«Путь в духовное звание»: личное дело священномученика Василия Иосифовича Бовы
Статья магистра богословия священника Михаила Анатольевича Березина посвящена особенностям «пути в духовное звание» на завершающем этапе синодального периода истории Русской Церкви на примере личного дела ставленника в священный сан (и будущего священномученика) Василия Иосифовича Бовы (1876—1937). Автор показывает порядок замещения псаломщических и диаконских мест в Тобольской и Омской епархиях Западно-Сибирского региона Российской империи. В работе также раскрываются неизвестные ранее стороны биографии священномученика Василия Бовы, касающиеся его церковно-приходской деятельности. Особое внимание уделяется характеру деловой переписки различных инстанций духовного ведомства. Статья основана на ранее не введённых в научный оборот документах из фондов Государственного исторического архива Омской области.
Статья

Послужной список псаломщика Василия Иосифовича Бовы ГИАОО. Ф.16. Оп. 1. Д. 352. Л. 10 об

«Путь в духовное звание» на завершающем этапе синодального периода истории Русской Церкви привёл к служению Церкви многих выходцев из крестьянской среды. Возможно, этот выбор был связан с внутренними убеждениями человека или же созрел под давлением внешних обстоятельств. Автор убеждён, что решение перейти в духовное звание было продиктовано живым религиозным чувством и желанием послужить Церкви, что наглядно показывает судьба новомученика Русской Церкви Василия Иосифовича Бовы. 

Будущий священник и мученик Василий Иосифович Бова родился 30 декабря 1876 года в семье крестьянина д. Калташевой Смолинской волости Тобольской губернии. Василий не получил систематического школьного образования, изучив азы грамотности в домашних условиях.

В немногочисленных кратких очерках о жизни Василия Бовы указывается, что он окончил духовное училище. Как думается, эта путаница основана на материалах следственного дела 1937 г., в котором Василий Бова говорит, что «окончил духовное училище». Впрочем, в другой раз он говорит лишь «о низшем духовном» образовании. Однако его подробный послужной список, составленный перед рукоположением в 1915 г., однозначно свидетельствует о домашнем образовании. Представляется маловероятным, что такой важный момент, как образовательный ценз, был упущен духовной консисторией при решении вопроса о диаконской хиротонии. По всей видимости, Василий Бова в обстоятельствах ареста и грозящей гибели не считал существенным этот вопрос.

До 27 лет он занимался крестьянским трудом в родной для него Тобольской губернии. Сейчас можно только предполагать, почему в достаточно зрелом возрасте Василий Бова выбрал путь служения Церкви. Хотел ли он этого по своим убеждениям или же решил попасть в духовное звание под давлением внешних обстоятельств? Как думается, решение было продиктовано его живым религиозным чувством и желанием послужить Церкви. Ни образование, ни род занятий не способствовали тому, чтобы крестьянский сын стал священнослужителем. Думается, что выбор был связан с глубоким внутренним желанием, убеждённостью в необходимости служения Церкви. На это указывает безусловная верность избранному пути во время послереволюционных атеистических гонений, закончившихся для него гибелью. 

На каждом этапе «пути в духовное звание» будущий священник сталкивался с, казалось бы, непреодолимыми препятствиями. Однако не только предположение автора, но и архивные документы доказывают, что В. И. Бова — неслучайный человек в Церкви. Он не отступил от намеченного пути, не сбился, не отрёкся даже перед лицом физического уничтожения. 

В 1903 г. Василий Бова устраивается на внештатную должность регента при Александро-Невской церкви г. Кургана. После пяти лет руководства хором он переходит на аналогичную должность при Введенской церкви железнодорожной станции Макушино, которую исправляет в течение года. Должность регента не требовала утверждения со стороны епархиального Преосвященного, равно как и не существовало перечня утверждённых формальных требований к исправляющему эту должность лицу (прежде всего образовательного ценза). Однако церковные регенты не относились к духовному званию и стояли ниже приходских псаломщиков.

Вместе с тем существующие государственные законы ограничивали приток в духовное звание лиц из бывших податных состояний, которые допускались к поступлению в белое духовенство «не иначе, как по удостоверению епархиального начальства в недостатке по его ведомству лиц духовного звания к замещению должностей».

Впрочем, в сложившейся к началу XX в. ситуации в Православной Российской Церкви с замещением духовных должностей это положение закона было практически невыполнимо. Святейший Синод в своём отчёте за 1911–1912 гг. признавал кадровый дефицит во многих (особенно новоучреждённых) епархиях, связанный с оттоком лиц из духовного звания.

Желающий получить штатную должность приходского псаломщика должен был подать соответствующее прошение на имя епархиального архиерея и после номерной резолюции Преосвященного подвергнуться испытаниям. В программе псаломщических испытаний Тобольской епархии имелись по преимуществу практические дисциплины, необходимые для дальнейшего прохождения приходского служения, но были и основы православного вероучения и библейской истории. Подробные требования к псаломщикам были в открытом доступе и регулярно публиковались в епархиальной печати.

Допрос ставленнику перед рукоположением во диаконы ГИАОО. Ф.16. Оп. 1. Д. 352. Л. 16

Как следует из личного дела Василия Бовы, резолюция Преосвященного епископа Антония (Коржавина) за № 2860 с допуском к испытаниям была получена 18 мая 1909 г., и уже через пять дней состоялось заседание «Испытательной комиссии». В штатный состав комиссии под председательством тобольского протоиерея Димитрия Смирнова входили как священнослужители, так и миряне общим числом четыре человека.

Необходимо отметить, что кандидат Василий Бова показал весьма скромные познания по предлагаемым дисциплинам. Так, церковнославянское чтение было оценено на три с минусом, начатки христианского учения на два, объяснение молитв на единицу, священная история Нового и Ветхого Заветов на три с минусом, порядок церковных служб на 2,5, церковное пение «наслышкою» на 2,5 и «нотно» на три. Стоит упоминания и такая особенность: в свидетельство о прохождении испытания делались пометки относительно заданных испытуемому вопросов. В тот же день оформленные итоги работы комиссии были просмотрены епархиальным архиереем, о чём свидетельствует соответствующая пометка с подписью Преосвященного.

Крайне неудовлетворительные результаты, показанные кандидатом при прохождении испытаний, закрывали для Василия Бовы возможность быть назначенным на место псаломщика даже на отдалённый сельский приход. Тем не менее он вновь направляет в консисторию прошение о дополнительном испытании.

31 мая последовала повторная резолюция Тобольского Преосвященного, и спустя две недели Василий Бова на переэкзаменовке смог удовлетворительно ответить на все вопросы комиссии. Как видно из резолюции епархиального архиерея, свидетельство о дополнительных испытаниях было препровождено им в Тобольскую духовную консистории для последующего сбора необходимых документов.

Консистория запросила в Градо-Курганской Свято-Троицкой церкви Тобольской губернии выписку из метрической книги о рождении кандидата на псаломщическую должность и его посемейный список. Упомянутые документы были подготовлены причтом Свято-Троицкого прихода к 9 июля 1909 г. и отправлены в консисторию.

Уже 30 августа состоялось назначение Василия Иосифовича Бовы на штатную должность псаломщика к Васильевской церкви с. Камышевское Курганского уезда Тобольской губернии. Это был уже сформировавшийся приход с относительно большим штатом из священника, диакона и двух псаломщиков. У прихода имелась сенокосная и пахотная земля, а в 1910 г. для псаломщика был построен дом. Село, впрочем, было некрупное: немногим более пятисот дворов. Годовой доход псаломщика составлял всего 40 рублей (псаломщик на таком приходе также мог претендовать на 1/6 часть от раздела так называемого кружечного дохода).

Не будет преувеличением сказать, что именно низкое жалование заставило псаломщика Бову проситься о переводе из родного для него Курганского уезда в незнакомую Омскую епархию, охватывающую огромные территории от Алтайских гор до центральных районов современного Казахстана.

Омская епархия в рассматриваемый период переживала существенный количественный рост, связанный с процессом колонизации огромных просторов казахской степи. Увеличение числа переселенческих посёлков и рост их материального благосостояния закономерно вёл к открытию новых приходов и наличию вакансий.

Псаломщик Бова отправляет прошение с просьбой о переводе на имя епископа Омского Владимира (Путяты) и, получив 29 июля 1912 года положительное решение, перебирается в Акмолинскую область . 8 августа последовало назначение на псаломщическую должность к Никольскому молитвенному дому с. Пески Петропавловского уезда.

Свидетельство Испытательной комиссии ГИАОО. Ф.16. Оп. 1. Д. 352. Л. 3

Как и во многих недавно созданных переселенческих посёлках, молитвенный дом был сооружён двумя годами ранее из подручных материалов — плетня и глины. На приходе отсутствовало жильё, и псаломщику Василию пришлось поселиться в землянке. Однако доходы за службу были несравненно большими, чем на прежнем месте служения: 200 рублей в год и ещё 300 рублей кружечного сбора псаломщик делил со священником. Некоторым подспорьем было и преподавание в церковно-приходской школе.

Через год, 2 июля 1913 года, Василий Бова был переведён на должность псаломщика в недавно созданный населённый пункт — с. Ново-Уральское Омского уезда. Ни храма, ни молитвенного дома в селе не было, а богослужение совершалось на переносном престоле, освящённом в честь Успения Богородицы в одном из классов местной школы Министерства Народного Просвещения.

21 июля 1915 г. последовал новый перевод — на этот раз к Марие-Магдалинской церкви железнодорожной станции Петропавловск. Однако уже 16 сентября исполняющий должность благочинного петропавловских городских церквей священник В. Успенский направляет рапорт викарию Омской епархии епископу Петропавловскому Мефодию (Краснопёрову) о необходимости рукоположения псаломщика Василия в сан диакона: «Вашему Преосвященству благоугодно было разрешить псаломщику Бове, под моею ответственностью, исполнять обязанности законоучителя в железнодорожной церковно-приходской школе. Для занятий законоучителем более прилично было бы носить ему сан диакона. Кроме сего, второй диакон при нашей церкви мог бы в свободную от службы неделю, помогать при священнослужении Вашего Преосвященства в Соборе». К прошению прикреплены личные документы кандидата: формулярный послужной список и метрическую выписку о заключении брака. Уже на следующий день последовала положительная резолюция: рукоположение возможно при условии свободы от воинской повинности. Стоит отметить, что в личном деле не имеется такого достаточно важного документа, как прошение самого кандидата на рукоположение. 

Резолюция учитывала сложившееся положение вещей: шла Первая мировая война, вследствие чего Преосвященный Мефодий не хотел посвящать в священный сан военнообязанного. Иначе говоря, кандидату в сан диакона необходимо было представить свидетельство об освобождении от воинского призыва, оставшееся в архиве Тобольской духовной консистории. Также Омской консистории необходимо было получить прочие документы, оставшиеся со времени служения псаломщика Бовы в Тобольской епархии. 12 октября, спустя месяц, в Тобольскую консисторию была отправлена «спешная» телеграмма с запросом. 29 октября ответ был выслан Тобольской консисторией почтовым сообщением с приложением оригиналов требуемых документов.

7 ноября кандидатом была собственноручно подписана «Присяга производимому во диакона» и заполнен «Допрос ставленнику перед рукоположением во диакона». Причём последний документ интересен присутствием различных официально-деловых пометок. Так, в самом верху первого листа стоит резолюция Преосвященного Мефодия: «К духовнику на исповедь, если не будет канонических препятствий, то к рукоположению». Исповедь состоялась в тот же день: в конце документа присутствует соответствующая запись проводившего таинство священнослужителя. Ещё ниже находится подробная информация о дате и месте состоявшейся хиротонии, а также о степени усвоения практической стороны совершения богослужений. Здесь же на полях документа имеется информация о выдаче указа с назначением с пометками об исполнении (в данном случае указ был выдан 25 ноября, что говорит об отсутствии ныне распространённой практики прохождения длительного служения в кафедральном храме).

Таким образом, 8 ноября 1915 года Василий Иосифович Бова в Вознесенском соборе г. Петропавловска епископом Петропавловским Мефодием (Красноперовым), викарием Омской епархии, был рукоположён в священный сан диакона. В 1920 г. последовало его рукоположение в сан пресвитера, однако это произошло уже после завершения синодального периода в истории Российской Православной Церкви и хронологически не относится к предмету настоящего исследования. Впоследствии священник Василий Бова разделил трагическую судьбу многих представителей православного духовенства Русской Церкви, закончив свою жизнь мученически в ночь на 20 ноября 1937 г. .

Анализ социального происхождения лиц духовного звания региона показывает, что значительную его часть составляли выходцы из крестьянской среды. Так, в 1913 г. клир Омской епархии на четверть состоял из бывших крестьян. Недавние крестьяне, влившиеся в духовное звание, подобно интересующему нас Василию Бове, не имели семинарского (среднего) образования (оно имелось менее чем у 1/5 части духовенства епархии), что не мешало им в силу кадрового голода занимать различные, хотя и низшие должности в духовном ведомстве (как правило, псаломщические). Вопрос низкого образовательного уровня духовенства неоднократно поднимался не только церковными властями, но и обществом, однако решить его в предреволюционные годы так и не удалось.

Вместе с тем имелось существенное различие в области материальной поддержки клира епархий Западно-Сибирского региона. Так, материальное положение клира Тобольской епархии заметно отставало от положения дел в Омской епархии. Последнее было напрямую связано с усилением политики колонизации в Российской империи, непосредственно затронувшей Акмолинскую область. В свою очередь, это закономерно вело к миграции духовных лиц в Омскую епархию в поисках более оплачиваемых должностей. Анализ мобильности духовенства Омской епархии показывает, что не менее 16% от его общей численности по состоянию на 1913 г. прибыло туда из иных епархий .

Таким образом, «путь в духовное звание» Василия Иосифовича Бовы, несмотря на индивидуальные особенности жизненного пути этого священнослужителя, без сомнения, характерен для Западно-Сибирских епархий в конце синодального периода.

 

Источники и литература

Источники

  1. Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания за 1911–1912 гг. СПб., 1913. 230 с.
  2. Государственный Исторический архив Омской области. Ф. 16. Оп. 1. Д. 352.
  3. Омские епархиальные ведомости. Омск, 1912. № 17. 
  4. Омские епархиальные ведомости. Омск, 1915. № 24.
  5. Свод законов Российской империи: в XVI томах. СПб, 1913. Т. IX. Ч. 1. 208 с.
  6. Специальный Государственный архив Департамента полиции Северо-Казахстанской области. Д. 02242.
  7. Справочная книга Омской епархии. Омск, 1914. 1240 с. 
  8. Справочная книга Тобольской епархии к 1 сентября 1913 года. Тобольск, 1913. 
  9. Тобольские епархиальные ведомости. Тобольск, 1909. № 18. 
  10. Тобольские епархиальные ведомости. Тобольск, 1912. № 19. 

 

Литература

  1. Васильева А. В. Социокультурный облик православного духовенства в Западной Сибири в конце XIX – начале XX вв.: дис. … канд. ист. наук: 07.00.02. Омск, 2015. 261 с.
  2. Гончаров Ю. М. Материальное положение православного белого духовенства в городах Тобольской губернии в середине XIX - начале XX в. // Известия Алтайского Государственного Университета. Барнаул, 2010. № 4–1 (68). С. 63–66.
  3. Дикова Н. В. Кадровый вопрос в Омской епархии в конце XIX – начале XX в. и механизмы его решения епархиальными властями // Известия Алтайского Государственного Университета. Барнаул, 2020. № 3 (113). С. 31–36.
  4. Литягина А. В. Ценностные ориентации и социальные нормы горожан Западной Сибири (вторая половина XIX – начало XX в.). Барнаул, 2010. 331 с.

 

Источник: Березин М., свящ. «Путь в духовное звание»: личное дело священномученика Василия Иосифовича Бовы // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2021. № 3 (8). С. 83–92

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9