Вопрос локализации явлений Христа Воскресшего (явления с первого по четвёртое)
Предлагаем вниманию читателей статью доцента Киевской духовной академии и семинарии архимандрита Феофана (Меджидова), которая была опубликована в журнале «Труды Киевской духовной академии» (№ 35, Киев, 2021. С. 51–64). На сайте «Богослов.Ru» статья размещается с согласия редакции журнала.
Статья

Введение

Событие Воскресения Господа Бога и Спасителя человечества Иисуса Христа без преувеличения является центральным не только в библейской истории, но и в истории всего мира. Воплотившийся Бог триумфально победил смерть, главного человеческого врага, и открыл для всех желающих вход в Царство Небесное. Ввиду непреходящей важности этого главного события Церковь установила посвящать Христу Воскресшему последний день недели — воскресенье. В этот святой день, начиная с вечера, в каждом храме верующие слышат потрясающие по своему содержанию отрывки из Евангелия, в которых повествуется о явлениях Воскресшего из мёртвых Господа Иисуса Христа. Также многие христиане стремятся хотя бы раз в жизни посетить Святую Землю, где, собственно, и происходили животворные явления Воскресшего Господа. Однако ввиду того, что с момента Воскресения прошло уже около 2000 лет и Церковь Христова за это время пережила многочисленные разделения, верующий человек, всё-таки попав на Святую Землю, зачастую слышит различные предания и посещает различные места явлений Воскресшего из мёртвых Спасителя человечества. Такое обилие различных преданий совершенно справедливо вызывает у верующего человека вопрос: «А где же в точности происходило то или иное событие?». Посильному ответу или даже попытке ответить на этот резонный вопрос и посвящено данное исследование.

При сопоставлении свидетельств Евангелия и Первого послания св. ап. Павла к Коринфянам (1 Кор. 15:5–7) насчитывается десять явлений Воскресшего Господа[1], которые выявляли, систематизировали и гармонизировали некоторые святые отцы, например, блж. Августин[2] и свт. Феофан Затворник[3]. Однако следует уточнить, что, согласно древнему церковному преданию, отражённому в синаксарии на день Пасхи, первое явление Христа Воскресшего было Его Матери — Пресвятой Богородице: «И прежде всех узнаёт о Воскресении Матерь Божия, сидевшая с Магдалиной против гроба, как и Матфей-евангелист говорит (Мф. 27:61). Но дабы не подвергалось оно сомнению из-за Иисусова родства с Матерью Его, то и сказано у евангелистов: Явился сперва Марии Магдалине (Мк. 16:9)»[4]. Признавая абсолютную истинность древнего предания, мы всё же ставим точкой отсчёта в данном изыскании отражённое на страницах Евангелия явление Воскресшего Христа Марии Магдалине.

Первое явление Воскресшего Господа Марии Магдалине (Ин. 20:11–18)

Самое первое из описанных в Евангелии явлений Воскресшего Христа было пламенно верующей Марии Магдалине. Это явление, вне всякого сомнения, произошло в Иерусалиме, а точнее за пределами городских стен, у гробницы Господа Иисуса Христа. А Мария стояла у гроба и плакала. И, когда плакала, наклонилась во гроб, и видит двух Ангелов… и увидела Иисуса стоящего (Ин. 20:11–14). Ричард Беннетт сообщает о подтверждении современной археологией местонахождения Голгофы на том самом месте, где была построена церковь Гроба Господня (Воскресения Христова)[5]. «Такое обнаружение горных пород рядом с городской стеной Иерусалима и главным входом в город с запада (рядом проходил основной путь по нагорной стране) делало холм идеальным местом для проведения публичных казней римлянами»[6]. Первоначально обнаруженный археологами холм использовался как источник добычи камня для строительных работ. «На внешних склонах холма были высечены гробницы»[7]. Предполагают, что из-за землетрясения холм на юго-восточной стороне был повреждён и для строительства стал негоден, вследствие чего он стал использоваться римлянами для казней[8]. Также очень важно, что «раскопки подтвердили, что холм был за пределами городских стен до 40 года от Р. Х. и что поблизости располагалось большое кладбище. Все гробницы имеют архитектурный стиль, характерный для иерусалимского региона периода Второго храма. Исторические данные также подтверждают важность этого места для христиан и постоянно указывают на его почитание задолго до 325 г. от Р. Х. как места смерти и Воскресения Иисуса Христа»[9].

В современном храме Воскресения Христова в Иерусалиме существуют два места, отождествляемые с явлением Воскресшего Марии Магдалине. Первое из них — православная церковь жён-мироносиц, находящаяся под колокольней, слева от церкви сорока Севастийских мучеников. Церковь жён-мироносиц находится под открытым небом, лишь иконостас имеет небольшой навес. В центре церкви находится небольшой беломраморный киворий, отождествляемый, согласно греческой традиции, с местом явления Воскресшего Христа Марии Магдалине[10].

Второе место, отождествляемое с явлением Воскресшего Марии Магдалине, — францисканский придел святой Марии Магдалины в северной части ротонды, сразу за Кувуклией. «Предполагаемое (по традиции монахов-францисканцев) место встречи Воскресшего Христа и Марии Магдалины выложено мраморными кругами. Над этими местами всегда горят неугасимые лампады. Придел был реконструирован в 1980-х годах. Рядом расположен небольшой алтарь с бронзовым современным скульптурным изображением этого события»[11].

Явившись Марии Магдалине возле Своего Гроба, Господь заповедал ей пойти и сообщить о Его победоносном Воскресении апостолам: Иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему. Мария Магдалина идёт и возвещает ученикам, что видела Господа и что Он это сказал ей (Ин. 20:17–18).

Второе явление Воскресшего Господа Марии и жёнам-мироносицам (Мк. 16:2–3; Мф. 28:5–7; Мк. 16:4–8; Мф. 28:8–10)

Второе явление Воскресшего Господа Иисуса Христа жёнам-мироносицам произошло в районе Иерусалима. Согласно Мк. 16:2–3, мироносицы весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца, и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба? Евангелист Матфей информирует о том, что светоносный ангел, отваливший камень и сидевший на нём при входе (Мф. 28:2–4), сообщил пришедшим женщинам о Воскресении Иисуса Распятого, показал им гроб и также призвал: Пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мёртвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам (Мф. 28:7). Здесь впервые упоминается Галилея, где Господь обещал явиться Своим апостолам.

В Евангелии от Марка говорится, что женщины, войдя во гроб, увидели ангела Божия, который аналогичным образом сообщил им о Воскресении Иисуса Назарянина Распятого и сказал: Идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам (Мк. 16:7). Опять в словах ангела присутствует Галилея. Когда эта группа мироносиц побежала к апостолам, им на пути явился Сам Иисус Воскресший: И се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему. Тогда говорит им Иисус: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня (Мф. 28:9–10). Воскресший Господь, очевидно, подтвердил ангельские слова о том, что апостолы должны увидеть Его в Галилее. Кроме этого, существенно важно отличие данного второго явления Воскресшего Господа от первого явления Марии Магдалине.

Второе явление мироносицам произошло тогда, когда они бежали от Гроба к апостолам, а поэтому локализация самого явления в какой-то степени зависит от местонахождения дома апостолов. Согласно традиции, дом апостолов находился на вершине горы Сион[12]. В этом доме, как известно, проходила Тайная Вечеря. «После разрушения Иерусалима в 70 г. от Р. Х. иудеям было запрещено входить в город, но на горе Сион христиане построили церковь, внутри которой разместился дом с горницей, где проходила Последняя Вечеря. Церковь называлась церковью Святого Сиона и Матери Церкви Христианской»[13]. В 1898 г., во время раскопок Германской миссии, на вершине горы Сион были обнаружены фрагменты базилики IV в.[14]. Археологи пришли к выводу, что «базилика Святого Сиона была построена между 40 и 80 гг. IV в. на вершине горы, на месте дома Тайной Вечери (Сионской горницы). Впервые упоминается паломницей Эгерией в 384 г. и блж. Иеронимом в жизнеописании св. Павлы»[15]. Дополнительным доказательством в пользу истинности отождествления дома апостолов с базиликой Святого Сиона служит её соседство с кенотафием (пустой гробницей) Давида.

Согласно некоторым источникам новозаветного периода, гробница Давида находилась приблизительно в современном месте её почитания[16]. Соседство Сионской горницы с гробницей Давида подтверждается проповедью ап. Петра в день Пятидесятницы: Мужи братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня (Деян. 2:29)[17]. Сейчас гробница Давида находится в цокольном этаже комплексного сооружения, на верхнем этаже которого находится горница Тайной Вечери. Всё это здание на настоящий момент принадлежит Израилю. С 2014 года в Сионской горнице правительством Израиля запрещено христианским паломникам совершать молитвы, петь песнопения и вслух читать Библию. Единственное, что разрешено в Сионской горнице, — читать молитвы шёпотом.

Однако существует и иная идентификация дома Тайной Вечери. Согласно версии Сиро-Яковитской (Сирийской) Церкви, дом Тайной Вечери находится на территории монастыря святого Марка в армянском квартале современного Иерусалима, на улице Арарат[18].

Во время реставрации церкви в 1940 году была обнаружена надпись на сирийском языке, которую некоторые учёные датируют VI веком[19]. Текст надписи следующий:

ܗܳܢܳܐ ܒܰܝܬܳܐ ܕܡܰܪܝܰܡ ܐܶܡܶܗ ܕܝܽܘܚܰܢܳܢ ܕܶܐܬܩܪܻܝ ܡܰܪܩܘܽܣ܀ ܐܶܬܟܪܶܙ ܥܺܕܬܳܐ ܡܶܢ ܫܠܺܝܵܚܶܐ ܩܰܕܺܝ̈ܫܶܐ ܥܰܠ ܫܡܳܐ ܕܝܳܠܕܰܬ ܐܰܠܳܗܳܐ ܡܰܪܝܰܡ ܡܶܢ ܒܳܬܰܪ ܣܽܘܠܳܩܶܗ ܕܰܡܪܰܢ ܝܶܫܽܘܥ ܡܫܺܝܚܳܐ ܠܰܫܡ̈ܰܝܳܐ܀ ܘܶܐܬܒܰܢܺܝ ܬܶܢܝܳܢܽܘܬ ܡܶܢ ܒܳܬܰܪ ܕܚܶܪܒ݁ܰܬ݂ ܐܽܘܪܺܫܠܶܡ ܒܺܐܝܵܕܰܝ ܛܺܝܛܳܘܣ ܡܰܠܟܳܐ ܫܢܰܬ݂ ܥܓ ܡܫܰܚ܀

«Это дом Марии, матери Иоанна, называемого Марком. Святыми апостолами провозглашён храмом во имя Богоматери Марии после Вознесения Господа нашего Иисуса Христа на небо. Отстроен заново после разрушения Иерусалима царём Титом в 73 году нашей эры».

Поскольку монастырь святого Марка находится за улицей Давида, то он попадает в самое начало горы Сион. В Великий Четверг в этот монастырь приходят греки, армяне, копты, католики и представители других христианских конфессий и там поют песнопения Великого Четверга. Соответственно, это место имеет большое почитание среди всех христианских конфессий.

Справедливости ради нужно сказать, что существует и третья локализация дома апостолов. Согласно поздней греческой традиции, местопребывание апостолов было не в Иерусалиме, а на северной вершине Елеонской горы, называемой Малой Галилеей, на месте современного греческого православного монастыря Viri Galileae (Мужи галилейские)[20]. Подробнее о теории «Малой Галилеи» будет рассказано в формате пятого явления Воскресшего Господа десяти ученикам (Лк. 24:36–45; Ин. 20:19–23; Мк. 16:14).

Несмотря на такой широкий спектр локализаций дома апостолов, подавляющее большинство христиан всё-таки верят, что Тайная Вечеря была проведена в Сионской горнице, на вершине горы Сион, а молитвенное шествие в монастырь св. Марка в Великий Четверг, вероятно, обусловлено запретом правительства Израиля молиться в священном месте, почитаемом с самых ранних веков. Согласно свидетельству проф. Василиоса Цафериса, горница Тайной Вечери на вершине Сиона является одним из важнейших и древнейших мест почитания для христиан, — она почитается со II века от Рождества Христова[21].

Итак, наиболее вероятно предположить, что дом апостолов, куда бежали жены-мироносицы, находился на вершине горы Сион, где были обнаружены фрагменты базилики IV века. Убедительнейшим аргументом в пользу локализации дома апостолов именно на горе Сион служит 2-я стихира Пасхи: «Прииди́те от виде́ния жены́ благове́стницы, и Сио́ну рцы́те: приими́ от нас ра́дости благове́щения, Воскресе́ния Христо́ва: красу́йся, лику́й и ра́дуйся, Иерусали́ме, Царя́ Христа́ узре́в из гро́ба, я́ко жениха́ происходя́ща»[22]. Из этой стихиры ясно видно, что мироносицы призываются рассказать о Воскресении Христа Сиону, где, совершенно очевидно, находились апостолы.

Неверие апостолов мироносицам и третье явление Воскресшего Господа Петру (Лк. 24:9–11; Ин. 20:18; Мк. 16:9–11; Лк. 24:12; 1 Кор. 15:5)

Евангелие говорит, что апостолы не поверили свидетельствам мироносиц (Мк. 16:11; Лк. 24:11). Но Пётр, встав, побежал ко гробу и, наклонившись, увидел только пелены лежащие, и пошёл назад, дивясь сам в себе происшедшему (Лк. 24:12). Где-то в это время Воскресший Христос явился Петру. Это утверждение подтверждается тем, что во время возвращения в Иерусалим эммаусских путников апостолам было уже известно о явлении Петру Воскресшего: И, встав в тот же час, возвратились в Иерусалим и нашли вместе одиннадцать апостолов и бывших с ними, которые говорили, что Господь истинно воскрес и явился Симону (Лк. 24:33–34). Также и ап. Павел свидетельствует, что Христос явился Петру ранее, чем двенадцати: И что явился Кифе, потом двенадцати (1 Кор. 15:5). Где явился Христос Петру? По всей видимости, где-то в Иерусалиме.

Четвёртое явление Воскресшего Господа эммаусским путникам (Лк. 24:13–35; Мк. 16:12)

Следующее явление Воскресшего Господа произошло в сам день Воскресения — двум ученикам, которые шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус (πορευόμενοι εἰς κώμην ἀπέχουσαν σταδίους ἑξήκοντα ἀπὸ Ἰερουσαλήμ, ᾗ ὄνομα Ἐμμαοῦς) (Лк. 24:13). Здесь следует оговориться, что в некоторых древних рукописях (א K* N Θ 079vid. l 844. l 2211 vgmss syhmg)[23] указывается не «стадий на шестьдесят» (σταδίους ἑξήκοντα), а «стадий на сто шестьдесят» (σταδίους ἑκατὸν ἑξήκοντα). Одна стадия в то время равнялась 192 м. Соответственно, 60 стадий — это 11,5 км, а 160 стадий — 30,7 км.

Следует отметить, что до времён крестовых походов за евангельский Эммаус принимался Никополь, находящийся в 36 км по длинной дороге[24] или в 26,5 км по короткой дороге[25] от Иерусалима. Об этом свидетельствовали Ориген, Евсевий Кесарийский, блж. Иероним Стридонский, прп. Исихий Иерусалимский, Созомен, а также различные описания паломников[26]. Еп. Кассиан (Безобразов) сообщает: «Эммаус-Никополь был отстроен в III веке и в патристическую эпоху пользовался известностью»[27]. В настоящее время «руины Эммауса (Никополиса) расположены в 26 км от Иерусалима, и среди них находится одна из древнейших построек в Святой Земле — византийская базилика середины IV в., а также мозаики виллы, служившей местом собрания первых христиан, и крестильный бассейн (баптистерий), высеченный в скале. Название города отразилось и в названии соседней арабской деревни Амвас»[28].

Любопытно, что Иосиф Флавий в «Иудейской войне» (Война 7, 6, 6) пишет о военной колонии Аммаус (сейчас деревня Ха-Моца), основанной Веспасианом в 30 стадиях (6 км) к западу от Иерусалима. Однако отождествление Аммауса с Эммаусом едва ли возможно ввиду крайне малого его расстояния от Иерусалима[29]: ни одна рукописная традиция не говорит о 30 стадиях.

Со времён крестовых походов ещё как минимум два места стали отождествляться с евангельским Эммаусом[30]:

  1. Деревня Эль-Кубейбе в 12 км к северо-западу от Иерусалима. В 1099 г. крестоносцы обнаружили в этом селении крепость, которую назвали Castellum Emmaus. В результате археологических раскопок были обнаружены следы деревни I в.[31]. Эль-Кубейбе отдали предпочтение францисканцы[32], которые построили в ней в 1901 году большую церковь в неороманском стиле «на месте религиозного сооружения XII века, внутри которого были найдены остатки старого дома, принадлежавшего, по предположениям, Клеопе»[33].
  2. Деревня Абу-Гош, находящаяся в 12 км от Иерусалима. Крестоносцы остановили свой выбор именно на этом селении, «в котором воздвигли одну из самых красивых церквей в Палестине»[34].

Сегодня только два места серьёзно претендуют на статус евангельского Эммауса — Никополь и Эль-Кубейбе. Для прояснения ситуации стоит сказать, что еврейский топоним «Эммаус» буквально означает «мать воды». В связи с этим главная проблема отождествления деревни Эль-Кубейбе с Эммаусом состоит в том, что в ней нет никакого источника воды[35]. Кроме того, в древних источниках Эль-Кубейбе вовсе не упоминается. С учётом этих факторов наиболее вероятное место, соответствующее Эммаусу, — это Никополь. Так считает, между прочим, один из самых авторитетных библеистов конца XX — начала XXI века архим. Ианнуарий (Ивлиев)[36]. Единственная проблема, на которую зачастую указывают учёные, — большая отдалённость Эммауса-Никополя от Иерусалима: 36 километров[37]. Впрочем, эммаусские путники вполне могли, возвращаясь в Иерусалим, пойти короткой дорогой в 26 км и даже ехать верхом. Библеист И. Х. Маршалл замечает: «Хотя это расстояние велико, оно могло быть пройдено за один день, учитывая навыки жителей Палестины»[38]. Действительно, в древности люди обладали удивительной для современного человека физической подготовкой. К примеру, ап. Павел во время 1-го миссионерского путешествия, не считая плавания и хождения по острову Кипру, прошёл не менее 1000 километров по трудной дороге, включавшей горные перевалы[39]. В свою очередь, во время второго миссионерского путешествия он прошёл «не менее 2,7 тысяч километров пешком»[40].

Увидев Господа Иисуса Воскресшего, эммаусские путники, встав в тот же час, возвратились в Иерусалим и нашли вместе одиннадцать апостолов и бывших с ними, которые говорили, что Господь истинно воскрес и явился Симону. И они рассказывали о происшедшем на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба (Лк. 24:33–35).

Выводы

Итак, на основании проделанного исследования вопроса локализации первых явлений Воскресшего Господа Иисуса Христа можно сделать следующие выводы.

  1. Согласно древнему церковному преданию, отражённому в синаксарии на день Пасхи, первое явление Христа Воскресшего было Его Матери — Пресвятой Богородице, Которая сидела с Марией Магдалиной против Гроба (Мф. 27:61). Это явление произошло за пределами городских стен Иерусалима, у Гробницы Господа Иисуса Христа.
  2. Согласно Евангелию, первое явление Воскресшего Господа было Марии Магдалине (Ин. 20:11–18). Это явление, вне всякого сомнения, произошло за пределами городских стен, у Гробницы Господа Иисуса Христа. В современном храме Воскресения Христова в Иерусалиме существуют два места, отождествляемые с явлением Воскресшего Марии Магдалине. Первое — православная церковь жён-мироносиц, находящаяся под колокольней, слева от церкви сорока севастийских мучеников. Второе место — францисканский придел святой Марии Магдалины в северной части ротонды, сразу за Кувуклией.
  3. Второе явление Воскресшего Господа было жёнам-мироносицам, когда они бежали от Гроба к апостолам (Мк. 16:2–3; Мф. 28:5–7; Мк. 16:4–8; Мф. 28:8–10). Это произошло в районе Иерусалима.
  4. Локализация второго явления Воскресшего в какой-то степени зависит от местонахождения дома апостолов. Согласно самой древней и авторитетной традиции, дом апостолов находился на вершине горы Сион, где проходила Тайная Вечеря. Согласно версии Сиро-Яковитской (Сирийской) Церкви, дом апостолов находится на территории монастыря святого Марка в армянском квартале современного Иерусалима, на улице Арарат. Согласно поздней греческой традиции, местопребывание апостолов было не в Иерусалиме, а на северной вершине Елеонской горы, называемой Малой Галилеей, на месте современного греческого православного монастыря Viri Galileae (Мужи галилейские). Подавляющее большинство христиан верят самому древнему и археологически подтверждённому преданию, гласящему, что дом апостолов находился в Сионской горнице, на вершине горы Сион.
  5. Третье явление Воскресшего Христа было ап. Петру где-то в Иерусалиме.
  6. Четвёртое явление Воскресшего Господа произошло в сам день Воскресения — двум ученикам, которые шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят (σταδίους ἑξήκοντα) от Иерусалима, называемое Эммаус (Лк. 24:13). В некоторых древних рукописях (א K* N Θ 079vid. l 844. l 2211 vgmss syhmg) засвидетельствовано не «стадий на шестьдесят» (σταδίους ἑξήκοντα) (11,5 км), а «стадий на сто шестьдесят» (σταδίους ἑκατὸν ἑξήκοντα), что соответствует 30,7 км. По Оригену, Евсевию Кесарийскому, блж. Иерониму Стридонскому, прп. Исихию Иерусалимскому, Созомену и различным описаниям паломников, евангельский Эммаус — это Никополь, находящийся в 36 км по длинной дороге или в 26,5 км по короткой дороге от Иерусалима.
  7. Иосиф Флавий пишет о военной колонии Аммаус (сейчас деревня Ха-Моца), основанной Веспасианом в 30 стадиях (6 км) к западу от Иерусалима. Однако ни одна рукописная традиция не говорит о 30 стадиях.
  8. Со времён крестовых походов ещё два места стали отождествляться с евангельским Эммаусом: деревня Эль-Кубейбе в 12 км к северо-западу от Иерусалима и деревня Абу-Гош, находящаяся также в 12 км от Иерусалима.
  9. На настоящий момент только два места серьёзно претендуют на статус евангельского Эммауса — Никополь и Эль-Кубейбе. Ввиду того, что Эль-Кубейбе в древних источниках вовсе не упоминается, еврейский топоним Эммаус буквально означает «мать воды», а в Эль-Кубейбе нет никакого источника воды, наиболее вероятное место, соответствующее Эммаусу, — это Никополь.

 

[1] Хотя в современной библеистике существует теория о невозможности гармонизировать разрозненные свидетельства евангелистов о явлениях Воскресшего Христа. См.: Raymond E. Brown S. S., John R. Donahue S. J., Donald Senior C. P., Adela Yarbro Collins. ASPECTS OF NEW TESTAMENT THOUGHT // THE NEW JEROME BIBLICAL COMMENTARY / Editors: Raymond E. Brown S. S., Joseph A. Fitzmyer S. J., Roland E. Murphy, O. Carm. Englewood Cliffs, New Jersey: Prentice-Hall, 1990. P. 1375–1377.

[2] См.: Августин, блж. О согласии евангелистов // Об истинной религии. Теологический трактат. Минск: «Харвест», 2017. С. 893–894.

[3] См.: Феофан Затворник, свт. Евангельская история о Боге Сыне, воплотившемся нашего ради спасения, в последовательном порядке изложенная словами святых евангелистов. М.: «Правило веры», 2014. С. 430–454.

[4] Синаксари Постной и Цветной Триодей. М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2009. С. 161.

[5] См.: Беннетт Ричард. Введение в библейскую археологию и археологию Иерусалима / Пер. с англ. В. Куриленко. Изд. 2-е. Одесса: Христианский гуманитарно-экономический открытый университет, 2017. С. 134–136.

[6] Беннетт Ричард. Указ. соч. С. 135.

[7] Там же. С. 131.

[8] См.: Там же. С. 131–134.

[9] Там же. С. 135–136.

[10] См.: Храм Воскресения Христова. Голгофа и Гроб Господень / автор-сост. А. Логвиненко. К.: ООО «АДЕФ-ПРИНТ», 2016. С. 8.

[11] Храм Воскресения Христова. Голгофа и Гроб Господень. С. 24.

[12] См.: Паломничество во Святую Землю. 150 лет Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. М.: Изд-во «ЭКОМ-ПРЕСС», 1997. С. 284–285.

[13] Беннетт Ричард. Указ. соч. С. 120.

[14] См.: Беляев Л. А., Попов И. Н., Тарханова С. В. Иерусалим, город // Православная энциклопедия. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2009. Т. 21. С. 416.

[15] Беляев Л. А., Попов И. Н., Тарханова С. В. Указ. соч. С. 415–416. «Исследователи сходятся во мнении, что базилика была 5-нефной (ок. 55×34 м), с центральным нефом вдвое большим, чем каждый из боковых, и арочными колоннадами на стилобатах. Мнения расходятся относительно реконструкции вост. части: по Ренарду — внешних апсид было 3, по Венсану — 1. Возможно, Сионская базилика повторяла композицию мартирия храма Гроба Господня и была 5-нефной, с прямоугольной вост. частью, с апсидой между пастофориями. Базилика сильно пострадала в 614, 966 и 1009 гг. и была полностью перестроена при крестоносцах» (Там же. С. 416).

[16] См.: Беннетт Ричард. Указ. соч. С. 119.

[17] «Вдобавок нужно отметить, что дома в городе очень близко примыкают друг к другу, и только место почитания гробницы Давида могло обеспечить достаточную площадь для собрания более 3000 человек, пришедших послушать первую проповедь» (Беннетт Ричард. Указ. соч. С. 120).

[18] См.: Hilliard, Alison; Bailey, Betty. Living Stones Pilgrimage. Bloomsbury Publishing, 1999. P. 8.

[19] См.: Ibid. P. 8.

[20] См.: Лисовой Н. Н. Елеонская гора // Православная энциклопедия. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2008. Т. 18. С. 313–314.

[21] См.: Цаферис Василиос. Путеводитель православного христианина по местам паломничества Святой Земли. Израиль, 2008. С. 60. Хотя библеист и археолог Дэвид Кристиан Клаузен утверждает, что место на вершине горы Сион надежно ассоциировалось с местом Тайной Вечери с конца IV в. (Clausen D. Ch. The Upper Room and Tomb of David: The History, Art and Archaeology of the Cenacle on Mount Zion. McFarland, 2016. P. 53).

[22] Стихиры св. Пасхи. Стихира 2. Уместно привести и допустимый перевод этой стихиры: «Придите и расскажите об увиденном, женщины-благовестницы, и Сиону скажите: “Прими от нас радость Благой вести, Воскресения Христова, радуйся, ликуй, веселись, Иерусалим, увидевший, как Христос-Царь выходит из могилы, словно Жених из брачного чертога”».

[23] См.: Nestle-Aland Novum Testamentum Graece. Ed. B. and K. Aland and others. 28th Revised Edition. 2012. P. 287.

[24] См.: Маршалл И. Евангелие от Луки. Комментарий к греческому тексту. М.: Изд. «Нефть и Газ», 2004. С. 269.

[25] См.: Ріцціотті Джюзеппе. Життя Ісуса Христа. Рим, 1979. С. 673.

[26] См.: Там же. С. 673.

[27] Кассиан (Безобразов), еп. Лекции по Новому Завету. Евангелие от Луки. Paris, 2004. С. 233.

[28] Паломничество во Святую Землю… С. 280.

[29] См.: Маршалл И. Указ. соч. С. 269–270.

[30] См.: Ріцціотті Джюзеппе. Життя Ісуса Христа. С. 673.

[31] См.: Маршалл И. Указ. соч. С. 269.

[32] См.: Паломничество во Святую Землю. С. 280.

[33] Вальдес Джулиано. Земля Иисуса. Мое паломничество в Святую Землю. Флоренция: CASA EDITRICE BONECHI, 1995. С. 114.

[34] Паломничество во Святую Землю. С. 280.

[35] См.: Маршалл И. Указ. соч. С. 269.

[36] См.: Ианнуарий (Ивлиев), архим. Евангелие от Луки. Богословско-экзегетический комментарий. М.: Издательство ББИ, 2019. С. 561.

[37] См.: Маршалл И. Указ. соч. С. 269; Ріцціотті Джюзеппе. Життя Ісуса Христа. С. 673.

[38] Маршалл И. Указ. соч. С. 269.

[39] См.: Иларион (Алфеев), митр. Апостол Павел. Биография. Познание; Общецерковная аспирантура и докторантура; Православная энциклопедия, 2017. С. 118.

[40] См.: Иларион (Алфеев), митр. Указ. соч. С. 153.

 

Источник: Труды Киевской духовной академии

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9