Украинское и белорусское автокефальные движения в контексте притязаний Константинопольского патриархата на территории исторической Киевской митрополии
Возникновение украинского и белорусского автокефальных движений в ХХ в. сопровождалось попытками построения системы идейных обоснований стремления к отделению от Русской Православной Церкви. Важной составляющей этих концепций явилось утверждение о якобы неканоничном переходе Киевской митрополии в юрисдикцию Русской Православной Церкви, утвержденном решением Константинопольского Собора 1686 г. Первоначально дистанцируясь от предложений сторонников украинской автокефалии поддержать развитие Украинской автокефальной Православной Церкви, Константинопольский Патриархат в 1924 г. изменил свою позицию. Дезавуировав соборные деяния 1686 г., Вселенская патриархия фактически поддержала украинский и белорусский церковный сепаратизм. По этой причине притязания Константинопольского Патриархата на территории исторической Киевской митрополии спровоцировали развитие схизматических движений и в конечном итоге привели к глубокому кризису межправославных отношений.
Статья

Актуальность рассмотрения вопроса притязаний Константинопольского Патриархата на территории исторической Киевской митрополии представляется очевидной в контексте современного кризиса межправославных отношений. В конце 2018 г. заявления и действия Вселенской патриархии привели к резкому обострению взаимоотношений между Поместными Церквями по вопросу украинской автокефалии. Предпосылки возникшего кризисного напряжения коренятся в разности подходов к вопросу юрисдикционной подчиненности исторической Киевской или Западно-Русской митрополии. Применительно к современным реалиям речь идет о территориях Украины, Беларуси, Литвы, Польши и даже западных регионах Российской Федерации (Брянской и Смоленской областях).

Возникновение тезиса о якобы неканоничном характере присоединения Киевской митрополии к Московскому Патриархату, произошедшего на Константинопольском Соборе 1686 г., тесно связано с развитием украинской национальной идеи в конце XIX – начале ХХ в. В 1904 г. один из крупнейших теоретиков концепции украинства профессор М. С. Грушевский опубликовал статью «Звичайна схема "русскої" історії й справа раціонального укладу історії східнього слов'янства» («Обычная схема "русской" истории и вопрос рационального упорядочения истории восточного славянства»), в которой утверждал отсутствие исторического преемства Московского государства от Киевской Руси. Согласно его концепции, в XIII в. киевская традиция продолжилась в Галицко-Волынском княжестве, а в XIV–XVI вв. – в Великом княжестве Литовском и Речи Посполитой[1]. Более того, М.С. Грушевский весьма категорично отрицал представление о единой истории русского, украинского и белорусского народов: «"Общерусской" истории и не может быть, как и нет "общерусской" народности. Может быть история всех "русских народностей", кому охота их так называть, или же история восточного славянства. Она и должна занять место нынешней "русской истории"»[2]. Прямым следствием подобных рассуждений явилось отрицание существования единого древнерусского культурного пространства для украинских, российских и белорусских земель. Подчеркивая культурное превосходство древнего Киева над северными и северо-восточными землями, М.С. Грушевский объяснял это заселенностью великоросских земель не славянами, а славянизированными инородцами финно-угорского происхождения. Белорусские земли он рассматривал как пространство культурного смешения славянского и балтского этнических элементов, также культурно чуждое как украинским, так и российским территориям[3]. Подобный подход к оценке исторического прошлого вводит украинскую и белорусскую национальные идеи в прямое противоречие с идеей единства трех восточнославянских народов.

Прямым следствием противопоставления «украинскости», «белорусскости» и «русскости» стало движение за создание независимых Украинской и Белорусской Православных Церквей, начавшее активно развиваться после революционных потрясений 1917 г. Здесь следует отметить, что с этого времени церковная независимость рассматривалась в качестве важнейшего основания как украинской, так и белорусской государственности. При этом в качестве одного из основных аргументов в поддержку движения за отделение православных белорусов и украинцев от Русской Православной Церкви становилось заявление о якобы незаконности состоявшегося в 1686 г. перехода Киевской митрополии Константинопольского Патриархата в юрисдикцию Русской Православной Церкви. Так, в декабре 1917 г. организационный комитет по созыву Всеукраинского Православного Собора опубликовал обращение к украинскому народу, в котором призвал «возродить <…> давнюю независимость Украинской Церкви, утвержденную Переяславским трактатом и незаконно уничтоженную Московией»[4]. Прямым следствием этого призыва явилось широкое развитие общественной дискуссии относительно будущего украинского православия. В июне 1918 г. журнал «Вісник політики, літератури й життя», являвшийся органом Союза освобождения Украины, опубликовал статью «За автокефальність української православної церкви» («За автокефальность Украинской православной церкви»). Анонимный автор данной публикации утверждал, что «Украинская православная церковь перестала в 1685 г. жить собственной жизнью»[5]. Завершалась публикация призывом «сделать то, что завершил четвертый Универсал Украинской Центральной Рады на политическом поле, на церковном поле и заменить прежнюю зависимость <…> полной независимостью, собственной автокефальностью»[6].

Исходя из означенных идейных предпосылок, 1 января 1919 г. Директория Украинской Народной Республики провозгласила Украинскую Православную Церковь автокефальной[7], после чего направила в Стамбул свое посольство, возглавляемое министром исповеданий А. И. Лотоцким. Одной из задач дипломатической миссии виделось подтверждение украинской церковной независимости со стороны Константинопольского Патриархата[8]. Вспоминая встречу с местоблюстителем Вселенского патриаршего престола митрополитом Прусским Дорофеем, А. И. Лотоцкий писал: «В вопросе признания украинской автокефалии, нужно отметить, имелись и некоторые формальные препятствия, но их не трудно было бы преодолеть, если бы не одна главная причина <…>. Наиболее беспокоила и сдерживала их мысль, что ныне растерзанный и обессилевший российский великан может возродиться и тяжело отомстить за нарушение его интересов»[9]. Таким образом, в 1919 г. Константинопольский Патриархат не выступил с осуждением украинского церковного раскола, воздержавшись от признания объявленной украинской государственной властью автокефалии лишь только из-за опасений возможной ответной реакции со стороны российской стороны.

Завершением процесса оформления украинского автокефального раскола стало принятие Всеукраинской Православной Церковной Радой, усвоившей себе полномочия временного органа церковного управления на территории Украины, постановления от 5 мая 1920 г. о признании Украинской Православной Церкви, перешедшей на автокефальное положение. Означенный документ содержал резкую критику произошедшего в XVII столетии присоединения Киевской митрополии к Московскому патриархату[10].

Важнейшим этапом развития украинского церковного раскола стало проведение 14–30 октября 1921 г. Первого Всеукраинского Церковного Собора, осуществившего организационное оформление УАПЦ. Текст принятых на Соборе «Деяний» содержал крайне негативную оценку событий 1686 г., именуя переход Киевской митрополии в юрисдикцию Московского Патриархата «противным христианству»[11]. Далее в тексте Деяний содержалось решение об отмене постановлений 1686 г.: «Акт 1687 года о передаче Украинской Церкви под руководство Московского Патриархата <…> признать аморальным, недействительным, факт пребывания Украинской Церкви в подчиненности Московскому Патриархату признать насилием, которое должно возмущать каждого настоящего христианина»[12]. Заявляя об украинской автокефалии как о состоявшемся факте, участники Собора призывали Константинопольский Патриархат признать ее законность[13]. Данное заявление в силу внешних обстоятельств не нашло скорого ответа со стороны Вселенской патриархии.

Помимо территорий Советской Украины, развитие украинского автокефального движения происходило и в западно-украинских регионах, перешедших в состав Польской Республики по условиям Рижского мирного договора 1921 г. Так, в июне 1921 г. проживавший в польском городе Тарнов бывший министр исповеданий Украинской Народной Республики профессор И.И. Огиенко инициировал сбор подписей под документом «Прошение к Патриарху Цареградскому благословить автокефальную Украинскую Церковь». Текст данного обращения содержал следующее заключение: «Украинский народ <…> с грустью вспоминает 1686 год, когда патриарх Дионисий согласился отказаться от управления Православной Церковью на Украине и переуступил это право московскому патриарху»[14]. Именуя Константинопольский Патриархат кириархальной Церковью для украинского народа, И. И. Огиенко в тексте данного обращения призывал Вселенскую патриархию направить на территорию Украины своего официального представителя (экзарха), а также совершить архиерейские рукоположения для УАПЦ[15]. В том же году И. И. Огиенко опубликовал брошюру «Як Москва взяла під свою владу вільну Церкву Українську» («Как Москва взяла под свою власть свободную Церковь Украинскую»), в которой крайне критично характеризовал переход Киевской митрополии в состав Русской Православной Церкви[16]. Несмотря на все предпринятые усилия, политические обстоятельства описываемого времени не позволили Константинопольскому Патриархату начать активные действия на украинских землях.

По прошествии трех лет Вселенская патриархия отбросила свои прежние опасения и без предварительного согласования с патриархом Московским и Всероссийским Тихоном предоставила автокефалию Варшавской митрополии Русской Православной Церкви. Данному деянию предшествовало создание специальной комиссии во главе с митрополитом Кизическим Каллиником (Деликанисом), которой поручалось изучение историко-канонических аспектов предоставления автокефалии Православной Церкви в Польше. 3 ноября 1924 г. митрополит Каллиник представил на рассмотрение Синода Константинопольского Патриархата заключение комиссии. Заявляя о наличии у Константинопольской Церкви полномочий осуществлять провозглашение новых автокефалий, члены комиссии заявляли о неканоничном характере действий патриарха Константинопольского Дионисия IV, в 1686 г. санкционировавшего переход Киевской митрополии в юрисдикцию Московского Патриархата: «Это деяние Дионисия с канонической точки зрения было совершенно недействительным, как противоречащее правилам 34-му Апостольскому и 9-му Антиохийского [Собора], запрещающим Первоиерарху действовать в чем-либо без ведома остальных иерархов»[17].

Результатом принятия комиссией означенного заключения стало решение Синода Константинопольского Патриархата от 13 ноября 1924 г., заявившее об отмене постановления Константинопольского Собора 1686 г. и предоставлении автокефалии Православной Церкви в Польше. Рассматривая Варшавскую митрополию как «осколок» исторической Киевской митрополии в пределах Второй Речи Посполитой, Вселенская патриархия в Томосе об ее автокефалии заявила: «Первое отделение от Нашего Престола Киевской Митрополии и Православных Митрополий Литвы и Польши, зависящих от нея, а также присоединение их к Святой Московской Церкви произошло отнюдь не по предписаниям канонических правил, а также не было соблюдено всего того, что было установлено относительно полной церковной автономии Киевского Митрополита, носящего титул Экзарха Вселенского Престола»[18]. Таким образом, с ноября 1924 г. Константинопольский Патриархат стал на путь отрицания канонической правомочности Русской Православной Церкви на распространение своей юрисдикции в пределах исторической Киевской и Галицкой митрополий. Данное синодальное решение предопределило дальнейшие действия Константинопольской патриархии в ХХ – начале XXI в.

Для понимания логики развития последующих событий весьма важно иметь в виду, что западные области современной Украины и Республики Беларусь в 1921–1939 гг. пребывали в составе Польской Республики. За пятнадцать лет, прошедших от времени провозглашения польской автокефалии до включения Западной Украины и Западной Беларуси в состав СССР, было воспитано целое поколение украинского и белорусского духовенства, для значительно части которого Русская Православная Церковь не ассоциировалась с кириархальной Церковью.

Во второй половине 1939 г. православное духовенство украинских и белорусских епархий перешло в юрисдикцию Московского Патриархата. Однако ситуация изменилась после начала немецкой оккупации летом 1941 г., когда митрополит Варшавский и всей Православной Церкви в Генерал-губернаторстве (т.е. Польше) Дионисий (Валединский) предпринял попытку распространения своей юрисдикции на украинско-белорусские территории. Обоснование своим действиям он находил в Томосе Вселенской Патриархии от 13 ноября 1924 г. Не получив разрешения на возглавление Православной Церкви в пределах рейхскомиссариата «Украина», он 24 декабря 1941 г. учредил Временную Администратуру Православной Церкви в Генерал-губернаторстве на украинских землях и назначил ее руководителем архиепископа Луцкого и Ковельского Поликарпа (Сикорского). Последний, совместно с архиепископом Полесским и Пинским Александром (Иноземцевым), провел в феврале 1942 г. архиерейский собор в г. Пинске, взявший курс на возрождение Украинской автокефальной православной церкви[19]. Таким образом, повторное возникновение и развитие украинского автокефального раскола в 1942 г. явилось прямым следствием дезавуирования Вселенской Патриархией соборных постановлений 1686 г.

Развернуть церковную деятельность на территории генерального комиссариата «Белоруссия» митрополит Варшавский Дионисий (Валединский) также не имел возможности. В сентябре 1941 г. он сформировал Белорусский Церковный Совет при митрополите Святой Автокефальной Православной Церкви в Генерал-губернаторстве. Заявив о необходимости провозглашения автокефалии Белорусской Православной Церкви, он выдвинул для нее кандидатов на архиерейской служение и предложил совершить их рукоположение[20]. Несмотря на недопущение митрополита Дионисия к решению белорусских церковных вопросов, в сентябре 1942 г. Всебелорусский Церковный Собор принял решения о необходимости провозглашения автокефалии. Основание к тому также усматривалось в Томосе об автокефалии Православной Церкви в Польше.

Летом 1944 г. по причине приближения линии фронта украинские и белорусские иерархи выехали в Западную Европу. На протяжении ряда последующих лет в диаспоре действовали Украинская Греко-Православная Церковь в Канаде и Украинская Православная Церковь США и диаспоры, пребывавшие вне общения с православным миром[21]. 1 апреля 1990 г. патриарх Константинопольский Димитрий подписал грамоту о принятии УГПЦ в Канаде в юрисдикцию Вселенского Патриархата. При этом в тексте грамоты Константинопольский Патриархат именовался Церковью-Матерью православных украинцев[22]. Данное обстоятельство свидетельствует о продолжавшемся отрицании Вселенской патриархией канонической подчиненности исторической Киевской митрополии Русской Православной Церкви. 9 декабря 1995 г. состоялось вхождение УПЦ США и диаспоры в состав Константинопольского Патриархата[23], что явилось следствием развития политики Фанара в отношении украинских православных.

На протяжении ряда лет иерархи именно этих двух митрополий являлись связующим звеном между Константинопольским Патриархатом и украинскими раскольническими сообществами – Украинской автокефальной православной церковью (УАПЦ) и Украинской православной церковью Киевского патриархата (УПЦ КП). Формируя независимые от Русской Православной Церкви украинские церковные структуры, лидеры неканоничных церковных сообществ регулярно получали знаки поддержки со стороны Вселенской патриархии. Так, во время состоявшегося в 1998 г. посещения кафедрального собора УПЦ в Канаде патриарх Константинопольский Варфоломей заявил о том, что «где бы ни жили православные украинцы: или здесь, в Канаде, в Америке, или в Украине – они находятся по духовным покровительством Вселенской патриархи и считаются духовными чадами в лоне Церкви-Матери в Константинополе»[24]. В декабре 1998 – январе 1999 гг. предстоятель УАПЦ «патриарх Киевский и всея Украины» Димитрий (Ярема) провел переговоры с иерархами УПЦ в США и диаспоре, результатом которых стало достижение договоренности относительно начала совместных действий по установлению евхаристического общения УАПЦ с Константинопольским Патриархатом[25]. Преследуя поставленную цель, в августе 1999 г. Архиерейский Собор УАПЦ принял решение о целесообразности объединения с УПЦ в США и диаспоре[26]. После смерти «патриарха» Димитрия, скончавшегося 25 февраля 2000 г., архиереи УАПЦ обратились к предстоятелю УПЦ в США и диаспоре митрополиту Константину (Багану) с просьбой о принятии УАПЦ под его руководство[27]. Уже в апреле 2001 г. митрополит Константин, продолжая оставаться в юрисдикции Константинопольского Патриархата, опубликовал Пасхальное послание, в котором именовал себя «митрополитом Украинской Автокефальной Православной Церкви в Украине»[28]. Несмотря на предпринятые шаги, фактический переход УАПЦ в структуру Константинопольского Патриархата так и не состоялся.

Стремительное изменение ситуации произошло после начавшегося в 2014 г. углубления общественно-политического кризиса в Украине. Развитие протестного движения «Евромайдан» явилось вызовом не только для действующей исполнительной власти, но и для самой крупной в Украине религиозной организации – Украинской Православной Церкви Московского Патриархата (УПЦ МП). Проевропейская политическая ориентация значительной части украинцев получила интерпретацию не только в политико-экономической, но и в культурно-цивилизационной категориях. В этом контексте каноническая подчиненность Украинской Православной Церкви Московскому Патриархату нередко оценивалась как препятствие к осуществлению цивилизационных устремлений украинского народа. Означенные идейные тенденции усилились после изменения территориальных границ Украины и развития вооруженного конфликта на Донбассе, когда не без участия украинских СМИ произошло изменение образа России в сознании значительной части украинцев. Положение УПЦ МП осложнилось еще и тем, что неканоничные украинские церковные сообщества открыто и однозначно выступали с поддержкой идеи евроинтеграции, декларируя ярко выраженную антироссийскую настроенность. Данную ситуацию попытались использовать заинтересованные общественно-политические силы для того, чтобы поставить УПЦ МП на грань общественного недоверия, спровоцировав тем самым новый вызов каноническому Православию в Украине.

В этих условиях 16 июня 2016 г. Верховная Рада Украины приняла постановление № 1422–VIII «Об Обращении Верховной Рады Украины к Его Святейшеству Варфоломею, Архиепископу Константинополя и Нового Рима, Вселенскому Патриарху о предоставлении автокефалии Православной Церкви на Украине»[29]. Текст обращения украинского парламента включал в себя утверждение того, что «на протяжении всего ХХ века в Украине продолжалась борьба за поместный автокефальный статус древней Киевской митрополии, которая в течение семи веков находилась в составе Вселенского патриархата, а в 1686 году с грубым нарушением канонов была присоединена к Московскому патриархату»[30]. Таким образом, законодательный орган светского государства на официальном уровне утвердил оценочное суждение, основанное на тенденциозной интерпретации церковного законодательства. Приняв данное обращение, Вселенская патриархия сформировала экспертную комиссию и начала подготовку к решению «украинского вопроса» по собственному сценарию. При этом мнение Русской Православной Церкви и Украинской Православной Церкви Московского Патриархата относительно сложившейся ситуации не учитывались.

На заседании Синода Константинопольской Церкви, состоявшемся 9–11 октября 2018 г., произошло подтверждение решения о признании незаконным перехода Киевской митрополии в юрисдикцию Московского Патриархата. Тогда же Фанар восстановил в священном сане изверженных за уклонение в раскол украинских иерархов во главе с бывшим митрополитом Киевским Филаретом (Денисенко) и учредил ставропигию Вселенской Патриархии в Киеве[31]. Уже 15 декабря 2018 г. под председательством митрополита Галльского Эммануила (Адамакиса) в Киеве состоялся «Объединительный собор», итогом которого стало образование Православной Церкви Украины. В день проведения «Объединительного собора» его решения получили утверждение патриарха Константинопольского Варфоломея[32], а вручение Томоса об автокефалии Православной Церкви Украины ее новоизбранному предстоятелю митрополиту Епифанию (Думенко) произошло 6 января 2019 г.[33] Как известно, к настоящему времени вопрос признания Православной Церкви Украины поставил под удар единство православного мира и обусловил разрыв евхаристического общения Русской Православной Церкви с Константинопольским Патриархатом, Александрийским Патриархатом и Элладской Православной Церковью.

Далее необходимо остановиться на последствиях заявлений Константинопольского Патриархата относительно отнятия у Московского Патриархата юрисдикции над территориями исторической Киевской митрополии для белорусского православия.

В мае 1946 г. оказавшиеся на территории Германии иерархи Белорусской митрополии перешли в состав Русской Православной Церкви Заграницей. Подвернув резкому осуждению данное деяние, лидеры белорусских общественно-политических организаций диаспоры взяли курс на формирование независимой Белорусской Православной Церкви. При этом следует отметить, что в эмиграции действовало два белорусских правительства в изгнании, находившихся между собой в состоянии жесткой конкуренции – Рада Белорусской Народной Республики (БНР) и Белорусская Центральная Рада (БЦР). Обе организации ориентировались на проведение антисоветской борьбы, сохранение белорусских культурных и политических традиций, восстановление белорусской государственной независимости и создание независимой от Московского Патриархата Белорусской Православной Церкви. При этом БНР и БЦР рассматривали Константинопольский Патриархат в качестве кириархальной Церкви для православных белорусов, ожидая от Вселенского патриарха получения Томоса об автокефалии. Основное различие конфессиональной политики названных организаций заключалось в способе приобретения белорусской церковной независимости. Если руководство БЦР поддерживало стратегию организации белорусских приходов и епархий в составе Константинопольского Патриархата с последующей постановкой вопроса о даровании им канонической самостоятельности, то Рада БНР пошла по пути формирования структур Белорусской Автокефальной Православной Церкви с надеждой на последующее проведение переговоров относительно ее признания. Итогом реализации политического курса БЦР в религиозной сфере стало произошедшее в 1950–1970-е гг. формирование сети белорусских приходов на территории США, Канады, Великобритании и Австралии, пребывавших в составе Константинопольского Патриархата и обладавших высокой степенью автономии[34]. На заседании Священного Синода Вселенского Патриархата, проходившем 6 мая 1971 г. под председательством патриарха Константинопольского Афинагора, состоялось принятие решения о создании белорусской епархии, объединяющей белорусские приходы в диаспоре[35]. Принятие данного постановления руководство БЦР рассматривало в качестве первого шага к формированию каноническим путем автокефальной БПЦ. Более того, в случае падения коммунистического режима в Беларуси данная белорусская структура Константинопольского Патриархата должна была начать свою деятельность на белорусских территориях и заменить собою церковные структуры Русской Православной Церкви. Весьма важно отметить, что принятое в 1971 г. решение базировалось на признании Константинопольского Патриархата Церковью-Матерью для православных белорусов и не отменялось, что является потенциальной угрозой единству Белорусской Православной Церкви.

Деятельность Рады БНР в конфессиональной области привела к произошедшему в 1948–1949 гг. формированию структур БАПЦ, получившей иерархическое преемство от УАПЦ и организовавшей приходы на территории Великобритании, Бельгии, США, Канады, Австралии. Первоначально Константинопольский Патриархат негативно относился к деятельности БАПЦ. Во многом это было связано с личностью первоиерарха БАПЦ архиепископа Сергия (Охотенко), в 1950–1960-е гг. поддерживавшего раскол в Австралийской епархии Константинопольского Патриархата[36]. На заседании Синода Константинопольского Патриархата, проходившем 18 сентября 1962 г. под председательством патриарха Афинагора (Протокол № 787), произошло признание БАПЦ неканоничным и безблагодатным сообществом[37].

Несмотря на крайне категоричное осуждение белорусских автокефалистов, спустя десять лет Константинопольский Патриархат изменил свое отношение к БАПЦ. Произошло это после того, как 3 октября 1972 г. от лица Собора БАПЦ в Константинопольскую патриархию был направлен меморандум, содержавший историческую справку относительно взаимоотношений Православной Церкви на белорусских землях с Константинопольским Патриархатом и основных этапах становления БАПЦ[38]. Данный шаг послужил импульсом к развитию взаимоотношений БАПЦ с Константинопольским Патриархатом и другими Поместными Церквями, что нашло выражение в регулярном обмене Пасхальными и Рождественскими посланиями между первоиерархом БАПЦ и предстоятелями Константинопольской, Александрийской, Кипрской и Элладской Поместных Церквей[39]. Таким образом, можно констатировать произошедшую в 1970-е гг. относительную нормализацию взаимоотношений БАПЦ с Константинопольским Патриархатом, при которой последний уже не ставил под сомнение канонический статус иерархии и духовенства БАПЦ.

После обретения Республикой Беларусь государственного суверенитета в силу ряда внешних обстоятельств ни одна из вышеназванных белорусских эмигрантских церковных структур не распространила свою деятельность на территорию Беларуси. Более того, действующая белорусская власть не заинтересована в порождении конфликтов на религиозной почве и отказывает альтернативным церковным структурам в официальной государственной регистрации. Однако внешняя политика Вселенской патриархии, базирующаяся на оспаривании правомочности распространения юрисдикции Русской Православной Церкви на белорусские территории, может расцениваться как создающая потенциальную угрозу церковного раскола.

Подводя итог рассмотрению проблематики пересмотра вопроса канонической подчиненности территорий исторической Киевской митрополии, можно сделать вывод о том, что первоначально данная инициатива исходила от сторонников провозглашения украинской церковной автокефалии. Неформально поддерживая украинский церковный сепаратизм, Вселенская патриархия вплоть до 1924 г. не решалась подвергнуть ревизии постановление Константинопольского Собора 1686 г. о передаче Киевской митрополии в юрисдикцию Русской Православной Церкви. Санкционировав выход Варшавской митрополии из состава Московского Патриархата, Вселенская патриархия объяснила свое решение отменой соборного решения 1686 г., что послужило импульсом к дальнейшему развитию украинского и белорусского автокефальных расколов. В связи с этим можно констатировать, что означенные действия Фанара предопределили современный кризис межправославных отношений и сформировали идейные предпосылки для попыток пересмотра границ церковных юрисдикций в будущем.

 

 

Источники

 

  1. Від Всеукраїнської Православної Церковної Ради до українського православного громадянства. Лист перший. Травня 5 дня, 1920 р. // Церква й життя. 1927. Ч. 1. С. 120–123.
  2. Великоднє Послання Митрополита Української Автокефальної Православної Церкви в Україні // Наша вира. 2001. Квітень. С. 1.
  3. Вялікоднае Прывітанне Ўсяленскага Патрыярха Дэмэтрыёса да Мітрапаліта БАПЦарквы Андрэя // Голас Царквы. 1978. № 50. С. 4.
  4. Діяння Всеукраїнського Православного Церковного Собору в м. Києві 14–30 жовтня н. с. 1921 р. Франкфурт/Майн, 1946. 32 с.
  5. За автокефальність Української православної церкви // Вісник політики, літератури й життя. 1918. Ч. 25. С. 1.
  6. Заклик у справі скликання Всеукраїнського Церковного Собору // Мартирологія Українських Церков: у 4 т. Т. 1: Українська Православна Церква. Документи, матеріали, християнський самвидав України. Торонто-Балтимор: Українське Видавництво «Смолоскип» ім. В. Симоненка, 1987. С. 35–36.
  7. Закон про вищий уряд Української Автокефальної Православної Церкви // Мартирологія Українських Церков: у 4 т. Т. 1: Українська Православна Церква. Документи, матеріали, християнський самвидав України. Торонто-Балтимор: Українське Видавництво «Смолоскип» ім. В. Симоненка, 1987. С. 50–51.
  8. Звернення Верховної Ради України до Його Всесвятості Варфоломія, Архієпископа Константинополя і Нового Риму, Вселенського Патріарха щодо надання автокефалії Православній Церкві в Україні // Верховна Рада України [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/1422-19#Text Дата доступа: 20.11.2021.
  9. Каляднае прывітанне Ўсяленскага Патрыярха Дэмэтрыёса да Мітрапаліта Андрэя // Голас Царквы. 1977. № 47. С. 8.
  10. Кляднае Прывітанне Ўсяленскага Патрыярха Дэмэтрыёса да Мітрапаліта Андрэя // Голас Царквы. 1979. № 51. С. 4.
  11. Патриарший и Синодально-Канонический Томос // Вестник Православной митрополии в Польше. 1925. № 8. С. 1–2.
  12. Постанова Верховної Ради України. Про Звернення Верховної Ради України до Його Всесвятості Варфоломія, Архієпископа Константинополя і Нового Риму, Вселенського Патріарха щодо надання автокефалії Православній Церкві в Україні. 16 червня 2016 року № 1422-VIII // Відомості Верховної Ради. 2016. № 27. С. 528.
  13. Прохання до Патріярха Царгородського благословити автокефальну Українську Церкву. Тернів, 1921. 10 с.
  14. Прывітанне ад Усяленскага Патрыярха Дымітрыёса І. Каляды, 1973 // Голас Царквы. 1974. № 41. С. 6.
  15. Пункти Згоди між УПЦ в США і Вселенським Константинопольським Патріархатом. Фанар, 6 грудня 1995 г. // Хомчук О. Церква поза церковною огорожею. Розколи і руйнація Української Православної Церкви в пошуках «константинопільского визнання». Чікаго, 2002. С. 526.
  16. Ухвала Х. Священний Собор Архиєреїв Св. Православної Автокефальної Церкви на визволених українських землях // Мартирологія Українських Церков: у 4 т. Т. 1: Українська Православна Церква. Документи, матеріали, християнський самвидав України. Торонто-Балтимор: Українське Видавництво «Смолоскип» ім. В. Симоненка, 1987. С. 686–687.
  17. Letter to Rev. Father Nikolaj Lapitzki, Whiteruthenian Greek-Orthodox Church of St. Euphrosynia, South River, New Jersey, from Very Rev. George J. Bacopulos, Chancellor of Greek Orthodox Archdiocese of North and South America. June 18, 1971 // Царкоўны Сьветач. 1972. № 21. С. 4.
  18. Memorandum, October 3, 1972, to His Holiness Ecumenical Patriarch Dimitrios I, Archbishop of Constantinople. Highland Park, 1972. 4 p.
  19. Patriarchal Decree (Greek original) // Точки домовлення між УПЦ в Канаді і Вселенською Константинопольською Патріархією = Articles of agreement between the UOC of Canada and Ecumenical Patriarchate of Constantinople. Winnipeg: Consistory of the Ukrainian Orthodox Church of Canada, “Eclessia” Publishing Corporation, 2000. P. 40–43.
  20. Ἀνακοινωθέν (11/10/2018) // Οἰκουμενικόν Πατριαρχεῖον [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.patriarchate.org/announcements/-/asset_publisher/MF6geT6kmaDE/content/communiq-1?_101_INSTANCE_MF6geT6kmaDE_languageId=el_GR Дата доступа: 20.11.2021.
  21. Η Αυτοκέφαλος Εκκλησία της Πολωνίας // Εκκλησία. 03.01.1925. Σ. 5–6.
  22. ΣΥΝΟΔΙΚΗ ΠΡΑΞΙΣ. Αριθ. Πρωτ. 787. 18 Νοεμβρίου 1962 // Rutgers University Libraries. Special Collections and University Archives. Zaprudnik J. Collection. Box 2 «Lapitski Mikalaj, 1907–1976. Papers». Folder 36 «Грэкі».

 

Литература

  1. Варфоломій благословив Епіфанія та запросив за томосом у Стамбул // BBC NEWS. Україна [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.bbc.com/ukrainian/news-46581712 Дата доступа: 18.11.2021.
  2. Власовський І. Нарис історії Української Православної Церкви: у 4 т. Нью-Йорк, 1966. Т. IV. Ч. 2. 416 с.
  3. Воронин О. Історичний шлях УАПЦ. Кенсінгтон, 1992. 135 с.
  4. Вялікодныя вітанні // Голас Царквы. 1979. № 52. С. 10.
  5. Грушевський М. Звичайна схема «русскої» історії й справа раціонального укладу історії східнього слов'янства // Вивід прав України. Львів: Слово. 1991. C. 7–13.
  6. Грушевський М. Історія України-Руси. Том 1: До початку ХІ віка. Нью Йорк: «Книгоспілка», 1954. 648 с.
  7. Дорошенко Д. Історія України 1917–1920 рр. Т. 1: Доба Центральної Ради. Булава: Видавнича корпорація в Нью-Йорку, 1954. 437 с.
  8. І. К. Св. пам. а. протапр. М. Лапіцкі // Беларуская думка. 1976. № 20. С. 18–21.
  9. Іншыя прывітанні // Голас Царквы. 1977. № 47. С. 9.
  10. Іншыя прывітанні // Голас Царквы. 1979. № 51. С. 4.
  11. Калядныя прывітання для Б.А.П.Ц. // The Byelorussian Times. 1977. April. С. 5.
  12. Касмовіч Д. За вольную і сувэрэнную Беларусь. Вільня: Gudas, 2006. 224 с.
  13. Лотоцький О. Сторінки минулого. Частина четверта. В Царгороді. Видання Української Православної Церкви в США, 1966. 178 с.
  14. Огієнко І. Як Москва взяла під свою владу вільну Церкву Українську. Тернів, 1921. 18 с.
  15. Плічковський Никодим, протопресвітер. Нарис історії Української Православної Церкви. Сідней-Аделаїда: Консисторія УАПЦеркви в Австралії і Новій Зеляндії, 1985–1988. 125 с.
  16. Прывітанні, атрыманыя Беларускай Аўтакефальнай Праваслаўнай Царквой з нагоды Хрыстова Нараджэння // Голас Царквы. 1974. № 41. С. 6.
  17. Святочныя вітанні // Голас Царквы. 1983. № 54. С. 4.
  18. Святочныя прывітанні да Мітрапаліта Андрэя // Голас Царквы. 1978. № 50. С. 4.
  19. Серебрич А. А. Участие украинских церквей Северной Америки в реализации проекта Поместная церковь на Украине // Проблемы национальной стратегии. 2016. № 5 (38). С. 218–238.
  20. Слесарев А. В. Предпосылки возникновения и история развития Белорусского Совета православных церквей в Северной Америке в 1950–1976 гг. // Христианское чтение. 2019. № 4. С. 176–192.
  21. Слесарев А. В. Роль Белорусской Автокефальной Православной Церкви в развитии и организационном оформлении церковного раскола Австралийской архиепископии Константинопольского Патриархата (1959–1965 гг.) // Христианское чтение. 2019. № 5. С. 214–221.
  22. «Томос наш!» Православная церковь Украины получила автокефалию // BBC NEWS. Україна [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.bbc.com/russian/news-46772560 Дата доступа: 18.11.2021.
  23. УАПЦ прагне канонічного визнання // Свобода. 2000. 24 березня. С. 3.
  24. Ульянов М. Происхождение украинского сепаратизма. М.: ИНДРИК, 1996. 298 с.
  25. Хомчук О. Церква поза церковною огорожею. Розколи і руйнація Української Православної Церкви в пошуках «константинопільского визнання». Чікаго, 2002. 621 с.

 

[1] Грушевський М. Звичайна схема «русскої» історії й справа раціонального укладу історії східнього слов'янства // Вивід прав України. Львів: Слово. 1991. C. 8–11.

[2] Там же. С. 12.

[3] Грушевський М. Історія України-Руси. Том 1: До початку ХІ віка. Нью Йорк, 1954. С. 1–5, 185–201; Ульянов М. Происхождение украинского сепаратизма. М., 1996. С. 257.

[4] Заклик у справі скликання Всеукраїнського Церковного Собору // Мартирологія Українських Церков: У 4 тт. Т. 1: Українська Православна Церква. Документи, матеріали, християнський самвидав України. Торонто-Балтимор, 1987. С. 36; Дорошенко Д. Історія України 1917–1920 рр. Т. 1: Доба Центральної Ради. Булава, 1954. С. 409.

[5] За автокефальність Української православної церкви // Вісник політики, літератури й життя. 1918. Ч. 25. С. 1.

[6] Там же.

[7] Закон про вищий уряд Української Автокефальної Православної Церкви // Мартирологія Українських Церков: у 4 т. Т. 1: Українська Православна Церква. Документи, матеріали, християнський самвидав України. Торонто-Балтимор: Українське Видавництво «Смолоскип» ім. В. Симоненка, 1987. С. 50–51.

[8] Лотоцький О. Сторінки минулого. Частина четверта. В Царгороді. Видання Української Православної Церкви в США, 1966. С. 10–11.

[9] Лотоцький О. Сторінки минулого. Частина четверта. В Царгороді. С. 88–89.

[10] Від Всеукраїнської Православної Церковної Ради до українського православного громадянства. Лист перший. Травня 5 дня, 1920 р. // Церква й життя. 1927. Ч. 1. С. 120–123.

[11] Діяння Всеукраїнського Православного Церковного Собору в м. Києві 14–30 жовтня н. с. 1921 р. Франкфурт/Майн, 1946. С. 5.

[12] Там же.

[13] Там же. С. 5–6.

[14] Прохання до Патріярха Царгородського благословити автокефальну Українську Церкву. Тернів, 1921. С. 7.

[15] Там же. С. 9–10.

[16] Огієнко І. Як Москва взяла під свою владу вільну Церкву Українську. Тернів, 1921. 18 с.

[17] Η Αυτοκέφαλος Εκκλησία της Πολωνίας // Εκκλησία. 03.01.1925. Σ. 5–6.

[18] Патриарший и Синодально-Канонический Томос // Вестник Православной митрополии в Польше. 1925. № 8. С. 1.

[19] Ухвала Х. Священний Собор Архиєреїв Св. Православної Автокефальної Церкви на визволених українських землях // Мартирологія Українських Церков: у 4 т. Т. 1: Українська Православна Церква. Документи, матеріали, християнський самвидав України. Торонто-Балтимор: Українське Видавництво «Смолоскип» ім. В. Симоненка, 1987. С. 686–687; Власовський І. Нарис історії Української Православної Церкви: у 4 т. Нью-Йорк, 1966. Т. IV. Ч. 2. С. 205.

[20] Касмовіч Д. За вольную і сувэрэнную Беларусь. Вільня: Gudas, 2006. С. 114–116.

[21] Воронин О. Історичний шлях УАПЦ. Кенсінгтон, 1992. С. 119–124; Плічковський Никодим, протопресвітер. Нарис історії Української Православної Церкви. Сідней-Аделаїда: Консисторія УАПЦеркви в Австралії і Новій Зеляндії, 1985–1988. С. 113–117.

[22] Patriarchal Decree (Greek original) // Точки домовлення між УПЦ в Канаді і Вселенською Константинопольською Патріархією = Articles of agreement between the UOC of Canada and Ecumenical Patriarchate of Constantinople. Winnipeg: Consistory of the Ukrainian Orthodox Church of Canada, “Eclessia” Publishing Corporation, 2000. P. 40–43.

[23] Пункти Згоди між УПЦ в США і Вселенським Константинопольським Патріархатом. Фанар, 6 грудня 1995 г. // Хомчук О. Церква поза церковною огорожею. Розколи і руйнація Української Православної Церкви в пошуках «константинопільского визнання». Чікаго, 2002. С. 526.

[24] Хомчук О. Церква поза церковною огорожею. Розколи і руйнація Української Православної Церкви в пошуках «константинопільского визнання». Чікаго, 2002. С. 574–575.

[25] Там же. С. 572.

[26] Там же. С. 576.

[27] УАПЦ прагне канонічного визнання // Свобода. 2000. 24 березня. С. 3.

[28] Великоднє Послання Митрополита Української Автокефальної Православної Церкви в Україні // Наша вира. 2001. Квітень. С. 1.

[29] Постанова Верховної Ради України. Про Звернення Верховної Ради України до Його Всесвятості Варфоломія, Архієпископа Константинополя і Нового Риму, Вселенського Патріарха щодо надання автокефалії Православній Церкві в Україні. 16 червня 2016 року № 1422-VIII // Відомості Верховної Ради. 2016. № 27. С. 528.

[30] Звернення Верховної Ради України до Його Всесвятості Варфоломія, Архієпископа Константинополя і Нового Риму, Вселенського Патріарха щодо надання автокефалії Православній Церкві в Україні // Верховна Рада України [Электронный ресурс]. 2016. Режим доступа: https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/1422-19#Text (дата доступа: 20.11.2021).

[31] Ἀνακοινωθέν (11/10/2018) // Οἰκουμενικόν Πατριαρχεῖον [Электронный ресурс]. 2018. Режим доступа: https://www.patriarchate.org/announcements/-/asset_publisher/MF6geT6kmaDE/content/communiq-1?_101_INSTANCE_MF6geT6kmaDE_languageId=el_GR (дата доступа: 20.11.2021).

[32] Варфоломій благословив Епіфанія та запросив за томосом у Стамбул // BBC NEWS. Україна [Электронный ресурс]. 2018. Режим доступа: https://www.bbc.com/ukrainian/news-46581712 (дата доступа: 18.11.2021).

[33] «Томос наш!» Православная церковь Украины получила автокефалию // BBC NEWS. Україна [Электронный ресурс]. 2018. Режим доступа: https://www.bbc.com/russian/news-46772560 (дата доступа: 18.11.2021).

[34] См. подробнее: Слесарев А. В. Предпосылки возникновения и история развития Белорусского Совета православных церквей в Северной Америке в 1950–1976 гг. // Христианское чтение. 2019. № 4. С. 176–192.

[35] Letter to Rev. Father Nikolaj Lapitzki, Whiteruthenian Greek-Orthodox Church of St. Euphrosynia, South River, New Jersey, from Very Rev. George J. Bacopulos, Chancellor of Greek Orthodox Archdiocese of North and South America. June 18, 1971 // Царкоўны Сьветач. 1972. № 21. С. 4; І. К. Сьв. пам. а. протапр. М. Лапіцкі // Беларуская думка. 1976. № 20. С. 20.

[36] См. подробнее: Слесарев А. В. Роль Белорусской Автокефальной Православной Церкви в развитии и организационном оформлении церковного раскола Австралийской архиепископии Константинопольского Патриархата (1959–1965 гг.) // Христианское чтение. 2019. № 5. С. 214–221.

[37] ΣΥΝΟΔΙΚΗ ΠΡΑΞΙΣ. Αριθ. Πρωτ. 787. 18 Νοεμβρίου 1962 // Rutgers University Libraries. Special Collections and University Archives. Zaprudnik J. Collection. Box 2 «Lapitski Mikalaj, 1907–1976. Papers». Folder 36 «Грэкі». Л. 1–1 об.

[38] Memorandum, October 3, 1972, to His Holiness Ecumenical Patriarch Dimitrios I, Archbishop of Constantinople. Highland Park, 1972. 4 p.

[39]Вялікоднае Прывітанне Ўсяленскага Патрыярха Дэмэтрыёса да Мітрапаліта БАПЦарквы Андрэя // Голас Царквы. 1978. № 50. С. 4; Вялікодныя вітанні // Голас Царквы. 1979. № 52. С. 10; Іншыя прывітанні // Голас Царквы. 1977. № 47. С. 9; Іншыя прывітанні // Голас Царквы. 1979. № 51. С. 4; Каляднае прывітанне Ўсяленскага Патрыярха Дэмэтрыёса да Мітрапаліта Андрэя // Голас Царквы. 1977. № 47. С. 8; Кляднае Прывітанне Ўсяленскага Патрыярха Дэмэтрыёса да Мітрапаліта Андрэя // Голас Царквы. 1979. № 51. С. 4; Калядныя прывітання для Б.А.П.Ц. // The Byelorussian Times. 1977. April. С. 5; Прывітанне ад Усяленскага Патрыярха Дымітрыёса І. Каляды, 1973 // Голас Царквы. 1974. № 41. С. 6; Прывітанні, атрыманыя Беларускай Аўтакефальнай Праваслаўнай Царквой з нагоды Хрыстова Нараджэння // Голас Царквы. 1974. № 41. С. 6; Святочныя вітанні // Голас Царквы. 1983. № 54. С. 4; Святочныя прывітанні да Мітрапаліта Андрэя // Голас Царквы. 1978. № 50. С. 4.

 

Источник: Слесарев А. В. Украинское и белорусское автокефальные движения в контексте притязаний Константинопольского патриархата на территории исторической Киевской митрополии / А. В. Слесарев // Теологический вестник Смоленской православной духовной семинарии. – 2021. – № 4. – С. 144–162.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9