Под евгеникой понимается учение и набор практик, направленных на улучшение генетических качеств человеческой популяции[1]. Иными словами, евгеника — это набор средств и методов для осуществления селекции человека с целью улучшения его наследственных свойств.
В своих теоретических и практических построениях евгенисты (так называются сторонники евгеники) опираются на достижения различных научных дисциплин. Это позволяет им воспринимать евгенику как объединение наук, целью которого является управление человеческой эволюцией. В качестве иллюстрации этого подхода на Второй международной конференции по евгенике в 1921 г. ими был использован логотип, изображающий евгенику в виде дерева, объединяющего различные науки[2].
Все попытки евгенистов воздействовать на человеческий генофонд сводятся к двум направлениям[3]:
- Отрицательная евгеника, заключающаяся в прекращении воспроизводства людей, считающихся низшими, которые имеют наследственные заболевания или дефекты.
- Положительная евгеника, целью которой является содействие воспроизводству людей, считающихся превосходящими, обладающими ценными для общества признаками (такими как отсутствие наследственных заболеваний, хорошее физическое развитие, высокий интеллект и т. п.).
Отправной точкой для появления того, что впоследствии получит название «евгеника», является публикация в 1859 г. Чарльзом Дарвином своей книги «Происхождение видов путем естественного отбора». Двоюродный брат автора Фрэнсис Гальтон под влиянием этой книги становится биологом и посвящает всю оставшуюся жизнь изучению вариаций в человеческих популяциях и их последствий[4].
Исследования Гальтона за два десятилетия охватили множество аспектов человеческих различий: от умственных характеристик до роста, от изображений лица до отпечатков пальцев. Первоначальной целью являлось установление факта передачи человеческих способностей по наследству. Впоследствии цель трансформировалась в научно-философское обоснование необходимости пресечения размножения людей с негативными биологическими и социальными признаками, а также необходимости применения методов селекции для увеличения положительных признаков в человеческой популяции. В итоге Гальтон в 1883 г. дает своей теории название «евгеника» (от др.-греч. εὐγενής — «хорошего рода, благородный»)[5].
Здесь стоит отметить, что в поисках того, что помогает улучшать человеческую популяцию, Фрэнсис Гальтон касался и религиозных вопросов. В частности, он проводил исследования силы молитвы и пришел к выводу, что она не имеет никакого значения из-за ее нулевого воздействия на продолжительность жизни тех, за кого молятся[6].
Евгеника была поддержана современными Гальтону научными кругами и стала академической дисциплиной, преподававшейся во многих колледжах и университетах, что привело к открытию в 1907 г. Британского общества евгенического образования. Затем евгеника была организована на международном уровне через Международную федерацию евгенических организаций. Далее последовали три международные евгенические конференции, и, как итог, к 30-м гг. XX в. евгеника была внедрена в государственные политики почти всех европейских стран, а также США, Канады, Бразилии, Японии и др[7].
В наибольшей степени евгеника получила развитие в государственных программах нацистской Германии. Методы отрицательной евгеники легли в основу расовой гигиены, предусматривающей вначале стерилизацию, а затем физическую ликвидацию «недочеловеков»: евреев, цыган, славян, арийских полукровок. Эти же методы применялись в государственной программе Т-4, предусматривающей вначале стерилизацию, а впоследствии ликвидацию людей с отклонениями в развитии, душевнобольных и нетрудоспособных более пяти лет. Последнее обосновывалось тем, что такие люди являются обузой для общества, которое должно платить деньги за содержание тунеядца[8].
Методы положительной евгеники применялись в государственной организации «Лебенсборн», под эгидой которой происходило зачатие и воспитание в детских домах детей от служащих СС, не содержащих «примесей» неарийской крови у их предков. Отбор будущих матерей Лебенсборн был менее строгим, так как, следуя учению Фрэнсиса Гальтона, женщина рассматривалась как простой проводник для передачи желаемых черт от отца к сыну[9].
Несмотря на дискредитацию евгеники и ее методов нацистской Германией, она сохранилась и после Второй мировой войны. Главными ее центрами стали Великобритания, Соединенные Штаты Америки, Скандинавские страны и Новая Зеландия. Например, Британское евгеническое общество, основанное еще Фрэнсисом Гальтоном, долгое время сохраняло свое название и изменило его на Институт Гальтона только в 1989 г. под давлением общественности. Журнал «Евгеническое обозрение» был переименован в «Обозрение Гальтона» несколько раньше, в 1968 г.[10]. Евгенические законы также отменялись весьма неспешно. Так, британский «Закон о психической неполноценности», разрешавший сегрегацию тех, кто был отнесен к «умственно отсталым» или «моральным дегенератам», был отменен только в 1959 г.[11].
С 1960-х гг. Британское евгеническое общество лишилось большей части поддержки своей деятельности и переключило внимание на проблему рождаемости и контроля численности населения в странах третьего мира[12]. После ряда скандалов, связанных с программами по сокращению рождаемости, общество преобразовалось в институт Гальтона (1989), который в 2021 г. был переименован в «Генетический форум Адельфи»[13].
После Второй мировой войны Американское евгеническое общество было переименовано в Общество изучения социальной биологии, а Американская лига контроля над рождаемостью — в Международную ассоциацию планирования семьи[14]. На территории США программы принудительной стерилизации социально неблагополучных людей (бродяг, алкоголиков) осуществлялись до 1963 г. Всего более 64 000 человек были принудительно стерилизованы в соответствии с евгеническим законодательством[15].
Позитивные евгеники, которые пропагандировали деторождение среди наиболее приспособленных членов общества, до 1960-х гг. всячески мотивировали и понуждали женщин из среднего и высшего класса рожать больше детей, в том числе отказывая им в применении методов контроля над рождаемостью[16]. С 1970-х основная деятельность Американского евгенического общества направлена на развитие генной инженерии[17].
После Второй мировой войны центром евгеники в континентальной Европе стали Скандинавские страны. Главной исследовательской базой стал Шведский государственный институт расовой биологии, переименованный в 1958 г. в Государственный институт генетики человека[18]. Методы отрицательной евгеники в Скандинавских странах применялись до середины 1970-х гг. В частности, в Швеции до этого времени принудительной стерилизации подверглось примерно 63 000 человек[19]. В Финляндии за этот же срок было стерилизовано более 7500 человек[20]. С 1970-х гг. основная деятельность Шведского евгенического общества (так же, как и в США) направлена на исследование генома человека.
В конце XX в. значение евгеники снова стало возрастать в связи с развитием генетики, а также ростом социальных и демографических проблем. В итоге новозеландским специалистом по биоэтике Николасом Агаром в 2004 г. было введено понятие новая, или либеральная, евгеника[21]. Новая евгеника выступает за улучшение характеристик и способностей человека за счет использования репродуктивных технологий и генной инженерии человека. Она стремится отмежевать себя от тех форм евгеники, которые практиковались и пропагандировались в XX в. и которые приобрели дурную славу после Второй мировой войны.
Новая евгеника отличается от предыдущих версий акцентом на осознанный родительский выбор, а не на принудительный государственный контроль. Она поддерживает генетическую модификацию или генетический отбор индивидуумов по признакам, которые, как предполагается, улучшают благосостояние людей. Основная идея заключается в улучшении генетической основы будущих поколений и снижении частоты генетических заболеваний и других нежелательных признаков. Основным методом является отбор эмбрионов человека и их улучшение с помощью генетических технологий, таких как инженерия эмбрионов или генная терапия. Также к методам новой евгеники относится пренатальная (то есть дородовая) диагностика эмбриона, позволяющая установить наличие у развивающегося плода широкого спектра наследственных заболеваний или хромосомных аберраций[22].
Если говорить об отношении к евгенике христианских сообществ, то сначала идеи евгеники были благоприятно восприняты Англиканской и Католической церквами. Этому способствовал тот факт, что с целью своей популяризации Британское общество евгенического образования и Американское евгеническое общество обратились за поддержкой к ведущим священнослужителям и составили свои послания таким образом, чтобы соответствовать религиозным идеалам[23].
В 1909 г. англиканские священнослужители Уильям Инге и Джеймс Пейл писали статьи для Британского общества евгенического образования. Инге, будучи также членом Британской академии, был последовательным евгеником и много писал на эту тему. В своей книге «Откровенные эссе» он посвятил этому вопросу целую главу. Его взгляды включали в себя мнение, что государство должно решать, каким парам разрешено иметь детей. Со стороны католиков евгенические идеи встретили противодействие, в особенности когда Британское общество евгенического образования попыталось убедить правительство Великобритании легализовать принудительную стерилизацию[24].
Американское евгеническое общество первоначально обрело некоторых католических сторонников. В частности, католический архиепископ Нью-Йорка Патрик Джозеф Хейс одобрил проведение Международной конференции по евгенике в 1921 г., на которую в качестве докладчика был приглашен в том числе Уильям Инге[25]. Но католическая поддержка евгеники во всем мире резко уменьшилась, когда в 1930 г. Папа Пий XI издал энциклику Casti connubii, в которой осудил принудительную стерилизацию и евгенические законы, запрещавшие тем, кого считали «непригодными», вступать в брак и иметь детей[26].
Русское евгеническое общество было основано академиком Николаем Константиновичем Кольцовым в 1920 г. при Институте экспериментальной биологии[27]. Друг академика Кольцова генетик Юрий Александрович Филипченко открыл в 1921 г. Бюро по евгенике при Академии наук[28]. Важной особенностью этих евгенических организаций было то, что они продвигали исключительно методы положительной евгеники. Русское евгеническое общество прекратило свою деятельность в 1929 г., когда началось наступление правительства СССР на «старую» профессуру и все крупные биологи были признаны авторами «вредительских теорий»[29]. Не подвергшиеся гонениям участники общества продолжили свою работу в Обществе по изучению расовой патологии и географического распространения болезней, которое работало в рамках узких научных дисциплин в области медицины и генетики, не доходя до философско-идеологических обобщений[30].
В настоящее время часть современных российских генетиков пытается встроиться в мировое движение «Новой евгеники» и даже открыто рассуждает о появлении у человечества возможности выбора генетического материала в «генетическом супермаркете»[31], что не может не вызывать особую озабоченность. Важно, чтобы все действия человечества не выходили за пределы этики и морали, потому что незначительное изменение этических границ может нанести серьезный вред будущему общества. Русская Православная Церковь выражает серьезную озабоченность бурным развитием биомедицинских технологий, лежащих в основе методов новой евгеники, так как «невозможно получить ответ на возникающие при этом нравственные проблемы в рамках традиционной медицинской этики»[32]. В частности, ЭКО и большинство видов вспомогательных репродуктивных технологий вызывают неприятие, так как предполагают намеренное разрушение «избыточных» эмбрионов[33]. Это наравне с абортом является убийством нерожденного ребенка, так как человеческая жизнь начинается в момент зачатия, и с этого времени «всякое посягательство на жизнь будущей человеческой личности преступно»[34]. Также Церковь не приемлет проверку эмбрионов перед переносом в утробу матери на предмет хромосомных аномалий или генетических дефектов с целью выбора родителями более «перспективных» эмбрионов. Каждый эмбрион должен иметь возможность родиться на свет, а супругам следует быть готовыми воспитывать любого ребенка, в том числе и ребенка-инвалида[35].
Стоит отметить и еще один аспект методов новой евгеники: они доступны только богатым и потенциально создают большой разрыв в обществе между богатыми и бедными не только по имущественному статусу, но и по внешнему виду и физическим способностям. Также существуют опасения, что совершенствование репродуктивных технологий и их широкое внедрение может привести к девальвации семейных ценностей и разрушению семейно-брачных отношений[36].
Литература:
Бабков В. В. Заря генетики человека. Русское евгеническое движение и начало генетики человека. Москва: Прогресс-Традиция, 2008. 796 c.
Кольцов Н. К. Русское Евгеническое Общество при Институте Экспериментальной Биологии // Наука и ее работники. 1921. № 6.
Основы социальной концепции Русской Православной Церкви // Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/419128.html (дата обращения: 15.06.2023).
Проект документа «Этические проблемы, связанные с методом Экстракорпорального оплодотворения» // Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5768019.html (дата обращения: 15.06.2023).
Филипченко Ю. А. Бюро по евгенике // Известия Бюро по евгенике. 1922. № 1.
Янковский Н. К. Генетический супермаркет: проблема выбора // Химия и жизнь. 2003. № 7–8.
About Adelphi Genetics Forum // Adelphi Genetics Forum – Promoting research and public understanding in the field of human heredity. URL: https://adelphigenetics.org/about/ (дата обращения: 16.05.2023).
Agar, Nicholas. Liberal Eugenics: In Defence of Human Enhancement. Malden, MA: Wiley-Blackwell, 2004. 216 p.
Albanese, Patrizia. Mothers of the Nation: Women, Families and Nationalism in Twentieth-Century Europe. Toronto: University of Toronto Press, 2006. 231 p.
Andrén, Carl-Gustaf. Steriliseringsfrågan i Sverige, 1935–1975: Historisk belysning. Kartläggning. Intervjuer. Stockholm: Statens offentliga utredningar från Socialdepartementet, 2000. 355 p.
Arno, Forsius. Eugeniikka // Suomen Lääkärilehdessä. 1999. Vol. 15.
Baker, Graham. Christianity and Eugenics: The Place of Religion in the British Eugenics Education Society and the American Eugenics Society, c. 1907–1940 // Social History of Medicine. 2014. Vol. 27. Is. 2.
Bland, Lucy; Hall, Lesley. Eugenics in Britain: The View from the Metropole // The Oxford Handbook of the History of Eugenics / Ed. by Alison Bashford, Philippa Levine. Oxford: Oxford University Press, 2010.
Chen, Constance. The Sex Side of Life: Mary Ware Dennett’s Pioneering Battle for Birth Control and Sex Education. Chicago: The New Press, 1997. 368 p.
Critchlow, Donald. Intended Consequences: Birth Control, Abortion, and the Federal Government in Modern America. New York: Oxford University Press, 1999. 296 р.
Currell, Susan; Cogdell, Christina. Popular Eugenics: National Efficiency and American Mass Culture in the 1930s. Athens, Ohio: Ohio University Press, 2006. 424 p.
Ericsson, Martin. What happened to ‘race’ in race biology? The Swedish State Institute for Race Biology, 1936−1960 // Scandinavian Journal of History. 2020. Vol. 46.
Galton, Francis. Eugenics: Its Definition, Scope, and Aims // Nature. 1904. Vol. 70. Is. 1804. P. 82.
Galton, Francis. Statistical Inquiries into the Efficacy of Prayer // Fortnightly Review. 1872. Vol. 12.
King D.S. Preimplantation genetic diagnosis and the ‘new’ eugenics // Journal of Medical Ethics. 1999. Vol. 25. Is. 2.
McWhorter, Ladelle. Racism and Sexual Oppression in Anglo-America: A Genealogy. Bloomington: Indiana University Press, 2009. 422 p.
Paul, Diane B. Darwin, Social Darwinism, and Eugenics // The Cambridge Companion to Darwin / Ed. by Jonathan Hodge, Gregory Radick. Cambridge: Cambridge University Press, 2003.
Pope Pius XI. Casti connubii. Vatican: Officina libraria editoria Vaticana, 1930. 42 p.
Torrey E.F., Yolken R.H. Psychiatric Genocide: Nazi Attempts to Eradicate Schizophrenia // Schizophrenia Bulletin. 2009. September 16.
Wyke, Alexandra. Engineering health // The Economist. 1994. Vol. 330. No. 7855.
[1] Galton, Francis. Eugenics: Its Definition, Scope, and Aims // Nature. 1904. Vol. 70. Is. 1804. P. 82.
[2] Currell, Susan; Cogdell, Christina. Popular Eugenics: National Efficiency and American Mass Culture in the 1930s. Athens, Ohio: Ohio University Press, 2006. P. 203.
[3] Paul, Diane B. Darwin, Social Darwinism, and Eugenics // The Cambridge Companion to Darwin / Ed. by Jonathan Hodge, Gregory Radick. Cambridge: Cambridge University Press, 2003. P. 230.
[4] Ibid. P. 214–216.
[5] Ibid. P. 229–231.
[6] Galton, Francis. Statistical Inquiries into the Efficacy of Prayer // Fortnightly Review. 1872. Vol. 12. P. 125–135.
[7] Baker, Graham. Christianity and Eugenics: The Place of Religion in the British Eugenics Education Society and the American Eugenics Society, c.1907–1940 // Social History of Medicine. 2014. Vol. 27. Is. 2. P. 281–302.
[8] Torrey E.F., Yolken R.H. Psychiatric Genocide: Nazi Attempts to Eradicate Schizophrenia // Schizophrenia Bulletin. 2009. September 16. P. 1–7.
[9] Albanese, Patrizia. Mothers of the Nation: Women, Families and Nationalism in Twentieth-Century Europe. Toronto: University of Toronto Press, 2006. P. 25–44.
[10] Bland, Lucy; Hall, Lesley. Eugenics in Britain: The View from the Metropole // The Oxford Handbook of the History of Eugenics / Ed. by Alison Bashford, Philippa Levine. Oxford: Oxford University Press, 2010. P. 212–227.
[11] Ibid.
[12] Ibid.
[13] About Adelphi Genetics Forum // URL: https://adelphigenetics.org/about/.
[14] Chen, Constance. The Sex Side of Life: Mary Ware Dennett’s Pioneering Battle for Birth Control and Sex Education. Chicago: The New Press, 1997. P. 181.
[15] McWhorter, Ladelle. Racism and Sexual Oppression in Anglo-America: A Genealogy. Bloomington: Indiana University Press, 2009. P. 377.
[16] Critchlow, Donald. Intended Consequences: Birth Control, Abortion, and the Federal Government in Modern America. New York: Oxford University Press, 1999. P. 15.
[17] Wyke, Alexandra. Engineering health // The Economist. 1994. Vol. 330. No. 7855. P. 13–15.
[18] Ericsson, Martin. What happened to ‘race’ in race biology? The Swedish State Institute for Race Biology, 1936−1960 // Scandinavian Journal of History. 2020. Vol. 46. P. 125–148.
[19] Andrén, Carl-Gustaf. Steriliseringsfrågan i Sverige, 1935–1975: Historisk belysning. Kartläggning. Intervjuer. Stockholm: Statens offentliga utredningar från Socialdepartementet, 2000. P. 32.
[20] Arno, Forsius. Eugeniikka // Suomen Lääkärilehdessä. 1999. Vol. 15. P. 2065.
[21] Agar, Nicholas. Liberal Eugenics: In Defence of Human Enhancement. Malden, MA: Wiley-Blackwell, 2004.
[22] King D.S. Preimplantation genetic diagnosis and the ‘new’ eugenics // Journal of Medical Ethics. 1999. Vol. 25. Is. 2. P. 176–182.
[23] Baker, Graham. Christianity and Eugenics: The Place of Religion in the British Eugenics Education Society and the American Eugenics Society, c.1907–1940 // Social History of Medicine. 2014. Vol. 27. Is. 2. P. 281–302.
[24] Ibid.
[25] Ibid.
[26] Pope Pius XI. Casti connubii. Vatican: Officina libraria editoria Vaticana, 1930.
[27] Кольцов Н. К. Русское Евгеническое Общество при Институте Экспериментальной Биологии // Наука и ее работники. 1921. № 6. C. 19.
[28] Филипченко Ю. А. Бюро по евгенике // Известия Бюро по евгенике. 1922. № 1. С. 1–4.
[29] Бабков В. В. Заря генетики человека. Русское евгеническое движение и начало генетики человека. Москва: Прогресс-Традиция, 2008. С. 148–149.
[30] Там же. С. 151.
[31] Янковский Н. К. Генетический супермаркет: проблема выбора // Химия и жизнь. 2003. № 7–8. С. 16–21.
[32] Основы социальной концепции Русской Православной Церкви XII. 1.
[33] Там же. XII. 4.
[34] Там же. XII. 2.
[35] Проект документа Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви «Этические проблемы, связанные с методом экстракорпорального оплодотворения». URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5768019.html.
[36] Там же.
Источник: Силуан (Никитин), епископ Петергофский. Евгеника после Второй мировой войны // Сретенское слово. Москва: Изд-во Сретенской духовной академии, 2023. № 2 (6). С. 77–88. DOI: 10.55398/27826066_2023_2_6_77