Книг и статей, посвященных жизненному пути архиепископа Амвросия (Щурова), в настоящее время уже немало. Первая из них вышла в свет в 1998 году[1]. Существенное значение для будущих исследователей будут иметь два сборника документов, воспоминаний и материалов[2].
В 2017 году выдержал два издания сборник «Я возжелал заповедей Твоих. Памяти архиепископа Амвросия (Щурова)» (Иваново, 2017. 474 с.; Москва, 2017. 512 с.). В книгу, посвященную памяти архиепископа Амвросия, вошли воспоминаний о нем тех людей, которым был дорог почивший архипастырь, биографический очерк о нем, статья, посвященная его архиерейскому служению, фотоматериалы и документы. Он был допущен к распространению Издательским советом Русской Православной Церкви.
В вышедший в 2022 году сборник «Архиепископ Амвросий (Щуров). Сборник документов и материалов. К 45-летию архиерейской и 70-летию священнической хиротонии» вошли документы из его личного архива, архива Московских духовных академии и семинарии, его дела, хранившегося у уполномоченного Совета по делам религий при СМ СССР по Ивановской области, воспоминания, позволяющие более объемно понять некоторые аспекты его служения, фотоматериалы.
В этих сборниках делались и первые попытки рассказать не только о самом архиепископе Амвросии, но и о его семье — родителях, братьях и сестрах. Однако информация была неполной, не шла дальше родителей.
Благодаря проведенному в 2023 году исследованию, по некоторым из ветвей отцовской линии родословную архиерея можно проследить до конца XVII — начала XVIII веков. «Тверская генеалогия сложнейшая, это связано с тем, что очень много приходов по Тверской земле, где фамилия не писалась до 1917 года. Это самые поздние бесфамильные приходы (среди русских и карельских) по России»[3]. Исследование показало глубокую связь предков архиепископа Амвросия с Кашинским уездом Тверской земли. Изучение материалов метрических книг в рамках настоящего исследования позволило найти исходные точные сведения о родителях архиепископа Амвросия, двух его старших сестрах, его деде по отцовской линии и двух его семьях, а также на основе этих полученных данных продолжить исторический поиск по ревизским сказкам и исповедным ведомостям.
Крестьянские корни оказали большое влияние на формирование личности иерарха. Как он сам впоследствии писал о себе, «всегда отличался хозяйственным духом»[4]. Хотя он и уехал из родной деревни достаточно рано — в 1948 году, когда ему было 18 лет — для поступления в Московскую духовную семинарию, а до начала Великой Отечественной войны некоторое время жил в Москве с матерью Александрой Устиновной и старшим братом Дмитрием, деревенский быт остался для него наиболее понятным. Связанное с ним отсутствие бытовых удобств его не напрягало. Как впоследствии вспоминал архиерей о периоде своего служения в первом его храме в селе Толпыгино в Приволжском районе, «в корыте я мылся 12 лет»[5].
Когда митрополит Антоний (Кротевич) перевел отца Амвросия в Преображенский кафедральный собор г. Иваново, то священник «все время хотел перевестись из собора обратно в село»[6]. Когда же он был призван к архиерейскому служению, то небольшой в то время дом Ивановского епархиального управления, который стал и его домом, «первое время казался очень пустым. Никак не мог к нему привыкнуть»[7].
Основную источниковую базу данной работы составили материалы фондов Государственного архива Тверской области (фонд 312, «Тверская губернская казенная палата», в котором находятся на хранении ревизские сказки, и фонд 160, «Тверская духовная консистория», содержащий метрические книги и исповедные ведомости).
Архиепископ Амвросий (Щуров Анатолий Павлович), в 1977–2006 годах управляющий Ивановской и Кинешемской епархией, почетный гражданин Ивановской области и города Иваново, родился 28 марта 1930 года в деревне Киселево. Его родители — Щуров Павел Семенович и Щурова Александра Устиновна. К моменту рождения младшего сына Анатолия у них было еще шесть детей. Матери, Александре Устиновне, когда он родился, было уже около сорока лет[8].
В исповедных ведомостях «Кашинского уезда Меньшей слободы Задубровской села Турова церкви Николая Чудотворца» за 1762 год есть сведения о крестьянах деревни Киселево: вдове Наталье Леонтьевой 42 лет (примерно 1720 г. р.) и ее детях Иване (22 года), Никите (14 лет) и Антоне (12 лет)[9]. В ревизских сказках за 1795 год имеются сведения о семье крестьянина Силы Васильева, проживавшей в селе Старом той же вотчины, что и деревня Киселево. Силе Васильеву в 1795 году был 41 год, т. е. он примерно 1754 г. р. Его жене «старинной той же вотчины» Катерине Мокевой было 36 лет, т. е. примерно 1759 г. р. Их сыну Андрею Силину было 13 лет, т. е. примерно 1782 г. р. Другому сыну Петру Силину было 3 года, т. е. примерно 1792 г. р. Дочерям — Марии Силиной 5 лет, т. е. примерно 1790 г. р., Аксинье Силиной 1 год, т. е. примерно 1794 г. р.[10].
Отцу Силы Васильева, Василию Савельеву, в 1782 году было 59 лет, т. е. примерно 1723 г. р. Матери Силы Васильева Агафье Иевлевой было 60 лет, т. е. примерно 1722 г. р. Имеется информация об их сыне Никифоре Васильеве, примерно 1752 г. р., про которого написано, что он «отдан в рекруты» в 1769 году. Про жену Силы Васильева Катерину Мокееву имеется уточнение, что она «старинная господина моего деревни Калитина»[11].
При этом данные про ее семью в ревизии 1782 год содержатся в разделе, посвященном деревне Киселево. Там значится: «Григорий Самойлов, которому на время предыдущей ревизии (1762 года) было 55 лет, т. е. примерно 1707 г. р., умер в 1766 году. Его жена Акулина Семенова, которой на момент предыдущей переписи было 60 лет, т. е. примерно 1706 г. р., умерла в 1767 году. Их сын Мокей Григорьев с семьей был переведен в деревню Калитино той же вотчины. На момент предыдущей переписи (1762 года) ему был 31 год, т. е. примерно 1731 г. р., его жене Дарье Терентьевой 30 лет, т. е. примерно 1732 г. р.; их детям Лариону 8 лет, т. е. примерно 1754 г. р., Ивану 6 лет, т. е. примерно 1756 г. р., Михаилу 1 год, т. е. примерно 1761 г. р., Катерине 3 года»[12].
В исповедных ведомостях Никольской церкви села Турово за 1850 год содержится информация о проживавших в деревне Киселево крестьянах Феодоре Никитине (54 года), его жене Ксении Силиной (55 лет), их сыновьях Петре (32 года), Иване (24 года), дочери Анне (15 лет). Запись о рождении их дочери Анны Федоровой сохранилась в метрической книге Никольской церкви за 1837 год[13]. Она родилась 1 февраля 1837 года.
У Петра была жена Татьяна Родионова, как написано, 21 года, что не очень сочетается с возрастом их старшего сына Симеона — 10 лет. Младшему сыну Григорию было 4 года. Жене Ивана Анне Захаровой было 23 года[14].
Примерно такие же сведения содержатся и в ревизских сказках по деревне Киселево за 1850 год. Возможно, ревизия проводилась несколько позже, чем составлялась исповедная ведомость, поэтому у некоторых возраст указан на год больше, а у некоторых такой же. Имеется еще информация о брате Федора Никитина Федоре (46 лет), его жене Авдотье Васильевой (25 лет) и его дочери от первого брака Варваре (7 лет)[15].
Петр Федоров был отцом Симеона Петрова, деда архиепископа Амвросия. В метрической книге Никольской церкви села Турово есть запись, что Симеон Петров родился 10 апреля 1840 года. Его родители — крестьянин деревни Киселево Петр Федоров и его законная жена Анна Иванова. 13 апреля Симеона крестил приходской священник села Турова Федор Львович Волков. Крестными были крестьянин деревни Старово Василий Силин, «деревни Клитина крестьянина Саввы Иванова жена Аксинья Иванова»[16].
Родители Павла Семеновича Щурова — дедушка и бабушка архиепископа Амвросия по отцовской линии — вступили в брак 15 января 1884 года. В метрической книге Никольской церкви сохранилась запись о венчании крестьянина деревни Киселево Кобылинской волости Симеона Петрова 46 лет и крестьянской дочери из деревни Ордынки Кобылинской волости Стефаниды Егоровой 26 лет. Венчал их священник Александр Воинов. У жениха это был второй брак, у невесты первый[17].
Отец архиепископа Амвросия, Щуров Павел Семенович, родился 10 декабря 1888 года. Его родители — крестьяне деревни Киселево Кобылинской волости Кашинского уезда Семен Петров и его жена Степанида Егорова. Крестил младенца 11 декабря священник Никольской церкви села Турово Александр Воинов. Крестными были крестьянин деревни Киселево Василий Петров и крестьянка из деревни Медведково[18].
В метрических книгах Николаевской церкви села Турово сохранилась запись о венчании 13 января 1908 года крестьянского сына деревни Киселево Павла Симеонова, 19 лет, и девицы Александры Арсеньевой [«Арсеньева» вписано как будто позже, и это явная ошибка, потому что «Арсеньева» — отчество матери невесты], 18 лет, дочери крестьянской вдовы Агриппины Арсеньевой из деревни Тулово Ванчуговской волости Кашинского уезда[19].
21 февраля 1909 года у них родилась дочь Евдокия. Крестил ее священник Никольской церкви села Турово Иоанн Колтыпин. Мать ребенка указана уже правильно — Александра Иустиновна. Крестными были крестьянин деревни Киселево Иван Иванов и села Потупова крестьянская жена Анастасия Дмитриева[20]. Уже в советское время по запросу выдавались сведения о рождении Евдокии, в которых указана ее родовая фамилия — Щурова[21], которая не указывалась в метрических книгах. Своего самого младшего брата — архиепископа Амвросия — Евдокия была старше на 21 год.
Благодаря проведенному исследованию по некоторым ветвям отцовской линии удалось найти предков архиерея до 1688 года. Все они были крестьянами. Глубокое понимание психологии деревенской жизни, отсутствие страха перед ней стали причинами того, что, когда в 1990-е годы появилась такая возможность, во время служения архиепископа Амвросия управляющим Ивановской (с 2002 г. Иваново-Вознесенской) и Кинешемской епархией в Ивановской области были открыты многие храмы, находившиеся в малонаселенных и заброшенных населенных пунктах, «нерентабельные», казалось бы, с практической точки зрения, но в некоторых случаях ставшие крупными духовными центрами, как, например, восстановленные фактически из руин древние монастыри в с. Введенье и с. Дунилово Шуйского района, с. Тимирязево Лухского района.
После поступления в Московскую духовную семинарию связи будущего иерарха с Тверской землей не прервались: в Киселево, а затем в Кашине жила его мама, Щурова Александра Устиновна, которая прожила более 80 лет, скончалась в 1971 году. В Кимрах долгое время жила с мужем его сестра Екатерина, которую он также иногда навещал.
Тверские корни архиепископа Амвросия оказали влияние на становление его личности и характера; история его рода — тема, требующая продолжения изучения. Значение его личности выходит далеко за пределы Ивановской области, с которой было связано его священническое и архиерейское служение, и только после его кончины оно начинает осознаваться. Также и духовное наследие архиепископа Амвросия имеет большее значение, чем это казалось многим при его жизни, и его еще только предстоит раскрыть. Исследование, посвященное тверским корням православного иерарха, поможет лучше понять его личность, истоки ее формирования, проявившиеся в его служении Церкви. Возможно, генеалогические исследования, посвященные православным архиереям, могли бы стать перспективным приложением сил церковных историков. Следует также отметить, что проведенное исследование, по сути, посвящено истории рода архиепископа Амвросия (Щурова) в основном по отцовской линии; изучение истории его рода по материнской линии ждет исследователей, которых заинтересует данная тема.
Библиографический список
- Архиепископ Амвросий (Щуров). Сборник документов и материалов. К 45-летию архиерейской и 70-летию священнической хиротонии. / Ред.-сост. А. А. Федотов. Иваново, 2022. 164 с.
- Федотов А. А. Архипастырь. Иваново, 1998. 43 с.
- «Я возжелал заповедей Твоих». Памяти архиепископа Амвросия (Щурова). / Ред.-сост. А. А. Федотов. Москва, 2017. 512 с.
- Интервью генеалога Виталия Семенова. https://zapret-doc.livejournal.com/26166.html (дата обращения: 1.11.2023).
- ГАТО. Ф. 160. Оп. 1-61. Д. 14293.
- ГАТО. Ф. 160. Оп. 1-62. Д. 17692.
- ГАТО. Ф. 160. Оп. 1-162. Д. 18139.
- ГАТО. Ф. 312.Оп.6. Д. 54.
- ГАТО. Ф. 312. Оп. 6. Д. 145.
- ГАТО. Ф. 312. Оп. 6. Д. 733.
- ГАТО. Ф. 160. Оп. 1-61. Д. 14300.
- ГАТО. Ф. 160. Оп. 15. Д. 2408.
- ГАТО. Ф. 160. Оп. 15. Д. 2408.
- ГАТО. Ф. 160. Оп. 15. Д. 2410.
[1] Федотов А. А. Архипастырь. Иваново, 1998. 43 с.
[2] Архиепископ Амвросий (Щуров). Сборник документов и материалов. К 45-летию архиерейской и 70-летию священнической хиротонии. / Ред.-сост. А. А. Федотов. Иваново, 2022. 164 с.; «Я возжелал заповедей Твоих». Памяти архиепископа Амвросия (Щурова) / Ред.-сост. А. А. Федотов. Москва, 2017. 512 с.
[3] Интервью генеалога Виталия Семенова. URL: https://zapret-doc.livejournal.com/26166.html (дата обращения: 1.11.2023).
[4] Федотов А. А. Указ. соч. С. 8.
[5] Там же. С. 18.
[6] Там же. С. 20.
[7] Там же. С. 27.
[8] Архиепископ Амвросий (Щуров). Сборник документов и материалов. С. 5.
[9] ГАТО. Ф. 160. Оп. 1-162. Д. 18139. Л. 767 об.
[10] ГАТО. Ф. 312. Оп. 6. Д. 733. Л. 489.
[11] ГАТО. Ф. 312.Оп.6. Д. 54. Л. 804об.
[12] ГАТО. Ф. 312.Оп.6. Д. 54. Л. 807.
[13] ГАТО. Ф. 160. Оп. 1-61. Д. 14293. Л. 1357об.
[14] ГАТО. Ф. 160. Оп. 1-62. Д. 17692. Л. 1174.
[15] ГАТО. Ф. 312. Оп. 6. Д. 733.
[16] ГАТО. Ф. 160. Оп. 1-61. Д. 14300. Л. 649об.
[17] ГАТО. Ф. 160. Оп. 15. Д. 2408. Л. 44об.-45.
[18] ГАТО. Ф. 160. Оп. 15. Д. 2408. Л. 141об.-142.
[19] ГАТО. Ф. 160. Оп. 15. Д. 2410. Л. 165об.-166.
[20] ГАТО. Ф. 160. Оп. 15. Д. 2410. Л. 176об.-177.
[21] ГАТО. Ф. 160. Оп. 15. Д. 2410. Л. 200об.
Источник: Богослов.Ru