45

Литургическое единство

Опубликовано: 20 января 2023

Авторы

image

Сухарев Александр Валерьевич, священник

Кандидат богословия. Старший преподаватель кафедры богословия, Московская духовная академия, Сергиев Посад

Гвардини Романо

image
Аннотация. Вниманию читателя предлагается перевод второй главы книги «Дух литургии» (1918) католического священника и богослова Романо Гвардини (1885—1968).

Литургия как игра

Литургическая молитва

Предисловие переводчика

Литургия Церкви во всем ее культурном и историческом многообразии уходит своими корнями в Писание и Предание, в вечное и временное. С одной стороны, она завещана нам Самим Господом, и ее содержание — благодарение за сотворение мира, воспоминание смерти и Воскресения Спасителя, вкушение Его плоти и крови — останется неизменным «до скончания века» (Мф. 28:20). Закон литургии определяется законом веры, Церковь стоит на Христе, как на своем незыблемом основании. Но воплотившись, Христос стал частью истории, — так же и литургия, передавая нам завещание Христа «сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22:19), использует тот язык, который лучше всего подходит для времени и места совершения. В этом смысле можно сказать, что апостольская литургия отличается от средневековой, а средневековая — от современной. И дело здесь не столько в особенностях чинопоследования, сколько в изменениях внутри самого человека: его готовности слушать и слышать, способности образовывать связи с другими, стремлении жертвовать своей независимостью, наконец, в личных вкусах и предпочтениях.

«Исторический человек» задает одни и те же вопросы, но отвечает на них по-разному. Что для меня литургия: средство или цель? Что важнее: совместное дело или созерцательная молитва? Кто я больше в богослужении: наблюдатель или совершитель? Для чего нужна литургия: для личного освящения или для таинственного соединения с Богом? Какими бы ни были наши ответы, мы даем их не столько в учебном классе, частном разговоре или публичной речи, сколько в месте христианского собрания — в Церкви, на литургии.

Удивительно, но размышления Романо Гвардини, появившиеся на свет более века назад, не потеряли своей актуальности. Возможно, потому, что автор не пытается раз и навсегда «решить проблему» литургии, а решает показать нам невидимую нить, протянутую между двумя противоположными и одновременно стремящимися друг к другу понятиями личного и общего, целого и частного, временного и вечного. С точки зрения Гвардини, литургия предполагает и то, и другое: во-первых, в ней есть Господь, находящийся в центре молитвенного внимания Церкви, а во-вторых, человек, а точнее собрание людей, объединенных верой, любовью и... взаимным уважением.

====================================================================

Текст главы

Литургия говорит не «я», но «мы», если только для одного из ее действий не требуется единственного числа (например, в обращении от первого лица, или в некоторых молитвах епископа или священника и т. д.). Литургия совершается не кем-то одним, но собранием верных. Оно состоит не только из тех, кто присутствует в храме; это и не «приход», собравшийся на богослужение. Выходя за видимые пределы, собрание объединяет всех верующих, живущих на земле. Преодолеваются и временные границы: молящиеся на земле ощущают единство с теми, для кого времени больше не существует, кто, будучи вознесен от земли, пребывает в вечности.

Определение всеохватности не исчерпывает понятия литургического единства. «Я», которое несет в себе литургическое действие, — это не просто сумма отдельных верующих. Они едины постольку, поскольку само это единство есть нечто, независимое от множества, которое его составляет. Это и есть Церковь.

Все это похоже на то, как устроено государство. Государство есть нечто большее, чем сумма составляющих его граждан, властей, законов, институтов и т. д. Граждане ощущают себя не просто частями большего целого, но членами всеобъемлющего, живого единства.

В существенно иной, благодатной области таким феноменом является Церковь. В ней есть все необходимое: система разнообразных жизненных принципов, средств и целей, видов деятельности и сфер влияния, людей, институтов, законов. Она состоит из верных христиан; но она есть нечто большее, чем сумма людей сходных убеждений и правил. Христиан соединяет более действенное, истинное начало, Сам Христос. Его жизнь — наша; мы — Его тело, «мистическое тело Христово», corpus Christi mysticum (см.: Рим. 12:4; 1 Кор. 12:4; Эф. 1-4; Кол. 1:15 и т. д.). Действующая сила, которая управляет этим живым единством, прививает к нему, дарит участие в этом единстве и в нем сохраняет Святой Дух (см.: 1 Кор. 12:4). Каждый отдельный христианин — клетка этого организма, член этого тела.

Только в пространстве литургической молитвы человек сознает, что такое религиозное единство. Здесь он видит себя предстоящим Богу не как отдельное существо, но как часть целого, которое обращается к Богу и в котором он с Богом говорит. От него требуется, чтобы он сознавал себя и желал быть частью этого целого. Опыт церковного единства возможен только в литургическом пространстве. Верующий, если он действительно хочет участвовать в совершении литургии, должен понимать, что он действует и молится как член Церкви, которая действует и молится вместе с ним. В этом высшем единстве он должен составить одно целое со всеми молящимися.

Здесь возникает очевидная трудность. Корнями она уходит в более общую проблему соотношения части и целого. Религиозное сообщество, как и любое другое, требует от человека двух вещей. Во-первых, жертвы: он должен, пока является членом сообщества, отказаться от всего, что в нем живет только для себя и исключает других. Он должен отложить все «свое» и быть вместе с другими, жертвуя частью своей самодостаточности и независимости. За этим следует еще одно усилие: ему нужно добровольно принять и усвоить более совершенный жизненный уклад общины, сообщества.

Это требование воспринимается нами по-разному, в зависимости от склонностей и предпочтений. Чье-то внимание больше привлекает то, что составляет объективную сторону духовной жизни, — наполняющие ее мысли, средства и цели, нормы, законы и правила, права и обязанности и так далее. И жертва, и усилия, о которых уже шла речь, в этом случае предполагают более конкретный характер. Человеку нужно отказаться думать свои «особенные» мысли, идти своим «особенным» путем. Ему придется отдать себя под водительство литургии. Ей он должен пожертвовать независимостью; молиться вместе с другими — вместо того чтобы выставлять себя вперед; подчиняться — вместо того чтобы свободно распоряжаться самим собой; находиться вместе с другими — вместо того чтобы идти куда вздумается. Его задача не только в том, чтобы «реализовать» идейный мир литургии. Он должен выйти из привычного круга мыслей и войти в богатейший, чем у него, духовный мир, пожертвовать своими личными целями в пользу высшей, воспитательной цели литургического сообщества. Само собой разумеется, он должен принимать участие в таких упражнениях, которые не отвечают его нуждам, как он их сам понимает; должен просить о вещах, которые не имеют к нему непосредственного отношения; должен адресовать Богу прошения, которые не затрагивают его лично и которые обусловлены только нуждами сообщества, членом которого он является. Временами он должен — что неизбежно с учетом количества действий, молитв, образов — принимать участие в действиях, смысл которых ему непонятен и т. д.

Все это представляет собой трудность, особенно для современных людей, которые с такой неохотой жертвуют своей независимостью. Тот, кто готов добровольно связать себя законами государства или экономики, легче и быстрее подчиняется духовному руководству извне, нежели тот, кто любит независимость и привык жить, согласуясь только с собственными желаниями. Все, чего требует литургия, может быть сведено к одному слову: смирение. Смирение как самоотречение — а именно отказ от самоволия и самодостаточности. И смирение как труд, добровольное принятие такого смысла жизни, который находится за пределами моего личного бытия.

Для тех, кто в жизни общины склонен видеть не объективную, а личностную сторону, живого человека, проблема литургического единства не в том, чтобы усвоить содержание жизни общины и стать ее частью. Намного труднее для них согласиться быть вместе с другими, делиться с ними тайнами жизни души, вместе чувствовать и желать, зная при этом, что образуешь с ними некое высшее единство. Не с тем или этим отдельным человеком, не в тесном круге единомышленников, но со всеми, в том числе равнодушными, неприятными и даже враждебно настроенными людьми.

Разрушить барьеры, которыми окружает себя чувствительная душа; выйти за их пределы, идти вместе с другими, разделять с ними общую жизнь — вот что здесь требуется. Если в первом случае община воспринимается как большой, объективно существующий порядок, во втором она похожа на ткань, состоящую из человеческих отношений, бесконечное переплетение связей по принципу «я — ты». В первом случае требуется пожертвовать самостоятельностью в литургическом действии; во втором — отказаться от самоизоляции, бытия-для-самого-себя. В первом случае речь идет о добровольном подчинении установленному порядку, во втором — о совместной жизни с другими людьми. Там требуется смирение, а тут — любовь и открытость. Там нужно принять объективное содержание литургии; здесь — разделить свою жизнь с другими членами тела Христова, их прошения соединяя со своими, их нужды воспринимая как свои. В первом случае местоимение «мы» выражает самоотверженное согласие на объективность, а во втором — включение другого в жизнь собственной души, принятие его жизни в свою. В первом случае нужно преодолеть гордость, стремящуюся к независимости, и узость обособления, которое не хочет усваивать разнообразный мир общих целей и мыслей. Во втором придется преодолевать неприятие чужого и чуждого, ложный стыд сделать шаг навстречу другому, бороться с исключительностью аристократизма, который побуждает искать общения с теми, кого ты сам выбрал и кому добровольно решил открыться. Здесь также требуется постоянное самоотречение, движение навстречу желаниям других и большая любовь, готовая разделять их жизнь и сделать ее своей собственной.

Вместе с тем такое самоотречение облегчается одной характерной для литургической жизни особенностью, которая одновременно дополняет и противоречит тому, о чем говорилось прежде. Назовем душевное состояние, которое проявляет себя двумя уже отмеченными путями индивидуалистическим. Ему противостоит состояние социальное, которое стремится к единству с другими и живет в пространстве «мы» так же легко, как индивидуалисты живут в пространстве «я». «Социальное» состояние, если у него есть духовная устремленность, непроизвольно ищет подобных себе; но это совместное и решительное стремление к единству оказывается чуждым для литургии. Здесь можно вспомнить о способах организации духовной жизни в некоторых сектах, где барьеры между людьми совершенно устраняются, и в результате утрачивается всякая духовная, а порой и внешняя, сдержанность. Конечно, это скорее исключение, но все же оно обнаруживает негативные тенденции, живущие в натурах «социального» склада. Они тоже не находят в литургии того, что ожидали. Для них литургическое единство кажется слишком холодным и сдержанным. Из этого следует, что в литургическом единстве, каким бы полным и подлинным оно ни являлось, нет места для безрассудного самопожертвования. Устремленность к общности встречается с противоположной, которая следит за соблюдением определенных границ. Да, один — это часть целого, но не только часть. Часть входит в целое, прибавляется к нему, но так, что сохраняет собственное, покоящееся в себе самом единство личности. Особенно это видно из того факта, что общность не передается непосредственно от человека к человеку. Ее можно достичь только благодаря единству цели и конечному пункту назначения духовного пути — Богу — посредством общей веры, жертвы и таинства. Редко в литургии бывает, что слово и ответ на него, действие и жест передаются от одного к другому непосредственно[1]. Когда же это случается, весьма поучительно наблюдать, с какой долей сдержанности. Литургией управляют строгие правила. Никогда один человек не вступает в непосредственное отношение с другим. Человек свободен сам решить, какую степень близости допускать в Том, что соединяет его с другими, — в превосходящем их Боге.

Все это очень важно. Не будем долго объяснять, что произойдет, если литургическое сознание будет передаваться от человека к человеку. История сектантства богата такими примерами. Поэтому в литургии между индивидами установлены строгие границы. Для «общего» в литургии характерно чувство сдержанности и взаимного уважения. Несмотря на объективно существующее единство, один не имеет права вторгаться в пространство другого, оказывать влияние на его молитвы и действия, навязывать свои представления, чувства и ощущения. Единство коренится в сознании, мыслях и слове, в направлении взгляда и сердца к одной цели; в том, что все одинаково веруют, предлагают ту же самую жертву, вкушают один и тот же божественный хлеб; в том, что один Бог и Господь таинственным образом объединяет всех молящихся. Однако будучи особыми телесными существами, они не вторгаются во внутреннюю жизнь друг друга.

Такие отношения в конечном счете позволяют литургическому единству состояться, иначе оно было бы невыносимым. Благодаря этим правилам литургия отторгает все вредные элементы. Она не позволяет душе бояться быть запертой вместе с другими и следит за тем, чтобы ее независимости и сокровенности никто не угрожал.

Таким образом, от человека индивидуалистического склада требуется жертва ради общественного блага; от человека социального склада — подчинение существующим правилам литургического единства. В то время как первый должен приучить себя чаще находиться в обществе собратий, признавая, что он только один из многих, последний должен подчиниться благородным, сдержанным формам, которые приняты в доме Его божественного Величества.

 

[1] Совсем другое дело, если происходит встреча между верующим и священнослужителем. Эта связь носит постоянный и непосредственный характер.

 

Источник: Богослов.Ru

  • ВКонтакте

  • Telegram

  • Электронная почта

  • Скопировать ссылку