Женское паломничество в условиях глобальных трансформаций на Ближнем Востоке, или Как затерявшиеся на Святой земле паломницы оказались в сфере интересов Советского государства
Исследование кандидата исторических наук, старшего научного сотрудника Института всеобщей истории РАН Надежды Беляковой направлено на выявление и персонификацию маргинальной группы русских паломниц, оставшихся в Святой земле в 1910–1920-е гг. и ставших объектом внимания представителей Министерства иностранных дел СССР после возникновения Израильского государства. Заинтересованность советского МИДа в получении недвижимости, принадлежавшей институтам и отдельным представителям Российской империи, способствовала привлечению внимания к монахиням и паломницам российского происхождения. Условием предоставления этим женщинам советского гражданства стало признание ими патриарха Московского Алексия. В исследовании показан механизм обсуждения и принятия решений советскими инстанциями о формате предоставления гражданства; спецификой ситуации было получение его паломницами «без права въезда в СССР».
Статья

При пересмотре внешнеполитических приоритетов руководством СССР в ходе Второй мировой войны в сфере внимания оказался Ближний Восток и конкретно Палестина. В поисках средств для закрепления влияния в регионе в фокус интересов представителей Советского государства попала группа русских паломниц, проживавших около святых мест. В настоящей публикации поставлена задача сделать заметной для исследователей эту категорию женщин и реконструировать историю их отношений с представителями СССР в 1940–1950-е гг. В публикации представлены документы советских ведомств, которые были обнаружены автором публикации в Государственном архиве Российской Федерации. Часть публикуемых документов не вошла в аннотируемый каталог документов о взаимоотношениях России и христианского Востока в XIX–XX столетиях, находящихся в ГАРФ[1], что делает их публикацию особенно важной.

Итак, каким образом «русские паломницы» появились на Святой земле? В Российской империи практика массовых паломничеств в Святую землю фиксируется исследователями после Великих реформ[2], причем основным контингентом паломников были крестьяне[3]. Состав паломников отражал гендерную специфику благочестия крестьянской среды: среди паломниц преобладали женщины. Собранные секретарем Императорского православного палестинского общества В. Н. Хитрово данные свидетельствуют о том, что за период с 1895 по 1899 гг. на Русском подворье из 26 с лишним тысяч паломников 17 235 были женщинами, 12 136 из которых — крестьянского происхождения[4]. К началу ХХ столетия большинство паломниц были крестьянки, в значительной части они были неграмотные или малограмотные.

Несмотря на то, что с 1880-х гг. паломничество стало популярным явлением[5], феномен паломничества простых женщин и их религиозный опыт не привлекал внимания современников, оставался неартикулированным и незамеченным. Исследователь А. Бокатов отмечал, что за проанализированный им период конца XIX — начала ХХ вв. в периодических изданиях, посвященных паломничеству, им было найдено только две статьи о женщинах-паломницах[6].

В фокусе внимания российской общественности начала ХХ столетия были бедность и бытовая неустроенность, в которых оказывались стесненные в финансовых возможностях российские паломники. Тяжелые условия повседневной жизни паломников привлекали внимание даже императорской семьи. Вообще, паломничество российских граждан к Святой земле было традиционно объектом внимания со стороны властных элит, частью политической повестки Российской империи[7]. Императорская семья покровительствовала Палестинскому обществу и Духовной миссии в Святой земле. Созданное в 1882 г. Императорское православное палестинское общество должно было содействовать улучшению быта паломников в Палестине и упростить пути паломничества как внутри России, так и из России до Русского подворья в Иерусалиме[8]. В материалах по улучшению быта паломников были зафиксированы неравенство и уязвимость женщин из непривилегированных слоев российского общества.

Новый этап в истории русского присутствия на Святой земле и непосредственно паломничества начался в период Первой мировой войны, когда часть паломников из-за прекращения возможностей передвигаться через Турцию осталась в Палестине. И если мужчины в результате условий военного времени были вынуждены двигаться дальше, то, как становится понятно из исследований по истории русской общины, значительная часть паломниц остались на Святой земле до конца своих дней. Однако ни количество, ни, тем более, социальный состав оставшихся в Палестине женщин из Российской империи остается пока не изученным[9].

Упоминание о паломницах Российской империи, оставшихся в Палестине более чем на 30 лет, появляется в документах Советского государства во второй половине 1940-х гг. в связи с появлением в регионе представителей СССР. Дело в том, что в процессе создания государства Израиль представители СССР включаются в передел «палестинского наследства»[10] и используют структуры Русской Православной Церкви (далее — РПЦ) для закрепления в регионе[11]. Именно тогда в документах представителей Миссии СССР в Израиле и появляются паломницы. Самая ранняя переписка относится к ноябрю 1948 г., когда МИД согласовывал с Советом по делам РПЦ при Совете министров СССР (далее — СД РПЦ) предложение о приеме в советское гражданство паломниц, проживающих в помещениях Русской духовной миссии в Иерусалиме (далее — РДМ) и Горненском монастыре, которых насчитывалось более 100 человек[12]. К февралю 1949 г. Русская духовная миссия передала в Москву список из 115 лиц и просьбу «в ускоренном порядке решить вопрос о приеме этих лиц в гражданство СССР без оформления ими надлежащим образом ходатайств»[13]. Первый публикуемый нами документ иллюстрирует логику МИД СССР: решающим аргументом в пользу закрепления за русскими женщинами в Святой земле статуса советских граждан является признание ими «патриарха Алексия». Этот нюанс представляется важной иллюстрацией начального этапа сотрудничества во внешнеполитических инициативах МИД и РПЦ, возникшего в ходе Второй мировой войны[14], которое осуществлялось при участии еще одного органа — СД РПЦ. СД РПЦ подтвердил со своей стороны «целесообразность приема в советское гражданство СССР проживающих в Иерусалиме русских женщин-паломниц, признавших юрисдикцию патриарха Алексия»[15].

Второй публикуемый документ показывает читателю ситуацию в Палестине сквозь призму СД РПЦ в марте 1949 г. Имущество Русской духовной миссии и Палестинского общества было передано Духовной миссии в Иерусалиме, переведенной в юрисдикцию Московского Патриархата. Поскольку в придачу к имуществу Миссия получила «русских людей», проживающих в этих помещениях, СД РПЦ вынужден был озаботиться их статусом. К слову, миссия оформлялась на руководителя РПЦ, то есть на патриарха Московского Алексия. В дальнейшем патриарх Алексий выдал доверенность начальнику РДМ на право управления имуществом миссии; она была заверена в Министерстве финансов СССР, а представители МИД должны были легализовать ее в Израиле.

Во втором документе проживающие в бывших российских зданиях женщины обозначаются как «русские люди — насельники монастырей и др. лица, которые фактически и управляют этим имуществом». Мимоходом в документе сообщается и о конфликте, разворачивающемся в Палестине между сторонниками Московского Патриархата и представителями Русской Православной Церкви за рубежом. Конфликт развивался не только между официальными представителями разных юрисдикций, но и внутри женского сообщества Палестины. Яркой иллюстрацией женского участия в конфликте представляются письма на имя патриарха Алексия схиигумении Евгении (Митрофановой), которые содержали подробные описания конфликтных ситуаций[16].

Однако в 1949 г. по неясным причинам принятия в гражданство не произошло, и на несколько лет паломницы исчезли из документов советских органов. В начале 1952 г. с инициативой предоставить гражданство паломницам вновь выступило МИД по предложению Миссии СССР в Иерусалиме. К документам была приложена и копия представления в Верховный Совет СССР со стороны СД РПЦ. Был составлен новый список лиц из Палестины, фиксирующий три категории русских, проживавших в Израиле: паломницы, монахини и духовные лица; список состоял из 89 человек. В представлении приводился и перечень имущества, «принятого Русской духовной миссией Московской патриархии в Палестине»:

«В г. Иерусалиме — подворье с двумя церквами и другими строениями, общая площадь земельного участка около 23 тыс. кв. метров. Помимо подворья имеется два дома с двумя участниками, один площадью около 1200 кв. метров, другой — 495 кв. метров;

В арабской деревне Айи-Карем (в 9 км от Иерусалима) Горненский женский монастырь, общая площадь 228 776 кв. метров. Из построек имеются: каменная церковь с отдельно стоящей колокольней и недостроенный большой собор, а также 49 каменных домов;

В г. Яффе — участок площадью 31 154 кв. метров. Участок почти сплошь засажен цитрусовым садом. Имеется церковь и другие постройки;

в г. Хайфе — участок 3790 кв. метров, имеется 2 дома;

в г. Назарете — участок площадью в 5 тыс. кв. метров;

в деревне Кафр-Канна — участок площадью более 1 800 кв. метров и один дом;

в деревне Лубия (между Кафр-Канной и г. Тивериада) — участок площадью 3 767 кв. метров;

в г. Тивериаде — участок площадью 779,9 м. и один дом;

в Магнале — земельный участок площадью в 10 тыс. кв. метров с садом, два небольших строения, и 8 постоянно действующих минеральных источников;

в Гора Кармед — земельный участок в 21 тыс. кв. метров, церковь и другие строения»[17].

Принятие в советское гражданство лиц, проживающих в этих зданиях, могло бы способствовать закреплению прав СССР на эту недвижимость, — утверждалось в представлении.

Инициатива МИД была поддержана председателем Президиума Верховного совета СССР Н. М. Шверником[18], и он обратился с письмом от 21 марта 1952 г. на имя секретаря ЦК ВКП(б) Г. М. Маленкова с проектом о принятии в гражданство женщин-паломниц. Рассматривали вопрос по поручению ЦК КПСС М. А. Суслов[19], А. Ф. Горкин[20], А. А. Громыко[21], Г. Г. Карпов[22]. Письмо о согласии предоставить гражданство было подготовлено 11 апреля 1952 г. М. А. Сусловым, А. Ф. Горкиным, А. А. Громыко и С. К. Белышевым[23]. В этом документе выдвигалась идея предоставить гражданство без права въезда в СССР (документы 3 и 4). Однако 5 июня 1952 г. Бюро Президиума Верховного Совета запросило дополнительную справку у А. Я. Вышинского[24], возглавлявшего МИД с 1949 г. (документ 5).

Пятый публикуемый документ представляет собой записку А. Я. Вышинского, направленную на имя В. М. Молотова и рассматривающую ситуацию с паломницами с точки зрения советской гражданской правовой практики. По замечанию автора, в первые годы после Второй мировой войны «был издан целый ряд указов о восстановлении в гражданстве СССР лиц либо утративших, либо лишенных гражданства, причем согласно этим указам, восстановление в гражданстве СССР на территории ряда стран, в том числе во Франции, в Бельгии, в Китае и в других странах, проводилось местными консульскими учреждениями Советского Союза без утверждения Президиумом Верховного Совета СССР». Другим важным моментом в записке было замечание о необходимости разделять имущественные проблемы в Израиле и предоставление гражданства паломницам. Ранее эти два вопроса во всех документах обсуждались в плотной связке.

Только после получения справки А. Я. Вышинского[25] было выпущено постановление Совета министров СССР от 17 июня 1952 г., подписанное председателем Совета министров И. Сталиным, о передаче на утверждение Верховного Совета СССР проекта Указа и списка паломниц, монахинь и служителей культа на прием в гражданство СССР[26]. Примечательно, что постановление было подписано 17 июня. Это был последний день, когда жители Израиля могли заявить израильскому правительству о своем нежелании получить израильское гражданство (в противном случае они зачислялись в него автоматически). В итоге длительного обсуждения было принято решение, что насельницы палестинской недвижимости получат от советского консульства «виды на жительство без права въезда в СССР».

В Израиле ситуация с русским имуществом складывалась следующим образом: некоторая часть, переданная Московской Патриархии, управлялась начальником РДМ, а другая часть управлялась государственным опекуном, назначенным со стороны государства Израиль для управления русским имуществом. Как удалось выяснить из косвенных источников, из доходов от управления «русским имуществом», выплачивалось содержание «русским людям». По данным представителя МИД (см. документ 6), «<...> С 1948 г. государственный опекун Израиля, в чьем ведении находится ряд имущественных объектов, принадлежащих СССР, из средств, получаемых за сдачу и аренду зданий, выплачивает бывшим паломницам ежемесячно 16 015 118 израильских фунтов, что крайне недостаточно при существующем в Израиле прожиточном минимуме»[27].

Интересно, что в июне 1952 г. было произведено изменение размеров финансового пособия, которое получали как монахини Горненского монастыря, так и паломницы: «Монахини Горненского монастыря, получавшие ежемесячное пособие в размере 6 из. ф., по новым ставкам стали получать 24 из. ф. и так далее. Это обстоятельство послужило толчком к прибавке пособия, выдаваемого русским паломницам, проживающим в Иерусалиме, опекуном русских имуществ государства Израиль: ставки пособия стали постепенно увеличиваться и к половине 1954 г. поднялись с 6 до 20 из. ф.»[28].

Получение советского гражданства, однако, не означало стабилизации финансового и даже юридического статуса паломниц. Так, в начале апреля 1954 г. в период разрыва дипломатических отношений между СССР и Израилем у паломниц были изъяты советские виды на жительство представителями советской дипломатической миссии; после того, как советские представители смогли вернуться в страну, они раздали виды на жительство вновь (документ 6)[29]. Как мы можем понять из документа, речь шла о паломницах, проживавших в зданиях Русской духовной миссии, находившихся в Иерусалиме. Для того чтобы понять проведенную манипуляцию, необходимо учитывать ряд факторов:

  • статус Иерусалима;
  • развитие дипломатических отношений между СССР и Израилем;
  • положение РДМ.

Неурегулированный статус Иерусалима и святых мест, ухудшение дипломатических отношений Израиля с СССР способствовали тому, что оформление статуса имущества, на которое претендовала РДМ, затягивалось. Однако когда конфликт между СССР и Израилем дошел до разрыва дипломатических отношений между государствами, члены РДМ смогли остаться в Израиле. Инициатива оставить Миссию в Израиле для сохранения советского присутствия исходила от представителей СД РПЦ[30] и МИД СССР. Видимо, чтобы сохранить советское присутствие даже в случае крайнего ужесточения советско-израильских отношений, МИД предполагало сохранять присутствие в регионе через РДМ. Однако, судя по документам, представители РДМ не оправдывали в полной степени геополитических амбиций представителей МИД.

Критическое отношение представителей МИД СССР к руководству Духовной миссии вызывало и невнимание последних к нуждам паломниц. Например, резкое недовольство было высказано из-за положения престарелых паломниц, которых в помещениях РДМ в Иерусалиме к апрелю 1954 осталось только 25. Речь шла, видимо, о проживавших на Елизаветинском подворье РДМ[31]. «Из бесед с бывшими паломницами, а также из моих прошлых посещений Духовной миссии устанавливается, что эти лица, о которых должна заботиться РДМ и обеспечивать их в материальном и бытовом отношении, живут в неудовлетворительном состоянии». Этот документ (документ 6), красочно описывающий нищенское положение русских старушек, был отослан в союзное МИД, попал в СД РПЦ и, видимо, в Московскую Патриархию. На нем руководителем СД РПЦ была сделана пометка «почему молчат Поликарп[32] и ттт.». СД РПЦ потребовал от руководителя РДМ оказать помощь паломницам. Однако, судя по письму паломниц об их нищенском состоянии (документ 7), пересланному по инстанциям в Москву, положение их к лету 1954 г. принципиально не улучшилось.

Остается открытым вопрос, почему РДМ, созданная Московским Патриархатом, не рассматривала паломниц как объект своей заботы и опеки или как часть РДМ. Игнорирование паломниц как представителями РПЦ, так и СД РПЦ характерно для документов середины 1940-х — начала 1950-х гг. Попытки найти в документах РДМ материалы о паломницах не увенчались успехом; на них не обращалось внимание и в отчетах руководителей РДМ; отсутствует и графа расходов на содержание паломниц и в сметах РДМ (тогда как монахиням Горненского монастыря выплачивалось ежемесячное пособие). Только в 1953 г. в одном из протоколов заседания РДМ появляется упоминание о паломницах. Например, на заседании РДМ 17 июля 1953 г. слушали «О заключении временного договора и взимания платы с паломниц Ольги Бондаревой и Варвары Мишкиной». Было принято решение:

«Постановили: Поскольку паломницы Бондарева и Мишкина предъявляют несуществующие права на некоторые жилые объекты в Магдале, принадлежащие Русской духовной миссии, был поставлен вопрос о заключении арендного договора и взимании с указанных паломниц незначительной квартплаты за пользование жилплощадью и чтобы тем самым предупредить возможность передачи этих помещений другим лицам без согласия на то миссии. Большинство членов Совета решило временно воздержаться от этих мер, так как это может привести к нежелательным разговорам со стороны упомянутых паломниц»[33].

«Долгожитель» РДМ (задержавшийся в Израиле на несколько лет в начале 1950-х гг.) протоиерей Алексий Громов[34], описывая специфику условий, в которых приходилось служить членам Миссии, обратил внимание на роль, которую играли паломницы. Он писал, что авторитет духовенства зависит от расположения к ним паломниц: «Необходимо войти в контакт с проживающими в Палестине с давних времен паломницами, заслужить среди них авторитет и доверие, и получить в лице их преданных сотрудников и помощников в решении поставленной задачи»[35].

Судя по всему, в этом замечании кроется объяснение напряженного отношения руководителей РДМ к паломницам. Дело в том, что духовенство, присылаемое из Советского Союза и отбираемое в условиях жесточайшего дефицита кадров, не видело смысла и целесообразности в выстраивании отношений со старыми паломницами, считая, что для признания авторитета в религиозном сообществе будет достаточно их духовного сана. Между тем мы видим из косвенных свидетельств, что в Святой земле явно сложился (или сохранился) другой тип взаимоотношений, где роль экспертов выполняли как раз верующие женщины. К духовенству Миссии, по наблюдению прот. Алексия Громова[36], выдвигались требования «благообразного внешнего вида, истового совершения богослужения и требоисправлений, соответствующих уставу и традиции, знаний церковных порядков, сказывающимся на каждом шагу, в каждой мелочи»[37], что представляло серьезные сложности для духовенства, рукоположенного в Советском Союзе 1940-х гг. и лишенного навыков «традиционного» богослужения. Многочисленные архивные документы свидетельствуют о серьезных разногласиях в русской среде Палестины, где конфликты часто происходили между местными монахинями или паломницами и присланными руководителями миссии. Например, в 1955 г. член Русской духовной миссии прот. Димитрий Млодзяновский[38] передавал в Москву патриарху жалобу на руководство миссии от женщин: «Паломницы слезно просят Его Святейшество избавить их от утеснений о. Архимандрита <руководителя РДМ — Н.Б.>. А также монахини Горненского монастыря»[39]. Чем не нравился архимандрит Поликарп (Приймак) паломницам, объяснялось в докладе протоиерея: «Нравственное положение о. Поликарпа недоброкачественное, как то: хождение в кино открыто и к женщинам плохого поведения, где он проводит целые ночи. Это поведение морально распространяется на Патриархию и на Русскую церковь, так говорят паломницы и монахини Горненского монастыря. Таких архимандритов мы еще не встречали, это уже настоящий советский архимандрит»[40]. Справедливости ради надо отметить, что в дальнейшем отношение руководителей РДМ к паломницам несколько изменилось. Так, внимание уделялось психологическим травмам и проблемам со здоровьем паломниц в отчетах руководителей РДМ архимандрита Пимена (Хмелевского), затем Никодима (Ротова); а в отчете архимандрита Ювеналия (Пояркова) за 1963 г. отдельно упоминалась кончина паломницы Ермаковой Анны Павловны[41].

Комплекс документов, возникших благодаря заинтересованности МИД СССР в «русских людях», безусловно, имевший утилитаристско-прагматическую подоплеку «приема в советское гражданство», позволяет нам хотя бы частично персонифицировать собирательный образ паломниц. Дело в том, что среди документов о приеме в советское гражданство за 1952 г. отложился поименный список паломниц, монахинь и служителей культа (первый список был составлен в 1949 г., но там не было деления на монахинь и паломниц). Список был составлен в алфавитном порядке. Для нашего исследования были отобраны те лица, которые обозначались как паломницы. Из общего списка монахинь, послушниц и паломниц, включавшего 89 человек, паломниц насчитывалось 39 человек. Эта выборка опубликована в Документе 8. Список представляет ценность в связи с тем, что фиксирует год прибытия в Святую землю и регион, из которого приехали паломницы. В категорию паломниц попали и дети паломниц, родившиеся в Палестине. Например, у паломницы Анастасии Ивановны Медзенчук, приехавшей в Святую землю в 1906 г. из Калужской губернии, родились в Иерусалиме в 1913 г. и 1914 г. сын и дочь, которые также были включены в список на советское гражданство. Мы понимаем, что это далеко не полный список паломниц, но лишь тех, которые дожили до 1952 г. на Святой земле и изъявили готовность стать советскими гражданами. К сожалению, выявленные документы преимущественно отражают только часть жизни паломниц, касающуюся материальной стороны их существования; точнее — ту часть, которая была неблагополучна и требовала финансового вспомоществования. Однако остается шанс, что, имея список этих женщин, легче будет искать в будущем документы, проливающие свет на их судьбы.

 

Документ 1

Запрос Министерства иностранных дел СССР в Совет по делам Русской православной церкви при Совете министров СССР относительно возможности приема в советское гражданство паломниц, проживающих в помещениях Русской духовной миссии и Горненского монастыря в Израиле. 4 ноября 1948 г.

Министерство иностранных дел СССР

Председателю Совета по делам Русской православной церкви при Совете министров СССР тов. КАРПОВУ

Миссия СССР в Израиле сообщила, что в зданиях русской духовной Миссии и палестинского общества в Иерусалиме, а также в Горненском женском монастыре проживает более 100 русских женщин паломниц, прибывших в Палестину до первой мировой войны. Почти все они признали патриарха АЛЕКСИЯ.

В ближайшее время, сообщает Миссия, намечается перепись и паспортизация населения Израиля и указанные лица могут быть зарегистрированы как израильские граждане. В настоящее время они числятся как лица без гражданства.

В распоряжении указанных религиозных общин находится значительное имущество. Поэтому причисление этих лиц к гражданству Израиля создаст трудности в получении нами этого имущества и значительно осложнит деятельность начальника духовной Миссии.

Наша Миссия ставит вопрос об оформлении этих лиц в гражданство СССР. Прошу сообщить Ваше мнение по данному вопросу.

/Власов/

ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 415. Л. 58

 

Документ 2

Представление Совета по делам Русской православной церкви при Совете министров СССР в Верховный Совет СССР о приеме в советское гражданство лиц, проживающих в объектах недвижимости Палестины. 29 марта 1949 г.

Секретарю Президиума Верховного Совета СССР

Товарищу ГОРКИНУ А. Ф.

Секретно

В Палестине имеется значительное русское имущество, состоящее из храмов, монастырей, других построек и земель, составляющих собственность русской православной духовной миссии в Палестине, организованной в 1847 г. и «Православного Палестинского общества», основанного в 1882 г. Так, например, русские постройки составляют целый городок в Иерусалиме.

19 сентября 1948 г. орган Объединенной рабочей партии Израиля газета «Аль Гамишар» поместила статью «К судьбе русского имущества в Палестине», в которой сообщала, что русское имущество оценивается в 18 млн израильских фунтов.

После Октябрьской революции русским имуществом в Палестине завладели англичане, которые получили его в аренду от русских белоэмигрантов.

Во главе «Палестинского общества» стоял некий П. Антипов[42], а во главе духовной миссии — представитель Заграничного архиерейского синода архимандрит Антоний (Сенкевич)[43], оба ярые противники Советского Союза.

С организацией в Палестине государства Израиль Антипов сбежал, а архимандрит Антоний (Сенкевич) вначале находился под домашним арестом, а затем был выслан из пределов Израиля. С разрешения Совета Министров СССР в конце ноября 1948 г. Московская патриархия направила из СССР в Израиль в качестве Начальника русской духовной миссии архимандрита Леонида (Лобачева)[44] и священника миссии протоиерея Елховского В. Е.[45].

28 января — 2 февраля с. г. архимандритом Леонидом произведена приемка имущества русской духовной миссии, находящегося на территории государства Израиль в количестве 15-ти объектов, прием оформлен актами в 3-х экз. Как сообщает посол СССР в Тель-Авиве т. Ершов[46], первые экземпляры актов пересланы в МИД Израиля для удостоверения подписи представителя правительства Израиля, а вторые и третьи экземпляры также будут соответствующим образом легализованы.

В состав этого имущества входят русское подворье на территории нового города Иерусалима, а также храмы, монастыри, сады и участки земли в Айн-Кареме (Горненский монастырь), Яффе, Хайфе, Назарете, Кафр-Канне, Лубни, Тивериаде и Магдале.

В связи с тем, что в состав принятого имущества входят постройки, в которых проживают русские люди — насельники монастырей и другие лица, которые фактически и управляют этим имуществом, Совет считает целесообразным прием этих лиц в гражданство СССР, согласно присланного Вам списка.

Председатель Совета русской православной церкви при Совете Министров — КАРПОВ

ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 573. Л. 74—75.

 

Документ 3

Сопроводительная записка Н. М. Шверника, председателя Президиума Верховного Совета СССР, на имя секретаря ЦК ВКП (б) Г. М. Маленкова о приеме в гражданство СССР паломниц, монахинь и некоторых служителей культа, состоящих в религиозных общинах на территории государства Израиль. 21 марта 1952 г.

Секретарю ЦК ВКП(б)тов. МАЛЕНКОВУ Г. М.

Министерство иностранных дел СССР (т. Сорин В. А.) по представлению Миссии СССР в Израиле вносит предложение принять в гражданство СССР паломниц, монахинь и некоторых служителей культа, состоящих в религиозных общинах Израиля, всего 89 человек, возбудивших об этом соответствующие ходатайства.

Заявители, преимущественно монахини Горненского монастыря, в большинстве выехали в Палестину из России до Октябрьской революции в качестве паломниц.

Проживают они в зданиях и помещениях бывш<ей> Русской православной духовной миссии, существовавшей в Палестине с 1848 г., а также «Православного палестинского общества», основанного в 1882 г. В их фактическом распоряжении находятся, кроме того, храмы, монастыри, сады и участки земли в разных местностях Израиля. Так в Иерусалиме имеется целый русский городок. С февраля 1949 г. это имущество состоит на учете Духовной миссии Московской патриархии.

По сообщению МИД СССР указанные лица могут быть зарегистрированы как израильские граждане, что значительно осложнит деятельность Духовной миссии в части закрепления ее прав на находящееся в Палестине русское имущество, а также в части более целесообразной его эксплуатации.

Компрометирующих данных в отношении заявителей не имеется.

Совет по делам русской православной церкви при Совете министров СССР (т. Карпов Г. Г.) прием данной группы лиц в гражданство СССР считает целесообразным.

Проект постановления ЦК ВКП(б) и список паломниц, монахинь и служителей культа, проживающих в Израиле и возбудивших ходатайства о приеме в советское гражданство прилагается.

[Шверник]

ГАРФ. Ф. Р-5446. Оп. 86а. Д. 9924. Л. 8—9.

 

Документ 4

Записка членов специальной комиссии в Президиум Совета министров СССР о приеме в гражданство СССР паломниц, монахинь и служителей культа, проживающих на территории Израиля. 11 апреля 1952 г.

Секретно

В ПРЕЗИДИУМ СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР

В соответствии с поручением Совета министров СССР нами рассмотрен вопрос о приеме в гражданство СССР паломниц, монахинь и служителей культа, состоящих в религиозных общинах русской православной церкви в Израиле, всего в числе 89 человек.

Считаем целесообразным принять указанных лиц в гражданство СССР, имея в виду, что это во многом будет содействовать Духовной миссии Московской патриархии в закреплении прав на принадлежащее ей имущество в Израиле. Оставаясь вне гражданства, эти лица могут быть зарегистрированы как израильские граждане, что осложнит соответствующее оформление русского имущества и его использование Духовной миссией.

По принятии в советское гражданство паломниц, монахинь и служителей культа, состоящих в религиозных общинах Израиля, им будут выданы виды на жительство для проживания в Израиле без права въезда в СССР.

Проект постановления по данному вопросу прилагается.

М. Суслов, А. Горкин, А. Громыко, С. Белышев.

ГАРФ. Ф. Р-5446 Оп. 86а. Д. 9924. Л. 21.

 

Документ 5

Записка министра иностранных дел СССР А. Я. Вышинского на имя В. М. Молотова о проекте приема в советское гражданство паломниц, монахинь и служителей культа, находящихся в Израиле. 16 июня 1952 г.

Секретно

Товарищу МОЛОТОВУ В. М.

В связи с вопросом о приеме в гражданство СССР монахинь и паломниц, находящихся в настоящее время в Израиле, сообщаю следующее.

Согласно закону о гражданстве СССР 1938 г. все бывшие граждане Российской Империи, не утратившие советского гражданства в период до 1938 г., являются гражданами СССР. В соответствии с более ранними декретами Советского Правительства, на территории различных стран посольствами и консульствами СССР проводилась регистрация бывших граждан Российской Империи, и некоторые из категории этих граждан (участники белогвардейских организаций, чиновники царской службы и так далее) лишились гражданства СССР (декрет ВЦИК от 15 декабря 1921 г.) В свое время были установлены сроки регистрации бывших граждан Российской империи в консульствах или посольствах Советского Союза на территории различных стран было издано целый ряд указов о восстановлении в гражданстве СССР лиц либо утративших, либо лишенных гражданства, при чем согласно этим указам восстановление в гражданстве СССР на территории ряда стран в том числе во Франции, в Бельгии, в Китае и в других странах, проводилось местными консульскими учреждениями Советского Союза без утверждения Президиумом Верховного Совета СССР.

Монахини и паломницы, находящиеся в Израиле, имеют таким образом все основания быть восстановленными в гражданстве СССР, поскольку на территории Палестины до создания государства Израиль не было никаких консульских учреждений Советского Союза, и они, естественно, не могли своевременно зарегистрироваться в этих учреждениях и восстановить свое гражданство. С организацией миссии СССР в Израиле все эти граждане подали заявления еще в 1949 г. о приеме их в гражданство СССР и таким образом в настоящее время есть все основания принять их в гражданство СССР, поскольку никаких данных, которые давали бы основания для лишения их гражданства СССР, не имеется (по заявлению МГБ СССР, никаких компрометирующих материалов против этих граждан не имеется).

Исходя из этого, МИД считает целесообразным сейчас решить положительно вопрос о принятии этими гражданами гражданства СССР с выдачей им, как это принято во всех странах за границей, совзагранвидов, не дающих права на въезд в СССР без специального разрешения. Учитывая, что абсолютное большинство этих граждан преклонного возраста, вопрос о въезде этих граждан в СССР практически не может встать.

2. В связи с законом о гражданстве, который принят недавно Израильским правительством, всем гражданам, находящимся на территории Израиля, необходимо до 17 июня заявить, если они не желают стать гражданами Израиля. Учитывая это обстоятельство, МИД считает целесообразным дать указание поверенному в делах о том, чтобы миссия СССР известила всех подавших заявления об отказе принять гражданство Израиля, если они этого пожелают, указав при этом на то, что вопрос о приеме в гражданство СССР находится на рассмотрении.

3. Вопрос о приеме в гражданство монахинь и паломниц прямой и непосредственной связи с вопросом об имуществе СССР не имеет. Однако, поскольку все эти граждане фактически пользуются и управляют имуществом, из-за которого сейчас идет спор с правительством Израиля, является целесообразным, чтобы эти граждане были гражданами СССР, что в известной мере усиливает нашу позицию в споре с правительством Израиля.

Справки об указанном имуществе прилагаются.

подпись [А. Вышинский]

ГАРФ. Ф. Р-5446. Оп. 86а. Д. 9924. Л. 37-35.

 

Документ 6

Запись из дневника Заведующего Консульским отделом Дипломатической миссии СССР в Израиле В. И. Петрова о встрече с паломницами, проживающими в зданиях Русской духовной миссии в Иерусалиме. 2 апреля 1954 г.

из дневника В. И. Петрова секретно

19 марта с.г. я вместе с секретарем Консульского отдела т. Визгуновым В. Н. выезжал в Иерусалим для приема бывших паломниц, проживающих в Русской Духовной Миссии Московской патриархии в Иерусалиме и вручения им видов на жительство для советских граждан, которые были у них отобраны в начале 1953 г. в связи с разрывом дипломатических отношений между СССР и Израилем.

Из бесед с бывшими паломницами, а также из моих прошлых посещений Духовной миссии устанавливается, что эти лица, о которых должна заботиться Духовная Миссия и обеспечивать их в материальном и бытовом отношении, живут в неудовлетворительном состоянии.

Всего в Духовной Миссии в Иерусалиме находится 25 бывших паломниц, прибывших в Палестину еще до начала первой империалистической войны, в настоящее время это престарелые люди (рождения 1860—1880 гг.), требующие постоянного ухода и систематической медицинской помощи, из них более 20 % постельные больные (имеются и душевнобольные), однако последним, несмотря на их крайне тяжелое состояние здоровья, почти не оказывается никакой медицинской помощи, а главное, они проживают в исключительно тяжелых антисанитарных условиях, вследствие чего среди них могут возникнуть инфекционные болезни.

С 1948 г. государственный опекун Израиля, в чьем ведении находится ряд имущественных объектов, принадлежащих СССР, из средств, получаемых за сдачу и аренду зданий, выплачивает бывшим паломницам ежемесячно 16—18 израильских фунтов, что крайне недостаточно при существующем в Израиле прожиточном минимуме, но Духовная Миссия со своей стороны паломницам фактически никакой материальной помощи не оказывает, одеждой не обеспечивает и не приняла никаких мер к тому, чтобы организовать для них общее питание. Паломницы ведут полунищенское существование, а некоторые из них, являясь советскими гражданами, выходя бесконтрольно в город, занимаются попрошайничеством, посещая в этих целях американское и другие иностранные консульства, дискредитируя тем самым Русскую Духовную Миссию Московской патриархии.

Указанными выше причинами и объясняется, что менее чем за один год (с июля 1953 г.) из бывших паломниц умерло от различных заболеваний 6 человек.

Обращает на себя внимание такой недопустимый факт, что надзирательницей среди основной группы паломниц является некая Камышина А. К., которая в 1953 г. при приеме паломниц в советское гражданство, только одна отказалась принять советское гражданство.

Камышина создала среди паломниц нездоровую атмосферу, занимается травлей неугодных ей лиц, вымогательством и груба в отношениях с паломницами.

Зав. Консульским отделом Миссии СССР в Израиле     /В. Петров/

Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 1216. Л. 95—96.

 

Документ 7

Письмо бывших русских паломниц, проживающих в Иерусалиме, послу СССР в Израиле А.Н. Абрамову[47] с просьбой оказать им материальную помощь

[Не позднее 4 августа 1954 г.]

Господину послу СССР в Израиле

 

Многоуважаемый Господин Посол!

Мы русские паломницы обращаемся к Вам с покорной просьбой улучшить наше нищенское положение.

Пособие, которое мы получаем, едва, едва, хватает на жизнь — не говоря об обуви и одежде. Все старые и больные. Обратите внимание на наши нужды и просьбу.

Уважающие Вас паломницы,

Много есть чего говорить лично с Вами.

ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 2. Д. 133. Л. 154—156.

 

Документ 8

Список паломниц, представленных на получение советского гражданства[48]

 

Ф. И. О.

Год рождения

Место рождения

С какого года живет в Израиле

1.

Авдотьина Мария Семеновна

1880

Рязанская обл.

1930

2.

Бахтурина Федосья Михеевна

1886

Тамбовская обл.

1914

3.

Гордейчук Софья Григорьевна

1890

Ровенская обл.

1912

4.

Диденко Ульяна Захаровна

1879

Краснодарский край

1908

5.

Дурниченко (Дурневая) Пелагея Григорьевна

1875

Москва

1914

6.

Ермакова Анна Павловна

1888

Кировская обл.

1914

7.

Заграева Ефросиния Филимоновна

1876

Ярославская обл.

1912

8.

Зайцева Наталья Васильевна

1879

Лебедянь Рязанской обл.

1912

9.

Заседателева Степанида Николаевна

1884

Татарская АССР

1927

10.

Иванова Федора Ивановна

1879

Татарская АССР

1910

11.

Камышина Александра Кузьминична

1890

Грузинская ССР

1919

12.

Качанкина Анна Михайловна

1867

Б<ывшая> Нижегородская губ.

1908

13.

Козюлина Дарья Ермолаевна

1878

Воронежская обл.

1913

14.

Кухтина Анна Корнелиевна

1877

Б<ывшая>Донская обл.

1913

15.

Ладикова Лукерья Павловна

1884

Новогрудок Барановичской обл.

1911

16.

Левицкая Ольга

Никифоровна

1899

Б<ывшая> Каменец-Подольская губ.

1936

17.

Львова Елизавета Денисовна

1898

Люблин (Польша)

1932

18.

Медзенчук Анастасия

Ивановна

1879

Калужская обл.

1906

19.

Медзенчук Алексей Корнелиевич

1914

Иерусалим (Израиль)

Ее сын, посыльный при Духовной миссии

20.

Медзенчук Клавдия

Корнелиевна

1913

Иерусалим (Израиль)

1913 (ее дочь, не работает по болезни)

21.

Милутинова Анисья Павловна

1869

Ворошиловград

1900

22.

Переверзева Римма Порфирьевна

1866

Орел

1906

23.

Прямикова Вера Федоровна

1874

Свердловская обл.

1909

24.

Савельева Мария Михайловна

1873

Владимирская обл.

1914

25.

Санжурина Наталья Михеевна

1881

Б<ывший>Туркестанский край

1906

26.

Скорикова Дарья Антоновна

1865

Б<ывшая>Донская обл.

1890

27.

Скрябина Евдокия Зиновьевна

1881

г. Таганрог Ростовской обл.

1914

28.

Степанова Анна Михайловна

1881

Иерусалим (Израиль)

1881

29.

Степанова Ксения Михайловна

1879

Иерусалим (Израиль)

1879

30.

Стрельникова Мария Прокофьевна

1880

станица Старо-Щербиновская Краснодарского края

1914

31.

Таубуре, урожд. Новикова Ольга Петровна

1883

Ташкент

1937

32.

Тимофеева Агриппина Тимофеевна

1873

Б<ывшая> Смоленская губ.

1913

33.

Ульянова Екатерина Григорьевна

1866

г. Стерлитамак Башкирской АССР

1912

34.

Филюгина Агафья Степановна

1865

Татарская АССР

1919

35.

Фролова Наталья Никитична

1882

Воронежская обл.

1914

36.

Черевко Татьяна Семеновна

1873

Б<ывшая> Харьковская губ.

1912

37.

Черняева Татьяна

Галактионовна

1870

Вологодская обл.

1913

38.

Шиндина Екатерина

Кирилловна

1876

Б<ывшая> Тамбовская губ.

1905

39.

Шубина Марфа Андреевна

1870

Кировская обл.

1913

40.

Яковлева Наталья Яковлевна

1872

Дмитров Московской обл.

1912

ГАРФ. Ф. Р-5446 Оп. 86а. Д. 9924. Л. 47—42.

 

Библиография

  1. Агапов М. Г. «Принять эффективное участие в судьбе Палестины»: политика СССР в палестинском вопросе в 1944—1947 гг. // Вестник Московского государственного гуманитарного университета имени М. А. Шолохова. История и политология. 2012. № 1.
  2. Балдин К. Е. Паломнические мемуары конца XIX — начала XX вв. как исторический источник // Вестник Ивановского государственного университета. Сер. Гуманитарные науки. 2014. № 3.
  3. Балдин К. Е. Северные паломники в Святой земле: из истории путешествий русского духовенства в Палестину в начале ХХ в. // На пути к гражданскому обществу. 2016. № 3.
  4. Белякова Н. А., Каиль М. В. Советское присутствие на Ближнем востоке в условиях разворачивающейся холодной войны: церковные институты и акторы влияния в Палестине // Новая и новейшая история. 2021. № 6.
  5. Бокатов А. Ю. Эволюция образа православного паломника в российской периодике второй половины XIX в. // Вестник славянских культур. 2020. Т. 56.
  6. Каиль М. В. Ближневосточное направление в дипломатической миссии Московского Патриархата 1943 — середины 1950-х гг. // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2021. Выпуск 8 (106). URL: https://history.jes.su/s207987840016650-4-1/DOI: 10.18254/S207987840016650-4
  7. Каиль М. В. «Православный фактор» в советской дипломатии: международные коммуникации Московского патриархата середины 1940-х гг. // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2017. № 1.
  8. Каиль М. В. Церковная дипломатия и визит патриарха Алексия (Симанского) в Святую Землю 1945 г. // Вестник Тверского государственного университета. Серия История. 2020. № 4 (56).
  9. Климова А. А. Взаимоотношения Русской Православной Церкви с Иерусалимским патриархатом в 1948—1953 гг. в контексте советско-израильских отношений // Исторический журнал: научные исследования. 2020. № 1.
  10. Копылова О. Н. (ред.) Россия и христианский Восток в документах Государственного архива Российской Федерации. М., 2015.
  11. Копылова О., Додонов Б., Лукина К. Постановления и распоряжения Советского правительства, касающиеся связей Русской православной церкви и Советского государства с Восточными патриархатами (1940-е — 1950-е гг.), и материалы к ним (из фондов Государственного архива Российской Федерации) //Иерусалимский православный семинар. М., 2019.
  1. Кривова Н. А. (ред.) Письма патриарха Алексия I в Совет по делам Русской православной церкви при Совете народных комиссаров — Совете министров СССР. 1945—1970 гг. Т. 2. М., 2010.
  2. Кротова М. В. Русские эмигранты в межвоенной Маньчжурии: манипуляции с гражданством как стратегия выживания // Новый исторический вестник. 2012. № 32 (2).
  3. Кротова М. В. Русские эмигранты в межвоенной Маньчжурии: манипуляции с гражданством как стратегия выживания // Новый исторический вестник. 2012. № 32 (2).
  4. Лисовой Н. Н. Русское духовное и политическое присутствие в Святой Земле и на Ближнем Востоке в XIX — начале ХХ вв. М., 2006.
  5. Мустаев Р. Р. Взаимоотношения СССР и Израиля в начале 1950-х годов: о противоречиях сионистской и коммунистической идеологий // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2015. № 1.
  6. Никодим (Ротов). История Русской духовной миссии в Иерусалиме. СПб., 2019.
  7. Носенко Т. В. Политика СССР и США по вопросу создания государства Израиль (1945— 1948) // Вестник Московского университета. Сер. 25: Международные отношения и мировая политика. 2016. № 2.
  8. Носенко Т. В., Семенченко Н. А. Напрасная вражда. Очерки советско-израильских отношений 1948—1991 гг. М., 2015.
  9. Паламаренко Е. В. Письма русских монахинь из Иерусалима в 1945—1967 годах // Христианство на Ближнем Востоке. 2020. № 5.
  10. Перхавко В. Б. Русские купцы на Святой земле // Вестник церковной истории. 2016. № 3-4.
  11. Пимен (Хмелевский), архиепископ Саратовский и Вольский. Дневники. Русская духовная миссия в Иерусалиме 1955—1957. Саратов, 2008.
  12. Письма патриарха Алексия I в Совет по делам Русской православной церкви при Совете народных комиссаров — Совете министров СССР. 1945—1970 гг. / под ред. Н. А. Кривовой. Т. 1. М., 2009.
  13. Семенченко Н. А. Русская община в Палестине после Первой мировой войны // Восточный архив. 2012. № 1 (25).
  14. Хитрово В. Н. Собрание сочинений и писем / под ред. Н. Н. Лисового и Л. В. Мельниковой. М.: Императорское Православное Палестинское Общество; СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2011—2012. Т. 2.
  15. Хриссидис Н. «Афонизация» благочестивых странствий: укромные святыни, темные дела и логистика паломничества в Одессе конца XIX в. // Русский Сборник: Исследования по истории России / ред. сост. О. Р. Айрапетов, М. А. Колеров, Брюс Меннинг, А. Ю. Полунов, Пол Чейсти. Т. XIX. М.: Модест Колеров, 2016.
  16. Шаповалов М. С. Иностранное присутствие в Палестине в дневниках и заметках русских путешественников конца XIX — начала ХХ вв. // Новейшая история России. 2018. Т. 8. № 4.
  17. Шаповалов М. С., Бокатов А. Ю., Валитов А. А., Герасимова В. А., Григорян Э. Р., Манцевич Л. Н., Мурастова К. А., Шевелев Д. Л. Воображая Палестину: Святая земля и русская идентичность в XIX — начале XXI вв. СПб.: Нестор-История, 2021.
  18. Kalinowska I. Between East and West: Polish and Russian Nineteenth Century Travel to the Orient.Rochester. 2004.
  19. Leber T. The role and image of the Holy Land in accounts of medieval female pilgrims //Croatica christiana periodica. 2015. Vol. 75.
  20. Stavrou T. G. Russian Interests in Palestine, 1882—1914: A Study of Religious and Educational Enterprise. Thessaloniki, 1963.
  21. Stavrou T. G., Weisensel P. R. Russian Travelers to the Christian East from the Twelfth to the Twentieth Century. Columbus, Ohio: Slavica Publishers, 1986.

 

[1] Россия и христианский Восток в документах Государственного архива Российской Федерации / отв. ред. О. Н. Копылова. М.: Индрик, 2015.

[2] Izabela Kalinowska. Between East and West: Polish and Russian Nineteenth Century Travel to the Orient. Rochester. N. Y.: University of Rochester Press, 2004. P. 15—120.

[3] По данным В. Хитрово русских богомольцев в Палестине за 34 года (с 1865 по 1899) было 75 596 человек с максимальным числом в 6 128 человек в год (1899). Хитрово В. Н. Откуда идут в Святую Землю русские паломники // Сообщения Императорского Православного Палестинского Общества (далее Сообщения ИППО). Т. 11 (1901). No 1. С. 129—145. No 2. С. 146—153. Перепечатано в: Хитрово В. Н. Собрание сочинений и писем / под ред. Н. Н. Лисового и Л. В. Мельниковой. М.: Императорское Православное Палестинское Общество; СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2011—2012. Т. 2. С. 269—284.

[4] Бокатов А. Ю. Эволюция образа православного паломника в российской периодике второй половины XIX в. // Вестник славянских культур. 2020. Т. 56. С. 32.

[5] Theofanis G. Stavrou and Peter R. Weisensel. Russian Travelers to the Christian East from the Twelfth to the Twentieth Century. Columbus, Ohio: Slavica Publishers, 1986; Балдин К. Е. Северные паломники в Святой земле: из истории путешествий русского духовенства в Палестину в начале ХХ в. // На пути к гражданскому обществу. 2016. No 3. С.94—105; Перхавко В. Б. Русские купцы на Святой земле // Вестник церковной истории. 2016. No 3-4. С. 284—301; Балдин К. Е. Паломнические мемуары конца XIX — начала XX вв. как исторический источник // Вестник Ивановского государственного университета. Сер. Гуманитарные науки. 2014. No 3. С. 15—28; Шаповалов М. С. Иностранное присутствие в Палестине в дневниках и заметках русских путешественников конца XIX — начала ХХ вв. // Новейшая история России. 2018. Т. 8. No 4. С. 951—965.

[6] Бокатов А. Ю. Эволюция образа православного паломника в российской периодике второй половины XIX в. // Вестник славянских культур. 2020. Т. 56. С. 31.

[7] Stavrou Theofanis G. Russian Interests in Palestine, 1882—1914: A Study of Religious and Educational Enterprise. Thessaloniki: Institute for Balkan Studies, 1963, P. 1—120.

[8] Хриссидис Н. «Афонизация» благочестивых странствий: укромные святыни, темные дела и логистика паломничества в Одессе конца XIX в. // Русский Сборник: Исследования по истории России / ред.сост. О. Р. Айрапетов, М. А. Колеров, Брюс Меннинг, А. Ю. Полунов, Пол Чейсти. Т. XIX. М.: Модест Колеров, 2016. С. 378—407.

[9] Исключение составляет исследование: Семенченко Н. А. Русская община в Палестине после Первой мировой войны // Восточный архив. 2012. No 1 (25). С. 53—62.

[10] Агапов М. Г. «Принять эффективное участие в судьбе Палестины»: политика СССР в палестинском вопросе в 1944—1947 гг. //Вестник Московского государственного гуманитарного университета имени М. А. Шолохова. История и политология. 2012. No 1. С. 34—44; Мустаев Р. Р. Взаимоотношения СССР и Израиля в начале 1950-х гг.: о противоречиях сионистской и коммунистической идеологий // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2015. No 1. С. 179—183.

[11] См. об этом статью: Каиль М. В. Ближневосточное направление в дипломатической миссии Московского Патриархата 1943 — середины 1950-х гг. // Электронный научно-образовательный журнал «История». No 8 (106). 2021; Белякова Н. А, Каиль М. В. Советское присутствие на Ближнем востоке в условиях разворачивающейся холодной войны: церковные институты и акторы влияния в Палестине // Новая и новейшая история. 2021. No 6.

[12] Письмо МИД СССР в Совет по делам РПЦ при Совете Министров СССР о необходимости оформления советского гражданства паломницам, проживающим в зданиях Русской Духовной Миссии и Русского Палестинского Общества в Иерусалиме, а также в Горненском женском монастыре в Иерусалиме. 4 ноября 1948 г. Подлинник. Машинопись. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 415. Л. 58; Письмо СД РПЦ при Совете Министров СССР в МИД СССР о целесообразности оформления советского гражданства проживающим в Иерусалиме паломницам, признавшим юрисдикцию патриарха Московского и всея Руси Алексия I. [Не ранее 10 ноября 1948 г.] Копия. Машинопись // ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 415. Л. 59.

[13] Письмо МИД СССР председателю Комиссии Президиума Верховного Совета СССР по рассмотрению вопросов приема, выхода и лишения гражданства Союза ССР А. Ф. Горкину. 16.02.1949 // ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп.1. Д. 573. Л. 77.

[14] Климова А. А. Взаимоотношения Русской Православной Церкви с Иерусалимским патриархатом в 1948—1953 гг. в контексте советско-израильских отношений // Исторический журнал: научные исследования. 2020. No 1. С. 49—62.

[15] ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 415. Л. 59. 10 ноября 1948 г.

[16] См. публикацию ее писем: Паламаренко Е. В. Письма русских монахинь из Иерусалима в 1945—1967 гг. // Христианство на Ближнем Востоке. 2020. No 5. С. 4—186.

[17] Из проекта Решения Бюро президиума Совета министров СССР «О приеме в гражданство СССР паломниц, монахинь и служителей культа» // ГАРФ. Ф. Р5446 Оп. 86 а. Д. 9924. Л. 40.

[18] Шверник Николай Михайлович (1888—1970), советский партократ. В 1946—1953 гг. Председатель Президиума Верховного Совета СССР.

[19] Суслов Михаил Андреевич (1902—1982), с 1947 г. работал в аппарате ЦК ВКП(б)/КПСС, в 1949—1951 гг. главный редактор газеты «Правда». На ХIХ съезде партии в октябре 1952 г. М. А. Суслов избран членом Президиума ЦК КПСС. С 18 октября 1952 г. М. А. Суслов являлся членом Постоянной комиссии по внешним делам при Президиуме ЦК КПСС и членом Постоянной комиссии по идеологическим вопросам при Президиуме ЦК КПСС.

[20] Горкин Александр Федорович (1897—1988), советский государственный и партийный деятель секретарь Президиума Верховного Совета СССР (1938—1953 и 1956—1957).

[21] Громыко Андрей Андреевич (1909—1989), заместитель (1946—1949) и первый заместитель (1949—1952, 1953—1957) министра иностранных дел СССР.

[22] Карпов Георгий Григорьевич (1898—1967), сотрудник НКВД, председатель Совета по делам РПЦ при Совете министров СССР в 1943—1960 гг.

[23] Белышев Сергей Константинович (1900—1962), сотрудник НКВД, заместитель председателя Совета по делам РПЦ при Совете министров СССР с 1945 г. по 1957 г.

[24] Вышинский Андрей Януарьевич (1883—1954). В 1949—1953 гг. министр иностранных дел СССР. В 1952—1953 гг. член Постоянной комиссии по внешним делам при Президиуме ЦК КПСС.

[25] Письмо в Президиум Верховного Совета СССР за подписью А. Вышинского от 08.06.1952 // ГАРФ. Ф. Р-5446. Оп. 86а. Д. 9924. Л. 29.

[26] Постановление Совета министров СССР от 17 июня 1952 г. No 2784 «О приеме в гражданство СССР паломниц, монахинь и служителей культа, проживающих в Израиле» // ГАРФ. Ф. Р-5446. Оп. 86а. Д. 9924. Л. 47.

[27] Документ 6.

[28] Из доклада о деятельности Русской Духовной Миссии в Палестине протоиерея Алексия Громова. Июль 1954 г. // ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 2. Д. 133. Л. 69.

[29] Как показывает исследование М. В. Кротовой, такие манипуляции с советским гражданством практиковались в Манчжурии в межвоенные период. Кротова М. В. Русские эмигранты в межвоенной Маньчжурии: манипуляции с гражданством как стратегия выживания // Новый исторический вестник. 2012. No 32 (2). С. 66—83.

[30] В качестве мотива для оставления духовной миссии называлось то, что «Миссия обслуживает свыше ста монахинь и паломниц, принятых в советское гражданство». См. Россия и Христианский Восток в документах Государственного архива Российской федерации (XIX—XX вв.): Аннотированный указатель дел и документов / отв. ред. О. Н. Копылова. М.: Индрик, 2015 (со ссылкой ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 1105. Л. 34).

[31] В 1955 г. было известно о паломницах следующее: «Около Миссийского есть Елизаветинское подворье. В нем живут паломницы, которые остались с 1914 г. во время 1-й Отечественной войны. Все они старенькие, работать не могут, пособие им дает Израильское государство, но материально они живут очень плохо. Всех их осталось 23 человека» // ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 2. Д. 162. Л. 5.

[32] Поликарп (Приймак), архимандрит 1912—1989, родился во Владивостоке, служил в 1939—1946 гг. в Корее, являясь начальником Русской духовной миссии в Корее, с 1949 по 1951 гг. служил в Харбине. В 1951—1954 гг. возглавлял РДМ в Иерусалиме.

[33] ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 2. Д. 133. Л. 61.

[34] Громов Алексий, протоиерей. Находился в Иерусалиме в качестве сотрудника миссии с 1951 по 1954 г., совмещал должности секретаря и казначея миссии.

[35] Прот. Алексий Громов. Доклад о деятельности РДМ в Палестине // ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 2. Д. 133. Л. 6.

[36] Громов Алексей С. протоиерей, в 1951—1954 гг. находился в составе Русской духовной миссии в Иерусалиме.

[37] Прот. Алексий Громов. Доклад о деятельности РДМ в Палестине // ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 2. Д. 133. Л. 4.

[38] Млодзяновский Дмитрий Андреевич (1898—1983), протоиерей, осенью 1946 г. был назначен благочинным православных церквей Синьдзяна и настоятелем храма Св. Николая в Кульдже (Западный Китай), затем был включен в состав Русской духовной миссии в Иерусалиме.

[39] ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 2. Д. 162. Л. 3.

[40] Млодзяновский Димитрий, прот. Доклад о РДМ в Иерусалиме митр. Крутицкому и Коломенскому Николаю. 11 марта 1955 г. // ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 2. Д. 162. Л. 2. Это утверждение представляется особенно примечательным, поскольку в исследовании Паламаренко про архимандрита Поликарпа утверждается: «олицетворял собой скорее представителя Русской Зарубежной Церкви, чем представителя Церкви из СССР».

[41] См. их тексты: Пимен (Хмелевский), архиепископ Саратовский и Вольский. Дневники. Русская духовная миссия в Иерусалиме 1955—1957. Саратов, 2008; Никодим (Ротов), архимандрит. История русской духовной миссии в Иерусалиме. СПб.: Издательство СПбДА, 2019.

[42] Видимо речь идет о: Антипов Василий Константинович. До 1914 г. В. К. Антипов был секретарем Генерального консульства России в Иерусалиме, вице-консулом в Персии. По возвращении в Иерусалим в 1919 г. он стал заместителем Н. Р. Селезнева. В. К. Антипов возглавил управление в мае 1925 г., после смерти Н. Р. Селезнева, и покинул эту должность в апреле 1948 г., когда вынужден был переехать на Александровское подворье, а через несколько месяцев покинул Иерусалим.

[43] Антоний (Сенкевич) (1903—1996) архимандрит. С 1933 г. служил в Святой земле в составе Русской духовной миссии в Иерусалиме в ведении Русской Зарубежной Церкви, с 1934 г. архимандрит. Изгнан из зданий миссии в 1948 г., служил в Бейруте. 19 августа 1951 г. был хиротонисан во епископа Лос-Анжелеса, викария Сан-Францисской епархии.

[44] Леонид (Лобачев Илья Христофорович) (1896—1967), с ноября 1948 г. выполнял обязанности главы Русской духовной миссии в Палестине, в апреле 1950 г. вернулся в Москву.

[45] Елховский Владимир Евгеньевич (1896—1977), протоиерей. Находился в Миссии с 1950 по 1953 г., вернувшись из миссии, работал в Отделе внешних церковных сношений Московской Патриархии.

[46] Ершов Павел Иванович (1914—1981) с 1948 по февраль 1953 г. Чрезвычайный и полномочный посланник СССР в Израиле.

[47] Абрамов Александр Никитич (1905—1973) с августа 1953 по январь 1958 чрезвычайный и полномочный посол в Израиле.

[48] Выборка фамилий послушниц из общего списка, представленного на получение гражданства, составлена автором публикации.

 

Источник: Белякова Н. А. Женское паломничество в условиях глобальных трансформаций на Ближнем Востоке, или Как затерявшиеся на Святой земле паломницы оказались в сфере интересов Советского государства // Электронный научно-образовательный журнал «История». – 2021. – T. 12. – Выпуск 8 (106) [Электронный ресурс]. URL: https://history.jes.su/s207987840016651-5-1/ (дата обращения: 29.09.2021). DOI: 10.18254/S207987840016651-5

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9