Аналитический обзор статей по общей истории Церкви в научно-богословских журналах за вторую половину 2023 года
В материале представлен обзор публикаций по общей истории Церкви, вышедших в научно-богословских журналах на русском языке во второй половине 2023 года. В состав обзора вошли научные статьи о древней истории Церкви, истории Поместных Церквей греческой и славянской традиций.
Статья

Редакцией портала «Богослов.Ru» подготовлен аналитический обзор статей по общей истории Церкви (Православной Церкви), опубликованных в научно-богословских журналах на русском языке во второй половине 2023 года. Публикации по истории инославных конфессий в обзор включены не были. Также не были включены публикации по истории Русской Православной Церкви, которой ранее был посвящён отдельный обзор. Материалом для анализа стали статьи, имеющие электронную версию, опубликованную на официальных сайтах научно-богословских периодических изданий.

В рамках обзора были рассмотрены 18 статей, которые можно распределить по категориям: история Древней Церкви (7 статей), история греческих Поместных Церквей (8 статей), история славянских Поместных Церквей (3 статьи).

* * *

История Древней Церкви

Варфоломей (Денисов А. А.), еп. Балаковский и Николаевский, Пархоменко В. В., прот. Рецепция устава святителя Василия Великого в Восточной и Западной Церквах // Труды Саратовской православной духовной семинарии. 2023. № 2 (21). С. 30–54.

В статье вл. Варфоломея (Денисова) и прот. Владимира Пархоменко представлена краткая история основных форм иноческой жизни, развитие общежительной жизни монашества, принципы которой впервые были сформулированы прп. Пахомием Великим и развиты свт. Василием Великим. Как отмечают авторы, правила свт. Василия были положены в основу уставов общежительных православных монастырей, а также оказали значительное влияние на формирование западного монашества. Согласно выводам авторов, глубокое усвоение правил свт. Василия способствовало формированию единой монашеской традиции на Востоке и Западе. Свт. Василию удалось объединить в своём своде правил принципы, составляющие суть монашеской аскезы; в результате, несмотря на наличие недостатков, неизбежных для любой земной организации, именно общежительный монастырь стал лучшей школой смирения, послушания, трезвения, нестяжания и любви.

Василик В., протодиак. Свидетельства Иоанна Никиусского о Константинопольских патриархах Мине и Иоанне Схоластике: заблуждение или фальсификация? // Сретенское слово. 2023. № 3 (7). С. 79–98.

Статья протодиакона Владимира Василика посвящена отразившимся в «Хронике» Иоанна Никиусского вероятным монофелитским фальсификатам, авторы которых пытались создать ложное впечатление о наличии у константинопольских патриархов Мины и Иоанна Схоластика еретических воззрений. Согласно выводам автора, так называемое послание Мины к Вигилию, скорее всего, является монофелитским фальсификатом, созданным при патриархе Сергии, а приписывание патриарху Мине формулы «одна воля, одно суждение» находится в явном противоречии с его сохранившимися текстами. Как отмечает автор, приписывание монофизитским хронистом Иоанном Никиусским православным писателям монофелитских взглядов может быть объяснено острым противостоянием православию и желанием взять реванш за поражение монофизитства на VI Вселенском соборе.

Захаров Г. Ю., иер. Епископ Ульфила — апостол готов // Церковный историк. 2023. № 1 (11). С. 15–27.

В статье иер. Герасима Захарова описывается жизнь и деятельность епископа Ульфилы, автора перевода Священного Писания на готский язык. По словам исследователя, результатом деятельности Ульфилы стало обращение в христианство подавляющего большинства вестготов. Вместе с тем Ульфила, бывший арианином и сторонником субординационизма, передал своему народу это еретическое учение. Согласно выводам автора статьи, успеху миссии Ульфилы среди вестготов способствовало несколько факторов, среди которых были многочисленность его учеников, сделанный им перевод Писания, близость к императору Валенту, заинтересованному в христианизации соседей-готов.

Захаров Г. Е. Туринский собор в контексте взаимоотношений галльского и италийского епископата на рубеже IV и V вв. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2023. Вып. 114. С. 11–25.

Статья Г. Е. Захарова посвящена Туринскому собору 398 или 399 г., на котором италийские епископы предприняли попытку содействовать решению проблем церковной жизни Галлии, в частности, споров о митрополиях и митрополичьих правах. Автор статьи критикует концепцию американского историка Р. Мэтизена, который оценивает формат собора и его решения как неканонические. По словам автора, Туринский собор можно считать редким случаем горизонтального арбитража, в рамках которого имело место посредническое участие епископата одного церковного региона в разрешении конфликта в другом церковном регионе. Г. Е. Захаров приходит к выводу, что идея горизонтального арбитража, при произвольности выбора третейских судей и рекомендательности принятых решений, имела положительные стороны в экклезиологическом смысле, обусловленные фактическим уравниванием статуса епископов различных регионов. Такой подход позволял избежать опасности, свойственной иерархической модели — наделения первенствующей кафедры совершенно исключительным статусом и даже превращения её в стоящую над вселенским епископатом.

Пашков П. А. 7-е правило III Вселенского Собора: его история и рецепция в контексте вопроса о неизменяемости Символа веры // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2023. Вып. 112. С. 11–34.

В статье П. А. Пашкова рассматривается история происхождения и рецепции определения III Вселенского Собора о Символе веры. Как отмечает автор, это определение было составлено в связи с отвержением изложения веры Феодора Мопсуестийского и должно было, по замыслу свт. Кирилла Александрийского, обеспечить Никейскому символу статус единственного символического текста, используемого при крещении и принятии бывших еретиков в церковное общение. Автор показывает, что это правило, хотя и было составлено на Соборе, не получило официального утверждения и не было торжественно обнародовано, в связи с чем не пользовалось авторитетом в Церквах Малой Азии и сирийского региона, где использовались формы Символа, близкие к современному константинопольскому Символу. Автор предпринимает попытку доказать, что на Халкидонском Соборе 451 г. был произведён синтез различных локальных традиций относительно практик чтения Символа веры: «изложение веры 150 отцов», традиционно связываемое с Константинопольским собором 381 г., получило универсальный авторитет и стало считаться аутентичной формой выражения никейского православия. Это представление достаточно быстро было принято на Востоке; на Западе признание этого варианта Символа веры авторитетным произошло только в VI в., изначально в Риме.

Постернак А., свящ. Девы в Древней Церкви // Христианское чтение. 2023. № 2. С. 58–72.

Статья свящ. Андрея Постернака посвящена изучению чина дев в Древней Церкви I–VI вв. в разных регионах. Автор отмечает, что чин дев, в который на Востоке вступали по добровольному волеизъявлению, а на Западе через благословение епископом, можно считать институциональным, поскольку девы, подобно низшим клирикам, получали материальное содержание от церковной общины, занимали особое место в церкви, имели свою очередь причащения и особое одеяние. Ко времени повсеместного распространения монашества в IV в. общины дев трансформировались в женские монастыри, в результате чего к эпохе Средневековья понятия «дева» и «монахиня» уже стали тождественными.

Приходько М. А. «Жизнь Константина» Евсевия Кесарийского как «священная история»: типология Моисея — Константина // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2023. Вып. 109. С. 9–27.

В своей статье М. А. Приходько исследует модель святого императора, сформированную Евсевием Кесарийским в одном из первых агиографических памятников — сочинении «Жизнь Константина». Автор статьи анализирует предложенное Евсевием типологическое сравнение императора Константина с пророком Моисеем, прослеживает развитие «священной истории» в биографии христианского василевса как продолжение библейского нарратива. Как отмечает автор, в развитии типологической линии Моисей — Константин прослеживаются три момента становления фигуры Константина в священной истории: получение царства, принятие служения священства и обретение дара пророчества. Согласно его выводам, «Жизнь Константина» демонстрирует механизм фиксации в культурной памяти священных событий, составляющих особую сакральную линию истории. 

История греческих Поместных Церквей

Воробьёв П. А. Византийский фактор в политико-символической и церковной практике восточных славян (середина XV — конец XVII в.) // Христианское чтение. 2023. № 4. С. 220–233.

Статья П. А. Воробьёва посвящена изучению роли Византии как историко-культурного феномена в исторической памяти восточных славян, в частности, в Московском государстве и Великом княжестве Литовском / Речи Посполитой, после падения Константинополя, а также изучению взаимодействия греческих и славянских церковных иерархов в этот период. Как отмечает автор, на восприятие славянами наследия Византии и их отношения между собой заметно влияли деятельность поствизантийских греков на землях Руси, идея освобождения Константинополя от османов, византийские титулы в политико-символической практике московских правителей, представления о главе православного мира и православной империи после 1453 г., традиция именования Москвы «третьим Римом» и Киева — «вторым Иерусалимом», проекты переноса кафедры Константинопольского патриарха в Речь Посполитую, практика преподавания греческого языка на Руси, споры о значимости для славян и греков Флорентийской и Брестской уний и другие факторы. Все эти аспекты византийского фактора автор рассматривает с точки зрения концепта «Византия после Византии». Согласно выводам автора, элита Великого княжества Литовского / Речи Посполитой, в большинстве своём исповедовавшая католичество, сталкивалась с наследием Византии в основном в рамках обсуждения церковных вопросов и не особенно интересовалась идеей о своей преемственности от Византийской империи. При этом наиболее сложное отношение к византийскому церковному наследию было свойственно униатским епископам. В свою очередь, московские государи активно использовали идею о своей преемственности от императоров Византии, в том числе в противостоянии с Литвой и Польшей. При этом греки, будучи материально зависимыми от Москвы, способствовали им в укреплении статуса Москвы как центра православного самодержавия.

Дионисий (Шлёнов), игум. Осуждение филетизма/этнофилетизма на Константинопольском Соборе 1872 г.: критические замечания // Богословский вестник. 2023. № 3 (50). С. 245–283.

В своей статье игумен Дионисий (Шлёнов) предпринимает обзор деяний Константинопольского собора 1872 г., а также систематизирует обвинения против Русской Церкви в контексте трактовки понятия Русского мира как ереси этнофилетизма. Как отмечает о. Дионисий, экклезиология, изложенная в заключении соборной комиссии и оросе собора, не в полной мере соответствует православному учению и отчасти служит основанием для современной теории первенства чести и власти Константинопольского патриарха. В статье представлен новый комментированный перевод ороса собора 1872 г. Согласно выводам автора статьи, в результате обвинений Русской Церкви в этнофилетизме как «самой страшной ереси современности» в сознание православных вкрадывается ложь, оправдывающая принципы «новой экклезиологии» и претензии тех, кто пытается противопоставить идею своего земного первенства соборной экклезиологии Православной Церкви.

Звонарёв С., прот. К вопросу о характеристике отношений между Русской и Элладской Православными Церквами в 60-х — начале 70-х годов XX века // Богословский вестник. 2023. № 3 (50). С. 284–303.

В своей статье прот. Сергий Звонарёв описывает развитие отношений между Русской и Элладской Православными Церквами в 1960-х — начале 1970-х гг., в частности, в период руководства митр. Никодима (Ротова) в Отделе внешних церковных сношений. Как отмечает автор, отношения между двумя Церквами строились скорее не благодаря, а вопреки политической атмосфере в отношениях Советского Союза и Греции. Своей задачей автор видит помощь в формировании представления о содержании и характере основных направлений двусторонних связей и знакомстве с усилиями на этом направлении Отдела внешних церковных сношений. Согласно выводам автора, отношения Русской и Элладской Церквей характеризовались благожелательным и дружественным расположением обеих сторон, стремлением священноначалия и представителей Церквей развивать контакты. Как пишет прот. Сергий Звонарёв, связи двух Церквей в условиях глобального политического и военного противостояния стали проявлением природы единого церковного организма.

Митрофанов А. Ю. Темник Ногай в повествовании Георгия Пахимера: к вопросу об отношениях монгольского беклярбека и византийского императора // Христианское чтение. 2023. № 4. С. 202–219.

Статья А. Ю. Митрофанова посвящена проблеме взаимоотношений византийского императора Михаила Палеолога и монгольского темника Ногая. Среди прочих аспектов их взаимоотношений автор исследует возможную реализацию контактов через сарайского митрополита Феогноста.

Мазырин А., свящ. К вопросу о причинах поддержки святого патриарха Тихона (Беллавина) патриархом Мелетием (Метаксакисом) весной 1923 г. // Христианское чтение. 2023. № 3. С. 327–342.

В своей статье о. Александр Мазырин размышляет над причинами, по которым константинопольский патриарх Мелетий (Метаксакис) отказался от поддержки обновленцев и выступил в поддержку патриарха Тихона (Беллавина). По мнению автора, причинами этого решения были политическая ориентированность патр. Мелетия на Великобританию, весной 1923 г. находившуюся в состоянии острого дипломатического конфликта с Советской Россией, а также его ситуативная заинтересованность в привлечении на свою сторону зарубежных русских иерархов для их участия в так называемом Всеправославном конгрессе в Константинополе. Автор статьи приходит к выводам, что главной задачей патр. Мелетия было церковно-политическое возвышение греческой нации с преимущественной опорой на англосаксонские круги, в связи с чем он вёл двойственную политику в русском церковном вопросе. По его словам, выступление патр. Мелетия в защиту патриарха Тихона было обусловлено прежде всего неустойчивой политической конъюнктурой.

Никитин В. В. Идеал и реальность церковно-государственных отношений в Византийской империи // Нива Господня. Вестник Пензенской духовной семинарии. 2023. Вып. 4 (30). С. 83–94.

В статье В. В. Никитина рассматривается формирование идеального представления о взаимоотношении светской и духовной власти в Византии и его реализация на практике, делается попытка осмысления внутренних причин несовпадения идеала и реальности. Автор отмечает, что результатом взаимопроникновения Церкви и государства стал тот факт, что все государственные служащие были членами Церкви, а весь церковный клир — гражданами империи; по его словам, это соединяло византийское общество в единый организм с чёткой идеологией и метафизическим обоснованием цели жизни личности и социума. Согласно выводам автора, идеал симфонии был не простой декларацией и не хитростью императоров, а проявлением высокой богословско-правовой мысли, в которой государство не мыслилось чем-то отдельным от Церкви, и обе составляющих части симфонии направляли свои усилия к достижению общего блага всех своих граждан. В реальности, однако, имело место множество злоупотреблений, фактов вмешательства императоров в церковные дела, а церковных иерархов — в решение сугубо светских вопросов. При этом Константинопольский патриарх, клир и народ, как правило, не считали сосредоточение духовной власти в руках императора существенным нарушением идеальных церковно-государственных отношений.

Чеснокова Н. П. Материалы к биографии Лаодикийского митрополита Парфения (?-1704) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2023. Вып. 113. С. 9–26.

В статье Н. П. Чесноковой излагаются известные факты жизни Парфения, митрополита Лаодикийского, в отечественной истории известного под именем Парфения Небозы. Парфений известен как переводчик поствизантийского предсказания о Константинополе, автор панегирика в честь взятия Азова войсками Петра I и своей автобиографии на русском языке. Опираясь на архивные документы, автор статьи предпринимает попытку доказать, что Парфений — грек по рождению, а происхождение и авторство русских текстов требуют дальнейшего изучения. В приложении публикуется автобиография митрополита.

Щукин Т. А. Михаил Пселл в новейших исследованиях (2021–2023) // Библия и христианская древность. 2023. № 3 (19). С. 126–142.

В статье Т. А. Щукина представлен обзор исследований, посвященных жизни и трудам Михаила Пселла, вышедших в 2021-2023 гг. В частности, автор анализирует монографию Г. Диамантопулоса «Герменевтика в “Theologica” и “Allegorica” Михаила Пселла», специальный выпуск румынского журнала «Православное богословие» (Theologia Orthodoxa), статьи Ф. Лоритцена, Д. Дженкинса, А. Паподопулоса, М. Грюнбарта и Г. В. Бернардо.

История славянских Поместных Церквей

Тимонина Е. С. Конкордатский кризис 1937 года в Югославии: апогей противостояния Сербской Православной Церкви и государства // Христианское чтение. 2023. № 4. С. 234–247.

Статья Е. С. Тимониной посвящена отношениям между Сербской Церковью и правительством королевства Югославия во главе с премьер-министром Миланом Стоядиновичем в период регулирования правового статуса Римско-Католической церкви до завершения так называемого Конкордатского кризиса 1937 г. Основное внимание автора статьи направлено на сопротивление ратификации конкордата с Ватиканом со стороны иерархии Сербской Церкви, во главе с патриархом Варнавой и епископом Николаем (Велимировичем), на протестное движение против конкордата со стороны православных активистов. Согласно выводам автора, в связи с тем, что принцип разделения Церкви и государства в Югославии принят не был, Сербская Православная Церковь в межвоенный период пользовалась определёнными преимуществами по сравнению с другими югославскими церквами. При этом, соперничество между православной Церковью и католической, а также поддерживающими их политическими и религиозными группами в Югославии было непосредственно связано с сербско-хорватским конфликтом.

Шагимов М. Н. Взаимосвязь греко-болгарской схизмы (1872-1945) и Русской автокефалии 1448 года в историческом существовании // Труды Белгородской Православной Духовной семинарии (с миссионерской направленностью). 2023. Вып. XVI. С. 233–241.

В своей статье М. Н. Шагимов анализирует параллелизм между событиями греко-болгарской схизмы 1872–1945 гг. и получением автокефалии Русской Церковью в 1448 г. Автор отмечает, что как Русская, так и Болгарская Церковь в течение определённого времени разрывала евхаристическое общение с Константинопольским патриархатом; впоследствии, в результате различных внутрицерковных и внешнеполитических событий диалог с Константинополем был восстановлен. Согласно выводам автора, проблемы признания церковных автокефалий решались с ходом исторического процесса, чему способствует усиленное стремление двух сторон разрешить конфликт и действия, направленные на достижение этого результата.

Шагимов М. Н. Роль национально-освободительных движений народов Балкан в вопросе независимости Церквей от влияния Константинополя // Труды Белгородской Православной Духовной семинарии (с миссионерской направленностью). 2023. Вып. XVI. С. 336–344.

Автор статьи рассматривает влияние национально-освободительных движений на Балканах во второй половине XIX в. на процесс достижения независимости Сербской, Румынской и Болгарской Церквей от Константинопольского патриархата. М. Н. Шагимов отмечает важность и особую значимость единства народа и духовенства в освободительном процессе. При этом, согласно выводам автора, решение проблемы и примирение враждебных сторон стало возможным благодаря содействию Русской Православной Церкви.

* * *

Как можно заметить, анализ публикаций в русскоязычных научно-богословских журналах и сборниках за вторую половину 2023 года свидетельствует о среднем уровне интереса учёных исследователей к проблематике общей истории Церкви. Наименьшее количество статей (3) было опубликовано по истории Поместных Церквей славянской традиции: одна из этих статей посвящена протестам вокруг конкордата с Ватиканом в Югославии, а две — истории обретения автокефалий балканскими Церквами. Несколько больше, 8 статей, было опубликовано по истории Поместных Церквей греческой традиции: в рамках этой области темами исследований стали церковно-государственные отношения в Византийской империи, культурное наследие Византии в исторической памяти, некоторые вопросы биографического характера, история межцерковных отношений, а также вопрос об осуждении этнофилетизма на Константинопольском соборе 1872 г. Наконец, в рамках истории древней Церкви (7 статей) исследователей интересовали история разработки Символа веры на Вселенских Соборах, возможность горизонтального арбитража на поместных Соборах в IV веке, изучение сочинений Евсевия Кесарийского и Иоанна Никиусского, тема рецепции монашеских правил свт. Василия Великого и история чина дев в древней Церкви.

Легко заметить, что количество публикаций по общей истории Церкви существенно уступает числу публикаций по истории Русской Церкви, анализ которых был подготовлен порталом ранее. Как нам кажется, наиболее логично это объясняется большей доступностью для исследователей источников по истории Русской Церкви по сравнению с источниками по истории Церквей других стран, а также отсутствием языкового барьера при проведении таких исследований.

Подготовил Александр Карасёв

 

Источник: Богослов.Ru

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9