
Аннотация. Транзитивность понятия «эсхатология» позволяет говорить не только о непререкаемом для христианской культуры концепте «Конца света», но и о пределах самой культуры с онтологических позиций признания культуры специфической реальностью, релевантной реальности физического, ментального, духовного мира. Так становится возможным говорить не только о теологической эсхатологии (историческом апокалипсисе), но и о гуманитарной эсхатологии как пограничных значениях культурогенеза, при выходе за которые культура перестает быть собой. Теологическая эсхатология неотъемлемым фактором культуры признает бесконечную нравственную координату бытия субъекта культуры, так что культура следует за человеком в случае любого преображения реальности. С позиций гуманитарной эсхатологии пределом культуры является граница реальности самой культуры, постигаемая через эмоциональный отклик. Постижение культуры должно равноценно включать в себя эсхатологические критерии как бесконечности, так и ограниченности культуры.