Хронологические расчёты у Климента Александрийского и происхождение традиционных дат Рождества и Богоявления
Как появились привычные нам даты Крещения и Рождества? Рассказывает византинист Павел Кузенков, анализирующий сочинение «Строматы» раннехристианского апологета Климента Александрийского.
Статья

Анализ комплекса хронологической информации, приводимой Климентом Александрийским в 21-й главе «Стромат», позволяет выявить несколько хронологических систем, на которые опирался знаменитый христианский апологет. Одна из них, полагающая творение мира на осеннее равноденствие и опирающаяся на египетский календарь, связана с александрийской иудео-эллинистической традицией. Именно из этой системы вытекает дата Рождества — 6 января или 11 тюби по неподвижному варианту египетского календаря. Сам Климент знает эту дату лишь как дату Крещения. Если перевести эту дату по подвижному египетскому календарю, распространённому в учёной среде, получим в качестве даты Крещения 25 декабря 27 г. н.э. На этом основании можно предположить тесную связь даты 25 декабря, ныне известной как дата Рождества Христова, с ранней египетской христианской традицией. Данная гипотеза позволяет объяснить происхождение традиционной римской даты Распятия — 25 марта, засвидетельствованной уже у Тертуллиана на рубеже III и IV вв.

Тит Флавий Климент († около 214/215)[1], в начале III в. стоявший во главе знаменитого впоследствии «катехетического училища» в Александрии, — крупный христианский учёный, апологет, является первым известным нам автором, который касается вопроса о хронологии жизни Иисуса Христа. К сожалению, сочинение Климента «О Пасхе», где можно было бы ожидать подробного обсуждения вопроса, не сохранилось[2]. Но важные сведения можно почерпнуть из пространных хронологических рассуждений в 1-й книге главного труда Климента — «Строматы», 21-я глава которой[3] целиком посвящена сопоставлению античной и библейской истории[4].

Историческая информация Климента может быть сведена к следующим основным пунктам:

От Адама до смерти Коммода прошло 5784 года 2 месяца 12 дней (творение — 5589 г. до н.э.)[5].

От Адама до потопа — 2148 лет 4 дня; Авраам умер через 1250 лет после Сима; раздел земли обетованной при Иисусе Навине состоялся через 616 лет после Исаака[6].

Моисей был современником Инаха Аргивянина (древнейшего персонажа греческой истории, жившего за 20 поколений, или за 400 лет до Троянской войны), а также фараона Яхмоса (XVI в. до н.э.) (по Татиану)[7]; от Моисея и Инаха до взятия Трои 758 лет (по хронологии Аполлодора)[8] или около 570 (?) лет (по хронологии Фрасилла?)[9].

Исход был в 32-й год легендарного восьмого ассирийского царя Белуха[10]; за 345 лет до конца Сотического цикла (= 1664 г. до н.э.)[11]; за 1942 года до смерти Коммода (= 1650 г. до н.э.)[12].

Многие языческие боги и герои (Кадм, Исида-Ио-Деметра, Прометей, Апис-Серапис, Лето, Титий, Тантал, Аполлон, Геракл, Зет, Амфион, Фемоноя, Орфей, Мусей) жили после Инаха, а следовательно — позже Моисея[13]; самые древние греческие философы (Ксенофан, Фалес, Гераклит, Солон, Пифагор) жили намного позже Моисея[14].

По расчётам, который сам Климент называет «нашим точным летописанием», эпоха судей от смерти Моисея до воцарения Саула насчитывает 463 года 7 месяцев[15]; эпоха царей — 572 года 6 месяцев 10 дней (100 лет от Саула до смерти Соломона, 403 года 6 месяцев 10 дней от разделения царства до плена при Иоакиме, 70 лет плена)[16]; итого от рождения Моисея до начала плена — 1085 лет 6 месяцев 10 дней[17], до конца — 1155 лет.

Вавилонское пленение произошло в начале 12-го года Иоакима, в 7-й год Навуходоносора, 1-й год 48-й олимпиады[18], окончилось же во 2-й год Дария Гистаспа (ср. Дан 9. 1).

Персидское царство от Кира до Александра длилось 235 лет[19]; Македонское царство от Александра до смерти Клеопатры — 312 лет 18 дней[20]; от победы Августа до смерти Коммода — 222 года[21].

Иисус Христос родился в 28-м году Августа, проповедовал 1 год и пострадал в 15-м году Тиберия[22]; в качестве даты его Рождества фигурируют разные дни: 25 пахона[23], 24 или 25 фармути[24], а также (в неявном виде) 6 января[25]; в качестве даты Крещения — 15 или 11 тюби[26]; в качестве даты Страстей — 25 фаменота, 25 фармути, 19 фармути[27].

Катастрофа Иерусалима при Веспасиане произошла, по одним данным, 11 июля 71 г.[28], по другим — 24 марта 70 г.[29].

Обратимся к анализу этого довольно сложного текста с целью вычленить из его разнородного материала всю возможную информацию о хронологических системах.

При внимательном знакомстве с текстом Климента становится ясно, что он не разрабатывал хронологию самостоятельно (несмотря на заявление о «нашем точном летописании»), а следовал уже готовым схемам. Причём этих схем у него несколько.

В качестве основной хронологической схемы у Климента фигурирует система, опорной датой которой является гибель императора Коммода (31 декабря 192 г. н.э.). К этой дате привязаны следующие относительные даты:

а) Адам[30];

б) Моисей и Инах Аргивянин[31];

в) основание Рима[32];

г) начало «царства римлян» при Августе[33];

д) Рождество Христово[34];

е) игры при Домициане[35];

ж) разрушение Иерусалима[36];

з) плен при Веспасиане[37] (разные события!).

Все приводимые интервалы рассчитаны по так называемой египетской системе, где каждый год равен 365 дням, а каждый месяц — 30 дням. Даже по этой, самой удобной из всех прочих системе, счёт больших промежутков с точностью до дня представляет собой непростую задачу. Для того, чтобы избежать ошибок, воспользуемся пересчётом дат на «юлианский цикл» Скалигера (J — номер дня, начиная с 1.01.4713 г. до н.э.). Полученная в результате хронологическая схема приводит к нескольким принципиально важным выводам.

В качестве «мировой эпохи» (точки творения мира) принята дата, отстоящая от 31 декабря 192 г. н.э. (Jₒ = 1791551) на 5784 года 2 месяца 12 дней (d = 2111232). Итак, счёт лет «от Адама» начинается с 5 октября 5589 г. до н.э. (JАдам = –319681). Эта эпоха — близкая к осеннему равноденствию — напоминает дату творения мира, принятую в современном иудейском календаре (основа которого разрабатывалась как раз во времена Климента): 7 октября 3761 г. до н.э. Но в то время как последняя (так называемое новолуние хаоса, молад шел тоху) приходится, вопреки библейской традиции, на понедельник, то дата у Климента попадает на среду, что прекрасно подходит для творения светил и начала отсчёта времени (Быт 1. 14–19). Творение Адама естественно датировать пятницей этой же недели, 7 октября.

Разница в 4 дня между Адамом и потопом указывает нам, что счёт идёт не по еврейскому лунно-солнечному календарю: в этом случае от творения Адама в 5-й день 1-го месяца потоп, начавшийся в середине 2-го месяца (Быт 7. 11), отделяло бы более месяца. Очевидно, здесь, как и в других случаях, приводимые Климентом расчёты сделаны по египетскому календарю (с 365-дневным солнечным годом). Указанные до потопа 2148 лет 4 дня (d = 784024) приводят в 21 апреля 3442 г., субботу (Jпотоп = 464343). Эта весенняя дата вполне соответствует библейским указаниям.

Оставляя в стороне даты, рассчитанные не с точностью до дня, перейдём к новозаветным событиям.

Дату Рождества Христова от смерти Коммода отделяет 194 года 1 месяц 13 дней (d = 70853). Этот интервал приводит нас в весьма символичный день — 6 января 2 г. до н.э. (JР.Х. = 1720698)[38]. Год события находится в полном соответствии с принятой Климентом хронологией: это 28-й год Августа после победы над Антонием. Что же касается даты, то 6 января в IV—V вв. было традиционной датой Рождества на Востоке и в качестве таковой сохраняется до наших дней в Армянской Церкви. Итак, мы можем с уверенностью предположить, что данная хронологическая схема является первым по времени известным нам свидетельством этой древней традиции.

Следующей важной вехой в рассматриваемой хронологической схеме является разрушение Иерусалима. Любопытно, что это событие имеет две разные датировки относительно смерти Коммода:

1) «катастрофа Иерусалима» (§ 145.5) за 122 года 10 месяцев 13 дней (d = 44843) приводит нас в 24 марта 70 г. (субботу JИер.1 = 1746708);

2) «плен при Веспасиане» (§ 140.7) за 121 год 6 месяцев 24 дня (d = 44369) приводит нас в 11 июля 71 г., четверг (JИер.2 = 1747182).

В современных справочниках в качестве даты падения Иерусалима обычно приводится 29 августа 70 г., когда римляне сожгли внутренние помещения Иерусалимского храма. Но осада города началась весной, вскоре после Пасхи 70 г., а официальный триумф Веспасиана состоялся в 71 г.

Рассмотрев эти данные, можем заключить, что в этом случае мы имеем дело с некоей более или менее целостной хронологической схемой, в которую встроены как ключевые ветхозаветные события, так и важнейшие вехи эллинистической и римской истории; увенчивается цепь событиями эсхатологического значения: Рождеством Спасителя и гибелью Иерусалима.

Реконструируя хронологию у Климента, следует иметь в виду, что годы Иисуса Навина посчитаны им дважды: в числе лет «от Исаака до раздела» (612 лет) и в числе судей (463 года)[39]. Кроме того, годы Персидского, Македонского и Римского царств следует считать инклюзивно: только в этом случае сумма интервалов в 140 гл. будет равна указанной в гл. 144.3.

Общая хронологическая схема может быть реконструирована таким образом:

1.

Адам — Потоп

2148

2148

2.

Потоп — призвание Авраама

1150

3298

3.

Призвание — смерть Авраама

100

3398

4.

Авраам — Исход

545

3943

5.

Исход — смерть Моисея

40

3983

6.

Иисус Навин

27

4010

6.

судьи (без Иисуса Навина)

436

4473

7.

цари

502

4957

8.

плен

70

5045

9.

Персидское царство

235*

5279

10.

Македонское царство

312*

5563

11.

Римское царство

222*

5784

* Инклюзивно.

Несмотря на принципиальную возможность построения летоисчисления «от Адама», данная хронологическая конструкция ещё не является «мировой эрой» в строгом смысле слова. Насколько можно судить из сведений Климента, события в ней не снабжаются датировками от какой-то одной точки отсчёта, но связываются друг с другом через временные промежутки. Эта схема, позволяющая оперировать данными разной степени точности, характерна для античных хронистов. Однако приводимые с точностью до дня расчёты некоторых дат свидетельствуют, по-видимому, о целенаправленном стремлении к созданию некоей идеальной всемирной хронологии, что впоследствии будет свойственно большинству христианских хронологических конструкций.

Как было отмечено выше, основные расчёты у Климента ведутся по египетской системе (год = 365 дней, месяц = 30 дней). Исключение составляет хронология римских императоров, представленная в гл. 144.4. Видимо, неслучайно она дана как «альтернативный вариант» вслед за упрощённой схемой, после которой и указан срок от Адама до кончины Коммода[40].

Указанные с точностью до дня сроки правления императоров соответствуют римской юлианской схеме с раздельным счётом лет, месяцев и дней. Для наглядности сопоставим хронологию римских императоров у Феофила, Климента и Тертуллиана с современными данными:

Император

Феофил

Климент

Тертуллиан

Liibker.

Reallex.

Август

56 л. 4 м. 1 д.

56 л. 4 м. 1 д.

56

*

Тиберий

22 г. [6 м. 26 д.]

2[2] г. 6 м. 19 д.

22 г. 7 м. 28 д.

22 г. 6 м. 26 д.

Гай (Калигула)

3 г. 10 м. 7 д.

3 г. 10 м. 8 д.

3 г. 8 м. 13 д.

3 г. 10 м. 7 д.

Клавдий

13 л. 8 м. 20 д.

13 л. 8 м. 28 д.

12 л. 8 м. 20 д.

13 л. 8 м. 19 д.

Нерон

13 л. 7 м. 27 д.

13 л. 8 м. 28 д.

11 л. 9 м. 13 д.

13 л. 7 м. 26 д.

Гальба

7 м. 6 д.

7 м. 6 д.

7 м. 6 д.

7 м. 6 д.

Отон

3 м. 5 д.

5 м. 1 д.

3 м. 5 д.

3 м. 10 д.

Вителлий

8 м. 2 д.

7 м. 1 д.

8 м. 27 д.

6 м. 1 д.

Веспасиан

9 л. 11 м. 22 д.

[9] л. 11 м. 22 д.

 

9 л. 11 м. 22 д.

Тит

2 г. 2 м. 20 д.

2 г. 2 м.

 

2 г. 2 м. 20 д.

Домициан

15 л. 5 д.

15 л. 8 м. 5 д.

 

15 л. 4д.

Нерва

1 г. 4 м. 10 д.

1 г. 4 м. 10 д.

 

1 г. 4 м. 9 д.

Траян

19 л. 6 м. 14 д.

19 л. 7 м. 15 д.

 

19 л. 6 м. 9 д.

Адриан

20 л. 10 м. 28 д.

20 л. 10 м. 28 д.

 

20 л. 10 м. 29 д.

Антонин Пий

22 г. 7 м. 26 д.

22 г. 3 м. 7 д.

 

22 г. 7 м. 18 д.

М. Аврелий

19 л. 10 д.

19 л. 11 д.

 

19 л. 10 д.

Коммод

 

12 л. 9 м. 14 д.

 

12 л. 9 м. 14 д.

* Данные для Августа не указаны, так как в современной историографии его правление принято отсчитывать с 30 г.

Что касается года Рождества, то оно в используемой у Климента схеме попадает на (5784–194=) 5590 г. от Адама, хотя в явном виде это число нигде не представлено. В поисках «более символичной» даты Рождества исследователи предлагали исправить указанное у Климента исходное число 5784 (͵εψπδʹ) либо на 5694 (͵εχςδʹ), чтобы получить традиционные впоследствии 5500 лет от Адама до Христа[41], либо на 5794 (͵εψςδʹ), что даёт 5600 лет от Адама до Христа[42]. Однако, как было показано выше, число 5784 у Климента не является случайным и изолированным, а органично встроено в хронологическую систему, поэтому его нельзя изменять произвольно. Кроме того, сомнительно, чтобы дата Рождества играла в данной хронологии ключевую роль. Как и у Феофила Антиохийского, «протоэра» у Климента привязана к императорской и ветхозаветной хронологии и ещё не содержит «символических» круглых цифр, ставших чуть позже (начиная с Юлия Африкана и Ипполита Римского) обязательным элементом для христианских эр. Характерно в этой связи, что сам Климент число лет от Адама до Христа вовсе не удостаивает внимания.

Обратимся к анализу сообщаемых Климентом дат, связанных с земной жизнью Иисуса Христа.

Как было показано выше, из основной хронологической схемы выводится дата Рождества — 6 января 2 г. до н.э. Удивительно, что сам Климент этого не замечает и Рождество 6 января не упоминает. Зато он приводит три другие, весенние даты Рождества, хотя и считает их информацией избыточной (περιεργστερον): а) 25 пахона, б) 24 фармути и в) 25 фармути.

Указанные египетские даты могут быть даны как по неподвижному «александрийскому» календарю юлианского типа, где 1 тота закреплено за 29 августа (в предвисокосные годы — 30 августа), так и по подвижному египетскому, обычно применявшемуся в астрономических таблицах (1 тота движется по юлианскому году; во 2 г. до н.э. оно приходится на 24 августа, в 29 г. н.э. — на 16 августа). Поэтому каждая из дат может быть переведена на римский календарь двояким образом.

  • 25 пахона 2 г. до н.э. — 20 мая по александрийскому стилю или 15 мая по древнеегипетскому. Каковы основания для столь необычной даты Рождества Христова, неясно. Дата 25 пахона встречается в 3-й Маккавейской книге (3 Макк 6. 35 (38) как начало 40-дневной переписи иудеев при Птолемее IV. Кроме того, 25-м пахона датировано начало всемирного потопа в расчётах египетских христианских хронистов V в.[43].
  • 24 фармути 2 г. до н.э. соответствует 14 апреля, понедельник (подвижный год) или 19 апреля, суббота (неподвижный год).
  • 25 фармути 2 г. до н.э. соответствует 15 апреля, вторник (подвижный год) или 20 апреля, воскресенье (неподвижный год).

Есть основания предполагать, что обе эти апрельские даты как-то связаны с еврейской Пасхой. Этому способствовала традиция (отраженная и у Климента) считать, что Христос пострадал ровно через год после Своего 29-летия. Во всяком случае, именно на пасхальное полнолуние 2 апреля 2 г. до н.э., среду, помещает Рождество Христово младший современник Климента Ипполит Римский[44].

Год Рождества Климент получает из сопоставления сообщений евангелиста Луки о начале проповеди Иоанна Крестителя (15-й год Тиберия) и возрасте Христа к моменту Крещения (неполных 30 лет) (Лк 3. 1–2. 23); при этом продолжительность проповеди определена в 1 год[45]. Это — принципиальный момент для расчётов. Срок в 1 год выводится из буквального понимания слов книги пророка Исайи, прочитанных Иисусом в синагоге Назарета (Лк 4. 19; ср. Ис 61. 1–2). Того же мнения придерживались гностики-валентиниане[46], Тертуллиан и, по-видимому, преемник Климента по руководству александрийским училищем — Ориген[47]. Говоря о дате Крещения, Климент ссылается на «последователей Василида», которые празднуют это событие 15 или 11 тюби 15-го года Тиберия[48].

Строго говоря, 15-й год правления Тиберия длился с августа 28 г. по август 29 г. н.э. Однако, как увидим далее, Климент считает весну 29 г. н.э. 16-м годом Тиберия. Поэтому рассмотрим оба варианта.

Для зимы 27/28 гг. н.э.:

15 тюби — 28 декабря, воскресенье (подвижный год) или 10 января, суббота (неподвижный год); последняя дата, как попадающая на субботу, гораздо менее вероятна.

11 тюби — 25 декабря, четверг (подвижный год) или 7 января, среда (неподвижный год).

Для зимы 28/29 гг. н.э.:

15 тюби — 29 декабря, понедельник (подвижный год) или 11 января, воскресенье (неподвижный год).

11 тюби — 24 декабря, пятница (подвижный год) или 6 января, среда (неподвижный год).

Нельзя не обратить внимания на символичность выделенных вариантов. Отношение дат 11 и 15 тюби, скорее всего, связано со стремлением приурочить Крещение к воскресному дню (логика такого шага прозрачна). Следовательно, первоначальным вариантом даты Крещения надо признать 11 тюби.

Расцвет деятельности Василида и его школы в Александрии приходится на 30—40-е гг. II в.[49]. Нам неизвестны основания, по которым в этой «философствующей» христианской секте была определена именно такая дата Крещения. Однако эта традиция получила распространение и развитие: если Климент ещё говорит о ней как о маргинальной, то позднее она стала широко известна на Востоке.

Поскольку в Евангелии от Луки сообщения о Крещении Иисуса и его возрасте стоят рядом, возникает возможность совместить начало проповеди и 29-летие Христа. 11 тюби «александрийского» года переводится на римский календарь как 6 января (в невисокосный год). Именно эта дата Рождества фигурирует (в неявном виде) в хронологической системе у Климента. В IV в. её убежденно отстаивал Епифаний Кипрский[50]. По сей день она сохраняется во всех христианских Церквах как дата Богоявления (Крещения Господня), а в консервативной армянской традиции к ней приурочено и празднование Рождества.

Свидетельство Климента, возможно, проливает свет на происхождение даты и другого общеизвестного христианского праздника — Рождества 25 декабря.

Празднование Рождества Христова 25 декабря впервые фиксируется на Западе в IV в., а на Восток проникает ещё позднее. Между тем уже в конце III в. в Риме в этот день существовал официальный праздник Непобедимого Солнца, учреждённый императором Аврелианом. Поэтому распространение в науке получила следующая гипотеза: после того, как при Константине Великом христианство получило статус покровительствуемой религии, праздник Солнца трансформировался в торжество по случаю появления на свет Христа — истинного Солнца праведности. При всей подкупающей простоте этой схемы в ней имеется одно слабое место. Уже Тертуллиан на рубеже II и III вв. знает как традиционную дату Страстей Христовых 25 марта. Символизм этой даты заключается в том, что она ровно на 9 месяцев отстоит от 25 декабря. Именно на этот символизм указывал свт. Иоанн Златоуст, когда в начале V в. разъяснял на Востоке пришедшую из Рима традицию празднования Рождества 25 декабря.

Как видно из слов Тертуллиана, около 200 г. датой распятия Христа на Западе считали 25 марта 29 г., 15-го (!) года Тиберия, когда Спасителю было «около 30 лет». Следовательно, началом Его проповеди был 28 г. н.э. (когда Христос вступил в Свой 30-й год). По свидетельству пасхалии Ипполита Римского, ещё в 20-х гг. III в. время Рождества совмещали с Пасхой, получая ровно год от Крещения до Страстей.

На Западе вполне могли знать о египетской традиции празднования Крещения 11 тюби. При переводе этой даты для 27/28 г. н.э. по подвижному египетскому календарю (что характерно именно для учёной традиции) появляется дата 25 декабря. Совместив её с 29-летием Христа, естественным образом может быть получена дата Его Рождества. При этом 25 декабря ровно на 9 месяцев отстоит от 25 марта (заметим, что эта связь прослеживается только в римском календаре; 9 египетских месяцев по 30 дней приведут в 30 марта). Если соотнести эту дату с Благовещением, получается стройная символическая схема четырёх ключевых событий евангельской истории: Благовещение 25 марта — Рождество 25 декабря — Крещение 25 декабря — Страсти 25 марта. Сама по себе такая схема ещё не означала повсеместного утверждения всех фигурирующих в ней дат в качестве церковных праздников. Как свидетельствуют тексты Климента, Тертуллиана и Ипполита, в начале III в. общехристианской системы праздников ещё не существовало. Однако отдельные элементы этой символической схемы могли постепенно закрепиться в качестве регулярных торжеств. Особенно это касается даты 25 марта, которая праздновалась как дата Страстей в Африканской Церкви уже при Тертуллиане, а как дата Благовещения стала широко известна на Востоке не позднее середины IV в.

Страсти Христовы, по Клименту, на 42 года 3 месяца предшествуют разрушению Иерусалима. Однако для последнего события хронологические указания Климента дают две даты: 11 июля 71 г. н.э.[51] и 24 марта 70 г.[52]. Отсчёт от первой даты приводит в пятницу 22 апреля 29 г. н.э., а от второй — в воскресенье 4 января 28 г. Последняя зимняя дата может показаться довольно странной, но естественно предположить, что она относится не к Страстям, а к Крещению и началу проповеди Спасителя. Поскольку Рождество, как показано выше, отнесено к 6 января 2 г. до н.э., то по данной хронологии Иисус Христос проповедовал в течение 30-го года Своей земной жизни и был распят в возрасте немногим более 30 лет.

Характерно, что сам Климент не называет ни даты Рождества, ни даты Страстей, получить которые можно лишь после анализа приводимых им временных промежутков. При этом он, однако, называет даты Страстей, которые приводят некие «дотошные люди» (те же последователи Василида?): 24 фаменота, 25 фармути и 19 фармути.

Рассмотрим эти даты, учитывая, что распятие Христа имело место в пятницу, а годом Страстей считается 16-й год правления Тиберия (29/30 г. н.э.).

а) 24 фаменота — пятница 8 марта 26 и 36 гг. н.э. (подвижный год) или 21 марта 32 г. н.э. (неподвижный год); первый вариант, слишком ранний для еврейской Пасхи, маловероятен и в хронологическом отношении; второй соответствует не 16-му, а 18-му году Тиберия — вполне возможно, что это одно из ранних свидетельств о традиции, принимающей трёхлетнюю проповедь Иисуса Христа[53].

б) 25 фармути — пятница 7 апреля 30 г. н.э. (подвижный год) или 20 апреля 31 г. н.э. (неподвижный год); второй вариант менее предпочтителен (довольно поздно для Пасхи), тогда как первый действительно приходится на 16-й год Тиберия (29/30 г. н.э.);

в) 19 фармути — пятница 1 апреля 29 г. н.э. (подвижный год) или 14 апреля 30 г. н.э. (неподвижный год); приемлемы оба варианта, причём первый приходится на 16-й год Тиберия по счёту самого Климента (28/29 г. н.э.)

Поскольку Страсти Христовы связаны с еврейской Пасхой, празднуемой в полнолуние (14 нисана), естественно предположить, что и расчёты, приводимые Климентом, связаны с лунными фазами.

С астрономической точки зрения отношения дат к фазам луны таковы[54]:

а) 21 марта 32 г. — вблизи последней четверти (21-й день луны);

б) 7 апреля 30 г. — вблизи полнолуния (16-й день луны);

в) 1 апреля 29 г. — канун новолуния; 14 апреля 30 г. — последняя четверть.

Итак, только одна дата идеально соответствует всем необходимым условиям: 7 апреля 30 г. Любопытно, что эта же самая дата — основанная на точных данных современной астрономии — указывается в качестве исторической датировки Страстей Христовых в большинстве современных западных справочников по библейской хронологии[55].

Возможность точного определения лунной фазы в эпоху Климента — современника и земляка знаменитого Клавдия Птолемея — едва ли удивительна: для этого было достаточно использовать 19-летний лунно-солнечный цикл Метона. Что же касается ошибочных расчётов при альтернативных датах, остается предположить, что они либо вообще не учитывали лунные месяцы (для Египта мало актуальные), либо велись по гораздо менее точному астрономическому циклу — например, 8-летнему, которым в III в. воспользовался для своей пасхалии Ипполит Римский.

Проверим последнее предположение. Восьмилетний цикл даёт погрешность в отношении лунных фаз на 1 день уже через 5,3 года. Если предположить, что расчёты велись не ранее 30-х и не позднее 90-х гг. II в., получим в качестве возможных дат составления «октаэтериды»:

а) кратные 32 г. — 136, 144, 152, 160, 168, 176, 184, 192 гг.;

б) кратные 29 г. — 133, 141, 149, 157, 165, 173, 181, 189 гг.;

в) кратные 30 г. — 134, 142, 150, 158, 166, 174, 182, 190 гг.

В годах категории (а) наблюдаемое полнолуние «дрейфовало» в это время с 6 по 16 марта (надо — 21 марта); в категории (б) — с 7 по 18 апреля (надо — 1 апреля); в категории (в) — с 27 марта по 8 апреля (надо — 14 апреля). Как видим, период 30–90 гг. II в. не подходит для создания такой «октаэтериды», по которой указанные Климентом даты Страстей совпадали бы с пасхальным полнолунием (такая возможность появляется только начиная с 228 г., после смерти Климента[56]). Итак, гипотеза о применении восьмилетнего пасхального цикла не находит подтверждения.

Дата Страстей 7 апреля имеет ещё одну особенность, возможно, проливающую свет на определение даты Крещения — 6 января. Эти даты разделяет промежуток ровно в 90 дней — 3 египетских месяца. С другой стороны, период от 7 апреля до 6 января составляет оставшиеся 9 месяцев египетского года. Таким образом, 6 января и 7 апреля соотносятся друг с другом так же, как в римской традиции, — 25 декабря и 25 марта. Возможна следующая схема: Благовещение 7 апреля — Рождество 6 января — Крещение 6 января — Страсти 7 апреля. Следы её сохранились в традиции Армянской Церкви, где Благовещение до сих пор празднуется 7 апреля[57].

Итак, подведём итоги. Климент Александрийский, заимствуя хронологические данные из различных источников, не слишком утруждал себя их точной интерпретацией: часто он представляет их лишь как частные мнения досужих людей. Тем не менее, можно обобщить хронологические указания, приводимые в «Строматах», следующим образом:

Творение — среда 5 октября 5589 г. до н.э. (создание светил и начало времени?); творение Адама — пятница 7 октября.

Рождество Христово — 6 января 2 г. до н.э. (имплицитно); по другим данным (эксплицитно) — а) 15 или 20 мая; б) 14 или 19 апреля; в) 15 или 20 апреля (того же 2 г. до н.э.?).

Крещение Иисуса Христа — 4 января 28 г. н.э., воскресенье (имплицитно); по другим данным (эксплицитно): при подвижном календаре — а) 25 декабря 27 г. или б) 28 декабря 28 г., воскресенье; при неподвижном — а) 6 января 28 г. или б) 11 января 29 г., воскресенье (прочие варианты менее достоверны).

Страстная пятница — 22 апреля 29 г. н.э. (имплицитно); по другим данным (эксплицитно) — а) 7 апреля 30 г.; б) 1 апреля 29 г. или 14 апреля 30 г.

 

[1] См. о нём: Quasten J. Patrology. Westminster (Maryland), 1983r. Vol. II: The Ante-Nicene literature after Irenaeus. P. 5-36.

[2] Уцелевшие фрагменты см.: Clemens Alexandrinus. Opera / O. Stählin, L. Früchtel, U. Treu, hrsg. B., 1970. Bd. 3. S. 216–218. Особенно важен отрывок из Пролога к «Пасхальной хронике» (Fragm. 28), где Климент предстаёт убеждённым защитником пасхальной хронологии Иоанна Богослова.

[3] Clemens Alexandrinus. Stromata I. 101–147.

[4] Clemens Alexandrinus. Opera / O. Stählin, L. Früchtel, U. Treu, hrsg. В., 19854. Bd. 2: Stromateis I–VI (GCS; 52); ср. русский перевод: Климент Александрийский. Строматы / Е.В. Афонасин, пер. СПб. (Изд-во О. Абышко), 2003. Т. 1 (Книги 1–3) (Библиотека христианской мысли. Источники). К сожалению, перевод грешит в этой части неточностями и опечатками.

[5] Clemens Alexandrinus. Op. cit. I. 144. 3.

[6] Ibidem. I. 140. 2–3.

[7] Ibidem. I. 102. 3–4.

[8] Ibidem. I. 105.

[9] Ibidem. I. 136. 3–137. 4.

[10] Ibidem. I. 102. 4.

[11] Ibidem. I. 136. 3.

[12] Ibidem. I. 147.

[13] Ibidem. I. 105.

[14] Ibidem. I. 65.

[15] Ibidem. I. 112. 1, 140. 3.

[16] Ibidem. I. 114. 1; 140. 7.

[17] Ibidem. I. 121. 4.

[18] Ibidem. I. 127. 1.

[19] Ibidem. I. 128. 1–2.

[20] Ibidem. 1.128. 3–129. 2.

[21] Ibidem. I. 140. 7; cp. 139. 1–2 (неточно 225 лет).

[22] Ibidem. I. 145. 1–3; 146.1.

[23] Ibidem. I. 145. 6.

[24] Ibidem. I. 146. 4.

[25] Ibidem. I. 145. 5.

[26] Ibidem. I. 146. 2.

[27] Ibidem. I. 146. 3.

[28] Ibidem. I. 140. 7; cp. 146. 5.

[29] Ibidem. I. 145. 5.

[30] Ibidem. I. 144. 3.

[31] Ibidem. I. 147. 4.

[32] Ibidem. I. 144. 5.

[33] Ibidem. I. 140. 6; 144. 3; 144. 5.

[34] Ibidem. I. 145. 5.

[35] Ibidem. I. 139. 2.

[36] Ibidem. I. 145. 5.

[37] Ibidem. I. 140. 7.

[38] Перевод указанного Климентом срока на юлианскую дату формальным образом (с учётом високосных лет) даёт дату Рождества 18 ноября 3 г. до н.э. (см.: Finegan J. Handbook of Biblical Chronology. Princeton, 1964. § 488). Но такой вариант пересчёта гораздо менее вероятен. Только «египетский» счёт обеспечивает согласование различных временных интервалов в непротиворечивую схему.

[39] Похожая непоследовательность встречается в хронологии Феофила Антиохийского: он указывает от Исхода до храма Соломона 566 лет (Ad Autolycum III. 22 по изд.: Theophilus of Antioch. Ad Autolycum / R.M. Grant, ed. Oxford, 1970), но по приводимым им далее данным (Ad Autolycum III. 25) этот интервал составляет 542 года (40 лет в пустыне, 498 лет от смерти Моисея до Соломона, 4 года до храма).

[40] Clemens Alexandrinus. Op. cit. I. 144. 2–3.

[41] Hozakowski V. De chronographia Clementis Alexandrini, I: De chronologia Novi Testamenti a Clemente Alexandrino proposita: Commentario theologica et critica. Munster, 1896. P. 24.

[42] Grumel V. La Chronologie. Paris, 1958. P. 24.

[43] Georgii Syncelli. Ecloga chronographica / A.A. Mosshammer, ed. Leipzig (Teubner), 1984. P. 23.

[44] Hippolytus. Commentarium in Danielem IV. 23 (Hippolyte. Commentaire sur Daniel / M. Lefevre, ed. Paris, 1947 (SC; 14); ср. рус. перевод: Ипполит Римский, свт. Творения. Вып. 1: Толкование на Книгу пророка Даниила. Казань, 1898; Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1997р. С. 109–170); см. также: Лебедев Д.А. День Рождества Христова по хронологии св. Ипполита Римского. Петроград, 1915 (отд. оттиск из ХЧ. 1915. № 1. С. 76 сл.; № 2. С. 240 сл.).

[45] Clemens Alexandrinus. Op. cit I. 145. 1–2.

[46] Irenaeus Lugdunensis. Adversus haereses II. 32. 6 [22. 1] (ср.: Ириней Лионский, сщмч. Творения. М., 1996. С. 174–176).

[47] Origenes. De principiis IV. 5; Idem. Commentarii in evangelium Joannis IV. 35.

[48] Clemens Alexandrinus. Op. cit I. 146. 2.

[49] См. о них: Lohr W.A. Basilides und seine Schule. В., 1996.

[50] Epiphanius. Panarion 51 (31). 24 по изд.: Epiphanius. Werke / K. Holl, hrsg. Leipzig, 1922. Bd. II. S. 291 (GCS; 31).

[51] Clemens Alexandrinus. Op. cit. I. 140. 7, ср. 146. 5.

[52] Ibidem. I. 145. 5.

[53] Во II в. этой традиции придерживаются Мелитон Сардский и Ириней Лионский.

[54] Espenak F. Phases of the Moon: –160 to 2100. http://sunearth.gsfc.NASA.gov (электронный ресурс).

[55] См., наир.: «Брюссельская» Библия. С. 2302; The Anchor Bible Dictionary / D.N. Freedman, ed. Doubleday (N.Y.), 1997. Art: «Chronology (New Testament)».

[56] В созданной около 222 г. пасхалии Ипполита Римского пасхальное полнолуние 30 г. н.э. попадает уже на 13 апреля (но ещё не на 14-е!).

[57] Любопытно, что фригийские монтанисты IV в. праздновали Пасху 6 апреля (14 артемисия) (Sozomenus Salaminius Hernias. Historia ecclesiastica VII. 18. 12); здесь, однако, имеет место иное явление: переход с лунного календаря на солнечный. Полнолуние 14 нисана стало соответствовать 14-му числу первого весеннего месяца, артемисия, в календаре юлианского типа, принятом в Малой Азии.

 

Источник: Кузенков П. В. Хронологические расчеты у Климента Александрийского и происхождение традиционных дат Рождества и Богоявления // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2007. Вып. 3 (19). С. 7-21.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Статья
Еще 9