Дневник священника Василия Соколова (Боровецкого). Часть 1
Публикуем дневник настоятеля Воскресенской церкви села Борок Вологодской области иерея Василия Соколова (1865—1909). На примере этих воспоминаний хорошо видно, насколько меняется восприятие документа в зависимости от того, кто был его автором. Не имея никакой информации о личности пишущего, читатель может подумать, что читает записки некоего нерадивого и небрежного священнослужителя. На самом же деле перед нами записки одного из самых ревностных подвижников Вологодской епархии, который в 1905—1907 годах был духовником Вологодской семинарии.
Статья

Предисловие

В 1908, 1910 и 1916 годах в «Вологодских епархиальных ведомостях» по частям публиковался дневник сельского священника Вологодской епархии под заголовком «Перед судом пастырской совести». Имя автора было скрыто под инициалами В.С. Нам удалось установить, что дневник писал подвижник Вологодской епархии священник Василий Соколов, называемый также по месту своего служения (с. Борок) Боровецким. Издателем дневника следует считать игумена, затем епископа Неофита (Следникова; 1873—1918) вологодского агиографа и собирателя сведений о подвижниках благочестия, окончившего жизнь епископом Старобельским, викарием Харьковской епархии.

На примере этого дневника хорошо видно, насколько меняется восприятие документа, особенно если идёт речь о таких глубоко личных заметках, как дневник о. Василия Соколова, в зависимости от того, кто был его автором. Не имея никакой информации о личности пишущего, читатель может подумать, что читает записки некоего нерадивого и небрежного священнослужителя, неудачника, склонного к депрессии и самокопанию вместо активной деятельности.

На самом же деле перед нами записки одного из самых ревностных подвижников Вологодской епархии, назидавшего себя и окружающих от святоотеческих книг, пользовавшегося огромным авторитетом не только в окрестности Борка, но и далеко за пределами волости. С 1905 по 1907 гг. о. Василий был духовником Вологодской семинарии, и архиепископ Никон (Рождественский), в то время правящий Вологодский архиерей, писал, что для «каждой семинарии» надо бы «приискать такого духовника, каков наш вологодский»[1].

Чтобы дать правильное представление читателю, публикацию полного текста дневника «Перед судом пастырской совести» мы предваряем краткой биографической заметкой о. Василии Соколове. Более детальную информацию о нём со ссылками на источники, а также аргументацию, подтверждающую авторство, можно найти в статье «”Перед судом пастырской совести”. Дневник Василия Соколова “Боровецкого”» в «Вестнике Екатеринбургской духовной семинарии»[2].

Биография

Родился Василий Николаевич Соколов 17 января 1865 г. в семье священника Христорождественской Кишкинской церкви Устюжского уезда Вологодской губернии Николая Соколова. Окончил Вологодскую семинарию в 1885 году одновременно с вологодским агиографом и краеведом прот. Николаем Коноплёвым[3]. После семинарии был определён служить псаломщиком Леонтьевской Глушицкой церкви, Кадниковскоий уезд. Женился на Варваре Александровне Лощиловой, дочери священника Воскресенской Боровецкой церкви Александра Лощилова. По обычаю того времени, зять наследовал приход своего тестя, и о. Василий, прослужив два года дьяконом, был определён в июне 1889 г. священником к Воскресенской Боровецкой церкви Вологодского уезда, где и прослужил до начала 1905 г.

Начиная своё священническое служение, о. Василий Соколов ничем особенным не выделялся из среды сельского духовенства: «Я и выпивал, и курил табак, жил в суете житейской, не понуждал себя к стяжанию дара молитвы. По долгу священства я говорил народу о вреде пьянства, о пагубности пороков, но робко, не смело, я сам чувствовал в совести: всякий может сказать мне: врачу, исцелися сам. Моё слово было медью звенящею, моё слово было неопытное, я не применял сам средств борьбы со грехом, я не плакал о том, что сделался пленником греха. Совесть по временам мучила, но я мало двигался вперёд в устроении своей духовной жизни»[4], — вспоминал он впоследствии.

Но через несколько лет с ним произошла знаменательная перемена, отмечаемая и окружающими, и им самим. Предшествовал ей следующий случай. 14 декабря 1893 года вместе с дьяконом Николаем Миролюбовым он ехал на санях после хождения по приходу «со святой водой» — обычай, связанный с декабрьской памятью свт. Николая. Лошадь испугалась и понесла. Дьякон Николай «выкатился» с саней, а о. Василия выбросило на торчащие пни. Он получил серьёзный перелом ноги, который долго и сложно заживал.

Этот случай послужил для о. Василия поводом к пересмотру всего строя жизни: «Я очнулся, сознал своё окаянство, предо мною ясно открылись истинные пути пастырского служения: обновление внутреннее, борьба со страстями, устроение своей духовной храмины и опытное служение пастве в созидании душевного спасения её, в прямом, верном ответе её духовным запросам словом и примером христианской жизни пастыря»[5].

А вот как передаёт историю духовного преображения о. Василия знавший его во время службы в семинарии Стефан Заслоновский[6]: «5 лет лечения не помогли больному: нога болела и время от времени выходили осколки кости. Но через 5 лет он вдруг почувствовал себя здоровым. Это его заставило задуматься и переменить жизнь. Он стал читать св. отцов, и начались его беседы с народом. Чтобы укрепиться в подвижническом духе, он ездил к о. Иоанну Кронштадтскому и покойный батюшка велел ему читать “Добротолюбие”. В нём и нашёл о. Василий руководство для жизни, и для пастырской деятельности»[7].

«Он сделался воздержным, строгим к себе. Пост о. Василий нёс суровый…»[8]. В приходе были заведены продолжительные духовные беседы — в храме или церковной избе. «Ради подъёма духовного чувства и усиления любви к Искупителю о. Василий приобрёл больших размеров крест с предстоящими, пред которым по пятницам читался акафист страстям Христовым»[9].

Народ видел искреннюю молитву и подвижническую жизнь священника, слышал его доходчивые проповеди, основанные на мудрости святых отцов, и в огромном количестве стекался в Боровецкий храм к ревностному батюшке. Особенно любили его люди простые.

«Подвижническая жизнь, труды и скорби подломили силы о. Василия. Последние годы своей жизни на Борку он часто хворал. Раскинутость прихода, многотрудность служения в нём побудила о. Василия оставить Борок, свой приход, с которым он так сроднился душой»[10]. 18 января 1905 г. он был назначен духовником семинарии и переехал в Вологду.

Служение о. Василия в семинарии пришлось на непростой период, ознаменовавшийся беспорядками и нестроениями среди учащейся молодёжи. Не осталась в стороне и Вологодская семинария. Понимая, что без доверительных отношений между семинаристами и их наставниками духовное образование не принесёт доброго плода, о. Василий Соколов особенно сетовал на укоренившееся недоверие учащихся: «Мне кажется особенно странным живущее в вас, молодых людях, недоверие к воспитателям и учителям своим. Почему эти люди кажутся вам какими-то зложелателями, кои будто и ищут только одного — как бы вредить вам? Поверьте, друзья, что это помышление не от Бога, а от врага всякого мира и любви, ибо где Бог, там простота, там простор, лёгкость, отсутствие натянутости и неискренности, как, наоборот, всякая теснота и недоверие от врага»[11], — говорил он в проповеди в семинарии 1 сентября 1906 г.

Мы уже имели случай отметить положительную оценку деятельности о. Василия как духовника архиепископом Никоном (Рождественским). Далее в том же письме владыка замечал: «Жаль только, что больной человек, и притом не может во всей полноте оказывать своё доброе влияние на учеников в силу современной смуты»[12].

Действительно «злой недуг (чахотка), начавшийся ещё на Борку, заставил его уйти из семинарии на покой. В семинарии о. Василий служил до сентября 1907 года, а после сего года 1 ½ жил в г. Вологде на пенсии»[13].

В Вологде «подкрепление себе о. Василий искал в частом причащении св. Таин. Счастливейшим днём своей жизни считал он тот, когда, по милости Божией, он чувствовал в себе силы съездить на извозчике к ближайшей от квартиры Екатерининской церкви и поучаствовать в совершении литургии»[14]. Священник этой церкви Николай Караулов был духовником о. Василия во время его жизни в Вологде и участвовал в его погребении. Впоследствии Николай (Караулов; 1871—1932) был епископом Вельским, викарием Вологодской епархии, скончался в заключении и был причислен к лику новомучеников и исповедников Российских[15].

Последние три месяца жизни о. Василий провёл в Борке. Скончался он 15 апреля 1909 г. в возрасте 44 лет.

Семья

У о. Василия было трое детей: Гамилиил (31.07.1886 г. р.), Александра (1893 г. р.) и Николай (1895 г. р.). Игумен Неофит (Следников) особенно подчёркивает, что семейное положение о. Василия не мешало его подвижническому настроению: «Зажглась в сердце пастыря истинная горячая вера, она зовёт на подвиг. Ничто земное его не тревожит. По-видимому, такое настроение невозможно у пастыря, человека семейного? Возможно. Отец Василий Боровецкий пример того. Он был проникнут всем существом своим этим убеждением: или будете искать царства Божия, тогда всё будет у тебя, что нужно»[16]. Действительно, средства находились не только на жизнь, но и на перестройку Боровецкого храма.

Но была ли семейная жизнь о. Василия полноценной или же она была принесена в жертву более высоком «монашескому» идеалу? Судя по дневникам, более вероятен второй вариант: в записях часто звучит тема борьбы с телесными похотениями и совсем отсутствуют упоминания о членах семьи — наличие супруги и детей у автора дневника угадывается лишь по единичным обмолвкам. Возможно, правда, эти упоминания о семейном быте были вычеркнуты при публикации.

Было бы интересно проследить дальнейшую судьбу детей о. Василия: как отразились на их жизни убеждения отца? Про себя Василий Соколов писал: «Блажен раб, который воспитан с пелёнок под покровом Св. Церкви, в духе христианской набожной жизни; великих духовных дарований может он сподобиться. <…> Мы в юности не получили этих живых семян веры и любви, потому и не искали их в зрелые годы. Хорошо бы, обратившись хотя ныне на путь истинный, поревновать идти по нему и приложить серьёзнейшее старание о воспитании своих детей и чад духовных» (дневниковая запись от 25 октября 1899 г.). К сожалению, о детях о. Василия известно мало. Гамалиил Соколов окончил Вологодскую семинарию в 1907 г. и через год был рукоположён во священники Георгиевской Заднесельской церкви. Служил в ней как минимум до 1917 г. Был женат на Анне Васильевне, родившейся 3 сентября 1887 г. Имел детей: Василия 24.06.1910 г. р., Гамилиила (!) 27.12.1912 г. р. (вероятно, умер к 1917 г.), Ангелину 1916 г. р.[17] Николай Соколов окончил Вологодское духовное училище, вероятно, Вологодскую семинарию и был священником.

Наконец, приведём характеристику дневника о. Василия Соколова его издателем Неофитом (Следниковым): «Сохранился дневник батюшки, ведённый им более пяти лет, — это раскрытие болячек его души, это постепенное, медленное врачевание их, устроение своего духовного Mиpa. От большинства страниц при чтении дневника веет сильной скорбью о греховности природы человека, о немощи его, чувствуется, как автор с болью в сердце досадует на себя за то, что не устоял против козней врага. Но есть страницы, проникнутые светлым упованием, радостью духовною, как плодом духовного подвига, каковою радостью Господь награждает смиренных рабов Своих»[18].

Сокращения

ВЕВ — «Вологодские епархиальные ведомости»

ГАВО — «Государственный архив Вологодской области»

 

Перед судом пастырской совести[19]

1898 год, 15 окт. Читаю книжку Святителя Феофана о духовной жизни и дочитался до слов сего богомудрого отца, что полезно вести запись о своей жизни не ради чужого ума, а ради своей пользы и укрепления. И вот, я надумал делать кое-какие заметки о своём непотребстве. Но что писать? Добрым сердцем и умом хочется пожить для будущей бесконечной жизни; но дела не оправдывают моих желаний. Беспечность и страсти, нажитые годами, по рукам и ногам меня вяжут. А пора бы бороться с ними из-за обладания бесценным сокровищем. С чего же начать? Опытные советуют учиться молитве, просить у Господа просветления ума и сердца. Буду же понуждать себя к этому труду, хотя плоть ленивая и бесплотный враг мешают и борют меня. Мне грешному надлежало бы быть светильником горящим и светящим, умеющим и могущим побороть и страсти и врага. А я что?.. Бездна греха, тьма непроглядная. Боже, помоги пожить добром, помоги! Как хорошо бы обрести у Господа благодать ныне и в день судный! Как хорошо бы совсем отвергнуться своей злой воли, самолюбия и самощадения!

16, пятница. День великий для христианина. Господь пострадал за нас грешных; ныне побуждает думать о кресте и память Св. Лонгина сотника, самовидца крестной смерти и славного воскресения из мёртвых Господа. Хорошо бы, если бы Господь воскресил и мою умерщвлённую грехом, этим змеиным ядом, душу, оживил бы заглохшее от пороков сердце. Но страсти всё беспокоят, малодушие и пристрастье к деньгам. Хотя я их, кажется, для себя и не собираю, но всё же желание их и скудость с маловерием неотступны от моей грешной души. Крепись, плачь, молись, всегда поминай слова отца Иоанна Кронштадтского, что сердце беспрестанно противится добру и доброделанию, а порывается всё ко злу, греху, маловерию. Господи, помилуй, помоги и спаси!

24. Вредно, душе моя, тебе, воистину вредно всякое даже невинное развлечение. Думаю, что всякое собрание, всякое рассуждение о житейском тебя отвлекают от тайной молитвы. Учись, бедный человек, говорить меньше, а больше молчать и размышлять о своей жизни и жизни людской. Хорошо быть всегда перед Богом и с Богом.

6 ноября. Сегодня много, до 50 человек было на исповеди[20]; мучит сердце дума: не грех ли мне, что я принимаю на дух и допускаю ко Св. Причастию людей без вычитывания «правила», да и сам правила своего не читаю, а молюсь так — без книги, как мне кажется лучше. Да и вообще, ленив я на молитву. А сколько во мне гордости, раздражения, нетерпения! Хорошо бы не раздражаться, а быть молчаливому и терпеливому. Помоги, Господи! Ещё мучит меня совесть, следует ли мне брать подаяния с тех, которые просят помолиться за них и отдавать приношения нуждающимся. Помоги, Боже, во всём стяжать бесстрастие.

17 ноября. Жизнь продолжается: иной день — лучше, иной — хуже. Всё хромаешь как-то на оба колена. Часто служу я, недостойный, нечистый приобщаюсь Св. Даров. Как брение Зиждителя принимаю — тайна непостижимая. Нищ и наг человек на земле, убог грехом, предан беспечности. Вспомню ли свою жизнь или посмотрю на жизнь мира грешного и соблазнительного, всюду беспечность; редко-редко где вздох из глубины сердечной вырвется и душа скажет о своём существовании. Ох ты, мир, прелестный суетою, доколе будем прельщаться тобою! (Георгий Затворник Задонский).

22 ноября. Доколе же будем жить кое-как? Доколе сердце наше не уязвится, как уязвлялись некогда сердца разных св. угодников божиих? Надо бы уже полагать благое начало исправления, время не ждёт, и если не обратимся, то все погибнем. Понуждай же себя, иерей Божий, и не связывайся никакими житейскими прелестями.

Плачь, молись, смиряйся, трудись усердно. Сподвигни, Господи Сердцеведче, ленивую и любострастную душу мою на Твоё благоугождение!

26. Верить надо и чувствовать сердцем своим истинную любовь Божию, явленную нам грешным на Голгофе, на кресте. И моё сердце, при благодати Господа, иногда умиляется при воспоминании крестной смерти Сына Божия, особенно когда в уме стану перебирать стихиру Животворящему Кресту. Слёзы сладкие потекут по ланитам. Благодарю Тебя, Премилосердный Спасе, яко и мя недостойного просвещаешь, уверяешь, укрепляешь. Сердце чисто созижди во мне, Боже!

1899 г., 14 января. Никак не могу приучить себя к подвигу воздержания в пище и питии: жадная плоть желает всё больше и вкуснее. Каждый день сколько времени пропадает без труда и пользы: истинно всё житие моё в лености иждивается. Дивное дело; знаю, что за каждый час и минуту придётся в день судный отвечать, знаю, что прожитый мною день и час не только без пользы, но прямо на вред душе; а всё живу по-прежнему. О горе мне; учить надо других, а сам не имею ни единого доброго дела. Пора подумать: всяк, иже не собирает для своей души и для человеков Божиих, тот неизбежно расточает.

26 апреля[21]. Слава Господу, посетившему меня болезнью: со 2 февраля и по сие число всё хвораю. Скорблю об одном — не служил в храме; весь Великий пост прошёл без собеседований, без говения, кое-как. Воля Божия!.. От сердца и неотложно бы надо благодарить Всеблагого Владыку за всё: за здоровье и за болезни; а мы грешники к этому не привыкли; при здоровье забываем, при болезни ропщем, как будто мы достойны быть здоровыми.

3 июня. Препояши, Господи, мя грешного силою Твоею всегда иметь к своему ветхому человеку отвращение, потщиться умерщвлять в себе гордость, леность, маловерие! Препояши мя, Господи, и здравием телесным, дабы мне не иметь отговорки в трудовой жизни.

5 июня. Благодарение Господу, что сегодня менее других дней берёт меня нетерпеливость; сердечно с любовью разговариваю с пришедшими с нами грешными помолиться. Какая в людях тьма непроглядная: помолиться, как следует, не ведят, а мы ещё и научать их ленимся! Горе нашему нерадению! Хорошо с простыми людьми побеседовать от сердца, хорошо добрым словом, растворённым любовью ко грешнику, смягчать оледеневшие сердца. Се долг мой, се звание наше!

23 июня[22]. Сегодня служили соборно с приехавшим к нам о. инспектором семинарии иеромонахом Феофаном[23]. Доброта и простота его сердца удивительны. Дай Бог побольше таких воспитателей юношества. Духа он Христова имеет, духа молитвы имеет и умиления сердечного. О даждь, Господи, и нашей молитве иметь дерзновение пред непостижимым Величеством Твоим!

19 июля. Время проходит больше в праздности, чем в трудах; худые мы твари — трудом тяготимся, предаёмся праздности, а она и душу убивает, и тело расслабляет. Не оттого ли и моя болезнь столь продолжительна, что многие лета провожу в бездействии. Чуть представится случай потрудиться, а тут какая-то тёмная сила препятствует мне, особенно когда нужно сказать что-нибудь человеку для спасения души. Или иной раз скажешь что-либо с гордостью. О многоразличные нападения от врага, особенно на нас, иереев Божиих!

27. Не смотри, душе моя, ни на кого, живущего покойно; сама о себе хлопочи. Ведь отвечать будем каждый за себя. Мало ли чего худого в мире сем деется, не подражай тому: приучай себя к воздержанию во всём, да небесных утешений, умиления и душевного покоя сподобишься. Поборай борющие тебя пожелания, поборай и распинай своё самолюбие; помни заповедь Господа: аще кто не возненавидит души своей, не может быть Христов ученик.

Предай себя всецело Господу; Он, Милостивый, жаждет твоего спасения. Пекись и о мирских потребах, но не без меры и не полагай своего упования на этом временном. Имуще ныне пищу и одежду, сим довольны будем.

29. Мы любим искать для тела пользы, а не для души. Нам дорог личный покой, до других же нет дела; а св. угодники намеренно лишали себя телесной покойной жизни и считали святою обязанностью своими руками приносить пользу другим, даже самым недостойным людям и врагам. Как мы, грешные, далеки от них по духу; это от того, что чрезмерно алчем и жаждем мутной воды — житейской суеты, а не спасения своих душ. Удивительная беспечность, близорукость, маловерие, духовная тьма.

9 августа. Вчера служил со мной приезжий иерей[24]; се раб Божий, смиренный и благоговейный. Всем нам надо быть такими; ибо мы совершаем страшные Св. Тайны. Всем нам дарованы от Господа великие полномочия: все мы должны быть во всём образом верным — словом, а делом тем паче, житием, любовью, всё покрывающею, верою крепкою, чистотою, простотою до подобия детям малолетним и незлобивым. Быть таковыми нужда неотложная, а особенно в наше время, да истребятся из сердец наших все корни и терния гордыни, высокоумия, нечистоты, жадности, неверия и тысячи других страстей. Сегодня схоронили р. Б. Екатерину А-ву[25]; и жалко, и весело. Слава Богу; так умирать хорошо всякому. «Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится», — вот что читали её уста пред самой кончиной.

25 августа. Какая всюду в народе слепота. Мальчик 14 лет не знает ничего ни про Господа нашего Иисуса Христа, ни про Крест Его. Тьма непроглядная. А мы, пастыри, в беспечности живём, сами мало учим и родителям не внушаем наставлять детей вере, благочестию, любви ко храму; детей не привлекаем к себе. Господи, отверзи мои скверные уста на учение Твоего достояния, ценою Св. Крови Твоей купленного, да не разленимся, да не стужают мне в сем деле враги мои!

30. Благо есть уповати на Господа и приносити Ему моления. Какой Он благопослушливый к немощам нашим; какой Он пресладкий! Слезами нашими омывает наше неверие, жестокосердие. Сохрани, Господи, сохрани от растления душу мою; научи мыслить и чувствовать, желать и делать точию Тебе благоугодная и душе моей полезная. Какая сладость и лёгкость с Тобою, Господи, и сколь тяжко бремя греховное; последнее принимаем охотно, а о первом нерадим. Но разбуди наши спящие души, да полюбим Тебя, Преславного, всем сердцем, всею душою, всею крепостию. Господи, дух страха Твоего вложи в сердца всех нас, да все единодушно устремимся к Тебе и к светлым чертогам; а враги, гонящие нас, видимые и невидимые, Сам, яко всесилен, потреби.

18 [сентября]. Господь говорит: возненавидь свою душу нетерпеливую; твори добро тому, кто тебе делает зло. А сердце наше этому вовсе противится, отвращается. Сколько является подозрений относительно поведения брата! Душа моя, твори заповеди Божии до последней капли крови; люби и врагов своих, да буду сыном Вышняго. Самолюбие надо распять, как говорит о. Иоанн Кронштадтский.

27. Говорят, что необходимо что-либо писать на память о себе, — не письма, а добрую память оставить по себе. Достигнем непременно этого, если будем внимать себе и вести жизнь трудовую, отучая себя от влечений плотских и добиваясь духовных. Пошли, Господи, моей душе горячий молитвенный дух, горячую веру, любовь и преданность Твоей Св. воле. Да святится имя Твоё и чрез моё окаянство! Но без Тебя, Господи, не можем творити ничесоже, понеже ленивы, горды, самолюбивы, маловерны, беззаботны.

28. Не дороже ли всего для нас вечная жизнь? Господь Своими Св. устами рек: «ищите прежде царствия Божия и правды Его, и сия вся» — житейские блага — «приложатся вам» для покрытия нужд ваших. Горе нашей мелкой расчётливости: мы так привыкли к жизни привольной и сытой, как последний нищий привык к своей горькой доле. Тяжело будет немилосердным на будущем суде; а немилосерден всякий, кто сам не ищет тех, кому надо оказать милость и помощь в нужде.

30. Какой ум у нас пустой и суетный, а про сердце и говорить нечего! Для спасения души и побеждения страстей нужен подвиг; без него плоть тяжела и неспособна на борьбу с бесплотным врагом, лютым и хитрым, отуманивающим ум наш и сердце ожесточающим. Да, плоть, которую мы так холим и покоим, есть первый наш враг; поэтому Христовы суть те, иже плоть распяв не на кресте, а в произволении своём, со страстями и многоразличными похотями. Спасай сам, спасай, влеки ко спасению за собой и людей Божиих, и чем больше приведешь их, тем больше у Господа сподобишься милостей, дерзновения, прощения своих собственных грехов. Но плоть ленивая противится этому, а диавол закрывает уста.

2 октября. Как назвать, — бесстрашием или безделием, напр., такие грехи, как табакокурение, смехотворство? Не боится человек, находящийся во власти их, досаждать Пресладкому Господу, не ревнует о утехе, бываемой от Св. Духа, — умилении, вере живой и ясновидящей, сокрушении и плаче о грехах. Может быть, душа не испытывала утех сих по своей жестокости и потому не знает и не ценит их. Вся задача нас, пастырей Церкви Христовой, отвратить людей от утех земных и пустых и приохотить людей к исканию утех небесных: любви, радости, мира, долготерпения, кротости, милосердия, веры. Но как приучать их, Ты Сам, Господи, нас — пастырей умудри, даждь разумение и силу словам, беседами поучениям нашим, а наипаче помоги, да люди видят наши добрые дела и подвигнутся к подражанию им.

6 окт. Размысли, душе моя, о заповеди коренной, данной тебе от Господа по любви к тебе: возлюби ближнего, как сам себя. Глубже поразмысли, для чего дана такая заповедь. Для того, чтобы отучить тебя от самолюбия, лености, высокоумия, сребролюбия, любостяжания. Господь хочет всякого раба Своего сделать чистой златницей, чуждым всякой примеси страстей. Благодарить бы нам надо всей душой за Его благостное о нас промышление, явленное в сей заповеди; а между тем она для нас тяжка. Нам ли понимать смысл чистой любви, добродетельной жизни, когда на уме и на сердце одна житейская рассеянность, суета, мелкие расчёты житейские и прочее без числа.

10 окт. Беседа в храме была о ловле рыб, на слова: «Наставниче, обнощь труждшеся ничесоже яхом»[26]. Проповедь за Литургией — на ту же тему. Тема обильная, много заставляет призадуматься о себе. А ведь мы — приставники Божии и ловцы душ человеческих. Нам надо ревновать о проповедании слова Божия; это главное наше служение, на которое призваны Богом. А бесплотный враг стремительно старается помешать нам в св. деле. Но Господи, Господи, побори борющия ны!..

13 окт. Сердце чисто созижди во мне, Боже! Устами призываешь Господа, а телом ищешь жития попокойнее, попривольнее, посытее. Завидуешь людям, жестокое житие подъявшим ради спасения души, а сам думаешь о покое, мягкой постеле, тёплом ночлеге, приятном отдыхе. Воистину всяк человек ложь! Но ревнуй, душа моя, быть в доброделании; лёгкую жизнь возненавидь, люби же суровую и строгую. Опять тело начнёт жаловаться и стращать болезнями от истощения.Так всегда и бывает: восстаёт тело на душу, если она желает жить по Боге.

14. Дивное дело — жизнь прежнюю осуждаю, а лучше жить не нахожу в себе силы. Господи, прииди во еже спасти нас! Без Тебя нет ни мысли доброй, ни слезы покаянной, ни сердца сокрушённого, ни духа молитвенного. Господи, помоги вести жизнь более строгую.

Ради угождения Господу надо, с Его помощью, не лениться всюду благовестие Христово вносить и при всяком случае людей добрых и ревнующих укреплять, нерадивых и беспечных возбуждать и всяко распространять свет Христов и тьму просвещать. Ходите во свете, дондеже свет имате. Будет время, когда всякий день и час нерадиво прожитый будем оплакивать горючими слезами, но без пользы.

21 окт. Размысли глубже слова: «яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение», и всеусердно нудь себя к этому; а то устами говоришь, а делом не делаешь. Усиливайся славословить Господа, чаще подражай св. ангелам Его и св. человекам: Бог есть неизглаголанная сладость; стремись к Нему, к небу, о земном же пекись по мере нужды.

22. Жизнь земная для христианина есть подвиг и борьба; потому где нет борьбы с собой — со страстями, там не будет и награды. Равным образом, где нет борьбы, там о победе и речи не может быть. Для получения будущих благ не бежать надо от скорбей, лишений, непроизвольных и добровольных, а жаждать, искать их. Отсюда наши досадчики — самые дорогие нам люди; ибо чрез них мы видим свою ничтожность, чрез них наша душа очищается, украшается. Беда наша в том, что многие не любят об этом размышлять.

23 окт. Слава Тебе, Всещедрому Богу! Какой на сердце покой, мир и сладость! О если бы эта теплота души не охлаждалась! Думаю, что Господь разжигает сердце, да привлеку к Нему большее количество людей, а старающихся да поддержу. О, Господи, Господи, научи непокорного и ленивого раба Твоего благодарить и благословлять Твоё Пречестное, Пречудное Величество, Царь мира, Благодетель Недоведомый! Воистину, аще равночисленные песка морского песни приносим Ти, Царю Святый, ничтоже достойно совершаем, яже даруеши нам недостойным. О если бы совершенно отвергнутъся своей злой воли, ума тёмного, маловерия; о если бы жила в нас совершенная преданность Господу! Помни, окаянная душа моя, что св. апостол Иаков, брат Господень, имел колена от непрестанной молитвы настолько сухими и жестокими, что острый нож не в состоянии был бы их резать. Так благодать Божия укрепляла преданные Господу сердца. А всё это — чудеса от бесценных страданий и излиянной Пречистой, Животворящей Крови.

25 окт. Блажен раб, который воспитан с пелёнок под покровом св. Церкви, в духе христианской набожной жизни; великих духовных дарований может он сподобиться. И замечательно от юности возлюбившие Христа Бога нашего уходили от мира сего в стены св. обителей. Мы в юности не получили этих живых семян веры и любви[27], потому и не искали их в зрелые годы. Хорошо бы, обратившись хотя ныне на путь истинный, поревновать идти по нему и приложить серьёзнейшее старание о воспитании своих детей и чад духовных. Самая первая добродетель и спасительная — сохранение души для Царства Небесного.

26. Помни, не забывай слов св. ап. Павла к Тимофею: «Ты же злопостражди, яко добрый воин». Или: «Проповедуй слово Божие благовременне и безвременне; настой, обличи, укори, умоли, запрети», т. е. все меры употребляй для пробуждения людей Божиих от сна греховного. Будь душелюбец и можешь умирать спокойно; иначе бойся грозного Судии и слов Его, осуждающих на вечную муку ленивых и лукавых рабов.

27. Самое дорогое — преданность св. воле Божией, хотящей спасти всякого человека; она внедряется в душе не вдруг; об этом надо молиться. Да и что в духовной жизни достигается без молитвы? Молитва — ключ ко всему доброму, ценному, чистому и святому. Потому ревнующий о спасении души ревновать должно непрестанной, сердечной, искренней, глубокой молитве и о припадании к Всевидящему Господу.

1 ноября. Каждый христианин должен на земле нести усердно свой крест, чтобы удостоиться тех благ, кои произошли чрез Животворящий Крест Господень. А мой священнический крест каков? Мне думается, это — труды по проповеданию слова Божия и совершению св. таинств для спасения людей. Смотри же строго за собой, душа моя, под крестом ли ты находишься или на свободе? Знаешь, что кратковременна настоящая наша жизнь, а мы, ленивые, не радим о своём вечном благополучии. Оттуда, душа моя, уже нет возврата, нет и прощения, ни покаяния.

5. Слава Тебе, Богу нашему! Сегодня на исповеди человек до 40, и в храме молящихся немало. Слава Тебе, Господи, привлекающему Своей любовью к Себе простые и добрые сердца! Но почему же другие, видя на своих глазах людей, усердствующих о устроении спасения, не только их примеру не ревнуют, но даже иногда и молящихся осуждают? Вспоминается горькая правда притчи о сеятеле; сердца людские различны до противоположности. Выжечь надо в нас дух гордыни и нетерпения, в чём бы он ни проявлялся: всему корень — себялюбие и своеволие.

8. Хочешь угождать Богу, хочешь жить по духовному, радуйся всякой обиде, действительно наносимой или только кажущейся; ищи случая послужить для ближнего, сделать по-видимому лишнее против своих обязанностей. Но у нас является тягота, обидчивость, недовольство, озлобление. Как глубоко укоренилась в нас злоба и нетерпение! Узнай же, человек, себя самого, как ты немощен, и научишься прощать чужие погрешности и ошибки. Очисти, Господи, всю скверну мою и людей, моих ближних.

9. Убили Луку[28]. Тяжкое преступление и для язычника, а для христианина прямо ужасное! Какое тяжёлое горе для матери и отца убийцы! Но знаешь их вину; она в том, что мы не воспитываем своих детей в страхе Божием. Родители, повинитеся в погибели своих детей. Им каторга, Сибирь; но хорошо, если Господь страдание здесь за грех вменит на будущем нелицеприятном суде. Суд без милости людям дерзким, развращённым. Моя мысль обращается к духовным отцам, которые принимают сан священный по расчётам житейским. Недаром же мало истинных ревнителей о славе Божией. Горе нам, свой свет омрачающим, вместо того чтобы светить людям. Мы, иереи — уста Божии; ревнуйте же о чистоте жизни и не приобщайтесь делам неплодным тьмы. По завещанию апостола, иерей Божий, «злостражди, яко добрый воин Христов»; а связавшись житейскими сластьми и похотьми, как можешь ты служить Господу? Какая должна быть сокрушённая и смиренная душа, когда предстоит приносить молитвы и благодарения за весь мир, о своих согрешениях ежеминутных и о людских невежествах! О Господи, научи нас неосужденно всегда совершать молитву и общественную и домашнюю всё об одном этом!

10. В нищелюбии следует совершенно подражать правед. Аврааму и Иову, кои были настолько смиренны, что не вкушали пищи сами прежде, чем не подадут милостыни нуждающимся. Нищих сажай всегда с собою и призревай их. Не думай, что это неприлично; неприлично высокомудрствовать, а не смиряться. На одежду нищего не гляди; будь душелюбец, а не по одежде суди человека. Бойся, как бы не презреть человека угодного Богу.

13. Почто, человек, ты ни тепл, ни студён? Ведь тебе Господь изрёк: «имам изблевати тя от уст Моих»; то же означают и следующие слова Христовы: «кто не собирает со Мной, тот расточает». Здесь, на земле время собирания добрых дел и расточения милости. «Сеющий о благословении изобильно, о благословении и пожнет; сеющий слезами, радостью пожнет»! Итак, для неба и слёзы, и всякое земное лишение сравнительно ничтожны. Глубже вникай в смысл этих слов и не трать времени напрасно.

19. Читаю житие св. Тихона Задонского и думаю, какие любящие есть у людей сердца, какая душевная простота со всеми, какое смирение, терпение, милосердие, воздержание, какая нелицемерная любовь к Господу и к рабам Божиим людям. Научи нас, Господи, хоть один день прожить без греха, попросту, без самоугодия, лености! Хотел было походить по деревням для бесед с народом; но чувствую боль в груди и сижу дома. Воля ли Божия такова за грехи мои, не знаю, и не следует ли презреть эту телесную немощь. Скажи мне, Премилосердый Господи, что ми подобает творити, научи мя!

24. Рождение наше — со слезами и матерей наших, нередко и отцов, и присутствующих при трудных родах, и нас, рождающихся. И в жизни сей более слёз, чем радости; улыбается молодость одному, а другого болезнь уже точит. А конец наш?.. О, тогда над чьей головой не льются слёзы, горючие слёзы? Путь к могиле — слёзы родных и знакомых; нередко слёзы жён и сирот, слёзы о потере благодетелей и покровителей. Отчего всё так устроилось, что земля плачет? Конечно, от греха, а грех — от непослушания Богу. Поэтому следует ли людям в этой юдоли плача искать радостей? Нет. Здесь, как в куче навоза, нет золота. От всего сердца надо благодарить Творца и Благодетеля Господа, что Он устроил на земле скорби, чтобы нам не забываться, чтобы не потерять неба; ибо в скорбях человек больше думает о небе, чем в жизни спокойной, привольной, благоденственной. Для приобретения вечной радости надо бы согласиться нести всякое иго; а мы и самого малого ига не хотим нести, не понимаем, что оно благо и легко для спасающегося раба. Худы мы, маловерные, боязливые, неразумные, ленивые!

25 ноября. Тайный голос непрестанно укоряет меня, что я лениво проповедую, лениво беседую о вере по деревням с народом. А я слаб грудью, страдаю от одышки. Меня мучит это раздвоенное состояние. Хочу и оправдать себя пред Господом своею немощью, но не смею. Не знаю, как быть, а время всё бежит вперёд. Хоть бы раз в неделю выезжать в деревню. Св. Апостолы всю жизнь положили на дело проповеди Слова Божия, потому что в них сильна была любовь к ближним и ко Господу. А во мне?.. Во мне хоть бы укоренился глубже страх Божий, который бы гнал ленивца на истинный подвиг служения иерейского. В деревне тяготит и то, что после беседы сердце остаётся жестоким и упорным. Впрочем, не буду смущаться этим; наше дело сеять и сеять, а возрастит и оплодотворит Господь Бог. Разреши же, премилосердный Господи, ослепление и недоумение души моей, я жажду иметь хотя некоторое оправдание на суде Твоём страшном.

26. Что за окаянство! Пастырь св. церкви Христовой должен радоваться, когда рабы Божии идут к нему за добрым словом, советом, наставлением, а враг наш тут и есть: он и отягощением телесным удерживает меня, и глупою обидчивостью, недосугом, раздражением, нетерпением; а между тем сколько бы можно добра посеять в сердце того, кто пришёл ради веры в твоё слово! О Господи, помоги!! Тысячу раз собирался я не раздражаться, видя наплыв людей, но всё уловляет меня в свои сети всезлобный, всехитрый вор и обольститель — диавол. Воистину предлежит брань без надежды перемирия и отдыха до гробовой доски.

29. Сегодня еле жив — опять заболел, и недуги усилились, а впереди сколько труда, Боже милосердый! Надежда только на Тебя, милостивого, никто из людей не поправит моего испорченного здоровья. Умереть не хочется, не ради молодости и желания ещё понасладиться здешним житием, а ради труда для спасения души своей. Но да будет не наша, а Твоя, Господи, воля во всём; весь живот наш Христу Богу предадим! Жизнь души бесконечная, избави, Боже, от страшных мучений ада душу мою. Какие бы труды и подвиги нам следует нести, чтобы насладиться вечным покоем в райских обителях! Имиже веси судьбами, Господи, спаси окаянную мою душу; да не родятся в душе моей мысли обременения и отягощения своим настоящим крестом. Смири мя, Господи, подвигни всегда на славословие Твоего Пресвятого Имени! Не презри раба многопрегрешившего.

Декабрь, 2. Есть на белом свете люди, кои с необычайным терпением соделывают своё спасение. Велика их награда в сравнении с нами, сытыми, покойными, довольными, самонравными, гордыми. Вместо того чтобы ублажать, мы их иногда презираем, чуждаемся, сторонимся. Враг не даёт нам даже ласково поговорить с ними. Окаянный аз раб, более всех людей этим согрешающий! О, как хорошо и легко бывает на сердце, когда с другом обойдёшься по Божией святой заповеди о любви. Широка заповедь эта, и её одну велел знать Господь. Люби и больше ничего не знай или любви возьми споспешницу — терпение. Советовать очень просто, а исполнять в жизни не так легко бывает, когда тебе всюду ставит препоны грех и враг. Благо ещё, когда успеешь погасить искру греха вовремя, а чуть дашь ей свободу, разгорится она в большой пожар, выжжет всю чистоту души твоей.

6. Мы грешные и молодость, и юность свою во грехах и страстях проводим. Даждь, Господи, мне окаянному быть чуждым похотливости, даждь ум незаблудный, сердце непрелюбодейное! День и ночь да взываю ко Господу о прощении сердечных скверн и погашении пламени огня геенского, усиленно раздуваемого в удесех моих. Господи, видишь скорби сердца моего; да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Своим накажеши мене. Вырвать бы грех с корнем, очистить, омыть его нашими слезами. Покаяние пр. Давида к прощению показавый, да покажеши Ты и на мне богатую милость Твою! Дадеся ми пакостник плоти, ангел сатанин, да не превознесуся... О если бы я поминал часто, и сидя, и ходя, и лёжа, последняя моя и неизбежную смерть, суд, ад и Царствие Небесное, во всех бы не погрешил. Тогда страсти не так сильно и владели бы, тогда борьба с похотями и плотью была бы благоуспешнее.

8. Сколь отрадно видеть, что праздник в честь великого Святителя Николая начал проводиться прихожанами более и более по-христиански. Надо стараться всеми силами души и тела неленостно умягчать жёсткие сердца людей, сеять семя Слова Божия. Господи Премилостивый, пресвитеров сладосте, Сам помоги! До плотских ли удовольствий священнику и в самом деле, когда нам заповедано вести жизнь духовную, жизнь ангельскую; ибо от уст нас, иереев Божиих, люди взыщут закона, а по жизни нашей будут судить нас.

13. Завтра шесть лет[29], как я Божиим промышлением впал в тяжёлую болезнь, память о которой сохранится на всю жизнь. Слава Богу, много было скорбей в болезни, но она миновала. Таково всё земное — сладкое и горькое — скоротечно; не так будет за гробом, там радости бесконечны, скорби и мучения вечны. Всячески избежать надо последних и благодатию и бесконечным милосердием Божиим удостоиться первых. Сподоби, Господи, в вечной славе Твоей царствовати! Но куда увлекают нас страсти наши, худые умы, злые и гордые сердца, животолюбивые тела, сладострастие непозволенное, собственным сердцем и совестью осуждаемое, при спокойном бесстрастном состоянии? Боже, Ты един веси недуги наша, исцели их и мысли просвети, и надежду укрепи и помощь благовременную при искушении пошли, усердно молюся Ти!

16. Да будет мне дерзновенному прощено моё обыкновение принимать рабов Божиих на исповедь во всякое время и допускать их к Животворящим Тайнам без вычитывания положенного молитвенного правила. Искренность покаяния и сердечность пожелания жить по-Божьи да будут достаточным ручательством к допущению грешников к Живоносному Источнику св. Тайн Христовых. Припоминается слово, что грешник будет жив не ради своих заслуг, но ради Самого Господа. Представляю я, недостойный, исповедавшему свою совесть войти самому в нечистое сердце своё, украсить его, просветить, даровать зрение греха, ненависть ко греху, желание очищения и обновления. Помнится слово Господа — царствие Божие не в слове, а в силе, в силе раскаяния во грехах. Мне думается, важнее всего пособить грешнику покаяться с сердцем сокрушенным, потом краткою речью навести на его душу страх предвкушением Св. Даров. Господи, прости мне непотребнейшему, что принимаю вследствие усиленной просьбы приходящих на исповедь из других приходов[30]. Хочется всех приблизить ко Господу, все мы члены друг другу, от плоти и от костей Его. Ты, Господи, ведый сокровенная и тайная сердец наших, Сам умудри и настави на страх Твой.

17. Сколько в этом бедном мире скорбей. Сейчас у меня плачет женщина, у неё дочь пропала без вести, а дома пятеро детей мал мала меньше. Отец-пьяница всё промотал. Скорби нам кажутся слишком великими и кресты тяжёлыми, вина тому наша нечистота, неверие, нерадение, иные впадают в уныние и погибают. Если каждый христианин ради спасения души своей должен спасать друга от погибели, то не тем ли больше мы, иереи Божии, нарочито для сего избраны Им Самим, яко глас Его святый. А сколько в жизни является преткновений для великого дела проповеди Слова Божия и поучения? Враг всезлобный только и старается о том, чтобы учителя обременять, а желающих поучиться не допустить, держа их в ослеплении, в сне греховном. Время золотое между тем всё катится и катится вперёд, не справляясь ни с нашими житейскими недосугами, ни с нашим здоровьем. Треблажен тот, кто приучает себя к поучению в Слове Божием день и ночь: день среди житейских трудов своего звания, а ночь посвящая на душеполезные беседы, на чтение и молитву! Сколько людей гибнет на белом свете от пьянства, неверия, нерадения, от безмерной привязанности к деньгам! Поплачем мы искренне пред Господом за этих несчастных и что возможно с нашей стороны употребим для их спасения. Можно ли оставаться спокойным в своей хижине, когда под окном гибнет человек, тонет в волнах реки и даже кричать о помощи не может? Можно ли врагу давать такой простор господствовать над душами человеческими по своей сатанинской злобе?

23. Пусть мучат меня грехи, отвращаться от коих я давал Господу уже тысячекратные обещания, но которые опять и опять повторяю. Нам ли окаянным думать о дерзновении пред Ним, нам ли молиться о своих и людских невежествиях? Господь призирает токмо на кроткого, трепещущего Его словес, а не на нас, небоязненно пьющих мутные воды греха тысячу раз каждого в отдельности. Стоим ли мы и внимания, и уважения народного, когда в действительности такие гордые и ленивые? Ответишь ты, окаянная душа моя, за небрежение данного тебе таланта, лучше сказать, безответна ты будешь в своих самовластных грехах нерадения.

26. Что за жизнь, когда раздражаешься на всё, озлобляешься? В сердце постоянно ползут всякие пустые и вредные, но видимые Господом помыслы от прежних грехов. На них бы надо совершенно озлобиться, а не на людей. Господи, вопию из глубины грешной души, остави ми долги мои великие и неоплатные. Обидно бывает на себя — люди считают тебя за хорошего, а ты хуже и худшего. О молва людская и близорукость наша!

31. Сегодня заканчиваем год жизни земной. Хорошо, если бы и грехи закончились в этом году, а не пробрались в будущий. Но нет, жизнь наша так сроднилась с грехом, что грехи бегут за нами, мало того, опережают нас. Пора положить доброе начало с помощью Божией, чтобы укрощать влечение злых своих и горьких сердец. Пора плоть свою учреждать в более строгие рамки, чтобы не так сильно она воевала на дух. Если удалось что сделать или сказать в этом году доброго, возблагодари Бога, ибо без Бога нет добра.

Впрочем, много ли добра в сравнении с непрестанными грехами: невоздержанием, сластолюбием, блудом мысленным, сребролюбием, гордостью. А леность, а не милость, гнушение бедным человеком, несострадательность, зависть, погоня за наживой, удобствами земными... Сколько в нас греха, и это всё каждый — каждый день! Вот где море житейское, отсюду воздвизаемое. От берега — своего рождения отплыли, а далеко ли до пристани гробовой — Бог весть! Чтобы возненавидеть грех, чтобы разгореться ревностью жить по-Божьему, построже! Господи Премилосердый, в сей последний день отходящего года моя усердная к Тебе о сем молитва. Не помяни моих несчётных соблазнов, скверных грехопадений, словом, делом, помышлением, от всещедрой и всеблагой десницы Своей даждь силу моему окаянству творить благо пред Тобою! Беззакония моя аз знаю, знаю и глубоко о них скорблю, желаю избавиться, загладить их, но не имею сил без Тебя. Ты, пришедый призвать подобных мне грешников, воззови мя и спаси мя!

Продолжение следует.

 

[1] Архиепископ Никон (Рождественский). На страже духа: сборник писем. М., 2007. С. 164.

[2] Свящ. Н.В. Солодов. «Перед судом пастырской совести». Дневник Василия Соколова «Боровецкого» // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2021. № 36. С. 306-327.

[3] См. о нем: Свящ. Н.В. Солодов. Агиограф протоиерей Николай Александрович Коноплев: опыт восстановления биографии. // Словесность и история. 2021. № 3. С. 123-131; Свящ. Н. В. Солодов Иеросхимонах Феодосий (Харитонов) в воспоминаниях свящ. Николая Коноплева // URL: https://bogoslov.ru/article/6172977

[4] Неофит (Следников), игумен. Пастырь душ (памяти о. Василия Боровецкого) // Церковное слово. 1909. №132. С. 508.

[5] Там же.

[6] Стефан Федорович Заслоновский (Заслонский) – сын крестьянина Устюжского уезда, окончил Вологодскую семинарию (1904), Московскую духовную академию (1909), преподаватель гражданской истории, алгебры и геометрии в Велико-Устюжском епархиальном женском училище.

[7] С. Заслоновский. Памяти о. Василия Соколова // ВЕВ. 1909. № 13. С. 315.

[8] Неофит (Следников), игумен. Пастырь душ… С. 508.

[9] Неофит (Следников), игумен. На свещнице (на годовщину по смерти о. Василия Соколова) // ВЕВ. 1910. №10. С. 157.

[10] Неофит (Следников), игумен. Пастырь душ… С. 508.

[11] [В. Соколов]. Несколько слов сказанных воспитанникам Вологодской духовной семинарии их духовником после первой молитвы пред учением 1 сентября сего 1906 года // ВЕВ. 1906. №19. С. 731.

[12] Архиепископ Никон (Рождественский). На страже духа: сборник писем. М., 2007. С. 164.

[13] Д. С. Священник Василий Николаевич Соколов. Некролог // ВЕВ. 1909. № 13. С. 312.

[14] Неофит (Следников), игумен. Пастырь душ… С. 512.

[15] Дамаскин (Орловский), игумен. Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Апрель.

Тверь, 2006. Стр. 19–27.

[16] Неофит (Следников), игумен. На свещнице (на годовщину по смерти о. Василия Соколова) // ВЕВ. 1910. №10. С. 157.

[17] Послужные списки священно-церковнослужителей Георгиевской Заднесельской церкви Кандниковского уезда за 1914 год // ГАВО. Ф. 496. Оп. 4. Д. 547. Л. 126 об. – 127; Исподевная ведомость Георгиевской Заднесельской церкви Кадниковского уезда за 1917 г. // ГАВО. Ф. 496. Оп. 1. Д. 20079. Л. 162.

[18] Неофит (Следников), игумен. Пастырь душ… С. 511.

[19] Благодарю Алексея и Ангелину Березняк за помощь в наборе текста дневника.

[20] Количество исповедующихся примечательно. 6 ноября — пятница, день особенно не примечательный в церковном календаре. Разве что за два дня до Михайлова дня (8 ноября). Количество исповедующихся отмечено и на следующий год в пятницу 5 ноября, что наводит на мысль об особом установлении в Боровецком приходе исповедоваться и причащаться не один раз в году (Великим постом), а ещё и в ноябре.

[21] Великая среда.

[22] Память Владимирской иконы Божией Матери.

[23] Иеромонах Феофан (Харитонов, 1865–1937) подвижник, впоследствии известный афонский старец. См. о нем: Н. В. Солодов. Дневник Феодосия Карульского «На пути в объятия Отчи» // Богослов.ру https://bogoslov.ru/article/6172271; Н. В. Солодов. Контекст публикации дневника «На пути в объятия Отчи» // Богослов.ру https://bogoslov.ru/article/6172655; Н.В. Солодов. Иеросхимонах Феодосий (Харитонов) в воспоминаниях свящ. Николая Коноплева // URL: https://bogoslov.ru/article/6172977

[24] Очевидно, за советом к о. Василию приезжали и священнослужители.

[25] В метрической книге записано: 7(9) августа 1899 г. «Собственника деревни Карпова умершаго крестьянина Евгения Агафонова дочь девица Екатерина Агафонова, 28 лет, умерла от чахотки, исповедовал и приобщал священник Василий Соколов» (Метрическая книга. Вологодский уезд. Церковь: Воскресенская Боровецкая. 1899 г. // ГАВО. Ф. 496. Оп. 38. Д. 8. Л. 98 об-99).

[26] 10 октября – воскресенье, неделя 18 по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк. 5, 1-11.

[27] Вырос Василий Соколов в священнической семье, и мы не имеем сведений, чтобы это была особенно «неблагочестивая» семья.

[28] «Собственник деревни Бердники крестьянин Лука Павлов Маракасов, 50 лет, убит» (Метрическая книга Воскресенской Боровецкой церкви Вологодского уезда за 1899 г. // ГАВО. Ф. 496. Оп. 38. Д. 8. Л. 108 об и 110).

[29] Перелом ноги, случившийся 14 декабря 1893 г. (см. предисловие).

[30] По правилам, каждый христианин исповедовался ежегодно в своем приходе, о чём делалась запись в Исповедных ведомостях.

 

Источник: Богослов.Ru

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9