Александр Валерьевич, Вы проректор по научной работе главного духовного учебного заведения Беларуси. Зачем вообще духовной школе наука? Будущий священник должен быть в первую очередь верующим, живущим по Евангелию человеком, за которым пойдут другие верующие. Разве не так?
Вряд ли можно возразить Вашему утверждению относительно необходимости наличия у православных священнослужителей глубокой веры, праведной жизни и способности вести людей ко Христу. Более того, совершенно очевидно, что отнюдь не каждый клирик имеет призвание и возможности к занятию наукой. Однако из этого вовсе не следует, что наука не нужна Православной Церкви. Если более внимательно обратиться к рассмотрению этого вопроса, мы придем к выводу о том, что церковная наука не просто имеет право на существование — она крайне необходима для реализации земной миссии Церкви. Ведь что такое наука? Это процесс обретения нового знания, раскрывающего закономерности существования мира, общества и человека. Может ли церковная наука выявить что-то новое, или все необходимое знание нам уже дано в Божественном Откровении и святоотеческом предании? В первую очередь церковная наука обращена на глубокое проникновение в смысл Священного Писания и святоотеческое богословие. Применение новых методов познания, междисциплинарный подход, обращение к вопросам текстологии, рассмотрение изучаемых текстов в историко-культурном контексте и т. д. способны выявить новые грани изучаемых явлений и существенно обогатить наши представления о традиционных предметах веры. Обращение к изучению церковной истории позволяет реконструировать и актуализировать исторический опыт Церкви, в отдельных аспектах преданный абсолютному или частичному забвению. Научное изучение памятников церковного законодательства дает возможность не только сформировать углубленное представление о феномене канонического права, но и выявить исконную логику авторов церковных правил в реагировании на актуальные проблемы. Также необходимо учитывать и то обстоятельство, что каждая историческая эпоха выдвигает в отношении Церкви множество вызовов, требующих в том числе и научного разрешения. В частности, современность поставила ряд вопросов, касающихся проблем космологии, антропологии, биоэтики, психологии, философии, от адекватности ответов на которые во многом зависят не только перспективы церковной миссии, но и судьба христианской цивилизации. Безусловно, непосредственные плоды целого ряда глубоких изысканий церковных ученых вряд ли станут достоянием широких масс. Однако они могут оказать благотворное влияние на мировоззрение представителей научных, интеллектуальных, творческих, культурных и даже политических элит, от которых во многом зависит специфика и направленность общественного развития. Именно поэтому развитие церковной науки является одной из важнейших форм служения православия современному миру.
Когда защищалась первая в России диссертация по теологии, признанная государством, разгорелась жаркая дискуссия. Представители естественных наук выступили с жесткой критикой, суть которой сводилась к тому, что предметы веры не могут быть предметами научного исследования, поскольку в теологических исследованиях всегда останется предвзятость. На Ваш взгляд, есть ли здесь проблема?
Возникновение дискуссии относительно допустимости защиты научных диссертаций по теологии, на мой взгляд, было совершенно закономерно и прогнозируемо. Истоки этой полемики берут свое начало в известной оппозиции естественных и гуманитарных наук. И теология в данном противопоставлении не является единственной наукой, которой приходится доказывать свое право на существование. Для многих представителей сферы естествознания представляется сомнительным научный статус философии, культурологии, литературоведения, истории, политологии, религиоведения и т. д. Основная причина возникающих противоречий заключается в разности предметов исследования естественных и гуманитарных наук. Если естествознание обращено на изучение многообразных форм движения материи, то гуманитарные науки ориентированы на познание явлений, порождаемых человеческим духом. Вполне очевидно, что различие естественно-научных и гуманитарных исследований имеет продолжение в разности используемых ими методов, являющихся логическими операциями по выявлению нового знания. В то время как естественные науки ориентированы на сбор и всестороннее изучение эмпирических фактов, науки гуманитарного профиля, наряду с объективными методами, используют обращение к субъективным факторам. Последнее обстоятельство дает основания к критике гуманитарного типа научного познания, и вряд ли эта дискуссия имеет перспективы скорого разрешения. Поэтому нет ничего удивительного в критике со стороны представителей естественных наук в отношении диссертаций по теологии. Более того, сложившаяся ситуация может иметь позитивные последствия для богословской науки, поскольку побуждает ее к более глубокому осмыслению и обоснованию собственного статуса в системе научного знания. Также следует отметить, что возникновение этой дискуссии явилось следствием наличия некой психологической инерции, отражающей сложившееся еще в советский период представление о якобы невозможности отнесения богословия к категории гуманитарных наук. Основанное на идеологических установках диалектического материализма, это представление не учитывало многовековой опыт европейской науки, демонстрировавший диаметрально противоположное отношение к проблеме. Хочется надеяться, что начавшийся процесс подготовки и защиты диссертаций по теологии будет способствовать преодолению данной инерции.
Как в МинДА происходит подготовка научных кадров? Что здесь главное, в чем основные задачи?
Полагаю, что этот процесс у нас мало чем отличается от аналогичных процессов в Московской и Санкт-Петербургской духовных академиях. Ключевой задачей в деятельности аспирантуры является содействие в формировании у обучающихся навыков проведения самостоятельной научной работы. Вне всякого сомнения, ключевую роль в этом должны играть научные руководители, способные не только корректно направлять исследовательский процесс, но и передавать аспирантам собственный опыт научной работы. Вместе с тем важная координирующая и контролирующая роль в процессе подготовки научных кадров принадлежит профильным кафедрам. В Минской духовной академии аспиранты обязаны следовать индивидуальному плану обучения, четко регламентирующему в том числе и их научно-исследовательскую работу. По итогам завершения каждого учебного полугодия они проходят аттестацию в рамках специального кафедрального заседания, во время которого отчитываются о реализации плана по написанию соответствующего раздела диссертации, публикации научных статей и выступлениям на конференциях. Невыполнение годичного плана может иметь следствием отчисление из аспирантуры. Весьма примечательно, что в соответствии с существующими в Республике Беларусь нормами, для выпускников аспирантуры нашей духовной академии, полностью выполнивших индивидуальный план, но не представивших диссертацию к защите, предусмотрена выдача диплома с присвоением квалификации «Исследователь».
Признает ли Министерство образования Беларуси церковные ученые степени?
Еще в 1990-е годы Министерство образования Республики Беларусь приняло образовательный стандарт высшего образования по специальности «Теология». Его реализация осуществляется в рамках деятельности Института теологии Белорусского государственного университета. Названное учебное заведение готовит профильных специалистов по программам бакалавриата и магистратуры. Теоретически наличие этого стандарта очерчивает определенные перспективы возможного развития учебных заведений Белорусского Экзархата. Однако в силу ряда объективных причин белорусские духовные академия и семинарии государственной аккредитации не имеют. Кроме того, теология не включена ни в один из паспортов научных специальностей, утвержденных Высшей аттестационной комиссией Республики Беларусь. Именно поэтому подготовка и защита научных работ по теологии (богословию) в настоящее время невозможна. В сложившихся обстоятельствах разрешение вопроса получения выпускниками духовных семинарий дипломов, признаваемых Министерством образования, имело бы естественным следствием предоставление им возможности параллельной подготовки и защиты кандидатского диссертационного исследования как в церковной, так и в светской аспирантуре (по смежной специальности).
Как происходит защита кандидатских и докторских диссертаций по богословию в МинДА? В каком диссовете сейчас проходят защиты?
В настоящее время на базе Минской духовной академии действует кандидатский диссертационный совет, председателем которого является профессор протоиерей Владимир Башкиров, доктор богословия. Основанный в 2014 году, совет принимает к защите диссертации на соискание ученой степени кандидата богословия. В составе совета 18 членов, 12 из которых являются докторами наук, 2 — докторами PhD и 4 — кандидатами наук. Несмотря на то что научные степени по богословию не имеют признания в Республике Беларусь, мы выстраиваем процесс подготовки и защиты диссертаций с учетом всех существующих в светской образовательной системе нормативов. Убежден, что подобный подход необходим, поскольку позволяет не только обеспечить высокий уровень защищаемых диссертаций, но и сформировать должное отношение к ним со стороны светского научного сообщества. Другим принципиальным моментом в организации деятельности совета является обязательное привлечение признанных специалистов, осуществляющих свою деятельность за пределами Беларуси, к экспертной оценке поступающих диссертаций. Как ученому секретарю диссертационного совета, мне периодически приходится сталкиваться с наивными надеждами отдельных вопрошающих относительно возможности более легкого получения кандидатской степени в Минской духовной академии, нежели в иных диссоветах Русской Православной Церкви. Однако всякий раз мы вынуждены разрушать подобные надежды. Легче у нас не будет! И это принципиальная позиция, поскольку речь идет об авторитете духовной школы. Будучи включенной в общецерковную систему подготовки научных кадров высшей квалификации, наша академия не имеет права занижать общепринятые требования. Именно поэтому принятые к защите диссертации непременно направляются на оценку ведущих специалистов Московской и Санкт-Петербургской духовных академий, Общецерковной аспирантуры и докторантуры, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, Российской академии наук, Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова и других авторитетных научных учреждений. Развитие подобного взаимодействия самым плодотворным образом способствует развитию единого научно-образовательного пространства Русской Православной Церкви, что является важнейшей составляющей укрепления церковного единства. Кроме того, в Минской духовной академии к оценке не только кандидатских, но и магистерских диссертаций активно привлекаются ученые Национальной академии наук Беларуси и белорусских вузов.
Деятельность по подготовке докторов богословия и церковной истории Минская духовная академия осуществляет в рамках Объединенного академического докторского диссертационного совета. Кстати, первым председателем данного совета в 2019–2021 гг. являлся бывший ректор нашей академии, архимандрит Сергий (Акимов), доктор богословия. В декабре 2022 г. на заседании совета состоялись первые две защиты докторских диссертаций, авторами которых выступили представители Минской духовной академии.
Какие научные проекты реализуются в МинДА в настоящее время?
Начиная с 2021 г. научно-исследовательская деятельность Минской духовной академии осуществляется в соответствии с утвержденным ученым советом научным заданием, ориентированным на пятилетний срок реализации. Так, кафедра библеистики и богословия под руководством иерея Виктора Кулаги осуществляла научное изучение темы «Библия в социокультурном контексте: прошлое, настоящее, будущее». Кафедра апологетики под руководством В. А. Мартиновича разрабатывала тему «Религия в глобализующемся мире в свете православной апологетики». Кафедра церковной истории и церковно-практических дисциплин под руководством профессора В. А. Тепловой работала над темой «Православная Церковь в истории и культуре Беларуси». Практическим результатом реализации научного задания является проведение профильными кафедрами соответствующих тематических конференций и круглых столов, подготовка магистерских и кандидатских диссертаций, публикация статей и монографий.
Расскажите о научных журналах академии (и, может быть, вообще о ведущих журналах Беларуси). Какие есть тенденции в этой области?
Важнейшим показателем уровня развития научной деятельности образовательного учреждения является выпуск академических изданий, отражающих результаты научно-исследовательской деятельности профессорско-преподавательского коллектива, аспирантов и магистрантов. На протяжении ряда лет издательство Минской духовной академии осуществляет выпуск четырех научных журналов, включенных в Общецерковный перечень рецензируемых изданий, в которых должны публиковаться результаты исследований соискателей церковных ученых степеней. Основным нашим изданием является научный журнал «Труды Минской духовной академии». Кроме того, издаются библейский альманах «Скрижали», церковно-исторический альманах «ΧΡΟΝΟΣ» и альманах «Сектоведение». Каждое из означенных изданий индексируется в Российском индексе научного цитирования и имеет собственные страницы на платформе eLibrary.ru. Кроме того, в рамках взаимодействия с Институтом теологии Белорусского государственного университета в настоящее время нами прорабатывается возможность выпуска специализированного научного издания, признаваемого Высшей аттестационной комиссией Республики Беларусь. Идея издания подобного научного журнала, предполагающего публикацию материалов церковных специалистов по смежным научным направлениям («религиоведение», «философия», «история» и т. д.), мне представляется весьма перспективной и многообещающей.
Есть ли у МинДА совместные проекты с богословскими образовательными и научными центрами за пределами Беларуси?
К настоящему времени наиболее активное научное взаимодействие Минская духовная академия выстроила с Российской академией наук, Смоленской и Пензенской духовными семинариями. Традиционно реализуется взаимодействие по целому ряду научно-образовательных направлений с Московской и Санкт-Петербургской духовными академиями. Специалисты Минской духовной академии привлекаются к экспертной оценке диссертаций, подготовленных в Общецерковной аспирантуре и докторантуре.
Хотелось бы коснуться и болезненного вопроса церковного единства. Вы крупный специалист по теме расколов. На Ваш взгляд, что могут сделать церковная наука и — шире — духовные учебные заведения для сохранения и укрепления церковного единства в православном мире?
Как мне представляется, церковная наука не просто имеет широкие возможности, но и призвана всемерно содействовать укреплению церковного единства. Переживаемое нами время ознаменовано чрезвычайным углублением кризиса межправославных отношений, порожденного факторами не только внутрицерковного характера. Вполне очевидно, что в значительной степени современные вызовы церковному единству были обусловлены политическими и идейными предпосылками. Именно поэтому церковная наука должна реагировать на вызовы эпохи, подвергать их осмыслению с позиций Священного Писания, святоотеческого предания и православной традиции. Игнорирование этих вызовов может дать лишь временное успокоение, но не обеспечивает преодоления возникающих проблем. В частности, первую попытку дезавуирования решений Константинопольского Собора 1686 г. относительно перехода Киевской митрополии в юрисдикцию Русской Православной Церкви Вселенская патриархия предприняла еще в ноябре 1924 г. И это решение еще столетие назад явилось вызовом церковному единству, обусловившим не только отторжение Варшавской митрополии от Московского Патриархата, но и создание новых предпосылок для развития украинской и белорусской автокефальных идеологий. Обращаясь к повестке современной церковной жизни, можно констатировать злободневную актуальность этого вызова. Поэтому естественной формой реагирования на него со стороны церковной науки должно стать проведение соответствующих исследований исторического и канонического характера. Но одного лишь решения академических задач недостаточно. Результаты изучения актуальной проблемы должны подвергаться популяризации, внедрению в образовательные программы, распространению за пределы научного сообщества. Поэтому роль церковной науки в деле укрепления церковного единства напрямую зависит от того, каким образом получаемое в исследовательском процессе новое знание будет востребовано в церковной жизни.
Беседовал священник Димитрий Артёмкин