Деятельность православных братств в западнорусских епархиях Российской империи в контексте конфессиональной проблематики после принятия манифеста «Об укреплении начал веротерпимости» с 1905 по 1909 гг. (по материалам церковной периодической печати)
1905 год был ознаменован изменениями конфессионального законодательства в Российской империи. Православная Церковь как на протяжении предыдущих столетий, так и в начале XX века продолжала служение, но уже в условиях свободной деятельности остальных религиозных организаций. В связи с этим в части регионов Российской империи наступило обострение межконфессиональных отношений. В статье магистра богословия, аспиранта кафедры церковной истории Московской духовной академии Константина Бабака освещается деятельность православных братств в условиях конфессиональной свободы в западнорусском регионе в период с 1905 по 1909 гг. по материалам церковной периодической печати.
Статья

На рубеже XVI–XVII столетий на территории западнорусского региона, находившегося под контролем Речи Посполитой, началось развитие религиозно-церковных и культурно-национальных начал среди православного населения региона[1]. Это стало реакцией на деятельность политиков Польши, которая была направлена на насаждение унии и привитие польской культуры. В ответ на действия полонизаторов последовало развитие православных братств, активизация всех ресурсов для защиты Православной Церкви в Речи Посполитой при активном участии мирян[2]. Таковыми активными мирянами являлись члены православных братств.

Как после принятия Брестской унии, так и после оглашения манифеста «Об укреплении начал веротерпимости» православные приходы западнорусских епархий нуждались в поддержке активных мирян. Важная роль в прежние годы борьбы с католическим и униатским прозелитизмом была отведена православным братствам. Каковой была деятельность православных братчиков на территории западнорусских епархий в новых условиях конфессиональной свободы, мы попытаемся осветить по материалам церковной периодической печати с момента вступления в силу манифеста «Об укреплении начал веротерпимости» от 17 апреля 1905 года и до 30 октября 1909 года, когда Государственной думой был принят законопроект «Об изменении законоположений, касающихся перехода из одного исповедания в другое».

Православное духовенство видело активное участие братств в жизни приходов как огромное подспорье и поддержку[3]. Были предприняты меры по улучшению и усовершенствованию деятельности православных братств в западнорусских епархиях, направленные на помощь духовенству в деле противостояния католическому прозелитизму и польскому национализму, усиления православной миссии в регионе, укрепления начал русской народности и русского языка в западнорусском регионе[4].

От епархиального руководства Православной Церкви и православных братств в Западном крае России требовалась серьёзная проработка вопроса совместной деятельности и создания приходских братств. Таковые темы взаимодействия приходов и братчиков были предметом обсуждения на страницах церковной периодики.

Так, в статье «К вопросу об оживлении и расширении деятельности церковных братств Холмской епархии в наши дни»[5] были даны аспекты сфер совместной деятельности духовенства и братчиков:

1) поддержка благосостояния приходских храмов;

2) финансовое взаимодействие приходов и братств в деле социального служения, благотворительности;

3) участие в деле развития школьного, общего и профессионального образования;

4) участие братств в деле улучшения финансового положения православных в регионе, устроение сельскохозяйственных и экономических обществ.

Отметим, что участие братств и состоятельных братчиков в деле финансовой поддержки сельского населения было одним из центральных вопросов в совместной деятельности Православной Церкви и православных братств, стоящих на повестке дня[6]

Так, на съезде духовенства Холмской епархии 24–27 апреля 1906 года состоялось обсуждение вопроса деятельности приходских братств и был принят устав церковно-приходских братств, рекомендованный всем православным общинам Холмской епархии[7].

Одним из главных совместных шагов в деле апологии православия была просветительская деятельность. Активизация совместных усилий православного духовенства и православных братств началась с предложения в 1906 году начать совместное издание «Братского вестника», который составлял неофициальную часть «Литовских епархиальных ведомостей»[8]. Архиепископ Никандр (Молчанов), являвшийся председателем совета Виленского Свято-Духовского братства, предлагал написание материалов для данного издания по следующим темам, которые были, по его мнению, важными и требовали освещения в связи со сложившейся конфессиональной обстановкой:

1) церковная и гражданская история западнорусского края Российской империи;

2) изложение инославных вероучений и апология православия;

3) библиография;

4) хроника братств;

5) размещение в приложении молитвословий и песнопений годового круга богослужений[9].

Изучив материалы официальной церковной периодической печати и «Вестника Виленского Свято-Духовского братства», мы выявили, что только за 1907 год и только Виленское Свято-Духовское братство издало свыше ста тысяч экземпляров апологетической и просветительской литературы тридцати наименований, шестнадцать тысяч экземпляров «Вестника Виленского Свято-Духовского братства»[10].

Важным этапом в деятельности приходских братств стало признание их юридическими лицами на государственном уровне, что давало последним право приобретать собственность, принимать пожертвования по завещаниям, а в конечном итоге обеспечивало существование приходских братств и возможность финансовой поддержки проектов[11]. Однако одной из самых наболевших проблем в деятельности православных братств всё же являлся финансовый вопрос, так как все труды братчиков заключались не только в издании просветительской литературы. Так, из отчёта Холмского Свято-Богородицкого православного братства мы видим, что труды братчиков были направлены на благотворительную деятельность, на ремонт храмов и церковно-приходских зданий[12]. Благочинный Луцкого церковного округа протоиерей Д. Кирилович сообщал о том, что братства по состоянию на 1908 год действовали на всех приходах Луцка и пригородных поселений, входящих в состав благочиния, «но деятельность их дальше распоряжения и заведывания церковными суммами и участия в обсуждении нужд храма не простирается»[13]. Однако среди всех братств в своём отчёте протоиерей Д. Кирилович выделял Луцкое Кресто-Воздвиженское православное братство, которое способствовало развитию просвещения в регионе[14]. Усилиями братства было начато строительство здания под школу[15].

В рамках миссионерской и просветительской деятельности Холмское православное Свято-Богородицкое братство инициировало прочтение ряда лекций по апологии Православной Церкви и её вероучения, а также русской народности и её языка[16]. Чтение лекций по защите русской народности было весьма важным, так как реальной проблемой и угрозой были тайные польско-католические школы, занимающиеся пропагандой католицизма и польской культуры среди православного населения[17]. Деятельность тайных школ проходила в регионах, где чаще всего не было ни одного поляка[18].

Миссионерские съезды — это одно из новых и нужных явлений в истории Русской Православной Церкви в начале XX столетия. Всероссийский миссионерский съезд в Киеве рассматривал вопросы о принятии мер по ограждению православного населения от католической пропаганды, меры по активизации деятельности братств, а также вопросы дисциплинарного характера в отношении отпавших[19]. Также на данном миссионерском съезде предлагалось в регионах с преобладающим католическим населением совершать таинство венчания во вторник и четверг исходя из нужды[20].

Наряду с миссионерскими съездами значимым событием в истории православия в западнорусском регионе стал созыв первого съезда представителей православных братств со всего западнорусского региона[21]. Такая площадка дала возможность духовенству и участникам православных братств обсудить наиболее важные вопросы в деле укрепления православия в регионе, провести координацию шагов по борьбе с польским национализмом и фанатичными католиками, меры по борьбе с тайными католическими школами, вопрос материального обеспечения духовенства и финансирование миссионерско-просветительских проектов, возможность открытия кредитных товариществ и братских лавок, цель которых виделась в обеспечении финансовой безопасности и независимости православного населения.

На данном съезде были приняты следующие постановления:

  • через приходы собрать данные о наличии братств и в случае неимения такового принять меры к его открытию;
  • рекомендовано общение и совместная деятельность с центральным братством губернии и соседними братчиками;
  • в связи с массовыми нарушениями по переходу из православия в католицизм предложить создание особого государственного органа, контролирующего данный процесс, и утвердить в конфессиональном законодательстве двухмесячный срок на проведение увещевательных бесед;
  • для разбора в консисториях дел по столкновениям православных с католиками, а также по вопросам перехода из православия в католичество привлекать компетентных в этом священнослужителей;
  • просить правящих архиереев об учреждении регентских курсов, которые должны были бы способствовать развитию церковных хоров и общенародного пения;
  • оказать поддержку в деле распространения одного из главных печатных изданий западнорусских братств — «Виленского Свято-Духовского братства»[22].

Второй съезд представителей западнорусских православных братств проходил в городе Вильно при большом количестве представителей братств со всего Западного края России под председательством архиепископа Литовского и Виленского Никандра (Молчанова) и участии правящих архиереев Минской, Гродненской, Подольской, Холмской, Ковенской и Гомельской епархий[23]. Насколько важным и значимым было данное событие в жизни Православной Церкви, мы видим в словах Высокопреосвященного Никандра (Молчанова), который обратился к присутствующим со словом: «Ныне торжество для старой Вильны; какая радость для её православного населения! Стяг православия, который не раз, в течении исторической жизни нашего Отечества, собрал около себя верный русский народ в минуты опасности, в минуты настойчивой необходимости проявления общих усилий для защиты св. веры и Церкви, вновь поднимается теперь <…> снова зовёт верных борцов и защитников православия и русской народности»[24].

На данном съезде были приняты следующие дополнительные меры:

  • создать центральный братский комитет с центральной братской независимой типографией;
  • издать общий братский журнал;
  • для усиления экономической независимости православного населения открыть кредитные учреждения взаимопомощи;
  • содействовать безземельному населению для привлечения их к работе;
  • создать фонд братской взаимопомощи[25].

Также данный съезд заявил о создании Западнорусского противокатолического общества и обратился в Святейший Синод с ходатайством «об установлении однодневного сбора по всей России на дело миссии» в западнорусских епархиях Православной Церкви[26].

Наряду с фактами качественного и количественного роста численности православных братств на страницах церковной периодической печати подымались и внутренние проблемы братств. Так, священник Андрей Лотоцкий, рассуждая о деятельности приходских братств в совершенно новых условиях конфессионального законодательства, в статье «Волынских епархиальных ведомостей» писал о важности нравственной составляющей членов братств: «Теперь не редкость в числе церковных братчиков встретить людей нетрезвых, зазорной и предосудительной жизни»[27]. Автор отмечал бездеятельность и бесполезность таковых членов православных братств, что служило на пользу не православной миссии, а успеху прозелитической миссии католиков[28].

Изучив совместную деятельность духовенства Православной Церкви западнорусских епархий и православных братств после изменений конфессионального законодательства в 1905 году, мы можем утверждать, что братчики во главе с епископатом прикладывали все усилия, чтобы, по словам правящего архиерея Волынской епархии архиепископа Антония (Храповицкого), «глубже и шире вырывать ров между бытом православных христиан и латинских еретиков, применяя к последним всё»[29], конечно же, руководствуясь не только рамками государственного законодательства, но и призывами Спасителя, желающего, чтобы всем «в разум истины прийти» (1 Тим 2:4).

Официальная церковная периодическая печать западнорусских епархий и периодические издания православных братств, выходившие в период с 1905 по 1909 гг., в связи с изменениями в конфессиональном законодательстве освещали развитие братского движения во главе с такими старейшими православными братствами, как: Виленское православное Свято-Духовское братство, Холмское православное Свято-Богородицкое братство и Могилёвское православное Богоявленское братство. Данный период был сопровождён созданием множества братств при приходах. В активную фазу перешла издательская деятельность, просветительская работа и социальное служение. Изучив просветительскую работу православных братств, важно отметить стремление братчиков разрешить вопрос образования, который заключался в поддержке русской школы, русской народности, русского языка, православной культуры, а также изучении православными вероучения Православной Церкви. Также в данный период православные братчики пытались решить немаловажный и болезненный экономический вопрос, пробуя облегчить бремя православного населения всеми возможными способами, так как большинство православных региона работало у католических панов. Отметим, что в официальной церковной периодике и периодических изданиях братств опубликовано множество отчётов[30] и уставов[31] православных братств, которые являются одним из важных источников по их деятельности в регионе в период с 1905 по 1909 гг. Также важно заметить, что церковная периодика освещала не только достижения в деле укрепления православия в регионе или же агрессивные действия католиков и поляков, вынуждающих переходить православных в латинскую веру. Церковные периодические издания были той уникальной площадкой, где обсуждались внутренние проблемы, высказывались мнения о разрешении возникающих вопросов в деятельности православных братств в западнорусских епархиях Православной Церкви.

 

Источники и литература:

  1. 2-й Братский съезд в Вильне и его значение // Холмская церковная жизнь. 1909. № 17. С. 645.
  2. Антоний (Храповицкий), еп. Послание Преосвященного Антония к пастырям Волынской Церкви // Волынские епархиальные ведомости. 1905. № 21. С. 681.
  3. Бабич В., прот. Львовское ставропигиальное братство и его борьба за православие. ЛДА, 1959. С. 127.
  4. Братский подвиг // Вестник Виленского Свято-Духовского братства. 1908. № 10. С. 209.
  5. Будилович А., прот. Проект устава церковно-приходских братств Холмской епархии // Холмская церковная жизнь. 1908. № 3. С. 87–92.
  6. Выписка из отчёта благочинного Луцкого городского округа протоиерея Д. Кириловича // Волынские епархиальные ведомости. 1908. № 44. С. 696–698.
  7. Гепецкий А. Об управлении западно-русской Церкви в период ее отделения от восточной. 1891. Л. 304. // ОР РНБ. Ф. 573. Оп. 2. Д. 41.
  8. Из жизни братств. Александро-Невское братство в м. Оникштах Ковен. Губернии // Вестник Виленского Свято-Духовского братства. 1908. № 1. С. 19–20.
  9. К братскому съезду в г. Минске // Вестник Виленского Свято-Духовского братства. 1908. № 17. С. 344–346.
  10. К вопросу об оживлении и расширении деятельности церковных братств Холмской епархии в наши дни // Холмская церковная жизнь. 1907. № 23. С. 864–869; № 24. С. 902–908; 1908. № 2. С. 40–51.
  11. Кваснецкий Ф., свящ. отчёт о деятельности Заболотце-Биличского православного ц.пр. братства с 1 января 1907 г. по 1 января 1908 г. // Волынские епархиальные ведомости. 1908. № 42. С. 665–667.
  12. Копия указа Императорского Величества Самодержца Всероссийского из Святейшего Правительствующего Синода Преосвященному Антонию Архиепископу Волынскому и Житомирскому Почаевской Лавры Священноархимандриту от 27 апреля 1909 года // Волынские епархиальные ведомости. 1909. № 22. С. 251–253.
  13. Лотоцкий А., свящ. О церковно-приходских братствах // Волынские епархиальные ведомости. 1906. № 24. С. 790–795.
  14. Никандр (Молчанов), архиеп. Речь архиепископа Никандра перед открытием съезда представителей православных западнорусских братств в Вильне 2 августа 1909 года // Холмская церковная жизнь. 1909. № 18. С. 696.
  15. Отношение Виленского православного Свято-Духовского Братства на имя Его Преосвященства, Преосвященнейшего Стефана, Епископа Могилёвского и Мстиславского // Холмская церковная жизнь. 1905. № 17. С. 221–222.
  16. отчёт Могилёвского епархиального комитета православного Миссионерского Общества // Могилёвские епархиальные ведомости. 1906. № 6. С. 1–8.
  17. отчёт Могилёвского епархиального комитета православного Миссионерского Общества за 1906 год// Могилёвские епархиальные ведомости. 1907. № 10. С. 1–12.
  18. отчёт Могилёвского епархиального комитета православного Миссионерского Общества за 1907 год // Могилёвские епархиальные ведомости. 1908. № 12. С. 17.
  19. отчёт Могилёвского епархиального комитета православного Миссионерского Общества // Могилёвские епархиальные ведомости. 1909. № 8. С. 1–10.
  20. отчёт о деятельности Заболотце-Биличского православного ц.-пр. братства с 1 ноября 1904 по 1 января 1906 г. // Волынские епархиальные ведомости. 1906. № 15. С. 257–259.
  21. отчёт о приходе, расходе и остатке сумм Холмского православного Свято-Богородицкого братства за 1904/5 год // Холмская церковная жизнь. 1906. № 7. С. 208–214.
  22. отчёт о состоянии и деятельности Могилёвского церковно-православного Богоявленского братства // Могилёвские епархиальные ведомости. 1906. № 8. С. 1–16; 1907. № 8. С. 1–17.
  23. отчёт о состоянии и деятельности Могилёвского церковно-православного Богоявленского братства // Могилёвские епархиальные ведомости. 1908. № 10. С. 1–15.
  24. отчёт о состоянии и деятельности Могилёвского церковно-православного Богоявленского братства // Могилёвские епархиальные ведомости. 1909. № 6–7. С. 1–10.
  25. отчёт о состоянии и деятельности находящегося под Высочайшем Его императорского Величества покровительством Холмского православного Свято-Богородицкого братства за 1906–7 (двадцать восьмой) год // Холмская церковная жизнь. 1908. № 2. С. 36–38; № 3. С. 75–78; № 4. С. 117–126 № 5. С. 159–162; 1908. № 8. С. 285–287; № 20. С. 917–925.
  26. отчёт о состоянии и деятельности находящегося под Высочайшем Его императорского Величества покровительством Холмского православного Свято-Богородицкого братства за 1904–5 (двадцать шестой) братский год // Холмская церковная жизнь. 1906. № 2. С. 38–44; № 3. С. 68–76; № 4. С. 100–106; № 5. С. 133–139; 1906. № 6. С. 175–185.
  27. отчёт о состоянии и деятельности находящегося под Высочайшем Его императорского Величества покровительством Холмского православного Свято-Богородицкого братства за 1905–6 (27-ой братский) год // Холмская церковная жизнь. 1907. № 3. С. 60–68; № 4. С. 98–106; № 5. С. 137–143; № 6. С. 179–187.
  28. отчёт о состоянии и деятельности находящегося под Высочайшим Его Императорского Величества покровительством Холмского православного Свято-Богородицкого братства // Холмская церковная жизнь. 1908. № 22. С. 841–849; № 23. С. 879–888.
  29. Первый съезд представителей западнорусских братств в г. Минск // Вестник Виленского Свято-Духовского братства. 1908. № 18. С. 386–387; № 19. С. 411–412; № 20. С. 440–442.
  30. Протоколы Литовского епархиального съезда. Протокол № 25 // Литовские епархиальные ведомости. 1906. № 2. С. 11.
  31. Съезд духовенства Холмской епархии от 24–27 января 1906 года за № 175 // Холмская церковная жизнь. 1906. № 12. С. 407.
  32. Устав Братства Князей Острожских под покровом преподобного князя Феодора // Волынские епархиальные ведомости. 1909. № 34. С. 399–400; № 35. С. 407–410; № 36. С. 423–426; № 37. С. 433–435.
  33. Устав Виленского православного Свято-Духовского братства // Литовские епархиальные ведомости. 1908. № 1. С. 68–76.
  34. Устав Могилёвского Епархиального Миссионерского Совета // Могилёвские епархиальные ведомости. 1906. № 3. С. 1–7.
  35. Устав Свято-Алексеевского православного Братства при Св.-Казанской церкви села Нападовки Волынской губернии Кременецкого уезда // Волынские епархиальные ведомости. 1906. № 2. С. 9–22.

 

[1] См.: Бабич В., прот. Львовское ставропигиальное братство и его борьба за православие. ЛДА, 1959. С. 127.

[2] Гепецкий А. Об управлении западно-русской Церкви в период ее отделения от восточной. 1891. Л. 304. // ОР РНБ. Ф. 573. Оп. 2. Д. 41.

[3] См.: Лотоцкий А., свящ. О церковно-приходских братствах // Волынские епархиальные ведомости. 1906. № 24. С. 790–795.

[4] См.: Там же.

[5] См.: К вопросу об оживлении и расширении деятельности церковных братств Холмской епархии в наши дни // Холмская церковная жизнь. 1907. № 23. С. 864–869; № 24. С. 902–908; 1908. № 2. С. 40–51.

[6] См.: К братскому съезду в г. Минске // Вестник Виленского Свято-Духовского братства. 1908. № 17. С. 344–346.

[7] См.: Съезд духовенства Холмской епархии от 24–27 января 1906 года за № 175. // Холмская церковная жизнь. 1906. № 12. С. 407.

[8] См.: Отношение Виленского православного Свято-Духовского Братства на имя Его Преосвященства, Преосвященнейшего Стефана, Епископа Могилёвского и Мстиславского // Холмская церковная жизнь. 1905. № 17. С. 221–222.

[9] См.: Там же. С. 221–222.

[10] См.: Братский подвиг // Вестник Виленского Свято-Духовского братства. 1908. № 10. С. 209.

[11] См.: Протоколы Литовского епархиального съезда. Протокол № 25 // Литовские епархиальные ведомости. 1906. № 2. С. 11.

[12] См.: отчёт о состоянии и деятельности находящегося под Высочайшем Его императорского Величества покровительством Холмского православного Свято-Богородицкого братства за 1904–5 (двадцать шестой) братский год // Холмская церковная жизнь. 1906. № 2. С. 38–44; № 3. С. 68–76; № 4. С. 100–106; № 5. С. 133 –139; 1906. № 6. С. 175–185.

[13] Выписка из отчёта благочинного Луцкого городского округа протоиерея Д. Кириловича // Волынские епархиальные ведомости. 1908. № 44. С. 698. С. 696–698.

[14] См.: Там же. С. 698. С. 696–698.

[15] См.: Там же. С. 698. С. 696–698.

[16] См.: отчёт о состоянии и деятельности находящегося под Высочайшим Его Императорского Величества покровительством Холмского православного Свято-Богородицкого Братства // Холмская церковная жизнь. 1908. № 22. С. 841–849; № 23. С. 879–888.

[17] См.: К братскому съезду в г. Минске // Вестник Виленского Свято-Духовского братства. 1908. № 17. С. 344–346.

[18] Первый съезд представителей западнорусских братств в г. Минск // Вестник Виленского Свято-Духовского братства. 1908. № 20. С. 441.

[19] Копия указа Императорского Величества Самодержца Всероссийского из Святейшего Правительствующего Синода Преосвященному Антонию Архиепископу Волынскому и Житомирскому Почаевской Лавры Священноархимандриту от 27 апреля 1909 года // Волынские епархиальные ведомости. 1909. № 22. С. 251–253.

[20] См.: Там же. С. 252.

[21] См.: Первый съезд представителей западнорусских братств в г. Минск // Вестник Виленского Свято-Духовского братства. 1908. № 18. С. 386–387; № 19. С. 411–412; № 20. С. 440–442.

[22] См.: Там же. С. 411–412; № 20. С. 440– 442.

[23] См.: 2-й Братский съезд в Вильне и его значение // Холмская церковная жизнь. 1909. № 17. С. 645.

[24] Никандр (Молчанов), архиеп. Речь архиепископа Никандра перед открытием съезда представителей православных западнорусских братств в Вильне 2 августа 1909 года // Холмская церковная жизнь. 1909. № 18. С. 696.

[25] См.:Там же. С. 645–650.

[26] Там же. С. 650.

[27] Лотоцкий А., свящ. О церковно-приходских братствах // Волынские епархиальные ведомости. 1906. № 24. С. 794.

[28] См.: Там же. С. 794.

[29] Антоний (Храповицкий), еп. Послание Преосвященного Антония к пастырям Волынской Церкви // Волынские епархиальные ведомости. 1905. № 21. С. 681.

[30] См.: Кваснецкий Ф., свящ. Отчёт о деятельности Заболотце-Биличского православного ц.пр. братства с 1 января 1907 г. по 1 января 1908 г. // Волынские епархиальные ведомости. 1908. № 42. С. 665–667; Отчёт Могилёвского епархиального комитета православного Миссионерского Общества // Могилёвские епархиальные ведомости. 1906. № 6. С. 1–8; отчёт Могилёвского епархиального комитета православного Миссионерского Общества за 1906 год// Могилёвские епархиальные ведомости. 1907. № 10. С. 1–12; отчёт Могилёвского епархиального комитета православного Миссионерского Общества за 1907 год // Могилёвские епархиальные ведомости. 1908. № 12. С. 17; отчёт Могилёвского епархиального комитета православного Миссионерского Общества // Могилёвские епархиальные ведомости. 1909. № 8. С. 1–10; отчёт о деятельности Заболотце-Биличского православного ц.-пр. Братства с 1 ноября 1904 по 1 января 1906 г. // Волынские епархиальные ведомости. 1906. № 15. С 257–259; отчёт о приходе, расходе и остатке сумм Холмского православного Свято-Богородицкого братства за 1904/5 год // Холмская церковная жизнь. 1906. № 7. 208–214; отчёт о состоянии и деятельности Могилёвского церковно-православного Богоявленского братства // Могилёвские епархиальные ведомости. 1906. № 8. С. 1–16; 1907. № 8. С. 1–17; отчёт о состоянии и деятельности Могилёвского церковно-православного Богоявленского братства // Могилёвские епархиальные ведомости. 1908. № 10. С. 1–15; отчёт о состоянии и деятельности Могилёвского Церковно-православного Богоявленского братства // Могилёвские епархиальные ведомости. 1909. № 6–7. С. 1–10; отчёт о состоянии и деятельности находящегося под Высочайшем Его императорского Величества покровительством Холмского православного Свято-Богородицкого братства за 1906–7 (двадцать восьмой) год // Холмская церковная жизнь. 1908. № 2. С. 36–38; № 3. С. 75 – 78; № 4. С. 117–126 № 5. С. 159–162; 1908. № 8. С. 285–287; № 20. С. 917–925; отчёт о состоянии и деятельности находящегося под Высочайшим Его Императорского Величества покровительством Холмского православного Свято-Богородицкого Братства // Холмская церковная жизнь. 1908. № 22. С. 841–849; № 23. С. 879–888; отчёт о состоянии и деятельности находящегося под Высочайшем Его императорского Величества покровительством Холмского православного Свято-Богородицкого братства за 1904–5 (двадцать шестой) братский год // Холмская церковная жизнь. 1906. № 2. С. 38–44; № 3. С. 68–76; № 4. С. 100–106; № 5. С. 133–139; 1906. № 6. С. 175–185; отчёт о состоянии и деятельности находящегося под Высочайшем Его императорского Величества покровительством Холмского православного Свято-Богородицкого братства за 1905–6 (27-ой братский) год // Холмская церковная жизнь. 1907. № 3. С. 60–68; № 4. С. 98–106; № 5. С. 137–143; № 6. С. 179–187.

[31] См.: Будилович А., прот. Проект устава церковно-приходских братств Холмской епархии // Холмская церковная жизнь. 1908. № 3. С. 87–92; Из жизни братств. Александро-Невское братство в м. Оникштах Ковен. Губернии // Вестник Виленского Свято-Духовского братства. 1908. № 1. С. 19–20; Устав Братства Князей Острожских под покровом преподобного князя Феодора // Волынские епархиальные ведомости. 1909. № 34. С. 399–400; № 35. С. 407–410; № 36. С. 423–426; № 37. С. 433–435; Устав Виленского Православного Свято-Духовского братства // Литовские епархиальные ведомости. 1908. № 1. С. 68–76; Устав Могилёвского епархиального миссионерского совета // Могилёвские епархиальные ведомости. 1906. № 3. С. 1–7; Устав Свято-Алексеевского православного братства при Св.-Казанской церкви села Нападовки Волынской губернии Кременецкого уезда // Волынские епархиальные ведомости. 1906. № 2. С. 9–22.

 

Источник: Бабак К. С. Деятельность православных братств в западнорусских епархиях Российской империи в контексте конфессиональной проблематики после принятия манифеста «Об укреплении начал веротерпимости» с 1905 по 1909 гг. (по материалам церковной периодической печати) // Церковный историк. 2021. № 2 (6)

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9