Введение
В собрании Троице-Сергиевой Лавры (ОР РГБ. Ф. 304, далее ф. 304) и Московской духовной академии (ОР РГБ. Ф. 173, далее также МДА) «Житие прп. Александра Свирского» сегодня представлено двенадцатью списками: ф. 304.I: Троиц. 629, 632, 633, 681, 692, 803, 804, 805, ф. 304.II: Троиц. II 269, Троиц. II 5, ф. 173: МДА 96, Волок. 632. В 1814 г. после реформы духовных школ М. М. Сперанского Славяно-греко-латинская академия была переведена в Троице-Сергееву Лавру и преобразована в Московскую духовную академию. Собрание МДА, как известно, формировалось на основе монастырской[1] и академической коллекций. Академия унаследовала книги и рукописи своей предшественницы, Лаврской семинарии. В течение XIX в. собрание МДА пополнялось книгами из других монастырей[2]. Именно поэтому эти два собрания в статье рассматриваются вместе. В современном собрании рукописей СПГИХМЗ «Ризница Троице-Сергиевой Лавры» Жития нет. В современной рукописной коллекции библиотеки МДА списков Жития также нет.
Статья носит обобщающий характер. Её цель — охарактеризовать особенности текста Жития в рукописях, установить взаимосвязь между списками, если это возможно, и выявить всплески активного обращения к Житию в обители. Материалом статьи послужили рукописи, содержащие «Житие прп. Александра Свирского», из собрания Троице-Сергиевой Лавры или Московской духовной академии. Кроме них, в работе используются списки, непосредственно связанные с этими рукописями.
Обратимся к самым ранним спискам Жития в собрании. Сейчас в фонде 304.I хранится пять списков, по бумаге датируемых третьей четвертью XVI в. Четыре из них содержат текст Минейной редакции Жития: Троиц. 629, 632, 633, 692. Особенное место занимает рукопись Троиц. 804 с уникальными текстами о преподобном, нигде более не зафиксированными на сегодняшний день. «Житие прп. Александра Свирского», созданное в 1545 г. по поручению митрополита Макария и новгородского архиепископа Феодосия, включено в Успенский (до 1552 г.) и Царский комплекты Великих Миней. Из этих дат и датировок рукописей следует, что очень рано, фактически на заре своего бытования, текст становится известным в Троице-Сергиевом монастыре.
Первая из перечисленных рукописей, Троиц. 629, имеет самый ранний состав чудес (пять прижизненных и одиннадцать посмертных)[3], все остальные — расширенный двумя дополнительными чудесами. Эти два чуда появились предположительно после канонизации Александра Свирского в 1547 г. Сразу замечу, что рукописи с таким составом преобладают в собрании. Во второй половине XVII в. Житие обычно сопровождается новыми текстами о преподобном (четыре новых чуда, «Сказание об обретении мощей», «О перенесении мощей», «О покрове», «Похвальное слово», «Видение игумену Иродиону»), однако в монастырском собрании только одна рукопись, в которой есть «Похвальное слово» и «Сказание об обретении мощей», — Троиц. II 269. Рукопись принадлежала монаху Лавры Серапиону и после его кончины в июле 1871 г. поступила в дополнительное собрание библиотеки (ОР РГБ. Ф. 304.II).
1. Троиц. 629 — возможный антиграф для Минеи Иоанна Милютина
Минейная редакция Жития в Троиц. 629 далее сопровождается проложным текстом. Текст для пролога появился почти одновременно с Минейной редакцией. Полагаю, что его составление приурочено к канонизации преподобного, так как текст есть уже в рукописи 1549 г. РНБ Q.I.317. Рукописей с таким составом и таким расположением текстов всего две: Троиц. 629 и Минеи Иоанна Милютина за август, ГИМ Син. 808. Некоторые ошибки в Син. 808 могут быть объяснимы неправильным или невнимательным прочтением выносных букв в Троиц. 629. Например, «монастырь состроилъ… на Вежищамъ» (Син. 808, л. 1282 об.) вместо «на Вежищах[4]» (Троиц. 629, л. 296). На близость текстов указывает повтор дефектных чтений. Приведу несколько разночтений, возникших в процессе переписки текста и скопированных из одного списка в другой:
1) И при архїеп҃спѣ Еуѳимїи Великого Новаграда и Пскова. Тои же Еуѳимїи манастырь строилъ ст҃аго Николы на Вежищахъ (Q.I.317, л. 372, Син. 997, л. 1144б, Син. 183, л. 447г.). В Троиц. 629 (л. 295 об. — 296), Син. 808 (л. 1282 об.) выделенный фрагмент отсутствует.
2) Чтение противоположного характера: Родители […] законныя любве и постеля отлучитисѧ обѣщавахуся и особно в чс҃тотѣ тѣла пребывати даже и до конца живота съхранити желающе (Q.I.317, л. 371 об., Син. 997, л. 1144а, Син. 183, л. 447в). В Троиц. 629, л. 295, Син. 808, л. 1282 выделенный глагол добавлен.
Таким образом, эта рукопись оказывается наиболее вероятным источником текста Жития для Милютинской минеи [5]. Комментируя вкладную запись Троиц. 629: «Да<л> сию книгу на Ки<р>жач къ Благовещению по старце Иеве по ку<ш>нике по ку<р>цове, а сию книгу никому не украсть, ни прода<т>, ни даро<м> не отда<т>. Сиа книга глаголемая», иеромонах Иларий указывает важные для нас сведения: «Иван кущник, пострижен в Серг. монастыре 1560 г., сконч. 1570 сент. 8». Значит, с высокой степенью вероятности рукопись могла находиться в Троице-Сергиевом монастыре в промежутке между 60–70 гг. XVI в., а по смерти старца передана в Благовещенский монастырь на Киржаче. Именно поэтому в библиотеке Лавры нет копий текста «Жития прп. Александра Свирского», восходящих к ней.
2. Преемственность списков Троиц. 632, 633, 692, 803
Рукопись Троиц. 632 открывается службой прп. Александру. Водяные знаки бумаги позволяют датировать текст третьей четвертью XVI в.[6]. Рукопись была келейной книгой Иоасафа Кирьякова. Ему же принадлежала ещё одна рукопись из библиотеки — Троиц. 132. Из описания последней мы узнаём, что Иоасаф был уставщиком и библиотекарем монастыря, скончался в 1644 г.[7]. Именно при нём была составлена первая опись библиотечного имущества.
В Троиц. 633 служба (л. 193–221) и «Житие прп. Александра» (л. 221 об. — 316 об.) следуют за службой и «Житием прпп. Зосимы и Савватия Соловецких». Эти два жития нередко сопровождают друг друга. С. В. Минеева называет девятнадцать таких рукописей[8]. Водяные знаки бумаги Троиц. 633 также относятся к третьей четверти XVI в[9]. Перед службой скорописная проба пера на чистом листе 192: «Гд҃рю ц҃рю и великому кн҃зю Феодору Ивановичю всея Руси бьет челом и плачетца твоя…». Составители описи предполагают, что книга могла принадлежать казначею монастыря (1611–1620) Иосифу Панину или его детям[10], хотя владельческих записей, указывающих на них, нет. Красивой вязью на нижней доске записано: «Книга Петра. Житие Соловецких и Сверскаго».
Почти полная тождественность оформления и расположения текстов в Троиц. 632 и 633 указывают или на то, что рукописи являются копиями друг друга, или на общий протограф. Киноварные буквицы в службе выполнены одинаково, совпадают пометки на полях (например: Троиц. 632, л. 3, 6 об. и Троиц. 633, л. 194 и 197 об.). В самом начале предисловия к Житию в рукописи Троиц. 632 пропущены слова «воистину и треблажении» (л. 31). Во всех остальных списках это чтение есть.
Вместе списки Троиц. 632, 633 и 803 представляют одну текстологическую группу: Житие в Троиц. 803 было скопировано вместе со службой, перед Житием оставлено место для заголовка, который так и не был вписан (л. 55). Сборник Троиц. 803 датируется второй четвертью ΧVII в.[11], содержит службы, жития, молитвы и патериковые тексты. Написан он скорописью, явно для личного пользования. На общие для этих трёх списков пропуски в службе прп. Александру мне указал Павел Валентинович Островский, исследующий рукописную традицию службы прп. Александру. Здесь я приведу его данные. В стихире на хвалитех на «Слава» пропущено слово «похвала»: «Радуйся, Великому Новуграду [похвала] и утвержение» (Троиц. 632, л. 30 об., Троиц. 633, л. 220 об., Троиц. 803, л. 53). Из этого, очевидно, следует, что текст в Троиц. 803 переписывался с одной из монастырских рукописей, вполне возможно — с Троиц. 633.
К ним же по оформлению явно примыкает Житие из сборника Троиц. 692. Под одним переплётом, выполненным в мастерской Троице-Сергиевой Лавры в начале XVII в., были собраны три книги: сборник житий на бумаге третьей четверти XVI в[12]., Апокалипсис и ещё два жития (Петра и Февронии и прп. Стефана Махрищского) на бумаге конца XVI в. Житие Троиц. 692 написано в то же время, что и Троиц. 632 и 633. Здесь обращает на себя внимание схожесть знаков бумаги первой части рукописи до Апокалипсиса с бумагой в Троиц. 633.
В начале XVII в. переписывается текст в Троиц. 805 (л. 167–182). Из Жития в рукопись небрежно вписано несколько глав, композиция текста нарушена: посмертные чудеса перемежаются с рассказами о пустыннической и монастырской жизни прп. Александра, сменяются его прижизненными чудесами. Сначала выписаны главы о преставлении преподобного и первые пять посмертных чудес. Далее неожиданно приписана глава из начала жития о посещении преподобного его учеником, боярином Андреем Завалишиным. После неё — глава о том, как будучи иноком Валаамского монастыря, преподобный отправляется в пустынь в ҂ѕ҃ц҃о҃г (6973), то есть в 1465 г., что ошибочно (вместо «ч» записана «о», возможно из-за невнимательности; сходный случай (ОР РГБ. Ф. 209. № 263 — ҂ѕ҃ц҃ч҃). Далее следует ещё одна глава из Жития, повествующая о старце Никифоре, после внезапно сменяемая посмертным чудом об иноке Савватии, прижизненным чудом о Тимофее Апрелеве, главой о строительстве мельницы, двумя прижизненными чудесами о рыболове и о Богдане Корюкове. Разделения текста на главы нет. Отрывки из Жития занимают две тетради, 22-ю и 23-ю. Поскольку тексты записаны друг за другом, а не с нового листа, можно только предположить, что причиной столь странного выбора явились перепутанные тетради в антиграфе. Комментируя владельческие записи по л. 231 и 264 об.: «А се книга Карпа Иванова сына Матренина», составители описания находят, что Карп Матрёнин был монастырским слугой, в 1593 г. жил на оброке в подмонастырной деревне Кокуево, в 1594 г. двор его был пуст[13]. Вероятно, книга попала в библиотеку монастыря по его смерти. С. А. Клепиков пишет, что к рукописи начала XVII в. приспособили лаврский переплёт конца XVI в.[14].
3. Августовские Минеи Четьи в собрании монастыря
В конце 20-х гг. XVII в. иеромонах Сергиевой обители Герман Тулупов работает над составлением новых Четьих Миней. В отношении «Жития прп. Александра Свирского» можно сказать, что рукописями Лавры монах Герман не пользовался, а работал с августовским томом Чудовских Миней (ГИМ Чуд. 317, 1600 г.). В свою очередь, с его Минеи на август, Троиц. 681, была сделана копия — рукопись МДА 96, наследующая чтения антиграфа. Приведу два примера: первый из Жития, второй из следующего текста рукописи. Молитва матери преподобного о чадородии в исправном варианте выглядит так: Вл҃дко Ги҃ Бе҃ Вседръжителю, послушавыи древле рабу своею Авраама и Сарры и прочихъ прв҃едникъ (Q.I.317, л. 370 об., Син. 997, л. 1143г). В Минеях Германа Тулупова: …Авраама и Исаака и прочих[15] праведникъ (Троиц. 681, л. 783 об., МДА 96, л. 916 об). Появление искажённого чтения объяснимо графической близостью имён при присоединении союза к имени, а также традицией совместного употребления имён Авраама и Исаака. Например, в молитвах из Часослова: «Гд҃и Вседержителю, Бж҃е отец наших, Авраамов, и Iсааков, и Iаковль, и сѣмене их праведнаго...» (молитва Манассии).
Описка в одном из заголовков к чтениям на 31 августа, перекочевавшая из Троиц. 681 в МДА 96: «Иоанна Златоустаго оглавление к хотящимъ кр҃щатися» (МДА 96, л. 1038, Троиц. 681, л. 900) вместо «оглашение». То же чтение есть в ещё одной августовской Минее XVI в., Троиц. 680, л. 417. Текст «оглашения» отсутствует в Чуд. 317. Пользовался ли этой рукописью Троиц. 680 Герман Тулупов или же ошибка встречается в рукописной традиции данных текстов — на эти вопросы только предстоит найти ответ, и их поиск выходит за пределы статьи. Оформление инициалов рукописи, тождественный состав, повтор ошибочных чтений Троиц. 681 в МДА 96 — всё это говорит о преемственности рукописей.
4. Уникальные агиографические тексты о прп. Александре в рукописи Троиц. 804
Особое место занимают тексты в рукописи Троиц. 804. Этот составной сборник известен редкими текстами. Первая половина сборника (лл. 1–236) восходит к рукописи МДА 77, вложенной свт. Серапионом, архиепископом Новгородским, в Троице-Сергиев монастырь[16]. Источники второй части не установлены. Среди уставных текстов, слов и молитв есть тетради с уникальными главами, повествующими о явлении прп. Александра иноку Фотию на третью ночь после преставления и о чудесах прп. Александра[17]. Текст в этой рукописи важен тем, что, возможно, сохраняет ещё одно произведение игумена Иродиона. Предположение о том, что перед нами черновые главы для «Жития прп. Александра», написанные автором Жития, делается на основе киноварной записи в завершении одного из чудес: «еж<е> аз<ъ> Родион<ъ> слышахъ от устъ самого Ивана Дмитриевич<а>, то и написах<ъ>» (л. 245). Агиографическим источником для них стало «Житие Зосимы Соловецкого» I Стилистической редакции по классификации С. В. Минеевой[18], из которого также наследуется композиция. Если моё предположение о том, что перед нами черновые главы для Жития, верно, то проблемой, которую предстоит решить, является определение задуманного для них места в структуре Жития. Они могли бы продолжить главу о преставлении преподобного и открывать блок посмертных чудес. Перед нами чудеса, как совершенно нетипичные для прп. Александра (оказание помощи терпящим кораблекрушение), так и сходные мотивами с известными текстами (исцеление от иконы). Орфография указывает на новгородское происхождение писца или тетрадей рукописи (написание «ѣ» на месте ударного «и»: напр., «божия нѣкая сѣла», л. 246 об.).
Особенно значимо в этих текстах завещание прп. Александра: он просит похоронить его на третий день после преставления. Обычная сейчас практика вызывает удивление у братии монастыря: на Руси до указа Петра I 1704 г. погребали, как правило, в день смерти или на следующий. Братия хоронит прп. Александра в день преставления, нарушая его пожелание, тем самым провоцируя его явление одному из иноков. Не представлено ли нам пророчество преподобного о будущей традиции погребения, никем не прочитанное и не понятое?
5. Рукописи, поступившие в собрание Лавры и Академии во второй половине XIX в.
Собрание фонда 304. II сформировалось в основном из поступлений второй половины XIX в. Источники их были разнообразны: келейные библиотеки, пожертвования и неучтённые ранее рукописи.
Рукопись Троиц. II 269 открывается службой (л. 1–20), Житие дополнено новыми текстами: «Похвальное слово» (л. 154–184), «Сказание об обретении мощей» в 1641 г. (л. 184 об. — 191 об). Листы в конце утрачены; скорее всего, за «Сказанием об обретении мощей» следовали два других текста «О перенесении мощей» и «О покрове». Пока это единственная в собрании рукопись с расширенным составом текстов. Она написана на бумаге последней трети XVII в.[19]. Из скорописной записи начала XVIII в. мы узнаём имя одного из её владельцев: «Сия книга житие и чудеса чюдотворца святаго Александра Свирскаго <...> Михаила Николаева» (л. 1 об.). Личность его не установлена, после рукопись принадлежала монаху Лавры Серапиону. Об этом сообщает запись на верхней крышке переплёта: «Из книг монаха [Сергиево]й Лавры Серапиона, сконч. в июле 1871 года». Троиц. 269 поступила в библиотеку монастыря вместе с другой книгой монаха — сборником духовных стихотворений, Троиц. 270.
Ещё одна рукопись из келейных книг, Троиц. II 5, — составной сборник, созданный в 40-е гг. XVII в.[20]. Она была вложена в Клинский монастырь (л. 1–4, скоропись) 15 мая 1655 г., а во второй половине XIX в. принадлежала наместнику Лавры, архимандриту Антонию Медведеву, от которого и поступила в собрание библиотеки: на это указывают полистные записи (л. 1).
6. Рукопись Волок. 632
Рукопись, находившаяся сначала в собрании Иосифо-Волоцкого монастыря, ОР РГБ Волок. 632[21], содержит Минейную редакцию Жития с тем же составом чудес, что и в августовской минее 1551 г. ОР РГБ Симф. 33, и в Син. 183. Рукопись часто попадает в поле зрения исследователей[22] в связи с особенностями житийных текстов в её составе. Р. П. Дмитриева предполагает, что в ней собраны жития для Успенского списка макарьевских Миней. Однако текст «Жития прп. Александра» в этой рукописи существенно отличается: во-первых, в Волок. 632 другой набор посмертных чудес (13), в этом смысле текст ближе к Царскому списку ВМЧ, Син. 183, а не к Успенскому, Син. 997. А самое главное — чтения, попавшие в Син. 997 из антиграфа, не повторяются в Волок. 632. Например, разночтения в посвящении церкви. В упомянутой выше рукописи Q.I.317 1549 г. и в Син. 997 ученик прп. Александра Даниил возводит церковь во имя «апостола и евангелиста Иоанна Богослова». В других рукописях того же времени посвящение другое — «во имя Иоанна Златоуста» (так, например, в Царском списке Син. 183, Симф. 33, Волок. 632).
Нет в Волок. 632 и чтений, отличающих Царский список ВМЧ от остальных. Приведу пару лексических вариантов: о неистощимых его сокровищь подати ми прежде сихъ свѣта зарю (Син. 183, л. 446б, в Вильн. F.19–73[23], л. 1 об.: от неистощимаго его сокровища…) — вместо от неискудныхъ его сокровищь подати ми преже сихъ свѣта зарю (Q.I.317, л. 367 об., Син. 997, л. 1143а, Симф. 33, л. 455а, Волок. 632, л. 265). Наличие этого чтения в рукописи Вильн. F. 19–73 говорит о том, что оно не было привнесено в Син. 183 (наследования других индивидуальных чтений Син. 183 нет), а значит, должно было быть в его антиграфе.
На полях листов 380, 438 и 613 сохранились карикатурные зарисовки, время и место появления которых попытаемся предположить. Примитивнейшие рисунки в рукописях, детские рисунки (например: ОР РГБ. Ф. 238. № 91. Л. 183 об, 188 об.) встречаются часто, и на фоне таких неказистых изображений три рисунка Волок. 632 выгодно отличаются. Тонкие изображения мужских фигур, выведенные пером, носят светский характер и сделаны, очевидно, читателем рукописи. Никаких семантических связей с текстами зарисовки не имеют. Сразу же бросаются в глаза их сатирический характер и, в особенности, костюм героев, явно отсылающий к XIX в., благодаря чему и возможно предположить время и место их появления.
Первый рисунок выполнен на правом поле л. 380. Здесь мы видим изображение мужчины, одетого во фрак, — наиболее популярный вид мужской верхней одежды начиная с 1820-х гг. Его фигура изображена в поклоне, цилиндр почтительно снят — а это ещё один обязательный атрибут костюма денди, вошедший в моду в тех же 1820-х гг. Кажется даже, что рисовавший попытался изобразить высокий ворот рубашки и платок, которым «голова подпирается согласно надлежащему, достойному положению»[24]. В эпоху Александра I фрак являлся отражением либеральных настроений, а после, прочно утвердившись в мужском гардеробе, стал одним из символов костюма денди. Два других рисунка имеют гротескный характер. С одной стороны, мы не можем сузить хронологические рамки появления этих рисунков даже на основании их художественных и стилистических особенностей. Подобные модные тенденции, а также графические зарисовки и карикатуры были популярны на протяжении всего XIX столетия: от рисунков пером на полях «лицейских» тетрадей А. С. Пушкина до «Альбома гоголевских типов», изданного в 1895 г. по рисункам П. М. Боклевского[25]. Нижней границей изображений могут быть 1820-е, когда фрак и цилиндр входят в моду в России. С другой стороны, появление светских сатирических изображений не слишком ожидаемо на полях Минеи. Обратимся к истории рукописи.
Сначала она принадлежала Иосифо-Волоцкому монастырю. На листах 1, 10 сохранилась запись об этом: «принадлежит Иосифову монастырю 1854». А в 1859 г. Минея вместе с другими 235-ю рукописями этого монастыря поступила в библиотеку Московской духовной академии[26]. Странно предположить появление рисунков в библиотеке Иосифова монастыря. Вспоминая упомянутые «лицейские» тетради А. С. Пушкина, напрашивается иная мысль: а не возникли ли они под пером семинариста уже после 1859 г? Подобные случаи известны: например, в личном собрании в.н.с. РГБ А. Д. Паскаля есть сходный рисунок карандашом на последнем листе Библии (1894 г.). В отличие от анонимного «художника» рукописи, в книге оставлена подпись «Имярек. Студент Московской духовной академии, бывший студент Московской духовной семинарии, 1904».
Выводы
Итак, подведём итоги. Четыре ранних списка Жития третьей четверти XVI в. содержат ставший распространённым текст Минейной редакции, чаще всего в сопровождении тринадцати посмертных чудес. Текст 1-й Проложной редакции представлен одним списком — Троиц. 629. Три списка предварены службой разных вариантов. Возможно, предназначавшиеся и отвергнутые для Жития главы содержатся в Троиц. 804. Разумеется, нельзя утверждать, что все эти рукописи попали в Сергиев монастырь или были в нём переписаны в это время. Весьма вероятно, что это касается Троиц. 629, 632, 633, 804, 692. В таком случае в Троице-Сергиевом монастыре были представлены все существовавшие на тот момент тексты о преподобном, и можно говорить о почитании преподобного. Вторая группа списков относится ко второй четверти XVII в., времени активной деятельности редакторов минейных сводов. Оба редактора придерживаются разных принципов, почти противоположных: иеромонах Герман Тулупов копирует текст Жития из предшествующих Чудовских Миней и дополняет текст новыми чудесами, не обращаясь к лаврским рукописям. Иоанн Милютин привлекает один из архаичных текстов, редких по составу, причём, весьма вероятно, из библиотеки Лавры.
Копируемые внутри монастыря тексты ориентируются на своих же предшественников: извне новые тексты о преподобном не поступают. Это ясно, поскольку нет текстов с расширенным комплексом чудес или дополненных «Похвальным словом», «Сказанием об обретении мощей». Нет и текстов новой редакции, стилистической переработки Жития, которая появилась в конце XVII в. — начале XVIII в. в монастыре прп. Александра. Хотя точно известно, что святой был почитаем в Троице-Сергиевом монастыре: например, в 1684 г. в нижнем ряду первого столпа Успенского собора ярославские и троицкие мастера выполнили изображение благоверного князя Александра Невского с прп. Александром Свирским. Оно сохранилось до наших дней в поновлённом виде. В XIX в. собрание библиотеки Троице-Сергиева монастыря пополнилось ещё тремя рукописями.
Архивные материалы
Q.I.317 — РНБ. ОСРК. № Q.I.317 (= Собрание Толстого, № 317).
Волок. 632 — ОР РГБ. Ф. 113. Собрание библиотеки Иосифово-Волоцкого монастыря, сборник житий. № 632.
Вильн. — Библиотека Академии наук Литвы им. Врублевских, Вильнюс. Фонд церковнославянских и русских рукописных книг. F. 19–73.
МДА 77 — ОР РГБ. Ф. 173. Собрание Московской духовной академии. № 77.
МДА 96 — ОР РГБ. Ф. 173. Собрание Московской духовной академии. № 96.
Симф. 33 — ОР РГБ. Ф. 445. Собрание Симферопольского (Крымского) пединститута. Минея четья за август.
Син. 183 — ГИМ. Синодальное собрание. № 183.
Син. 997 — ГИМ. Синодальное собрание. № 997.
Троиц. 629 — ОР РГБ. Ф. 304. I. Собрание библиотеки Троице-Сергиевой Лавры. № 629.
Троиц. 632 — ОР РГБ. Ф. 304. I. Собрание библиотеки Троице-Сергиевой Лавры. № 632.
Троиц. 633 — ОР РГБ. Ф. 304. I. Собрание библиотеки Троице-Сергиевой Лавры. № 633.
Троиц. 681 — ОР РГБ. Ф. 304. I. Собрание библиотеки Троице-Сергиевой Лавры. № 681.
Троиц. 692 — ОР РГБ. Ф. 304. I. Собрание библиотеки Троице-Сергиевой Лавры. № 692.
Троиц. 803 — ОР РГБ. Ф. 304. I. Собрание библиотеки Троице-Сергиевой Лавры. № 803.
Троиц. 804 — ОР РГБ. Ф. 304. I. Собрание библиотеки Троице-Сергиевой Лавры. № 804.
Троиц. 805 — ОР РГБ. Ф. 304. I. Собрание библиотеки Троице-Сергиевой Лавры. № 805.
Троиц. II 5 — ОР РГБ. Ф. 304. II. Дополнительное собрание библиотеки Троице-Сергиевой Лавры. № 5.
Троиц. II 269 — ОР РГБ. Ф. 304. II. Дополнительное собрание библиотеки Троице-Сергиевой Лавры. № 269.
Альбомы водяных знаков бумаги
Briquet Ch. M. Les filigranes. Vol. 1–4. Amsterdam, 1968. [Facsimile of the 1907 Edition with Suppelmentary Material Contributed by a Number of Scholars].
Дианова Т. В. Филигрань «кувшин» XVII в. М.: ГИМ, 1989.
Дианова Т. В., Костюхина Л. М. Водяные знаки рукописей России XVII в. М.: ГИМ, 1980.
Лихачев Н. П. Палеографическое значение бумажных водяных знаков. Т. 1–3. СПб.: ОЛДП, 1899.
Литература
Альбом гоголевских типов по рисункам художника П. Боклевского / с предисловием В. Я. Стоюнина. СПб.: Изд. О. Кирхнера, 1895.
Дмитриева Р. П. Агиографическая школа митрополита Макария (на материале некоторых житий) // ТОДРЛ. 1993. Т. 48. С. 208–213.
Иларий, иером., Арсений, иером. Описание славянских рукописей библиотеки Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. В 3 частях. Ч. 1, 3. М.: Тип. Т. Рис, 1879.
Иосиф, иером. Опись рукописей, перенесенных из библиотеки Иосифова монастыря в библиотеку Московской духовной академии. М.: Императорское общество истории и древностей российских при Московском университете, 1882.
Кибалова Л., Гербенова О., Ламарова М. Иллюстрированная энциклопедия моды. Прага: Артия, 1986.
Клепиков С. А. Дополнительный список переплетов в рукописях собрания Троице-Сергиевой Лавры и Московской духовной академии // Записки отдела рукописей. Вып. 22. М., 1960. С. 195–203.
Минеева С. В. Рукописная традиция Жития преподобных Зосимы и Савватия Соловецких (XVI–XVIII вв.). Т. 1–2. М.: Яз. славян. культуры, 2001.
Слуцкий Г. Обзор Жития преподобной Евфросинии Полоцкой по материалам Волоколамского сборника № 632 // Язык и текст. 2015. Т. 2. № 2. С. 30–35.
Соболева А. Е. К вопросу о соотношении житийных текстов в минеях четиих иеромонаха Германа Тулупова и Иоанна Милютина // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2021. Вып. 66. С. 59–70.
Соболева А. Е. Новонайденные ранние житийные тексты об Александре Свирском // Вестник СПбГУ. Серия Язык и литература. 2020. Т. 17. Вып. 2. С. 290–308.
Турилов А. А. Иакова, брата Господня, шестоднев // ПЭ. 2009. Т. 20. С. 558–559.
Успенский Б. А. История русского литературного языка (XI–XVII в.). М.: Аспект Пресс, 2002.
Ухова Т. Б. Миниатюры, орнаменты и гравюры в рукописях библиотеки Троице-Сергиева монастыря // Записки отдела рукописей. Вып. 22. М., 1960. С. 5–13.
[1] Ухова Т. Б. Миниатюры, орнаменты и гравюры в рукописях библиотеки Троице-Сергиева монастыря // Записки отдела рукописей. Вып. 22. М., 1960. С. 7.
[2] Иосиф, иером. Опись рукописей, перенесённых из библиотеки Иосифова монастыря в библиотеку Московской духовной академии. М., 1882. С. 278–281.
[3] Именно такой состав чудес в самой ранней рукописи (РНБ Q.I. 317 1549 г.), датированной по выходной записи.
[4] Выносная буква «х» дана курсивом.
[5] Соболева А. Е. К вопросу о соотношении житийных текстов в Минеях Четиих иеромонаха Германа Тулупова и Иоанна Милютина // Вестник ПСТГУ Серия III: Филология. 2021. Вып. 66. С. 59–70.
[6] В. зн. 1) Сфера с литерами GP, л. 10, л. 13, л. 15 — тип Briquet № 14052. 1568 г.; 2) рука под звездой, литеры на манжете IB или LB — тип Briquet № 11358. 1571 г.; 3) колесо с цветком, л. 1, 4 — подоб. Briquet № 13397. 1568–1574 гг.
[7] Иларий, иером., Арсений, иером. Описание славянских рукописей библиотеки Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Ч. 1. М., 1878. С. 97.
[8] Минеева С. В. Рукописная традиция Жития преподобных Зосимы и Савватия Соловецких (XVI–XVIII вв.). Т. 1. М., 2001. С. 43.
[9] В. зн.: Сфера, л. 305, 308 — подоб. Лихачев № 3352. 1568 г.; сфера с лилией, л. 196 — тип Лихачев № 3439. 1564 г.
[10]Иосиф, иером. Опись рукописей, перенесённых из библиотеки Иосифова монастыря в библиотеку Московской духовной академии. Ч. 2. М., 1882. С. 214.
[11] Основной в. зн. Кувшин, л. 126, 128 — подоб. Дианова № 139. 1632 г.
[12] В. зн.: 1) рука под короной, л. 277 — тип Лихачев № 1875. 1567 г.; 2) сфера с лилией, л. 192 — близк. Лихачев № 3439. 1564 г.; 3) рука под короной с литерой F, л. 184 — подоб. Лихачев № 1878. 1567 г.
[13] Иларий, иером., Арсений, иером. Описание славянских рукописей библиотеки Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Ч. 3. М., 1878. С. 255.
[14] Клепиков С. А. Дополнительный список переплётов в рукописях собрания Троице-Сергиевой Лавры и Московской духовной академии. Записки отдела рукописей. Вып. 22. М., 1960. С. 202.
[15] Слово вставлено по левому полю.
[16] Турилов А. А. Иакова, брата Господня, шестоднев // ПЭ. 2009. Т. 20. С. 558–559.
[17] Подробно о текстах этой рукописи, их особенностях, происхождении, источниках, датировке и авторе см. Соболева А. Е. Новонайденные ранние житийные тексты об Александре Свирском // Вестник СПбГУ. Серия Язык и литература. 2020. Т. 17. Вып. 2. С. 290–308.
[18] Минеева С. В. Рукописная традиция «Жития преподобных Зосимы и Савватия Соловецких» (XVI–XVIII вв.). Т. 2. М., 2001. С. 116–117.
[19] В. зн.: Голова шута, л. 73 — близк. Дианова, Костюхина 347 1673 г.
[20] В. зн. 1) Кувшин, л. 1 — близк. Дианова, Костюхина 664 1642 г.; 2) кувшин, лл. 141–140 — близк. Дианова, Костюхина, 726 1642 г.; 3) лилия в щите — подоб. Дианова, Костюхина 924, 1646–1654 г.
[21] Рукопись оцифрована и представлена в свободном доступе на сайте: URL: https://lib-fond.ru
[22] Дмитриева Р. П. Агиографическая школа митрополита Макария (на материале некоторых житий) // ТОДРЛ. 1993. Т. 48. С. 208–213; Слуцкий Г. Обзор «Жития преподобной Евфросинии Полоцкой» по материалам Волоколамского сборника № 632 // Язык и текст. 2015. Т. 2. № 2. С. 30–35.
[23] Сердечно благодарю проф. Сергея Темчина, без которого работа с этой рукописью не состоялась бы.
[24] Кибалова Л., Гербенова О., Ламарова М. Иллюстрированная энциклопедия моды. Прага, 1986. С. 244.
[25] Альбом гоголевских типов по рисункам художника П. Боклевского / предисл. В. Я. Стоюнина. СПб., 1895.
[26] Иосиф, иером. Опись рукописей, перенесённых из библиотеки Иосифова монастыря в библиотеку Московской духовной академии. М., 1882. С. 278–281.
Источник: Соболева А. Е. «Житие прп. Александра Свирского» в собраниях Троице-Сергиевой Лавры и Московской духовной академии // Богословский вестник. 2022. № 1 (44). С. 274-290