Дневник священника Василия Соколова (Боровецкого). Часть 2
Продолжаем публиковать дневник настоятеля Воскресенской церкви села Борок Вологодской области иерея Василия Соколова (1865—1909). Комментарии составлены преподавателем Московской духовной академии священником Николаем Солодовым.
Статья

Дневник священника Василия Соколова (Боровецкого). Часть 1

1900 год 4 января. Имею хорошее расположение духа с чувством умиления, несмотря на всю мою внутреннюю срамоту. Воистину слово Господа неложно: глаголи Богу беззакония твоя и тотчас оправдишися! О щедрот утроба, какое благодарение должны мы приносить всегда и как гореть к Тебе духом! Горе имеем сердца!

8. Леность постоянно у нас на всякое дело доброе: на молитву наипаче, затем на внимание к себе. Как бы надо жить строго и распинать свою плоть со страстями и похотями! А мы совершенно расслабеваем от пресыщения, позволяя себе всё, что холит наше тело, что потворствует нашему сладострастию! Скоро опять запоют: «В лености все житие мое иждих!..»[1] Нужда наставит всё терпеть с благодарением, особенно же быть необидчивым при обращении с тёмными людьми; ведь они говорят от простоты и часто от неведения, а нашему худому уму представляется, что простецы намеренно раздражают тебя пустыми разговорами.

10-е. Какая тупость сердечная, а плоть самолюбивая. Как перебороть себя в чревоугодии, невоздержании, сластолюбии, многоядении, многоспании и в других удобствах телесной жизни? А если не облегчить тело, не поднимаешься к небу. Господи, где взять силы воли, чтобы распять свои телесные плотские потребности? Все святые угодники Божии люто обуздывали своё чрево несытое, люто вели непримиримую брань с плотью. А мы, окаянные, получаса, даже менее того не можем воздержаться, а когда и потерпим, то с жадностью пополняем чрево пищей. Господи, Ты знаешь, Сердцеведец, к чему склонны наши тела и души. Сам путь ко спасению укажи, Сам и спаси Своей Всемогущей силою. Всё неотвязен помысел, что мирскому человеку можно быть и без поста. Ложь это! Но только пост посту — рознь; иные св. подвижники не советуют нести большого поста, не сродного телесному организму, говоря, что человек для поста, а не пост для человека. Дивное дело: св. угодники достигали необыкновенной сладости в молитве, дарования прозорливости и чудотворений, а мы потонули во грехе.

11-е. Всякий раз, когда приходит время вставать на молитву, начинает душа унывать, смущаться, отягощаться! Видно, что хотя молитвы наши и мерзки, и худы, а всё же врагу они неприятны. Уверяйся из сего, душа моя, в истине: есть Бог, есть враг, есть рай, есть и мука за неверие, леность, злобу, невоздержание! Но Господи мой, Господи, когда иго Твоё для нас будет благо и бремя Твоё легко?

17-е. Сегодня исполняется 35 лет моего жития[2]. А я всё ещё не положил начала спасения, всё ещё живу в страстях скверных, богопротивных. Что за сила страстей, как они увлекают, как беспокоят, раздражают душу. Господи, спаси мя, погибающего от обаяния душевредных страстей: а как скрепить себя — недоумеваю. Не обман ли это вражий, что и небольшого воздержания довольно!

18-е. Болит спина, а с ней чувствуется расслабление во всём теле. Школа тяготит меня[3], ибо грудь слаба, а там надо говорить много, да и громко. Здоровье незавидное, надо бы подвигом добрым подвизаться, бдеть в молитвах, в служении упражняться, в воздержании, ревновать о чистоте помыслов и через то готовиться к небесному житию. Дух мой между тем совсем не хочет оставить землю и идти к Богу. Он боится выйти из тела, ибо тогда многое множество срящет душу лукавых демонов с укором во грехах, кои я творил здесь. Господи, страх Твой всади в сердца наши, буди нам в Бога Помощника и в место крепко, во еже спасти нас!

20-е. Неужели должно навеки погибнуть и быть брошену в бездну адскую? Как избавиться её? Покаянием, но покаяние моё слабое, не настоящее, не сопровождающееся исправлением жития. Молитвою; но кто меня ленивее в воздыханиях сердечных к Богу! Постом и бдением; но об них и подумать, грешный, боюсь. Милостынею; но кто меня жаднее и самолюбивее? Как же быть, Господи, Ты, имиже веси судьбами, спаси нас немощных. Аще праведник едва спасётся, то аз где явлюся, окаянный? О горе пустоумию моему, страстной и любострастной душе моей: кто избавит меня от томления беды? Все люди спасаются, кто чем; один только я гибну, в страстях валяясь! Что же я нерадив, небрежен? Почто ленив славословить Творца, просить у Него очищения своего скверного и лукавого сердца и омрачённого ума? Всему причиной или демоны, или отягощение, происходящее от плоти косной, немощной! Борьба и борьба, труд и пот, слёзы и воздыхания — вот узкий Евангельский путь, ведущий в царство!

22-е. Мы, непотребные, отовсюду окружены примерами жизни боголюбивой, богоугодной. Прочти житие св. супруги Великого князя Димитрия Донского Евдокии, во иночестве Евфросинии, основательницы женского Вознесенского монастыря в Кремле. Она замужняя женщина, знатная, богатая; у неё шестеро детей; однако ничто не помешало ей ревновать о спасении своей души всеусердно[4]. Окаянная ты моя плоть, ленивая и жадная, тебя люди хорошие смиряли железом, как дикого коня. Грех живёт в тебе, моё тело, а через тебя действует и на душу страстно убийственно!

3 февраля. Человек сначала ко всему оказывает усердие, а потом расслабевает; то же случилось с моими беседами. Сначала церковная келия не вмещала народа, собиравшегося послушать слово Божие, поучиться от Божественного; а ныне его меньше; как-то остыло в народе чувство доброе. Впрочем, избранные рабы с терпением и неленостно продолжают упражняться в доброделании. Но и притча Христа о сеятеле говорит, что только четвёртая часть людей, коим возвещается слово Божие, творит плод в терпении; 3/4 слушающих оказываются не устойчивы, ненадёжны. О расслабление наше греховное, о сон наш беспробудный! Живём невнимательно, бесстрашно, не собирая добра для будущего. Такое одолело меня отягощение, что не мог я помолиться сегодня вечером и своего малого моления принести Всеблагому Богу; разленился и ночью помолиться взамен этого. Что за тягота? Чувствуешь, что великий грех — оставить молитву, дать покой телу, но и не можешь себя пересилить!

4-е. Сегодня утром приразилась злоба беспричинная на странницу и своего прихожанина. Обидел первую и не по-отечески, неласково обошёлся со вторым. Ох ты, окаянство моё! А ещё мысленно желаешь, чтобы люди уважали тебя; не уважать надо эту гордыню, а принижать до земли. Душевная тоска ныне, потому что не пособоровал женщину, сегодня погребённую[5]. Она больная просила меня сподобить её сего таинства, только лошади у ней не было, а на своей лошади что-то не поехал, дожидаясь попутья. Всё нерадение, нестарание, невнимание, желание сделать добро без труда!

10-е. Читаешь жития св. угодников Божиих и видишь, что большая часть их спасалась в тишине св. обителей. Было много и мирян спасшихся, но в мире больше забот житейских, попечений о детях, доме, больше случаев раздражаться и волноваться при столкновениях с людьми. Главные подвиги, через которые св. угодники достигали чистоты сердца и святости, возможно иметь и в мире: пост, молитва, богомыслие, милостыня, внутреннее взирание, борьба с помыслами — вот что приближает человека к Богу. А мы, непотребные, живущие в сластях, ходящие в похотях прелестных, как достигнем вечного пристанища! Душе моя, востани, что спиши? Как бы усилить свои труды отогнать сон и леность? Господи, помоги! Никакие разговоры и устрашения геенной огненной на чёрствую душу не влияют! О отягощение, погибельное отягощение! Ненавистью великой ненавижу свою грехолюбивую и ленивую душу, а подвигнуть к Тебе без Тебя, Помощниче мой Державный, не имею силы. Сам мя к Себе привлеки и на путь истинного покаяния настави!

11-е. О чём наиболее всего следует заботиться? Конечно, мне, как иерею Божию, надо стараться отправлять со страхом Богослужение и не себе и своей плоти служить, но Богу и ближнему. Где проглядывает себялюбие и плотоугодие, там вред душе. Потребно всеусиленно раскопать свою плоть и, хочет она или не хочет, — принуждать к молитве, труду телесному, терпению, воздержанию, малоядению и малоспанию: плоть, упитываемая сильно, воюет на дух, а умерщвляемая доставляет душе леготу и умиление, сладкий мир душевных сил. Забота о спасении вверенного стада да не сходит с ума у нас и да прилагаем всеусердное всегда старание о поучении людей Божественному писанию!

14-е. Совесть твердит: напоминай людям при каждом посещении их домов о жизни старательной, набожной, о частом хождении в храм Божий, об очищении совести; а какой-то странный, непонятный стыд гонит и препятствует исполнять внушения совести. И ты молчишь? Чувствуешь, что хоть бы окольным путём надо иному рабу напомнить о его жизни; а тёмная сила какая-то запрещает говорить, боясь надоесть ему, оскорбить его. А как же молчать нам, которые о каждой душе пасомых должны готовить отчёт Господу? Учи, настой, благовременно и безвременно, говорит св. Апостол Павел иереям. Господь же говорит: от твоих рук взыщу кровь и погибель вверенных тебе людей. Господь три раза напоминал апостолу Петру: паси овцы моя! Труда много, борьбы с собой, борьбы со врагом для священника требуется много, очень много, если он захочет пожить по Евангелию! Вот ныне вечера проводишь дома кое в чём, в пустых подчас занятиях; а можно бы было куда-нибудь уйти на беседу. Но думаешь и стараешься о покое для себя, о семействе[6] и служении. Боже, не знаем, на чём и утвердиться! А дома разленение, тягота, недовольство собой!

18-е[7]. Как жизнь русских православных в Масленицу далеко расходится с призывами св. Церкви, это ясно видно из служб церковных в среду и пяток Масленой недели. Поклоны великопостные, плачевный напев стихир и прочее — явное обличение нашему невоздержанию и греховному беснованию в эти дни. Последняя приуготовительная к посту неделя обращена миром греховным в неделю сластолюбивую. Какое служение врагу и своему чреву! Зачем у нас, иереев Божиих, нет рвения Илиина поражать это диавольское кознодействие, искоренять пагубное зло? Но мы не только не искореняем, а нередко сами принимаем участие в душепагубном невоздержаниии, с любовью и веселием провожаем масленичные дни на соблазн мира. Господи, доколе свет Твой не проглянет в душах наших? Доколе мы не станем бояться так открыто через свои дела ругаться над постановлениями Св. Церкви? Доколе не станем отвращать очей наших, во еже ненавидети суеты мира? О непостоянство наше!

Так ли нам подобает готовиться к бесконечной вечности, тем ли платить Избавителю Нашему Господу, грядущему судить нас за всё это окаянство наше? Хорошо и многополезно нам повторять, при всякой требе напоминать прихожанам о спасении души в простых словах, но с чувством сердечной любви. Вот погребение: скажи рабам Божиим коротенько: нет уж с нами усопшего, помогите ему молитвами в пути по мытарствам. Сколько бывает умиления и отрады от доброго слова! А мы все молчим или говорим народу так недушевно, для обычая — без сочувствия, без сердечного сострадания; оттого и бесплодны бывают слова наши!

20-е февраля[8]. Сердце моё радуется, что ни сегодня, ни вчера никто не приезжал в село кататься на лошадях, как в Масленицы прошлых лет. Масленица широкая, весёлая, необузданная, слава Богу, пропадает; помоги, Боже, нам пожить получше, потвёрже, подобродетельнее, построже! На беседе и в храме Божием за богослужением тоже народу много, сугубая радость. Ревнуй же, душа, сеять в сердца людские семена слова Божия, а плод уже есть; Сам Господь показывает силу Своего слова на душу людей.

24-е. Запишу одну заметку. Авва Исаия пишет: я подобен коню, который пасётся на лугу на свободе. Подходит чужой кто-то, садится и едет. Когда один наездившись бросает, подходит другой и то же делает и т. д. А некий старец уподобляет себя куделе; подсядет, говорит, враг — и ну прясть, и всё прядёт, покуда не отгонишь. Прядение есть течение помыслов. Понравилось мне, убогому, что можно изменить своё правило домашнее только без поблажки лености. А сколько, Боже Мой, в нас лености, без числа! А сна, а пустословия, пустословия?

3 марта. Сижу дома, а пятница. Надо бы идти в храм Божий и читать акафист Честному Кресту[9]. Не знаю, что делать с моим умом, волей, сердцем. Буря страстей, самых негодных, охватывает душу мою: от людей они сокрыты, но Сердцеведец и Всеведущий Бог зрит их. Поборись! Желание есть, но какая-то духовная леность, бесчувствие ко всему святому побеждает доброе желание. Во всякий грех легко впасть. Люб грех сердцу: в сию минуту согрешил бы, а там будь что будет. Господи мой, Господи, как вырвать скверну из глубины сердечной? Дела могут благообразны быть, а Господь зрит наипаче на тайники сердечные; по свету хорош, благочестив, богобоязнен, в душе же лентяй, сладострастник, обжора, бесстрашный. Смутися воистину дух мой и не знаю, что делаю! Господи, изведи из темницы душу мою, из тяжкого плена, накажи меня лучше как-нибудь, только избавь вечного мучения! Побори борющия мя!

10 часов утра. Звонят к часам и вечерне. Нет, уж сговорено: в храм Божий не пойду; но какой ответ дам Богу, не знаю! Душа испытывает страшные страдания: уныние, скорбь беспредметная, всё это за презрение воли Божией. Куда девается у нашей воли сила бороться с грехом? Непонятное дело; становишься чуркой, рабом, ни к чему не годным. О окаянство наше, немощность наша, порабощение грехам! Что будет там душам грешным, когда всякая помощь Божия оставит человеческую душу? Боже, имиже веси судьбами, спаси непотребных нас! В себе не обретаем силы воли бороться со грехом. Чувствуется опять отягощение вести беседу с народом. — Разве это не прежняя мечта вражеская? Нет, видно, до гробовой доски на белом свете не будет покоя, хотя бы ты и захотел творить добро! Твоё желание делать добро противно врагу, он гонит человека. Вся, елика имаши, душе, иди продай и имети имаши сокровище на небеси! Что продай? Самоугодие, самощажение, твою лень, невнимательность, невоздержность, бесстрашие!

6-е. Вот наши умы и сердца! Мальчика, ради страха, уволил я из школы[10], потому что не ходит он в храм Божий. Думаю, пусть отец его придёт ко мне и разъяснит причину этого.

Приезжает отец и видимо с обидой выражает недовольство по поводу моего образа действий; в школе, говорит, следите за своим учеником, а в церковь не придёт он — дело не ваше, нет в этом беды. А я возбудился, убогий, и взволновался от задорных речей отца и отказал сыну в приёме обратно в училище. Думаю, так и следует поступить, чтобы не было никому в школе потачки. Но чувствую, что заняться с раздосадованным отцом нужно бы поспокойнее, подушевнее, надо бы уговорить, успокоить его. Горе — эта наша гордость и раздражительность, она ближе к худым сердцам нашим, чем снисхождение, братожаление и тихий нрав.

9-е. Никак не устроить себя, чтобы не прорвался в нас дух нетерпения, глупой обидчивости, придирчивости. Враг как-то изловит ум в свои скверные обаяния. Необходимо бодрствовать над собой, иначе враг приражается к душам нашим всякими прилогами, многоразличными кознями, внушениями. Св. пророк Давид седмерицею хвалил Господа, а нами два раза на день лень вознести Ему хвалы и благодарения; свободные на то получасики всегда найдутся, лишь бы усердие и желание у нас было. От того, что мало мы молимся, не имеем и духа молитвенного и умиления. «День он страшный помышляющи, душе моя, побди, побди».

12-е. И сегодня надо взывать непрестанно: даждь, Господи, рабу Твоему непотребному терпение, «ими же веси судьбами, спаси мя недостойнаго»! Читаю на беседе житие св. преподобного Феофана Исповедника; вот образец жизни Божией, чистой, целомудренной, строгой, преданной воле Божией. А мы вс  ё думаем, что и это не погубит, и это не беда: так и не отказываем себе ни в чём, а сластолюбие, чревоугодие многим грехам причина.

18-е. Начало дня проводил за служением: отрадно и легко. А выйдешь из храма, враг уж и напевает тебе свою страшную песню. О, как надо презирать покой телесный и всякое недовольство! Господи, научи рабом Твоим ведать глаголы жизни вечной убедительно, со страхом, со дерзновением, чтобы, как стрелы громовые, слова Твои пронизывали сердца людские. Признаю за истину, что живая беседа в храме Божием приносит больше плода, чем умная проповедь, произнесённая по тетради. Но чтобы вести её, надо побороть всё смущения врага: пустой стыд, робость, мысль о ненаходчивости. Господь даст глагол благовествующему силою многою, многою.

20-е. Пишу в назидание себе и тем, кто, может быть, когда и прочитает сии строки[11] и вспомнит убожество и окаянство моё. Никто кроме Единого Бога не знает моей худобы и скорби; по наружности бываем хороши, а внутри скверны и нечисты, разжигаемые страстями и похотями… Жалуемся, что не имеем усердия в молитве, и не диво, что напиваемся и наедаемся, о небесном житии мало думаем, милости не творим никому, сокрушения о грехах не имеем. При том же и враг более всего ненавидит христианскую молитву. Чтобы молитва наша была приятна и доходна до Бога, должно молиться с напряжённым вниманием, это — трудное дело, а всякого труда ленивый раб бегает. Надоедает и тяготит молитва холодная, а тёплая молитва приятна и себе и Богу.

24-е. Ко мне привели женщину. Она 7 лет страдает беснованием. Как хочется помочь этой несчастной! Одно нужно: решиться молиться с горячей верой, а сердце боится — как да расслабеешь верою во время молитвы и отойдёшь посрамлённым... О, как необходима вера, вера живая! Горе душе, когда она некрепка, неустойчива! А бес своим кричанием уж и свидетельствует о своём пребывании в душе рабов Божиих.

25-е. Болит спина и грудь от устатка. Раздражительность и злоба при болезни усиливается. Нетерпеливость особенно разгорается при столкновении с простым народом, который по тысяче раз твердит одно и то же.

Толку нет от их речей, но не говорить порознь с каждым из приходящих тоже нельзя; они обижаться будут, да и пред Богом — грех. Более всего спрашивают, как молиться за грехи свои? Помолиться-то они, бедные, не умеют. Иной молитву в том только и полагает, что постоит перед образами, покланяется и думает про себя, что помолился. Нет, это слабая, плохая молитва. Истинная молитва есть дух сокрушен, скорбящим сердцем припадение ко Господу. Чаще ещё спрашивают, как жить? Что тут отвечать? По-Божьему живи. А как по-Божьему — у всех в душе, в совести это написано. Все думают — надо что-нибудь иное делать, а того, на что душа указывает, оставляют в стороне. Много скорбей у всякого,хотящего душу свою на путь терпения и спасения уставить: отовсюду тесно, не по себе, не по твоей злой привычке, не по твоему самолюбию.

27-е. К св. Отцу Серафиму Саровскому ежедневно приходило множество людей для совета и назидания, в праздники же до 5000 человек, и он с великим терпением выстаивал с ними в своей келье до самого вечера, а ночь проводил в молитве и бодрствовании, трудах. Вонми, душе моя, окаянная и нетерпеливая, и старайся всё творить с великим терпением и будешь угождать Богу!

29-е. Долго ли будет продолжаться борение помыслов? А это разленение к молитве при недомогании тела? О Господи мой, Господи, аще все беззакония наша на всяк день и час, умом, словом и делом, движением помыслов и страстей назриши, кто постоит? Впрочем, может быть, у иного человека и нет в душе такого сора мысленного. Господи, утопающему в помыслах подаждь руку Твою Всесильную! Какую бы придумать особенно мне узду для помыслов лестных, о нихже и ты, окаянная душа, услаждаешься? Греховный образ так и носится пред мысленным взором моим. Что предприму?

2 апреля. Дивны приражения злобы! Сам им не рад. Лучше бы колотиться головой о пол, чем смущаться духом зависти, ненависти и нерадения. Хотел было вчера беседовать с народом, но какая-то тёмная сила выгоняет меня вон из храма. Перестану, говорю себе, жить беспечно; все спасутся, а я только по виду хорош, в душе зол, нетерпелив, горд, людьми гнушаюсь, обижаюсь, и вид лица моего почасту свидетельствует о моём душевном смущении. Господи, даждь от Всещедрой десницы Твоей мне руку, немощному, пока совершенно отчаянием спасения не поборет враг мой! Читал на беседе жизнь св. Марии Египетской. Как долго в сердце человеческом живут привычные страсти; и какая перемена жизни? Какое самоотвержение непостижимое? Можем ли мы, сквернее всякой блудницы сущие, очиститься при нашем легкомысленном поведении? Где наше самоотвержение, неискание покоя, множества одежд, вкусного стола, чести, почёта? О глубоко падший дух мой, приходи в глубину смирения! Умились, душа моя, умились сердцем и воздай Божие Богови! Сердце чисто созижди во мне Боже, и дух прав обнови во утробе моей! Господи, спаси мя и вверенные моему водительству души; побори множество врагов внутренних и злейших, гонящих мя многоразличными прилогами! Вот часто хочу быть лучше, между тем доброго только умом пожелаю, а на деле его и нет. Ин кто-то слазит в моё сердце прежде меня и уж помешает мне непременно жить по заповедям Господним…

7-е. Великая пятница. Какие песнопения и чтения учительные, какое истощание, сколь сладко душе и досадно на наше невоздержание, греховное немоществование! Лучше бы жить всегда равно, без горячности, торопливости; всё враг подстрекает к этому тебя! Смиряйся, душа моя, и говей! Время страшное и вместе радостное!

8-е. Великая Суббота. Исповедь продолжалась до 1 часу ночи, говеет около 500 человек. Труда довольно. Хорошо, если бы труд сей Богу был приятен или хоть не послужил бы в суд или во осуждение. Сегодня и самому полегче и на душе поспокойнее; благодарение Страдавшему и погребению Давшемуся!

9-е! Святая Пасха. Великий и всерадостный день веселия; но недоумеем оценить Тебя, Господи Спасителю наш, по Твоему необъятному милосердию. На всю беспредельную вечность приобретена радость великая Господом нам, грешным. Да не омрачится радость наша земным роскошествованием, необузданностью страстей и похотей мрачных и скверных. Блюди убо, душе моя!

10-е. Господи, слёз блудницы не презревый, и мою любострастную душу спаси покаянием. Пресладкий и Всещедрый Иисусе, спаси мя непотребного!

18-е. Сильное озлобление на всех и на всё, а между тем душа глубоко скорбит об этом. Сегодня Божественной Литургии не служил, ради ли немощности или ради своего озлобленного состояния, разжения грешного, не знаю, Господи, в уме — против греха, а на грех гонюсь какой-то неудержимой силой. Что будет, если не стать бороться с прилогами вражиими? А то, что плоть будет хозяйкой в твоём сердце, а душа будет рабом твоих страстей. Но, Господи, пришедший свободить человека от рабства греховного, даждь силу моей окаянной душе, пока есть время противиться греху. Пока день, ходите, яко чада света, да тьма вас не объят, да не застигает смертный час в греховной лености.

22-е. На беседу не собираюсь, предполагая, что и народу в храме будет мало. Ныне какое-то переходное время: большинство — в работе, а из дальних деревень прихожане и не идут за бездорожицей. Здоровье совсем худо, всё лежу, всякое место болит, стону и озлобляюсь. Что за жизнь? Хорошо хоть ещё в болезни иметь оправдание у Господа. Но боюсь, не дороже ли своего здоровья послушание долгу? В таком состоянии о чём и беседовать буду? Разве уж утаить от людей свою болезнь? Хорошо бы так, да как-то любим более говорить о том, что болит у нас, хотя тайно несомая болезнь была бы подвигом.

23-е. День кончины моего родителя[12]. И мне скоро придётся умирать; при моём здоровье, может, уж и очень скоро. Что же делать мне грешному? Молиться, если ещё не поздно; творить милостыню телесную, а наипаче духовную. Между тем я стал удаляться от проповеди слова Божия по своей немощи, это врагу на руку, он радуется, народ же требует непрестанного напоминания о путях спасения. В одних надо поддержать ревность о спасении, в иных усилить, других удержать от неразумных порывов, а в болезни только озлобляешься, рвёшься, удаляешься от людей. Пойду служить панихиду по отце — долг сыновний отдать.

27-е. Утро тяжёлое — сильные приступы болезни в груди; когда благовестили к утрене, легче стало, но не пошёл в церковь, а в 7 часу насилу уж вздыхал. Ясно дело, что болезнь ведёт меня к концу. При одной мысли о неготовности умереть сердце обливается кровью. Пролетело золотое время в страстях, в беззакониях, в лености. Близко локоть, но не укусишь. Научись же, бесчувственная душа моя, хоть быть в Боге, быть преданной Ему, Творцу и Благодетелю. Но тут опять берёт раздражительность, гневливость, нетерпеливость; всё не по-твоему... Буду просить Господа, да имиже весть судьбами спасёт и меня, хоть доброго ничего и не делал в свою жизнь, а грехов бездну совершил.

28-е. Люби ближнего, как сам себя: не пренебрегай, не гнушайся никаким человеком, бойся и подумать худо про людей; помни, что все люди лучше тебя.

30-е. На нынешний день вечером молился легко, благодарение Царице Небесной, и значительно дольше прежнего. Даждь, Господи, всегда такую леготу на совершение молитвы Твоему Величеству бесприкладному. Ещё бы стяжать совершенную преданность воле Божией и непрестанное помышление не о своих, а яже ко славе Божией и пользе друга! Но как это трудно при нашей гордости, взаимной неуступчивости, малодушии, маловерии! Сподоби, Господи, пожить получше, построже. Сегодня опять беседовал с народом и поучение говорил.

Какие чудные поучения у преосвященного Димитрия Херсонского! Хочется ещё почитать поучение св. Феофана Затворника. Вот великий светильник Церкви, почти в наши дни! Дивное может сотворить с человеком Божия благодать, сердцем принимаемая и оплодотворяемая трудами, для спасения души! Господи, и нас непотребных научи старательно и со страхом своё спасение соделовать!

4 мая. Много раз осуждал я себя в многоречии, в словопрении, но всё побеждаюсь. Господи, положи хранение устам моими дверь ограждения о устнах моих! Всякий день согрешаю пред Богом без числа. Куда деваться нам, самолюбцам, сластолюбцам, лентяям, жадным, недовольным?

8-е. Сердце всё кружится около страстей, то воспоминанием в уме прежних грехов, то разжением на новые грехи. Только дивиться и страшиться приходится, как падка на грех и как сжилась с ним наша душа. В той жизни грех будет мучить душу, а здесь приятен и любезен нам. Правда, грех сладок только до падения; а потом душа и станет мучиться за то, что не удержалась, поддалась влиянию страстей. Грех такая ненасытная бездна, что чем больше удовлетворяй его, тем более он требует пищи от нас и, наконец, хочет сделаться над тобою полным хозяином.

10-е. Сегодня показалась кровь горлом, когда я шёл домой из деревни. Почувствовал испуг смерти, а прошла беда — опять и отлетела мысль на пустое. Ох, жизнь наша, жизнь скверная!

16-е. Какою пищею питаем тело, такова бывает и отрыжка; какими грехами услаждали сердце и тело, воспоминание о них и посещает душу и мучит её; преп. Мария Египетская, находясь уже в глубокой пустыне, 17 лет терзаема была воспоминаниями блудной жизни. Св. отцы советуют эти воспоминания грешные, оскверняющие сердце человека, прекращать трезвением ума, бдительностью и призыванием имени Господа Иисуса Христа, прогоняющего толпу злоскверную.

18-е. Слава Богу, побеседовал с народом в храме Божием, и лучше стало на душе. Может быть, хотя малую пользу да принесёт слабое слово моё кому-нибудь. Только бы не разлениться, или немощь тела опять отвлечёт меня от дела проповеди. Господь весть, что мне по Его беспредельному милосердию полезнее — здоровье или болезнование. За всё Богу нашему слава! Приведи, Господи, в чертог Твой меня, непотребного и маловерного раба, имиже веси судьбами. Свои падения ненавижу, виню самого себя и вражеские прилоги. Благодарю Господа, что мысль моя устремляется к Нему, к будущей жизни, что является желание как бы жить строже. Молитва домашняя кратка и холодна, в храме Божием всё какая-то спешность, смущение, а днём борение со страстями, воспоминаниями, пленяющими сердце и ум. Аще не Господь в помощь нашу подвигнется, ничто не исправится. Внемли себе! Буду стараться худоумие и пустомыслие отсекать, за большим не гнаться, а касающееся меня исправлять, сколь возможно, под страхом Божиим, по Божественному повелению.

19–20-е. Оба дня сильно страдаю от внутреннего гонения помыслов. Просто мука это греховное наваждение. Нет мира в костях моих, нет и места нигде: душа и тело разгорячены, и ни о чём ином думать нет охоты. Ох вы, злые тираны — наши страсти; как море, бушуете вы в непогоду, грозя совершенно овладеть сердцем и самим телом. В том горе, что в таком состоянии не можешь и молиться о помощи от Господа, не в силах удержать разгорячённый ум свой. Сегодня сравнительно лучше. Помоги, Господи, да не поднимается буря греховная с прежнею силою. Горе, душе моя, если ты при всяком искушении будешь терять самообладание, душевную ревность и мир. Тогда будут падения твои велики и горьки. Терпи зной и жар греховный — от страстей, гаси в себе страшный огонь их.

23-е. Сколько благ и щедр Господь наш; сколь скоро и легко прощает нас грешных и приемлет покаяние, даже самое малое и слабое!

Ему, Благодетелю, будем воздавать благодарение и словами в молитве, и делами — послушанием Его Божественной воле. О преблагий, буди помощник и покровитель мне от лукавого! Без Тебя мы — ничто, душа наша то сильно стремится избавиться от страстей, то не может жить без удовлетворения их. Св. Ефрем Сирин хорошо сказал о блуде: он подобен псу, которому чем больше уступаешь, тем более он лает на тебя, а как погонишь, — тотчас убежит. Какое внутреннее смятение от страстей, какое осквернение чистоты сердечной от одного только воспоминания страстного, блудного! Пишут мне письма куда какие почтительные, не зная о худобе моей людской или стараясь скрывать от себя худые черты мои. Человек, не спеши никого хвалить, ибо все есмы скверны пред Всевидящим Оком. Мысли св. Ефрема Сирина о сне: помни рыболовов, кои все ночи проводят в бодрствовании, не оставляя своего дела; если же кто из них, обременённый сном, предавшись нерадению, уснёт, то когда восстанет от сна, увидит, что ничего им не поймано. Уснуша сном своим и ничтоже обретоша (Пс. 75, 6), говорит Псалмопевец.

25-е. Радуюсь душою, что раздражение при разговоре с народом уменьшается, делаешься как будто открытее, проще, добродушнее; за то враг завернулся с другой стороны и гонит таким гонением сильным, что и сладить с собой не можно. Изми мя от враг моих, Боже, и от восстающих на мя избави мя!

26-е. Никакими разговорами не можешь отвлечь сердце от излюбленных грехов, от помышлений страстных; всё рвётся оно в сторону беззаконий, только и боишься совершенного порабощения греху. От невоздержания в пище и питии, от довольного сна плоть расширяется, а душа утесняется скверною бесцветностью. Дурные привычки берут верх. Распять самого себя ох как трудно; на себя-то руки не поднимаются, всё жаль разорвать ветхое, греховное рубище. Только чрез борьбу, упорную борьбу, можно избавиться от греха. Маловерие наше тоже смущает и вредит нам, бывает причиною жадности, надеяния на деньги, на силу и здоровье, изгоняя сознание того, что всё и во всём мы находимся в попечении у Господа и в Его сильной руке. Господь Милосердый обещает приложение благ тому, кто станет всем сердцем искать угождения Ему. Все св. угодники достигали лёгкости тела, чистоты души физическими трудами; а я не имею никакого телесного подвига. Ладно ли это? От телесного безделья может расслабляться плоть, а страсти телесные усиливаются. Нельзя ли приложить какой-нибудь простой труд и упражняться в нём в известное время? Около своего дома всегда найдёшь посильную работу и с памятованием о спасении души будешь трудить своё тело.

28-е. День св. Троицы. Благодарю Господа, даровавшего в сей день душевный мир и радость. И беседовал я с народом душевно, и потом мир души сохранился до конца дня. Не по беззакониям моим, не по нечистоте моей воздаёт мне Господь и Благодетель, а по неизреченной Своей милости. Помни это, отчаянная душа моя, и борись со страстями бодро, не теряй терпения, устойчивости, да не впадёшь в скверное рабство царствующей в тебе ныне страсти! Крепись и мужайся; Бог помощник нам! Хорошо, если бы совсем выбрели пустые помыслы и пожелания вредные из головы моей. Куда как легко бы было!..

29-е. Чувствуешь ли, душа моя, что когда усердно, от всего сердца попросишь Господа даровать тебе свободу от гонящей тебя страсти, Господь подаёт тебе просимое? Поэтому, вместо того чтобы отягощаться в помыслах — как избавиться от удручающей страсти, паки и паки припадай ко Господу, говоря: Ты еси утверждение к Тебе притекающих, утверди и ещё мятущееся и смущаемое страстное моё сердце! И ко греху тянет, и греха боишься, надо совершенно ему не поработить себя. Горе человеку, когда он даст послабу страсти; не вдруг отобьёшься от неё и направишься на прежний путь. Потерявши душевный лад раз, долго не настроишься. Вот и мучься, и скорби душою, как муха, запутавшаяся в тенётах греховных. Подаждь, Господи, отвращение ко всякому греху! Без Тебя не можем творить ничего добродетельного, чистого, а делаем одно вредное, страстное.

31-е. Благодарю паки Господа, помогающего возненавидеть грех и прилагающего больший и больший страх пред Ним. Видимо, душа моя, действует над тобою милующая десница Божия — внимай себе, крепись, борись, скорби, молись, да не паки впадёшь в тяжкую работу царствующего греха и страстей!

1 июня. Да положу спасения моего начало с глубоким искренним покаянием, с молитвою, да не уклонится сердце моё в словеса лукавствия непщевати вины о гресех! Да образумлюсь вразумлением Божиим, да слезами омываю безумие моё, да умилостивляю человеколюбца Господа, спасающего нас Своею Пресвятою кровию! Оле неразумия нашего, оле страшного разжения и омрачения! Грех сулит сладость, а скрывает в себе погибельный яд досаждения Богу, осквернения души. Блюдитеся, недаром сказано, яко посреде многих сетей ходите? Бог да разрушит, враже мой, все твои гонения и восстания на окаянную, любострастную мою душу! Сердце скорбит, как будто начинает видеть своё бедственное состояние, — слава Богу о сем! Скорбями и сокрушением да размягчается сердце страстное, падкое до похотей лукавых... Божественную Литургию совершил я с умилением, с сокрушением сердечным. Прибави, Господи, мне грешному милости твоея! Несмь достоин сим милостей, имиже сердце очищается от беспечной жизни. Воззови мя, Спасе, и спаси мя!

2-е. Упало влияние нас, пастырей, на народ, ибо мы сами повели жизнь по плоти, а не по духу, обмирщились и лицем прелестей века сего: богатства, счастья, лёгкой и правильной, спокойной жизни. Народ и оком, и сердцем видит эту стужу греховную и сам замерзает душою. Какой же ответ дадим мы, непотребные, в день судный о вручённом нам деле примирения людей с Богом и созидания вечного спасения пасомых? Душа моя, пора взяться давно за ум, единонадесятый час уже во исходе.

3-е. В нашей жизни нет места случаям: всё правится промыслительной рукой Божией. Посему в погоде или непогоде, урожае или неурожае надо видеть милующую или вразумляющую Десницу Божию. Чем земледельца и вразумлять, как не земляными же, видимыми для него ближе других скорбями или радостями? Только ум наш худой долго не любит останавливаться на этих предметах и усматривать в явлениях жизни промыслительную руку Божию; между тем через спасительные размышления утверждается в душе доброе настроение и даётся место, куда могла бы привиться благодать Божия.

4-е. На земле мы как у огородника в теплице, из которой Господь пересадит нас в небесный рай. Спеши же подрастать в теплоте духа, да крепче будет надежда на плодоношение (Феофан, еписк. Тамб.). С начала поста надо твёрже держать за себя, и ум и сердце своё хранить в сокрушённом состоянии. Что за изменчивость у нас? То сердце сильно желает избавиться от удручающей его страсти, то снова услаждается ею. И перемена — в одном дне, в одном часе. В первом случае, думаю, действует Божия благодать к человеку, а во втором — Господь испытует свободу, а кроме того, вразумляет, чтобы мы на устойчивость наших сердечных расположений не опирались, ибо они как хрупкий лёд на реке — живо может проломиться. А как обуревает страсть — диву даёшься!

7-е. Как хорошо всегда иметь сердце чистое! Что за жизнь была бы: внутренний мир, благодушие! А буря страстей, внутреннего борения, непрестанного смятения — очень тяжела. То дружишься со страстями, то вздумаешь воспротивиться, противостать им.

Необходимо достигать всегда победы, так повелевает Бог, но где, думаешь, тебе, болезнующему сердцем, добиться её, и уступаешь победу без борьбы; не хочется досадить сосуду плоти своей. Господи, спаси мя грешного, спаси всех, ихже мне непотребному вверил еси... Строго надо держать свой ум и не дать ему бродить по излюбленным греховным стремнинам и распутиям. И зачем тебе, душа моя, так рваться ко греху? С виду много сладкого в грехе, а в действительности — горького более. Когда же настанет в душе моей тишина первая, потерянная чрез грех? Когда буду плакать о грехах моих и обещать Господу исправление жития? Иначе зачем жить? Ведь геенна огненная, вечная мука не игрушка, а надеяться на всепрощение Божие — дело закрытое. Хорошо, если Господь примет покаяние последнее, да хорошо, если и время будет оплакать свою худость, страстность. А неомытому от грехов слезами как явиться пред грозного Судию?! Безумный ум мой, смирись и плачь о содеянных прегрешениях и грехопадениях и удаляйся греха впереди. Когда-нибудь ведь надо же будет расставаться с грехом. Зачем откладывать покаяние в дальний ящик? Мытари и грешники, душа моя, давно варяют нас в Царствии Небесном. Что не ревнуешь их обращению и исправлению?

8-е. Жизнь наша тяжела потому, что мы находимся в борьбе, а где борьба, там может ли быть покой? Утихнет одна буря, налетает другая, и так, говорят, будет до конца жизни. Как же из такой трудной и страшной борьбы со страстями выйти целым, без ран и без ушибов? Были, правда, Христовы рабы, кои плоть свою распинали со страстями и похотями, но большая часть подвергалась многоразличным падениям. Говорится это не для оправдания своих грехопадений, а дабы выставить на вид насилие страстей, гонение от врага рабам, ищущим угождения Богу. Душа, внимай сему и береги себя, как зеницу ока: «преходит бо плоть, прилежи же о душе вещи бессмертней».

9-е. Хорошо бы привыкнуть посмеиваться над приходящими в душу помыслами и влечениями страстными, но тяжело это; самое лучшее — не допускать их втесняться в ум и сердце, но и это при нахальстве помыслов трудно... Что же делать? Ничего более, как ждать и просить помощи от Всесильного и Всевидящего Бога, и она придёт; но придёт и паки уйдёт, предоставив человека своему произволению, а произволение — то страстями омрачится и победится. Вот и борись и не падай, вставай и опять борись; и сколько раз падёшь, столько же раз и встань, призывай всеусиленно на помощь Бога: «Подвигоположниче, — говори, — в немощи моей укрепи мя!»

10-е. И ныне, благодарение Господу, душевный мир в сердце чувствуется, страсти поутихли, но, наверное, не ушли совсем, а только притаились, спрятались; и я боюсь, что при удобном случае снова поднимется буря и гонение! О, если бы борьба была победоносна не только в делах, но и в помыслах. Помоги, Господи, очисти, премилосердый, скверну сердечную лютую, мучительную! Погода всё дождливая. Третью неделю ливни. Всё тонет, вода прибыла до половодья, воздух сырой и холодный; год может быть и без корма, и без хлеба. Что это, как не Божие посещение? Всякий поймёт, что следует делать. Исправить жизнь свою и сердце, смиренно молить Господа о помиловании. О жизнь многогреховная, запутанная! О нерадение и усыпление греховное! О разум молодости и модный этот свет, эта промышленность фабричная, заводская! Сколько нас грешных горит в мире, сколько готовых сгореть на веки вечные! Когда же одумаемся, когда займёмся устроением спасения души своей не кое-как, а строго, без поблажек плоти и миру? В руках Господа судьбы наши на всякий час. Будем же презирать всё земное, устремляться к вечному, нескончаемому! С Богом в путь борения и злострадания плоти!

11-е. Служили молебен Господу о прекращении дождя. Сегодня уже нет дождя. За Господом дело не стоит, а в руках наших всё плохо устраивается; мы обещаем покаяние на словах, а на деле не успеем ещё сойти с церковного порога, как принимаемся за прежнее. Таковы наши привычки ко греху!

12-е. Душевная одежда убеляется сердечным покаянием, о чём свидетельствует испытываемое после раскаяния чувство свободы от страстей. Поэтому христианину надо готовиться, рваться к покаянию, как жаждущему к целебному источнику в пустыне. Жить всё собираемся, а не живём, а между тем в этих сборах проходит вся жизнь. То ревнуешь жить строже, когда сердце расширится благодатью Божией, то охладеешь. Хочется спастись и чувствуешь всю необходимость борьбы за единое на потребу, но останавливаешься, подобно обременённому тяжёлой ношей, который садится отдыхать и сидит, дожидаясь, когда-то опять подойдёт возбуждение. Желание в народе спастись есть, правду сказать, есть и знание, как спастись, небольшое есть; только все мы ищем более или менее удобного, лёгкого пути спасения, а пути узкого, тесного — отсечения своеволия и своекорыстия — мы, грешники, бежим. Господь повелевает угасить в себе всякое самоугодие, самочиние, самолюбие, распять ветхого человека с различными страстями и похотями.

14-е. Гонит враг всем. Когда вздумаешь поговеть, он гонит особенной жадностью к пище и питию, обещанием новых греховных падений и преткновений. Отовсюду ухищряется враг доброе выкрасть, или раздражением, или блудным возбешением, глупым нетерпением и пр. пр. Господи, когда же станем мы жить благоугодно Тебе? Когда в нас будет сердце чистое и тело, покорное духу? Когда пройдёт греховная спячка? Скорблю, что не могу никак поговеть построже. Как же прежние постники жили? Да и ныне есть настоящие рабы Божии, кои могут жить в посте. Един я, привыкший к сластолюбию, порабощаюсь пищей и питием, а затем гордынею и себялюбием, самощажением и иными тьмочисленными страстями. Пускай бы уж помыслы смущали душу, только бы к скверным делам не приводили. А эта беспричинная гордыня пред рабами Божиими к чему? А это легкомысленное с людьми смехотворство, пусторечие?.. Сколь зорко надо смотреть за собой отовсюду, ибо мир злой увлекает, похоти тоже, леность и невоздержание того более. Среди таких сильных врагов кто сохранится от падения? Тот, кому поможет сам Господь, ополчающий персты наша и руки наша на брань.

17-е. Чувствуется мир и душевное безмятежие от помыслов, заметно только невоздержание. Вечером поговорил с пришлыми женщинами: они желают про свою жизнь говорить без конца. Хорошо и это, ибо свидетельствует, что в них горит некоторое желание жить лучше, спасительнее. Помоги и им, и нам недостойным, Господи, Боже наш!

18-е. День рукоположения меня недостойного во иерея[13]. Велик подвиг и обет иерейский: будь верным на всякое время образом благочестия, терпения, веры, любви, чистоты; а как это трудно для нас, умерщвлённых страстями! Но молитвою веры да побеждаем живущий в нас грех, вернее, благодатию Божиею, немощная врачующею и оскудевающая восполняющею. Бог — источник неоскудный, животворящий для нас, только почерпала нужно обрести через молитву и смирение.

19-е. Когда работающие на нас ненамеренно что-либо нехорошее сделают, например сломают какую-нибудь вещь, мы воспламеняемся гневом, недовольством. Приложи это к Господу, Ему весь грешный мир постоянно досаждает, сознавая это, а Он, Человеколюбец, всё терпит и прощает. Учись, душа, и ты сносить терпеливо неприятное для тебя, зная и помня всегда о своих немощах пред Богом.

20-е. Святые Божии непрестанно боролись с собою и с находившими на них искушениями и заповедали нам постоянно внимать себе, да не осилят и нас страсти душевредные. Целые тома книг, описывающих их борение, доказывают, что немало труда приложили они, чтобы победа осталась за ними. А мы хотели бы и Царство Небесное получить, и свои прихоти телесные удержать. Не сродно одно с другим. Не можете, говорит Господь, служить Богу и мамоне, работать Христу и велиару. Так оно и есть: отринь страсти — будешь со Христом; удовлетвори страсти — уступишь и утешишь врага, который как лев, ищет, кого поглотить.

21-е. О, если бы тишина воцарилась в сердце, как бы тогда жизнь была легка и покойна! А то грех мучит, томит и борет отовсюду! Господи, молю Тебя я, недостойный, утиши бурю страстей моих! Несть во мне спасения надежды, обуреваюсь, тону, как Пётр в водах! Если не подаёт Господь руку Своей помощи, я должен погибнуть. Никто кроме Него не видит внутреннего моего томления, смущения; никто кроме Него не в состоянии и помочь мне. Скорби объяша душу мою, они теснят и хотят разрушить её. Корабль души моей погружается в греховные пучины более и более. Неужели суждено утонуть ему? Но нет, Господь никому не хочет погибели, а немощь в борьбе никто более не ведает, как Он: прииди же, Господи, и подаждь с небесе руку Твою, поддержи, не даждь в смятение ноги моей.

22-е. Сегодня ездил и служил в Дионисиево-Глушицкой обители; на сердце мир, покой помыслов. О, если бы эго уже был конец греховным бурям! Да, пора поревновать обращению блудниц древних! Время близ, суд при дверях; за кратковременную сладость греха как бы совершенно не лишиться надежды на прощение и помилование у Господа! Дивны милости Твои, Господи Боже: Терпишь всякого злодея и готов простить его, лишь он возгоревал о своей душе! Буди имя Твоё пресвятое благословенно отныне и до века. Аминь.

24-е. Свобода души от удручавшей страсти, глупой, пустой. Слава Богу, продолжается мир душевный, незаслуженно подаётся нам ради неизреченного человеколюбия Божия! Мы, грешные и самолюбивые, не подражаем Божию милосердию, тяготимся друг другом; мы, грешные, всё бежим от делания добра, гонимые какой-то невидимой силой. Все на тебя смотрят, как на святого, тебе кланяются до земли, просят тебя, от тебя ждут указаний в своих недоумениях... Рабы Божии! Овцы вы наши словесные! Мы, пастыри, да не ленимся благовествовать вам слово спасения, вручённое непотребным нам! Господи, укрепи, очисти нас Духом Твоим Святым от всякия скверны плоти и духа!

27-е. Вокруг летают разнообразные стрелы лукавого; то ум развлекает он, то думать заставляет о постороннем, то о пище и питье внушает, то отягощает трудами и молитвой; словом, враг хочет всячески удалять нас от единого на потребу. О, окаянный путаник, обольститель, лжец, хотящий изгнать истину Божию, человеконенавистник исконный! Когда стрелы твои перестанут ужаливать нас? Когда мы будем только посмеиваться над твоими злокознями? А ныне ещё не можем терпеть твоего демонского стреляния, всегда побеждаемы!

28-е. Чем более житейских попечений, тем труднее служить Богу. Теперь мне надо хлопотать о поправке на дому крыши; и расход и забота, а денег нет. И так, вообще-то, мало подаём бедным, а тут и ещё меньше будем; надо беречь себе. Господи, научи Сам, что подобает творити! Если и последнюю лепту вдовица отдала охотно на храм Божий, то не следует ли и мне с самоотвержением нести всюду жертвы за очищение множества грехов своих?! От маловерия своего не можем творить волю Твою, Господи!

30-е. Мысль таки прилежит о спасении, о самопринуждении, воздержании, трудах, бдении; но привести её в дело кажется для меня тягостным. Впрочем, без благодати Божией мы вовсе ничего не поделаем сами с собою. В падшей природе залёг глубоко-глубоко корень греховный, который иссушить, вырвать из сердца только и может Един Всесильный Господь. От нас грех не бежит, а манит нас к себе, обещая наслаждения телесные. Покаяние ведёт за собою наследие вечной жизни. О плодах покаяния почто ничего не говоришь, душа моя, омрачённая страстями? Разве без них надёжно будет умирать?

3 июля. Всё смущение души от помыслов, нет покоя и свободы от страстей моих! Господи, вопию, спаси гибнущего и погибели своей не боящегося! Что за омрачение в страсти? Вот где борьба не на жизнь, а на смерть кровавая, ужасная; враг сильно раздувает похоти и страсти, а мысль бежит к своему предмету неудержимо. Невидимая брань — вот она самая и есть. Но как выйти из неё победителем? Всё думаешь избежать греха, особенно после падений, а потом забываешь, паки расслабляешься и паки падать готов. Ужели слабости не будет конца? Ужели Господь уж оставил меня грешного за невоздержание моё? Страшно и подумать это. Буду же крепче бороться. Говорю и уже изнемогаю в безнадежии на свой ум; не оттого ли часто и падаю? Господи, подкрепи мя непотребного, ими же веси судьбами. Горе безумию моему, горе моему невоздержанию! Один я только знаю гонение диавольское, действуемое во мне. Когда же прекратится вся эта напасть, и мир души возсияет, мир вожделенный, чудный?! Господи, помилуй мя грешного!

4-е. Всюду вижу уважение от людей Божиих. Это и хорошо, и худо; хорошо, ибо располагает людей к памятованию будущей жизни; худо, ибо даёт пищу моему самолюбию, гордыне, лицемерству. О, если бы знали люди Божии скверну нашу, не уважать бы стали, а жалеть грешника, связанного многоразличными узами греха и страстей.

5-е. Имей, душа моя, радение и заботу об угождении Богу всеусердную и всячески побеждай свою леность, сонливость, язык свой пусторечивый, смех неподобный, неистовство, и вид старайся всегда иметь добродушный, строгий, смиренный.

14-е. Ожидаем мы нового порядка вещей, нового неба и новой земли, в них же будет жить одна только правда! Если бы настоящим образом ожидали будущего блаженства, то достойно бы и трудились, чтобы получить участие в этой блаженной новой жизни. Образумься, душа моя! Кто не обрящет вечной жизни, тому обещается только одна скорбь, теснота, мука бесконечная. Ревнуй покаянием и исправлением ума и сердца и воли своей попасть в чертог Жениха Господа! Теперь ещё не ушло время ни для кого. Поздно будет тогда, когда коса смерти будет простёрта над головой твоей. О беззаботная душа, сонливая, скверная, жестоко ты поплатишься, если не образумишься, не начнёшь жить строже, внимательнее и целомудреннее!

15-е. Добро бы ленился тот, кто мало нагрешил в жизни; а нам, беззаконникам, душа моя, следовало бы с пр. Давидом каждую ночь слезами омывать своё ложе! И что же?! Мы спим довольные, покойные, уповая получить прощение грехов своих без труда! Без труда и стараний и с постели не встать, шага вперёд не сделать. Душа моя, смотри, как в мире всё стало дорожать и как всё делается не по твоему желанию. Ты располагаешь так, а Домовладыка твой Господь направляет Свою руку совсем иначе. Брось же мысли о довольстве земном и о стяжаниях земных заботу и прилепись всем сердцем к небу! Хорошо это говорить, но делать куда труднее: сколько искушений и преткновений в себе самом и в окружающем мире. Тело многогрешное, многотрудное вопиет против всякого посягательства на его привычки, как зверь лютый, раздражается, воюет, жмёт. Вот и крестный нам путь не на час — не на два, а на всю жизнь, до гроба! Гроб, гроб, родовое моё наследство, неизбежное моё жилище! Почто же я тебя не помню, почто ты несилен всегда удержать меня от греха?! Сильны в нас страсти! Как их заморить, залить, утушить?

20-е[14]. Молодость падка на гулянье, молодые люди рвутся повеселиться; а мы, родители, потакаем всему этому.

Дерзость иных нетерпима; а тут ещё находятся люди, которые вином стараются подпаивать и без того удалых людей. Господи, помилуй! На безумно оскорбляющих Тебя не до конца прогневайся! Даждь и мне, непотребнейшему, слово дерзновенно рещи на обличение беззаконных, заблудших, гонимых врагом, да видят неправоту своих деяний! Как всех приблизить к Богу? Беседами? Но до осени, до окончания полевых работ, нечего и думать о беседах. Самому ещё надо своё сердце очистить и к более строгому житию устремиться: смущение, отягощение отбросить, да поможет Господь мне, премного прегрешившему и непрестанно волю Его святую презирающему!

Август, 1-е число. Сижу дома, к службе не ушёл по телесному недомоганию, а последнее от усиленного труда. За земным бросаюсь, небесным мало дорожу, глупый я, безумный раб. Так весь мир живёт, и я с ним. Но воспряни, душа моя, негодная, неразумная, ленивая, сбрось с себя это бремя тяжкое, суетное и взыщи на деле, а не на словах единого вечного на потребу! Запасаем хлеб земной, не нужнее ли будет милость от Бога; ибо аще кто приобрящет мир весь, а душу свою отщетит, что будет тогда?

3-е августа. Почто, душа моя, расслабеваешь для Богоугождения; зри — Судия испытает, не трать золотого безвозвратного времени в лености и невоздержаний. Жалеть будешь его при смерти, а особенно в день страшный, судный день!

4-е. Никак не могу положить и начала моего спасения; всё согрешаю, страстный, блудный, а люди уважают окаянство моё! Господи, сподоби же благоугодно Тебе пожити в духа и плоти чистоте! Ведь аз есмь иерей Твой и должен иметь чистое сердце и тело нескверно. Погаси, Боже, весь пламень страстный, всякое нечистое Вожделение, во удесех моих действуемое! Тучу слёз подаждь, Господи, да ими омыюся и очищуся! Прости моя прегрешения многая! Владыко Святый!

6-е. Умилителен рассказ евангельский о св. Преображении Господа. Какое Божие благоволение к грешному Своему творению; какое желание уверить в Своей Божественной Славе людей Своих; какая готовность идти на вольные страдания, определённые прежде падения человека! Дивны и чудны дела Господни, исполнены силы, всемогущества, премудрости, любви неизглаголанной. Спеши к такому Любвеобильному Отцу и Благодетелю, душа моя, преклоняться не леностно — в усердной молитве, спеши благоугождать Ему исполнением св. заповедей Его, чистотою жития и помыслов.

12-е. Хорошо обуздывать язык свой от пусторечия, ум свой от праздномыслия, сердце своё от озлобления, нечистоты. Сие достигается молитвою, трезвением, внедрением в себя страха Божия, непрестанным Богомыслием, осуждением себя. Блюди убо, душа моя, да не сном лености и безпечности в сей краткой жизни отяготишься и да в бесконечной жизни не отвержена будешь! О страшное будущее время, почто тебя забываем, почто не печёмся всеусердно умилостивлять Господа, да не отринет Он нас от Своего сожительства там!

13-е. Сильная погоня за земным вредна, ибо отвлекает душу от Бога. Заботься обо всём в меру, прилагай старание без лености, а исправление дела вручай всецело Господу. Он всё устроит, если предашься Ему; даст блага и временные и в особенности, что без цены всякой, вечные! Вечность! Какое слово многозначительное и как мало мы готовимся к ней!

17-е. Всеми путями Господь хочет отвести нас от путей скользких, неугодных Ему. Слава Его благопопечению о нас! Да не смущает же нас враг ни прелестью временного жития, ни страстями разнообразными. Вспоминай, душа моя, жизнь истинных Божиих рабов и им всеусердно подражай, да спасёшься и дарований Божиих сподобишься! Ты поставлен светить миру; свети же и не возмущайся удовлетворением плотских влечений. Люби и свою душу, и души вверенного словесного стада.

Смиряйся, и благодать Божия осенит тебя. Читаю о подвигах недавних наших подвижников и сравниваю своё окаянство с их житием. Куда как мы далеки от них, отстоим, как небо от земли. Но и мы бы при трезвении и борении могли подвизаться, если бы построже взялись за себя и во всём предались воле Божией. Маловерие наше, изнеженность наша, плотоугодие, своеволие, леность поразительны! Господи, укрепи и меня, непотребнейшего из всех иереев и людей! Несмь достоин возвести очи на небо, а не то что священнодействовать и молиться о людях! Не могу ничего доброго сделать никогда.

20-е. Пора думать о возобновлении моих бесед. Долг иерейский — не давать усыплять веру и духовную жизнь, а старательно подогревать, сохранять, расширять её в пасомых; ибо кто не со Мною, тот против Меня, говорит Господь; кто не собирает, тот уже расточает. Внемли, душа моя, и трудиться ревнуй.

27-е. Хорошо иметь дух спокойный, невозмущаемый злобою, гордынею, нетерпением; хорошо и молиться тогда! Но как скоро волны искушений начнут ударять в корабль души, она и станет колебаться, вздыматься гневом, злобою. О если бы всегда сохранялся ровный дух, дух преданности, мирный дух, как всё твердил преподобный Серафим Саровский!

30-е. Всё — многоречие, помыслы пустые, вредные; горизонт души омрачён внутренней нечистотой: злобою, досадчивостью, завистью, крайним себялюбием, маловерием, люблением телесного покоя, неговением, самохвальством; всякими помышлениями запутан мой ум, и сердце, и воля!..

3-е сентября. Творить волю Божию следует с полным самоотвержением, и неразумного голоса неверия не слушать отнюдь. Преданность Богу никогда не посрамляла никого. Об устатке тела разумей: чем более ублажаешь, тем больше оно требует себе, часто под видом пользы при вкушении пищи и пития, при сне, при физических трудах, особенно делаемых за друга. Лукавы мы и ленивы. Впрочем, если бы бегали мы охлаждения и трепетали за свою будущую участь, то сильнее понуждали бы себя ко всему доброму. Силён Бог подать Свою помощь в то время, когда ты её не ждёшь, что я многократно испытывал сам, при своей лености на всё доброе. Зачем же, душа моя богопротивная, забываешь это и даёшь себя побеждать малодушием, маловерием? Или боишься злостраданий? Но кто достиг неба без злостраданий, терпения, отсечения воли и житейского покоя — довольства? Бедно и жестоко слово это, но оно горькая истина!..

8-е. Объявил о возобновлении бесед моих в келье. Дело неотложное. Поимел попечение о житейской суете; следует поработать и для людского спасения. Сколько ведь греха и соблазна, невоздержания, неверия, бесстрашия, Боже помилуй! И люди говорят, что душу надо снова подвергнуть действию Божественного огня — слова Божия, а то душа ослабевает, разленивается, рассеивается, ожесточается, холодеет в своей участи...

10. Хотеть доброе: терпеть, пребывать в подвиге молитвенном, милостыню творить, не искать своих и проч. прилежит нам, но творить это всё на деле не обретаем в себе сил. Лукавство сердца нашего велико. Пред людьми хотим быть праведными, забывая, что Бог ведь видит и тайные помышления. Гнев, ярость, нетерпение, блудная страсть, самолюбие и чревоугодие совершенно не дают воли грешникам. Страсти, страсти, зачем вы так глубоко вкоренились в нас и зачем при истреблении вас, очищении сердца, чувствуется болезнь, как бы при рождении дитя? Воистину многими скорбями надлежит очиститься нам, если хотим быть в чертогах райских. Туда ничто скверное не имать внити...

12. Какие сладкоглаголивые песни сотканы в славу св. Воскресения Христова[15]! Воздавай же не леностию, душа моя, всегда поклонение нас ради во ад сшедшему Господу и с Собою вся воскресившему!

Оставь имение своё скверное: леность, плотоугодие и возлюби нищету, молитву, воздержание, целомудрие. Пока в нас похоти молчат, мы свободны от греха, а как только начнут возбуждаться врагом, мы не можем отвергнуть их, услаждаемся ими, соизволяем им, забываем, что этим досаждаем Богу, чистоты и целомудрия Любителю. Раз получит удовлетворение плоть наша греховная, она на другой раз делается ещё требовательнее, злее. Плоть, которую мы холим и упитываем, — враг наш всегдашний; она седалище всех страстей. Сие давно изречено.

13. Воздержание от пищи имеет важное значение в духовной жизни. Велико ли даже строгое воздержание наше в сравнении с воздержанием св. подвижников? Мы прельщаемся и сластолюбствуем, не желая досадить своему чреву. Надо торопиться делать добро людям во всех видах; иначе кто не собирает, уже расточает. Образец иерейского жития, начертанный о. Иоанну Елецкому св. Тихоном, не забывай, душа моя, никогда, и будешь великий купец. Видишь, как чистотою жития, отречением своей воли достигали люди святости, прозорливости. Мы же, ленивые и недостойные, проводим жизнь свою в чём?

24. Ум сбивается с избранного пути помыслами пустыми, праздными. Надо приложить труд и презреть с помощью Божией и покой плоти и услаждение греховное. Но страсти с необычайной силой хотят пленить человека, невольно лезут в ум и сердце. Господи, погаси этот жгучий пагубный огонь!

27. Навестил вчера о. Александра[16]. Вот пример простоты необыкновенной в обращении с людьми! Вот что тянет к себе! Господи, помоги и нам недостойным, духом сим проникнуться! Господи, начала спасения — воздержание, целомудрие, терпение, благосердие, кротость, друголюбие, нищелюбие вложи в нас и отжени от нас дух гордыни, тщеславия, блуда, неверия, нечистоты, хулы. Боже, милостив буди мне убогому и скверному! Люби переносить клевету и огорчение, зная свои грехи. Этим укрепляется терпение, которое для спасения, мне кажется, всего необходимее. Ненавистью ненавидь свои грехопадения, молитвою и милостынею спеши умилостивить Господа. Зорко следует глядеть и за людской жизнью: болезновать о холодности людей Божиих к храмам Божиим, о лености и роскоши житейской.

28. Исповедание своих грехов весьма полезно, ибо оживляет человека, дарует ему большое рвение к Богослужению, словно ношу какую-то снимает с плеч. Поистине грехи и страсти греховные — тяжёлая ноша, которой не чувствует нерадивый человек; напротив, ему с грехами и в грехе весело, хорошо, приятно. Это и есть сон греховный, про который св. угодники говорили, что он и их души тяготил. Да, и святые Божии согрешали. Что сказать о нас? Мы утонули в бездне греховной и не кричим или худо вопием к Богу о помощи.

30. Наиболее надо стараться о том, чтобы держать знамя своего служения. Пусть все видят, что мы, иереи Божии, люди не от мира сего. И жизнь свою должны проводить мы не по обычаям мира многострастного. Хорошо бы так! Только мы, грешные, худо смотрим за собой, худо держим себя перед людьми. Заслужить внимание и любовь искреннюю от людей — дело для пастыря великое, тогда его словам все будут придавать особый вес. Таковы: отец Иоанн, Кронштадтский пастырь, о. А[лександ]р[17] и другие ревнующие о Бозе.

 

[1] Имеется в виду Великий пост.

[2] Василий Николаевич Соколов родился, таким образом, 17 января 1865 г.

[3] Вероятно, имеется в виду преподавание о. Василием Закона Божия в Боровецком земском училище.

[4] Очевидно, противоречие семейной жизни и подвижнического пути постоянно смущали о. Василия.

[5] «Собственника деревни Большого Двора умершего крестьянина Аристарха Стефанова Радичева жена вдова Анна Ивановна Радичева, 56 лет, умерла 2 февраля 1900 г. от чахотки, отпевал 4 февраля священник Василий Соколов» (Метрическая книга Воскресенской Боровецкой церкви за 1900 г. // ГАВО. Ф. 496. Оп. 38. Д. 8. Л. 236 об. – 237).

[6] Редкое упоминание о семье.

[7] Пятница Сырной седмицы.

[8] Прощёное воскресенье.

[9] Акафист читался каждую пятницу перед крестом, см. предисловие. Исключения не делалось даже постом.

[10] Боровецкое земское училище.

[11] Таким образом, дневник с самого начала писался в расчёте и на постороннего читателя.

[12] Николай Соколов скончался 23 апреля 1882 г.

[13] 18 июня 1889 г.

[14] Ильин день.

[15] 12 сентября – канун памяти обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение словущее), престольный праздник в Воскресенской Боровецкой церкви.

[16] Иерей Александр Баданин (1846-1913) служил в Вознесенской церкви «у Рыбных рядов» в Вологде. При жизни пользовался исключительным авторитетом как подвижник и духовный наставник. Ныне – местночтимый святой Вологодской епархии. О. Василий навещал его для получения духовных советов и для исповеди. См.: [Епископ Неофит (Следников)]. Молитвенник к Богу усердный. Сергиев посад, 1916.

[17] Баданин.

 

Источник: Богослов.Ru

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9