«На войне нет неверующих». Беседа с протоиереем Олегом Тэором
Настоятеля храма благоверного великого князя Александра Невского в Пскове, председателя епархиального Отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами протоиерея Олега Тэора (р. 1944) называют «дивизионным батюшкой». Много лет он окормляет военнослужащих, побывал с командировками в Чечне, Сирии, Югославии и Дагестане. В интервью порталу «Богослов.Ru» отец Олег рассказал, зачем в армии нужны священники и почему он не боялся ехать в «горячие точки», а также вспомнил о встречах, повлиявших на его жизнь. Беседа состоялась в начале февраля 2022 года.
Статья

«Вот ты и будешь служить»

Отец Олег, Вы военный священник. С чего началось Ваше служение на этом поприще?

Некому было служить. Я гостил в Москве, где у меня было много знакомых. Как-то на Пятницкой улице собирались верующие, в том числе и военные священники. Обсуждали разные вопросы, беседовали… Они узнали, что я из воинского храма, уже готов служить. Сказали: «Приедете домой — скажите Владыке, что нужен ответственный за служение в армии». Я и сказал архиепископу Евсевию (Саввину) (в то время архиепископ Псковский и Великолукский — Ред.), что так в Москве передали. А он ответил: «Вот ты и будешь». Так я и стал военным священником.

А Вы сами служили в армии? 

Да.

Возникали ли у Вас трудности при взаимодействии с военным руководством и непосредственно с военнослужащими?

Нет, ко мне все хорошо относились — и рядовые военные, и замполиты (заместители командира по работе с личным составом — Ред.), и начальники. И сейчас до сих пор приглашают на мероприятия.

А для чего вообще для чего нужен священник в армии?

Как у нас говорят, окормлять военных, то есть их духовные надобности удовлетворять.

Приходилось ли вам улаживать конфликты в воинских частях, связанные с неуставными отношениями, дедовщиной?

Да, приходилось. Но мирным путём.

Некогда думать, страшно или нет

Вы были в Чечне во время боевых действий. Что Вас побудило туда поехать? Это же риск, опасность для жизни.

Потому что ехать было некому. Один генерал сказал: «У меня есть во Пскове тот, кто поедет в Чечню». И отправили меня на самолёт.

Было страшно?

Тогда было некогда было думать, страшно или нет. Полетел, и всё. 

Что вы говорили солдатам перед выходом на поле боя?

Что на войне нет неверующих, в окопах нет неверующих.

Для всей страны примером мужества и отваги стал героический подвиг 6-й Псковской десантной роты. Многие из них были Вашими прихожанами?

Были и прихожане, и мои знакомые среди них, которые предотвратили худшее. Если бы не они, то не было бы сейчас нашей государственности. Эти воины грудью защитили Россию. Как говорят теперь, бандиты должны были дальше пойти и на Москву. А эти ребята легли на поле, чтобы им противостоять. Несмотря на взятки, которые им пытались давать, они выполняли свой долг.

Вы молитесь об их упокоении?

Да, у нас есть поимённые списки, поминаем каждый день. Первые списки погибших вывешивали на стене храма. Многие родственники, жёны, матери приходили, смотрели, нет ли их родственника там. С нас и началась память о погибших, она жива до сих пор. Мы организовали музей 6-й роты, в котором находятся вещи погибших бойцов. Есть Аллея памяти, где в память о каждом погибшем воине посажено дерево.

Вы и в Сирии были не так давно?

Да, несколько лет назад. В Сирии нас любят. Мне с местными приходилось встречаться: в Сирии есть и христиане, и мусульмане. Живут мирно. Был случай, когда в Дамаске в мусульманской семье родился ребёнок, и в этот же день родители принесли мне его на благословение. Сразу после рождения, день в день. Они не смотрят, мусульманин ли ты или христианин. Все равны. В мире живут. Этому можно только удивляться!

Когда Вы были там, слышали взрывы, видели боевые действия?

Да, всё было, тяжёлое время. И в Югославии был, когда там всё взрывали.

В 2015 году Вы были награждены Георгиевским облачением. За что такая награда даётся священнику? 

До революции таким облачением награждали выдающихся священников, в основном военных, для которых это считается самой большой и почётной наградой. Сейчас единственное в мире Георгиевское облачение есть у меня.

Чтобы «лишнюю» церковь не закрыли

Отец Олег, а как Вы пришли к вере?

Ещё в детстве. У нас в семье все были верующими, и вокруг в деревнях все были верующими тоже.

Что побудило Вас принять священный сан в тяжёлое для Церкви советское время, в 1970 году?

В то время закрывали храмы. Тогда считали «религиозные общества», говорили, что их становится больше, а священников не хватает. Эти места «религиозных общин» занимали иноверцы. Когда я шёл в священники, считали, сколько всего было на тот момент общин. Тогда не смотрели — православные или не православные. Если, например, у баптистов увеличивалось количество общин, то где-то закрывали православную церковь. Вот поэтому я пошёл в священники, чтобы «лишнюю» церковь не закрыли и «лишний» замок не повесили на православный храм.

Кстати, сегодня Вы настоятель храма Александра Невского, который является воинским…

Да, он ещё до революции был построен как воинский храм. Когда в 90-е стали передавать храмы Церкви, мы несколько лет служили Божественные литургии под открытым небом. Ветер дует с севера — мы с южной стороны молимся, если южный ветер — молимся с другой стороны.

Вас связывали узы духовной дружбы с отцом Николаем Гурьяновым. Как Вы познакомились с ним?

Отец Николай через кого-то послал весть, что хочет встретиться со мной. Это было ещё до того, как я стал священником. Я поехал тогда на «Ракете», которые ходили от Пскова прямо до острова Залит. Первая встреча с батюшкой длилась около 15 минут. За это время он дал мне очень ценные советы для диаконского служения, к которому меня готовили. И рассказал о моей судьбе, которая и сейчас идёт по его предсказанию.

Каким Вам запомнился отец Николай?

Батюшка был очень прост и чист по-детски. Он был очень скромным и доверчивым, видел людей насквозь. Эта доверчивость исходила из его доброты и милосердия. Он верил, что человек обязательно исправится, что всё будет хорошо. Он всем подавал такую надежду на исправление.

Мы знаем, что Вам удалось собрать уникальную библиотеку — более 40 тысяч книг. Есть ли в ней интересные редкие экземпляры или особенно дорогие Вам лично?

Да. Есть даже книги старше Петра I. У владыки Евсевия был друг-архиерей, служивший в Зарубежной Церкви. Он подарил архиепископу Евангелие, которое лежало на груди святителя Иоанна Шанхайского. А владыка подарил его мне.

Батюшка, что бы Вы пожелали семинаристам, которые хотят стать священниками?

Приобретать знания, готовиться к этому. У нас один батюшка говорил: «Ты сейчас живи, но наперёд гляди». Например, вы сейчас семинарист, но думайте, что будет после семинарии. Нужно заглядывать вперёд, как вы будете жить после окончания учёбы. Вот этим жить и надо.

Беседовал Даниил Галаев

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9