Торжество 500-летнего юбилея со дня кончины преподобного Сергия Радонежского (25 сентября 1892 г.) в дневнике проф. А. Д. Беляева
В статье кандидата богословия, преподавателя кафедры церковной истории Московской духовной академии Кирилла Черепенникова рассматриваются события 130-летней давности, которые нашли отражение на страницах неизданного дневника профессора МДА Александра Дмитриевича Беляева. 25 сентября 1892 года состоялось празднование 500-летнего юбилея со дня кончины преподобного Сергия Радонежского. Мероприятия проходили во всероссийском масштабе, поэтому в Троице-Сергиеву Лавру прибыли высокие гости. Кроме того, был организован большой крестный ход из Москвы и соседних областей. В самый день праздника толпы народа окружили обитель, так что доступ внутрь пришлось ограничивать. После богослужения была организована раздача памятных подарков и трапеза для желающих. На следующий день торжества продолжились в стенах Духовной академии, где состоялся торжественный акт, на котором выступил ректор академии и профессора.
Статья

Фотография проф. МДА Александра Дмитриевича Беляева [1895 г.] // ОР РГБ. Ф. 172. Картон. 477. Ед. хр. 3.

В основу нашей статьи легли дневниковые записи профессора Беляева, которые являются ценным источником по истории Московской духовной академии и Троице-Сергиевой Лавры. Александр Дмитриевич был непосредственным участником данных событий[1].

Рассматриваемые события происходили ровно 130 лет назад, в сентябре 1892 года. Празднование 500-летнего юбилея со дня кончины преподобного Сергия Радонежского запомнилось необычайным размахом, огромным стечением верующих и великолепной организацией торжеств. Подготовка к празднику началась ещё в 1890 г., когда стали разрабатывать программу торжеств, и к августу 1892 г. она была окончательно подготовлена и утверждена Святейшим Синодом. Празднование проходило несколько дней — с 24 по 26 сентября[2]. В честь юбилея были приглашены гости из различных городов России.

О Московских крестных ходах, совершаемых из Успенского собора, с показанием времени и причины их учреждения. - М., 1893. // http://elib.shpl.ru/ru/nodes/13669-o-moskovskih-krestnyh-hodah-sovershaemyh-iz-uspenskogo-sobora-s-pokazaniem-vremeni-i-prichiny-ih-uchrezhdeniya-m-1893#mode/inspect/page/11/zoom/4

По случаю праздника были организованы крестные ходы, самый большой из них направлялся в Лавру из Москвы древней Троицкой дорогой, обрастая по пути сотнями богомольцев. Вот как об этом писала церковная пресса: «24-го сентября в 9-м часу утра, при звоне колоколов, при пении большого Синодального хора певчих, открылся крестный ход из Московского Успенского собора в Сергиеву лавру, собравшийся почтить память великого основателя этой обители, Преподобного Сергия. Крестный ход представлял слишком торжественную процессию, чтобы не сказать о ней хоть несколько слов. Впереди возвышаются семьдесят хоругвей из Московских соборов и монастырей. Затем несут всеми почитаемые иконы: святителя Алексия из Чудова монастыря, святителей Петра, Ионы и Филиппа из Успенского собора, икону преп. Андроника из Андрониева монастыря, копию Иверской иконы Божией Матери из Иверской часовни, икону Спаса из Давыдовой пустыни и др. Далее следует длинный ряд столичного духовенства во главе с Преосвященными викариями Московской епархии, Епископами Александром и Тихоном. Крестный ход изволил провожать Московский генерал-губернатор, Великий Князь Сергий Александрович, и многие высокопоставленные лица столицы. Наконец, следовали бесчисленные массы народа, собравшегося на проводы крестного хода из столицы. Количество народа, следовавшего с ходом, определяют в 300–400 тысяч. Красная площадь и соседние улицы не могли всех вместить. Портики, балконы, даже крыши домов, лежащих по пути процессии, были совершенно покрыты народом. Как только шествие поравнялось со Спасскими воротами, раздались звуки гимна “Коль славен”, исполненного военным оркестром. При такой торжественной обстановке процессия двинулась к Крестовской заставе. Здесь после литии часть крестного хода отделилась и возвратилась обратно вместе с высшим духовенством. Оставшийся ход тронулся далее по Троицкому шоссе»[3].

Священные процессии стали пребывать в Троицкую обитель за несколько дней до праздника. 24 сентября Александр Дмитриевич писал, что в Лавру пришёл один из первых крестных ходов: «Владимирских хоругвей около 30, московских, кажется, 62. Я с Лизой[4] смотрел с бугра около Пятницкой башни, а потом у Пятницких ворот. Духовенство в золотых облачениях. Музыка тихо играла “Коль славен” и ещё что-то. Около св. ворот проходили мимо строя солдат со штыками. Сзади хода шла масса народа, сдерживаемая конными казаками. Вечером были иллюминированы ходы в обе гостиницы, святые ворота, фасад митрополичьего дома, колокольня: на ней гирлянды огней изображали молитву: “Преподобне, отче Сергие, моли Бога о нас!” В особенности прекрасно в вышине, несмотря на луну, сиял крест. Было два электросолнца: на колокольне и около святых ворот, но блистали не ярко»[5]. Далее он пишет, что в Троицкий собор пройти не удалось, видимо, по причине многолюдства.

Журнал Нива. 1892. № 43.
Выступление из Крестовской заставы.
(https://igfn.livejournal.com/35249.html?replyto=419505)

Сам праздничный день — 25 сентября 1892 г. — был отмечен совместным крестным ходом вокруг Троице-Сергиевой Лавры, в котором участвовал великий князь Сергей Александрович. Впереди несли икону преподобного Сергия Радонежского, написанную на гробовой доске. Совместный крестный ход проходил при огромном стечении народа: когда передние хоругви огибали северную стену Лавры, Московский митрополит и прочее духовенство только выходили из ворот обители.

В сам день праздника, 25 сентября, была служба в Лавре, где пел хор, приглашённый из московского Чудова монастыря.  В этот день Александр Дмитриевич не пошёл на богослужение в Троицкий собор, видимо, по причине тесноты, а остался на обедне в Успенском соборе. «Служил Ярославский Ионафан, пел Лаврский Троицкий хор, служба с московским протодиаконом Юстовым… Народу — страшные массы, и пускают только почище одетых, начиная с мещан. Вчера пускали свободно, но с самого начала всенощной. Богомольцам пришлось толочься около Лавры, иным голодным, и всё-таки ропота не было. Водку запрещено продавать 24, 25, 26 [сентября]. Лавки в эти дни открыты только с обеда и до вечера. Ныне днём вся площадь залита народом, а во время крестного хода вокруг всей Лавры народ. Я с Лизой смотрел на ход около Успенского собора, но затем выйти из Лавры не удалось. Глупо, не выпускали народ без всякой причины, когда ход совсем уже вышел. Я было пригласил к себе случайно встретившегося Струкова. Но эконом сказал мне, что мы все приглашены на обед в Трапезу[6]. Я с поспешностью сбегал домой, принарядился и едва успел на обед. Без билета, которого я не успел получить, я прошёл благодаря только Ив[ану] Ник[олаевичу] Корсунскому[7]. В Трапезной был обед на 460 ч[еловек], да в Митрополичьих покоях, для почётных гостей, вероятно, на полсотни. В Трапезной обед из 6 блюд. Председатель — [еп.] Христофор [(Смирнов)] и [еп.] Сергий [Соколов]»; трапеза сопровождалась торжественными тостами, по традиции: «Тосты за Государя, Синод с митрополитом, храмоздателей, благотворителей и посетителей Лавры, военноначальников, градоначальников, христолюбивое воинство. Вечером того же дня в Лавре опять была иллюминация»[8].

Московский крестный ход на пути в Троице-Сергиеву Лавру. 23—24 сентября 1892 г. // Троице-Сергиева Лавра и Сергиевский Посад в конце XIX века
(https://stsl.ru/news/all/troitse-sergieva-lavra-i-sergievskiy-posad-v-kontse-xix-veka)

На следующий день, 26 сентября, торжества продолжились в академии, где был торжественный акт[9], на котором присутствовал семь архиепископов и митрополит. Кроме того, были высокие гости. Присутствовал товарищ обер-прокурора Святейшего Синода В. К. Саблер, который, по словам проф. Александра Дмитриевича, «подозрительно вглядывался в профессоров»[10]. Помимо этого, зал был заполнен и другой публикой, присутствовало много дам. На торжественном акте были произнесены три речи. Первым говорил ректор МДА архимандрит Антоний (Храповицкий). Далее выступал И. Н. Корсунский, который зачитал речь Е. Е. Голубинского о заслугах преподобного Сергия по введению в России строгого монашества общежития. Последняя речь профессора В. О. Ключевского была посвящена значению святого Сергия для политического обновления Руси. После окончания акта начальство начало разъезжаться. На торжественном обеде с речью выступил профессор Соколов на тему о значении монашества для христианизации Англии и профессор Д. Ф. Голубинский о братстве преподобного Сергея.

В этот же день для народа была устроена раздача подарков, которые состояли, словам А. Д. Беляева, из пяти «вещиц». Не обошлось без эксцессов: одна из женщин пострадала в давке.

Гравюра, схематически изображающая путь от Кремля до Троице-Сергиевской Лавры.
Старые Мытищи. История и фото. Великий крестный ход 1892 года в Мытищах.//тhttps://elkoziorov.livejournal.com/4908.html

Память о праздновании дня преподобного Сергия Радонежского осенью 1892 г. воплотилась в здании лаврского странноприимного дома[11]. Здание было спроектировано лаврским архитектором А. А. Латковым и построено в 1892 г. менее чем за один строительный сезон. Обошлось оно в 79 000 рублей, из которых более четверти составили добровольные пожертвования, в том числе и монахов Троицкой Лавры. Первых богомольцев новый странноприимный дом принял уже накануне праздника.

Странноприимный дом не мог вместить всех желающих. Александр Дмитриевич описывает ночёвку огромных масс народа вокруг Лавры. Люди ночевали на земле под открытым небом. Возле обители была выстроена временная печь с котлами, здесь же на столах кормили паломников. Отмечает он и просчёты в организации торжеств: так, он критикует городские власти за то, что полиция «круто действовала, неаккуратно оттесняла людей»[12], и поэтому не получалось всем желающим посмотреть масштабный крестный ход.

Подводя итог, Александр Дмитриевич пишет, что праздник оставил тёплое впечатление: «Празднество оставило всё-таки светлое воспоминание. 26-го уже было можно свободно пройти через Садовые ворота, и в Лавре почти было пусто, народу осталось очень мало, и мне стало как-то грустно, что скоро окончилось праздничное людство. Что 26-го уже было мало народу, это показывает, что простонародье было главнейше из окрестных сёл, и ушло домой частью вечером 25-го, частью утром 26.

«На память 25 сентября 1892 г.»
Участники празднования 500-летия со дня преставления Преподобного Сергия Радонежского.
В центре митрополит Московский Леонтий. // Троице-Сергиева Лавра и Сергиевский Посад в конце XIX века
(https://stsl.ru/news/all/troitse-sergieva-lavra-i-sergievskiy-posad-v-kontse-xix-veka)

Иллюминация была и 26-го вечером, но ветер задувал огни, и она была хуже, нежели в два предыдущие дня. Крест на колокольне, говорят, горел огнями по целым ночам.

Свечи в Троицком соборе зажигали красные, как в Пасху. Крестный ход отправился по железной дороге после обедни 26-го. С Крестным ходом из Москвы пришло народу мало, и пустяки, будто он растянулся по дороге на 15 вёрст. Иные находят, что пришлого народа в Лавре не особенно много в сравнении с тем, сколько, бывало, на Троицу, 5-го июля, в Успенье. Действительно, ведь нужно принять во внимание, что почти все посадские жители были в Лавре или на площади, а в обыкновенные праздники бывает в Лавре только часть их. Были, однако, и из дальних губерний, например, Рязанская и Тульская, хотя и не особенно много»[13].

 

[1] Дневник А. Д. Беляева 1892 год // ОР РГБ Ф. 26 к. 1 ед. хр. 26 Л. 55 об. 57.

[2] Все даты указаны по старому стилю.

[3] Пятисотлетие со дня кончины Сергия Радонежского (25 сентября 1892) // Владимирское краеведение URL: http://lubovbezusl.ru/publ/istorija/monastyri/i/52-1-0-6119 (дата обращения: 19.05.2022).

[4] Сестра Александра Дмитриевича.

[5] Дневник А. Д. Беляева 1892 год // ОР РГБ Ф. 26 к. 1 ед. хр. 26 Л. 55 об.

[6] Трапезный храм в честь преподобного Сергия Радонежского.

[7] Профессор МДА.

[8] Дневник А. Д. Беляева 1892 год // ОР РГБ Ф. 26 к. 1 ед. хр. 26. Л. 56.

[9] В 12 часов дня 26-го сентября, после проводов крестного хода в Москву, в актовом зале академии состоялся акт. Зал был полон публикой. В числе высоких посетителей акта были: Высокопреосвященнейшие Митрополит Московский Леонтий и Архиепископы: Феогност Владимирский, Савва Тверской, Ионафан Ярославский, Феоктист Рязанский, Преосвященные: Сергий Новгород-Северский и Христофор. Из светских лиц присутствовали на акте товарищ Обер-Прокурора Св. Синода В. К. Саблер и Государственный Контролер Т. И. Филиппов. Вниманию многочисленной публики было предложено три чтения. Ректор Академии архим. Антоний читал о сущности христианского догмата троичности Лиц, и его значении для нравственности. // См.: Пятисотлетие со дня кончины Сергия Радонежского (25 сентября 1892) // Владимирское краеведение URL: http://lubovbezusl.ru/publ/istorija/monastyri/i/52-1-0-6119 (дата обращения: 19.05.2022).

[10] Дневник А. Д. Беляева 1892 год // ОР РГБ Ф. 26 к. 1 ед. хр. 26. Л. 56.

[11] В ознаменование настоящего события Лавра получила из разных мест множество дарственных приношений: драгоценные хоругви, в том числе несколько из Владимирской губернии, — святые иконы, из которых наиболее выдающаяся по величине размера и богатству украшения — от гор. Владимира; Москва преподнесла Лавре два хрустальных креста по образцу «Корсунских»; много дорогих покровов и лампад к мощам Преп. Сергия, дорогих сосудов, воздухов и проч. С своей стороны и Троице-Сергиева лавра ознаменовала великое торжество новым благодеянием. Ко дню торжества отстроен и освящен странноприимный дом в память 500-летия блаженного преставления Преподобного Сергия Радонежского (такова надпись на здании). Здание примыкает к стенам монастыря с южной стороны; оно довольно обширных размеров, каменное, в три этажа, и может вмещать до полутора тысяч богомольцев. Постройка здания обошлась Лавре в 80,000 рублей. // См.: Пятисотлетие со дня кончины Сергия Радонежского (25 сентября 1892) // Владимирское краеведение URL: http://lubovbezusl.ru/publ/istorija/monastyri/i/52-1-0-6119 (Дата обращения: 19.05.2022)

[12] Дневник А. Д. Беляева 1892 год // ОР РГБ Ф. 26 к. 1 ед. хр. 26.  Л. 57.

[13] Дневник А. Д. Беляева 1892 год // ОР РГБ Ф. 26 к. 1 ед. хр. 26.  Л. 57 об.

 

Источник: Богослов.Ru

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9