Неизвестная редакция «Сказания о явлении и чудесах Феодоровской иконы Божией Матери»
В статье кандидата богословия, заведующего кафедрой богословских дисциплин Костромской духовной семинарии митрополита Костромского и Нерехтского Ферапонта (Кашина) излагается история ранее неизвестной редакции «Сказания о явлении и чудесах Феодоровской иконы Божией Матери», составленной около 1777 года как приложение к богослужебному последованию в честь чудотворного образа, и публикуется ее текст. При рассмотрении Святейшим Синодом этого последования в 1777 году текст Сказания в данной редакции решено было не публиковать, поэтому печатное издание новой службы (1778 год) сопровождалось лишь краткой редакцией Сказания из печатного Пролога 1662 года.До настоящего времени текст Сказания в редакции 1777 года, сохранившийся в единственной рукописи в архивном деле Святейшего Синода, не был известен исследователям. Составитель этого текста в источнике не указан, но можно с большой вероятностью предположить, что им являлся протоиерей Иоанн Красовский-младший (1746–1810), уроженец Костромы, сакелларий большой придворной церкви в Санкт-Петербурге и член Российской академии наук.
Статья

«Сказание о явлении и чудесах Феодоровской иконы Божией Матери» (далее Сказание) — литературный памятник, сохранившийся в нескольких редакциях и множестве списков; тексты разных редакций существенно отличаются друг от друга по объему и содержанию. Сказание является важнейшим, а иногда и единственным источником сведений по истории главной святыни Костромской земли в XIII–XVII столетиях. Изучением Сказания занимались в XIX–XX веках протоиерей Павел Островский, священник (впоследствии протоиерей) Димитрий Лебедев, священник Василий Соколов, профессор МДА А. П. Голубцов, И. В. Баженов[1]. Из современных работ, посвященных Сказанию, следует отметить диссертацию О. Н. Радеевой[2] и статьи М. Д. Каган, Т. В. Марелло (Нечаевой), О. А. Рыжовой[3].

До недавнего времени нам были известны три редакции Сказания XVII века (их традиционные именования: минейная (милютинская), пространная и проложная), а также одна редакция XVIII века, составленная игуменом Макариево-Унженского мужского монастыря Леонтием на основании пространной и проложной редакций, но с добавлением дополнительных исторических сведений[4]. Однако исследования, проведенные автором в архивных фондах Святейшего Синода (Российский государственный исторический архив, Санкт-Петербург), позволили выявить еще одну, ранее неизвестную редакцию Сказания XVIII века, составленную около (и не позднее) 1777 года по поручению епископа Костромского и Галичского Симона (Лагова) и озаглавленную «Повествование о чудесном явлении и принесении во град Кострому честнаго Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии образа, нарицаемаго Феодоровскаго, и в кий день празновати и кем повелеся» (далее Повествование)[5].

По своему содержанию этот текст — краткий пересказ пространной редакции Сказания XVII столетия, дополненный описаниями некоторых событий; при этом Повествование изложено характерным стилем XVIII века и снабжено свойственными тому времени литературными украшениями. Мы с большой вероятностью можем предположить, что составителем Повествования являлся протоиерей Иоанн Красовский-младший — сын служившего в Успенском соборе Костромского кремля (и вынесшего в 1773 году из огня пожара, охватившего кремль, чудотворную Феодоровскую икону Божией Матери) протоиерея Иоанна Красовского-старшего. Во всяком случае, Красовский-младший традиционно считается составителем второй службы Феодоровской иконе Пресвятой Богородицы, приложением к рукописному тексту которой являлось Повествование. В изданном в 1818 году «Словаре историческом о бывших в России писателях духовного чина Греко-Российския Церкви» (составителем словаря был архиепископ, впоследствии митрополит Евгений (Болховитинов) указывалось: «Иоанн Иоаннович Красовский, протоиерей и сакелларий большой придворной церкви[6], член Российской академии, родился в Костромской епархии 1746 года февраля 12, обучался в Костромской семинарии; а по окончании наук с 1765 года сам был там учителем греческого языка, риторики, философии и богословии[7], а притом и префектом. В 1775 году произведен во священника и определен присутствующим в консисторию и экзаменатором, а в 1775 году произведен протопопом к кафедральному костромскому собору. В 1785 году переведен в Санкт-Петербург и определен к 1 Кадетскому корпусу, потом к Каменно-Островской придворной церкви; после с 1797 года к Воскресенскому Новодевичью монастырю, и там исправлял звание учителя катихизиса, Св[ященной] истории и нравоучения при училище девиц, воспитываемых в сем монастыре, а также в Екатерининском училище, и наконец в 1805 году определен к большой придворной церкви сакелларием, и в сем звании скончался 1810 года. Сочинения его суть: 1) Служба на явление чудотворныя Богородичныя иконы нарицаемыя Феодоровския, писана им еще в Костроме и с дозволения Святейшего Синода 1777 года напечатана в Москве (…)»[8].

Обстоятельства рассмотрения Синодом и издания второй службы чудотворному Феодоровскому образу Богоматери изложены в отдельной статье[9], поэтому здесь мы отметим лишь основные моменты этой истории.

Идея епископа Симона (Лагова) о создании новой службы в честь костромской святыни подразумевала одобрение текста этой службы Святейшим Синодом и его печатное издание, а это означало фактическое прославление чудотворной Феодоровской иконы во всецерковном масштабе: ведь до того времени (несмотря на глубочайшее почитание костромской иконы царским домом Романовых и публикацию самой краткой, так называемой проложной редакции Сказания в печатном Прологе 1662 года) Феодоровский образ Богоматери почитался лишь местно, локально — прежде всего в Костроме, а также в иных местностях, где пребывали чтимые списки со святыни. В своем доношении Святейшему Синоду от 3 февраля 1777 года епископ Симон, акцентируя внимание на роли иконы в событиях 14 марта 1613 года в Костроме, просил: «Не соблаговолите ли Ваше Святейшество повелеть Московской типографии оную напечатать, во-первых в особенных на кошт костромскаго собора книжицах весь выход, а потом и в самой мартовской месячной Минее, по примеру других Богородичных служеб, ибо как празнование сей иконе уставлено 14 марта по той причине, что в сей день в Костроме возведен был на всероссийский престол великий государь царь и великий князь Михаил Феодорович (о чем и воспоминания приложить я за благо судил в оной службе в пристойных местах и пристойным, кажется, образом), так потому и было бы не непристойно и небезполезно всей Российской Церкви помянутою службою, когда она в Минею включится, воспоминать великое оное благодеяние Божие, не к одной Костроме, но и ко всему отечеству нашему оказанное»[10].

К доношению прилагалась рукопись с текстами службы и Повествования. Рассмотрение Синодом данного вопроса растянулось с марта по декабрь 1777 года. При этом текст службы был существенно сокращен и изменен во многих местах, а от публикации Повествования отказались вовсе. Мотивы такого решения в материалах Синода не отражены, но, возможно, текст Повествования сочли слишком объемным. В итоге 11 декабря Синод определил: «Оную исправленную в Святейшем Синоде службу Пресвятей Богородице, нарицаемой Феодоровской, отослать в Московскую типографскую контору при указе и велеть в той типографии по требованию преосвященнаго Костромскаго оную напечатать на кошт костромскаго собора…»[11]. В синодальном деле тексту этого определения предшествует недатированный лист с перечислением основных изменений, внесенных Синодом: «В исправленной Святейшим Синодом и посланной в Московскую типографскую контору при указе Феодоровской Пресвятей Богородице службе, против присланной от преосвященнаго Костромскаго, перемены и прибавлении следующия. На велицей вечерни три чтения писаны все от слова до слова. После шестой песни вместо икоса писан икос же 10-й из Акафиста. Вместо повествования о явлении писано повествование из Пролога под числом 14 марта»[12].

Таким образом, текст Повествования, сохранившийся лишь в архивном деле Святейшего Синода, остался неизвестным для исследователей и читателей; до настоящего времени он не только не публиковался, но даже не упоминался в научной литературе.

Повествование открывается кратким вступлением, за которым следует описание явления чудотворной иконы в Костроме (при этом составитель, следуя пространной редакции Сказания, ошибочно указывает временем данного события 1239 год[13]). Далее изложение событий соответствует традиционной схеме Сказания, но при этом составитель (например, делая к тексту примечание о личности князя Василия Ярославича) ссылается и на другие источники сведений, а в примечании к заглавию указывает: «Сие повествование собрано из Пролога, Древней Российской Истории, книги называемой Небо новое, и других харатейных записок и хронографов костромских»[14]. Добавляет составитель и собственные рассуждения — например, о праздновании явления иконы 16 августа: «Однако в шестыйнадесять день августа и поныне, при составлении празника Нерукотворенному Образу Господню, бывает крестное хождение в Запруденский монастырь, на коем месте, как в повести сказано, явление иконы великому князю Василию открылося. Почему и оныя чудотворныя иконы благоговейное ношение к тому месту и празднованию повсягодно бывает при многолюдном собрании. Из коего обыкновения и заключается, что в сей день бывало издревле празднественное воспоминание толь знаменитаго явления»[15].

Далее следует выделенное особым подзаголовком описание чудесных событий, связанных с Феодоровской иконой Пресвятой Богородицы: «Краткое изъявление некоторых чудес при чудотворной Феодоровской иконе содеявшихся от дней возобновления ея, значащагося в предположенном сему повествовании, собранное из костромских соборных записок»[16]. Изложение в целом соответствует пространной редакции Сказания, однако число описываемых чудес существенно меньше и тексты не столь пространны. После чудес XVII века добавлено описание избавления из неволи И. М. Иловайского — старшины Донского казачьего войска, в 1733–1734 годах находившегося в плену; здесь же приводится текст собственноручного свидетельства И. М. Иловайского, написанного им в Костроме 4 января 1735 года при прибытии на поклонение чудотворной Феодоровской иконе Богоматери[17].

Таким образом, сейчас мы можем говорить о существовании пяти известных нам редакций Сказания: трех, относящихся к XVII веку, и двух — XVIII века. Отметим, что редакции XVII столетия имели широкое хождение, копировались и переписывались, тогда как тексты XVIII века сохранились в уникальных рукописях и были выявлены уже в наши дни.

Текст Повествования, помещенный далее в приложении, приводится в современном написании, но с сохранением орфографических особенностей оригинала. Буквы, вышедшие из употребления, заменены буквами современного алфавита. Буквенная цифирь в написании чисел заменена арабскими цифрами. Раскрытые титла не оговариваются, смысловые дополнения приводятся в квадратных скобках. Пунктуация в целом приведена к современной норме, но с возможным сохранением особенностей оригинала. Начало каждого листа рукописи обозначается как (л. NN).

Текстологический комментарий (в случаях существенных расхождений) дается по следующим публикациям пространной редакции Сказания:

Б — Сказание о явлении и чудесах Феодоровской иконы Богоматери / публ. и предисл. И. В. Баженова // Вестник археологии и истории, издаваемый Императорским Археологическим институтом. 1909. Вып. XIX. С. 187–260;

Р — Радеева О. Н. Сказание о Федоровской иконе Пресвятой Богородицы в книжной культуре России XVII–XVIII вв. М., 2011. С. 295–340.

 

Приложение

Российский государственный исторический архив. Ф. 796. Оп. 58. Д. 83. По доношению преосвященного Симона, епископа Костромского, о напечатании в Московской типографии особыми книжицами службы Пресвятой Богородице, нарицаемой Федоровской, на кошт костромского Успенского собора. 1777–1778 годы. (л. 27)

 

Повествование о чудесном явлении и принесении во град Кострому честнаго Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии образа, нарицаемаго Феодоровскаго, и в кий день празновати и кем повелеся[18]

Когда воспоминание благотворителных дел Божиих первое есть основание нашей благодарности к благодеявшему нам Господу; то уже сие неоспоримо есть, что мы сего священнаго долгу никак исполнить не можем, естли не будем повторять в памяти нашей благодеяний, от Него оказанных нам. Почему когда день сей повсягодно освящаем мы на торжественное благодарение Христу Господу и Пренепорочной Его Матери, за чудесное и милостивое иконы Их во граде нашем явление; то тем самим обязуемся с летним дня сего возвращением торжественно воспоминать те благодеяния и чудеса, которыми посредством сея иконы облагодетелствовал здешния костромския пределы Всевышний промысл. Вследствие чего, совершая днесь всечестное сие празднество в радостных к благодеющему нам Спасителю и Пресвятой Его Матери восклицаниях, обратим, возлюбленнии, мысли и внимание наше к повествованию чудных

(л. 27 об.)

оных благодеяний Их, да тем усерднее в настоящий день принесем Им жертву достодолжныя благодарности. Сие повествование в нижеследующем подробно на память приведем нам, коликих благ владеяй странами света Господь, чрез ходатайство Своея Матере сподобил нас, костромския пределы оселяющих. И так с помощию Его вступим уже в сие предлежащее нам дело.

В третиенадесять по Христовом Рождестве столетие, когда свирепое на Россию было нашествие татарскаго царя Батыя, многия отечества нашего грады и селения претерпели раззорение и опустошение от убийственной руки онаго тиранна. Сие нещастливое приключение коснулося и града называемаго Городца, в котором от весма давних лет пребывала сия чудесная Богоматере икона, о нейже настоящая повесть нам предлежит. Но когда сей град с прочими российскими странами от Батыева поражения сожжен, раззорен и почти всех жителей своих обнажен был; тогда град Кострома со окрестными своими селениями, покровителством Вышняго свободен будучи от раззорителных набегов Батыевых, пребывал невредим во своем благосостоянии.

(л. 28)

В таковых нашея страны обстоятельствах благоволил Всевышний, дабы из опустошеннаго татарами Городца прославленный во оном чудесами помянутый образ Богоматери пренесен был во многолюдный град Кострому, к наивящшей имени Своего славе, а к защищению жителей онаго града, истинною верою Его почитающих. Ибо когда владел Костромою и всеми окрестными ея странами благоверный великий князь Василий Ярославич, прозываемый Квашня[19] (которой был сын великому владимирскому князю Ярославу Всеволодовичу, сего имени второму; родной же брат святому великому князю Александру Ярославичу Невскому), тогда предреченная Богородична икона из Городца во град Кострому пренесена была следующим образом. В 1239-м году от Рождества Христова в 15 день августа, то есть в самый праздник Успения Пресвятыя Богородицы, многими града

(л. 28 об.)

Костромы благоговейными жителями виден был помянутый образ Богородичен, несом некоторым воином чрез град Кострому. Кто же был воин сей, откуду взял и в кое место преносил образ оный, о том тогда не известно было никому из костромских обывателей, дондеже в последующий 16 день августа все сие открыл Господь таковым нечаянным случаем. Предреченный великий князь Василий, когда, по свойственному знаменитым господам обыкновению, в означенное 16 число августа выехал за град Кострому со псовою охотою на место, зовомое ныне, по речке тамо протекающей, Запрудня; тогда, быв на сем пустом и никем не обитаемом месте и по обычаю пустив для ловли своих псов в лес, тамо находящийся, услышал вдруг необычное и весма притужное их лаяние, из котораго хотя сперва то и заключал он, что псы, конечно, увидев или уловив какое-либо животное, столь свирепствовали своим лаянием; однако, приближившися к самому оному месту, сверх чаяния своего увидел во оном лесу на сосновом древе стоящу икону Пресвятыя Богородицы, со изображением на нейже и Превечнаго Младенца Господа нашего Иисуса Христа. Почему как великий вождь Израилев Моисей чудесным явлением

(л. 29)

огня в купине, так и сей великий князь костромский нечаянным явлением помянутаго Богородична образа будучи безмерно удивлен, долго размышлял сам в себе, что бы значило необыкновенное сие приключение. Потом, из благоговения ко святыне слезши с коня своего и сотворив несколко поклонов, с[о]провождаемых[20] молитвою ко Христу Спасителю и Пречистой Его Матери, неоднократно покушался явившийся ему помянутый образ снять со древа собственными руками; но при каждом покушении к крайнему своему удивлению видел вземлющийся от него на высоту оный пречудный образ. Чего ради, не получив желаемаго, с поспешением возвратился во град Кострому, и все происходившее расказав как духовным, так и мирским, побуждал всех, дабы они как возможно поскорее с ним шли на тое место, где явился ему образ Пресвятыя Богородицы.

Таковое извещение от великаго князя принявши костромские жители, немедленно со всем града сего духовенством предприяли крестный ход к месту явления оныя чудесныя иконы. Куда пришед и все то самым делом увидев, что токмо прежде слышали от великаго князя, исполнилися неизреченнаго удивления и радости о толь

(л. 29 об.)

странном пришествии образа Богородична. Но как никто из мирских, примером князя будучи увещан, не смел к сему образу приступить и прикоснутся, чтоб иногда не пострадать чего либо подобнаго казням Озы и Озии[21]; того ради протопоп града Костромы с прочим духовенством его разсудил, отправив усерднейшее пред Христом Спасителем и Пречистою Его Материю молитвословие, снять со древа оный образ не иными, разве самыми их яко священных лиц руками. Что самое когда они по общему всех удоволствию и радости невозбранно исполнили, то немедленно оными же священными руками своими с торжественным псалмопением пренесли икону сию из необитанной той пустыни во град свой, в последовании великаго князя, боляр его и многочисленнаго народа. От коего времени даже и до днесь неизменно начал хранится в Костроме обычай сей, чтоб чудесную сию икону в крестных ходах одни токмо града сего священники носили.

Таковым святолепным обрядом учинив пренесение священнаго сего Богоматере образа, поставили оной в вечернее пение в соборном града Костромы храме, которой из древних времен посвящен был имени

(л. 30)

святаго великомученика Феодора Стратилата. А как поутру паки пришел великий князь с духовными и мирскими во храм сей для торжественнаго Христу Спасителю и Пречистой Его Матери благодарения; то из собравшагося тамо многочисленнаго народа предстали князю и всему освященному собору вышепомянутые благоговейные града Костромы жители, которые всем единогласно свидетелствовали, что они точно сию икону в 15 августа видели преносиму чрез град их воином, которой де, по примечаемому ими на храмовой великомученика Феодора Стратилата иконе изображению, весма подобен ему был. Откуду все согласно и заключили, что оный чудесный Богородичен образ не иным кем, разве сим великим страстотерпцем, по благоволению Божию, принесен во град Кострому. По которой причине от толе даже до сего дня святая сия Богоматере икона и называется Феодоровская. По сем, когда слух во все окрестныя пределы распростерся о чудесном явлении иконы сея; то отвсюду немедленно стекалося неизчетное множество народа на поклонение сему святому Богоматери образу; которой тогда еще наиболее тем прославился, что при оном благодатию Христа Господа и молитвами Пречистой Его Матери многие из одержимых

(л. 30 об.)

разными болезнми получили совершенное здравие. А как таковая слава иконы сея привлекла к ней и оставшихся от убийственной Батыевой руки жителей преждереченнаго града Городца; то они, пришед в соборную града Костромы церковь и увидя чудный образ сей, всем людем об нем то не без сожаления свидетелствовали, что сей образ у них из давных времен до раззорения Батыева находился и многими чудотворениями знаменит был во всей стране их. Каковое жителей городецких свидетелство и послужило навсегда тому доказателством, что чудесная сия икона святым великомучеником Феодором Стратилатом из Городца пренесена во град Кострому к славе Господа Иисуса Христа и Пресвятой Его Матери, а ко освящению и облагодетелствованию костромских пределов, истинною верою Бога прославляющих. Но дабы таковое благодеяние Божие и для последующих родов было незабвенно, то великий князь Василий Ярославич разсудил на том месте, где было явление оныя иконы, устроить монастырь и сооружить храм во имя Спасова Нерукотвореннаго Образа, празднуемаго в 16 день августа, яко в той день, как выше сказано, было обретение оныя чудотворныя иконы. И сей монастырь первой еще тогда появился на Костроме, хотя то

(л. 31)

и не столко пред другими, после его устроенными, знаменит был. В наши же времена тем особливо сие место стало быть славно, что на оном ныне процветает духовное словесных наук училище, каковаго Кострома в прежния времена еще у себя нигде не имела.

По распоряжении всего принадлежащаго к достойному почтению помянутой Богородичной иконы, великий князь со всеми града Костромы жители пребывал в тишине и спокойстве, благодаря токмо радостным сердцем Вышняго, что Он во дни его толикое низпослал граду Костроме благословение. Однако Премудрому Правителю света угодно было сие спокойное костромских жителей состояние растворить нещастными некоторыми приключениями, служащими притом к наивящшему их обрадованию, а к наиболшему помянутаго Богородичнаго образа прославлению. Ибо по прошествии некоего времени, как поставлена была икона сия в соборной церкви великомученика Феодора Стратилата, внезапным случаем церковь сия (ибо была она древянная) со всею своею утварию погорела. И потому как великий князь, так и все костромские жители превеликою печалию были объяты, мня згоревшу

(л. 31 об.)

в сем пожаре и предпомянутую Богородичну икону. Но к усугублению радости их, на третий после пожара день обретена икона сия в пепеле церковном невредима от огня; чего ради великий князь со всеми духовными и мирскими, воздав Христу Спасителю и Пречистой Его Матери всеусердное благодарение, немедленно повелел устроить в прежнее ж великомученика Феодора именование соборную деревянную церковь; которая, когда устроена, всем благолепием снабденна и по надлежащему освящена была, то по повелению великаго князя и преждереченный Богородичен образ в сию новосозданную церковь внесен, и во святом олтаре за престолом поставлен был к общему всех утешению и радости.

В сие время в других российских странах свирепствовало еще преждепомянутое нападение Батыево. И хотя сие нещастие чрез долгое время не касалося Костромы; однако в то время, когда город Ярославль татарами был пленен, в великом множестве пришли они Волгою рекою и ко граду Костроме; но не доходя до онаго за две версты, в мысу, находящемся между Волгою и Костромою рекою, остановилися с тем, чтоб расположитися к поражению града Костромы. Что когда услышал великий князь Василий

(л. 32)

Костромский, то[22] немедленно приказал собрать войско свое для отражения сопротивных. Но ведая, что неболшое число воинов его многочисленным неприятелям противоборствовать не в состоянии, прибегнул со всеми боляры и жителями града своего в предреченный храм великомученика Феодора со слезами, прося от Господа Сил помощи и покровителства граду своему, а притом подражая примеру великаго владимирскаго князя Андрея Юрьевича Боголюбскаго (которой во время сражения с сопостатами носил пред собою чудотворную Владимирскую Богоматери икону и в присутствии ея побеждал сопротивных), повелел великий князь Василий освященному собору нести пред собою чудотворную икону Феодоровскую на место сражения. А как толко сие татарских полков с костромскими воинами сражение началося; то вдруг от священныя оныя иконы возсияли молниеносныя лучи, которые, ударяя на Батыево войско, иных из татар совсем ослепили, а иных в такой страх и трепет привели, что они друг друга мечами своими убивать начали[23] Каковое замешателство в татарах и новое от Богородичны иконы чудо видев великий князь и войско его,

(л. 32 об.)

благонадежно и радостно потекли в стан сопротивников своих, и плененных ими россиан освободив от рук их, с радостным торжеством возвратилися во град Кострому, славя и благодаря Спасителя Иисуса Христа, даровавшаго им толь славную победу предстателством Пресвятой Его Матери. А дабы таковое бла[го]деяние Божие было всем достопамятно, то великий князь на том месте, где святая оная икона Богоматери испустила на татар лучи молниеносныя, повелел поставить крест; и от того времени даже до ныне место сие, яко особенным Божиим присудствием[24] ознамененное, прозвалось святое; по которому и озеро и селение, близ онаго места находящияся, и поныне сим же именем называются. Может быть, близ сего езера находящееся другое езеро названо Мерским потому, что при оном поганые татаре противу верных ополчалися и погибли[25].

Таким образом град Кострома, помощию Вышняго и молитвами Пресвятыя Богородицы освобожден будучи от нашествия иноплеменных, оставался в покое и тишине чрез несколко времени. Но как в сие покойное время жители града сего начали прогневлять

(л. 33)

Бога умножением пред Ним своих беззаконий, то Господь Бог, желая побудить их к исправлению жизни, наказал их таковым печалным приключением, что паки соборная святаго великомученика Феодора Стратилата церковь внезапным пожаром вся возгорелась. Почему все, в превеликом ужасе сбежавшися ко храму сему, думали, что и преждереченная Богоматери икона с прочими церковными вещами сгорела. Но как о сем толикаго сокровища лишении весь град, во исповедании грехов своих пред Богом, начал возносить к небесам плачевный вопль; то вдруг над пламенем пожара, весь уже храм объявшаго, показался на воздусе стоящ оный многочудесный образ. Что когда все костромские жители увидели; то мня, яко Бог, прогневанный грехами их, хощет от’яти от них сей видимой знак Своего к ним благоволения, умножили к Нему свои моления, дабы многочудесная сия икона Богоматери не была во иную страну пренесена, но во граде их к болшему утверждению надежды их на Его покровителство пребывала. Каковым прошениям кающихся людей внемля, Всевышний благоволил, дабы оный чудный образ с высоты пламени снизшел на землю

(л. 33 об.)

к ним, невидимою Его десницею поддержим. При чем благоверный князь и вси люди, неописанныя исполнившеся радости, воздавали Господу Богу и Пречистой Его Матери усерднейшее благодарение, а некоторые из них всю нощь препроводили в предстоянии иконе сей, изливая души своя пред толико благодеявшим граду Костроме Господем.

По сем великий князь повелел вскоре воздвигнуть неболшую во имя того ж страстотерпца Феодора деревянную церковь, дабы в ней на некое время поставить чудесную оную Пресвятыя Богородицы икону. Ибо после того, как его повелением, так и всего костромскаго общества советом положено было, чтоб в Костроме для поставления сея иконы каменная соборная церковь сооружена была во имя пречестнаго и славнаго Успения Пречистыя Девы, яко на праздник сей, как выше сказано, было онаго чудотворнаго образа в Кострому принесение; святаго же великомученика Феодора Стратилата была бы при сей соборной церковь приделная. Что все, когда с помощию Божиею ко общему всего града удоволствию совершилося; то при освящении внесена и оная Богородична икона в соборную Успенскую церковь и поставлена

(л. 34)

в первом подле царских врат месте. От коего времени даже и до ныне прославляется чудесами благотворителными всем, которые, чувствуя нужды свои во истенней вере, призывают Христа Господа и Пречистую Его Матерь. Хотя же нам из сих чудес толко те известны, которыя по возобновлении оныя иконы, бывшем в 1636-м году, содевалися и в костромской соборной церкви записаны в повести о явлении и чудесах ея; однако не можно[26] сомневатся, чтоб прежде онаго году икона сия не была оными знаменита, когда оную яко чудотворную великий государь царь и всеа России самодержец Михаил Феодорович и родитель его, государев, святейший патриарх Филарет Никитич в помянутом году[27] грамотами своими повелели с отличною честию возобновить снятием с нея прежней потемнелой олифы. А что до наших времен не дошли описания всех прежних от иконы сея бывших чудес; тому причиною могло быть не толко небрежение о том соборнаго клира, но и набеги татарския, при жизни преподобнаго Павла Комелскаго[28] мечем и огнем опустошившия град Кострому[29]; да и другия весма разорителныя, после того

(л. 34 об.)

в разныя времена бывшия сему граду приключения удобно могли так истребить подробнейшия описания чудес Пресвятыя Богородицы, что мы теперь об оных в безъизвестности остаемся.

При сем не должны мы здесь и того молчанием прейти, что хотя, как выше сказано, принесение во град Кострому великомучеником Феодором иконы сея в 15 день, а явление ея великому князю в 16 число августа последовало; однако празднование обоих от дней благополучнаго самодержавствования благочестивейшаго государя царя и великаго князя Михаила Феодоровича пренесено на 14 марта по причине таковой, что в день сей Вышняго благословением и предстателством Пречистой Его Матери, по избранию всего российскаго общества, в Костроме возведен был на всероссийский престол помянутый великий государь Михаил Феодорович. А как сие возведение не толко в вечную славу Костроме послужило; но и всей России, которая известными при Годунове и Отрепьеве бывшими смятениями в конец почти разорилася, благоденствие и тишину возвратило; того ради великий оный государь и повелел, дабы к незабвенному сего великаго

(л. 35)

благодеяния Божия ознаменованию особенным празднованием прославляемы были в 14 день марта чудеса Пресвятыя Богородицы, многоцелебною иконою Ея совершившияся. Прежде же онаго благознаменитаго события определен ли был какий либо известный в году день для праздника принесения и явления оныя чудотворныя иконы, о том мы никакого известия от древности не имеем.

Или, как думать можно, сим последовавшим от великаго монарха определением оное прежнее установление загладилося. Да и то вероятно, что как службы на явление сея святейшия иконы изданной и напечатанной не было, то и утвержденнаго празнования не имелося. Однако в шестыйнадесять день августа и поныне, при составлении празника Нерукотворенному Образу Господню, бывает крестное хождение в Запруденский монастырь, на коем месте, как в повести сказано, явление иконы великому князю Василию открылося. Почему и оныя чудотворныя иконы благоговейное ношение к тому месту и празднованию повсягодно бывает при многолюдном собрании. Из коего обыкновения и заключается, что в сей день бывало из древле празднественное воспоминание толь знаменитаго

(л. 35 об.)

явления, явления же не простому какому человеку, но самому страны сея обладателю, великому князю и благоговей[ней]шему богопочитателю. Да иначе, если б никаковаго празнованием воспоминания о явлении сем чинено не было, удобно б забвению не токмо день онаго, но и самое то чудесное открытие, было ль оно и кому было, предалося. А как сохранено находится, да еще известнейшым образом, до позных нашых времен сие сокровище незабвенным; следователно, было торжественно воспоминаемо толь великое благодеяние Творца нашего ко граду сему.

В прочеем[30] мы, костромския обыватели, из всего вышесказаннаго понимая особенное о граде нашем Божие благоволение, посредством иконы сея нам открывшееся, должны не едины уста к прославлению щедрот Его, но и сердца наши к угодному Его пресвятой воле служению обратить; да тако будучи внутренно к Нему расположены, возможем преклонити благость Его не токмо к продолжению прежних, но и ко умножению новых благодеяний, каковыя нам от Него ходатайствует предстателство Пренепорочной Его Матери. Аминь.

(л. 36)

Краткое изъявление некоторых чудес при чудотворной Феодоровской иконе, содеявшихся от дней возобновления ея, значащагося в предположенном сему повествовании, собранное из костромских соборных записок[31]

1) Как по вышеозначенном возобновлении чудотворный Пресвятыя Богородицы образ при торжественном всего костромскаго духовенства славословии во свое место в 1636-м году маия 4 дня поставлен был; то находившийся тогда в неисчетном множестве народа юноша именем Моисей во мгновении ока получил совершенное здравие от обдержавшей его чрез восемь лет болезни, по причине которой все тело его необыкновенною опухолью и струпами было покрыто. Сие чудесное его исцеление было при ипатском архимандрите Тихоне и костромском протопопе Феодоре.

2) По сем того ж 1636 году маия в 7 день некая крестьянка Чудова монастыря Антонина, получив от болезни плеву, закрывшую очи ея, когда при исправлении обетов своих пред помянутым чудотворным образом по обыкновению приложилася к нему; то совершенное

(л. 36 об.)

зрение и исцеление очей своих, молитвами Пресвятыя Богородицы, свыше прияла.

3) Того ж года и месяца в 9 день костромскаго купца Савеллия Домерникова жена Ирина, быв чрез некое время мучима от диавола, когда пришла в соборную церковь и услышала во Евангелии чтомы сии о Христе словеса: приидоша послушати Его и исцелитися от недуг своих, и страждущии от дух нечистых исцеляхуся, яко сила от Него исхождаше и исцеляше вся; то вдруг нечистый дух, в сей жене гнездившийся, перестал мучить ее. А как она по литургии к чудотворной иконе приложилася; то лукавый демон, в виде смраднаго дыма изшед из нея, навсегда оставил ее свободну и здраву.

4) Того ж года и месяца в 11 день девица некая именем Параскева, бывши слепотою чрез два года одержима, когда во многочисленном народе со отцем и соседми своими покланялася пред чудотворною иконою Богоматери; то молитвами Ея немедленно получила от Бога совершенное при всех, тогда в соборной церкви бывших, прозрение.

5) Того ж году и месяца в 29 день[32] города Костромы посадской человек Иосиф

(л. 37)

Савеллиев по прозванию Небесников, страдав шеснатцать лет падучею болезнию, когда с достодолжным усердием пред помянутою иконою совершал моления своя; то с онаго времени совершенно свободился от того злаго припадка.

6) Того ж года иуния в 1[33] день Костромскаго уезду погоста Самети священника Иоанна внук Иоаким[34] одержим быв новомесячным беснованием, когда в костромскую соборную церковь приведен был родителями своими пред чудотворною Пресвятыя Богородицы икону; то, по обыкновенном пред нею совершении молебнаго пения и окроплении священною водою, совершенно оздравел.

7) Того ж году и месяца в 11 день города Костромы посадскаго человека Феодора овчинника жена Татиана, страдав от беса чрез два года и пять месяцов, когда в сновидении увидела явившуюся ей Пресвятую Богородицу, повелевшую приити сей жене в соборную церковь с надеждою исцеления; то она, исполнив сие повеление, совершенно от мучителства диаволя освободилася.

8) Того ж году и месяца в 15 день костромскаго Богоявленскаго Богоявленскаго[35] монастыря служителя[36] Иосифа дочь Фотиния, быв

(л. 37 об.)

чрез три года всеми жилами разслаблена, по отправлении молебна пред чудотворным Пресвятыя Богородицы образом, при собрании многочисленнаго народа вдруг встала сама на свои ноги и, приложившися к оному образу, совершенно телом укрепилася.

9) Того ж году и месяца в 24 день костромскаго купца Феодота Иванова по прозванью Трубина сын именем Иоаким, страдав чрез три года падучею болезнию, по принесении от отца его молитв ко Пресвятей Богородице пред чудотворным Ея образом, навсегда исцелился от онаго лютаго припадка. Чего ради помянутый отец его Феодот по вся Богородичныя праздники приходил в соборную церковь для благодарения Пресвятей Богородице.

10) Того ж года и месяца в 25 день[37] города Костромы одного рукомесленика именем Василия[38] жена Матрона, по приключившейся ей скорби, чрез две недели не владела правою рукою. А как по отправлении молебнаго пения пред чудотворною иконою, прикладываяся к ней, прикоснулася оною болною рукою; то вдруг сия рука ея, получив натуралное движение, в совершенном здравии осталася, к превеликому всех тогда сие чудо видевших удивлению.

11) 1637 году месяца августа в 10 день[39]

(л. 38)

вотчины Троицкаго Ипатскаго монастыря села Спаского крестьянка именем Евфимия, за некоторыя грехи свои быв гневом Божиим внезапно пораженна, зделалась от того нема, и имея язык во устах своих окаменел наподобие кости, несколко дней в таковом бедственном состоянии пребывала. Потом явлением, бывшим ей во сне от Пресвятыя Богородицы, быв увещанна, дала знать помаванием своей матери, дабы она отвела ее во град Кострому в соборную церковь. Куда пришед и в раскаянии о грехах своих припадая пред образом Пресвятыя Богородицы, ко удивлению всех получила со здравием свободное языка своего употребление.

12) 1640 году[40] месяца июня в 25 день[41] Костромскаго уезду вотчины господина Лаврентия Петрова сына Красовскаго, деревни Медениковы крестьянская дочь именем Анна, будучи от рождения своего совершенно слепа, по отправлении молебствия пред чудотворною иконою и по окроплении ее священною водою, вдруг получила прозрение.

13) 1641 года августа в 5 день[42] града Ярославля Воскресенскаго приходу посадская жена именем Марфа Симеонова дочь, страдавши чрез полтора года 7 в лютой болезни и быв

(л. 38 об.)

от того почти недвижима, когда услышала о чудесах Пресвятыя Богородицы, бывающих при помянутой чудесной иконе Ея; то по прозбе ея быв братом своим приведена в Кострому для богомоления пред оную икону, в тот самой час ощутила себе здраву, в которой помощию других с нуждою поднесена была приложится иконе сей.

14) 1644 году[43] месяца ноемврия в 3 день сторож костромскаго собору Ермолай Михайлов, чрез две недели имев все лице свое обтекшее силною опухолью, от которой и очи его зрения лишились, когда при оной явленной иконе со усердием Спасителю Христу и Пречистой Его Матери молился, то по окроплении священною водою вдруг оток лица его опал, и он в той час совершенное зрение получил.

15) 1734 году апреля в 17 день; войска Донскаго старшина Иван Мокеев сын Илованской[44] в 1733-м году июля 22 дня быв пленен крымскими татарами и отвезен в горские черкасы в местечко, называемое Бештеней, когда прилежно молился Господу Богу и Пречистой Его Матери о избавлении своем от плена и обещался пред чудесным Ея образом в Костроме совершить молебная; то в 1734-м году апреля 17 дня освободился от онаго мучителнаго плена и в дом

(л. 39)

отца своего представлен был здрав и невредим. Чего ради пришед в Кострому и все обещанное в соборной церкви исправив, всем сие приключение свое расказал, и оное собственным рукописанием во уверение православных христиан утвердил, котораго точная копия при сем и прилагается.

В прошлом 1733-м году по указу Ея императорскаго величества командирован я от войска Донскаго и Черкаскаго казаков в низовой корпус, в крепость Святаго Креста, то есть на Сулак, с походным атаманом Иваном Васильевым сыном Флоровым[45]; в котором войске и я многогрешный был есаулом, и не дошед до крепости Святаго Креста, на реке Куме, в урочище Карамыше нападением неприятелскаго проклятых бусурманов крымскаго войска имели баталию, и за малолюдством нашим были разбиты, и был я в правое плечо жестоко ранен, и взят в полон июля 22, и отвезен в крымское владелище, в горские черкасы, в местечко Бештеней, и содержан был в тиранском их мучении прошлого 1734 году апреля по 17 число, и в том моем плене с сокрушением сердечным просил Всемогущаго Бога и Пресвятую Владычицу нашу Госпожу Богородицу, ради явления чудотворнаго Ея образа

(л. 39 об.)

нарицаемыя Феодоровския, дабы исторгнула мя от рук бусурманскаго и варварскаго того пленения, и обещался прославить милость Ея и во святем Ея храме пения и молбы благодарственная принести Ей. По которому моему обещанию, помощию Всесилнаго Бога и Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы ради чудотворнаго Своего образа, нарицаемыя Феодоровския, от того пленения из тиранскаго их мучения свободился, и представи мя в дом родителя моего здрава и цела. О чем извествуюся во уверение всему православному христианству, в прославление же чудотворнаго образа, нарицаемыя Феодоровския, чрез самую истинну, и подписуюсь своею рукою аз многогрешный войска Донскаго, что на Дону в Черкаском, старшина Иван Мокеев сын Илованской 1735 году генваря 4 дня.

Находятся еще и другия многия в записках соборных чудеса, при означенной иконе бывшия в прежния годы. Но оныя здесь ради краткости не положены. Что же надлежит до нашего времени; то не можно сомневатся, чтоб и во оном не происходили каковыя либо благотворителныя притекающим с верою пред икону сию чудодействия. Ибо хотя ныне многие, силу оных в себе дознавшие, писменных о том об’явлений в надлежащия места и не подают; однако,

(л. 40)

со особенным благоговением приходя в соборную церковь, пред иконою сею торжественныя благодарения Богу и Пречистой Его Матери, в знак принятия от них благодеяний, возсылают; а некоторые из самых отдаленнейших мест незнатныя люди, приеждяя в Кострому для богомоления, прославляют бывшия на себе молитвами Пресвятыя Богородицы щедроты Божия. Однако, понеже все сии свыше милостию Божиею посещенные люди доволствуются исправлением одного токмо пред помянутою иконою благодарения, а не оставляют, как выше сказано, писменнаго засвидетелствования о чудесно бывших им приключениях; того ради и в помянутом Успенском соборе не имеется таковых записок, в которых бы видны были и в нашем времени при оной чудесной иконе содевающияся чудотворения, хотя то оныя по вышереченному без сумнения, молитвами Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, бывают к славе безконечнаго всемогущества и неистощимой благости Отца, и Сына, и Святаго Духа, Единаго Бога, в Троице Лиц славимаго во веки веков. Аминь.

 

Источники:

  1. Российский государственный исторический архив. Ф. 796. Оп. 58. Д. 83. По доношению преосвященного Симона, епископа Костромского, о напечатании в Московской типографии особыми книжицами службы Пресвятой Богородице, нарицаемой Федоровской, на кошт костромского Успенского собора. 1777–1778 годы.
  2. Полное собрание русских летописей, изданное по высочайшему повелению Императорской Археографической комиссией. Том 18. Симеоновская летопись. СПб.: Типография М. А. Александрова, 1913.
  3. Сказание о явлении и чудесах Феодоровской иконы Богоматери / публ. и предисл. И. В. Баженова // Вестник археологии и истории, издаваемый Императорским Археологическим институтом. 1909. Выпуск XIX. С. 187–260.
  4. Голубцов А. П. Автор древней повести о Феодоровской иконе Божией Матери // Богословский вестник. 1911. Том 3. № 10. С. 364–371 (2-я пагин.)
  5. [Евгений (Болховитинов), митрополит.] Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-Российския Церкви. Часть I. СПб.: Типография Н. Греча, 1818.
  6. Зонтиков Н. А. На Святом озере // Костромская земля: Краеведческий альманах Костромского фонда культуры. Выпуск 3. Кострома: ИПП «Кострома», 1995. С. 29–77.
  7. Каган М. Д. Сказание о иконе Богоматери Федоровской // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Выпуск 3 (XVII век). Часть 3. П–С. СПб.: Дмитрий Буланин, 1998. С. 407–412.
  8. Костромской кремль: Сборник материалов / сост. Семенова А. В. Кострома: Костромская епархия Русской Православной Церкви, 2018.
  9. Лебедев Д. И. [протоиерей.] История соборных храмов Феодоровского и Успенского в городе Костроме в связи с повестью о Феодоровской иконе Богоматери, краткой историей и топографией древнего города. Кострома: Костромаиздат, 2010.
  10. Марелло Т. В. К вопросу о первоначальной редакции «Сказания о Феодоровской иконе» // Герменевтика древнерусской литературы. Сборник 13. М.: Знак, 2008. С. 645–673.
  11. Нечаева Т. В. Литературная история костромского «Сказания о Феодоровской иконе» в середине — второй половине XVII века // Филевские чтения. Выпуск 6: Материалы Третьей научной конференции по проблемам русской культуры второй половины XVII — начала XVIII веков, 8–11 июля 1993 г. М., 1994. С. 60–66.
  12. Островский П. Ф., протоиерей. Историческое описание костромского Успенского кафедрального собора, составленное того собора священником П. Островским. М.: Типография В. Готье, 1855.
  13. Радеева О. Н. Сказание о Феодоровской иконе Пресвятой Богородицы в книжной культуре России XVII–XVIII вв.: Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. М.: ФГБУ «Российская государственная библиотека», 2011.
  14. Рыжова О. А. Чудеса Феодоровской иконы Богоматери по литературным и изобразительным источникам XVII–XIX вв. // Краеведческие записки. Выпуск 6. Кострома: ГУК КОИАМЗ «Ипатьевский монастырь», 2003. С. 164–176.
  15. Соколов В. А., священник. Описание и критический разбор рукописей, имеющихся в библиотеке Костромской ученой архивной комиссии и содержащих службу и сказания о явлении и чудесах Феодоровской иконы Божией Матери // Костромская старина: Сборник, издаваемый Костромской губернской ученой архивной комиссией. Выпуск 5. Кострома: Типолитография А. Азерского, 1901. С. 195–264.
  16. Ферапонт (Кашин), митрополит Костромской и Нерехтский. Вторая служба чудотворной Феодоровской иконе Божией Матери // Соборная библиотека: сайт. URL: http://bibl-kostroma.ru/статьи-публикации/вторая-службачудотворной-феодоровс/ (дата обращения 25.01.2023).
  17. Ферапонт (Кашин), митрополит Костромской и Нерехтский. Минейная (милютинская) редакция «Сказания о явлении и чудесах Феодоровской иконы Божией Матери» (XVII век) // Богословский вестник. 2020. № 3 (38). С. 280–293.
  18. Ферапонт (Кашин), митрополит Костромской и Нерехтский. Путь всероссийской святыни: из истории чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери // Богословский вестник. 2020. № 1 (36). С. 207.

 

[1] Островский П.Ф., протоиерей. Историческое описание костромского Успенского кафедрального собора. М., 1855; Лебедев Д. И. [протоиерей.] История соборных храмов Феодоровского и Успенского в городе Костроме в связи с повестью о Феодоровской иконе Богоматери, краткой историей и топографией древнего города. Кострома, 2010; Соколов В. А., священник. Описание и критический разбор рукописей, имеющихся в библиотеке Костромской ученой архивной комиссии и содержащих службу и сказания о явлении и чудесах Феодоровской иконы Божией Матери // Костромская старина. Вып. 5. Кострома, 1901. С. 195–264; Голубцов А. П. Автор древней повести о Феодоровской иконе Божией Матери // Богословский вестник. 1911. Т. 3. № 10. С. 364–371 (2-я пагин.); Сказание о явлении и чудесах Феодоровской иконы Богоматери / публ. и предисл. И. В. Баженова // Вестник археологии и истории, издаваемый Императорским Археологическим институтом. 1909. Вып. 19. С. 187–260.

[2] Радеева О. Н. Сказание о Феодоровской иконе Пресвятой Богородицы в книжной культуре России XVII–XVIII вв. Диссертация… кандидата исторических наук. М., 2011.

[3] Каган М. Д. Сказание о иконе Богоматери Федоровской // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 3 (XVII век). Ч. 3. П–С. СПб., 1998. С. 407–412; Марелло Т. В. К вопросу о первоначальной редакции «Сказания о Феодоровской иконе» // Герменевтика древнерусской литературы. 2008. Сб. 13. С. 645–673; Нечаева Т. В. Литературная история костромского «Сказания о Феодоровской иконе» в середине — второй половине XVII века // Филевские чтения. Вып. 6: Материалы Третьей научной конференции по проблемам русской культуры второй половины XVII — начала XVIII веков, 8–11 июля 1993 г. М., 1994. С. 60–66; Рыжова О. А. Чудеса Феодоровской иконы Богоматери по литературным и изобразительным источникам XVII–XIX вв. // Краеведческие записки. Вып. 6. Кострома, 2003. С. 164–176.

[4] Подробнее см.: Ферапонт (Кашин), митрополит Костромской и Нерехтский. Минейная (милютинская) редакция «Сказания о явлении и чудесах Феодоровской иконы Божией Матери» (XVII век) // Богословский вестник. 2020. № 3 (38). С. 280–293.

[5] Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 796. Оп. 58. Д. 83. Л. 27–40.

[6] Сакелларий — византийский термин, близкий по смыслу к благочинному; в России традиционно усвоялся одному из протоиереев церкви Большого дворца.

[7] Написание, характерное для того времени.

[8] [Евгений (Болховитинов), митрополит.] Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-Российския Церкви. Часть I. СПб., 1818. С. 308–309.

[9] Ферапонт (Кашин), митрополит Костромской и Нерехтский. Вторая служба чудотворной Феодоровской иконе Божией Матери [Электронный ресурс] // Соборная библиотека: сайт. URL: http://bibl-kostroma.ru/статьи-публикации/вторая-служба-чудотворной-феодоровс/ (дата обращения 25.01.2023).

[10] РГИА. Ф. 796. Оп. 58. Д. 83. Л. 3–3 об. С собирательным именованием «Ваше Святейшество» епископ Симон обращается к Синоду в целом.

[11] Там же. Л. 47 об.

[12] Там же. Л. 44.

[13] Подробнее об этом см.: Ферапонт (Кашин), митрополит Костромской и Нерехтский. Путь всероссийской святыни: из истории чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери // Богословский вестник. 2020. № 1 (36). С. 207; Ферапонт (Кашин), митрополит Костромской и Нерехтский. Минейная (милютинская) редакция «Сказания о явлении и чудесах Феодоровской иконы Божией Матери» (XVII век). С. 283; Лебедев Д. И. [протоиерей.] История соборных храмов Феодоровского и Успенского в городе Костроме. С. 46–48; Радеева О. Н. Сказание о Феодоровской иконе Пресвятой Богородицы. С. 174–175; Рыжова О. А. Чудеса Феодоровской иконы Богоматери по литературным и изобразительным источникам XVII–XIX вв. С. 168.

[14] РГИА. Ф. 796. Оп. 58. Д. 83. Л. 27.

[15] Там же. Л. 35–35 об.

[16] Там же. Л. 36.

[17] Подробнее о случае с И. М. Иловайским см.: Костромской кремль: Сборник материалов / сост. Семенова А. В. Кострома, 2018. С. 289–291.

[18] [На полях примечание:] Сие повествование собрано из Пролога, Древней Российской Истории, книги называемой Небо новое, и других харатейных записок и хронографов костромских.

[19] [Внизу листа примечание:] Хотя сей великий князь в  подписях иконы Феодоровской и  называется правнук святому Александру Невскому; однако сие несправедливо потому, что лета явления иконы сея приходят в те самыя годы, когда родитель Александра Невскаго великий князь Ярослав Всеволодович княжил во Владимире, а сын его святый Александр в Великом Нове граде. Да и хронограф, находящийся в костромском Богоявленском монастыре, князя Василия Костромскаго считает между сыновьями великому князю Ярославу Всеволодовичу.

[20] В начале слова буква с написана поверх буквы о.

[21] [На полях примечание:] 2 Цар. 6, 7. 1 Пар. 13, 10. 2 Пар. 26, 16 и проч.

[22] В рукописи зачеркнуто.

[23] [На полях примечание:] Смотри о сем книгу, называемую Новое небо, лист 83, на обороте.

[24] Так в рукописи.

[25] В Б и Р такая наивная гипотеза о происхождении названия «Мерское» отсутствует. Подробнее об этом озере и его названии см.: Зонтиков Н. А. На Святом озере // Костромская земля. Вып. 3. Кострома, 1995. С. 36.

[26] Слова не можно вписаны над строкой тем же почерком.

[27] Следует учитывать, что патриарх Филарет скончался в 1633 году. Ошибочное указание на преподание лично им в 1636 году благословения на возобновление Феодоровской иконы Божией Матери характерно для пространной редакции Сказания.

[28] [На полях примечание:] О сем повествуется в житии преподобнаго Павла при конце повести, от [слово написано неразборчиво, прочтение предположительное] яннуярия 10 дня.

[29] Имеется в виду нападение татар на Кострому в январе 1429 года: «В лето 6937 приходиша Татарове к Галичу, града не взяша, а волости повоеваша. На Крещение же приидоша изгоном на Кострому и, попленьши ю, отъидоша на низ Волгою» (Полное собрание русских летописей. Т. XVIII. Симеоновская летопись. М., 1913. С. 170).

[30] Так в рукописи.

[31] [На полях примечание:] Смотри стран[ицу] 8. [Имеется в виду внутренняя нумерация листов рукописи.]

[32] Б и Р: Месяца того же в 25 день.

[33] Б: Месяца июня в 9 день. Р: Месяца июня в 9 день (в отдельных списках: Месяца июлия в 9 день).

[34] Видимо, описка: в Б и Р — Иоанн.

[35] В рукописи зачеркнуто.

[36] В Б и Р слово служителя отсутствует.

[37] Б: Месяца июля в 2 день. Р: Месяца июля в 2 день (в отдельных списках Р: Месяца июния в 2 день).

[38] Б и Р: Василий художеством швец.

[39] Б и Р: [Во 145 году] Месяца августа в 9 день.

[40] Б и Р: 149 году.

[41] Р: месяца июлия в 25 день.

[42] Б: 151 году июля в 19 день. Р: 151 году месяца июлия в 19 день.

[43] Б: 150 году. Р: 153 году. 2

[44] Традиционное написание — Иловайский.

[45] В публикации 1855 года — Фроловым. См.: Островский П. Ф., протоиерей. Историческое описание костромского Успенского кафедрального собора. М., 1855. С. 187.

 

Источник: Ферапонт (Кашин), митр. Костромской и Нерехтский. Неизвестная редакция «Сказания о явлении и чудесах Феодоровской иконы Божией Матери» // Ипатьевский вестник. 2023. № 1. С. 58–78 https://doi.org/10.24412/2309–5164–2023–1–58–78

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9