Жизненный путь Преосвященного Александра (Анатолия Михайловича Толстопятова) условно состоит из двух этапов: 1) светского, 2) священнического и исповеднического. Первый этап жизни иерарха продолжался до 1920 года, то есть большую часть его жизненного пути, завершившегося в 1945 году.
Автор серьезных апологетических трудов «Научное обоснование Библейского сказания о творении мира» (1928) и «Щит веры» (1945), на первом этапе жизни А. М. Толстопятов создавал научные труды совсем другой направленности: «Исследование бокового изгиба тонких пластинок», «Минный предохранитель А. Толстопятова», «Компенсационный аппарат для спуска шпонок А. Толстопятова»; учебные работы «Курс такелажных работ», «Словарь морских терминов»[1] и труд литературного характера «В плену у японцев». Необходимо отметить, что «Курс такелажных работ» был принят как руководство в Морском корпусе и мореходных училищах[2].
Свои первые учебные книги А. М. Толстопятов выпустил в 1908 и 1909 годах[3], примерно в то же самое время, когда вышел двумя изданиями из печати и его первый литературный опыт мемуарного характера[4]. До этого он публиковался в «Морском сборнике», издаваемом под наблюдением Главного морского штаба[5].
Литературный опыт А. М. Толстопятова «В плену у японцев» является единственным, по крайней мере известным в настоящее время. При этом можно говорить о том, что эта небольшая книга молодого офицера получила определенное признание, в том числе и церковное, к чему сам он прилагал усилия и в чем нашел поддержку своего непосредственного руководства.
10 февраля 1909 года лейтенант Толстопятов написал прошение в Учебный комитет при Святейшем Правительствующем Синоде о том, чтобы его книга «В плену у японцев» была рекомендована в библиотеки духовных семинарий и училищ[6].
Член Учебного комитета М. Ф. Быстров в своем отзыве от 27 февраля 1909 года на эту книгу писал: «Книжка лейтенанта Толстопятова представляет собой очень интересные, написанные без всяких притязаний, живым, вполне литературным языком, его воспоминания о пребывании в плену у японцев»[7]. «Юные читатели, воспитанники духовных училищ и духовных семинарий, а равно и воспитанницы епархиальных училищ с удовольствием и интересом прочтут эту живо написанную книгу. …˃ Я находил бы справедливым допустить книжку А. Толстопятова “В плену у японцев” в ученические библиотеки духовных семинарий и мужских духовных и женских епархиальных училищ»[8].
3 марта 1909 года журналом №84 Учебного комитета при Святейшем Синоде на основании прошения и отзыва было принято следующее заключение: «Соглашаясь с отзывом члена Учебного комитета М. Быстрова о книге А. Толстопятова “В плену у японцев”, СПб., 1908, Учебный комитет полагал бы означенную книгу допустить в ученические библиотеки духовных семинарий, мужских духовных и женских епархиальных училищ»[9].
После выхода в свет книги «В плену у японцев» А. М. Толстопятов сосредоточил свои силы на научных и учебных трудах. В статье «Минный предохранитель» лейтенант А. М. Толстопятов предлагал к рассмотрению свое изобретение. Он писал, что Русско-японская война «показала, какую опасность представляют свободно плавающие мины, всплывшие на поверхность благодаря перетертому минрепу. [Минреп — стальной, пеньковый или капроновый трос или цепь для крепления якорной морской мины к якорю и удержания ее на определенном расстоянии от поверхности воды. — и. А. Г.]. <…˃ Во избежание этих случайностей мною спроектирован и сконструирован особый прибор — предохранитель, помещаемый внутри мины, который по желанию заставляет всплывшую мину автоматически идти ко дну, если она была поставлена в неприятельских водах, или делает ее безопасно плавающей, если она ограждала свой порт; в последнем случае к всплывшей мине можно безопасно подойти, выловить ее и снова употребить в дело»[10]. «В феврале 1907 г. в опытовом судостроительном бассейне Морского министерства мною были произведены опыты над минным предохранителем, которые увенчались полным успехом»[11].
«Краткий курс такелажных работ» 1908 года написан А. М. Толстопятовым от руки и отпечатан литографическим способом. В предисловии к «Курсу…», вышедшему в 1909 году в типографии Морского министерства в Главном адмиралтействе, Санкт-Петербург, его составитель, лейтенант А. М. Толстопятов писал: «Издавая настоящий курс такелажных работ, я задался целью выпустить руководство, дающее возможность изучить вполне самостоятельно, без посторонней помощи, эту отрасль морской практики, которая и по сие время сохранила вполне свое прежнее значение»[12]. Уже тогда для А. М. Толстопятова было характерно внести что-то новое в то, чем он занимался, и в пособии он вводит четыре новых термина: «Для большей ясности в описании и последовательности в изложении мной введены четыре условных термина: ходовая прядь, коренная прядь, новая коренная прядь и ее парная. Эти термины проходят через весь курс, а потому должны быть предварительно усвоены при чтении его без определенного порядка, т.е. при изучении какого-нибудь отдела независимо от предыдущих»[13]. В конце издания содержится реклама «Товарищества канатной фабрики И. Гот, основанной в 1800 году» — возможно, оно участвовало в финансировании издания.
Во введении своего научного труда «Исследование бокового изгиба тонких пластинок», вышедшего в год двух русских революций[14], А. М. Толстопятов обращал внимание на важность сочетания теории и практики в исследовании: «Я применял как теоретический, так и практический метод исследования. Такое двойное исследование вопроса имеет ту выгодную сторону, что теория и практика проверяют друг друга и дают возможность подходить к данному вопросу с двух различных сторон. Действительно, одни только теоретические исследования могут не вполне соответствовать действительности, т.к. здесь возможно отсутствие элементов чисто практического характера, и наоборот, одни только опытные результаты могут дать формулу, справедливую лишь для некоторых частных случаев»[15].
Этот подход был характерен впоследствии и для его научных работ, которые, по убеждению их автора, не должны были носить отвлеченного характера, а их ценность обуславливалась именно апологетической направленностью, возможностью дать православным в СССР «щит веры» в противостоянии нападкам воинствующего безбожия.
20 марта 1920 года один из профессоров Петроградского политехнического института писал директору Пожарно-технического института: «Проштудировав исследование бокового изгиба тонких пластинок, выполненное А. М. Толстопятовым, я пришел к выводу, что этот вполне самобытный труд выполнен с глубокой обстоятельностью, заслуживает полного внимания. Вопрос, затронутый А. М. Толстопятовым, является новым, и метод, примененный им, теоретически-эмпирический, оправдан и дал вполне согласные результаты»[16].
Даже став священником, А. М. Толстопятов до времени своего первого ареста не мог оставить военную службу и светскую преподавательскую деятельность в силу большой востребованности. Впоследствии в своей официальной автобиографии он вспоминал об этом так: «Был поднят вопрос об отчислении меня от училища Командного состава флота, где я преподавал физику, но учащиеся и преподаватели обратились в Морское ведомство с просьбой об оставлении меня в числе преподавателей училища Командного состава флота. Их просьба была уважена, и я, будучи священником, продолжал читать физику будущим морякам Советского Флота»[17].
Помощник по учебной части начальника Училища командного состава флота 24 марта 1920 года давал такую характеристику деятельности А. М. Толстопятова: «Как раньше в бывшем Морском училище, так и сейчас в Училище Командного Состава Флота показал себя с самой лучшей стороны — неизменно ровным и самым внимательным отношением к учащимся мог легко приспособиться к их пониманию, не жалея труда на выполнение работы по составлению записок и других учебных пособий по читаемым им курсам, одним словом, всегда удовлетворял всем требованиям, которые могут быть предъявлены к преподавателям»[18].
Заслуживает внимания и отзыв о А. М. Толстопятове, направленный 14 апреля 1920 года директору Пожарно-технического института П. К. Яворскому председателем Русского географического общества Ю. М. Шокальским — до революции генерал-лейтенантом, ученым, имевшим и международное признание (почетный член-корреспондент Королевского географического общества в Лондоне, 1904), и признание советского правительства (член-корреспондент (1923) и почетный академик (1939) Академии наук СССР, герой труда). Ю. М. Шокальский писал: «Мой бывший сослуживец Анатолий Михайлович Толстопятов ˂…˃ в течение всей совместной нашей службы в бывшем Морском училище, также и после моего избрания профессором Морской академии, когда я продолжал заниматься и в Училище, ничего кроме хорошего и лестного о преподавательской деятельности А. М. Толстопятова не слышал и не знаю, о чем с удовольствием свидетельствую»[19].
В светский период жизни А. М. Толстопятов был удостоен многих наград: ордена Св. Станислава 2-й степени и 3-й степени с мечами и с бантом, ордена Св. Анны 2-й и 3-й степени, ордена Св. Владимира 4-й степени[20]. Был также награжден светло-бронзовыми медалями в память Русско-японской войны 1904–1905 гг., 300-летия царствования Дома Романовых, 100-летия Отечественной войны, нагрудным знаком в память 200-летнего юбилея Морского корпуса и знаком об окончании полного курса наук в Морском корпусе, светло-бронзовой медалью в память 200-летия Гангутской победы[21].
Светский этап жизни будущего иерарха был достаточно продолжительным, хотя на протяжении жизни он неоднократно задумывался о том, чтобы вступить на стезю церковного служения. Этот период жизни иерарха, несмотря на имевшиеся и в нем испытания (ранняя смерть отца, японский плен во время Русско-японской войны), был в целом благополучным, настолько, что как писал сам А. М. Толстопятов, многие ему даже завидовали. Второй период его жизни — путь священнослужения и исповедничества, апологетических трудов, в который он вошел, будучи уже зрелым человеком — в 42 года, был не только короче первого по времени, но и сопряжен с постоянными ссылками, преследованиями, заключением в лагеря. Возможно, сам будущий иерарх что-то чувствовал, откладывая вступление на этот путь, хотя выраженное желание стать священнослужителем возникало у него и в детстве, и в юности. Тот научный, литературный и педагогический опыт, который он получил в светский период своей жизни, был в полной мере использован им и в годы его священнослужения и исповедничества.
Библиографический список
- Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. Р.-6991. Оп. 7. Д. 2.
- Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 802. Оп. 10. Д. 16.
- Российский государственный архив Военно-Морского Флота (РГАВМФ). Ф. 406. Оп. 9. Д. 4209.
- Центральный государственный архив Санкт-Петербурга (ЦГА СПб). Ф. 2575. Оп.1. Д. 89.
- Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга (ЦГИА). Ф. 2279. Оп. 1. Д. 34.
- Толстопятов А. В плену у японцев. Санкт-Петербург: типо-лит. «Е. Тиле пр.», 1908. 117 с.
- Толстопятов А. В плену у японцев. Петербург: тип. «Надежда», 1909 (обл. 1908). 53 с.
- Толстопятов А. М. Исследование бокового изгиба тонких пластинок. Петроград: тип. Мор. м-ва, 1917. 207 с.
- Толстопятов А. М. Краткий курс такелажных работ / Сост. лейт. Толстопятов. Санкт-Петербург: типо-лит. К. Биркенфельд, 1908. 103 с.: ил.
- Толстопятов А. М. Курс такелажных работ / Сост. лейт. А.М. Толстопятов. Санкт-Петербург: тип. Мор. м-ва, 1909. 60 с.
- Толстопятов А. Минный предохранитель // Морской сборник. 1907. № 9. С. 121–
[1] Центральный государственный архив Санкт-Петербурга (ЦГА СПб). Ф. 2575. Оп.1. Д. 89. Л. 59об.
[2] Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. Р.-6991. Оп. 7. Д. 2. Л. 3.
[3] Толстопятов А. М. Краткий курс такелажных работ / Сост. лейт. Толстопятов. Санкт-Петербург: типо-лит. К. Биркенфельд, 1908. 103 с.: ил.; Толстопятов А. М. Курс такелажных работ / Сост. лейт. А. М. Толстопятов. Санкт-Петербург: тип. Мор. м-ва, 1909. 60 с.
[4] Толстопятов А. В плену у японцев. Санкт-Петербург: типо-лит. «Е. Тиле пр.», 1908. 117 с.; Толстопятов А. В плену у японцев. Петербург: тип. «Надежда», 1909 (обл. 1908). 53 с.
[5] Толстопятов А. Минный предохранитель // Морской сборник. 1907. № 9. С. 121–128.
[6] Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 802. Оп. 10. Д. 16. Л. 4.
[7] РГИА. Ф. 802. Оп. 10. Д. 16. Л. 2.
[8] РГИА. Ф. 802. Оп. 10. Д. 16. Л. 3об.
[9] РГИА. Ф. 802. Оп. 10. Д. 16. Л. 1-1об.
[10] Толстопятов А. Минный предохранитель // Морской сборник. 1907. № 9. С. 121.
[11] Там же. С. 127.
[12] Толстопятов А. М. Курс такелажных работ / Сост. лейт. А.М. Толстопятов. Санкт-Петербург: тип. Мор. м-ва, 1909. С. 1.
[13] Там же.
[14] Толстопятов А. М. Исследование бокового изгиба тонких пластинок. Петроград: тип. Мор. м-ва, 1917. 207 с.
[15] Толстопятов А. М. Исследование бокового изгиба тонких пластинок. Петроград: тип. Мор. м-ва, 1917. С. 5.
[16] Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга (ЦГИА). Ф. 2279. Оп. 1. Д. 34. Л. 5.
[17] ГАРФ. Ф. Р.-6991. Оп. 7. Д. 2.
[18] ЦГА СПб. Ф. 2575. Оп.1. Д. 89. Л. 6-6об.
[19] ЦГА СПб. Ф. 2575. Оп.1. Д. 89. Л. 7.
[20] Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга (ЦГИА). Ф. 2279. Оп. 1. Д. 34. Л. 59об.
[21] Российский государственный архив Военно-Морского Флота (РГАВМФ). Ф. 406. Оп. 9. Д. 4209. Л. 22.
Источник: Агафангел (Гагуа), игумен. Государство, общество, церковь в истории России XX–XXI веков: материалы XXIII Междунар. научн. конф., Иваново, 27–28 марта 2024 г. Иваново: Иван. Гос. ун-т, 2024. С. 38–43.