Иконография Крещения Господня — от крипты Лукины до церкви Спаса на Нередице
Как сложилась иконография праздника Крещения? Откуда на иконе крест, масличная ветвь и древний старец в воде? Почему Иоанн Креститель возлагает руку на голову Христа, хотя в Евангелии это не упомянуто? Предлагаем вашему вниманию фрагмент статьи «Крещение Господне» из «Православной энциклопедии», посвящённый иконографии праздника.
Статья

Раннехристианская иконография Крещения Господня иллюстрирует евангельский сюжет лаконично: показаны Иисус Христос, св. Иоанн Креститель и голубь Святого Духа. Одними из наиболее ранних считаются изображения Крещения в крипте Лукины (начало III в.) и «капелле Таинств» (вторая четверть III в.) в катакомбах св. Каллиста в Риме. На плохо сохранившейся фреске в крипте Лукины представлен обнажённый юноша, которому помогает выйти из воды человек в тунике; слева вверху — летящая птица с ветвью в клюве. Исследователи трактуют изображение крещения Иисуса Христа св. Иоанном Крестителем[1]. Росписи «капеллы Таинств» выполнены на белом фоне, сцена Крещения помещена в центре левой от входа стены, обрамлена тонкой красно-коричневой линией. Крещаемый обнажённый Отрок без нимба, Которого идентифицируют как Иисуса Христа, стоит по колено в воде. Справа представлен муж в коротком препоясании (св. Иоанн Креститель), возлагающий Ему на голову правую руку. Струи воды Иордана, расплёскивающиеся вокруг головы Спасителя, схематично переданы длинными мазками.

Крещение Господне. Роспись катакомб святых Марцеллина и Петра в Риме. 1-я пол. IV в.

Крещение Господне. Роспись катакомб святых Марцеллина и Петра в Риме. 1-я пол. IV в.

Сцена Крещения в росписи римских катакомб Марцеллина и Петра (первая половина IV в.) частично утрачена. От фигуры св. Иоанна Крестителя, стоящего справа от обнажённого отрока Христа, сохранилась только возложенная на Его голову правая рука. Выше изображён голубь, от клюва которого на Спасителя падают струи воды (лучи?), намеченные серыми линиями. Вода у ног обозначена такими же горизонтальными линиями. В клюве голубь держит ветвь. Эта деталь напоминает о голубе, принёсшем Ною масличную ветвь как знак окончания потопа (ср. молитву на освящение воды: «Ты еси Бог наш, водою потопивый при Нои грех»). Таким образом, уже древнейшая иконография Крещения Господня подчёркивает тему очищающего воздействия воды, многообразно варьируемую в чтениях и песнопениях праздника.

Ветвь — знак мира, дарованного Богом человечеству в крещении, как аналогия с голубем Ноя, использованная Тертуллианом, упоминается позднее в связи с крещением свт. Иоанном Златоустом, свт. Григорием Богословом, прп. Иоанном Дамаскином. Композиции, аналогичные фрескам катакомб, во множестве встречаются на рельефах саркофагов, на которых вода Иордана показана вытекающей из скалы. Иногда в сцену Крещения на саркофагах включали мужскую фигуру со свитком в руках; исследователи считают, что это Исаия, пророчество которого упоминают евангелисты[2].

Наряду с историческими изображениями Крещения Господня встречаются и символические. Так, на саркофаге Юния Басса (359, музей «Сокровищница Св. Петра», Ватикан) над арочным обрамлением композиций нижнего ряда имеется сцена с двумя агнцами — один лежит, другой сверху касается его головы копытцем[3].

Другой пример — мозаика купели баптистерия из Келибии (IV в., Музей Бардо, Тунис), обрамленной латинскими надписями. На стенке трёхступенчатой крестообразной в плане купели изображён голубь Святого Духа, отмеченный крестом, от клюва которого исходят лучи. Композиция иллюстрирует определение Христа как «Света истинного», «Света подателя», «Солнца, просиявшего во Иордане» — распространённый мотив святоотеческой проповеди на Крещение, именуемое «праздником светов» или «просвещением». Под голубем помещена монограмма Христа в форме древнеегипетского иероглифа «анх» (сrux ansata), фланкированная буквами α и ω, ниже — изображение большой рыбы, символизирующей Спасителя.

К V–VI вв., в ранневизантийскую эпоху, первоначальная композиция Крещения Господня видоизменяется и постепенно вырабатывается иконография, сохранившаяся до настоящего времени с некоторыми дополнениями и отличиями в деталях. Примером новой иконографии является изображение Иордана в виде реки с берегами, в воды которой погружен Спаситель. Первые образцы такой иконографии сохранились в купольных мозаиках Баптистериев православных и ариан в Равенне.

В Баптистерии православных (середина V в.) Христос-средовек (с бородой) стоит по пояс в воде, слева на скалистом берегу — св. Иоанн Креститель в короткой тунике с крестом на длинном древке в левой руке. Композиция была искажена позднейшей реставрацией — в правой руке св. Иоанна Крестителя появилась чаша, в то время как во всех известных ранних памятниках он изображается возлагающим руку на голову Христа. Над головой Спасителя — белый голубь. Справа в воде — фигура старца, олицетворяющего реку Иордан, а также надпись лат. буквами: «IORDANN». Он держит стебель тростника, опираясь левой рукой на опрокинутую урну, из которой вытекает вода. Это изображение восходит к античным олицетворениям речного божества, таковы скульптуры Нила и Тибра в виде полулежащих мужских фигур (I в., Музеи Ватикана).

Крещение Господне. Мозаика купола Арианского баптистерия в Равенне. Ок. 520 г.

Крещение Господне. Мозаика купола Арианского баптистерия в Равенне. Ок. 520 г.

В Баптистерии ариан (ок. 520) композиция зеркально повторяет ту же сцену, отличаясь в деталях: Христос изображён безбородым, над Ним — голубь, от клюва которого исходит сноп света, справа от Него — св. Иоанн Креститель во власянице с посохом в левой руке, возлагающий руку на голову Спасителя. Слева олицетворение Иордана — полуобнажённый старец с тростником в руке, опирающийся на опрокинутую урну, из которой вытекает вода.

Крещение Господне. Миниатюра из Евангелия Раввулы. 586 г. (Laurent. Plut. 1. 56. Fol. 4v)

Крещение Господне. Миниатюра из Евангелия Раввулы. 586 г. (Laurent. Plut. 1. 56. Fol. 4v)

Миниатюра из сирийского Евангелия Раввулы 586 г. (Laurent. Plut. I. 56. Fol. 4v) является сокращённым вариантом той же иконографии, но без персонификации Иордана; добавлен небесный сегмент с благословляющей десницей — символом Бога Отца, возвестившего о Христе: «...Сей есть Сын Мой Возлюбленный...» (Мф 3: 17; Мк 1: 11; Лк 3: 22).

Крещение Господне. Ампула типа Монца. VI в. (Дамбартон-Окс, Вашингтон)

Крещение Господне. Ампула типа Монца. VI в. (Дамбартон-Окс, Вашингтон)

С конца VI в. в композиции Крещения Господня вводятся изображения ангелов: на медальоне свинцовой ампулы из собора г. Монца (VI в.) — ангел; в клейме на живописной крышке сирийского реликвария (VI в., Музеи Ватикана) — два ангела и две фигуры учеников св. Иоанна Крестителя с нимбами (Ин 1. 35). На резной пластине из слоновой кости с трона архиеп. Максимиана (VI в., Архиепископский музей в Равенне) Христос изображён безбородым, св. Иоанн облачён во власяницу и в гиматий. В сцене присутствуют два ангела с покровенными руками, а фигура, персонифицирующая Иордан, показана со спины, что буквально иллюстрирует текст Пс. 113: «...море виде и побеже, Иордан возвратися вспять».

Крещение Господне. Рельеф трона имп. Максимиана в Равенне. VI в.

Крещение Господне. Рельеф трона имп. Максимиана в Равенне. VI в.

Введение в композицию не упомянутых в евангельском повествовании персонажей и деталей, например, таких элементов иконографии, как позы и жесты, объясняется текстами службы праздника, насыщенными цитатами из псалмов. Жест св. Иоанна Крестителя, возлагающего руку на голову Спасителя, многократно упоминается в песнопениях праздника[4] и отражает практику таинства Крещения, описанного Тертуллианом. Спаситель изображается стоящим в воде нагим, редко — в препоясании. Нагота Христа как знак добровольного «истощания», то есть умаления Творца до «рабия зрака» и даже до смерти, также объясняется в словах тропарей и стихир: «Адамову наготу одевая, Благоутробне, во одежду славы, хощеши обнажитися плотию во Иордане реце», «Обнажение студное покрывая Адама праотца, обнажаешися вольно и струями Иорданскими Тебе Самого покрываеши».

О присутствии ангелов в момент крещения в Евангелиях не сообщается, но об этом упоминают песнопения службы: «Како обнажение Небеснии видят Ангели?», «Ужас бе видети Небеси и земли Творца, на реце обнажщагося и Крещение от раба за наше спасение приемлющаго, яко раба. И лицы Ангельские дивляхуся страхом и радостию», «Якоже на Небеси, с трепетом и чудом предстояху во Иордане силы Ангельские». Склонённые фигуры ангелов и их покровенные в знак почтения к святыне руки указывают на то, что они являются восприемниками при таинстве Крещения (эту роль в древней Церкви иногда играли диаконы и диакониссы)[5].

Крещение Господне. Фрагмент эпистилия. Икона. 2-я пол. XII в. (Мон-рь вмц. Екатерины на Синае)

Крещение Господне. Фрагмент эпистилия. Икона. 2-я пол. XII в. (Мон-рь вмц. Екатерины на Синае)

В средневизантийский период иконография Крещения Господня обогащается ещё несколькими деталями. На берегу рядом со св. Иоанном Крестителем изображается дерево с прислонённой к нему секирой: на мозаике кафоликона монастыря Осиос Лукас в Греции (30–40-е гг. XI в.), на иконе-тетраптихе из монастыря вмц. Екатерины на Синае (XII в.), на мозаике Палатинской капеллы в Палермо на острове Сицилия (ок. 1146–1151) и др. Эти предметы иллюстрируют слова проповеди св. Иоанна Крестителя, призывающего к покаянию: «Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Мф 3: 10; Лк 3: 9).

В воде рядом со Христом или на берегу изображается крест на колонне: на миниатюре в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 299; 1-я четв. XI в.); на мозаике кафоликона монастыря Осиос Лукас; на иконе-эпистилии из монастыря вмц. Екатерины на Синае (XI в.); на миниатюре из Евангельских чтений из монастыря Дионисиат на Афоне (XI в.). Крест напоминает, что с момента Крещения начинается общественное служение Спасителя, конечная цель которого — искупление крестным страданием грехов человеческого рода. Об этом говорится в тропаре 7-й песни канона предпразднства: «Мертвость Божественную знаменительне образующее, погружением в воде трикратным в Крещении Христу совостаем, тридневному востанию приобщающеся».

Помимо двух учеников св. Иоанна Крестителя в композицию включается и множество крещаемых — раздевающихся на берегу, прыгающих в воду, плавающих, как, например, на мозаике собора монастыря Неа-Мони на острове Хиос (1042–1056).

Крещение Господне. Миниатюра из Хлудовской Псалтири. Ок. сер. IX в. (ГИМ. Греч. № 129д, Л. 117)

Крещение Господне. Миниатюра из Хлудовской Псалтири. Ок. сер. IX в. (ГИМ. Греч. № 129д, Л. 117)

В палеологовскую эпоху выработанные ранее элементы иконографии Крещения Господня сохранялись, иногда видоизменяясь. Например, олицетворение Иордана могло изображаться в виде небольшой фигурки в воде, рядом с которой помещали персонификацию моря — женскую фигуру в раковине или верхом на рыбе (в качестве иллюстрации вышеупомянутого 113-го псалма: «...море виде и побеже...»): на мозаике церкви Паммакаристос (Фетхие-джами) в Константинополе (после 1315); на фреске кафоликона монастыря Протат на Афоне (начало XIV в.). Ранее эти образы встречались в иллюстрациях Псалтирей, напр. Хлудовской (ГИМ. Греч. № 129 д. Л. 88, 116 об., 117; ок. сер. IX в.).

Крест на колонне, стоящей в воде Иордана, со временем уступил место Голгофскому кресту, что яснее указывало на связь Крещения с крестной смертью Спасителя, например на иконе из монастыря вмц. Екатерины на Синае (XIII в.).

На фреске церкви Успения Пресвятой Богородицы монастыря Грачаница, Косово и Метохия (ок. 1320), Христос представлен стоящим в водах Иордана на перекрещённых досках, из-под которых выползают змеи. Это изображение корреспондирует с иконографией «Сошествия во ад», где Спаситель попирает сокрушённые врата ада, показанные аналогичным образом. Змей в воде — иллюстрация текста Пс. 123: «...ты стерл еси главы змиев в воде, ты сокрушил еси главу змиеву»; в песнопениях праздника Крещения многократно повторяется: «Змиев главы сокрушити Христос спеша, ныне грядет водами» (тропарь 5-й песни канона предпразднства). Таким образом, событие Крещения напрямую связывается с Воскресением и со спасением человечества от смерти.

Крещение Господне. Пелена. 1580–1590 гг. (ГРМ)

Крещение Господне. Пелена. 1580–1590 гг. (ГРМ)

В некоторые композиции Крещения Господня включаются эпизоды проповеди св. Иоанна Крестителя народу (кафоликон монастыря Протат на Афоне), изображаются множество мужей и жен с младенцами, пришедших на Иордан креститься от св. Иоанна, а также ангелы в небесах, отворяющие райские двери (фреска церкви Богоматери Перивлепты в Мистре (третья четверть XIV в.).

Русская иконография Крещения Господня лежит в русле византийской традиции — фрески Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря (между 1136 и 1156), церкви Спаса на Нередице (1199). На иконах XIV–XVI вв. закрепились палеологовские композиционные схемы.

 

[1] Покровский Н.В. Евангелие в памятниках иконографии. М., 2001. С. 252, 253.

[2] Там же. С. 253–255.

[3] Там же. С. 255.

[4] Там же. С. 270–271.

[5] Там же. С. 273.

 

Источник: Православная энциклопедия

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9