Презентация монографии «Обзор неканонических православных юрисдикций ХХ–ХХI вв.». Санкт-Петербург: Свое издательство, 2018 – 2020. ТТ. I–V.: изучение расколов новейшего времени, актуальность, типология, примеры
Статья хабилитированного доктора богословия (Dr. hab.), доктора теологии (ThDr), кандидата юридических наук (PhD) иерея Павла Бочкова повествует о презентации монографии «Обзор неканонических православных юрисдикций ХХ–ХХI вв.», посвященной новейшей истории Православной Церкви и вопросам, связанным с изучением церковных разделений ХХ–ХХI вв. Рассматривается история учебной дисциплины, посвященной изучению церковных расколов и ее современному состоянию, приводится типология современных церковных разделений, в рамках которой автором описаны церковные разделения. Актуальность изучения таких явлений несомненна. Развитие средств массовых коммуникаций, условия трансформации современного общества, его либерализация, кризис институтов традиционных ценностей нередко провоцируют различные разделения. Исходя из все нарастающих угроз церковному единству и кризиса межправославных отношений, Церкви необходимо особое внимание посвятить вопросу изучения расколоведения и истории церковных расколов в системе высшей духовной школы Русской Православной Церкви.
Статья

Досточтимые отцы, уважаемые представители светской высшей школы, профессорско-преподавательская корпорация, братья и сестры!

Вашему вниманию предлагается монография в пяти томах «Обзор неканонических православных юрисдикций ХХ–ХХI вв.», как видно из названия, посвященная вопросам изучения церковных разделений и отпавших от Православной Церкви в новейший период нашей истории.

Данная работа – плод без малого 20-летних исследований в области современного расколоведения и истории церковных расколов. Издание осуществлено по благословению митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Илариона (Капрала) (1948–2022), Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей, а также имеет рекомендацию к публикации от кафедры украинского православия и теологии Межрегиональной академии управления персоналом (Киев, Украина). В настоящее время монография получила ряд положительных рецензий со стороны специалистов в области истории Русской Церкви и конфессионального права [23, с. 173–176; 24, с. 163–166; 32].

Первые два тома увидели в свет в Киеве в 2014 году [7; 9]. В 2015 г. из печати вышел третий том [11]. В 2018 г. три тома были исправлены и дополнены и вышли уже в России, в Санкт-Петербурге [8; 10; 12], помимо этого был добавлен четвертый том, посвященный греческому старостильному расколу и его производным [13]. В 2020 году вышел заключительный, пятый том, посвященный разделениям, условно входящим в дисциплинарно-психологическую группу расколов [14].

В 2018 г. четыре тома рассматриваемого издания были представлены на хабилитации (соискании ученой степени доктора наук) в Республике Польша, которая была успешно завершена на Папском богословском факультете во Вроцлаве, а автор был удостоен ученой степени хабилитированного доктора богословия [5, с. 118–126].

Состояние дисциплины

Как известно, старообрядческий раскол XVII века, помимо общего разделения в старообрядчестве на поповцев и беспоповцев, в последних породил огромное количество толков, часть из которых впоследствии выродились в откровенное сектантство. Данное обстоятельство «побудило ученых и богословов выделить из курса по истории Русской Церкви отдельную дисциплину, которая не только освятила историю возникновения старообрядчества и исследовала хронологию его распада на толки и согласия, но смогла бы грамотно и аргументировано полемизировать с представителями различных старообрядческих согласий, надеясь не только обличить все заблуждения, но и привести отпавших в лоно канонической Церкви. Та же мотивация была применима и в отношении появившихся в России субботников, адвентистов, штундистов, баптистов, хлыстов и т. п., учение которых расценивалось как сектантское. В результате реформ в 1853 г. как самостоятельная дисциплина “История и обличение русского раскола и сектантства” была выделена из курса обличительного богословия и введена в Московской и Санкт-Петербургской Духовных Академиях, а в 1854 г. – в Казанской Духовной Академии и Семинарии» [6, с. 30]. В 1885 г. на архиерейском съезде в Казани было признано необходимым открыть в семинариях кафедры по истории и обличению раскола и сект, в результате чего Синод постановил открыть такие кафедры в 24 семинариях [19, с. 31]. В конце ХIХ – начале ХХ получили распространение публичные диспуты между священниками-миссионерами, имеющими более углубленную подготовку в области расколоведения, с представителями старообрядческих согласий, протестантами и сектантами. Как известно, революционные события 1917–1918 гг., Гражданская война, а затем и массовые репрессии в отношении Церкви поставили крест на вопросах, связанных с религиозным просвещением и образованием.

 «В сентябре 1943 г., через несколько дней после интронизации, Патриарх Сергий поручил архиепископу Григорию, как наиболее опытному богослову-педагогу, разработать проект организации средних и высших духовных учебных заведений. 1 октября того же года владыка представил проект, получивший одобрение Патриарха и Синода. В соответствии с ним предлагалось организовать сеть богословско-пастырских курсов в епархиях и Богословский институт в Москве (институт был открыт 14 июня 1944 г., месяц спустя после кончины Патриарха Сергия)» [37, с. 332]. В списке изучаемых в Богословском институте дисциплин значились «История и разбор русского сектантства и раскола», а на богословско-пастырских курсах – «Сектоведение и расколоведение» [20, с. 23]. Таким образом, данные дисциплины получили вторую жизнь. В 1960 г. Учебным комитетом РПЦ была проведена очередная реформа, в результате чего были приняты новые учебные программы для академий и семинарий, из которых дисциплины «Расколоведение» и «История и разбор русского раскола» были исключены. В период 1960–1990 гг. данные дисциплины лишь в качестве обзорных лекций читались в курсе «История Русской Православной Церкви» и совсем незначительно – в курсе «История Поместных Православных Церквей».

 Подлинным возрождением дисциплины можно считать начало преподавания «Истории церковных расколов» в Киевской духовной академии в конце 1990-х гг., что стало одним из важных инструментов подготовки выпускников КДА и ответом на пропаганду уклонения в раскол приходов Украинской Православной Церкви и апологии создания неканонических «Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата», «Украинской Автокефальной Православной Церкви» и др. Преподавание данной дисциплины в стенах КДА стало не только фактом реанимации расколоведения как дисциплины, но и существенным толчком к развитию методики преподавания, новым формам типологии и классификации церковных разделений, а также к развитию глубокого синергического подхода в проблеме расколов с привлечением светских и церковных дисциплин и выведением самой дисциплины на современный уровень изучения. В 2011 г. примеру КДА последовала Минская духовная академия [33, с. 14], в методике преподавания придерживающаяся более традиционных и архаичных практик. В настоящее время, помимо КДА и МинДА, расколоведение и история церковных расколов успешно преподаются в Волынской духовной семинарии Украинской Православной Церкви. В остальных духовных школах системы высшего духовного образования РПЦ данные дисциплины практически не получили своего самостоятельного развития и продолжают входить в виде фрагментов в курсы «Общецерковная история», «История Поместных Православных Церквей», «Истории Русской Православной Церкви», «Каноническое право».

Типология разделений

В настоящее время существует ряд типологий церковных разделений. Каждая создана для удобства изучения рассматриваемых явлений и имеет как свои недостатки, так и преимущества.

Традиционная модель классификации разделений исповедует территориальный принцип и исследует раскол, возникший на канонической территории той или иной Поместной Православной Церкви.

Тут также стоит сказать и о распространенном термине «альтернативное православие», под которым предлагается понимать религиозные группы, юрисдикции и образования, декларирующие свою принадлежность к православной вере, однако не входящие в юрисдикцию какой-либо канонической Православной Церкви. По свидетельству религиоведа А. Солдатова, термин «альтернативное православие» был предложен им в 1997 году «в контексте социологического описания целого спектра православных Церквей, общин и групп, которые не принадлежат до общности 15 официальным православным Церквям» [34, с. 273]. Впоследствии данный термин получил широкое распространение как в научно-популярной и справочной литературе [2; 29, с. 118–145; 36, с. 104–113; 26, с. 55–57; 25, с. 229–237], так и в религиоведческой публицистике [17].

Для современной классификации церковных разделений большое значение имеют работы А.К. Погасия [31], А.Н. Лещинского [27; 28], В.Л. Махнача [30, с. 30–38] и А.В. Слесарева [33]. Однако для рассматриваемой авторской работы и концепции типологии церковных разделений, для общей методологической базы расколоведения и истории церковных расколов особо ценными являются научно-богословские исследования ректора Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ), профессора протоиерея Владимира Воробьева и протоиерея Александра Федосеева.

По мнению протоиерея Владимира Воробьева, на сегодняшний день единству Православной Церкви угрожают церковные расколы, «которые условно можно разделить по основным движущим устремлениям на три главных типа [18, с. 9]:

  1. Националистические.
  2. Юрисдикционно-политические.
  3. Революционно-реформаторские [15, с. 376–394]» [18, с. 9].

Протоиерей Александр Федосеев расширяет список классификации церковных разделений и вводит в научный оборот дополнительное определение «дисциплинарно-психологические расколы» [35, с. 5].

Таким образом, изучая идеологические основания церковных разделений [3], опираясь на предыдущие научно-богословские разработки, можно классифицировать церковные расколы по такой схеме:

  • политические,
  • националистические (идейно-национальные) [11],
  • реформаторские [9],
  • дисциплинарно-психологические.

Именно в рамках данной типологии автор монографии построил структуру, внутри которой удалось описать несколько сотен неканонических групп, действовавших или продолжающих действовать в новейшее время как на канонической территории Русской Церкви, так и за ее пределами, в том числе и на канонических территориях Поместных Православных Церквей.

  1. Политические расколы возникают на почве вмешательства государства [31, с. 61–64], политических деятелей, общественно-политических организаций во внутреннюю жизнь Церкви. На этом фоне происходит подчинение церковного строя политической целесообразности. Политизация церковно-приходского бытия; неприятие отдельными верующими христианами определенного политико-государственного устройства, возникновение околоцерковных движений при непосредственной поддержке их определенными политическими силами – основная характеристика политических расколов.

Яркий пример: возникновение РПЦЗ и ее риторика политического характера. Согласно этому, все производные от РПЦЗ неканонические группы рассматриваются как представители политических расколов.

  1. Националистические (идейно-национальные) расколы характеризуются проникновением в церковное сознание специфических национальных устремлений, смешением повышенной религиозной чувствительности человека с его национальными интересами. Психология подобного раскола нередко подавляет миссионерский дух Православной Церкви и заслоняет собою вселенскую природу православия, где «нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского» (Гал. 3:28), но все едины во Христе Иисусе. Данная группа церковных разделений составляет большинство среди неканонических национальных юрисдикций, претендующих на статус автокефальных церквей.

Яркий пример: возникновение УПЦ КП, которая взяла для себя лозунг, придуманный Л. Кравчуком, первым президентом Украины: «Незалежной Державе – Незалежна Церква» («Независимому Государству – Независимая Церковь» (укр.). Подобные притязания исповедуют все непризнанные национальные группы, самовольно провозглашающие свою «автокефалию» и имеют особый упор на национальную идентичность и самосознание.

  1. Реформаторские расколы включают в себя идеи модернизма и рационального прагматизма, которые раскрываются как приспособление богословского разума к меняющимся событиям современного мира. Утилитаризм в религиозной этике и церковно-приходской жизни, отторжение основных положений Священного Предания и психология революционного радикализма, требование пересмотра канонического устройства Церкви, отрицание монашества и либерализация церковной жизни  – таковы основные признаки революционно-реформаторских расколов [4].

Яркий пример: создание неканонической «Апостольской Православной Церкви» в 2000 году и ее декларация о женатом епископате и необходимости реформ канонического устройства Православной Церкви. В отдельных случаях группы таких «реформаторов» вырождаются в так называемый «протестантизм восточного обряда», который решительно отвергает церковную традицию и канонические формы бытия Церкви.

  1. Дисциплинарно-психологические расколы включают в себя такие негативные процессы, как дискриминация и критика институциональных органов Церкви и внутренние церковные проблемы – младостарчество и авторитаризм. Социальный изоляционизм, псевдоэсхатологические и апокалиптические ощущения, радикальные настроения, а также процессы гносеологического характера – редукционизм, фанатизм и псевдодуховность – разумеется, занимают здесь не последнее место.

Ярким примером дисциплинарно-психологического раскола является история старостильного раскола в Греции, когда поводом для уклонения в раскол огромной массы православных верующих в Греции, а затем и в других Поместных Церквах послужила календарная реформа и приверженность «ревнителей благочестия» к церковному календарю. Раскольники объявили новый стиль безблагодатным, а все канонические Православные Церкви, перешедшие на новый стиль или имеющие общение с новостильными, – безблагодатными.

Пример в истории РПЦ: раскол епископа Диомида, породивший целую плеяду маргинальных юрисдикций, исповедующих царебожие и скорый приход Антихриста. В данную группу церковных расколов органично входят и последователи разного рода «святых» – Иосифа Сталина, Адольфа Гитлера, Вячеслава Крашенинникова, Иоанна Грозного и Григория Распутина и т. п.

Важно отметить, что введенная классификация является условной, сформулирована она для удобства изучения, анализа и разбора раскольнических течений по определенным идеологическим основаниям. Более того, необходимо понимать, что «церковные разделения имеют неодинаковую природу, и не всякое из них является расколом. Например, в истории неоднократно случалось, что части той или иной Поместной Церкви длительное время находились вне общения друг с другом по причинам исторического или политического толка» [21]. Кроме того, некоторые неканонические юрисдикции могут быть одновременно отнесены к разным идеологическим группам, например Украинская Православная Автокефальная Церковь (каноническая), претендующая на наименование украинской национальной церкви и в это же время являющаяся одной из ярких представительниц группы реформаторских расколов.

Несомненной ценностью работы является привлечение огромного корпуса документов и материалов, впервые входящих в научный оборот. Не последнее место в корпусе материалов занимают фотографии, отображающие деятельность неканонических юрисдикций, общин, клириков и последователей. Благодаря рассматриваемому изданию можно успешно идентифицировать большинство известных неканонических «иерархов», действующих как на территории России, так и в ближнем и дальнем Зарубежье. Данное издание имеет несомненную ценность как для церковно-исторической науки, так и для церковно-практической области, призвано расширить знания по проблематике церковных разделений новейшего времени и будет полезно как клирикам Русской Православной Церкви, так и студентам духовных академий и семинарий.

Необходимо также сказать, что раскол – это дерзкий вызов церковному единству, это рана на теле Церкви и разрыв «нешвенного хитона Христова» (см.: Ин. 19:23). Для пастыря крайне важно ориентироваться в истории новейших разделений в Церкви, иметь представление о происхождении и идеологии неканонических групп для того, чтобы на приходе и в личной социальной жизни противостоять разделениям и аргументированно отстоять позицию канонической Церкви.

Угроза расколов имеется и на приходском уровне, через распространение псевдоправославных мифов и идей, связанных с почитанием Иосифа Сталина или Иоанна Грозного, обожествлением советского периода и историческим мифотворчеством, которые также ведут людей к отторжению от церковного единства и политизации церковной жизни, к нагнетанию истерии и упразднению духа мира и смиренной молитвы пред Господом в церковной общине.

В заключение желаю всем присутствующим хранить единство Церкви, иметь искреннюю любовь не только к членам Церкви, но и к отпавшим от нее по разным причинам, и помнить, что только подлинным смирением и терпеливым и уважительным общением мы сможем обратить отпавших к Церкви, направить к покаянию и воссоединить с канонической Церковью.

 

Литература

  1. Библия, или книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в русском переводе, с параллельными местами и указателем церковных чтений. М.: Издание Московской Патриархии, 1956.
  2. Альтернативное православие // Отечественные записки. № 1 (1) 2001 // Отечественные записки [Электронный ресурс]. 2021. Режим доступа: https://strana-oz.ru/2001/1/alternativnoe-pravoslavie (дата доступа: 10.10.2021).
  3. Бочков П., свящ., Мартышин Д., прот. Выбор веры: Церковь или идеология: классификация церковных расколов постсоветского периода: монография. К.: ДП «Издательский дом «Персонал», 2011.
  4. Бочков П., свящ., Мартышин Д., прот. Дух революции» в Церкви. СПб.: Алетейя, 2010.
  5. Бочков П.В. Процесс хабилитации по теологии в Республике Польша // Христианство на Ближнем Востоке. М., 2022. Т. 6. № 1. С. 118–126.
  6. Бочков Павел, свящ. История церковных расколов и расколоведения как дисциплин в системе высшего духовного образования Русской Православной Церкви // Труды Перервинской православной духовной семинарии. М., 2014. № 11. С. 29–42.
  7. Бочков Павел, свящ. Обзор неканонических православных юрисдикций ХХ–ХХI вв. Т. 1: Политические расколы: монография. Киев: ДП «Персонал», 2014. 199 с.
  8. Бочков Павел, свящ. Обзор неканонических православных юрисдикций XX–XXI вв. Т. 1: Политические расколы: монография. Издание 2-е, исправленное и дополненное. СПб.: Свое издательство, 2018. 236 с.
  9. Бочков Павел, свящ. Обзор неканонических православных юрисдикций ХХ – ХХI вв. Т. 2: Реформаторские расколы: монография. Киев: ДП «Персонал», 2014. 414 с.
  10. Бочков Павел свящ. Обзор неканонических православных юрисдикций XX—XXI вв. Т. 2: Реформаторские расколы: монография. Издание 2-е, исправленное и дополненное. СПб.: Свое издательство, 2018. 427 с.
  11. Бочков Павел, свящ. Обзор неканонических православных юрисдикций ХХ–ХХI вв. Т. 3: Идейно-национальные расколы. Непризнанные национальные автокефалии: монография. Киев: «Послушник», 2015. 489 с.
  12. Бочков Павел, свящ. Обзор неканонических православных юрисдикций XX–XXI вв. Т. 3: Идейно-национальные расколы. Непризнанные национальные юрисдикции: монография. Издание 2-е, исправленное и дополненное. СПб.: Свое издательство, 2018. 486 с.
  13. Бочков Павел, свящ. Обзор неканонических православных юрисдикций XX–XXI вв. Т. 4: Греческий старостильный раскол и производные от него неканонические юрисдикции: монография. СПб.: Свое издательство, 2018. 282 с.
  14. Бочков Павел, свящ. Обзор неканонических православных юрисдикций XX–XXI вв. Т. 5: Дисциплинарно-психологические расколы: монография. СПб.: Свое издательство, 2020. 523 с. Библиогр.: с. 463–519.
  15. Бочков Павел, свящ. Революционно-реформаторские расколы // Труди Київської Духовної Академії. К., 2009. № 10. С. 376
  16. Бочков Павел, свящ. Юрисдикционно-политические церковные расколы постсоветского периода. М.: Эдиториал сервис, 2010.
  17. Видишенко Андрей. Альтернативное Православие. Невыученные уроки // Россия в глобальной политике [Электронный ресурс]. 2021. Режим доступа: https://globalaffairs.ru/articles/alternativnoe-pravoslavie-nevyuchennye-uroi/ (дата доступа: 10.10.2021).
  18. Воробьев Владимир, прот. Единство Православной Церкви и искушение раскола сегодня // Единство Церкви: Богословская конференция 15-16 ноября 1994 г. М., 1996. С. 7–17.
  19. Всеподданнейший отчет Обер-прокурора Святейшего Синода по Ведомству православного исповедания за 1885 г. СПб., 1887. С.22 // Цит. по: Конь Р.М. Введение в сектоведение. Нижний Новгород: Нижегородская Духовная семинария, 2008. С. 31.
  20. Григорий (Чуков), архиеп. Учреждение духовно-учебных заведений // Журнал Московской Патриархии. М., 1943. № 3. С. 22–24.
  21. Иларион (Алфеев), митрополит Волоколамский. «В процедуре возвращения из раскола не должно быть ничего унизительного» // Русская Православная Церковь. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www.patriarchia.ru/db/text/1219070.html (дата доступа: 14.07.2013).
  22. Конь Р.М. Введение в сектоведение. Нижний Новгород: Нижегородская Духовная семинария, 2008.
  23. Кострюков А.А. Как не потеряться в «джунглях зилотства»? Рец. на: Бочков П., свящ. Обзор неканонических православных юрисдикций ХХ–ХХI вв. СПб: Свое издательство. 2018. Т. 1–4. Изд. 2-е, испр. и доп. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. М.: ПСТГУ, 2020. Вып. II (94). С. 173–176.
  24. Кострюков А.А. Новое исследование по истории расколов. Рец. на: Бочков П., свящ. Обзор неканонических православных юрисдикций ХХ–ХХI вв. Т. 5: Дисциплинарно-психологические расколы. СПб.: Свое издательство, 2020 // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. М.: ПСТГУ, 2022. Вып. II (105). С. 163–166.
  25. Лещинский А. Н. «Альтернативное православие в религиозной ситуации России» // Свобода религии, нравственность и ответственность в Российском обществе. Заокский: «Источник жизни», 2006. С. 229–237.
  26. Лещинский А. Н. «Альтернативное православие» (к постановке проблем изучения) // Ломоносовские чтения 2006: Россия в XXI в. и глобальные проблемы современности. Сборник докладов научной конференции. Под общей ред. проф. Л. Н. Панковой. М.: ТЕИС, 2006. С. 55– 57.
  27. Лещинский А.Н. Православие: единство и разделения (социумные детерминанты, типология, противоречия и тенденции): Монография. М.: Изд-во РГСУ, 2011.
  28. Лещинский А.Н. Православие: типология церковных разделений // Российское Объединение исследователей религии [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rusoir.ru/03print/svoboda-sovesti/19/ (дата доступа: 21.08.2013).
  29. Макаркин А. В. Альтернативное православие в России: история и современное состояние // Полития. М., 2002. № 1. С. 118–145.
  30. Махнач В. Л. Культурология расколов // Единство Церкви: Богословская конференция 15-16 ноября 1994 г. М., 1996. С. 30–38.
  31. Погасий А.К. Церковные расколы в российском православии XIV – начала XX веков. Казань: Издательский дом МедДок, 2009.
  32. Пчелинцев А.В. Машинопись. М., 2021.
  33. Слесарев А.В. Расколоведение. Введение в понятийный аппарат. М.: Новоспасский мужской монастырь, 2012.
  34. Солдатов Олександр. «Альтернативне» Православ'я в сучасній Україні: типологія, походження, структура // Наукові записки Українського Католицького Університету. Львів, 2019. Число XII. Серія «Богослов'я». Вип. 6. С. 273–304.
  35. Федосеев Александр, прот. Расколы и современность. М.: «Благословение», ООО «Техинвест-3», 2010.
  36. Шабуров Н. В. Альтернативное православие // Прикладное религиоведение для журналистов / сост. и ред. М. В. Григорян. М.: Центр экстремальной журналистики; Права человека, 2009. С. 104–113.
  37. Шкаровский М.В. Возрождение духовных школ Петербурга 1945-1955 гг. // Труди Київської Духовної Академії. Киев, 2010. №13. 332–354.

 

Тезисы подготовлены на основе презентации, прошедшей в рамках Всероссийской научно-практической конференции «Русская Православная Церковь в ХХ веке: исторические вызовы и испытания» (Оренбург, Оренбургская духовная семинария, 8 декабря 2022 г.).

Источник: Бочков П.В., иерей. Презентация монографии «Обзор неканонических православных юрисдикций ХХ–ХХI вв.». Санкт-Петербург: Свое издательство, 2018 – 2020. ТТ. I–V: изучение расколов новейшего времени, актуальность, типология, примеры // Вестник Оренбургской духовной семинарии. — Оренбург, 2022. — № 4 (25). С. 240–261

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9