Опубликовано: 24 апреля 2024

Дневник Василия Харитонова, в монашеском постриге Феофана, в схиме Феодосия (1869–1937),[1] «На пути в объятия Отчи»[2] был напечатан фрагментами в 1907–1908 гг.[3] в журнале «Церковное слово», выходившем как приложение к «Вологодским епархиальным ведомостям».
Журнал «Церковное слово» являлся еженедельным изданием Вологодского братства Всемилостивого Спаса. Издавался журнал с октября 1906 г. по декабрь 1909 г. и был по сути проектом архиепископа Никона (Рождественского): «Более трех лет, с разрешения С. Синода, Братство Всемилостивого Спаса в Вологде издавало еженедельный листок “Церковное Слово”. В качестве редактора листок этот подписывал, по назначению С. Синода, преподаватель семинарии священник Н. Коноплёв, а цензором был местный кафедральный прот. Н. Якубов. На самом же деле все это было ведено мною лично, и листок печатался в типографии Троице-Сергиевой лавры»[4], — напишет он митрополиту Владимиру (Богоявленскому), вероятно, в начале 1910 г.
На основе «Церковного слова» с 1910 г. архиепископ Никон начал издавать «Троицкое слово». Прекращение издания вологодского журнала он связывал с пассивностью местного духовенства: «Читал. Скорблю, что приходится прекратить не только рассылку, но с нового года и издание “Церковного Слова”. В епархии до тысячи священников, и из них нашлось только два-три, которые на мой призыв участвовать в издании трудами откликнулись очень немногими статьями. Что сие значит? Ужели так скудно наше духовенство литературными силами, что не может дать народу даже совокупными усилиями такой маленький листок, как “Ц[ерковное] С[лово]”? Или, чего не хотелось бы думать, духовенству вообще не по душе самое направление издания?»[5].
Каково же было направление журнала? Сдержанный консерватизм, ностальгические воспоминания народных обычаев, жалобы на современное падение нравов в результате социалистической агитации, монархизм, благочестивые размышления о чудесных случаях. Один из главных авторов журнала — Сергей Нилус, некоторые статьи посылали священники Стефан Козубовский и Владимир Востоков. Среди «двух-трех» вологодских авторов — священник Николай Коноплёв, Николай Николаевич Следников (впоследствии игумен Неофит), священник Клавдий Булыгин, священник Александр Полиевктов; мирянин с инициалами Н. К., потом печатавшийся и в изданиях Троцкой Лавры, предположительно Н. К. Кулаков, ближайший сотрудник владыки Никона, ныне прославленный в лике новомучеников.
Публикация дневника сопровождалась указанием «сообщил I. А. З.». Вероятно, это сокращение означает «иерей Аполлинарий Заплатин». В пользу этого предположения можно привести следующие аргументы. В том же «Церковном слове» в период начала публикации дневника имеется статья «Пелена на сердце»[6] с такой же подписью, в которой описывается диспут со старообрядцем, а это как раз и было главным направлением деятельности о. Аполлинария (см. далее). В статье описана организованная беседа «с народом» при участии старообрядца, причем проводит ее не священник местной сельской церкви, а, по всей вероятности, официальный миссионер. В это время иерей Аполлинарий Заплатин как раз был помощником епархиального миссионера Николая Следникова, который много публиковался в «Церковном слове», что также говорит в пользу предположения об авторстве о. Аполлинария: круг авторов журнала весьма невелик. Наконец, среди активного духовенства и преподавателей семинарии было мало людей с фамилией на З и подходящими инициалами, так что альтернативных кандидатур не обнаруживается.
Позволим себе остановиться на биографии Аполлинария Заплатина более подробно, тем более что сведений об этом видном представителе активного вологодского духовенства в изданных источниках практически нет.
Исследования, посвященные обновленческому духовенству, до последнего времени пользовались малой популярностью среди историков церкви. Для церковного человека такая логика традиционна, вспомним житие прп. Сергия: «Якоже бо нелепо и не подобает жития нечестивых пытати, сице не подобает жития святых муж оставляти, и не писати, и молчанию предати, и в забытие положити… Аще не писано будет житие его, то по чему ведати не знавшим и не ведавшим его, каков был, или откуду бе, како родися, и како возрасте, и како пострижеся, и како воздержася, и како поживе, и каков име конец житию? Аще ли будет писано, и сие некто слышав, поревнует вслед жития его ходити и от сего приимет пользу».
И все же осмелимся возразить словами того же жития: «Тайну цареву лепо есть таити, а дела Божия проповедати добро есть и полезно». Дела же Божии очень хорошо видны и в судьбах обновленцев, среди которых было много искренних искателей пользы Церкви, талантливых и ярких личностей.
Таким был Аполлинарий Заплатин, видный представитель вологодского духовенства начала XX века. Сын деревенского псаломщика, ставший епархиальным миссионером, в 1910-х он публиковал многочисленные статьи и отчеты, во многом определяя отношение Вологодской епархии к старообрядцам, баптистам и другим религиозным группам. В начале 1920-х годов примкнул к обновленцам. В конце 1920-х сослан в Сибирь. Нам неизвестно о его присоединении к «тихоновской» Церкви, но в начале 1930-х годов, когда закончил свой земной путь о. Аполлинарий, обновленчество себя уже исчерпало, и тяготы ссыльной жизни в с. Венгерове обновленцы и тихоновцы несли на равных.
Аполлинарий Федорович Заплатин родился 16 июля 1879 г.[7] в семье псаломщика единоверческого храма села Домшино Вологодской губернии[8]. Домшино было известным центром старообрядчества, и Аполлинарий с детства был хорошо знаком с «раскольнической» проблематикой. Вероятно, это способствовало его назначению по окончании семинарии на должность помощника епархиального миссионера.
Старший брат Стефан Федорович умер во время обучения в Санкт-Петербургской духовной академии в 1901 г. от брюшного тифа. «24 января в СПб академической больнице от брюшного тифа… скончался студент Стефан Федорович Заплатин на 24 году от рождения… 26 января состоялось погребение, на которое прибыл брат умершаго — воспитанник 6 класса вологодской семинарии… Кроме брата, у покойного остались в живых родители и сестра, очень не богатые. Поэтому, вместо обычного на гроб венка, собранные для этого 33 руб. послали его матери»[9]. Впрочем, встречаются также упоминания Михаила Федоровича Заплатина, вероятно, еще одного брата: в 1904 г. он закончил Вологодскую семинарию[10] и в августе того же года женился, на момент бракосочетания ему было 22 года, Аполлинарий был его поручителем при заключении брака[11]. В начале 1917 г. Михаил был священником в Сольвычегодском районе[12].
В 1895 г. Аполлинарий окончил Вологодское духовное училище[13]. В 1901 г. — Вологодскую духовную семинарию седьмым в разрядном списке[14]. 11 октября 1901 г. он назначен помощником Вологодского епархиального миссионера: в 1901 г. «личный состав миссии был усилен назначением особого помощника епархиальному миссионеру, не связанного никакими другими обязанностями (на какую должность назначен по постановлению Совета от 11 октября 1901 года за №117 студент семинарии А. Заплатин), с вознаграждением из сумм Братства (Всемилостивого Спаса. — Н. С.) по 300 руб. в год»[15]. Главная задача помощника — противораскольническая деятельность. Епархиальным миссионером в это время был Николай Следников — о нем будет сказано ниже.
9 мая 1902 г. Заплатин был определен на священническую вакансию к Ильинской Большеельминской церкви Вологодского уезда и вскоре рукоположен во иерея[16]. С 1902 г. состоял заведующим и законоучителем Большеельминской церковно-приходской школы[17]. 10 октября 1903 г. утвержден в должности окружного миссионера по четвертому округу Вологодского уезда[18]. 5 февраля 1906 г. награжден набедренником[19]. 29 января 1908 г. перемещен по прошению на должность помощника миссионера первого округа Велико-Устюжского викариатства с зачислением сверхштатным священником в Устюжский Прокопиевский собор[20].
Осенью 1907 г. Аполлинарий Заплатин был избран уполномоченным для выборов в Государственную Думу от вологодского духовенства[21], откуда, принимая во внимание обстановку вокруг выборов, а также список выборщиков, можно сделать вывод о правой политической ориентации о. Аполлинария в тот период.
15 июня 1909 г. он назначен епархиальным вологодским миссионером-проповедником: «…1. Учредить в Вологодской епархии вторую должность епархиального миссионера-проповедника с содержанием на местные средства и 2. Представляемого преосвященным Вологодским к назначению на сию должность помощника епархиального миссионера священника Аполлинария Заплатина утвердить в должности епархиального миссионера-проповедника Вологодской епархии»[22]. Тогда же он был причислен сверхштатным священником к Николаевской Валушинской церкви Вологодского уезда[23]. 8 июля 1913 г. назначен сверхштатным священником вологодского кафедрального собора[24].
В 1913–1915 гг. в «Вологодских епархиальных ведомостях» систематически публикуются отчеты о миссионерских поездках о. А. Заплатина. Интересно, что география поездок не слишком разнообразна: несколько поездок в родное Домшино и по окрестностям знакомого Большеельменского прихода. Впрочем, возможно, поездки учитывали особенную концентрацию в этих местах старообрядческого населения, и именно поэтому тут раньше приходилось служить о. Аполлинарию. Многократно упоминается в «Епархиальных ведомостях» и участие о. Аполлинария в архиерейских службах.
В мае 1916 г. награжден камилавкой[25]. 24 сентября 1917 г. «допущен к временному исполнению обязанностей священника при Афанасиевской г. Вологды церкви»[26].
Состоял в браке с Александрой Вячеславовной[27] (род. 18 марта 1884 г.), имел детей: Антонину[28] (род. 2 июня 1906 г.), Николая (род. 3 июня 1908 г.) и Дмитрия (1911 г. р.)[29].
По июль 1918 г. о. Апполинарий состоял и. о. настоятеля Афанасиевской церкви Вологды. В 1918 г. был уволен с должности епархиального миссионера. 10/23 сентября 1918 г. назначен настоятелем Флоро-Лаврской Козлангской церкви Тотемского уезда[30]. В 1921 г. на Пасху награжден наперсным крестом. 26 октября 1921 г. назначен помощником вологодского епархиального миссионера. В 1923 г. уклонился в обновленческий раскол. В 1924 г. на Пасху награжден саном протоиерея. 5/18 июля 1924 г. обновленческим епископом Тотемским Кириллом возведен в сан протоиерея.
Несмотря на численное большинство тихоновцев во Флоро-Лаврском приходе, обновленческий актив сумел 23 декабря 1924 г. зарегистрировать свою общину в Вологодском губисполкоме и приписать к ней все храмы прихода вместе с имуществом. Тихоновскую общину возглавлял о. Сергий Шейбухов[31], обновленческую — Аполлинарий Заплатин. В январе-феврале 1925 г. тихоновцы подавали жалобы в различные инстанции. И 28 февраля 1925 г. состоялось общее собрание с участием представителей обеих партий под председательством члена Епархиального управления (обновленческого) протоиерея Иоанна Смирнова[32]. Однако соглашения достичь не удалось. Совет отказался создать комиссию по разделу имущества, а единственным выходом для обновленцев виделось «выселение свящ. Шейбухова из пределов Флоро-Лаврского прихода»[33]: «Кругом нашей общины расположено до сорока тихоновских приходов — употребляющие всевозможные средства и меры нравственного давления на нашу общину и бойкота ее членов. Существовать в такой обстановке и без разделения церковного имущества и храмов обновленческой общине весьма затруднительно»[34].
Тихоновцы же указывали на то, что «руководитель заседания протоиерей И. Смирнов, являющийся ближайшим родственником[35] руководителя обновленческой группы во Флоровском приходе священника А. Заплатина, не был беспристрастен ей, напротив, и сам будучи представителем обновленческого движения, своим “авторитетным” мнением лишь только оправдал действия обновленческой общины»[36]; между прочим, отмечается в заключение, о. Аполлинарий Заплатин «не нравится большинству верующего населения по своим личным качествам, как человек грубый и весьма нетактичный»[37]. Последнюю характеристику о. Аполлинария не стоит принимать совсем уж безоговорочно. Противники отыскивали и подчеркивали все сколько-нибудь слабые стороны оппонентов.
Конечно, от миссионера с почти двадцатилетним стажем, главным направлением деятельности которого была личная полемика, споры со старообрядцами, сложно ожидать мягкого и скромного характера. К тому же епархиальный миссионер был значительной величиной в епархии: он был всегда на виду, вел проповеди, беседы, общался с епархиальным начальством. Деревенский приход и корова как единственное семейное имущество[38] вряд ли соответствовали его масштабу. Однако если судить по публикациям в «Епархиальных ведомостях», впечатления грубости или нетактичности не возникает. Статьи написаны, может быть, без особенной романтики, но вполне вдумчиво, четко и основательно.
По решению властей храмы были все же разделены в апреле 1925 г.[39] Уже в октябре того же года протоиерей Аполлинарий служит в Череповце: «16 октября 1925 года назначен вторым священником Благовещенской церкви г. Череповца. В 1925 году выбран секретарем Череповецкого епархиального управления, членом епархиального миссионерского отдела. В 1926 и 1927 годах утверждался членом Череповецкого епархиального управления. 6 апреля 1928 года на Пасху награжден наперсным крестом с украшениями. В конце 1929 года должность второго священника при Благовещенской церкви вакантна»[40].
В Череповецком архиве имеется два небольших дела[41], из содержания которых следует, что до 1928 г. протоиерей Аполлинарий Заплатин проживал в Череповце с женой Александрой Вячеславовной и дочерью Антониной по адресу ул. Красноармейская, д. 36; в сентябре 1928 г. переехали на ул. Пролетарскую, д. 85. В сентябре 1927 г. Антонина уехала в Курск. В апреле 1929 г. Аполлинарий Заплатин отправился в г. Каинск[42] Томской губернии (дата относится, по всей видимости, к нему, хотя явно это не указано), а в июне 1929 г. в Сибирь переехала и Александра Вячеславовна. Переезд в Каинск был, судя по всему, ссылкой.
В фонде Венгеровского исполкома в Новосибирском архиве среди других личных дел граждан, лишенных избирательных прав за 1932 г., имеется дело №101 «По обложению подоходными налогами гр. Заплатина Аполинария Федоровича»[43]. Там указано, что весь 1931 г. протоиерей Аполлинарий Заплатин (52 года) служил в селе Спасском (ныне село Венгерово, районный центр Новосибирской области) в Спасской церкви. Проживал в этом же селе с женой Заплатиной Александрой Вячеславовной (47 лет), на церковной квартире (20 м2 — вероятно, сторожка около храма). Супруга убиралась в храме и пекла просфоры.
По сведениям иеромонаха Дмитрия (Ткаченко)[44], священник Аполлинарий Заплатин служил в с. Венгерово Новосибирской области до своей кончины в 1933 г. После кончины о. Аполлинария в Венгерове служил священник Игнатий Кутьмин, вдова о. Аполлинария сопровождала его на требы.
Каким образом дневник Василия Харитонова попал к Аполлинарию Заплатину? Заплатин учился в Вологодской семинарии с 1895 по 1901 г., то есть инспекторство о. Феофана (Харитонова) прошло во время его учебы. В начале 1901 г. Аполлинарий ездил в Петербург на похороны брата. Несомненно, у хорошо учившегося семинариста были и другие поводы для общения с запросто державшимся инспектором.
С другой стороны, совершенно ясно, что уезжавший на Святую Гору о. Феофан отправлялся налегке и все свое движимое имущество раздавал знакомым. Оставлен был и дневник, содержавший давно перечувствованные мысли. «Может быть, послужит кому-то в назидание», — вероятно, такова была мысль о. Феофана.
Но в этой схеме есть пробел: не похоже, чтобы Аполлинарий Заплатин отличался особой склонностью к аскетическому подвижничеству. Вряд ли рукопись дневника была подарена ему. Разве что он мог найти ее, разбирая бумаги, оставленные о. Феофаном в семинарии; это предположение, впрочем, также весьма маловероятно — слишком личным документом был этот дневник и вряд ли он остался брошенным среди весьма скромного хозяйства инспектора[45].
Чтобы получить убедительную реконструкцию событий, нам придется представить еще двух современников и, в определенной мере, соратников о. Феофана (Харитонова).
Мы уже имели случай упомянуть имя Н. Следникова, начальника о. Аполлинария. Приведем основные вехи его биографии.
Николай Николаевич Следников (впоследствии игумен, затем епископ Неофит; 1873–1918) был сыном протоиерея Троицкого собора г. Вельска. Окончил Вологодское духовное училище (1888 г.), Вологодскую семинарию (1894 г.) и Казанскую академию (1898 г.). В 1899 г. он был определен на должность Вологодского епархиального миссионера, по обязанностям епархиального миссионера изъездил до крайних пределов Вологодскую епархию. В августе 1908 г. пострижен в монашество епископом Никоном (Рождественским), в то время правящим архиереем Вологодской епархии. В том же месяце рукоположен в иеромонаха и вскоре стал настоятелем Вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря. В марте 1909 г. возведен в сан игумена[46].
В Вологде отец Неофит был ближайшим сотрудником епископа Никона. В Союзе русского народа он, вероятно, не состоял, следуя монашескому образу жизни, но в партийных собраниях участвовал[47] и, судя по всему, разделял идеологические установки союза. Их сотрудничество продолжалось и позднее: вплоть до революции брошюры (к тому времени епископа) Неофита издавались в серии «Троицкая беседа».
10 марта 1913 г. Неофит (Следников) рукоположен во епископа Измаильского, викария Кишиневской епархии, правящим архиереем которой в это время был епископ Серафим (Чичагов). Затем, в ноябре 1914 г., он назначен епископом Прилуцким, викарием Полтавской епархии, — правящим епископом был Феофан (Быстров). А с 16 октября 1917 г. он — епископ Старобельский, викарий Харьковской епархии, правящий архиерей — Антоний (Храповицкий). С 22 мая 1918 г. епископ Неофит временно управлял Харьковской епархией. Заболел «испанской болезнью, которая потом осложнилась воспалением легких и брюшным тифом»[48] и скончался 29 сентября (ст. ст.) 1918 г.[49]
И мирянином, и настоятелем монастыря, и епископом он собирал сведения и публиковал статьи и книги о подвижниках благочестия Вологодского края. Как верно замечает А. Каплин: «Именно ему принадлежат жизнеописания почти всех вологодских подвижников благочестия XIX — начала XX века»[50]. Замечательно, что о. Неофиту (Николаю Следникову) принадлежат жизнеописания и старинных подвижников (как, например, петропавловского дьякона А. В. Воскресенского[51]), и современников, с которыми ему приходилось общаться лично: священника Василия Соколова «Боровецкого»[52], священника Александра Баданина[53] и других. С большим почтением отзывался он и об о. Феофане (Харитонове)[54].
В качестве второго участника реконструкции представим иеромонаха Симеона (Стефанова).
Симеон (Константин Константинович Стефанов, 1867–1903) родился 15 декабря в семье дьякона села Порезского Глазовского уезда Вятской губернии. Отец умер, когда мальчику было восемь лет. Константин окончил Глазовское духовное училище и перешел в Вятскую семинарию, но в начале V курса оставил учебу из-за малокровия. Через несколько месяцев, 22 января 1888 г. поступил псаломщиком села Вятские Поляны Малмыжского уезда. Затем был псаломщиком в селах Шарканском, Нижнелыпском Сарапульского уезда и при Воскресенской кладбищенской церкви г. Сарапула.
С 1 июня 1894 г. Константин становится членом Тонкинской комиссии по увещанию раскольников и уклонившихся в раскол, а с 15 января 1895 г. он был помощником противораскольнического миссионера по Сарапульскому викариатству.
24 ноября 1895 г. К. Стефанов перешел на службу в Вологодскую епархию и зачислен послушником Крестовой церкви. Вологодский епископ Алексий (Соболев) был известен ему, поскольку служил Сарапульским викарием Вятской епархии с 1893 по 1895 г. В Вологде Константин стал продолжать прерванное образование в V и VI классах семинарии и 9 ноября 1898 г. закончил семинарию[55].
На последнем курсе семинарии, 28 февраля 1897 г. в Крестовой церкви архиерейского дома К. Стефанов принял монашество с именем Симеон — в честь Симеона Верхотурского, молитвам которого он приписывал выздоровление от болезни. В апреле 1897 г. рукоположен в иеродиакона и в иеромонаха. С 9 сентября 1898 г. о. Симеон духовник и библиотекарь архиерейского дома. С 1899 г. член комиссии для собирания и изучения материалов по истории Вологодского раскола, в конце 1898 г. исполнял обязанности Вологодского епархиального миссионера.
Скончался иеромонах Симеон 7 марта 1903 г. после продолжительной и тяжелой болезни — рака желудка. «За гробом шла многочисленная масса народа, каковую Вологда едва ли видала когда-нибудь ранее»[56].
В воспоминаниях отмечается его начитанность и знание святоотеческой письменности: Четьи Минеи, слова Ефрема Сирина, «Добротолюбие», «Лествица», сочинения Игнатия (Брянчанинова) и Феофана Затворника, Амвросия Оптинского, Нила Сорского, Парфения. Но особенным призванием о. Симеона было совершение исповеди. По должности он принимал исповеди ставленников, но со временем к нему стали приходить на исповедь и светские люди — множество духовных детей из Вологды и даже из других местностей. Людей привлекала искренняя молитва, сострадание, нестяжательность и духовный опыт подвижника.
В статье в «Церковном слове» в 1909 г. говорится об иеромонахе Симеоне: «Последний год своей жизни он очень сильно страдал внутренними болезнями и часто тяготился множеством приходящих. Имел желание удалиться на Афон, вслед за своим другом иеромонахом Ф[еофаном], или в другое какое-либо удаленное место, но Господь судил ему иначе»[57]. Статья, содержащая это важное для нас свидетельство о духовной дружбе Симеона (Стефанова) и Феофана (Харитонова), подписана «Н.К.». Кто скрывался за этими инициалами, нам точно не известно. «Н.» — явно имя, например Николай. «К.» — фамилия; в других статьях того же автора есть инициалы «Н. К-в.» или «Н. Ку-в»[58]. Судя по содержанию, это мирянин, богословски грамотный и начитанный, особенно в подвижнической литературе. Выскажем предположение, что это мог быть Николай Константинович Кулаков, ближайший сотрудник владыки Никона, ныне прославленный в лике святых. Для полноты изложения приведем краткую биографическую справку о нем.
Священномученик Николай (Кулаков; 1876–1938) родился в Вельске, в крестьянской семье. Учился в Вельском городском училище, до 1912 г. служил помощником бухгалтера в вологодском губернском земстве, а затем писарем. «И. д. псаломщика Вологодского Спасовсеградского собора Николай Кулаков 15 января (1912 г.) назначен на священническую вакансию к Афанасиевской церкви г. Вологды»[59]. В 1913 г. назначен служить в храм Митрофаньевского подворья в Петербург, одновременно — секретарь архиепископа Никона (Рождественского). «Во время службы на Митрофаньевском подворье, а затем во Владимирском соборе и в Покровской церкви, куда стали ходить и его духовные дети, отец Николай вел активную церковную деятельность, совершал истово богослужения и воспитывал прихожан в духе Евангелия и трудов святых отцов, которые глубоко изучал». Подвергался арестам, расстрелян[60]. Его письма 1918 г. к архиепископу Никону (Рождественскому)[61] показывают его благоговейное отношение к владыке Никону как к духовному отцу. В клировой ведомости Афанасиевской церкви за 1912 г. указаны члены его семьи: супруга Ольга Кирилловна (1873 г. р.) и дети: Наталья (1903 г. р.), Мария (1907 г. р.), Екатерина (1910 г. р.)[62]. Вероятно, он автор интересной статьи на тему воспитания детей «Вниманию родителей»[63].
В Вологде о. Симеон прожил сравнительно недолго — около семи лет, но оставил глубокий след. Продолжая противораскольническую деятельность, он много беседовал со старообрядцами, участвовал в миссионерских поездках вместе с Николаем Следниковым.
Вскоре после кончины о. Симеона Николай Следников написал статью о его миссионерской деятельности[64]. Можно предположить, что он же был автором статей в «Вологодских епархиальных ведомостях» об о. Симеоне[65], подписанных «М.» и «М. С.». В таком случае «М.» означает миссионер, а «М. С.» — миссионер Следников. В «Церковном слове» имеется статья, подписанная «М.», об отношении Димитрия Ростовского к старообрядцам[66] — явно миссионерская тема. Если это предположение верно, то Николай Следников был автором и отдельно изданного сочинения «Венок на могилу о. Симеона»[67].
Встречается мнение[68], что автором книги «Венок на могилу иеромонаха Симеона» был священник Алексей Лебедев[69]. Это не так. Путаница возникает от того, что в конце книги приведена проповедь о. Алексея Лебедева, подписанная его именем, что приводит к впечатлению, что о. Алексей написал всю книгу. Из содержания становится понятным, что автор книги был близко знаком с о. Симеоном, присутствовал при последних часах его жизни, был осведомлен об адресатах и содержании обширной переписки («были письма с Афона, из Киева, Севастополя, Риги»[70]). Конечно, это был не инспектор семинарии о. А. Лебедев, который вспоминает в проповеди о своей ставленнической исповеди в 1900-м году, как о, вероятно, единственном личном общении с о. Симеоном.
Содержание «Венка» и упомянутых статей не оставляет сомнений, что человек, подписывавшийся «М.» и «М. С.», разбирал бумаги о. Симеона, письма и его записи. Учитывая тот факт, что дневник Василия Харитонова был опубликован помощником Николая Следникова Аполлинарием Заплатиным, мы можем предположить, что о. Феофан (Харитонов), уезжая на Афон, оставил дневник своему другу иеромонаху Симеону (Стефанову), после смерти которого рукопись была обнаружена среди бумаг почившего Николаем Следниковым или его помощником Аполлинарием Заплатиным и затем опубликована в «Церковном слове».
Проделанная работа по установлению контекста публикации дневника о. Феофана (Харитонова), насколько можно полное изучение биографий людей, возможно, принимавших в ней участие в сопоставлении с опубликованными статьями и воспоминаниями дают нам возможность предполагать, что о. Феофан, уезжая на Афон, оставил рукопись своего дневника иеромонаху Симеону (Стефанову) для личного назидания, конечно, не предполагая возможной публикации. Однако после кончины о. Симеона его архив был разобран Н. Следниковым и его помощником о. Аполлинарием Заплатиным. Последний и стал титульным публикатором дневника.
Указанная реконструкция опирается на несколько предположений, не имеющих достаточно твердых обоснований, таким образом, возможно, на самом деле все происходило не точно так, как мы предполагаем. Однако изучение всего контекста публикации, биографий причастных к ней лиц и известного нам вологодского окружения о. Феофана приводят нас к убеждению, что при возможной коррекции некоторых деталей общая схема нашей реконструкции соответствует историческим фактам. Поэтому, хотя точность реконструкции ограничивается степенью правдоподобности отдельных деталей, в целом она является заметным шагом к лучшему пониманию происходившего на разных масштабах: самого события публикации дневника, личности о. Феодосия во взаимоотношениях с близкими ему по духу людьми и в более общем плане — церковно-аскетической среды вологодской епархии в начале XX в.
Венок на могилу иеромонах о. Симеона. Вологда, 1903.
Декларация о доходах за время с 1 января 1931 года по 31 декабря 1931 г. // ГАНО. Ф. Р-435. Оп. 1. Д. 887.
Димитрий (Ткаченко), иером. Дело репрессированных № 14 228 [Электронный ресурс]. URL: http://spas-vengerovo.cerkov.ru/2020/06/13/delo-repressirovannyx-%E2%80%8914%E2%80%89228/ (дата обращения: 17.09.2024).
Ильинский Н. А. Из далекого прошлого [Электронный ресурс]. URL: https://bogoslov.ru/article/6173070 (дата обращения: 17.09.2024).
I. А. З. Пелена на сердце // Церковное слово. 1907. №29. С. 460–463.
Карточка лишенного избирательных прав. Заплатин Апполинарий Федорович // ЧЦХД. Ф. Р-7. Оп. 3. Д. 1101.
Клировая ведомость Николаевской Валушинской церкви Вологодского уезда за 1911 год // ГАВО. Ф. 1063. Оп. 57. Д. 83.
Клировая ведомость Николаевской Валушинской церкви Вологодского уезда за 1911 год // ГАВО. Ф. 1063. Оп. 57. Д. 83.
Клировые ведомости Жиховской Николаевской церкви Вельского уезда за 1909 год // ГАВО. Ф. 496. Оп. 4. Д. 260.
Книга для записи бумаг, исходящих из правления семинарии за 1898 г. // ГАВО. Ф. 466. Оп. 1. Д. 2640.
Кулаков Н. Письма к архиепископу Никону (Рождественскому) // ОР РГБ. Ф. 765. К. 9. Ед. хр. 45.
Лебедев В. К. Историческая записка о состоянии Вологодского духовного училища за 100 лет его существования и списки служивших в училище и учеников, окончивших полный курс в нем за первое столетие (1814–1914 гг.). Вологда, 1916.
Лебедев В. К. Письмо епископу Иоанну (Поммеру) // История в письмах. Из архива священномученика архиепископа Рижского Иоанна (Поммера). Тверь, 2015. С. 96–97.
Личное дело лишенных избирательных прав. Заплатины: Апполинарий Федорович, Александра Вячеславовна, Антонина Апполинарьевна // ЧЦХД. Ф. Р-7. Оп.3. Д. 259. Л. 1–4.
М. Иеромонах Крестовой церкви Симеон (некролог) // ВЕВ. 1903. №7. С. 182–184.
М. Святитель Димитрий Ростовский вразумитель глаголемых старообрядцев при жизни и по преставлении. Церковное слово. 1909. №154. С. 850–854.
М. С. В чем сила пастырского влияния? Памяти иеромонаха Симеона // ВЕВ. 1906. №12. С. 342–347.
Материалы по регистрации устава Флоро-Лаврской Шолдинской религиозной общины Вологодского уезда // ГАВО. Ф. Р-53. Оп. 2. Д. 184.
Материалы по регистрации устава Флоро-Лаврской Шолдинской религиозной общины Вологодского уезда // ГАВО. Ф. Р-53. Оп. 2. Д. 184.
Метрическая книга Александро-Невской приютской церкви города Вологды за 1911 г. // ГАВО. Ф. 496. Оп. 60. Д. 12.
Метрическая книга Ильинской Большеельминской церкви Вологодского уезда за 1906 г. // ГАВО. Ф. 496. Оп. 52. Д. 40.
Метрические книги Заячерицкой Богородицкой церкви Тотемского уезда за 1904 г. // ГАВО. Ф. 496. Оп. 57. Д. 11.
Н. К. Дружеская беседа об о. Симеоне // Церковное слово. 1909. №124. С. 378–382; №125. С. 397–400.
[Неофит (Следников), еп.]. Молитвенник к Богу усердный. Сергиев Посад, 1916.
Никон (Рождественский), архиеп. Черновик письма // ОР РГБ Ф. 765. К. 5. Ед. хр. 60. Л. 143.
Никон (Рождественский), архиеп. Черновик письма к митрополиту Владимиру (Богоявленскому) // ОР РГБ Ф. 765. К. 5. Ед. хр. 60. Л. 98.
О смерти Преосвященного Неофита, епископа Старобельского I-го викария Харьковской епархии // Государственный архив Харьковской области. Ф. 40. Оп. 101. Д. 1652.
Памяти студента С. Ф. Заплатина // ВЕВ. 1901. №5. С. 134–136.
По обложению подоходными налогами гр. Заплатина Аполинария Федоровича // ГАНО Ф. Р-435. Оп. 1. Д. 887. Л. 1–3.
По обложению подоходными налогами гр. Заплатина Аполинария Федоровича // ГАНО Ф. Р-435. Оп. 1. Д. 887. Л. 1–3.
Следников Н. Добрые люди XIX века в Вологде. Петропавловский диакон. Сергиев Посад. 1907.
Следников Н. Иеромонах Симеон – сотрудник Вологодской миссии // ВЕВ. 1903. № 8–9. С. 228–231; №10. С. 287–291.
Следников Н. Сторонник ли старообрядческого раскола Сильвестр Медведев? // Православный путеводитель. 1907. Т. 1. С. 49–52.
Феодосий (Харитонов), иеросхимон. «На пути в объятия Отчи» — дневник Феодосия Карульского [Электронный ресурс]. URL: https://bogoslov.ru/article/6172271 (дата обращения: 17.09.2024).
Дамаскин (Орловский), игум. Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Май. Тверь, 2007. С. 137–228.
Каплин А. «...Когда стрелы врагов изощрены, и они со всех сторон пускаются врагами в корабль церковный...»: К столетию со дня кончины епископа Неофита (Следникова) 1873 - 12.10/29.09.1918. [Электронный ресурс]. URL: https://ruskline.ru/analitika/2018/11/2018-11-07/kogda_strely_vragov_izowreny_i_oni_so_vseh_storon_puskayutsya_vragami_v_korabl_cerkovnyj/ (дата обращения: 17.09.2024).
Лавринов В. В., прот. Обновленческий раскол в портретах его деятелей. М., 2016.
Мальцев М. Г. Храмы и часовни г. Череповца. Ч. 1. История Благовещенского прихода г. Череповца. СПб., 2010.
Нефедова И. В. Михаил Николаевич Караулов // Православные приходы и монастыри Севера. [Электронный ресурс]. URL: http://parishes.mrezha.ru (дата обращения: 20.01.2022).
Солодов Н. В., иер. «Перед судом пастырской совести». Дневник Василия Соколова «Боровецкого» // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2021. №4. С. 306–327.
Солодов Н. В., иер. Биография схииеромонаха Феодосия (Харитонова): детство, обучение в духовных школах // Труды Саратовской православной духовной семинарии. 2023. №2. С. 103–146.
Солодов Н. В., иер. Иеросхимонах Феодосий (Харитонов) в воспоминаниях свящ. Николая Коноплёва [Электронный ресурс]. URL: https://bogoslov.ru/article/6172977 (дата обращения: 17.09.2024).
Солодов Н. В., иер. Инспектор Вологодской духовной семинарии иеромонах Феофан (Харитонов) в свидетельствах современников // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2023. №4. С. 142–170.
Солодов Н. В., иер. Святой прав. Александр Баданин по воспоминаниям учителей и учащихся Вологодских духовных школ // Вестник Вологодской духовной семинарии. 2024. №1. С. 61–103.
Спасенкова И. В. Православная традиция русского города в 1917–1930-е гг. (на материалах Вологды). Вологда. 1999. С. 221. (Канд. дис.).
Суворова С. В. За веру Христову: Духовенство, монашествующие и миряне Русской Православной Церкви, репрессированные в Северном крае (1918–1951). Архангельск, 2006.
Тарунин А. В. Черная сотня в Вологде. Вологда, 1998.
Яньшин А. В. Обновленческий раскол и борьба за храмы в приходах Вологодской епархии в 1920-е гг. // Историческая наука в контексте социогуманитарного знания: традиции и современные подходы. Череповец, 2007. Ч. 2. С. 173–183.
ВЕВ — «Вологодские епархиальные ведомости»,
ГАВО — Государственный архив Вологодской области,
ГАНО — Государственный архив Новосибирской области,
ОР РГБ — Отдел рукописей Российской государственной библиотеки,
ЧЦХД — Череповецкий центр хранения документации,
ЦВ — «Церковные ведомости».