Особенности правового статуса священнослужителей в России
В исследовании старшего преподавателя Кузбасской духовной семинарии священника Иоанна Павлюка проведен анализ правового положения священнослужителей в соответствии с внешним церковным правом, то есть с действующим законодательством Российской Федерации. Священнослужители Русской Православной Церкви в России обладают всеми правами и свободами, гарантированными государством, наравне с другими категориями граждан. Несмотря на то что Церковь отделена от государства, выявлены особенности правового статуса клириков, некоторые связаны с предоставлением особых прав (например, возможность посещения пациентов и лиц, лишенных свободы; клирики не могут быть допрошены в качестве свидетелей об обстоятельствах, ставших им известными из исповеди), некоторые запрещают определенные виды деятельности (например, запрет предвыборной агитации).
Статья

Введение

Статус священной иерархии определяется нормами церковного права, в котором, по свидетельству ученых-канонистов [Павлов, 2002, 32; Павлюк, 2021, 358; Цыпин, 2009, 22], можно выделить внутреннее и внешнее церковное право. Источниками первого является Божественная воля и сама Церковь, второго – государство, в котором существует в данный исторический период конкретная Поместная Церковь. Мы проанализируем особенности правового статуса священнослужителей в России в соответствии с внешним церковным правом, то есть с действующим законодательством Российской Федерации.

Несомненно, что статус священнослужителей зависит в первую очередь от правового положения Церкви в государстве. В течение российской истории правовой статус Православной Церкви и ее священнослужителей претерпел кардинальные изменения. В дореволюционный период она имела статус государственной религии, была частью государственной системы, клирики пользовались покровительством государства и личными привилегиями [Лавицкая, 2009, 335-343]. Советский период характеризуется для священнослужителей официальными и неофициальными ограничениями в правах, а также репрессиями вплоть до физического уничтожения [Синельников, 2011].

Конституционные основы статуса священнослужителей

На современном этапе положение религиозных объединений регулируется разными правовыми актами, центральное место в которых занимает Конституция Российской Федерации, принятая на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года, с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 года[1] (далее – Конституция РФ).

Основной закон провозглашает в нашей стране идеологическое многообразие и устанавливает запрет на введение любой обязательной идеологии (ст. 13 Конституции РФ). Фундаментальной правовой основой отношений государства и Церкви в России является статья 14 Конституции РФ, в которой определены принципы государственно-конфессиональных отношений. Статья выделяет четыре таких принципа:

1)         Россия – светское государство;

2)         никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной;

3)         религиозные объединения отделены от государства;

4)         религиозные объединения равны перед законом.

Данные принципы продублированы и в п. 1 ст. 4 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ (ред. от 30.04.2021) «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее – Закон о свободе совести) – главном законе, который регулирует вопросы деятельности религиозных организаций и свободы совести в нашей стране.

Определяя основные права и свободы человека и гражданина, Конституция РФ в статье 19 устанавливает, что все равны перед законом и судом независимо от отношения к религии. При этом запрещены любые формы ограничения прав по признаку религиозной принадлежности.

Кроме того, определены гарантии свободы совести и свободы вероисповедания, которые включают право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ним (ст. 28 Конституции РФ).

На основе вышесказанного можно сделать вывод, что основной закон устанавливает правовой фундамент равных прав и свобод для священнослужителей любой религии. Также можно констатировать, что священнослужители обладают всеми конституционными правами и свободами, гарантированными государством, наравне с другими категориями граждан.

Понятие «священнослужитель»

Предметом нашего исследования определен правовой статус священнослужителя, поэтому важно выяснить, что под этим термином понимает действующее законодательство.

Законодательно данный термин не определяется. Подзаконные акты также не дают четкой формулировки, но на основании указа президента РФ от 12.07.2012 № 969 «О предоставлении священнослужителям права на получение отсрочки от призыва на военную службу»[2] можно вывести следующее определение: священнослужитель – это лицо, получившее духовный сан (звание) и занимающее должность в религиозной организации [Ушаков, 2010].

Законодатель устанавливает, что конфессии осуществляют свою деятельность на основании своих внутренних установлений, которые не могут противоречить действующим законам. Кроме того, государство должно уважать внутренние установления религиозных объединений (ст. 15 закона о свободе совести). А на основании принципа отделения религиозных объединений от государства религиозное объединение создается и осуществляет свою деятельность в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой, выбирает, назначает и заменяет свой персонал согласно соответствующим условиям и требованиям и в порядке, предусматриваемом своими внутренними установлениями (п. 5, ст. 4 закона о свободе совести).

Таким образом, можно сделать вывод, что законодатель предоставляет право самим религиозным организациям определять, что они понимают под термином «священнослужитель».

Митрополит Филарет (Дроздов) пишет, что церковная иерархия – это церковное учреждение, в котором сохраняется преемство апостольского служения [Филарет Дроздов, 57], а также что «священство есть Таинство, в котором Дух Святой правильно избранного через рукоположение святительское (епископское) поставляет совершать Таинства и пасти стадо Христово…» [Филарет Дроздов, 70]. С самого начала в Православной Церкви установлены три степени иерархического священства: епископы, пресвитеры и диаконы [Цыпин, 2009, 274]. Данные клирики и будут подпадать под термин «священнослужитель» в рамках действующего закона. Необходимо сделать замечание, что так как диакон не может самостоятельно совершать богослужения, то он, с точки зрения православных установлений, будет ограничен в некоторых правах священнослужителей, связанных с необходимостью совершения таинств и обрядов в лечебных учреждениях, местах лишения свободы и т.п. Также сложно применить к диакону нормы о тайне исповеди.

Иностранные священнослужители

В связи с тем, что иностранцы и лица без гражданства, при условии правомерного присутствия на территории нашей страны, вправе пользоваться правом на свободу совести и свободу вероисповедания наравне с гражданами Российской Федерации (абз. 2, п. 1, ст. 3 закона о свободе совести), то священнослужителем в нашей стране может быть, как гражданин России, так и иностранец, и лицо без гражданства. Но здесь необходимо одно уточнение. Чтобы стать участником религиозного объединения, например стать настоятелем или членом органа управления, такой священнослужитель-иностранец должен постоянно проживать на территории России (п. 1, ст. 6, п. 1, ст. 7, п. 1, ст. 8 закона о свободе совести), то есть иметь вид на жительство (п. 1, ст. 2, ст. 8 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»[3]).

Но иностранный гражданин и лицо без гражданства, даже имеющие вид на жительство, не могут выступать в качестве учредителей местных религиозных организаций (п. 1, ст. 9 закона о свободе совести).

При этом у религиозных организаций существует право приглашать иностранцев, в том числе имеющих священный сан, в рамках международного сотрудничества для осуществления религиозной деятельности в России (ст. 20 закона о свободе совести).

В настоящее время появилось правило о необходимости прохождения обязательной аттестации в российских духовных образовательных организациях для священнослужителей, получивших духовное образование за границей (п. 3, ст. 19 закона о свободе совести).

Особенности положения священнослужителей в рамках трудовых правоотношений

Современное законодательство дает возможность различных форм правового статуса сотрудников религиозной организации, в том числе и для клириков.

Выше мы упоминали, что закон предоставляет право религиозным организациям на основании своих внутренних норм и правил решать вопросы выбора, назначения и замены персонала (п. 5, ст. 4 закона о свободе совести), и только в случаях, предусмотренных уставом организации, заключается трудовой договор с сотрудником (п. 1, ст. 24 закона о свободе совести). Далее в п.п. 4 и 5 ст. 24 закон однозначно отделяет священнослужителей от работников и религиозного персонала.

Таким образом, можно сделать вывод, что законодательство предоставило право самим религиозным организациям решать, в каком статусе будут осуществлять деятельность священнослужители: или в статусе работника, или в статусе, например, добровольца, или в особом статусе «священнослужителя».

Позиция Русской Православной Церкви в этом вопросе состоит в том, что священнослужители не являются работниками, с ними не заключается трудовой договор. Но несмотря на то, что трудовое законодательство не распространяется на священнослужителей, согласно внутренним установлениям руководителям канонических подразделений предписано обеспечить предоставление клирикам обязательных социальных гарантий, выплат пособий по временной нетрудоспособности, а также ежегодного отпуска в объеме, предусмотренном законодательством (п. I «Положения о материальной и социальной поддержке священнослужителей, церковнослужителей и работников религиозных организаций Русской Православной Церкви, а также членов их семей» принятого Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 4 февраля 2013 года[4]).

Особые права и гарантии священнослужителей

Законодательство предусматривает ряд особых прав и гарантий, характерных только для лиц, имеющих статус священнослужителей той или иной религиозной организации.

После введения правового понятия «миссионерская деятельность» и регламентации порядка ее осуществления у священнослужителей появилось особое право, по сравнению с другими категориями граждан, на ведение миссионерской деятельности без необходимости иметь дополнительные разрешительные документы (п. 2, ст. 24.2 закона о свободе совести).

В связи с тем, что только священнослужители могу совершать таинства и обряды, законодатель предусмотрел право граждан на приглашения священнослужителей в места с особым режимом пребывания.

Так, только священнослужители зарегистрированных религиозных организаций вправе посещать пациентов, находящихся на лечении в стационарных условиях (п. 11, п. 5, ст. 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»[5]). Также священнослужитель может быть приглашен к лицам, осужденным к принудительным работам, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части или лишению свободы (ч. 4, ст. 14 УИК РФ[6]).

Действующее законодательство сохранило деликатное отношение к одному из Таинств Церкви – Таинству Покаяния. Действуют незыблемые гарантии, в соответствии с которыми ни один священнослужитель не может быть допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными из исповеди. Данная норма содержится во всех основных процессуальных нормативных актах, а также в законе о свободе совести (п. 4, ч. 3, ст. 56 УПК РФ[7], пп. 3, п. 3, ст. 69 ГПК РФ[8], п. 3, ч. 3, ст. 51 КАС РФ[9], пп. 2, п. 2, ст. 90 НК РФ[10], п. 7, ст. 3 закона о свободе совести).

В связи с особым социальным статусом и невозможностью, согласно внутренним установлениям многих религиозных организаций, священнослужителям проходить военную службу, действующие нормы предусматривают предоставление отсрочки священнослужителям от прохождения военной службы. Кроме того, только священнослужители могут быть назначены на должность помощника командира по работе с верующими военнослужащими[11].

Исходя из того, что минимальный возраст епископа в соответствии с пунктом 10 Главы XV Устава Русской Православной Церкви[12] составляет 30 лет, а максимальный возраст призыва на военную службу составляет 27 лет (пп. а п. 1, ст. 22 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ (ред. от 26.05.2021) «О воинской обязанности и военной службе»[13]), можно сделать вывод, что норма об отсрочке в рамках Православной Церкви распространяется только на священников и диаконов.

Законодатель предусмотрел, что в силу религиозных убеждений профессиональная деятельность священнослужителя с высокой долей вероятности не позволит этому лицу участвовать в вынесении судебного решения по уголовным делам. Поэтому священнослужитель вправе отказаться от исполнения обязанностей присяжного заседателя. Реализуется это право путем подачи заявления об исключении из списка кандидатов в присяжные заседатели (ст. 7 Федерального закона от 20.08.2004 № 113-ФЗ (ред. от 01.10.2019) «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации»[14]).

Запреты в связи со статусом священнослужителя

Кроме особых прав существуют и некоторые запреты, связанные с наличием статуса священнослужителя.

Такой запрет касается избирательных правоотношений. Закон о свободе совести установил общие правила для религиозных объединений, согласно которым они не участвуют в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления; не участвуют в деятельности политических партий и политических движений, не оказывают им материальную и иную помощь (п. 5, ст. 4 закона о свободе совести).

Священнослужителям, как участникам религиозных организаций, при совершении ими богослужений и обрядов запрещено вести предвыборную агитацию, выпускать и распространять любые агитационные материалы (пп. 4, п. 7, ст. 62 Федерального закона от 22.02.2014 № 20-ФЗ (ред. от 04.06.2021) «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»[15], пп. 4, п. 4, ст. 49 Федерального закона от 10.01.2003 № 19-ФЗ (ред. от 05.04.2021) «О выборах Президента Российской Федерации»[16], пп. 4, п. 5, ст. 60 Федерального конституционного закона от 28.06.2004 № 5-ФКЗ (ред. от 18.06.2017) «О референдуме Российской Федерации»[17]).

Священнослужители религиозных групп

Закон о свободе совести выделяет два вида религиозных объединений: религиозные организации (те, которые обладают правоспособностью юридического лица) и религиозные группы (объединения без прав юридического лица) (ст. 6 закона о свободе совести). Религиозная группа, не являясь субъектом права, не может вступать в правоотношения и осуществлять требующую правосубъектности деятельность (например, учреждать СМИ и образовательные учреждения) [Шахов и др., 181]. Закон дозволяет религиозным группам только совершение богослужений, а также религиозное воспитание и обучение религии (п. 3, ст. 7 закона о свободе совести). Строго говоря, как считает М.О. Шахов, названные права и ограничения принадлежат участникам религиозной группы, а значит и ее священнослужителям, так как сама группа, не будучи субъектом права, не может обладать правами и обязанностями [Шахов, 2013, 194].

Из рассмотренных выше актов видно, что такими правами, как посещение пациентов и лиц, осужденных к уголовным наказаниям, связанным с изоляцией от общества, обладают только священнослужители зарегистрированных религиозных организаций. Кроме того, охрана тайны исповеди в ГПК РФ и КАС РФ действует только в отношении священнослужителей зарегистрированных религиозных организаций, но не религиозных групп (пп. 3, п. 3, ст. 69 ГПК РФ, п. 3, ч. 3, ст. 51 КАС РФ). Хотя это, по мнению некоторых ученых, и противоречит нормам Конституции РФ и закона о свободе совести [Андреев, 2015, 190; Пибаев, 2021, 75].

Заключение

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что, с одной стороны, в России для всех установлено равенство в возможной реализации конституционных прав и свобод, в том числе права на свободу совести и вероисповедания. Данными правами пользуются и все священнослужители. С другой стороны, священнослужители в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации обладают особым правовым статусом.

В рамках трудовых правоотношений это выражается в отделении священнослужителей от работников и, фактически, закреплении особого статуса «священнослужителя» наравне с другими возможными категориями религиозного персонала. При этом регламентация деятельности священнослужителей предоставляется в полной мере внутренним установлениям религиозных организаций, как и само определение этого термина. Кроме того, священнослужители наделены особыми правами, характерными только для лиц, имеющих священный сан, и имеют особые гарантии. Вместе с тем существуют некоторые запреты, связанные с профессиональной деятельностью священнослужителя. Деятельность священнослужителей, не имеющих российского гражданства, а также получивших духовное образование за границей, имеет ряд ограничений. Разными правами и гарантиями пользуются священнослужители религиозных организаций и религиозных групп, в связи с отсутствием у религиозной группы статуса юридического лица. Для Православной Церкви правовая регламентация деятельности особого статуса священнослужителей касается в первую очередь священников, отчасти епископов и, в меньшей степени, диаконов.

 

Литература

  1. Андреев (2015) – Андреев К.М. Понятие и особенности религиозной тайны в рамках реализации конституционной свободы вероисповедания. М.: ИД «Юриспруденция», 2015. 232 с.
  2. Лавицкая (2009) – Лавицкая М.И. Правовое положение духовного сословия в России в XIX – начале XX в. // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2009. № 8 (76). С. 335-343.
  3. Шахов и др. (2011) – Научно-практический комментарий к Федеральному закону «О свободе совести и о религиозных объединениях» (постатейный) / Авт.колл.: Шахов М.О., ин. Ксения (Чернега О.А.), Ряховский В.В., Вагина Т.В, Себенцов А.Е. и др.; под общ. ред. Маранова Р.В. М.: Славянский правовой центр, 2011. 624 с.
  4. Павлов (2002) – Павлов А. С. Курс церковного права. СПб.: Издательство «Лань», 2002. 384 с.
  5. Павлюк (2021) – Павлюк И.В. Православное церковное право в правовой системе России: историко-правовой аспект // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2021. Т. 5. № 4. С. 358–364. https://doi.org/10.21603/2542-1840-2021-5-4-358-364.
  6. Пибаев (2021) – Пибаев И.А. Правовой статус священников Русской Православной Церкви и Римско-Католической Церкви: исторические и современные аспекты: монография. М.: Проспект, 2021. 112 с.
  7. Синельников (2011) – Синельников С.П. Правовое обеспечение репрессий против священнослужителей в 1920–1930-е гг. // Журнал «Альфа и Омега». 2011. № 61.
  8. Ушаков (2010) – Ушаков А.А. Комментарий к Федеральному закону от 20 августа 2004 г. N 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2010.
  9. Филарет Дроздов – Филарет (Дроздов) свт. Пространный христианский катехизис православной кафолической восточной церкви. М.: Образ, 2005. 128 с.
  10. Цыпин (2009) – Цыпин В. Прот. Каноническое право. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2009. 864 с.
  11. Шахов (2013) – Шахов М.О. Правовые основы деятельности религиозных объединений в Российской Федерации. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2013. 528 с.

 

[1] http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007040001.

[2] Собрание законодательства РФ. 16.07.2012. № 29. Ст. 4068.

[3] Собрание законодательства РФ. 29.07.2002. № 30. Ст. 3032.

[4] Собрание документов Русской Православной Церкви. Т. 2, ч. 1: Деятельность Русской Православной Церкви. М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2014. С. 74.

[5] Собрание законодательства РФ. 28.11.2011. № 48. Ст. 6724.

[6] Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 11.06.2021) // Собрание законодательства РФ. 13.01.1997. № 2. Ст. 198.

[7] Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 23.09.2021) // Собрание законодательства РФ. 24.12.2001. № 52 (ч. I). Ст. 4921.

[8] Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 01.07.2021) // Собрание законодательства РФ. 18.11.2002. № 46. Ст. 4532.

[9] Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ (ред. от 30.04.2021, с изм. от 15.07.2021) // Собрание законодательства РФ. 09.03.2015. № 10. Ст. 1391.

[10] Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 02.07.2021) // Собрание законодательства РФ. № 31. 03.08.1998. Ст. 3824.

[11] Указ Президента РФ от 12.07.2012 № 969 «О предоставлении священнослужителям права на получение отсрочки от призыва на военную службу» // Собрание законодательства РФ. 16.07.2012. № 29. Ст. 4068; Постановление Правительства РФ от 04.10.2012 № 1004 «Об утверждении Правил предоставления священнослужителям права на получение отсрочки от призыва на военную службу и Правил прохождения священнослужителями специальной подготовки, необходимой для исполнения обязанностей по должности помощника командира (начальника) по работе с верующими военнослужащими» // Российская газета. № 231. 08.10.2012.

[12] Собрание документов Русской Православной Церкви. Т. 1. Нормативные документы. М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2013. С. 57.

[13] Собрание законодательства РФ. 30.03.1998. № 13. Ст. 1475.

[14] Собрание законодательства РФ. 23.08.2004. № 34. Ст. 3528.

[15] Собрание законодательства РФ. 24.02.2014. № 8. Ст. 740.

[16] Собрание законодательства РФ. 13.01.2003. № 2. Ст. 171.

[17] Собрание законодательства РФ. 05.07.2004. № 27. Ст. 2710.

 

Источник: Павлюк И., свящ. Особенности правового статуса священнослужителей в России. Москва : Изд-во Сретенской духовной академии, 2022. № 2. С. 155–168. DOI: 10.55398/27826066_2022_2_155

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9