Подвиг служения митрополита Алексия (Громадского) (1882–1943) церковному единству
В докладе архиепископа Гродненского и Волковысского Антония на IV научной конференции «Святые Белой Руси: актуальные вопросы почитания и прославления» (Жировичи: Минская духовная семинария, 19 сентября 2022 г.) рассматривается жизнь и служение выдающегося архиерея XX века митрополита Алексия (Громадского) — экзарха Украины в годы Великой Отечественной войны.
Статья

В 2022 году исполняется 140-лет со дня рождения бывшего управляющего Гродненской епархией, а в годы Великой Отечественной войны Предстоятеля каноничной Украинской Православной Церкви митрополита Алексия (Громадского). Значимость личности названного святителя не только в истории становления Гродненской епархии, но и в деле сохранения единства Русской Православной Церкви в ХХ веке побуждает нас обратиться к осмыслению его жизни и церковного служения.

Будущий святитель, в миру Александр Якубович Громадский, родился в 1882 г. в селе Докудов на Подляшье. Происходил из семьи псаломщика. Окончил Холмскую духовную семинарию (1904 г.) и Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия (1908 г.). В год завершения обучения принял священный сан и получил назначение на служение в г. Холм. Одновременно с этим назначен членом Холмской духовной консистории. На протяжении 1917–1918 гг. временно совершал служение в Бессарабии, а в 1918 г. направлен на преподавательскую должность в Кременецкую духовную семинарию. В том же году возведен в сан протоиерея, а в 1921 г. назначен ректором семинарии. Будучи вдовцом, он в феврале 1922 г. принял монашеский постриг, а уже 3 сентября рукоположен во епископа Луцкого, викария Волынской епархии. 12 октября того же года назначен управляющим Гродненской епархией, которую возглавлял вплоть до состоявшегося в 1934 г. назначения на Волынскую кафедру. За усердное служение в 1928 г. был возведен в сан архиепископа[1].

Пребывая в составе иерархии Варшавской митрополии, владыка Алексий в 1924 г. поддался общему настроению и признал польскую церковную автокефалию, утверждение которой осуществил Константинопольский Патриархат по протекции правительства Польской Республики[2]. Вне всякого сомнения, данное деяние явилось предосудительным с точки зрения канонического права. Помимо несогласованного с кириархальной Церковью отделения церковной области, произошел самовольный отход епископата от общения со своим Первосвятителем, каковым являлся Патриарх Московский и всея России Тихон (Беллавин). Данное деяние явилось прямым нарушением 34-го Апостольского правила, которое гласит: «Епископам всякого народа подобает знать первого в них, и признавати его яко главу, и ничего превышающего их власть не творити без его рассуждения: творити же каждому только то, что касается до его епархии, и до мест к ней принадлежащих».

После произошедшего в сентябре 1939 г. начала Второй мировой войны и последовавшего за этим вхождения западных украинско-белорусских регионов в состав СССР архиепископ Алексий еще несколько месяцев продолжал пребывать в польской церковной юрисдикции[3]. Однако в начале 1940 г. он направился в Москву, где принес личное покаяние в отходе от Матери-Церкви и после этого получил законное назначение на должность управляющего Волынской епархией[4]. На первый взгляд, его возвращение в Русскую Православную Церковь может показаться вынужденным шагом в условиях изменившихся политических реалий. Однако вся дальнейшая жизнь владыки будет свидетельствовать об искренности принесенного им покаяния.

Постановлением Московской Патриархии от 28 октября 1940 г. произошло образование Тернопольско-Галицкой епархии посредством выделения из состава Волынской епархии приходов в западных областях Украины. В этой связи архиепископ Волынский и Кременецкий Алексий (Громадский) назначался управляющим новообразованной епархии с усвоением титула «архиепископ Тернопольский и Галицкий»[5].

Начало Великой Отечественной войны и стремительное продвижение немецкой армии на восток радикальным образом изменили положение Православной Церкви на территории оккупированной Украины. Невозможность прямого взаимодействия с Московской Патриархией побудила украинских иерархов к поиску выхода из сложившейся ситуации и организации церковного управления с учетом новых обстоятельств. В это непростое время архиепископ Алексий (Громадский) инициировал созыв и возглавил работу Областного Собора епископов Православной Церкви на территории Украины, проходившего 18 августа 1941 г. в Почаевской Лавре. Помимо председателя, в соборных заседаниях приняли участие архиепископ Острожский Симон (Ивановский), архиепископ Львовский Пантелеимон (Рудык), епископ Пинский и Полесский Вениамин (Новицкий). Рассмотрев сложившуюся ситуацию, иерархи заявили о сохранении пребывания Украинской Православной Церкви (УПЦ) в канонической юрисдикции Московского Патриархата. При этом на основании решений Всероссийского Поместного Собора 1917–1918 гг. и Святейшего Патриарха Московского и всея России Тихона Украинская Православная Церковь переходила на автономное управление. Соборным решением архиепископ Алексий (Громадский) избирался Предстоятелем УПЦ с наделением его правами областного митрополита[6].

Известие о решениях Почаевского Собора встретило резко негативную реакцию со стороны Предстоятеля Православной Церкви в Генерал-губернаторстве (Польше) митрополита Дионисия (Валединского). Стремясь распространить собственную юрисдикцию на территорию оккупированной Украины, он уже 23 августа 1941 г. направил гневное обращение к архиепископу Алексию (Громадскому). Отказываясь от признания решений Почаевского Собора, митрополит Дионисий заявлял о том, что «речи идти не может о подчинении Св[ятой] Православной Церкви в Украине Церкви Московской»[7]. Ссылаясь на Томос об автокефалии Православной Церкви в Польше, он высказывал мнение относительно необходимости полного разрыва с Русской Православной Церковью и ориентации на усиление канонической зависимости от Константинопольского Патриархата[8]. Кроме того, митрополит Дионисий претендовал на восстановление в западноукраинских епархиях поминовения за богослужениями своего имени, поскольку данные области на протяжении 1924–1939 г. вынужденно пребывали в польской церковной юрисдикции[9]. Завершалось послание гневными словами в адрес архиепископа Алексия, ставшего на исповеднический путь сохранения канонического единства Русской Православной Церкви: «Воистину Вы согрешили, как против народа украинского, его истории, так [и] против Церкви»[10].

Проигнорировав позицию митрополита Дионисия, 9 декабря 1941 г. иерархи автономной УПЦ провели в Почаевской Лавре очередной Архиерейский Собор, на котором провозгласили архиепископа Алексия (Громадского) митрополитом Волынским и Житомирским, Экзархом всей Украины[11]. Завершение административно-канонического оформления автономной УПЦ в митрополию вполне ожидаемо встретило негативную реакцию со стороны митрополита Дионисия. Однако немецкая оккупационная администрация запретила ему осуществлять церковную деятельность за пределами Генерал-губернаторства, включавшего отдельные польские регионы. 24 декабря 1941 г. митрополит Дионисий назначил архиепископа Луцкого Поликарпа (Сикорского) временным администратором Православной Автокефальной Церкви (Польской) на территории Украины[12]. Здесь следует отметить, что названный иерарх и его единомышленник архиепископ Полесский и Пинский Александр (Иноземцев) в 1939–1941 гг. не пошли на воссоединение с Русской Православной Церковью и формально сохраняли принадлежность к польской церковной юрисдикции[13]. Пользуясь поддержкой митрополита Дионисия, они приступили к формированию альтернативной украинской церковной структуры. Важное значение в этом процессе имел т. н. Церковный Собор, проведенный архиепископами Поликарпом и Александром в феврале 1942 г. в г. Пинске. Предварительно совершив рукоположение трех архиереев, названные иерархи инициировали принятие «соборного» постановления о возрождении Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ)[14]. Другим примечательным «соборным» решением стало определение о возможности принятия в УАПЦ клириков самосвятского («липковского») поставления[15]. Под последними подразумеваются лица, принявшие неканоничные рукоположения от иерархов УАПЦ генерации 1920–1930-х гг. Преемство рукоположений автокефального епископата этого периода восходит к протоиерею Василию Липковскому, в октябре 1921 г. поставленному «митрополитом Киевским и всея Украины» посредством возложения рук пресвитеров[16]. Следовательно, решения Пинского Собора, легитимируя недействительные раскольнические хиротонии, очевидным образом выводили формируемую иерархами польской юрисдикции УАПЦ за пределы канонического поля.

Появление УАПЦ вызвало одобрительную реакцию со стороны руководства и сторонников украинских национальных организаций. Одновременно с этим началось давление на епископат и духовенство автономной Украинской Православной Церкви, от которых требовалось объединение с автокефалистами. Результатом этого давления стало состоявшееся 8 октября 1942 г. подписание «Акта объединения» между двумя украинскими церковными структурами. Данный документ констатировал существование фактически автокефальной Украинской Православной Церкви, признавал митрополита Дионисия (Валединского) Местоблюстителем Киевского Митрополичьего Престола и формировал органы высшего церковного управления объединенной структуры[17]. Однако данное решение не нашло поддержки со стороны большинства епископата и духовенства каноничной УПЦ, что фактически аннулировало его значимость. Более того, осенью 1942 г. епископы-автономисты опубликовали специальный меморандум, в котором объявили «Акт объединения» не имеющим канонической силы[18]. В связи с произошедшим митрополит Алексий (Громадский) 27 ноября 1942 г. посетил руководство оккупационной администрации и сообщил о невозможности воплощения в жизнь «Акта объединения» без соответствующего соборного решения. Поскольку в условиях войны проведение Собора запрещалось, вопрос объединения автономной УПЦ и УАПЦ откладывался на неопределенный срок[19]. Иными словами, планы по автокефализации каноничной Украинской Православной Церкви разрушались. Это не осталось без ответа со стороны представителей украинских национальных военизированных формирований…

7 мая 1943 г. автомобиль митрополита Алексия (Громадского), направлявшийся из Кременца в Дубно, был расстрелян неизвестными. Предстоятель автономной УПЦ погиб на месте[20]. В 1961 г. полевой командир Украинской повстанческой армии Максим Скорупский опубликовал воспоминания, в которых заявлял об убийстве митрополита Алексия вооруженным отрядом под его руководством. При этом Скорупский охарактеризовал произошедшее как ошибку, приведшую к случайной гибели православного иерарха. По его словам, украинские повстанцы планировали расстрелять немецкий автомобиль в надежде завладеть находившимся в нем оружием, но обознались и совершили нападение на машину Экзарха[21]. Однако трактовка гибели митрополита Алексия как нелепой случайности вряд ли может представляться правдоподобной в контексте репрессий, обрушившихся в 1943 г. на духовенство автономной УПЦ со стороны украинских националистов. Так, вскоре после этого повстанцы казнили епископа Владимиро-Волынского Мануила (Тарнавского), а в течение лета 1943 г. только на Волыни убили 27 священников канонической Церкви[22].

Подводя итог настоящему сообщению, можно сделать вывод о том, что в первые месяцы немецкой оккупации Украины наметился масштабный разлом в украинской церковной жизни, имевший ярко выраженный геополитический характер. Деятельность Первоиерарха Православной Церкви в Генерал-губернаторстве (Польше), митрополита Дионисия (Валединского) в этот период характеризуется ярко выраженным стремлением вернуть украинские территории в сферу влияния Константинопольского Патриархата. Данная позиция встретила решительное сопротивление со стороны Предстоятеля автономной Украинской Православной Церкви митрополита Алексия (Громадского), являвшегося принципиальным сторонником сохранения церковного единства восточнославянских народов. В условиях оккупационного режима эта смелая позиция оказалась чреватой трагическими последствиями. Прекрасно осознавая возможные угрозы, владыка стал на путь исповедничества и принял мученический венец. К сожалению, встреченные им вызовы церковному единству не ушли в прошлое и сохраняют свою актуальность в событиях наших дней. Именно поэтому обращение к осмыслению жизненного подвига и духовного наследия митрополита Алексия (Громадского), 140-летие со дня рождения которого исполняется 1 ноября текущего года, является востребованным в том числе и в рамках деятельности Комиссии по канонизации святых Белорусской Православной Церкви.

Вечная память Высокопреосвященнейшему митрополиту Алексию!

 

Источники и литература

  1. Акт поєднання // Мартирологія Українських Церков: у 4 т. Т. 1: Українська Православна Церква. Документи, матеріали, християнський самвидав України. Торонто-Балтимор, 1987. С. 729–731.
  2. Власовський І. Нарис історії Української Православної Церкви: у 4 т. Нью-Йорк, 1966. Т. IV. Ч. 2. 416 c.
  3. Гордієнко В. Убивство митрополита Олексія Громадського // Вісник Київського національного університету імені Тараса Шевченка. Історія. 2007. Вип. 91–93. С. 82–84.
  4. Дияння ч. 4 Обласного Собору Єпископів Православної Церкви на Україні, в Почаївській Лаврі від 18 серпня 1941 року // Мартирологія Українських Церков: у 4 т. Т. 1: Українська Православна Церква. Документи, матеріали, християнський самвидав України. Торонто-Балтимор, 1987. С. 677–679.
  5. До Його Високопреосвященства, Високопреосвященнішого Олексія, Архієпископа Крем’янецькго и Ривненського. 23 жовтня 1941 // Мартирологія Українських Церков: у 4 т. Т. 1: Українська Православна Церква. Документи, матеріали, християнський самвидав України. Торонто-Балтимор, 1987. С. 681–683.
  6. Лабынцев Ю. А. Алексий (Громадский) // Православная энциклопедия. М., 2000. Т. I. С. 664–665.
  7. Лист митрополита Олексія до своїх єпископів. 15.XII.1942 р. // Мартирологія Українських Церков: у 4 т. Т. 1: Українська Православна Церква. Документи, матеріали, християнський самвидав України. Торонто-Балтимор, 1987. С. 735.
  8. Меморандум автономних єпископів-москвофілів // Мартирологія Українських Церков: у 4 т. Т. 1: Українська Православна Церква. Документи, матеріали, християнський самвидав України. Торонто-Балтимор, 1987. С. 731–733.
  9. Плічковський Никодим, протопр. Нарис історії Української Православної Церкви. Сідней, 1988. 125 с.
  10. Постанова Ч. 1, від 1-го листопада 1939 р. Священний Синод Св. Православної Церкви в кордонах Західньої України і Західньої Білорусії, в складі Високопеосвященних – Олександра, архієпископа Поліського і Пінського та Олексія, архієпископа Волинського і Крем’янецького // Мартирологія Українських Церков: у 4 т. Т. 1: Українська Православна Церква. Документи, матеріали, християнський самвидав України. Торонто-Балтимор, 1987. С. 617–619.
  11. Постанова Ч. 2, від 15 грудня 1939 р. Священний Синод Св. Православної Церкви в межах Західньої України і Західньої Білорусії, в складі Високопеосвященних – Олександра, архієпископа Поліського і Пінського та Олексія, архієпископа Волинського і Крем’янецького, і Симона, єпископа Острозького // Мартирологія Українських Церков: у 4 т. Т. 1: Українська Православна Церква. Документи, матеріали, християнський самвидав України. Торонто-Балтимор, 1987. С. 619–620.
  12. Священний Собор Архієреїв Св. Православної Автокефальної Церкви на визволених українських землях. Ухвала Х // Мартирологія Українських Церков: у 4 т. Т. 1: Українська Православна Церква. Документи, матеріали, християнський самвидав України. Торонто-Балтимор, 1987. С. 686–687.
  13. Указ Московської Патриярхії Преосвященному архієпископові Поліському. 28 жовтня 1940 р., № 583 // Мартирологія Українських Церков: у 4 т. Т. 1: Українська Православна Церква. Документи, матеріали, християнський самвидав України. Торонто-Балтимор, 1987. С. 627.

Шкаровский М. В. Нацистская Германия и Православная Церковь. М., 2002. 523 с.

 

[1] Лабынцев Ю. А. Алексий (Громадский) // Православная энциклопедия. М., 2000. Т. I. С. 664–665.

[2] Там же.

[3] Постанова Ч. 1, від 1-го листопада 1939 р. Священний Синод Св. Православної Церкви в кордонах Західньої України і Західньої Білорусії, в складі Високопеосвященних — Олександра, архієпископа Поліського і Пінського та Олексія, архієпископа Волинського і Крем’янецького // Мартирологія Українських Церков: у 4 т. Т. : Українська Православна Церква. Документи, матеріали, християнський самвидав України. — Торонто-Балтимор, 1987. С. 617—619; Постанова Ч. 2, від 15 грудня 1939 р. Священний Синод Св. Православної Церкви в межах Західньої України і Західньої Білорусії, в складі Високопеосвященних – Олександра, архієпископа Поліського і Пінського та Олексія, архієпископа Волинського і Крем’янецького, і Симона, єпископа Острозького // Мартирологія Українських Церков: у 4 т. Т. 1: Українська Православна Церква. Документи, матеріали, християнський самвидав України. Торонто-Балтимор, 1987. С. 619–620.

[4] Лабынцев Ю. А. Алексий (Громадский). С. 665.

[5] Указ Московської Патриярхії Преосвященному архієпископові Поліському. 28 жовтня 1940 р., № 583 // Мартирологія Українських Церков: у 4 т. Т. 1: Українська Православна Церква. Документи, матеріали, християнський самвидав України. Торонто-Балтимор, 1987. С. 627.

[6] Дияння ч. 4 Обласного Собору Єпископів Православної Церкви на Україні, в Почаївській Лаврі від 18 серпня 1941 року // Мартирологія Українських Церков: у 4 т. Т. 1: Українська Православна Церква. Документи, матеріали, християнський самвидав України. Торонто-Балтимор, 1987. С. 677–679.

[7] До Його Високопреосвященства, Високопреосвященнішого Олексія, Архієпископа Крем’янецькго и Ривненського. 23 жовтня 1941 // Мартирологія Українських Церков: у 4 т. Т. 1: Українська Православна Церква. Документи, матеріали, християнський самвидав України. Торонто-Балтимор, 1987. С. 681.

[8] Там же. С. 681–682.

[9] Там же. С. 682.

[10] Там же. С. 683.

[11] Власовський І. Нарис історії Української Православної Церкви: у 4 т. Нью-Йорк, 1966. Т. IV. Ч. 2. С. 213.

[12] Там же. С. 214.

[13] Там же. С. 198.

[14] Там же. С. 216.

[15] Священний Собор Архієреїв Св. Православної Автокефальної Церкви на визволених українських землях. Ухвала Х // Мартирологія Українських Церков: у 4 т. Т. 1: Українська Православна Церква. Документи, матеріали, християнський самвидав України. Торонто-Балтимор, 1987. С. 686–687.

[16] Плічковський Никодим, протопр. Нарис історії Української Православної Церкви. Сідней, 1988. С. 86–89.

[17] Акт поєднання // Мартирологія Українських Церков: у 4 т. Т. 1: Українська Православна Церква. Документи, матеріали, християнський самвидав України. Торонто-Балтимор, 1987. С. 729–731.

[18] Меморандум автономних єпископів-москвофілів // Мартирологія Українських Церков: у 4 т. Т. 1: Українська Православна Церква. Документи, матеріали, християнський самвидав України. Торонто-Балтимор, 1987. С. 731–733.

[19] Лист митрополита Олексія до своїх єпископів. 15.XII.1942 р. // Мартирологія Українських Церков: у 4 т. Т. 1: Українська Православна Церква. Документи, матеріали, християнський самвидав України. Торонто-Балтимор, 1987. С. 735.

[20] Власовський І. Нарис історії Української Православної Церкви. С. 263.

[21] Гордієнко В. Убивство митрополита Олексія Громадського // Вісник Київського національного університету імені Тараса Шевченка. Історія. 2007. Вип. 91–93. С. 83.

[22] Шкаровский М. В. Нацистская Германия и Православная Церковь. М., 2002. С. 468.

 

Источник: Богослов.Ru

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9