое ВЦУ высшим органом церковной власти[15].

Однако уже 28 июня архиепископ Вениамин «инициативной группой прогрессивного духовенства» был избран архиепископом Рязанским и Зарайским, «председателем Рязанского Церковного управления»[16], а 1 июля 1922 года обновленческое Рязанское церковное управление (РЦУ) было зарегистрировано отделом управления Рязанского губисполкома в качестве органа местной церковной власти[17]. Кафедра обновленческого архиепископа находилась в Христорождественском соборе.

В августе 1922 года «митрополит» Антонин (Грановский) обратился с посланием к архиереям старого поставления, призывая их выступить с протестом против антимонашеской политики, возглавляемой В. Красницким «Живой церкви». В ответном письме архиеп. Вениамин выразил с ним полное согласие[18]. 20 августа «митрополит» Антонин (Грановский) объявил о создании «Союза церковного возрождения» (СЦВ), главной целью которого стала защита монашества и идеалов аскетизма[19]. Первыми из провинциальных обновленцев к СЦВ присоединились рязанские живоцерковники. 19 сентября был образован Рязанский губернский комитет СЦВ. С этого времени СЦВ стал доминирующей обновленческой группировкой в Рязанской епархии[20]. 21 сентября 1922 года в Рязани прошел съезд духовенства и мирян, на котором были приняты программа и устав «Союза церковного возрождения». Также был избран губернский комитет СЦВ, в который вошли 15 человек[21].

Третье обновленческое объединение — «Союз общин Древлеапостольской церкви» (Содац, лидер – прот. А. Введенский) — было учреждено в начале октября 1922 года. Рязанская ветвь Содац начала функционировать уже в ноябре. 21 ноября в Рязани состоялось заседание инициативной группы Содац, на котором был организован Рязанский губернский комитет движения[22].

Таким образом, мы видим, что с самого начала обновленческого движения все ветви его были представлены в Рязани при прямом благословении правящего архиерея – архиепископа Вениамина (Муратовского), хотя сам он не разделял крайностей обновленческого движения.

8 ноября 1922 года в кафедральном соборе прошло чествование архиепископа Вениамина по случаю 25-летия его архиерейской хиротонии. В ответном слове владыка поблагодарил собравшихся за внимание к нему и указал, что «в последнее время часть духовенства и мирян стали недоброжелательно относиться к нему из-за того, что он примкнул к обновленческому движению, но он это сделал согласно голоса своей совести, сознавая свой архипастырский долг перед Церковью, которая действительно нуждается в реформах и обновлении»[23].

28 ноября в кафедральном соборе состоялось собрание Рязанского комитета Союза церковного возрождения, на котором секретарь Рязанского церковного управления А. Гиляревский зачитал доклад о современном положении обновленческого движения. В конце заседания Гиляревский посетовал на небольшое число участников заседания, а также на то, что молодежь перестает ходить в храм, а верующие приходят, только чтобы послушать певчих. На заседании было отмечено, что большинство верующих и рязанского духовенства оказались не готовы к ломке привычного уклада церковной жизни и переделывание Церкви восприняли с опаской и недоверием[24].

Для улучшения качества работы по внедрению обновленческих идей среди духовенства в феврале 1923 года в Рязанской епархии были назначены уездные уполномоченные. Им вменялось в обязанность следить за точным исполнением всех распоряжений Рязанского церковного управления, информировать общины по вопросам церковной жизни и обновленческого движения, контролировать все церковные учреждения в уезде[25].

А в марте 1923 года в Рязань прибыл протоиерей Александр Введенский, тогда еще заместитель председателя обновленческого ВЦУ. 20 и 21 марта им были прочитаны две лекции в рязанском Советском театре. В это же время прошло епархиальное собрание, на котором Введенский рассказал о положении церковных дел и о предстоящем обновленческом соборе. Собрание приняло резолюцию с одобрением деятельности ВЦУ и осуждением «контрреволюционной деятельности» Патриарха Тихона. Под резолюцией подписались клирики двадцати церквей г. Рязани[26].

29 апреля 1923 года в Москве состоялся обновленческий «Поместный собор», на котором архиепископ Вениамин был избран почетным членом президиума. Главной задачей «собора» было низложение Патриарха Тихона, находившегося уже почти год под арестом. Под этим позорным актом подпись архиепископа Вениамина стоит одной из первых[27].

Обновленческий «собор» узаконил противоканонические реформы Высшего церковного управления: закрытие монастырей, белый (женатый) епископат, допустимость второбрачия для духовенства, но литургические и догматические реформы были отвергнуты из-за сопротивления «умеренных тихоновцев»[28].

На «соборе» также была принята реформа церковного календаря и переход на новый стиль. Рязанское обновленческое Церковное управление во исполнение постановлений «собора» издало новый, исправленный церковный календарь на вторую половину 1923 года. Постановлением Рязанского ЦУ по епархии запрещалось поминовение за богослужением Патриарха Тихона, а всем священнослужителям, снявшим с себя сан или запрещенным в священнослужении за второбрачие, объявлялось, что они могут быть восстановлены в сане[29].

Особое внимание было уделено монастырям. Поскольку обновленцы особо нетерпимо относились к монашеству, ставя своей задачей вытеснить черное духовенство на второй план, а желательно совершенно ликвидировать монашество, они поддержали курс советского правительства на ликвидацию монастырей. Обновленческим ВЦУ предписывалось настоятелями всех монастырских храмов назначать только женатых обновленческих священников, которые должны были вести подрывную работу в монастырях[30]. Рязанское ЦУ также постановило обследовать все монастыри, выяснить, кто является настоятелем монастырского храма — монах или белый священник, и объявить монашествующим, что им предоставлено право сложить монашеские обеты[31].

Властям казалось, что прошедший обновленческий «собор» позволит им при помощи обновленцев полностью контролировать церковную жизнь. Сразу после «собора» Патриарх Тихон был переведен из Донского монастыря, где содержался под домашним арестом, в тюрьму на Лубянку. Обновленческие лидеры открыто требовали самой суровой расправы над Патриархом, вплоть до расстрела. Однако оказалось, что с Патриархом не так просто расправиться: по всему миру пошли акции протеста. К тому же власти не были заинтересованы в усилении какой-то одной церковной группировки — они преследовали принцип «разделяй и властвуй».

27 июня 1923 года неожиданно для всех Патриарх Тихон был освобожден и возвращен в Донской монастырь под подписку о невыезде[32]. Уже в первом послании Патриарха к Церкви от 28 июня говорилось о неправомочности «собора» 1923 года и его решений[33]. После этого начинается возвращение в Патриаршую церковь отпавших в обновленчество архиереев, клириков и мирян. Одним из первых принес покаяние Рязанский архиепископ Вениамин (Муратовский). Он приехал в Москву, «со слезами приветствовал Первосвятителя и, вернувшись в Рязань, издал указ о присоединении к Патриарху и начал поминать его за богослужением»[34].

Точно не известно, в каких числах июля это произошло. Видимо, между 11 и 29 июля. Дело в том, что 11 июля в Рязани прошел съезд уполномоченных Рязанского ЦУ, на котором обсуждалось положение Церкви после освобождения Патриарха, но о покаянии архиепископа Вениамина не говорилось[35]. А 29 июля на заседании Рязанского комитета Союза церковного возрождения уже был поставлен вопрос о выходе архиепископа Вениамина из союза. Вместе с владыкой подали заявления о выходе из СЦВ еще несколько клириков Рязанской епархии[36].

В конце июля — начале августа 1923 года по Рязанской епархии прошла волна арестов священнослужителей, не примкнувших к обновленческому расколу или вернувшихся в Патриаршую церковь. В ночь с 4 на 5 августа был арестован и увезен в Москву архиепископ Вениамин[37]. В Бутырской тюрьме под давлением силовых органов владыка согласился вернуться в обновленческий раскол[38]. И уже 8 августа он участвовал в заседании обновленческого Синода.

После освобождения Патриарха Тихона обновленцы почувствовали, как почва уходит у них из-под ног. В конце июля 1923 года во главе обновленческого Высшего церковного совета вместо одиозного «митрополита» Антонина (Грановского) был поставлен архиерей старого поставления — архиепископ Евдоким (Мещерский), получивший титул «митрополита». Из совета на короткое время были выведены В. Красницкий и А. Введенский, особо дискредитировавшие себя перед православными, а 8 августа Высший церковный совет был переименован в Священный Синод Православной Российской Церкви[39]. Обновленческие группировки упразднили, а пропагандировавшиеся живоцерковниками взгляды были объявлены частным мнением членов этой организации. В условиях утраты доверия верующих обновленческий Синод взял курс на постепенный отказ от радикальных лозунгов, провозглашенных группой «Живая Церковь»[40].

В состав новоучрежденного обновленческого Синода вошел и архиепископ Рязанский Вениамин. А уже 10 августа он был возведен обновленцами в «митрополита» Ярославского. Своей рязанской пастве архиепископ Вениамин написал воззвание, в котором заявлял, что «бесповоротно решил идти навстречу церковно-обновленческому движению» и призвал следовать за ним[41].

В Рязань «митрополит» Вениамин больше не возвращался. В начале 1924 года он стал «митрополитом» Ленинградским, а в августе 1924 года возглавил обновленческий Синод. Впоследствии был «митрополитом» Московским, скончался в 1930 году в расколе, так и не принеся покаяния[42].

Этим событием закончился первый этап истории рязанского обновленчества. Несколько месяцев потом Рязанская обновленческая кафедра оставалась вакантной.

 

Список литературы

  1. Акты святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве Высшей церковной власти 1917-1943. / сост. М. Е. Губонин. М., 1994.
  2. Багдасарова Ж. Р. Вениамин (Муратовский) // Православная энциклопедия. Т. VII. М., 2004.
  3. Базылев В., прот. Кампания по изъятию церковных ценностей в Рязанской епархии как элемент общей политики большевиков // Рязанский богословский вестник. 2022. № 1 (25).
  4. Гераськин Ю. В. 1917 год и ситуация в Рязанской епархии // Magistra Vitae: электронный журнал по историческим наукам и археологии. 2017. № 1. С. 69–74.
  5. Гераськин Ю. В., Федин А. А. Кампания по изъятию церковных ценностей как катализатор обновленческого раскола в Рязанской епархии (по материалам прессы) [Электронный ресурс] // Вестник РГУ им. С. А. Есенина. 2017. № 2 (55). С. 75. URL: https://vestnik.rsu.edu.ru/wp-content/uploads/2017/07/8.pdf
  6. Лавринов В., прот. Обновленческий раскол в портретах его деятелей. М., 2016.
  7. Левитин А. Очерки обновленческого движения в Русской Православной церкви. Ч. 1. Машинопись. Б.м., 1960.
  8. Митрофанов Г., прот. История Русской Православной Церкви 1900–1927. СПб., 2002.
  9. Николин А., свящ. Церковь и государство (история правовых отношений). М., 1997.
  10. Рабочий клич. 1922. 11 июня. № 96 (130).
  11. На собрании «верующих» // Рабочий клич. 1922. 30 ноября. № 239 (273).
  12. Регельсон Л. Трагедия Русской Церкви. М., 1996.
  13. Русская Православная Церковь в Советское время (1917-1991) / сост. Герд Штриккер. Кн. 1. М., 1995.
  14. Серафим (Питерский), игум., Мелетия (Панкова), мон. Деятель обновленческого раскола Вениамин (Муратовский), в 1920–1923 гг. архиепископ Рязанский и Зарайский // Рязанский богословский вестник. 2012. № 1 (6).
  15. Сёмина М. В. Обновленческое движение в Рязанской губернии в 1922-1925 годы [Электронный ресурс]. URL: https://ist-konkurs.ru/raboty/2007/984-obnovlencheskoe-dvizhenie-v-ryazanskojgubernii-v-1922-1925-gody
  16. Сёмина М. В. Обновленческое движение в Рязанской губернии в 1922–1925 годы // Вестник церковной истории. 2008. № 1.
  17. Соловьев И., прот. Обновленчество // Православная энциклопедия. Т. LII. М., 2023.
  18. Устав группы «Живая Церковь». ГАКург.О. Ф. 203. Оп. 1. Д. 307. Л. 66.
  19. Всем благочинным округов Рязанского уезда // Церковное обновление. 1923. № 11.
  20. Всем благочинным округов Рязанского уезда // Церковное обновление. 1923. № 14.
  21. Заседание Рязанского церковного управления // Церковное обновление. 1923. № 15.
  22. Цыпин В., прот. История Русской Церкви. 1917-1997. М., 1997.
  23. Цыпин В., прот. Русская Церковь. 1917-1925. М.: Изд. Сретенского монастыря, 1996.
  24. Цыпин В., прот. История Русской Православной Церкви. Синодальный и новейший периоды. 1700–2005. М., 2006.
  25. Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве. М., 2005.
  26. Э.Я.Р. Рязанская епархия в 1917-1941 гг. // Православная энциклопедия. Т. LX. М., 2020.

 

[1] Цыпин В., прот. Русская Церковь. 1917–1925. М.: Изд. Сретенского монастыря, 1996. С. 152–153.

[2] Акты святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве Высшей церковной власти 1917–1943. / сост. М. Е. Губонин. М., 1994. С. 181.

[3] Николин А., свящ. Церковь и государство (история правовых отношений). М., 1997. С. 166.

[4] Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве. М., 2005. С. 82.

[5] Левитин А. Очерки обновленческого движения в Русской Православной церкви. Ч. 1. Машинопись. Б. м., 1960. С. 71.

[6] Регельсон Л. Трагедия Русской Церкви. М., 1996. С. 286.

[7] Цыпин В., прот. История Русской Церкви. 1917–1997. М., 1997. С. 79–80.

[8] Устав группы «Живая Церковь». ГАКург.О. Ф. 203. Оп. 1. Д. 307. Л. 66.

[9] Гераськин Ю. В. 1917 год и ситуация в Рязанской епархии // Magistra Vitae: электронный журнал по историческим наукам и археологии. 2017. № 1. С. 69–74; Э.Я.Р. Рязанская епархия в 1917–1941 гг. // Православная энциклопедия. Т. LX. М., 2020. С. 678–679.

[10] Базылев В., прот. Кампания по изъятию церковных ценностей в Рязанской епархии как элемент общей политики большевиков // Рязанский богословский вестник. 2022. № 1 (25). С. 35.

[11] См.: Багдасарова Ж. Р. Вениамин (Муратовский) // Православная энциклопедия. Т. VII. М., 2004. С. 639.

[12] Гераськин Ю. В., Федин А. А. Кампания по изъятию церковных ценностей как катализатор обновленческого раскола в Рязанской епархии (по материалам прессы) [Электронный ресурс] // Вестник РГУ им. С. А. Есенина. 2017. № 2 (55). С. 75. URL: https://vestnik.rsu.edu.ru/wp-content/uploads/2017/07/8.pdf.

[13] Серафим (Питерский), игум., Мелетия (Панкова), мон. Деятель обновленческого раскола Вениамин (Муратовский), в 1920–1923 гг. архиепископ Рязанский и Зарайский // Рязанский богословский вестник. 2012. № 1 (6). С. 18.

[14] Сёмина М. В. Обновленческое движение в Рязанской губернии в 1922–1925 годы // Вестник церковной истории. 2008. № 1. С. 109.

[15] Там же. С. 110.

[16] Э.Я.Р. Рязанская епархия в 1917–1941 гг. // Православная энциклопедия. Т. LX. М., 2020. С. 681.

[17] Рабочий клич. 1922. 11 июня. № 96 (130).

[18] Багдасарова Ж. Р. Указ. соч. С. 639.

[19] Лавринов В., прот. Обновленческий раскол в портретах его деятелей. М., 2016. С. 16.

[20] Сёмина М. В. Обновленческое движение в Рязанской губернии в 1922-1925 годы [Электронный ресурс]. URL: https://ist-konkurs.ru/raboty/2007/984-obnovlencheskoe-dvizhenie-v-ryazanskojgubernii-v-1922-1925-gody.

[21] Сёмина М. В. Обновленческое движение в Рязанской губернии в 1922–1925 годы // Вестник церковной истории. 2008. № 1. С. 110.

[22] Там же. С. 111.

[23] Церковное обновление. 1923. № 3, 2–3.

[24] На собрании «верующих» // Рабочий клич. 1922. 30 ноября. № 239 (273).

[25] Сёмина М. В. Обновленческое движение в Рязанской губернии в 1922–1925 годы // Вестник церковной истории. 2008. № 1. С. 112.

[26] Там же. С. 113.

[27] Багдасарова Ж. Р. Указ. соч. С. 639.

[28] Цыпин В., прот. История Русской Православной Церкви. Синодальный и новейший периоды. 1700-2005. М., 2006. С. 394.

[29] Всем благочинным округов Рязанского уезда // Церковное обновление. 1923. № 11.

[30] Митрофанов Г., прот. История Русской Православной Церкви 1900–1927. СПб., 2002. С. 267.

[31] Всем благочинным округов Рязанского уезда // Церковное обновление. 1923. № 11.

[32] Митрофанов Г., прот. Указ. соч. С. 290.

[33] Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве. М., 2005.

[34] Багдасарова Ж. Р. Указ. соч. С. 639.

[35] Всем благочинным округов Рязанского уезда // Церковное обновление. 1923. № 14.

[36] Заседание Рязанского церковного управления // Церковное обновление. 1923. № 15.

[37] Там же.

[38] Лавринов В., прот. Указ. соч. С. 166.

[39] Митрофанов Г., прот. Указ. соч. С. 308.

[40] Соловьев И., прот. Обновленчество // Православная энциклопедия. Т. LII. М., 2023. С. 258.

[41] Багдасарова Ж. Р. Указ. соч. С. 639.

[42] Серафим (Питерский), игум., Мелетия (Панкова), мон. Деятель обновленческого раскола Вениамин (Муратовский), в 1920–1923 гг. архиепископ Рязанский и Зарайский // Рязанский богословский вестник. 2012. № 1 (6). С. 26.

 

Источник: Базылев В., прот. Начало обновленческого раскола в Рязанской епархии // Рязанский богословский вестник. 2024. № 1 (29). С. 90–99.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9