Одним из интереснейших моментов в истории русской патрологии XIX столетия является заочный диспут святителей Феофана Затворника и Игнатия (Брянчанинова) о природе ангелов и человеческой души. После выхода в свет «Слова о смерти» свт. Игнатия, а в особенности «Прибавления» к нему, св. Затворник решил ответить на них письменно. В результате в «Тамбовских епархиальных ведомостях» с октября 1867 года по февраль 1868 появляется ряд публикаций. Позже они были объединены в одной брошюре, которая получила название «Душа и Ангел — не тело, а дух. Против брошюр “Слово о смерти” и “Прибавление к Слову о смерти”»[1].
При знакомстве с содержанием этого произведения мы видим, как свт. Феофан в подтверждение своего мнения о «бестелесности» и даже «невещественности» ангелов приводит выдержку из «Православного исповедания веры», где на 18-й вопрос «действительно ли Бог есть Творец всех вещей?» даётся следующий ответ: «Бог есть Творец видимых и невидимых созданий <…> и создал Он умный оный мир <…> потом мир сей вещественный <…> наконец, человека, сложенного из невещественной и разумной души и вещественного тела»[2]. А также выдержку из «Пространного христианского катехизиса», где об ангелах говорится следующее: «Духи бесплотные, одарённые умом, волею и могуществом»[3].
Здесь можно заметить, что в подтверждение своего мнения Затворник приводит цитаты из так называемых Символических книг. Одну из них — «Православное исповедание» — архиепископ Василий (Кривошеин) называл «наиболее “латиномудрствующим” текстом из символических памятников XVII века»[4].
Кстати, «Православное исповедание» в цитируемом свт. Феофаном 18-м вопросе ссылается на «Точное изложение Православной веры» прп. Иоанна Дамаскина, а именно на главу «О человеке», которая является 12-й главой второй его книги. В этой главе Дамаскин, рассуждая о природе человека, говорит об ангельской природе следующее: «Таким образом Бог сотворил духовную сущность: я говорю об ангелах и всех находящихся на небе чинах. Ибо они со всей очевидностью суть умной и бестелесной природы; бестелесной же, я имею в виду, по сравнению с грубостью вещества, ведь одно только Божество поистине невещественно и бестелесно (ἀσωμάτου δέ, φημί, συγκρινομένης πρὸς τὴν τῆς ὕλης παχύτηταˑ μόνον γὰρ τὸ Θεῖον ἄϋλον καὶ ἀσώματον)»[5].
Далее прп. Иоанн, описывая душу человека, говорит, что она — «сущность живая, простая и бестелесная (οὐσία ζῶσα, ἀπλῆ καὶ ἀσώματος), по своей природе невидимая для телесных глаз, бессмертная, разумная и мыслящая, не имеющая формы (ἀσχημάτιστος)»[6]. При этом её бестелесность и невидимость является не природным свойством, как у Бога, а даром благодати: «Бестелесное же и невидимое (ἀσώματα δέ καὶ ἀόρατα), и не имеющее формы понимаем двояким образом. Одно — бестелесно по сущности, а другое — по благодати; и одно — по природе, другое же по сравнению с грубостью вещества. Итак, применительно к Богу — по природе; применительно же к ангелам, и бесам, и душам — по благодати и сообразно с грубостью материи (χάριτι, καὶ ὡς πρὸς τὴν τῆς ὕλης παχύτητα, λέγεται ἀσώματον»[7].
Из общего контекста рассуждений прп. Иоанна Дамаскина становится понятным, что «невещественным» (ἄϋλον) он называет только Бога. Духи же и души людей называются «бестелесными и невидимыми» (ἀσώματα καὶ ἀόρατα) только по сравнению «с грубостью материи» (πρὸς τὴν τῆς ὕλης παχύτητα). Нигде в данном отрывке прп. Иоанн не называет ни духов, ни души «невещественными» (ἄϋλα), закрепляя этот термин за одним лишь Богом[8]. Один только Бог обладает подлинной невещественностью и бестелесностью. Души же и духи бестелесны и невидимы лишь по дару благодати Божией.
Святитель Феофан рассматривает мнение св. Игнатия (Брянчанинова), изложенное в «Слове о смерти», как «материализм» или даже «ультраматериализм». В частности, он говорит следующее: «Мнение, выраженное в “Слове о смерти” и поддержанное в “Прибавлении” к нему, терпимо быть не может. Это ультраматериализм, или материализм, вышедший из своих пределов»[9].
В сущности, свт. Игнатий в «Прибавлении» к «Слову о смерти» приводит те же самые выдержки из «Точного изложения» Дамаскина, что упоминали и мы, подкрепляя их ссылками на других отцов Церкви — прп. Макария Великого, святителей Кирилла Иерусалимского, Афанасия Александрийского, Василия Великого и Иоанна Златоустого[10].
Вступая в полемику со свт. Игнатием, св. Затворник уже после выхода «Прибавления к Слову о смерти» (1863) в 1867 году предлагает своё понимание слов прп. Иоанна Дамаскина о бестелесности ангелов. В частности, он пишет следующее: «Те, кои, желая выразить мысль св. Дамаскина о естестве ангелов и душ, прямо говорят, что он признавал их невещественными только сравнительно с нами, поступают весьма несправедливо. Прямая мысль св. Дамаскина та, что они суть существа мысленные, невещественные, бестелесные; та же мысль, что они таковы сравнительно с нами, ставится в оговорке; а это не одно и то же, что прямо говорить. В приведённом месте он положительно свидетельствует о невещественности естества ангельского, а потом делает оговорку об относительности этой невещественности»[11].
Интересно, что уже много лет спустя, переводя творения прп. Симеона Нового Богослова на русский язык, святитель Феофан стал удалять те места, которые, как он считал, не согласовывались с учением Церкви. Наибольшее масштабной правке подверглось Первое этическое слово, стоявшее под номером 45 в новогреческом переводе прп. Никодима Святогорца, в пятом его разделе 5.25–83[12]. По справедливому замечанию митрополита Илариона (Алфеева)[13], свт. Феофан Затворник, встретив этот отрывок в издании прп. Никодима[14], при работе над переводом опускает его полностью[15]. Владыка Иларион высказывает мнение, что причиной такого пропуска могло послужить собственное суждение свт. Феофана о природе ангелов, которое он изложил в вышеупомянутом труде[16].
Обратимся к тексту прп. Симеона, чтобы рассмотреть основные положения его учения, изложенные в опущенном отрывке. Первым тезисом преподобного отца является утверждение о том, что по сравнению с бестелесной природой Божества ангелы некоторым образом телесны и описуемы.
прп. Симеон |
прп. Никодим |
αὐτοὶ οἰονεὶ σωματοί πώς εἰσι καὶ περιγραπτοὶ τῇ ἀΰλῳ καὶ ἀσωμάτῳ φύσει συγκρινόμενοι τῆς θεότητος |
αὐτοί, τρόπον τινά, εἶναι ὡσὰν σωματικοὶ καὶ περιγραπτοί, συγκρινόμενοι μὲ τὴν ἄϋλον καὶ ἀσώματον φύσιν τῆς Θεότητος |
В подтверждение этому тезису прп. Симеон цитирует фразу из апостола Павла: «Есть тела небесные (σώματα ἐπουράνια) и тела земные» (1 Кор. 15, 40), а также выражение Псалмопевца: «Творяй ангелы Своя духи и служители Своя пламень огненный» (Пс. 103, 4). Кстати, именно на эту цитату из Священного Писания указывает святитель Феофан, утверждая, что ангелы — это совершенно невещественные духи[17]. То есть налицо различное понимание одного и того же текста. То, что для Затворника является доказательством невещественности ангелов, для Нового Богослова служит подтверждением тезиса об их телесности.
Далее он приводит следующий аргумент: когда Бог посылает ангела на землю для служения Его повелениям, Тот оставляет небесные лики (οὐρανίους χοροστασίας καταλιμπάνει) и приходит к нам на землю. Значит, заключает прп. Симеон, если это соответствует истине, то ангел «описуем и ограничен» (περιγραπτὸς καὶ περιοριστός). Таким образом, по отношению к несозданной природе Божества ангелы являются «созданными и описуемыми» (κτιστοὶ καὶ περιγραπτοί); по отношению же к нашей природе — «бестелесны, непостижимы и невидимы» (ἀσώματοι, ἄληπτοι καὶ ἀόρατοι). Здесь учение прп. Симеона прямо повторяет известные мысли прп. Иоанна Дамаскина: «Они [ангелы] — описуемы (περιγραπτοί); ибо когда они находятся на небе, их нет на земле; и, посылаемые Богом на землю, они не остаются на небе»[18].
Далее прп. Симеон рассуждает о природе человеческой души. Его второй тезис заключается в том, что по сравнению с бестелесным Богом и ангелами душа некоторым образом телесна и описуема. Но только для Бога, добавляет Новый Богослов, Который имеет власть ввергнуть её вместе с телом в геенну огненную. Для чувства же и взора человеческого (αἰσθήσει δὲ καὶ ὄψει βροτείᾳ) душа бестелесна и непостижима, она совершенно не подлежит описанию или ограничению вещественным местом (μὴ δυναμένη περιγραφῆναι τόποις ἥ χωρίοις αἰσθητοῖς τὸ καθόλου).
Наконец, третий тезис состоит в том, что тела воскресших людей будут духовными, подобными ангелам. В доказательство прп. Симеон приводит слова Господа: «В воскресение праведных <…> будут как ангелы Божии» (Мф. 22, 30). А также слово Апостола: «Сеется тело душевное, восстает тело духовное» (1 Кор. 15, 44). «Очевидно, — заключает прп. Симеон, — что подобны будем им если не естеством, то достоинством» (δηλονότι ὅμοιοι αὐτοῖς, εἰ καὶ μὴ τῇ φύσει, ἀλλὰ τῇ ἀξίᾳ ἐσόμεθα). Эти тела не будут нуждаться в «тленной пище», как святой говорит в начале Слова. Плоды райские были нетленными, ибо нетленным телам первозданных и пища подобала нетленная: «Потому что их нетленным телам нужно было подавать и пищу нетленную (ἔπρεπε καὶ γὰρ τοῖς ἀφθάρτοις αὐτῶν σώμασιν ἄφθαρτον καὶ τὴν τροφὴν ἐπιχορηγεῖσθαι)»[19].
В русском же переводе это звучит уже по-другому: «Ибо надлежало доставлять и наслаждение нетленное оным телам первозданных, которые были нетленны»[20].
Если посмотреть на текст прп. Никодима, мы увидим, что при переводе закралась ошибка: слово τροφήν (пища) Святогорец передаёт как τρυφήν (наслаждение)[21], что меняет смысл фразы. Так же переводит и свт. Феофан. Хотя прп. Симеон говорит о другом: плоды райские были нетленными, потому что тела первозданных людей были нетленными.
Прп. Симеон Новый Богослов выстраивает некоторую иерархию, начиная от Бога и заканчивая телами воскресших людей. Эту иерархию мы схематично изобразим с помощью следующего ниже рисунка.
В этой схеме Бог, невещественный и нетленный, совершенный Дух, стоит на вершине. Ниже располагаются ангелы, которые по дару благодати (χάριτι) являются нетленными, но при этом вещественными, даже некоторым образом «небесными телами» (σώματα ἐπουράνια). Души людей, как и ангелы нетленные и вещественные, при этом видимы ангелам, но невидимы телесному взору людей. Наконец, тела воскресших людей будут обладать телесностью, но при этом будут одуховторены и бессмертны. Наконец, ниже находятся тела смертных людей, взору которых закрыто всё находящееся выше.
Рисунок: иерархия прп. Симеона Нового Богослова
В заключение этого большого отрывка святой отец делает вывод, что в воскресении мёртвых мы, став духовными, став выше всякого чувства и уподобившись ангелам в достоинстве, не будет иметь никакой нужды в земной обители. Достоинство же ангелов, по его словам, состоит в том, чтобы «устремляться к осиянию первым и божественным светом, как светы вторые; зреть славу и светлость Его непреступного и безграничного света и наслаждаться неизреченным и Триипостасным Божеством» (ἔφεσις τὸ ἐλλάμπεσθαι ἀπὸ τοῦ πρώτου καὶ θείου φωτὸς ὡς φῶτα δεύτερα, τὸ βλέπειν τὴν δόξαν καὶ λαμπρότητα αὐτοῦ τοῦ ἀπροσίτου καὶ ἀπείρου φωτὸς καὶ ἀπολαύειν τῆς ἀφράστου καὶ τρισυποστάτου θεότητος).
Таким образом, мы видим, как богословские представления свт. Феофана Затворника, сложившиеся в процессе его богословской и пастырской деятельности, оказывали прямое влияние на его переводы святоотеческих творений. Сравнивая текст новогреческого перевода, сделанный прп. Никодимом творений св. Симеона, с русским переводом святого Затворника, можно заметить, как смело он вносит свои коррективы в текст древнего святого, исправляя или опуская те места, которые он считал не согласующимися с учением Христовой Церкви.
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
- Syméon le Nouveau Théologien. Traités théologiques etéthiques. Ed. J. Darrouzès. T. I (Theol. 1–3; Eth. 1–3). Sources Chrétiennes. T. 122. Paris, 1966.
- Τοῦ ὁσίου καὶ θεοφόρου πατρὸς ἡμῶν Συμεὼν τοῦ Νέου Θεολόγου Τὰ εὐρισκόμενα διηρημένα εἰς δύο. Ἐνετίησι, 1790.
- Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение Православной веры. М., Индрик, 2002. // Expositio accurata fidei orthodoxae PG. 94. Col. 789 – 1228A.
- Симеон Новый Богослов, прп. Творения. Т. 1. Слова 1–52. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993.
- Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной. М., Синодальная типография, 1900.
- Василий (Кривошеин), архиепископ. Символические тексты в Православной Церкви // Он же. Богословские труды (сборник). Нижний Новгород, Христианская библиотека, 2011. С. 430–481.
- Игнатий (Брянчанинов), свт. Слово о смерти. М., Отчий дом, 2010.
- Иларион (Алфеев), митрополит. Преподобный Симеон Новый Богослов и православное предание. М., 2017.
- Феофан Затворник, свт. Душа и ангел — не тело, а дух // Он же. Полное собрание творений. Т. X. М., Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2013. С. 9–362.
- Феофан Затворник, свт. Душа и ангел. М., Благовест, 2014.
- Филарет (Дроздов), свт. Пространный христианский катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви. М., Сибирская благозвонница, 2013.
[1] Феофан Затворник, свт. Душа и ангел – не тело, а дух // Он же. Полное собрание творений. Т. X. М., Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2013. С. 364.
[2] Феофан Затворник, свт. Душа и ангел. М., Благовест, 2014. С. 12; Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной. М.: Синодальная типография, 1900. С. 20.
[3] Феофан Затворник, свт. Душа и ангел. С. 12; Филарет (Дроздов), свт. Пространный христианский катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви. М., Сибирская благозвонница, 2013. С. 31.
[4] Василий (Кривошеин), архиепископ. Символические тексты в Православной Церкви // Он же. Богословские труды (сборник). Нижний Новгород, Христианская библиотека, 2011. С. 456.
[5] Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение Православной веры. М., Индрик, 2002.С. 208. // Expositio accurata fidei orthodoxae PG. 94. Col. 920 A.
[6] Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение Православной веры. С. 210 // Expositio accurata fidei orthodoxae PG. 94. Col. 924 B.
[7] Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение Православной веры. С. 210 // Expositio accurata fidei orthodoxae PG. 94. Col. 925 A.
[8] Правда, в книге II, главе III, «Об ангелах» Дамаскин пишет об ангельской природе так: «Бестелесною (ἀσώματος) и невещественною (ἄϋλον) она называется по сравнению с нами, ибо все, сопоставляемое с Богом, Который один только – несравним, оказывается грубым и вещественным» (Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение Православной веры. С. 187–188 // PG 94. Col. 868 А).
[9] Феофан Затворник, свт. Душа и ангел. С. 10; Феофан Затворник, свт. Душа и ангел – не тело, а дух // Он же. Полное собрание творений. Т. X. М., Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2013. С. 210.
[10] Игнатий (Брянчанинов), свт. Слово о смерти. М., Отчий дом, 2010. С. 283–303.
[11] Там же. С. 222–223.
[12] Syméon le Nouveau Théologien. Traités théologiques etéthiques. Ed. J. Darrouzès. T. I (Theol. 1–3; Eth. 1–3). Sources Chrétiennes. T. 122. Paris, 1966. P. 214–218.
[13] Иларион (Алфеев), митрополит. Преподобный Симеон Новый Богослов и православное предание. М., 2017. С. 46.
[14] Τοῦ ὁσίου καὶ θεοφόρου πατρὸς ἡμῶν Συμεὼν τοῦ Νέου Θεολόγου Τὰ εὐρισκόμενα διηρημένα εἰς δύο. Ἐνετίησι, 1790. Σ. 217.
[15] Симеон Новый Богослов, прп. Творения. Т. 1. Слова 1–52. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993. С. 382.
[16] Иларион (Алфеев), митрополит. Преподобный Симеон Новый Богослов и православное предание. М., 2017. С. 46.
[17] Феофан Затворник, свт. Душа и ангел – не тело, а дух // Он же. Полное собрание творений. Т. X. М., Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2013. С. 219.
[18] Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение Православной веры. С. 188. // Expositio accurata fidei orthodoxae PG. 94. Col. 869 А.
[19] Syméon le Nouveau Théologien. P. 182.
[20] Слова преподобного Симеона Нового Богослова. С. 370.
[21] Συμεὼν τοῦ Νέου Θεολόγου Τὰ εὐρισκόμενα. Σ. 211.
Источник: Петров В., прот. К вопросу о природе души и ангелов в учении свт. Феофана Затворника (1815–1894) // Богословско-исторический сборник. 2022. № 24. С. 13-22