Окончание Гражданской войны в Советской России позволило большевикам начать работу по освобождению советского населения от «гнета религии», «чтобы человек не нуждался в “утешениях”, которые дает религия»[1]. Важнейшей частью идеологической работы стала антирелигиозная пропаганда. Пропаганду начали вести еще во время Гражданской войны, и большевики использовали все доступные способы, так как законодательство было на их стороне. В 1918 г. были опубликованы декреты Совета народных комиссаров «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» и «О свободе совести, церковных и религиозных обществах». Статья 13 Конституции РСФСР 1918 г. также гарантировала полную свободу антирелигиозной и религиозной пропаганды. По мнению церковного историка Ольги Васильевой, государство при подготовке декрета не только не координировало свои действия с Русской Православной Церковью, но и принимало декреты вразрез с позицией Русской Православной Церкви. Вследствие чего последняя лишилась гарантий правовой защищенности, а церковная жизнь отделялась от жизни общества[2].
Активизация нового витка антирелигиозной пропаганды началась после публикации статьи Владимира Ленина «О значении воинствующего материализма»[3] в 1922 г. Главная задача «воинствующего материализма», по Владимиру Ленину, – переход от сугубо марксистских методов просвещения к самой различной атеистической пропаганде. Одним из типов такой пропаганды стало внедрение в жизнь массовых антирелигиозных мероприятий, частью которых были «Комсомольские праздники». Рассмотрим один из праздников – «Комсомольское рождество».
Первое «Комсомольское рождество» на Кубани было проведено 6 января 1923 г. По данным отчета областкома РКСМ, в празднике приняли участие около 150 человек[4]. Праздник начался с доклада, посвященного теме религии, в вопросно-ответной форме. После доклада участники праздника посмотрели пьесу «Рождество попа Сергия». Празднование «сочельника» продолжалось играми и плясками до глубокой ночи[5].
В сам праздник Рождества Христова, 7 января, комсомольцы прошли по городу с митингом, неся красные знамена, метлы и выкрикивали антирелигиозные лозунги. По окончании шествия демонстранты отправились на уборку города[6].
Первый опыт празднования «Комсомольского рождества» власть признала удачным, но некоторая часть верующего населения была оскорблена антирелигиозными уличными демонстрациями.
О результатах проведения праздника было доложено в Москву, и там на заседании антирелигиозной комиссии ЦК РКП(б) 17 января 1923 г. был озвучен отчетный доклад председателя комиссии Николая Попова. Он отметил, что «имеющиеся данные позволяют считать праздник <…> удавшимся, несмотря на целый ряд мелких и ненужных нетактичностей. В виде примера сошлемся на имевшие место в целом ряде городов остановки процессий перед церквами с шумными демонстрациями антирелигиозных чувств»[7]. С марта 1923 г. в клубах активисты ставили антирелигиозные спектакли. Основная тематика спектаклей – высмеивание Церкви и местных священников.
Первые изменения в праздновании «Комсомольского рождества» произошли в 1924 г. Во исполнение решения антирелигиозной комиссии ЦК РКП(б) весной 1923 г. на Кубани комсомольские праздники проводились без многолюдных митингов. Антирелигиозная борьба постепенно переходила с улицы в научные диспуты. Областком РКСМ постановил провести антирелигиозную кампанию, приурочив ее к праздникам. Примерные сроки: с 25 декабря 1923 г. по 10 января 1924 г. В циркуляре всем отпарткомам, райкомам г. Краснодара и отделкомам КСМ прописываются следующие действия при проведении кампании:
- Кампания должна носить преимущественно пропагандистский характер. Несерьезные выступления, лишенные научного обоснования, должны быть устранены.
- Все антирелигиозные выступления должны быть построены на агитации против догматов Церкви. Для этого их необходимо сопоставить с научными данными.
- Содержание намеченной кампании должно быть отражено главным образом в постановке научно-популярных докладов.
- Ни в коем случае не должны практиковать уличные демонстрации, открытые антирелигиозные действия «вроде сжигания богов, церквей и т. д.».
- Категорически запрещается устройство антирелигиозных диспутов.
- Особое внимание уделить проведению кампании в станицах. При необходимости послать туда подготовленных товарищей, знающих быт станицы.
- Накануне празднования Рождества в школах должны быть проведены собеседования с детьми на антирелигиозные темы.
- Рекомендуется провести по рабочим клубам циклы антирелигиозных лекций заблаговременно до праздников, поставив их в качестве подготовки к кампании.
- Настоятельно рекомендуется не гнаться за количеством докладчиков в ущерб содержательности докладов[8].
В первые годы проведения антирелигиозных праздников такие кампании чаще всего шли в городах. Нрав станичников мог не принять подобные акции, и их реакцию невозможно было предугадать. Однако в 1925 г. «Комсомольское рождество» попадает и в сельскую местность. Например, в ст. Березанской в 1925 г. «Комсомольское рождество» включало в себя доклад секретаря райкома ВЛКСМ «Комсомольское рождество и его значение». После доклада была представлена антирелигиозная пьеса «Непослушники». «В этот вечер на сцене также появился “поп”, который крестился, славил Христа и просил к празднику сала, колбасы и мерку с пудом зерна. Со сцены он уходил нагруженным корзиной с продуктами»[9]. По окончании пьесы на сцене читались антирелигиозные декламации и частушки. Завершился вечер пением и плясками. В ст. Нижегородской при Лесозаводе для партийной молодежи был организован спектакль «Рождество» и прочитаны тематические доклады[10].
По мере создания филиалов общества «Безбожник» в городах и станицах организация и проведение антирелигиозных и «комсомольских» праздников полностью сосредоточились в их руках. На 1925 г. в Краснодаре зарегистрированы более двадцати ячеек «Общества безбожников»[11]. Комсомольцы, несмотря на то что являлись первыми организаторами антирелигиозных праздников, с 1926 г. должны были во всем советоваться с «Безбожниками» при подготовке упомянутых выше праздников.
В 1926 г. в «Комсомольском рождестве» в Краснодаре впервые были задействованы различные организации. В подготовке и проведении праздника приняли участие: отдел народного образования, совет профсоюзов, окружное земельное управление, Красная армия, комсомол, пионеры и др. Кампания охватывала период времени с 24 декабря 1925 г. по 10 января 1926 г. Предваряла ее подготовка. Каждая заинтересованная организация проделывала всю подготовительную работу по двум направлениям:
- Пропагандистская подготовка масс к «Комсомольскому рождеству».
- Практическая организационная работа (подготовка вечеров, помещений, выставок и т. д.)[12].
Кубанский окрсовет Союза безбожников СССР выдвинул конкретный план по проведению «Комсомольского рождества»:
- Рождественские праздничные дни по новому стилю должны быть <…> для подготовки масс к кампании 25 декабря – в пятницу и 27 декабря – в воскресенье проходят по рабочим клубам лекции, беседы, обслуживающие 25 декабря – комсомольцев, молодежь, Красной армии и пионеров. 27 декабря – членов профсоюзов. После лекций желательно устройство концертов, спектаклей и т. д.
- 7 января 1926 г. в рабочих клубах проходят антирелигиозные вечера, обслуживающие взрослых членов союзов и их родственников.
- 9 января 1926 г. – в рабочих клубах проходят вечера, обслуживающие комсомольцев и остальную молодежь.
- 10 января 1926 г. – по районам проходят детские утренники.
- 10 января 1926 г. – по школам проходят антирелигиозные вечера для учащихся и молодежи.
- В Доме крестьянина (на Сенном) проходит клубный антирелигиозный вечер.
- В период времени с 25 декабря по 10 января в библиотеках открыты антирелигиозные книжные выставки. В клубе «Профинтерн» антирелигиозная выставка, в клубе «Пролетарий» – выставка ликвидации неграмотности, в санпросвете – «Уголок безбожников», в рабочих клубах работают уголки безбожников по вечерам[13].
Однако даже столь активные меры по вовлечению населения в борьбу с религиозными праздниками не смогли вытеснить их из быта местного населения. Так, в 1929 г. в ст. Пластуновской и хут. Новоленинском народ активно праздновал Рождество Христово. «Почти все дворы варили самогон. Пили все, от стариков до младенцев. Граждане ломали двери школы и бомбардировали камнями гостей, ехавших с пьяного хутора по домам»[14].
7 января 1930 г. на улицах Краснодара отмечался «антирождественский карнавал». Основное мероприятие проходило у Александро-Невского войскового собора, в здании которого открывался Дом культуры. Соборная площадь была загромождена демонстрантами. Одна из главных достопримечательностей в городе была «украшена» снаружи «лентами разноцветных огней», а изнутри плакатами, диаграммами, экспонатами и лозунгами, «наглядно рисующими зло религии». Над колоннами демонстрантов победно реял лозунг «Трактор в поле – конец Божьей воле!»[15]. А в Новороссийске рабочие вместо празднования Рождества вышли на рубку леса[16].
Таким образом, мы видим, что антирелигиозные праздники, и «Комсомольское рождество» в частности, дали свои плоды. Население максимально обрабатывалось антирелигиозной пропагандой. Но в 20-е гг. ХХ в. успех был минимальным, так как некоторые станицы продолжали активно праздновать Рождество Христово. Религиозные праздники больше не отмечали пышно и многолюдно, празднование перенесли в «катакомбы», но совсем вычеркнуть его из сознания кубанских людей не получилось. Только в 1929 г. официально Рождество Христово перестало быть выходным днем на территории СССР.
Источники и литература
- Бабич А. В., Рыбко С. Н. Непокоренные граждане вечности. Из истории православных приходов Кубани. 1920–1941 гг. [Электронный ресурс]. URL: http://slavakubani.ru/geography/orthodoxy/of-history/nepokorennye-grazhdane-vechnosti-iz-istorii-pravoslavnykh-prikhodov-kubani-1920-1941-gg/ (дата обращения: 14.03.2023).
- Воинствующие безбожники // Безбожник. 1930, №4. С. 5.
- Васильева О. Ю. Государственно-церковные отношения советского периода: периодизация и содержание. [Электронный ресурс]. URL: http://pravoslavie.ru/5206.html (дата обращения: 10.03.2023).
- Екатеринодар – Краснодар: два века города в датах, событиях, воспоминаниях… Материалы к Летописи / ред.-сост. И. Ю. Бондарь. Краснодар, 1993.
- Конституции СССР и РСФСР (1918-1978). [Электронный ресурс]. URL: http://constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/ (дата обращения: 10.03.2023)
- Красное знамя. 1923. 13 января.
- Ленин В. И. Полное собрание сочинений. Т. 45. М.: Издательство политической литературы, 1970.
- Отчетный доклад Антирелигиозной комиссии ЦК РКП(б) в Политбюро ЦК РКП(б) о проделанной работе. 17 января 1923 г. [Электронный ресурс]. URL: https://istmat.org/node/28064 (дата обращения: 12.03.2023).
- ЦДНИКК. Ф. 1992. Оп. 1. Д. 18. Л. 3-3 об.
- ЦДНИКК. Ф. 1992. Оп. 1. Д. 20. Л. 8.
- ЦДНИКК. Ф. 1998. Оп. 1. Д. 15. Л. 92.
- ЦДНИКК. Ф. 1998. Оп. 1. Д. 15. Л. 92 об.
- ЦДНИКК. Ф. 10965. Оп. 1. Д. 20. Л. 30 об.
- Шаповалов С. Н. Практика проведения антирелигиозных праздников на Кубани в 1920-е гг. // Общество: философия, история, культура. 2015. №2. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/praktika-provedeniya-antireligioznyh-prazdnikov-na-kubani-v-1920-e-gg (дата обращения: 11.03.2023).
- Ярославский Е. М. Против религии и церкви. Т. 1. М.: ОГИЗ, 1932.
[1] Ярославский Е. М. Против религии и церкви. Т. 1. М.: ОГИЗ, 1932. С. 133.
[2] Васильева О. Ю. Государственно-церковные отношения советского периода: периодизация и содержание. [Электронный ресурс]. URL: http://pravoslavie.ru/5206.html (дата обращения: 10.03.2023).
[3] Ленин В. И. Полное собрание сочинений. Т. 45. О значении воинствующего материализма. М.: Издательство политической литературы, 1970. С. 23-33.
[4] Центр документации новейшей истории Краснодарского края (далее – ЦДНИКК). Ф. 1992. Оп. 1. Д. 20. Л. 8.
[5] Шаповалов С. Н. Практика проведения антирелигиозных праздников на Кубани в 1920-е гг. // Общество: философия, история, культура. 2015. №2. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/praktika-provedeniya-antireligioznyh-prazdnikov-na-kubani-v-1920-e-gg (дата обращения: 11.03.2023).
[6] Красное знамя. 1923. 13 января.
[7] Отчетный доклад Антирелигиозной комиссии ЦК РКП(б) в Политбюро ЦК РКП(б) о проделанной работе. 17 января 1923 г. [Электронный ресурс]. URL: https://istmat.org/node/28064 (дата обращения: 12.03.2023).
[8] ЦДНИКК. Ф. 1992. Оп. 1. Д. 18. Л. 3-3 об.
[9] Цит по: Шаповалов С. Н. Практика проведения антирелигиозных праздников на Кубани в 1920-е гг. // Общество: философия, история, культура. 2015. №2. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/praktika-provedeniya-antireligioznyh-prazdnikov-na-kubani-v-1920-e-gg (дата обращения: 14.03.2023).
[10] ЦДНИКК. Ф. 10965. Оп. 1. Д. 20. Л. 30 об.
[11] Екатеринодар – Краснодар: два века города в датах, событиях, воспоминаниях… Материалы к Летописи / ред.-сост. И. Ю. Бондарь. Краснодар, 1993. С. 493.
[12] ЦДНИКК. Ф. 1998. Оп. 1. Д. 15. Л. 92.
[13] ЦДНИКК. Ф. 1998. Оп. 1. Д. 15. Л. 92 об.
[14] Цит по: Шаповалов С. Н. Практика проведения антирелигиозных праздников на Кубани в 1920-е гг. // Общество: философия, история, культура. 2015. №2. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/praktika-provedeniya-antireligioznyh-prazdnikov-na-kubani-v-1920-e-gg (дата обращения: 14.03.2023).
[15] Бабич А. В., Рыбко С. Н. Непокоренные граждане вечности. Из истории православных приходов Кубани. 1920–1941 гг. [Электронный ресурс]. URL: http://slavakubani.ru/geography/orthodoxy/of-history/nepokorennye-grazhdane-vechnosti-iz-istorii-pravoslavnyh-prikhodov-kubani-1920-1941-gg/ (дата обращения: 14.03.2023).
[16] Безбожник №4, 1930, С. 5.
Источник: Куприенко В. К., свящ. Практика проведения «Комсомольского рождества» на Кубани // Труды Коломенской духовной семинарии. 2023. № 2 (21). С. 83-88.