Отношения между Католической Церковью и государством в Чехословакии в 1947–1949 годах: новые документы
Благодаря открытию ватиканских архивов, касающихся понтификата Пия XII, стало известно, как в 1947–1949 гг. Государственный секретариат Святого престола реагировал на конфликт между коммунистическим правительством Чехословакии и Католической Церковью. В контексте секуляризации после Второй мировой войны Католическая Церковь в Чехословакии сталкивалась с волной антирелигиозных гонений, осуществлявшихся членами Коммунистической партии Чехословакии, которая постепенно набирала авторитет в обществе с 1946 г. вплоть до февральских событий 1948 г. (так называемого Победного февраля), когда коммунисты заняли ведущие позиции в политической системе страны. Базирующаяся на архивных данных статья Марии Кьяры Доммарко (Католический университет Святого Сердца, Милан) позволяет глубже понять следующие аспекты этих критических лет: хронологическую связь событий; причины и цели modi operandi Ватикана и местного епископата; двусторонние отношения между Государственным секретариатом Святого престола и епископами Чехословакии и их взаимодействие в противостоянии антицерковной политике государства; причины, из-за которых количество примкнувших к движению «Католическое действие» оказалось намного ниже, чем ожидалось в коммунистическом правительстве Чехословакии; близость Пия XII к католическому клиру и верующим Чехословакии.
Статья

Введение

В предлагаемой статье мы предпринимаем попытку выявить некоторые главные черты дипломатической деятельности Святого престола и католических епископов Чехословакии во времена государственного кризиса 1947–1949 гг. в свете документов, относящихся к понтификату Пия XII и недавно ставших доступными исследователям[1]. С одной стороны, события, связанные с кризисом, возникшим между коммунистическим правительством Чехословакии и католической иерархией, а также направление их развития уже известны, с другой — способы Святого престола решать дипломатические проблемы, руководящие принципы католической иерархии и новые детали тех событий могут быть выявлены на основе ранее не доступных архивных документов Государственного секретариата Ватикана. Таким образом, цель статьи заключается в том, чтобы пролить свет на данные аспекты, часть которых имеет не только конкретный характер, связанный с историческими случайностями момента, но и более широкий и значительный, выходящий за рамки данного кризиса. В ходе исследования мы опирались на материалы Исторического архива Отдела отношений с государствами Государственного секретариата Ватикана (Archivio Storico della Segreteria di Stato — Sezione per i Rapporti con gli Stati, ASRS), Апостольского архива Ватикана (Archivum Apostolicum Vaticanum, AAV) и центрального архива Общества Иисуса (Archivum Romanum Societatis Iesu, ARSI).

1. Социальная напряженность и начало гонений на духовенство и верующих

Первым сигналом, свидетельствующим о вмешательстве государства в деятельность Католической Церкви в Чехословакии, стало так называемое дело Колаковича. Отец Счепан Томислав Колакович (Stjepan Tomislav Kolaković) был хорватским иезуитом. В 1943 г. он прибыл в Словакию, чтобы спастись от гестапо и итальянских властей из-за своих антифашистских убеждений. Тем не менее 23.03.1946 чешское информационное агентство ČTK (Česká tisková kancelář) сообщило о «государственным заговоре» в Словакии, запланированном Колаковичем[2]. В докладе о его выдуманной пронацистской деятельности Колаковича назвали «международным шпионом» (špionem světového formatu) и обвинили в распространении пронацистских идей, хотя на самом деле он никогда не был сторонником нацизма (тот факт, что его разыскивало гестапо, подтверждает это) и даже не занимался политикой, а на собраниях с молодежью затрагивал только вопросы религиозного и воспитательного характера, всегда на богословском уровне. Он поднял вопрос о возможности учреждения дипломатических отношений между Святым престолом и СССР, хотя их время еще не пришло[3]. В 1946 г. Коммунистическая партия в Чехословакии еще не имела той власти, которой стала обладать в 1950-е, и в середине года дело Колаковича было закрыто за отсутствием состава преступления. Фактически силы, вдохновленные марксизмом, закрепились в правительственной структуре с 26.05.1946, когда состоялись выборы в Учредительное собрание Чехословакии[4]. Хотя в Словакии победили демократы (набрав в целом 62% голосов), в Чехии больше всего голосов (38%) набрала Коммунистическая партия Чехословакии (КПЧ), которая численно превзошла другие партии и стала правящей[5]. Премьер-министром стал лидер КПЧ Клемент Готвальд, и к Коммунистической партии перешли 7 из 20 министерств, включая Министерство внутренних дел и информации, т. е. наиболее стратегически важные для распространения марксистской идеологии и неотделимые от антицерковных гонений[6]. В течение 1947 г. напряжение, вызванное нестабильностью внутри правительственной структуры и прогрессивным превосходством КПЧ, усиливалось[7]. Напомним, что в июле того же года Чехословакия отказалась от участия в Парижской конференции стран — участниц плана Маршалла, хотя в правительстве решение было принято неохотно, как сообщил Государственному секретариату Ватикана монсеньор Саверио Риттер[8], тогдашний интернунций в Праге, докладывая о своих разговорах с министрами Адольфом Прохазкой (Adolf Procházka) и Яном Масариком (Jan Masaryk)[9].

В связи с этим архиепископ Праги Йозеф Беран[10] проявил инициативу отметить 28 сентября, день памяти св. Вацлава по григорианскому календарю, не просто как обычно (торжественной литургией в соборе Святого Вита и крестным ходом с мощами св. Вацлава), но и особым собранием в центре города, где он выступил на площади, посвященной святому[11]. На переполненной людьми площади он попросил всех присутствующих последовать примеру своего святого покровителя и внести вклад в единство и процветание страны, опираясь на глубокую веру: «Все мы, священники и миряне, без различия, оживленные евхаристией, работаем над укреплением и увеличением рыцарской дисциплины, морального равновесия и сильного характера, как у святого Вацлава <...> Так мы наилучшим образом будем способствовать урегулированию нашей непростой внутренней ситуации...»[12]

В этих словах можно заметить, что епископ Праги осознал, что атеизм, продвигаемый коммунизмом, является серьезной угрозой для всего народа. Однако ни он, ни Риттер не могли представить, что произойдет вскоре. Действительно, комментируя события вечера 28 сентября, интернунций оптимистически оценил происходящее и спрогнозировал положительное будущее, игнорируя антицерковные планы КПЧ: «Само по себе ничего экстраординарного, но, как я уже сказал, в таких обстоятельствах места проведения собрания и большого количества участников [достаточно], чтобы можно было черпать реальное утешение и надежду на дальнейшее развитие католической жизни в этой стране»[13].

Таким образом, вышесказанное, с одной стороны, демонстрирует частный взгляд современника тех событий, с другой — указывает на характерную черту католиков, проживавших в Чехословакии, — привязанность, верность католическому епископату[14].

Как известно, открытый правительственный кризис начался несколько месяцев спустя, когда 13.02.1948 правительство обсудило доклад министра юстиции Прокопа Дртины (Prokop Drtina), который объявил коммунистов виновными в злоупотреблениях Службой народной безопасности (Sbor národníbezpečnosti), а члены КПЧ отказались начать расследование. Поддержка полиции и отставка некоммунистических министров должны были дать сигнал президенту республики Эдварду Бенешу (Edvard Beneš) восстановить эффективный демократический порядок, однако обеспечили условия для переворота, и вся власть была передана Бенешем в руки КПЧ. В результате Готвальд стал первым министром правительства, состоящего только из министров его собственной партии и так называемых независимых, также выбранных ЦК КПЧ[15]. В те волнительные дни монсеньору Риттеру пришлось покинуть Прагу из-за проблем со здоровьем, и на его место прибыл монсеньор Дженнаро Веролино[16], оставшийся до ноября того же года. Уже 27 февраля монсеньор Веролино телеграфировал Государственному секретариату Ватикана о перевороте и лаконично, но точно описал ситуацию: «Правительственный кризис закончился вчера (последним днем кризиса стало 25 февраля; 26 февраля — первый день относительного спокойствия. — М. Д.). Новое правительство сохраняет непрочное подобие парламента, в действительности же оно полностью находится в руках коммунистов... Население подвержено страданиям и страху»[17]. Через несколько дней после февральских событий министр юстиции Алексей Чепичка (Alexej Čepička) посетил архиепископа Берана, попросив его как примаса католического епископата публично заявить о своей поддержке правительства. Официальный ответ был дан единодушно всеми чехословацкими епископами 4 марта; в нем не выражалось одобрения действующего правительства, но подтверждалось, что Католическая Церковь не отождествляет себя ни с какой формой власти, поскольку ее миссия заключается «в служении высшим интересам народа»[18]. Несмотря на то что 18.03.1948 Центральный комитет действия Национального фронта (Ústřední akční výb or, ÚAV NF) (под контролем КПЧ) выпустил Декларацию о религиозной свободе, в которой говорилось, что свобода религии и совершения религиозных обрядов является одним из основополагающих принципов демократического режима в Чехословакии, 21.04.1948 вступил в силу закон, объединявший все школы и запрещавший частные институты, в том числе церковные[19]. Кроме того, в марте были прекращены выпуски трех католических изданий[20]. Также весной 1948 г. физкультурные и спортивные организации были объединены в единую национальную организацию, а через год, в апреле 1949 г., все молодежные организации объединились в Чехословацкий союз молодежи (Československý svaz mládeže, ČSM), который также включал в себя скаутинг. Наряду с ним для детей была основана пионерская организация (Pionýrská Organizace Socialistického Svazu Mládeže, PO SSM)[21].

Документы, хранящиеся в AAV и ASRS, показывают, с одной стороны, с какой скоростью Веролино проинформировал Государственный секретариат (как видно также из приведенной выше телеграммы), а с другой — какое особое внимание в Ватикане уделяли ситуации в Чехословакии[22]. Документ от Государственного секретариата датирован 18 апреля и направлен Веролино, что свидетельствует одновременно о двух аспектах: «обширные доклады» из Праги о политической ситуации, за которые благодарил Тардини, были тщательно сверены в Ватикане с информацией в прессе и в плане религиозной жизни в Чехословакии обогащали газетные новости. Более того, Папа Римский был проинформирован о докладах и следил за новостями «с отеческим интересом, не без глубокой печали», в частности это касалось католических изданий и образовательных институций[23].

Кроме того, внимание, уделенное данным событиям, привело к открытому диалогу о способах сопротивления и иногда даже к критике чехословацкого епископата со стороны Государственного секретариата. Действительно, в том же документе содержится отсылка к одному письму, отправленному Бераном Чепичке от имени всего епископата Чехословакии[24]. Относительно содержания письма можно предположить, что это ответ епископата на деятельность правительства, связанную с контролем и реорганизацией общества, в частности Католической Церкви[25]. Тардини оценил текст письма положительно: «В целом — достойный документ» (“In generale costituisce un dignitoso documento”), — хотя один момент был указан как неудачно сформулированный: «Есть, однако, некоторое замечание, поскольку в шестом параграфе читаем следующее заявление: “Мы хотим еще раз повторить, что мы будем внимательно следить за всеми этими учреждениями и их деятельностью, чтобы они оставались выше партий и выше политики”, — последние слова которого (“выше политики”), очевидно, сформулированы в слишком общих терминах»[26].

Из цитаты внутри документа понимаем, что учреждения и их действия, о которых шла речь, скорее всего, были созданы властью, и епископы потребовали, чтобы Католическая Церковь претендовала на право быть беспристрастной по отношению к ней. Поскольку ответ Тардини датирован 18 апреля, вероятно, Беран еще не посчитал под понятием «учреждения и их действия» Комиссию по церковному и религиозному вопросу (Komise pro církevní a náboženské otázky) при ÚAV NF, в которой участвовали священники — сторонники КПЧ, чьим президентом был назначен Чепичка, потому что комиссия была создана только 15 апреля[27]. Тем не менее можно считать, что в документе, адресованном Чепичке, Беран, скорее всего, имел в виду молодежные организации, комиссии при ÚAV NF по разным общественным делам и подобные организации. Тардини завершил письмо важным указанием, адресованным Веролино, в котором рекомендовал продолжать держать его в курсе, поддерживать тесный контакт с епископами и учитывать, что в Ватикане следят за развитием событий с особым вниманием: «Я рад заверить Вас, что этот Секретариат с интересом следит за Вашей деятельностью в этих деликатных обстоятельствах и внимательно изучает предоставленную Вами информацию»[28].

Действительно, ситуация стремительно ухудшалась. Осенью в католические издательства были введены государственные чиновники в качестве рецензентов публикаций и была прекращена вся издательская деятельность Оломоуцского архидиоцеза[29]. Слова Пия XII чехословацкому народу на Пасху 1948 г. (28 марта) перекликались со словами архиепископа Берана в День св. Вацлава 1947 г.: «В вашей совести нет места для пассивности, комфорта и нерешительности для тех, кто считает, что может служить двум господам в этот решающий час»[30].

2. Государственный секретариат и епископат перед открытым кризисом 1949 г.

Несмотря на то что 18.06.1948 министр Чепичка прервал переговоры во второй раз (первый был 25.05.1948[31]), к концу года необходимость продолжать их обострилась для католического епископата[32], поэтому по инициативе епископов 19.01.1949 состоялась первая встреча между президентом Готвальдом и делегацией епископата во главе с архиепископом Оломоуца Й. Матохой (J. Matocha). Как заметил историк и дипломат В. Вашко, председатель собрания епископов Чехословакии Беран не участвовал в переговорах лично, чтобы не обострять диалог, так как являлся одной из главных мишеней клеветнической кампании коммунистов. Епископы не поддались давлению со стороны президента, который хотел, чтобы они разрешили клирикам принимать участие в политической деятельности коммунистической партии, а также потребовал от Католической Церкви представить бюджет своих расходов, чтобы государство смогло полностью финансировать ее. С конца января по начало февраля интернунциатура несколько раз протестовала против антицерковных гонений. 17 февраля состоялась повторная встреча, которая закончилась ничем[33]. Тогда монсеньор Джузеппе Сенси[34], временно исполнявший обязанности (врио) интернунция, почувствовал, что прогрессирующему увеличению антицерковных действий не соответствовал адекватно строгий ответ со стороны епископата. Сообщив об этом Тардини, Сенси получил от него письмо (от 14.03.1949), содержавшее значительные сведения о том, как в Ватикане воспринималась данная ситуация. Тардини уверил Сенси — и через него всех епископов Чехословакии, поскольку Беран получил от Сенси указание проинформировать всех ординариев[35] о документе Государственного секретариата[36], — что Пий XII доверял всем епископам Чехословакии: «Святейший Отец особенно доверял пастырскому рвению и высокому чувству ответственности епископата, от поведения которого не может не зависеть в значительной степени поведение духовенства и верующих»[37].

Тем не менее именно из-за роли ординариев как пастырей католических верующих Государственный секретариат указал на необходимость официальной и публичной позиции епископов: «Секретариат хорошо понимает трудности, с которыми столкнется публичное заявление протеста со стороны епископата, но вместе с тем не может не разделять Вашу озабоченность по поводу того, что, в то время как разрушения в ущерб Церкви накапливаются, епископы остаются — по крайней мере в глазах верующих — по-прежнему безмолвными»[38].

Тогда точка зрения Государственного секретариата была выражена явно вместе с убеждением Пия XII, согласно которому местный епископат не отступил бы от христианской веры посреди гонений. Однако, как мы увидим дальше, чтобы епископы согласовали публичное выступление против антицерковной деятельности со стороны государства, нужно было дождаться середины мая 1949 г.

Между тем клеветническая кампания против Католической Церкви, в частности против Пия XII, шла полным ходом, особенно в прессе[39]. Например, в середине апреля братиславский журнал «Католические новости» (Katolíckе Noviny), единственный крупный католический еженедельник, который все еще выпускался, был вынужден убрать статью о работе Пия XII по противодействию нацизму и разрушениям во время Второй мировой войны[40]. На самом деле, как отмечается в тексте статьи, которую Веролино, вернувшийся в Прагу в качестве врио с марта по июль 1949 г., направил в Государственный секретариат 19.04.1949, целью публикации было пролить свет на малоизвестные в тех землях события, о которых чешский католический публицист Й. Крлин (J. Krlín) написал в 1946 г. в своей книге «Политика пап». Между прочим речь шла об осуждении Пием XII оккупации немцами Богемии и Моравии в марте 1939 г., об обращении к немцам в сентябре того же года с просьбой уважать жизнь каждого человека (включая пленных) и обычаи оккупированных территорий и т. д.[41] К тому же периоду относится стихотворение против папства, которое также было отправлено Государственному секретариату[42]. Более того, 23 апреля чехословацкий парламент принял закон о государственном контроле печати и распространения книг[43].

Различные взгляды на возможные дальнейшие действия отражены в письме Веролино, направленном Тардини 03.05.1949[44]. В данном документе прослеживаются две тенденции: первая представлена Веролино и Бераном и более точно выражала видение Государственного секретариата (необходимо публичное заявление, осуждающее злоупотребления со стороны государства); вторая представлена остальными епископами Чехословакии: с одной стороны, ясно осуждались гонения, с другой — заявлялось о несогласии с публичным актом осуждения из опасений, что численность духовенства может уменьшиться в результате арестов, а верующие пострадают от еще худших злоупотреблений со стороны государства. Вопрос о том, какие шаги предпринимать, был поставлен на собрании всех ординариев в Оломоуце 29 апреля[45]. В итоге было решено отправить президенту Готвальду меморандум и распространить среди духовенства циркулярное письмо, информирующее о ситуации и объясняющее, что в том, что не удалось достичь соглашения с епископатом, виновато правительство. В меморандуме[46], подписанном Бераном от имени всех епископов Чехословакии, была повторена уже сформулированная 04.03.1948 концепция, в которой говорилось, что Католическая Церковь будет независима «от всяких форм политической или государственной власти и что она будет оставаться таковой и впредь»[47]. В продолжение этой линии епископы обещали выполнять свои обязанности как перед Богом, так и перед государством, гарантировали «непредвзятость и аполитичность» (nadstranickost a nadpolitičnost) во всех действиях Католической Церкви и то, что посвятят себя исключительно религиозной деятельности. Как известно, правительство проигнорировало меморандум. О голосовании в Оломоуце Веролино сообщил: «Епископ Беран хотел бы, чтобы этот циркуляр или что-то подобное публично зачитывалось во всех церквях; но его предложение встретило сопротивление со стороны коллег, которые в итоге проголосовали против. Очевидно, они боятся. Были приведены соображения осторожности и прежде всего необходимости не давать коммунистам предлога для заключения в тюрьму лучших священников и усиления враждебных актов против Церкви»[48].

Напротив, по мнению Веролино, конкретная историко-экономическая конъюнктура могла бы благоприятствовать публичному заявлению против религиозных преследований: «Однако я убежден, что такое отношение не увеличит безопасность епископов и духовенства и не уменьшит злоупотребления властью против Церкви. Наоборот, оно будет действовать в противоположном направлении. На самом деле у коммунистов уже есть свои планы <…> и энергичный и смелый протест, создающий у них впечатление, что Церковь сильна и могла бы сотрясать общественное мнение, вероятно, и имел бы преимущество отсрочки их исполнения»[49].

Он объяснял это тремя причинами: во-первых, сомнений в масштабных антицерковных планах КПЧ не было, в обоснование чего во вложении представлен соответствующий документ[50]; во-вторых, все еще было сильно эхо осуждения венгерского кардинала Йожефа Миндсенти (József Mindszenty), приговоренного к пожизненному заключению в феврале 1949 г., поэтому чехословацкому народу было относительно легко понять, что он движется к подобной судьбе; в-третьих, он предложил Тардини использовать возможность для Чехословакии получить финансовую поддержку от США, чтобы помочь местным католикам. На самом деле в то время в Штаты была направлена чехословацкая делегация для обсуждения отправки экономической помощи, которая помогла бы оживить судьбу страны, оказавшейся в серьезном экономическом затруднении. Таким образом можно было бы оказать давление на правительство США, чтобы оно включило в условия договора займа определенную гарантию, касающуюся религиозной свободы[51].

Из рассмотренных архивных документов нам не удалось установить, последовал ли Государственный секретариат предложению Веролино, но известная эскалация антицерковных гонений весной — летом 1949 г. и тот факт, что мы не нашли в библиографии и исследованных документах никаких упоминаний о кредитах, предоставленных США Чехословакии в то время, указывают на провал попытки ватиканской дипломатии, по крайней мере на ее неудачу, а также на то, что не удалось заключить договор в экономической сфере[52]. Кроме того, из документа от 3 мая мы узнаем, что епископы подготовили тексты еще двух писем протеста, адресованных, соответственно, министру внутренних дел и премьер-министру, но они не были отправлены, чтобы не подвергать опасности тех, кто предоставил епископам секретные данные об инструкциях, полученных командованием полиции[53]. Тем не менее тесное сотрудничество нунциатуры и местного епископата никогда не прекращалось, как свидетельствует вышеупомянутый отчет Берана Пию XII о собрании в Оломоуце, где выражается благодарность нунциатуре за ее многочисленные посредничества при Министерстве иностранных дел Чехословакии[54].

Между маем и июнем, параллельно с ухудшением ситуации, действия ординариев и врио совпали: сдерживающим фактором антицерковной деятельности власти был путь официальных публичных обращений к католикам. 10 мая 1949 г. Веролино проинформировал Тардини о том, что «два разных и достоверных источника» раскрыли план коммунистов поставить радиопередатчик в соборе св. Вита, «а затем устроить скандал и использовать его как предлог для закрытия церквей (всех или части из них — неизвестно)»[55]. Веролино попросил аудиенции[56] у В. Хайду (V. Hajdů), заместителя министра иностранных дел. Одновременно Беран отправил в Министерство внутренних дел письмо протеста. Из текста документа следует, что он не только проинформировал министра о том, что знает о плане, но и открыто провел параллель между действиями коммунистов (если бы план установки передатчика в соборе имел место) и действиями нацистского режима, оккупировавшего Чехословакию с 1939 по 1945 г., — смелая и остроумная параллель, поскольку она была адресована политической партии, которая представила себя народу совсем противоположной правым партиям[57]. Таким образом Беран пытался поставить недавний исторический опыт народа Чехословакии, в том числе членов КПЧ, выше всяких идеологических претензий, давая надежду тем, кто еще мог изменить свой путь и, следовательно, политическую ситуацию в стране. Тогда, несмотря на невежливое поведение вице-министра Хайду с врио в ходе встречи[58], цель была достигнута: информация о том, что представитель Святого престола был в курсе плана власти, и активный протест Берана помогли остановить махинацию.

Помимо этого, 16 и 17 мая все ординарии собрались в Трнаве на чрезвычайной конференции, посвященной актуальным проблемам отношений с властью, и издали пастырское письмо, протестуя против случаев вмешательства правительства в жизнь католического сообщества и в целом против так называемого прогрессистского движения, организовано КПЧ[59]. Поскольку попытка отделить верующих (духовенство и мирян) от папы была очевидна, 17 мая епископы еще раз встретились в Праге. На основе рассмотренных нами архивных документов можно заключить, что инициатором пражской встречи был монсеньор Штепан Трохта[60], епископ Литомержице. Это означает, что позиции Трохты и Берана сблизились, а в мае совпали. В письме, отправленном Веролино Тардини 17 мая, читаем: «По просьбе Е[го] П[реосвященства] монсеньора Трохты сегодня в Праге состоялась встреча чешских епископов. Целью было обсуждение некоторых актуальных вопросов, в частности касающихся Acta Curiae[61] (публикация отменена) и “Бюллетеня католического духовенства”[62]. По этому случаю я посоветовал монсеньору Берану предложить его превосходительным коллегам подумать, не целесообразно ли, учитывая быстро меняющуюся ситуацию, встречаться каждый месяц. Затем я попросил его вернуться к вопросу о публичной декларации протеста, который становится все более необходимым и для которого нынешний политический момент кажется особенно благоприятным. После этого у меня была возможность встретиться с монсеньором Трохтой, я настоятельно рекомендовал ему этот вопрос, и он сказал мне, что ему нечего возразить. Как мне сейчас говорят, на конференции было принято решение о принятии декларации: текст будет подготовлен на следующей встрече в Оломоуце в июне»[63].

Сведения, полученные Веролино на конференции ординариев, были подтверждены, как показывает переписка врио с Тардини. Беран подготовил для Святого престола отчет о пражской конференции, где были озвучены все пункты на повестке дня и способы их решения: конфискация церковного имущества; протесты в адрес Министерства образования и Министерства внутренних дел по поводу разных антицерковных действий; дискуссия о случае, касающемся «скандальной жизни»[64], с отцом Богушем Черноцким (Bohuš Černocký)[65], которого правительство, не консультируясь с архиепископами Бераном и Матохой, назначило профессором социологии на богословском факультете Праги и Оломоуца, и решение не вручать ему каноническую миссию (missio canonica)[66]. В числе антирелигиозных действий были также публикация «Бюллетеня католического духовенства» (Věstník katolického duchovenstva), изданного священниками, лишенными сана, отлученными от церкви, отступниками и верующими других конфессий, никоим образом не являвшегося официальным печатным органом Католической Церкви; приостановление со стороны правительства отправления епископских писем, которое было мотивировано нехваткой бумаги, несмотря на то что для антирелигиозной печати бумага была[67]. В заключение пражской конференции Беран подписал циркулярное письмо, адресованное всем католическим священникам, чтобы в числе прочего проинформировать их о присутствии среди духовенства и мирян провокаторов, которые распространяли фальшивые сведения и пытались спровоцировать схизму среди католиков[68]. Кроме того, в конце отчета указана дата следующей запланированной встречи — через месяц, как посоветовал Веролино, 17 июня, в Оломоуце. Тем не менее ординарии сами решили встретиться раньше в связи с обострением ситуации. Особый интерес представляет ситуация, сложившаяся в те же дни на Западе, где печать левых партий распространяла ложные сведения. Например, в заметке для внутреннего пользования (без подписи) 21 мая сообщается, что в Государственный секретариат пришло предложение опубликовать в газете L’Osservatore Romano циркулярное письмо Берана духовенству, чтобы проинформировать читателей о ситуации в Чехословакии и опровергнуть публикацию в итальянской газете Avanti! о том, что в отношениях между государством и Католической Церковью в Чехословакии нет ничего необычного. Кроме того, предлагалось сопроводить текст следующим комментарием: «Вот так и получается, что отношения... в норме!»[69] Рукописная заметка на полях документа, подписанная «Т» (т. е. Тардини), указывает на способ действия Государственного секретаря: «Сделайте это без комментария»[70]. Данное решение, с одной стороны, гарантировало распространение корректных сведений на Западе, а с другой — способствовало спокойному тону, что помогло не обострять ситуацию на территориях, затронутых гонениями.

Параллельно с диалогами между ординариями и врио, касающимися их формальных протестов в адрес государственных органов, Веролино проинформировал послов Франции, Англии и советника посольства США о нарушениях религиозной свободы, попросив их сообщить своим правительствам, чтобы они проявили интерес к ситуации в Чехословакии[71].

Злоупотребление властью со стороны правительства с использованием прилагательного «католический» с целью спровоцировать раскол в Католической Церкви настолько широко распространилось во многих сферах жизни, что 28 мая Беран отправил духовенству еще одно циркулярное письмо. В тексте говорится о канонических наказаниях, полагающихся тем, кто будет поддерживать антицерковную деятельность правительства (прежде всего отлучение от церкви ipso facto); кроме того, архиепископ перечислил некоторые случаи, известные всем клирикам, которые явно показали нарушение прав церкви и человека и, соответственно, злоупотребление словом «католический» в «Бюллетене католического духовенства», изданном коммунистами. В документе читаем: «Мы еще раз предупреждаем, что любое сотрудничество и взаимодействие с теми, кто ограничивает права и свободу Церкви, влечет за собой отлучение ipso facto. Это включает в себя отправку статей и писем в журналы, которые пропагандируют подобные усилия. Это также касается “Бюллетеня католического духовенства” <...> Некоторые факты очень хорошо демонстрируют так называемую истину того, что “Бюллетень католического духовенства» (далее — VKD [sic]) пишет в №2. Все церковные школы под государственным контролем. Все католические журналы подавляются. Те, кто носит имя “христианин” или “католик”, не являются католиками. Паломничества запрещены, церковные крестные ходы не разрешены. На записки, жалобы, протесты, вопросы вообще не отвечают. Священник, имевший 40 гектаров [sic!] земли и признанный сельскохозяйственной комиссией лучшим казначеем в стране, был квалифицирован вышестоящей комиссией как “плохой завхоз”, чтобы отобрать у него землю. <...> Вы сами, конечно, знаете такие факты. Поэтому формируйте свое собственное суждение. На странице 7 с похвалой говорится о “развитии католической литературы”. Напротив, общеизвестно, что все католические книги были конфискованы и уничтожены во всех издательствах. “Количество книг, издаваемых Католической церковью, растет” (см. уже процитированный “Бюллетень духовенства”). Что вы скажете? — Остерегайтесь “католической литературы!” Остерегайтесь “католической” церкви. Католическая церковь одна! <...> Я надеюсь, что в рядах католического духовенства не найдется ни одного священника, который не понимал бы намерений, преследуемых VKD, и который всегда и исключительно верил бы ординарию, которому вы поклялись в послушании. Я также убежден, что за «30 сребреников» вы не продадите свою священническую честь и не предадите Христа[72].

Данные строки показывают, насколько примас учитывал личную ответственность и веру каждого члена духовенства, призывая их сформировать собственное суждение о рассматриваемых фактах. Таким образом, циркуляр, по-видимому, преемственен тому, о чем Беран просил мирян во время праздника св. Вацлава в 1947 г. («Каждый из нас должен быть из камня, из гранита, как мужчины, так и женщины. <...> Каждый на своем месте»)[73] и что было принято большинством чехословацкого духовенства и мирян, которые остались верны Католической Церкви и Папе Римскому, о чем пойдет речь ниже. Конечно, повсеместное присутствие правительственных агентов, которые угрозами и ложью добивались присоединения к раскольнической церкви одного за другим, требовало от верующих католиков столь же повсеместной реакции, которая опиралась на совесть каждого человека. Беран, местные ординарии, Веролино и через них Государственный секретариат были осведомлены об этом. Однако значение, придаваемое Бераном способности верующих к личному суждению, является частью более широкого учения церквей Запада и Востока, которые всегда признавали изначальную согласованность между Творцом и человеком, сотворенным Им, обладающим собственной совестью, способной признавать Бога и истину.

3. Открытое преследование

На IX конгрессе КПЧ, состоявшемся в Праге с 25 по 29 мая, министр информации В. Копецкий (V. Kopecký) произнес весьма агрессивную речь против Церкви и Ватикана. В отчете 31 мая Веролино проинформировал Тардини, что он готовил формальный протест против этой публичной речи и высказался за «немедленный и энергичный ответ со стороны [местного] епископата», хотя в те дни был занят пастырскими визитами. Согласно политическому анализу речи Копецкого, предложенному Веролино, не было до конца понятно, произнес ли он эти слова исключительно на основе личной ненависти к Святому престолу и Церкви или с поддержкой всей КПЧ как знак значительного обострения религиозной политики: «Настоящее объяснение, возможно, даст только будущее», — прокомментировал врио[74]. В отчете можно также найти перечисление антицерковных действий, на этот раз и непосредственно против людей: салезианцы воспитательного института в Михаловце были изгнаны, три бенедиктинца были насильно переведены в женский монастырь, духовные реколлекции в иезуитском доме в Велеграде были запрещены. Веролино прокомментировал это так: «Сейчас господствует произвол, и мы достигли состояния открытого преследования, которое касается не только венгерских духовных лиц, но и словаков: то, что произошло с салезианцами, доказывает это»[75].

Уверенность в том, что КПЧ создала план структурированного раскольнического движения «Католическое действие» (далее — КД)[76], появилась у Веролино 3 июня, и вечером он отправил телеграмму в Государственный секретариат, чтобы сообщить об имеющихся у него новостях, о шагах, которые он собирается предпринять и которые предложит ординариям. Он считал весьма важным, чтобы епископы подготовили публичную декларацию против раскольнического движения еще до его начала и, несмотря на то что он пытался оказать влияние на министра Клементиса, чтобы эта масштабная атака против Католической церкви была остановлена, а министр не смог бы получить никакого результата[77]. Сразу после получения телеграммы, которая прибыла в Ватикан 4 июня днем, Государственный секретариат начал работать над ответом. В первом черновом варианте текста имеется указание на время написания декларации (до или после начала раскольнического движения), которое должно было быть принято местными епископами: «Относительно того, лучше ли подавать такой протест до или после публикации ожидаемого раскольничьего воззвания, пусть решают епископы»[78]. В окончательном варианте телеграммы, датированном 5 июня, читаем, что публичный протест «является неизбежным», но нет указаний на его время. Варианты текста свидетельствуют о том, что Святой престол доверился знаниям местных епископов о конкретной ситуации. Это неудивительно, если принять во внимание отличительные черты каждого народа — и чешского, и словацкого, а также особое прошлое ординариев тех территорий, которые уже проявили мудрость в годы нацистской оккупации Чехословакии. Тем более что телеграмма заканчивается апостольским благословением Пия XII и похвалой архиепископа Берана. Веролино получил телеграмму за несколько часов до отъезда Берана в Оломоуц, где на 7 июня была запланирована встреча со всеми ординариями, и сразу передал текст примасу, который потом поделился радостью близости Пия XII ко всем епископам[79]. Действительно, хотя конференция была запланирована на 17 июня (вспомним о месячном сроке, предложенном Веролино в середине мая), ординарии захотели, чтобы она состоялась раньше в связи с ухудшением ситуации[80].

Первый список заключенных священников, отправленный в Государственный секретариат, найден нами в архивной документации и датируется 6 июня[81]. Веролино, который отправил материал, написал Тардини, что список постоянно пересматривался, поскольку число арестов увеличивалось и было несколько случаев, когда священников освобождали из тюрьмы после отбытия коротких сроков заключения. Кроме того, врио заметил, что местным епископам никогда не сообщали о данных арестах[82].

В этой фазе открытого гонения далеко не второстепенную роль играло Радио Ватикана (Radio Vaticana). 7 июня Веролино посоветовал Тардини использовать радио, чтобы сообщить о гонениях в Чехословакии и о том, какой план подготовили власти. Врио попросил «краткие комментарии» о содержании государственного издания «Бюллетень католического духовенства»[83]. Обратим внимание на то, что 01.01.1949 чехословацкая редакция Радио Ватикана разделилась на две — чешскую и словацкую[84]. Безусловно, это способствовало большему распространению передач, которые можно было слушать на обоих местных языках, а значит, еще более внимательно следить за развитием событий. Кроме того, иезуиты уже давно считали Радио Ватикана важным средством коммуникации в целом и особенно в условиях кризиса государственно-церковных отношений, а также периодически организовали сборы для его поддержки. В архивной документации мы нашли данные о сборе в марте 1949 г., когда на подобные пожертвования уже влияли ограничения свободы. 22 марта провинциал Богемии отец Франтишек Шилган, иезуит[85], сообщил генералу Общества Иисуса, что они потратили 450 чехословацких крон, чтобы купить новую радиоаппаратуру, и деньги собирали только среди иезуитских монастырей той провинции[86], чтобы не возникло проблем для верующих и никто не был обвинен в антигосударственной деятельности: «Среди верующих наших церквей мы не собираем деньги с этой целью в силу известных обстоятельств. Кроме того, правительство обвинило Апостольскую нунциатуру в том, что в радиопередачах Ватикана содержатся злобные намеки на нашу Республику. Если бы времена были те же, мы, конечно, собрали бы гораздо большую сумму для Его Святейшества»[87].

Как известно из циркулярного письма духовенству от 7 июня, Оломоуцская конференция епископов приняла предложение Веролино[88] сообщить всем клирикам об обязательстве возвращать отправителю номера «Бюллетеня католического духовенства», попросила правительство снова начать переговоры на основе признания Папы Римского верховной властью в религиозных вопросах для католиков и прекратить продолжающиеся законодательные злоупотребления в отношении Католической Церкви[89].

Важность СМИ была прекрасно известна Святому престолу, который пытался влиять на западное общественное мнение, чтобы и КПЧ сделала шаг назад. По этой причине 10 июня, через несколько дней после официального учреждения «Католического действия»[90], Тардини написал телеграмму в адрес папских представительств в Париже, Гааге, Брюсселе, Лондоне, Вашингтоне и Буэнос-Айресе с просьбой проследить, чтобы пресса их правительств уделила должное внимание гонениям в Чехословакии[91]. Данное сообщение со стороны Государственного секретариата следует сразу после получения от врио информации о том, что подписи о присоединении к КД вымогали силой: в этом же документе 15 июня Веролино призвал к осуждению КД непосредственно Святым престолом[92]. Просьба врио была сразу принята для рассмотрения, тем более что 17 июня утром он сообщил в Ватикан о прибытии 15 июня полицейских[93].

События середины июня 1949 г. хорошо известны в историографии. Тем не менее рассказы Веролино, отличающиеся точностью, которой требовала его должность, помогают пролить свет на некоторые детали тех суматошных дней, иногда корректируют то, что можно прочитать сегодня в доступной библиографии, и дают еще более подробную картину. 14 июня сотрудник Министерства юстиции Мирослав Гоуска (Miroslav Houska)[94] вместе с двумя спутниками вошел в архиепископский дворец в Праге, где находилась курия, и зачитал письмо из министерства, в котором курия объявлялась находящейся под руководством комиссара (самого Гоуски[95]) и обвинялась в том, что она не «согласуется с народным демократическим порядком» Чехословацкой Республики[96]. На следующий день полиция обыскала здание, арестовала священника-канцлера Донера (Döner) и священника-сотрудника Кучеру (Kučera), забрала гектограф, бланки с заявлением Берана о лояльности духовенству, циркулярное письмо чехословацких епископов к верующим и готовившееся пастырское письмо, сменила замок на здании и начала проверять всю входящую и исходящую почту. Несмотря на протесты Веролино и Берана в адрес Министерства иностранных дел и Министерства образования, контроль курии усилился, и с 18 июня[97] Беран был помещен под фактический домашний арест[98]. Кроме того, с 16 июня на телефонной линии архиепископства постоянно находились посланники правительства и получать почту было уже невозможно[99]. Тем не менее именно в субботу 18 июня, накануне праздника Тела и Крови Христовых, Берану разрешили уйти из дворца[100] и возглавить часовую адорацию (поклонение Пресвятым Дарам) в Храме ордена премонстрантов в Страхове (Strahov, квартал Праги). По этому случаю архиепископ попрощался с верующими и призвал всех оставаться верными Католической Церкви и не верить ложным сведениям, которые будут распространяться о его персоне, поскольку он останется верным при любых условиях и до конца[101]. В ходе этих событий, чтобы быстро сообщить о них, Веролино отправил Тардини телеграммы от 16, 18 и 20 июня, попросив увеличить количество передач Радио Ватикана на чешском и словацком языках, «настаивающих на самозванстве правительства, которое представляет многие сотни священников как сторонников псевдокатолического действия, в то время как лишь немногие из них свободно подписались на него; в списках подписчиков также значатся умершие священники»[102]. Уже 17 июня в Риме Коррадо Бафиле, тогдашний сотрудник Государственного секретариата, подготовил заметку для Тардини на тему изучения ситуации и возможных способов действия. Принципиальной причиной, из-за которой Бафиле дал положительную оценку предложению Веролино, стал концептуальный беспорядок, спровоцированный названием КД и использованием со стороны КПЧ слов и словосочетаний, относящихся к Церкви. Относительно этого Бафиле подчеркивал, что публичное осуждение КД Святым престолом помогло бы всем людям, которые сомневались в доброте кажущегося католического движения; кроме того, посредством распространения информации (через Радио Ватикана) об отлучении от церкви всех сотрудников КД народ получил бы ясную и четкую информацию, которую во многих случаях не смог бы получить от местных ординариев в связи с саботажными действиями КПЧ; наконец, КД являлось схизматическим движением, направленным на отделение верующих от Католической Церкви, и поэтому становилось возможным объектом публичного осуждения со стороны Священной конгрегации Святой канцелярии (Sacra Congregatio Sancti Officii). Также Бафиле подготовил шаблон текста отлучения по образцу декрета Святой канцелярии от 15.01.1920 против схизматического движения, которое тогда привело к формированию так называемой Национальной Чехословацкой Церкви[103]. Данная заметка Бафиле датирована 17 июня, а уже 19 июня текст был готов благодаря монсеньору Альфредо Оттавиани, тогдашнему асессору Святой канцелярии[104]. Декретом от 20.06.1949 КД было осуждено Святой канцелярией[105], и в тот же день из Государственного секретариата Веролино написали слова поддержки и хвалы: «Секретариат с большим вниманием следит за деятельностью Вашего Превосходительства в эти тревожные дни и высоко ценит усердие, с которым Вы наблюдаете за ситуацией и информируете Святой престол, не переставая — даже посреди стольких трудностей — вмешиваться в защиту прав Церкви и душ»[106].

В тот же день Государственный секретариат написал монсеньору Анджело Ронкалли, тогдашнему апостольскому нунцию в Париже, попросив передать по парижскому радио текст декрета на чешском и словацком, чтобы попытаться обойти саботаж радиопередачи на территориях Чехословакии[107]. Поскольку процесс получения телеграмм требовал многих часов (иногда чуть менее 10, а иногда более 12[108]), вероятно, Государственный секретариат получил сведения о событиях 19 июня одновременно с публикацией текста декрета отлучения от церкви всех сторонников КД. Во всяком случае, декрет был подготовлен до получения этой новости. Как известно, 19 июня (праздник Тела и Крови Христовых) все священники должны были зачитать циркулярное письмо епископата от 15 июня в церквях Чехословакии, но КПЧ придумала план саботажа: чтению Берана помешали коммунисты, собравшиеся в соборе св. Вита, а комиссар Гоуска, завладев бланком архиепископии и перстнем с печатью епископа, разослал письма настоятелям приходов с просьбой не читать письмо[109]. Подобным образом коммунисты помешали чтению пастырского письма в очередное воскресенье, 26 июня[110].

Кроме того, именно в день публикации декрета против КД епископ Трохта решил открыто высказаться против антицерковной деятельности со стороны правительства в своей диоцезии: «Я был озабочен тем, чтобы вопрос о мировой (коммунистической) идеологии не был излишне привнесен как элемент раскола в нашу общественную жизнь, чтобы не было официальных и обязательных идеологий и условно терпимых идеологий, поскольку каждый гражданин, даже пользующийся полной свободой, может сотрудничать в братской терпимости ради прогресса и благополучия государства. Более того, чувство безопасности и внутреннего спокойствия государства в отношении своего будущего также является одним из основных элементов истинного благополучия <...> Для убежденного католика, который знает, каким должно быть настоящее католическое действие, и для священника, который регулярно изучал теологию, совершенно ясно, что недостаточно обещать верность Святому Отцу и епископам, когда движение начинается не с них самих <...> Выбрав, как видно, свою епархию в качестве поля нападения для организации такой акции, а затем злоупотребив своим именем, я был вынужден как епископ предпринять энергичные и четкие шаги, чтобы ни верующие, ни духовенство не были обмануты»[111].

По имеющейся информации, циркулярное и пастырское письма, отправленные в Рим от Веролино и монсеньора Оттавио Де Лива, сменившего Веролино во второй половине июля, прочитали в большинстве храмов, и только около 15 священников из примерно 6–7 тыс. присоединились к КД, «некоторые из них “сознательно и свободно”, неясно, в какой степени»[112]. Что касается ордена иезуитов, то отец Франтишек Шилган сообщил генералу ордена, что во всех храмах, находящихся в ведении иезуитов, епископские письма были прочитаны как 19, так и 26 июня[113].

Относительно кризиса с правительством в целом и событий июня и июля в частности в архивах AAV и ASRS хранятся многочисленные документальные свидетельства о личном ознакомлении Пия XII с сообщениями по этой теме и о его личной близости к епископам и народу Чехословакии. Среди прочего нужно принять во внимание сопроводительное письмо к отлучению от церкви сторонников КД, датированное 20 июня. От имени Государственного секретариата монсеньор Серикано не только написал Веролино о признательности за его ценную дипломатическую и информационную работу, но и выразил чувства и заинтересованность самого Римского Папы: «Святой Отец, которому постепенно передавались эти документы (отчеты врио. — М. Д.), с живым интересом и не без глубокой скорби ознакомился с предоставленной Вами обширной информацией о недавних серьезных событиях, об их подготовке и последующем развитии»[114].

Также 24 июня, после того как в Ватикан пришли новости о саботажных актах 19 июня, КПЧ постепенно захватила епископские курии и епископы были лишены личной свободы[115], Тардини написал интернунцию: «За тяжелыми событиями последних дней Святейший Отец следит с отеческой заботой и глубокой скорбью. Ваше Сиятельство желает, чтобы Ваше Святейшество выразило августейшее удовлетворение пасторским рвением, стойкостью и мужеством, проявленными в столь сложных обстоятельствах. Имея возможность общаться с другими ординариями, продолжайте поддерживать их дух, увещевая их всегда к большей самоотверженности и щедрости в защите прав Церкви и душ. Всем, кто действует и страдает во имя благого дела, начиная с Вашего Сиятельства и персонала Интернунциатуры, Верховный Понтифик дарует особое утешительное апостольское благословение. Тардини»[116].

Среди сохранившихся архивных материалов можно найти свидетельства верности, хранимой мирянами. Примером тому может служить открытка, отправленная Пию XII 21.07.1949 группой паломников из марианского святилища Свата Гора (Svatá Hora) в богемском городе Пршибрам (Příbram), где написано: «Молимся и остаемся верными. Паломники Свата Гора»[117]. Открытка была показана самому понтифику как «утешение среди многих бед»[118].

Заключение

Сказанное выше дает возможность выявить новые историографические сведения о том, как Святой престол и местные епископы переносили кризис, возникший в отношениях между Католической Церковью и коммунистическим правительством Чехословакии, и противостояли ему.

Прежде всего открытие архивных фондов понтификата Пия XII позволило узнать больше о важной роли в этом кризисе папских дипломатических представителей монсеньоров Дженнаро Веролино, Джузеппе Сенси и Оттавио Де Лива, которые выполняли свою деликатную задачу с большой самоотдачей, что часто подчеркивали Государственный секретариат и сам понтифик.

Кроме того, Пий XII и сотрудники Государственного секретариата также испытывали глубокое уважение и доверие к местному епископату в силу уже пережитых епископатом тяжелых лет нацистской оккупации и того, что он знал реальное положение дел в стране и католическом народе, вверенном его пастырскому попечению. Однако доверие к врио и к местному епископату не означало для Римской курии отказа от осуществления своих полномочий в отношении католической иерархии, католических верующих, самого интернунция и, через него, правительства Готвальда. Просматривая в хронологическом порядке найденную нами архивную документацию, мы заметили, что во время кризиса диалог между Государственным секретариатом, интернунцием и ординариями проходил без перерыва и что Римская курия (включая Конгрегацию Святой канцелярии) внимательно следила за развитием ситуации и быстро оказывала поддержку.

Дальнейшее постепенное согласование позиции ординариев с позицией представителя Святого престола с февраля по май 1949 г. подчеркивает особенность modi pensandi и operandi (т. е. способа мышления и действий) католической иерархии, присутствовавшей в Чехословакии (включая интернунция), и Государственного секретариата: целью обоих была защита свободы слова и исповедания веры католиками, а решения о том, как достичь этой цели, были по сути одинаковыми. С мая 1949 г. ими был выбран путь публичного заявления об осуждении КД своими средствами: Пий XII издал отлучение, ординарии подготовили письма для духовенства и правительства, интернунций обращался к МИД Чехословакии и коллегам на местах. В рамках действий Святого престола нужно отметить целенаправленное использование СМИ (Радио Ватикана и международной прессы), через которые он смог заинтересовать весь западный мир чехословацким кризисом.

На основании изученных нами архивных документов можно утверждать, что совместные усилия папского представительства в Праге, Государственного секретариата и Курии в Риме, местного епископата, а также личный интерес папы Пия XII и его действия в связи с чехословацким вопросом, безусловно, сыграли ключевую роль в том, как духовенство и народ преодолели кризис, и в том, что количество примкнувших к движению КД оказалось намного меньше, чем ожидала КПЧ.

В статье представлена лишь малая часть новых историографических сведений, присутствующих в архивных материалах, относящихся ко времени понтификата Пия XII, поэтому надеемся, что наша работа является только отправной точкой для дальнейших исследований по истории Чехословакии.

 

Источники и литература

  1. Bělina P., ed. Kronika Českých zemí. Praha: Fortuna Print, 2003.
  2. Hrabovec E. “Santa Sede e Cecoslovacchia 1945–1965”, in Chiesa del silenzio e diplomazia pontificia 1945–1965. Umlčaná Cirkev a pápežská diplomacia 1945–1965, pp. 53–92. Città del Vaticano, Libreria editrice vaticana. 2018
  3. Kaplan K. Stát a církev v Československu v letech 1948–1953. Brno: Dolpněk, 1993.
  4. Novotný V. Odvaha být církví. Josef Zvěřina v letech 1913–1967. Praha: Karolinum, 2013.
  5. Pruša J. Abeceda reálného socialismu. Praha: Avia Consultants, 2011.
  6. Slepčan P., Letz R. Una voce in difesa. Episcopato slovacco e diplomazia pontificia contro lo sterminio nazista. Città del Vaticano, Libreria Editrice Vaticana, 2019.
  7. Vaško V. Neumlčená: kronika Katolické Církve v Československu po druhé světové válce. In 2 vols, vol. 2. Praha: Zvon, 1990.
  8. Vaško V. Dům na skále. In 3 vols, vol. 1. Kostelní Vydří, Karmelitánské nakladatelství, 2004.
  9. Vaško V. “Legendární profesor Kolakovič”, in Teologické texty, no. 4. 2007. Available at: https://www.teologicketexty.cz/casopis/2007-4/Legendarni-profesor-Kolakovic.html (accessed: 08.2022).
  10. Vodičková S. Uzavírám vás do svého Životopis Josefa Kardinála Berana. Turnov, Centrum demokracie a kultury — Ústav pro studium totalitních režimů. 2018.
  11. Vodičkova S., ed. Vatikánský rozhlas/1. Ohlasy perzekuce katolické církve v Československu 1950–1958. Praha, Ústav pro studium totalitních režimů. 2017.

 

[1] Официально документы доступны с 02.03.2020, но фактически читальные залы ватиканских архивов были закрыты до июля 2020 г. из-за ограничений, связанных с распространением вируса COVID-19.

[2] См. об этом: Novotný V. Odvaha být církví. Josef Zvěřina v letech 1913–1967. Praha: Karolinum, 2013. S. 164–169; Vaško V. : 1) Dům na skále: in 3 vols. Vol. 1. Kostelní Vydří: Karmelitánské nakladatelství, 2004. S. 13–16; 2) Legendární profesor Kolakovič // Teologické texty. 2007. No. 4. URL: https://www.teologicketexty.cz/casopis/2007-4/Legendarni-profesor-Kolakovic.html (дата обращения: 15.08.2022).

[3] Vaško V. Dům na skále. Vol. 1. S. 14–15.

[4] Kronika Českých zemí / ed. P. Bělina. Praha: Fortuna Print, 2003. S. 734.

[5] См. подробнее: Ibid. S. 737; Pruša J. Abeceda reálného socialismu. Praha: Avia Consultants, 2011. S. 565. — Коммунистическая партия в Словакии набрала всего лишь 30,4% голосов. См. об этом: Slepčan P., Letz R. Una voce in difesa. Episcopato slovacco e diplomazia pontificia contro lo sterminio nazista. Città del Vaticano: Libreria Editrice Vaticana, P. 339.

[6] Список министров первого правительства Готвальда (02.07.1946–25.02.1948). URL: https://www.vlada.cz/cz/clenove-vlady/historie-minulych-vlad/prehled-vlad-cr/1945-1960-csr/klement-gottwald-1/prehled-ministru-24681/ (дата обращения: 16.08.2022).

[7] Kronika Českých zemí. S. 737–739.

[8] Саверио Риттер (Saverio Ritter; 1884, Киавенна, — 1951, Пиетрельчина) — архиепископ с 1935 г., нунций в Праге с августа 1935 по июнь 1939 г. и интернунций с 1946 по 1947 г. (AAV, Indice 1229, Nota storica, f[oglio] [лист] IV, VIII). В начале 1948 г. во время правительственного кризиса Риттер выехал из Праги (Hrabovec E. Santa Sede e Cecoslovacchia 1945–1965 // Chiesa del silenzio e diplomazia pontificia 1945–1965. Umlčaná Cirkev a pápežská diplomacia 1945–1965. Città del Vaticano: Libreria editrice vaticana, 2018. P. 74).

[9] Риттер — Тардини, 14.07.1947 // ASRS, AA.EE.SS (Affari Ecclesiastici Straordinari), Pio XII, Cecoslovacchia, Pos[izione] [опись]. 231, ff. 233–237. — См. также: Kronika Českých zemí. S. 742.

[10] Йозеф Беран (Josef Beran; 1888, Пльзень, — 1969, Рим), архиепископ Праги с 1946 по 1969 г. Назначен кардиналом в 1965 г. После освобождения из концентрационного лагеря Дахау, где он пробыл с 1942 по 1945 г., коммунистический режим посадил его под домашний арест с 1949 по 1962 г. Биографию кардинала Берана см.: Vodičková S. Uzavírám vás do svého srdce. Životopis Josefa Kardinála Berana. Turnov: Centrum demokracie a kultury — Ústav pro studium totalitních režimů, 2018. S. 416.

[11] Риттер — Тардини, 09.10.1947 // ASRS, AA.EE.SS., Pio XII, Cecoslovacchia, Pos. 231, ff. 296r–v.

[12] “Noi tutti, sacerdoti e laici, senza distinzione, vivificati dall’Eucaristia, lavoriamo al consolidamento e all’aumento della disciplinatezza cavalleresca, dell’equilibrio morale e del forte carattere, come era quello di San Venceslao <…>. Così contribuiremo in modo migliore alla sistemazione della nostra agitata situazione interna…” (Ibid., f. 300). Полный текст выступления на ит. яз.: Ibid., ff. 298–300.

[13] “Nulla di straordinario in sé, ma — come detto — in circostanze tali, per il posto del convegno e per il numero imponente dei partecipanti, da poterne trarre realmente motivo di conforto e di speranza per gli ulteriori sviluppi della vita cattolica in questo Paese” (Ibid., f. 296v).

[14] О верности своим епископам католиков Словакии см. также вложение к письму: Риттер — Тардини, 11.07.1947 // ASRS, AA.EE.SS., Pio XII, Cecoslovacchia, Pos. 231, f. 227. — О верности Пию XII и об антинацистской тенденции католиков в Словакии см.: Slepčan P., Letz R. Una voce in difesa. P. 274.

[15] Kronika Českých zemí. S. 744–745. — См. также: Slepčan P., Letz R. Una voce in difesa. P. 344.

[16] Дженнаро Веролино (Gennaro Verolino; 1906, Неаполь, — 2005, Рим), интернунций в Праге c февраля по ноябрь 1948 г. и с марта по июль 1949 г. (AAV, Indice 1229, Nota storica. P. VIII). Прославлен как праведник народов мира за то, что в 1944 г. много раз рисковал своей жизнью, чтобы помочь многим евреям в Будапеште, где он служил секретарем в Апостольской нунциатуре. См. официальный сайт Яд Вашем — Мемориального комплекса истории Холокоста (Yad Vashem — The World Holocaust Remembrance Center. URL: https://righteous.yadvashem.org/?searchType=righteous_only&language=en&itemId=5731150&ind=NaN (дата обращения: 16.08.2022). Об изгнании Веролино из Чехословакии 13.07.1949 см.: Hrabovec E. Santa Sede e Cecoslovacchia 1945–1965. P. 76.

[17] “Terminata ieri crisi governativa, nuovo governo conserva tenue parvenza parlamentare, in realtà è completamente in mano dei comunisti… Popolazione è preda angoscia et timore” (ASRS, AA.EE.SS., Pio XII, Cecoslovacchia, Pos. 254, f. 11).

[18] Vaško V. Dům na skále. Vol. 1. S. 72 (“…Sloužit nejvyšším zájmům svého lidu”).

[19] Ibid. S. 73.

[20] Vaško V. Neumlčená: kronika Katolické Církve v Československu po druhé světové válce: in 2 vols. Vol. 2. Praha: Zvon, 1990. S. 16.

[21] Vaško V. Dům na skále. Vol. 1. S. 71. — См. также: Pruša J. Abeceda reálného socialismu. S. 319.

[22] Об этом см.: Hrabovec E. Santa Sede e Cecoslovacchia 1945–1965. P. 53–92.

[23] “Con paterno interesse, non disgiunto… da viva pena” (ASRS, AA.EE.SS., Pio XII, Cecoslovacchia, Pos. 254, f. 93). Текст документа приводится в Приложении 1. Приложение доступно по ссылке: https://doi.org/10.21638/spbu28.2023.107.

[24] В ходе наших библиографических исследований мы не нашли сведений об этом письме.

[25] Kronika Českých zemí. S. 737, 744.

[26] “C’è, però, da fare qualche osservazione, in quanto al sesto capolavoro si legge la seguente dichiarazione: ‘Vogliamo nuovamente ribadire che vigileremo attentamente su tutte queste istituzioni e opere, perché restino al di sopra dei partiti e al di sopra della politica’ le cui ultime parole (‘al di sopra della politica’) sono evidentemente formulate in termini troppo generici” (ASRS, AA.EE.SS., Pio XII, Cecoslovacchia, Pos. 254, ff. 93–94). Текст документа приводится в Приложении 1. Приложение доступно по ссылке: https://doi.org/10.21638/spbu28.2023.107

[27] См. об этом: Vodičková S. Uzavírám vás do svého srdce. S. 182. — См. также: Vaško V. Dům na skále. Vol. 1. S. 72–75.

[28] “Mi è gradito assicurare che questa Segreteria segue con interesse la sua attività nelle presenti delicate circostanze, e fa oggetto di attento studio le informazioni che Ella fornisce” (ASRS, AA.EE.SS., Pio XII, Cecoslovacchia, Pos. 254, f. 94).

[29] См. подробнее: Vaško V. Neumlčená. Vol 2. S. 53, 61.

[30] “Nella vostra coscienza non vi è posto per la pusillanimità, la comodità, la irrisolutezza di quanti in questa ora cruciale credono di poter servire due padroni” (Slepčan P., Letz R. Una voce in difesa. P. 344).

[31] Vaško V. Neumlčená. Vol. 2. S. 29.

[32] Ibid. S. 57.

[33] Ibid. S. 57–59.

[34] Джузеппе Сенси (Giuseppe Sensi; 1907, Козенца, — 2001, Рим), архиепископ с 1955 г. и кардинал с 1976 г. Интернунций в Праге с ноября 1948 г. по март 1949 г. (AAV, Indice 1229, Nota storica, f. VIII).

[35] Словом «ординарий» мы обозначаем католических епископов, управляющих католическими епархиями (диоцезами). Полное определение понятия «ординарий» содержится в каноне 134 Кодекса канонического права (Кодекс канонического права на русском языке. М.: Институт философии, теологии и истории Св. Фомы, 2007. URL: https://www.vatican.va/archive/cod-iuris-canonici/russian/codex-iuris-canonici_russian.pdf (дата обращения: 16.08.2022).

[36] Сенси — Беран (AAV, Arch[ivio] [Архив]. Nunz[iatura] [Нунциатура]. Cecoslovacchia, b[usta] [портфель] 88, fasc[icolo] [папка] 688, f. 21).

[37] “La Santità Sua confida in particolar modo nello zelo pastorale e nell’alto senso di responsabilità dell’Episcopato, dal cui atteggiamento non può non dipendere in gran parte quello del clero e dei fedeli” (Ibid., f. 16); Письмо Гаспарри — Сенси (Ibid., ff. 16–17).

[38] “Questa Segreteria si rende bene conto delle difficoltà cui si andrebbe incontro con una pubblica dichiarazione di protesta da parte dell’Episcopato, ma non può, dall’altro canto, non condividere le apprensioni della S. V. per il fatto che, mentre si vanno accumulando le spogliazioni in danno della Chiesa, i Vescovi rimangono — così almeno appare agli occhi dei fedeli — tuttavia in silenzio” (Ibid., f. 16).

[39] См. об этом: Zrada Vatikánu a biskupů. Praha: Ústřední akční výbor Národní frony, 1949.

[40] Веролино — Тардини, 19.04.1949. Копия (AAV, Arch. Nunz. Cecoslovacchia, b. 88, fasc. 688, f. 59).

[41] Веролино — Тардини, 19.04.1949, ff. 63–64.

[42] Ibid., f. 123. — По газетной вырезке нам не удалось определить название газеты и дату публикации, но скорее всего она датируется апрелем 1949 г.

[43] Kronika Českých zemí. S. 751.

[44] AAV, Arch. Nunz. Cecoslovacchia, b. 88, fasc. 688, ff. 174–179.

[45] На повестке дня были и другие пункты (Ibid., f. 174). На собрании отсутствовали монсеньоры Я. Войташак (J. Vojtaššák) и Р. Побожни (R. Pobožný): первый из-за физических проблем, а второй из-за того, что по ошибке вовремя не получил приглашение (Ibid., f. 177). О конференции см. также: Vaško V. Neumlčená. Vol. 2. S. 64–66.

[46] Перевод меморандума на ит. яз.: AAV, Arch. Nunz. Cecoslovacchia, b. 88, fasc. 688, ff. 194–197. — О меморандуме см. также: Cecoslovacchia. Eccessi del cesaropapismo e della persecuzione religiosa (Nostra corrispondenza) // La Civiltà Cattolica 1949. No. 100. Т. IV. P. 222. — Из отчета, отправленного Бераном Пию XII, узнаем, что меморандум был подан первому министру правительства в двух экземплярах (AAV, Arch. Nunz. Cecoslovacchia, b. 88, fasc. 688, f. 205). Текст документа приводится в Приложении 2. Приложение доступно по ссылке: https://doi.org/10.21638/spbu28.2023.107

[47] “Církev katolická se neváže na žádnou formu politickou nebo státní a že bude i nadále…” (AAV, Arch. Nunz. Cecoslovacchia, b. 88, fasc. 688, f. 191v).

[48] “Mons. Beran avrebbe voluto che questa circolare o qualche cosa simile fosse letta pubblicamente in tutte le chiese; ma la sua proposta ha incontrato resistenza nei suoi colleghi, i quali alla fine han tutti votato contro. Evidentemente hanno paura. Sono stati addotti motivi di prudenza e soprattutto la necessità di non dare ai comunisti pretesto per incarcerare i migliori

preti ed aumentare gli atti di ostilità contro la Chiesa” (Ibid., ff. 177–178). В отчете, отправленном Папе Римскому Бераном, где кардинал сообщил о повестке дня и решениях, принятых на собрании в Оломоуце, читаем: “Propositum Ordinarii pragn. [pragensis], ut circulare hoc ex ambone publice perlegatur nullum votum praesentium accepit. Decisum est igitur, ut in forma circularis clero transmittatur” (Ibid., f. 205).

[49] “Io però sono convinto che una tale attitudine non aumenterà la sicurezza dei vescovi e del clero e non diminuirà i soprusi contro la Chiesa. Anzi agirà in senso contrario. I comunisti infatti hanno già i loro piani… ed una protesta energica e coraggiosa, dando loro l’impressione che la Chiesa è forte e scuotendo l’opinione pubblica, avrebbe probabilmente il vantaggio di ritardarne l’esecuzione” (Ibid., f. 178).

[50] О планах КПЧ говорится там же (f. 174, 179). Упомянутое в письме Вложение А (Allegato A) о планах в сохранившейся документации нами не найдено.

[51] AAV, Arch. Nunz. Cecoslovacchia, b. 88, fasc. 688, f. 178.

[52] В письме Веролино — Тардини от 10.05.1949 читаем: «Чехословацкая делегация, отправившаяся в Вашингтон за кредитом, приостановила переговоры» (“La delegazione cecoslovacca andata a Washington per ottenere un credito ha sospeso le trattative”) (Ibid., f. 212).

[53] Данные письма названы соответственно вложениями C и D (Allegati C e D) (Ibid., f. 179, 201).

[54] “Nuntiaturae Apostolicae summae gratiae aguntur pro efficaci in tantis casibus interventione apud Ministerium de externis” (Ibid., f. 205).

[55] “Due fonti diverse e ambedue serie”; “per far poi uno scandalo e trarne pretesto per chiudere le chiese (tutte o in parte non si sa)” (Ibid., f. 210).

[56] Они встретились около 11.05.1949 (Ibid.).

[57] ASRS, AA.EE.SS., Pio XII, Cecoslovacchia, Pos. 261 I, f. 824.

[58] AAV, Arch. Nunz. Cecoslovacchia, b. 88, fasc. 688, ff. 223–224.

[59] См. об этом: Vaško V. Neumlčená. Vol. 2. S. 67.

[60] Штепан Трохта, S. D. B. (Štěpán Trochta, S. D. B. ; 1905, Францова-Лгота, — 1974, Литомержице) — архиепископ и кардинал Католической Церкви. В 1923 г. вступил в конгрегацию салезианцев Дона Боско (Salesiani di Don Bosco, S. D. B.) и в 1932 г. был рукоположен в священника. С 1940 по 1944 г. он перенес суровое тюремное заключение в разных

нацистских концентрационных лагерях и в 1949–1968 гг. подвергался преследованиям со стороны коммунистического режима. См. об этом: The Cardinals of the Holy Roman Church. Biographical Dictionary Paul VI (1963–1978). Consistory of April 28, 1969 (III). URL: https://cardinals.fiu.edu/bios1969.htm#Trochta (дата обращения: 17.08.2022).

[61] Официальные епархиальные газеты.

[62] Публикация начата в мае 1949 г. Министерством образования, чтобы контролировать распространение информации среди католического духовенства (Kaplan K. Stát a církev v Československu v letech 1948–1953. Brno: Dolpněk, 1993. S. 71–72). Об этой публикации см. ниже.

[63] “A richiesta di S. E. Mons. Trochta si è tenuto oggi a Praga una riunione dei vescovi cechi. Lo scopo era di discutere alcune questioni di attualità, segnatamente quella degli ‘Acta Curiae’, soppressi, e del ‘Bollettino del clero cattolico’. In tale occasione ho suggerito a Mons. Beran di proporre ai suoi Ecc.mi colleghi se, dato il rapido evolvere della situazione, non sia il caso di riunirsi ogni mese. L’ho poi pregato di tornare sulla faccenda di una pubblica dichiarazione di protesta, che si rende sempre più necessaria e per la quale l’attuale momento politico sembrerebbe particolarmente favorevole. Avendo poi avuto modo di vedere Mons. Trochta, gli ho molto raccomandato la cosa ed egli mi ha detto di non avere nulla da opporre. Da quanto mi viene in questo momento riferito, nella conferenza è stato deciso di fare la dichiarazione: il testo sarà preparato nella prossima riunione di giugno a Olomouc” (AAV, Arch. Nunz. Cecoslovacchia, b. 88, fasc. 688, f. 225).

[64] Там же, f. 265.

[65] О нем см.: Vaško V. Neumlčená. Vol. 2. S. 204–205; Vodičková S. Uzavírám vás do svého srdce. S. 223, 235.

[66] AAV, Arch. Nunz. Cecoslovacchia, b. 88, fasc. 688, f. 265. — Другие сведения об отце Черноцком и других отлученных от Католической церкви священниках и о гонениях против салезианцев и иезуитов см.: ASRS, AA.EE.SS., Pio XII, Cecoslovacchia, Pos. 261 I, ff. 832–862.

[67] См. подробнее: Vaško V. Dům na skále. Vol. 1. S. 135.

[68] Ibid. S. 136.

[69] ASRS, AA.EE.SS., Pio XII, Cecoslovacchia, Pos. 261 I, f. 826.

[70] “Si faccia senza commento T” (Ibid.). Через папские представительства Государственный секретариат получил статьи прессы всего мира от разных источников. См., напр.: Ibid., ff. 863–915; Pos. 265, f. 119–155.

[71] AAV, Arch. Nunz. Cecoslovacchia, b. 88, fasc. 688, f. 227. — Веролино запланировал встречу и с послом США (Ibid.).

[72] “Avvertiamo di nuovo che qualsiasi cooperazione e collaborazione con coloro che limitano i diritti e la libertà della Chiesa fa incorrere ‘ipso facto’ nella scomunica. Dunque anche il mandare articoli e lettere alle riviste che propagano tali sforzi. Ciò riguarda pure ‘il Bollettino del clero cattolico’ <…> Alcuni fatti dimostrano molto bene la cosiddetta ‘verità’ di quanto scrive nel Nr. 2 il ‘Bollettino del clero cattolico’ (d’ora in avanti VKD! [sic]). Tutte le scuole ecclesiastiche sono statizzate. Tutte le riviste cattoliche sono soppresse. Quelle che portano il nome ‘cristiano’ o ‘cattolico’ non sono cattoliche. I pellegrinaggi vengono proibiti, le processioni ecclesiastiche non permesse. Ai memorandum, lagnanze, proteste, domande non si risponde affatto. Un sacerdote il quale aveva Ettari [sic] 40 di terreno e fu dalla Commissione Agricola riconosciuto per il migliore economo del paese, fu qualificato da una commissione superiore ‘per economo cattivo’ per potergli prendere il terreno. <…> Voi stessi conoscete certamente simili fatti. Formatevi perciò un giudizio. A pagina 7 si parla con lode dello ‘sviluppo della letteratura cattolica’. Il contrario è noto a tutti che in tutte le case editrici furono confiscati e distrutti tutti i libri cattolici. ‘Il numero dei libri pubblicati dalla Chiesa Cattolica è sempre maggiore’ (v. sempre citato ‘Bollettino del Clero’). Cosa ne dite? — Attenti alla ‘letteratura cattolica!’ Attenti alla chiesa ‘cattolica’. La Chiesa Cattolica è una sola! <…> Spero che tra le file del clero cattolico non si troverà un solo sacerdote il quale abbia a non capire gli intenti perseguiti dal VKD e che si crederà sempre ed esclusivamente all’Ordinario, al quale avete giurato ubbidienza. Sono anche persuaso che per ‘30 danari d’argento’ non venderete il vostro onore sacerdotale e non tradirete Cristo” (ASRS, AA.EE.SS., Pio XII, Cecoslovacchia, Pos. 261 II, ff. 114–115).

[73] “Ciascuno di noi dev’essere di sasso, di granito, gli uomini come le donne. <…> Ciascuno al suo posto” (ASRS, AA.EE.SS., Pio XII, Cecoslovacchia, Pos. 231, f. 299).

[74] “La vera spiegazione potrà forse darla solo l’avvenire” (AAV, Arch. Nunz. Cecoslovacchia, b. 88, fasc. 688, f. 384).

[75] “Ormai regna sovrano l’arbitrio e siamo arrivati allo stato di aperta persecuzione, che non si limita ai religiosi ungheresi, ma tocca pure gli slovacchi: quel che è accaduto ai salesiani sta a dimostrarlo” (Ibid.).

[76] Об этом движении см.: Vaško V. Dům na skále. Vol. 1. S. 140–145.

[77] ASRS, AA. EE.SS., Pio XII, Cecoslovacchia, Pos. 261 II, f. 80.

[78] “Quanto al punto se sia meglio fare tale protesta prima o dopo la pubblicazione dell’atteso proclama scismatico, sarà meglio lasciare che decidano i Vescovi” (Ibid., ff. 82–83).

[79] AAV, Arch. Nunz. Cecoslovacchia, b. 88, fasc. 688, f. 531.

[80] Это можно выявить, если сравнить документ: Ibid., f. 286 и Ibid., f. 531.

[81] ASRS, AA.EE.SS., Pio XII, Cecoslovacchia, Pos. 261 II, ff. 86–111.

[82] Ibid., f. 87.

[83] Ibid., f. 113.

[84] См. подробнее: Vatikánský rozhlas/1. Ohlasy perzekuce katolické církve v Československu 1950–1958 / ed. S. Vodičkova. Praha: Ústav pro studium totalitních režimů, 2017. S. 8.

[85] Франтишек Шилган (František Šilhan; 1905, Нова-Вес-у-Танвалду, — 1985, Нове-Место-на-Мораве) — священник и провинциал Богемии и Общества Иисуса. Преследуемый режимом, он находился в тюрьме с 1950 по 1965 г., а затем снова в 1970-х годах. В периоды своей свободы он посвящал себя информированию Генеральной курии иезуитов (в Риме) о ситуации в Чехословакии и воссозданию или утешению иезуитских общин в Богемской провинции. О жизни отца Шилгана см. биографическую справку на сайте научно-исследовательского института: Ústav pro studium totalitních režimů. URL: https://www.ustrcr.cz/uvod/skupina-vyzkumu/silhan-frantisek-7-1-1905/ (дата обращения:

26.08.2022). Сведения об отце Шилгане и основных этапах его деятельности в Обществе Иисуса можно найти в: Catalogus Provinciae Bohemiae Societatis Iesu, ineunte anno 1948. Typis Fr. Faktor Pragae: impressus die 4 februarii 1948. S. 43 (книга хранится в читальном зале ARSI).

[86] Список монастырей, где собирали пожертвования: Велеград, Брно, Богосудов, Святой Госын, Прага, Дечин, Градец-Кралове, Опава (ARSI, Bohemiae, 1001 I, Prov. Bohemae. Particulares, б/н). Во время наших архивных исследований листы документов внутри папок еще не были упорядочены.

[87] “Inter fideles in Ecclesiis nostris pecuniam ad hunc finem non collegimus ob circumstantias bene notas. Insuper Gubernium Apostolicam Nuntiaturam monuit in emissionibus radiophonicus Vaticanis aliquoties allusiones iniquas contra nostram Republicam sparsas esse. — Si consueta essent tempora certe multo maiorem summam pro Sua Sanctitatae collegissemus” (Ibid.).

[88] ASRS, AA.EE.SS., Pio XII, Cecoslovacchia, Pos. 261 II, f. 113.

[89] Vaško V. Neumlčená. Vol. 2. S. 68–69.

[90] См. об этом: Pruša J. Abeceda reálného socialismu. S. 182.

[91] ASRS, AA.EE.SS., Pio XII, Cecoslovacchia, Pos. 261 II, f. 232. Текст приводится в Приложении 4. Приложение доступно по ссылке: https://doi.org/10.21638/spbu28.2023.107. — Расшифрованный текст телеграммы не датирован, но черновой вариант датирован 17 июня, поэтому почти наверняка телеграмма была отправлена в тот же день или через день. О том, с какой заботой эти папские представительства информировали Государственный секретариат, свидетельствует большое количество публикаций в их странах на тему гонений в Чехословакии, которые дипломаты Святого престола незамедлительно отправляли в Ватикан (Ibid., ff. 479–565). По поводу нунциатуры в Чили см.: ASRS, AA.EE.SS., Pio XII, Cecoslovacchia, Pos. 265 I, ff. 86–101.

[92] ASRS, AA.EE.SS., Pio XII, Cecoslovacchia, Pos. 261 II, f. 441.

[93] Ibid., f. 442.

[94] Биографическую справку о нем можно найти на сайте Министерства внешних дел Чешской республики: Ministerstvo zahraničních věcí České republiky. URL: https://www.mzv.cz/jnp/cz/o_ministerstvu/organizacni_struktura/utvary_mzv/specializovany_archiv_mzv/kdo_byl_kdo/houska_miroslav.html (дата обращения: 26.08.2022).

[95] AAV, Arch. Nunz. Cecoslovacchia, b. 88, fasc. 689, f. 45.

[96] Веролино — Тардини, 21.06.1949 // Ibid., f. 35.

[97] В тот день, после сопротивления со стороны полиции, разрешение встретиться с Бераном получил только Веролино (ASRS, AA.EE.SS., Pio XII, Cecoslovacchia, Pos. 261 II, f. 443). О состоянии Берана Веролино написал: «Беран был немного уставшим и возбужденным, но в целом усталым и спокойным» (“Beran era un po’ stanco ed emozionato, ma nel complesso stanco e sereno”) (AAV, Arch. Nunz. Cecoslovacchia, b. 88, fasc. 689, ff. 36–37).

[98] ASRS, AA.EE.SS., Pio XII, Cecoslovacchia, Pos. 261 II, f. 443; AAV, Arch. Nunz. Cecoslovacchia, b. 88, fasc. 689, f. 35. — Об этом см. также: Vaško V. Neumlčená. Vol. 2. S. 72–74; Vaško V. Dům na skále. Vol. 1. S. 149–150.

[99] ASRS, AA.EE.SS., Pio XII, Cecoslovacchia, Pos. 261 II, f. 442.

[100] AAV, Arch. Nunz. Cecoslovacchia, b. 88, fasc. 689, f. 38.

[101] См. об этом: Vaško V. Neumlčená. Vol. 2. S. 79.

[102] “Insistendo su impostura Governo, che presenta molte centinaia sacerdoti come aderenti pseudoazione [sic] cattolica, mentre sono pochissimi quelli che liberamente hanno sottoscritto; nelle liste dei sottoscrittori figurano pure preti morti” (ASRS, AA.EE.SS., Pio XII, Cecoslovacchia, Pos. 261 II, f. 442).

[103] Ibid., ff. 450–452.

[104] Ibid., f. 467.

[105] Vaško V. Neumlčená. Vol. 2. S. 82; Vaško V. Dům na skále. Vol. 1. S. 155–159.

[106] “Questa Segreteria segue con la più grande attenzione l’attività svolta dalla S. V. in questi agitati giorni, ed apprezza la diligenza con cui Ella vigila sulla situazione e tiene informata la Santa Sede, non omettendo — pur in mezzo a tante difficoltà — di intervenire in difesa dei diritti della Chiesa e delle anime” (Серикано — Веролино // AAV, Arch. Nunz. Cecoslovacchia, b. 88, fasc. 688, f. 550). Текст документа приводится в Приложении 3. Приложение доступно по

ссылке: https://doi.org/10.21638/spbu28.2023.107. Во вложении к письму был послан текст декрета; кроме того, в письме анонсировалась публикация декрета в газете L’Osservatore Romano. Текст декрета на лат. яз.: ASRS, AA.EE.SS., Pio XII, Cecoslovacchia, Pos. 261 II, f. 469. — Декрет был опубликован в L’Osservatore Romano 20–21.06.1949 (Ibid., f. 476).

[107] См. письмо от 20.06.1949 Государственного секретариата апостольскому нунцию Анджело Ронкалли, чтобы он заинтересовал французское правительство в передаче (Ibid., f. 470), а также письмо от 08.07.1949 Ронкалли Государственному секретариату, в котором он проинформировал Ватикан, что по данному поводу еще не получил ответа от правительства (Ibid., f. 477).

[108] См., напр.: Ibid., f. 441; 442.

[109] См. об этом: Vaško V. Neumlčená. Vol. 2. S. 78–81; Веролино — Тардини, 20.06.1949 // ASRS, AA.EE.SS., Pio XII, Cecoslovacchia, Pos. 261 II, f. 444; AAV, Arch. Nunz. Cecoslovacchia, b. 88, fasc. 689, f. 35.

[110] См. подробнее: Vaško V. Neumlčená. Vol. 2. S. 84–85.

[111] “Mi preoccupavo che la questione dell’ideologia mondiale (comunista) non venisse inutilmente portata come un elemento di divisione nella nostra vita pubblica, affinché non ci fossero ideologie ufficiali e obbligatorie e ideologie provvisoriamente tollerate, dato che ogni cittadino anche godendo piena libertà può collaborare in una fraterna tolleranza per il progresso e per il

benessere dello Stato. Del resto, anche il senso della sicurezza e della tranquillità interna di uno Stato nel guardare al suo avvenire costituisce uno dei principali elementi per un vero benessere <…> Per un cattolico convinto il quale sa che cosa deve essere la vera Azione Cattolica e per un sacerdote che ha studiato regolarmente la teologia è del tutto chiaro che non basta promettere fedeltà al Santo Padre e ai Vescovi, quando il movimento non parte da loro stessi <…> Essendosi scelta, come sembra, la mia diocesi come campo d’assalto per organizzare una tale azione, ed avendo poi abusato del mio nome, sono stato costretto come Vescovo a fare dei passi energici e chiari, perché né i fedeli, né il clero fossero ingannati” (Трохта — Чепичка // ASRS, AA.EE.SS., Pio XII, Cecoslovacchia, Pos. 261 II, f. 236, 239). Письмо также цитируется в: Kaplan K. Stát a církev v Československu v letech 1948–1953. S. 88.

[112] “Alcuni dei quali chissà fino a che punto ‘scienter et volenter’” (цит. в письме Де Лива — Тардини, 26.07.1949 (AAV, Arch. Nunz. Cecoslovacchia, b. 88, fasc. 689, f. 229). См. также письмо Веролино — Тардини, 05.07.1949 (Ibid., ff. 107–112; f. 35).

[113] Шилган — Янссенс, 28.06.1949 // ARSI, Bohemiae, 1001 I, Prov. Bohemae. Particulares, б/н.

[114] “Il Santo Padre, al Quale tali documenti sono stati man mano sollecitamente rimessi, ha preso coscienza con vivo interesse e non senza profonda pena delle abbondanti informazioni da Lei fornite su i recenti gravi avvenimenti, nella loro preparazione e successivo sviluppo” (AAV, Arch. Nunz. Cecoslovacchia, b. 88, fasc. 688, f. 550).

[115] См. подробнее: Vaško V. Dům na skále. Vol. 1. S. 168–169. — Cм. также: AAV, Arch. Nunz. Cecoslovacchia, b. 88, fasc. 689, ff. 108–109.

[116] “Gravi avvenimenti ultimi giorni sono stati seguiti dal Santo Padre con paterna sollecitudine et profonda pena. A Monsignor Beran Vostra Signoria voglia esprimere augusto compiacimento Sua Santità per zelo pastorale, fermezza et coraggio dimostrati in sì difficili circostanze. Avendo occasione comunicare con altri Ordinari, continui sostenerne animo, esortandoli sempre maggiore dedizione et generosità per difesa diritti Chiesa et anime. A quanti agiscono e soffrono per buona causa — a cominciare da Vostra Signoria et Personale Internunziatura — Augusto Pontefice imparte speciale confortatrice Apostolica Benedizione. Tardini” (ASRS, AA.EE. SS., Pio XII, Cecoslovacchia, Pos. 261 II, f. 447).

[117] “Preghiamo e restiamo fedeli. I pellegrini di Svatá Hora” (ASRS, AA.EE.SS., Pio XII, Cecoslovacchia, Pos. 265 I, f. 251).

[118] “Un conforto tra tante tribolazioni” (Ibid.).

 

Источник: Доммарко М. К. Отношения между Католической Церковью и государством в Чехословакии в 1947–1949 годах: новые документы // Вопросы теологии. 2023. Т. 5, № 1. С. 105–132. DOI: 10.21638/spbu28.2023.107

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9