Пассия: возникновение, история, современность. Часть 1
Пассия — особое богослужебное последование, совершаемое Великим постом. Название чина указывает на его содержание — воспоминание страданий Христовых. Об истории чина пассии в православном богослужении говорится в первой части статьи А.А. Лукашевича.
Статья

В статье мы рассмотрим проблемы, связанные с пассией, по следующему плану:

— определение пассии,
— библиографический обзор,
— обзор истории православной пассии,
— особенности и редакции службы с акафистом Страстям,
— кратко о полемике вокруг пассии,
— о западных истоках пассии.

Определение

Пассия (укр. и белор. — пасія, или пассія) — сравнительно новое чинопоследование, возникшее в православном богослужении не раньше XVII века, посвященное воспоминанию Страстей Христовых. Проводится оно, как правило, вечером в воскресные дни Великого поста (со 2-го по 5-е воскресенья), в Украине чаще встречается практика совершения пассий по пятницам.

Слово «пассия» происходит, по всей видимости, от старопольского passyja, которое, в свою очередь, взято из латинского passio (страдание). Название чина указывает на его содержание — воспоминание страданий Христовых (польское passyja и латинское passio указывали на Евангелия или поучения о Страстях).

Появление в православном богослужении пассий обусловлено влиянием западных традиций; однако стоит сразу заметить, что на сегодняшний день вопрос о характере зависимости пассии от католического богослужения до конца не исследован. Некоторые соображения по поводу западного влияния на пассии приводятся во второй половине статьи.

Богослужебные книги и Типикон не содержат никаких упоминаний чина пассии. Современная практика совершения пассий в Русской Церкви опирается, как правило, на то чинопоследование, которое выпускается Издательским советом Русской Православной Церкви с 1999 года. Но это не исключает сосуществования разных версий чинопоследования, особенно на Украине и в Белоруссии.

Библиография

Проблеме происхождения пассий или описанию особенностей ее совершения посвящено сравнительно мало работ, и все они небольшого объема. В статье Е. Крыжановского о Требнике Петра Могилы, напечатанной в «Руководстве для сельских пастырей» за 1860 год, упоминается установление пассий[1]. Краткая заметка о значении термина «пассия» приведена в примечании к проповеди В. Певницкого, опубликованной в 1861 году[2]. В 1874 году в «Киевских епархиальных ведомостях» выходит статья С. Голубева, в которой исследователь вводит в науку важное свидетельство о Соборе 1629 года[3]. Пространная статья Н.И. Петрова, сопоставляющая службу пассий с европейскими мистериями, польскими и украинскими песнями, а также со сформировавшимися на основе апокрифического Никодимова Евангелия поучительными чтениями, помещена в том же «Руководстве для сельских пастырей» за 1876 год[4], вопрос о пассиях поднимается и в монографии того же автора в связи с театральными «Действиями» на Страсти и кантами на ту же тему[5]. В 1903 году А.А. Дмитриевский в своей статье о Торжестве Православия опубликовал часть указания о пятничных службах в честь Страстей (т. е. о пассиях) из киево-печерского «Приложения» 1700 года (см. ниже) — ключевого текста для истории пассии[6]. В 1909 году вышла брошюра об истории пассии, написанная иером. Иадором, регентом Киевского митрополичьего хора[7]. Вопрос о пассии затрагивают в своих работах прот. К. Никольский[8] и С.В. Булгаков[9]. Небольшие заметки о прошедших пассиях, об особенностях совершения пассии в той или иной местности, о сказанных проповедях на пассиях, сами проповеди регулярно встречаются в дореволюционной церковной периодической печати[10].

После революции 1917 года выходят из печати первые официальные указания о чинах пассии: краткие предписания в календаре 1922 года[11] и чин пассии в Варшаве в 1934 году[12]; исследовательских материалов эти издания не содержали. Р.Р. Лозинский в своей магистерской работе 1960-х годов (опубликована в 2018 году) посвящает пассии небольшой пассаж[13]. Историческая справка П.В. Уржумцева о чине пассии вышла в «Журнале Московской Патриархии»[14]; в переработанном виде эта же заметка печатается в качестве предисловия к чину пассии в официальном издании Московской Патриархии с 1999 года[15]. Вопрос о пассии затрагивается в книге А.В. Вознесенского в связи с книжным памятником «Страсти Христовы»[16]. Краткое описание истории пассии включено в статью «Богослужение Русской Церкви. X–XX вв.» в нулевом томе Православной энциклопедии[17]. В 2014 году Сабат Петро написал важную статью об истории пассии, в которой привлек некоторые новые данные, включая описание современного совершения пассии в разных Церквях[18]. Краткая статья по истории и особенностям пассии была написана автором настоящей статьи для 54-го тома Православной энциклопедии[19].

История чина пассии в православном богослужении

Собор 1629 года. Чин пассии впервые упоминается в свидетельстве монаха Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве о соборе 1629 года[20]. Свидетельство сохранилось как приписка на последнем пустом листе рукописи Киево-Михайловского монастыря № 1644[21]. В нем сообщается, что поляки привлекали православных особыми службами: «а ляхи, абы им [православным] было гарно дивитися, поставиху читати зборне в церквях акафисты, зборные крестные ходы, в пост мартов [т. е. мартовский, Великий] о Страстях читати в пятки...». В начале заметки говорится о «ляхах», т. е. поляках (католиках), однако далее в перечислении литургических нововведений упоминаются акафисты, которые вряд ли читались в католическом богослужении — скорее всего, речь идет об униатских храмах. С другой стороны, некоторые данные о польском католическом богослужении XVII–XVIII веков показывают, что в рамках него могли существовать небольшие по объему чтения Страстных Евангелий в дни Святой Четыредесятницы (см. ниже, в разделе о западном влиянии). Выражение «о Страстях читати в пятки» не совсем ясно — оно могло обозначать чтение как Страстных Евангелий, так и особых поучений о страданиях Спасителя. Безусловно, данные из этой записи требуют дополнительного рассмотрения, но это свидетельство может играть важную роль в рассмотрении истории богослужения униатских (или католических) храмов того времени.

Вследствие этого был собран Собор 1629 года в Киево-Михайловском монастыре: «На вси их кривды велебный отец наш Иов Борецкий з великою скорбь дивляшесь, и зобраху Сбор епископов...». Автор заметки указывает на литургические нововведения: «И поставиша творить збором в Злотоверхое церкви на субботу акафист за иконою Новодворскою, и Печерском монастыре Sancti Iesu Christi incrucia, мы зовоша пассиа»[22]. Таким образом, в богослужение были введены:

1) соборный акафист перед списком Новодворской иконы в Златоверхом Киево-Михайловском монастыре;

2) пассии, обозначенные латинским названием «Sancti Iesu Christi incrucia [т. е. Святого Иисуса Христа Распятие]».

В заметке не говорится о порядке чинопоследования или днях его совершения, но можно полагать, что эти «incruсia» совершались именно по пятницам: во-первых, они были введены для противоборства униатским пятничным собраниям; во-вторых, в более позднем «Приложении» 1700 года также описываются богослужения в честь Страстей по пятницам. В 1629 году, т. е. тогда, когда заметка говорит об установлении пассий в Киево-Печерском монастыре, архимандритом в нем был Петр Могила, которому «Приложение» 1700 года (см. ниже) приписывает установление чина пассии — возможно, вполне справедливо, потому что наверняка на архимандрита легли обязанности по организации и выработке чина первых пассий.

В других рукописях и книгах XVII века указания на пассию пока не были обнаружены. Н.И. Петров[23] указывает, что существует чин пассии в южнорусской рукописи XVII века (рукопись Киево-Софийского собора № 362)[24] и даже приводит его заглавие — «Страсти Господа нашего Иисуса Христа», однако ничего об этом чине он не сообщает. В описании рукописи, составленной тем же Петровым[25], эта статья читается с заглавием «Страсти Господа нашего Иисуса Христа кол много до смерти пострада» (лл. 23–26) и является, по всей видимости, не чином пассии, а благочестивым размышлением о Страстях с виршами на ту же тему, которое фиксируется и в других памятниках[26]. В этой же рукописи содержатся и другие размышления и отдельные молитвословия, связанные со Страстями, часть которых принадлежит перу свт. Димитрия Ростовского, среди них есть и такие, которые были составлены в начале XVIII века[27], что ставит под вопрос датировку рукописи второй половиной XVII века. В любом случае, наличие чина пассии в данной рукописи является маловероятным.

«Приложение на похвалу Божию к Уставу церковному» 1700 года. Следующее ясное описание феномена пассии находится в весьма любопытном памятнике рубежа XVII и XVIII столетий под названием «Приложение на похвалу Божию к Уставу церковному». Поскольку данный памятник довольно плохо освещен в современной науке, остановимся на нем чуть подробнее. «Приложение» представляет собой отдельный оттиск из шести листов печатного текста, вышедший из типографии Киево-Печерской лавры между 1700 и 1702 годами. Известно по меньшей мере два издания «Приложения», первое из которых встречается как добавление к рукописям XVIII века, а второе было напечатано для Триоди Цветной 1702 года. Известны следующие литургические рукописи и сборники, содержащие «Приложение»: ГИМ. Син. 147, сборник-конволют свт. Димитрия Ростовского, собранный к 1705 году, лл. 384–389 об.[28]; ЛННБ. МВ. 95, Минея на сентябрь 1719–1720 гг., лл. 244–249[29]; сборник XVIII–XIX вв. неизвестного ныне местонахождения объемом в 149 листов, «Приложение» находится на листах 138–143[30]. В перечисленных рукописях «Приложение» состоит из шести листов, дата «Року 1700» по крайней мере в двух из них ставится на полях справа (в рукописи ЛННБ и по описанию Дмитриевского; подзаголовок «Приложения» в рукописи ЛННБ: «Предложенное Чину духовному советователно: пред святою Неделею Пятдесятною»), текст напечатан с минимальным использованием киновари (только заголовок и две начальные буквы на листах 1 об. и 2). Другое издание «Приложения» было напечатано в конце Триоди Цветной, изданной в Киево-Печерской лавре в 1702 г., при архим. Иоасафе Краковском (1690–1708); это издание отличается по деталям оформления, регулярно используется киноварь, в начале «Приложения» — другая заставка, дата «року 1700» внесена в строку под названием (подзаголовок читается как «Предложенное Чину духовному советователно, бывшее пред святою Неделею Пятдесятною. Року 1700», т. е. с добавлением слова «бывшее»). Хотя на листах с «Приложением» не продолжается пагинация, охватывающая основной объем книги, но на нижних полях проставлена нумерация листов тетрадей, что указывает на то, что это издание «Приложения» было задумано как часть Триоди Цветной, а не включено в него при переплете. К «Приложению» в Триоди 1702 года добавлено еще три страницы текста с заголовком: «По напечатаном приложении ко уставу церковному Воспоминается приложити бы и сие»; текст расположен на двух листах, на обороте второго печатается стандартная статья «От Типика Святыя горы Афонския», традиционно завершающая многие издания Триоди Цветной. Можно заключить, что ко времени издания Триоди Цветной 1702 года у составителей появились новые заметки, которые они решили прибавить к «Приложению».

Точно неизвестно, кто именно составлял «Приложение», но можно предположить, что автором текста был тогдашний архимандрит Киево-Печерского монастыря — Иоасаф Кроковский[31].

Описание пятничного чина чтения Страстных Евангелий находится на листах 5 об. — 6 «Приложения». В двух выявленных изданиях «Приложения» можно наблюдать только мелкие отличия в тексте (напр., «кончащагося» в первом издании заменено на «кончающагося» во втором). Следует особо отметить, что в описании отсутствует термин «пассия».

Текст этого указания был частично (и не во всем исправно) опубликован А.А. Дмитриевским[32]; на этот текст так или иначе ссылаются исследователи, затрагивающие проблему пассий, что приводит нас к необходимости полной публикации этого указания по второму изданию в Триоди Цветной 1702 года (с заменой особых славянских букв русскими, раскрытием титл, сохранением пунктуации, заглавных букв и еров в конце слов, кроме случаев написания с титлом).

Указание о чтении Страстных Евангелий
из «Приложения на похвалу Божию к Уставу церковному»,
лл. 5 об. — 6

(Л. 5 об.) В Четыредесятницу святаго Великаго Поста, в дни Пятковыя, по Павечерници малой в Церквахъ нарочитшихъ Монастырскихъ, или и мирскихъ соборныхъ, по Уставлению святыя памяти Православного и Блаженнаго Митрополита Киевского Петра Могилы, советуется, да чтутся Евангелия Страстныя, по две Главе пред Воскресными из коегождо Евангелиста, со припеваниемъ пред самым чтением и по чтении: Слава страстем твоим Господи.

В Пятокъ Первый, от Матфеа Глава 26, и 27, от зачала 107, до зачала кончающагося 114.

В Пятокъ Вторый, от Марка Глава 14, и 15, от зачала 63, до зачала кончающагося 69.

В Пятокъ Третий, от Луки Глава 22. и 23, от зачала 208, до зачала кончающагося 111.

В Пятокъ Четвертый, от Иоанна Глава 18 и 19, от зачала 58, до зачала кончающагося 62.

Прежде чтения же техъ Страстныхъ Евангелий, на Амбоне пред святыми Цесарскими Враты: от Иереа одеяннаго в Ризы черны, сослужащу и Диакону, и предваршу звонению в кампанъ болший (л. 6) по прочтении Молитвы Нескверная, и И даждъ намъ Владыко: да поется от Клира среди Церкве, умиленно из Ирмолоа Стихира святого Великого Пятка, Слава И ныне: Тебе одеющагося светомъ яко ризою. А по чтении Евангелскомъ да поется Стихира святыя Великия Субботы Надгробная, из Ирмолоа такожде умиленно, Слава И ныне: Прийдете, ублажимъ Иосифа приснопамятнаго. Еже да кончится сице: якоже на десятомъ Часе Цесарскомъ святаго Великаго Пятка: Покланяемся Страстемъ твоимъ Христе, Покланяемся Страстемъ твоимъ Христе, Покланяемся Страстемъ твоимъ Христе, покажи нам и Славное Твое Воскресение. Посем да кончится Павечерница, поюще по странах, Помилуй насъ Господи помилуй насъ, и прочая.

На основании указаний «Приложения» и данных из украинских изданий схему данной службы можно изложить следующим образом:

Из этого описания не совсем ясно, почему указывается малое повечерие, а не великое, положенное по Уставу в пятницу вечером в Великий пост. Можно предположить, что это было одним из тех литургических нововведений, часть из которых получила воплощение в «Приложении... к Уставу церковному», или же замена великого повечерия на малое была вызвана добавлением пространного чтения Евангелия.

Указание «Приложения» на «Слава и ныне» перед стихирами, по всей видимости, следует трактовать как указание на то, что стихиры Великой пятницы и Великой субботы написаны в Триоди (и в Ирмологионе) на «Слава и ныне». Т. е. это не указывает на то, что «Слава и ныне» должна петься перед этими стихирами на малом повечерии.

Указание «из Ирмолоа» при упоминании стихир — это ссылка на нотолинейные Ирмологионы, которые были основным певческим сборником для украинских и белорусских территорий в ту эпоху.

Появление предписания петь тропари «Помилуй нас Господи» обусловлено тем, что в украинской литургической традиции эти тропари заменяли две последние краткие молитвы («Преславная Приснодево» и «Упование мое Отец») именно на малом повечерии, что отмечается в киевских и львовских изданиях Часослова[33].

Пассия в XIX веке. Из церковной периодики второй половины XIX — начала XX веков известно, что пассии по вышеизложенному чину 1700 года продолжали совершаться на Украине.

Е. Крыжановский в статье 1860 года пишет: «Пассии до сих пор отправляются в Киеве и некоторых других городах Малороссии, на малом повечерии»[34], причем указано, что это делается «по прочтении первого псалма повечерия»; до и после Евангелия поются стихиры, как и по «Приложению» 1700 года. Примечание к проповеди В. Певницкого[35] упоминает совершение пассий в 1–4 пятницы на повечериях, распределение Евангелий и пение стихир. Те же указания приведены и в статье Голубева 1874 года[36]. Статья Н. Петрова 1876 года[37] также отмечает совершение их в 1–4 пятницу, говорит о распределении Евангелий по этим дням и упоминает пение стихир до и после Евангелия. В заметке о проповедях в Киевских епархиальных ведомостях 1880 года упоминается совершение пассий в 1–4 пятницы в Киеве (а именно в Киево-Печерском и Киево-Братском монастырях[38]). В заметке «Церковного вестника» 1904 года[39] отмечается совершение пассий по пятницам в «некоторых городах южной России» на повечерии, с пением стихир, выносом Евангелия и проповедью после него.

В заметке о пассии 1899 года[40] отмечаются те же особенности и некоторые дополнительные детали ее совершения: чтение определенных глав Евангелия в 1–4 пятницы (таких же, как и в «Приложении» 1700 года), пение «Слава Страстем...» до Евангелия и «Слава долготерпению» после Евангелия, пение стихир, «траурные» облачения духовенства, вынос Евангелия, соответствующие предварительные возгласы перед чтением, уход духовенства при пении стихиры «Приидите ублажим», пение тропарей «Помилуй нас Господи», сугубая ектения и отпуст. Отмечается произнесение проповедей в Киево-Братском монастыре и Киево-Софийском соборе. В конце статьи отмечается: «В некоторых же храмах после пассий совершается чтение акафиста “Страстям Христовым”». Данная заметка показывает, что и в конце XIX века на Украине сохранялась традиция совмещать пассию именно с малым повечерием, завершая его так, как это предписывали киевские и львовские издания Часословов XVII–XVIII веков. В то же время включение в чинопоследование пассии акафиста Страстям Христовым (см. о нем ниже) — признак, характерный скорее для XX века.

А.А. Дмитриевский при публикации части текста «Приложения» 1700 года о службе в честь Страстей отмечает: «Так как чин пассий, по этому памятнику, имеет некоторые любопытные особенности с ныне практикуемым в церквах киевских и вообще южно-русских, то мы находим не лишним привести здесь целиком этот чин»[41]. Какие именно особенности отличают этот чин от практикуемого в его время, исследователь не уточняет.

О совершении пассий можно судить по факту размещения на страницах церковной периодики проповедей на пассии[42].

Пассия в XX веке. С начала XX века начинается новый этап истории чина пассии: пассия распространяется как по местностям Украины, где ее до этого не совершали, так и по великорусским территориям. Чинопоследование меняется: в него добавляются новые компоненты — акафист Страстям, прокимен и другие. Для совершения пассий начинают выделяться другие дни Великого поста: в XX веке на территории России произошел постепенный переход к совершению пассии в воскресный день (на Украине практика совершения пассий по пятницам сохранилась).

Один из примеров распространения пассий по Украине описан в «Подольских епархиальных ведомостях» за 1904 год[43]. В них сообщается, что пассии в г. Каменец-Подольский были введены Великим постом 1904 года по благословению Климента (Верниковского), епископа Подольского и Брацлавского, для того, чтобы отвлечь паству от ярких служб в честь Страстей у католиков. Новоустановленные пассии были назначены на 2–5 пятницы Великого поста, причем их совершение имело некоторые особенности: пассии включались в состав не малого, а великого повечерия, пение стихиры «Тебе одеющагося» назначалось после молитвы «Господи, Господи, избавлей нас...» (в конце первой части великого повечерия), перед чтением Евангелия возглашался великий прокимен «Не отврати лица Твоего». После Евангелия — стихира «Приидите ублажим» и проповедь, после чего продолжалось великое повечерие.

Интерес к пассиям в начале XX века чувствовался и в центральных областях России. В 1907 году А.Д. Беляев в своем дневнике (хранящемся в РГБ, ф. 26) отмечает совершение по воскресным дням в Московской духовной академии служб, напоминающих пассии: «По воскресениям от 3½ до 5½ бывает нечто вроде пассии с проповедями <...> Читают акафист страстям, 3 страстные Евангелия, поют “Тебе одеющегося” и “Благообразный Иосиф”. На юго-восточные пассии не похоже»[44]. Второй раз акафист Страстям становится частью пассии, что становится похоже на новую тенденцию.

Любопытно в связи с этим отметить характерные высказывания иером. Иадора в его брошюре о пассии. Он указывает, что в Великороссии пассия «малоизвестна», по каковой причине он и изложил в своей статье порядок пассии, «чтобы дать возможность всем желающим священно-служителям ввести оную у себя и пользоваться этим изложением, как общепринятым руководством»[45]. Это вполне может отражать растущий интерес великорусского духовенства к этому чинопоследованию и быть реакцией на различные (не во всем правильные, с точки зрения регента киевского хора) попытки ее совершения.

В конце 1910-х и в 1920-е годы можно с уверенностью говорить о регулярном совершении пассий в Петрограде и Москве. В письме сщмч. Вениамина, митр. Петроградского, свт. Тихону от 1918 года упоминаются «Введенные в Лавре по пятницам Пассии»[46], слово «введенные» указывает, видимо, на недавнее установление этой службы в Александро-Невской лавре. Пассии служатся на Троицком подворье Петрограда в 1920-е годы[47].

Пассия по Православному календарю 1922 года. В календаре на 1922 год были помещены указания о чине пассии, в двух вариантах: на повечерии и на вечерне[48]. Чин пассии (со всеми указанными в нем особенностями) был предложен сщмч. Вениамином (Казанским), как об этом пишут составители: «В свое время Владыкою Митрополитом был предложен чин совершения пассии в след. порядке». Число пассий в посту ограничено четырьмя, по числу евангелистов (выбор чтений тот же, что и в «Приложении» 1700 года, см. выше). Первый вариант пассии в целом совпадает с бытующим на Украине. Пассия совершалась в конце повечерия (великого или малого — не указано), священнослужители в черных облачениях выходили к Распятию, во время пения стихиры «Тебе одеющагося» совершалось каждение.

Во время пения стихиры «Приидите ублажим» Евангелие уносят, с амвона служащий осеняет им молящихся. Пение тропарей «Помилуй нас Господи» явно заимствовано от украинского варианта совершения малого повечерия (см. схему выше) и воспринято, видимо, как часть пассии, при этом сугубая ектения исключена. Прощение и ектения-помянник после отпуста не указаны. Второй вариант — в конце вечерни вечером в воскресенье, с пением «Тебе одеющагося» на стиховне на «Слава и ныне», а после проповеди — «Ныне отпущаеши» и окончание великопостной вечерни. В литературе этот чин называют «петроградским», обращая внимание на некоторые его особенности (такие как целование Распятия и помазание елеем из горящей лампады): «по обычаю Петрограда» — в письме 1923 года архиеп. Иннокентия (Тихонова)[49], Р.Р. Лозинский среди деталей «петроградского чина» называет вынос Евангелия на середину (что является обычным для всех чинов пассии), слушание Евангелия с зажженными свечами, отпуст Великого понедельника, поклонение, целование и помазание, при этом добавляет «чтения акафиста не положено», поскольку в его время (в 1960-е годы) акафист, по всей видимости, уже стал обычной частью пассии[50].

Совершение пассий «не по уставу» и не в обычное время запрещается циркуляром митр. Петра для благочинных и настоятелей г. Москвы от 14 сентября 1925 года[51].

За пределами столиц распространение пассий в этот период также фиксируется — например, отмечается совершение пассий в Тамбовской области[52].

Любопытный опыт совершения пассии в Архангельске описан в письме 1923 года архиеп. Иннокентия (Тихонова). Пассия была совершена вечером в первое воскресенье Великого поста (Торжества Православия), после вечерни. Народу было очень много, поскольку, как замечает автор письма, «Пассия — служба невиданная и неслыханная в Архангельске»[53]. В конце архиеп. Иннокентий помазал молящихся маслом из зажженной лампады, по петроградскому обычаю, введенному сщмч. Вениамином Петроградским.

Варшавский чин пассии 1934 года. В 1934 году в Варшаве вышло издание переработанного чинопоследования пассии под названием «Чин последования Божественным Страстем Христовым (Пассии)», что фактически стало первым изданием этого последования (если не считать указаний о пассии в приложении к Православному календарю 1922 года). В этом изложении пассия стала независимым чинопоследованием со своим начальным возгласом и отпустом. Богослужению была придана форма молебна, только с пением «Аллилуия» вместо «Бог Господь». Чинопоследование имело следующий порядок:

— Начальный возглас «Благословен Бог наш...».

— «Аллилуия» (вместо Бог Господь) «напевом Великого Четверга».

— Тропарь «Егда славнии ученицы» (трижды).

— Великая ектения.

— Тропарь 2-го гласа «Спасение соделал еси» (тропарь 6-го часа Великой пятницы).

— Запевы вместо 1-й и 3-й песней канона (священник: «Слава Страстем Твоим Господи», хор то же самое, священник «Слава Отцу...», хор «И ныне...»; этот цикл запевов повторяется дважды).

— Ирмос 3-й песни «Тебе на водах» в качестве катавасии.

— Малая ектения.

— Тропарь «Спасение соделал еси».

— Запевы вместо 4–6 песней канона (цикл из 4 указанных выше запева, исполняется два раза, несмотря на то, что эти запевы поются не вместо двух, а вместо трех песней).

— Ирмос 6-й песни «Ят бысть» в качестве катавасии.

— Малая ектения.

— Тропарь «Спасение соделал еси».

— Возгласы «Вонмем», «Мир всем» (ответ «И духови твоему» не прописан), «Премудрость вонмем».

— Прокимен «Разделиша ризы» на 4-й глас.

— Возглас «Яко Свят еси...».

— «Всякое дыхание».

— Возгласы «И о сподобитися» и прочие.

— «Слава Страстем Твоим, Господи».

— Евангелие о Страстях.

— «Слава долготерпению Твоему, Господи».

— Проповедь.

— Сугубая ектения «Помилуй нас, Боже».

— Запевы вместо 4–6 песней канона (цикл из четырех указанных выше запевов, исполняется два раза, несмотря на то, что эти запевы поются не вместо двух, а вместо трех песней).

— Ирмос «Не рыдай Мене, Мати» в качестве катавасии.

— Просительная ектения.

— «Мир всем» с ответом «И духови твоему», «Главы наша...» и возглас «Сый благословен».

— Тропарь «Благообразный Иосиф» в редакции Великой субботы (т. е. до слов «покрыв положи», без воскресного окончания).

— «Премудрость. Пресвятая Богородице...» и другие возглашения перед отпустом.

— Отпуст «Иже нас ради человек» (отпуст часов и вечерни Великой пятницы).

— Певчие: «Слава страстем Твоим, Господи».

— Священник читает «Поклонение пяти найстрашнейшим язвам Христовым» (свт. Димитрия Ростовского).

— «Приидите ублажим Иосифа».

— «Паки и паки преклонше колена».

— «Господи, помилуй» (трижды).

— Молитва «На Кресте пригвожденный».

Некоторые детали чинопоследования вызывают недоумение. Расположение ектений необычно: великая ектения помещается не до «Аллилуия» и тропаря, а после них, сугубая ектения — сразу после Евангелия (а не в конце службы), а просительная — после канона, хотя обычно в чине молебна просительной ектении нет вообще. Возглас «Главы наша Господеви преклоним» есть, но тайной молитвы нет, на ее месте стоит возглас «Сый благословен», характерный только для вечерни и утрени. Тропарь «Благообразный Иосиф» находится уже после этого возгласа и фактически занимает место молитвы «Утверди Боже». Трудно сказать, включалось ли «Поклонение пяти найстрашнейшим язвам Христовым» в состав пассии до варшавского издания 1934 года, в источниках пока не удалось найти указания на это, но униатские (а иногда — и православные) издания акафиста Страстям Христовым с XVIII века помещают это «Поклонение» перед первым кондаком акафиста.

Варшавский чин 1934 года предполагает, что пассия совершается пять раз за Великий пост (ср. с указаниями на четыре пассии в приведенных выше источниках). На первых трех пассиях читаются Евангелия от Матфея, от Марка и от Луки (те же главы, что и в «Приложении» 1700 года), на 4-й пассии — главы 13–17 от Иоанна, на 5-й — главы 18–19 от Иоанна; другим вариантом является чтение глав 13–19 от Иоанна на 4-й пассии и составного Евангельского чтения Великой пятницы — на 5-й пассии (см. примечание внизу страницы: Чин последования Божественным Страстем Христовым (Пассии). С. 8). Чтение глав 13–17 от Иоанна является достаточно необычным для чинов пассий, как старинных, так и современных.

Это издание, несмотря на его необычность, сохраняет определенную актуальность и по настоящее время. В третьей четверти XX века была изготовлена машинописная копия этого чина, с именем патриарха Алексия (видимо, первого), сейчас хранится в РГБ, в собрании Е.А. Карманова[54]. По этому чину служат некоторые приходы автокефальной Церкви Украины, униаты.

Замена пассий на другие чины в конце 1940-х. Неожиданный эпизод с целенаправленной отменой воскресных пассий описан в материалах, связанных с Ташкентом конца 1940-х годов. Согласно «Бюллетеню» по епархии № 6 (1948)[55], в Успенском соборе г. Ташкента в 1947 и 1948 годах, при епископе Гурии (Егорове), не проводились пассии. Предполагалось, что выносить такое сосредоточенное созерцание Страстей за рамки Страстной седмицы является неуместным. Вместо этого по воскресным вечерам (т. е. в обычное время пассий, как это отмечает «Бюллетень»: «когда обычно в некоторых приходах совершаются Пассии») в соборе устраивались специальные службы типа молебнов с покаянными песнопениями. Чин этих молебнов приводится в том же «Бюллетене» (и опубликован в статье М.П. Рахмановой), включает тропари «Помилуй нас Господи» на «Бог Господь» и покаянный канон из молитвослова.

Пассия с середины XX века до наших дней. В Оренбурге в 1953 году фиксируется совершение пассий в воскресенье вечером[56]. Распространение пассий в Ростове-на-Дону связывается с именем митр. Ростовского Вениамина (Федченкова; 1951—1955). Так, в доносе советскому руководству по делам религии 1960 года говорится о ростовских пассиях: «Но вот митрополит Вениамин (Федченков) этот чин стал насаждать в г. Ростове. Сам ездил по церквам Ростова, читал Евангелие и после проповедовал <...> Наши ростовские верующие сначала с недоверием относились к этому начинанию, но потом привыкли и стали посещать храмы на Пассию в большом количестве»[57]. Описание пассии в письме регента ростовского архиерейского хора Н.П. Петропавловского от 5 марта 1958 года соответствует киево-печерскому чину пассии: «здесь пассии по пятницам, но без всяких проповедей и концертов. “Тебе одеющагося”, Евангелие и “Приидите ублажим”, и хор уходит»[58]. При митр. Иннокентии (Зельницком; 1958—1961) торжественность пассий увеличивается, чин включает концерты, проповедь, даже пение «Суда над Христом» из «Страстей» Баха[59].

В 1960-е годы в Троице-Сергиевой Лавре пассии совершались вечером в воскресные дни поста, о чем есть свидетельство архим. Матфея (Мормыля)[60].

Итак, ко второй половине XX столетия совершение пассий фиксируется в различных областях России. Пассия может совершаться в разные дни, для нее могут подбирать различные варианты чинопоследования, однако достаточно часто в российских храмах делается выбор в пользу совершения этой службы в воскресный день — возможно, в связи с большим удобством для молящихся.

 

[1] Крыжановский Е. О Требнике Киевского митрополита Петра Могилы // Руководство для сельских пастырей. 1860. № 43. С. 198.

[2] Певницкий В. Слово на пассию 1-й недели Великого поста // Труды Киевской Духовной академии. 1860. Март. С. 255.

[3] Голубев С. Когда и кем введены в южно-русскую обрядность пассии? // Киевские епархиальные ведомости. 1874. № 7. Отдел второй. С. 161–165.

[4] П[етров] Н. Несколько слов о происхождении пассий // Руководство для сельских пастырей. 1876. Т. 1. № 8. С. 221–238.

[5] Петров Н.И. Очерки из истории украинской литературы XVIII века. Киев, 1880. С. 29.

[6] Дмитриевский А.А. Торжество православия в первую неделю Великого поста в Киеве и в Малой России в конце ХVII и в начале ХVIII столетия // Руководство для сельских пастырей. 1903. № 8. С. 200.

[7] Иадор, иером. Чинопоследование «Пассии». Исторический очерк и порядок ее. К., 1909; 2-е издание вышло два года спустя: Киев, 1911.

[8] Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. СПб., 19077, С. 585.

[9] Булгаков С.В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. Киев, 1913. М., 1993р. С. 556–557.

[10] Служба пассий в г. Каменце-Подольском // Подольские епархиальные ведомости. 1904. № 12. С. 273–275; Обряд пассии в Юго-Западном крае // Церковные ведомости. Прибавления к Церковным ведомостям. 1899. № 13. С. 543–544; Проповеди на так называемых пассиях // Киевские епархиальные ведомости. 1880. № 14. С. 13–14; и др.

[11] Православный церковный календарь на 1922 год. Петроград, [1921]. С. 17–18.

[12] Чин последования Божественным Страстем Христовым. Варшава, 1934.

[13] Лозинский Р.Р. Русская литургическая письменность. Пути исторического развития и анализ богословского содержания. Работа на соискание степени магистра богословия. Кострома, 1964–1967. Тула: Аквариус, 2018. С. 389–394.

[14] У[ржумцев] П.В. Чинопоследование пассии (исторический очерк и порядок совершения) // ЖМП. 1964. № 4. С. 56–57

[15] Пассия, или Чинопоследование с акафистом Божественным Страстем Христовым. М., 1999. С. 5–10; то же последование переиздавалось несколько раз, см.: Медведева. С. 236, 244, 250, 254, 265, 277–278.

[16] Вознесенский А.В. Старообрядческие издания XVIII – начала XIX века : Введение в изучение. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1996. С. 125–129.

[17] Желтов М.С., Правдолюбов Сергий, прот. Богослужение Русской Церкви. X–XX вв. // Православная энциклопедия. [Вводный том]: Русская православная церковь. М., 2000. С. 510.

[18] Caбат П.В. Історія виникнення та формування богослужіння Пассії у Київській Церкві // Калофонія. № 7. Львів, 2014. С. 55–67.

[19] Лукашевич А.А. Пассия // Православная энциклопедия. Т. 54. М., 2019. С. 684.

[20] Голубев С. Когда и кем введены в южно-русскую обрядность пассии? // Киевские епархиальные ведомости. 1874. № 7. Отдел второй. С. 164–165; то же в его же: Киевский митрополит Петр Могила и его сподвижники. Т. I. Киев, 1883. С. 214; с рядом ошибок передается в книге: Булгаков Г. Западно-русские православные церковные Соборы, как органы церковного управления. Курск, 1917. С. 171.

[21] Рукопись свт. Василия Великого о постничестве, кон. XVI — нач. XVII веков; описание рукописи см. под № 480 в книге: Петров Н.И. Описание рукописных собраний, находящихся в городе Киеве. М., 1896. Вып. ІІ: Собрание рукописей Киево-Печерской Лавры, Киевских монастырей Златоверхо-Михайловского, Пустынно-Никольского, Выдубецкого и женского Флоровского, и Десятинной церкви. С. 158–159; современный шифр рукописи, по всей видимости: НБУВ. Ф. 307 (собр. Киевского Златоверхо-Михайловского монастыря), № 480п/1644.

[22] Иногда авторы передают слово «пассиа» греческими буквами: πάσσια, напр., в описании Петрова или книге Булгакова; к сожалению, рукопись была нам недоступна, в связи с чем проверить точность передачи текста не удалось.

[23] П[етров] Н.И. Несколько слов о происхождении пассий // Руководство для сельских пастырей. 1876. Т. 1. № 8. С. 237; Петров Н.И. Очерки из истории украинской литературы XVIII века. Киев, 1880. С. 29.

[24] К сожалению, с рукописью ознакомиться не удалось; в настоящее время рукопись, по всей видимости, хранится в НБУВ им. Вернадского в фонде 312 — собрании рукописей Киево-Софийского собора

[25] Петров Н.И. Описание рукописных собраний, находящихся в городе Киеве. Выпуск ІІІ: Библиотека Киево-Софиевского Собора. М., 1904. С. 61–64, под № 186.

[26] См. аналогичные: Соболевский А.И. Библиографические редкости // Чтения в историческом обществе Нестора летописца. Кн. 16. Отд. V. Вып. 4-й. С. 51–53.

[27] Напр., «Благодарное страстей Христовых размышление», датируемое 1702 годом, см.: Сочинения святого Димитрия, митрополита Ростовского. Ч. 1. М., 1818. С. 167.

[28] Протасьева Т.Н. Описание рукописей Синодального собрания (не вошедших в описание А.В. Горского и К.И. Невоструева). Ч. 1. М., 1970. С. 38; Федотова М.А. Святитель Димитрий Ростовский. Чуда пресвятой и преблагословенной Девы Марии. Чернигов, 2013. С. 16.

[29] Рукопись Львовской национальной научной библиотеки им. В. Стефаника; Кольбух М. Феофіл Дунаєвський — переписувач і оздоблювач кириличних книг // Записки Львівської національної наукової бібліотеки України імені В. Стефаника. 2012. № 4. С. 300.

[30] Описание в статье: Дмитриевский А.А. Торжество православия в первую неделю великого поста в Киеве и в Малой России в конце ХVII и в начале ХVIII столетия // Руководство для сельских пастырей. 1903. № 8. С. 198–199.

[31] А.А. Дмитриевский приходит к такому выводу на основании данных из текста «Приложения», хотя у него не было сведений о месте издания отдельного оттиска «Приложения», который был у него на руках; текст «Приложения» в конце Триоди Цветной 1702 года был ему неизвестен — см.: Дмитриевский. Там же. С. 202.

[32] Дмитриевский. Там же. С. 200.

[33] См., например: Часослов. Киево-Печерская лавра, 1616–1617. Лл. 170–171 об.; Часослов. Львов, 1668. Л. 237; Часослов. Львов, 1726. Л. 237.

[34] Крыжановский Е. О Требнике Киевского митрополита Петра Могилы // Руководство для сельских пастырей. 1860. № 43. С. 198.

[35] Певницкий В. Слово на пассию 1-й недели Великого поста // Труды Киевской Духовной академии. 1860. Март. С. 255.

[36] Голубев С. Когда и кем введены в южно-русскую обрядность пассии? // Киевские епархиальные ведомости. 1874. № 7. Отдел второй. С. 161.

[37] П[етров] Н. Несколько слов о происхождении пассий // Руководство для сельских пастырей. 1876. Т. 1. № 8. С. 221–222.

[38] Проповеди на так называемых пассиях // Киевские епархиальные ведомости. 1880. № 14. С. 13–14.

[39] Летопись церковной и общественной жизни в России // Церковный вестник. 1904. № 13. Стлб. 407.

[40] Обряд пассии в Юго-Западном крае // Церковные ведомости. Прибавления к Церковным ведомостям. 1899. № 13. С. 543–544.

[41] Дмитриевский А.А. Торжество православия в первую неделю великого поста в Киеве и в Малой России в конце ХVII и в начале ХVIII столетия // Руководство для сельских пастырей. 1903. № 8. С. 200.

[42] Певницкий В. Слово на пассию 1-й недели Великого поста // Труды Киевской Духовной академии. 1860. Март. С. 255–266; Царевский А., свящ. Слово на пассию второй недели Великого поста // Киевские епархиальные ведомости. 1892. № 7. Часть неоффициальная. С. 173–177; Неселовский А. Поучение на пассию в четвертую неделю Великого поста // Подольские епархиальные ведомости. 1904. № 12. Часть неоффициальная. С. 276–281; и др.

[43] Служба пассий в г. Каменце-Подольском // Подольские епархиальные ведомости. 1904. № 12. Часть неоффициальная. С. 273–275.

[44] Черепенников К.А. Покровский академический храм Московской духовной академии в дневниках профессора Александра Дмитриевича Беляева // Церковный историк. 2019. Т. 2. № 2. С. 86.

[45] Иадор, иером. Чинопоследование «Пассии». Исторический очерк и порядок ее. К., 1911. С. 9.

[46] Смолякова И.Н. Письма священномученика Вениамина, митрополита Петроградского, святителю Тихону, Патриарху Московскому и всея России // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 2: История. История Русской Православной Церкви. 2014. № 6(61). С. 137.

[47] Александрова-Чукова Л.К. Богословский институт в Петрограде (1920–1923 гг.) как первый этап на пути восстановления духовных школ в виде академий и семинарий // Вестник церковной истории. 2020. № 3–4(59–60). С. 259.

[48] Православный церковный календарь на 1922 год. Петроград, [1921]. С. 17–18; о богослужебных приложения в календаре см.: Кравецкий А.Г., Плетнева А.А. История церковнославянского языка в России (конец XIX — XX в.). М., 2001. С. 175, 307.

[49] Зегжда С.А. Александро-Невское Братство: добрым примером, житием и словом. [Набережные челны], 2009. С. 81.

[50] Лозинский Р.Р. Русская литургическая письменность. Пути исторического развития и анализ богословского содержания. Работа на соискание степени магистра богословия. Кострома, 1964–1967. Тула: Аквариус, 2018. С. 392–393.

[51] Кравецкий А.Г., Плетнева А.А. История церковнославянского языка в России (конец XIX — XX в.). М., 2001. С. 318.

[52] Левин О.Ю. Религиозный подъем в 1922–1929 годы // Богословский сборник Тамбовской духовной семинарии. 2017. Вып. 4. С. 185.

[53] Зегжда С.А. Александро-Невское Братство: добрым примером, житием и словом. [Набережные челны], 2009. С. 81; Он же. Духовное наследие священномученика архиепископа Иннокентия (Тихонова). Набережные Челны, 2009. С. 196.

[54] РГБ. Ф. 929. Карт. 63, № 6.

[55] См. публикацию в статье: Рахманова М.П. Путь действенного служения (Владыка Гурий Егоров) // Православие и современность: Журнал Саратовской митрополии. 2015. № 33. С. 91–92; То же // Православное Поволжье. Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии. URL: https://eparhia-saratov.ru/Articles/put-dejjstvennogo-sluzheniya

[56] Протоиерей Владимир Рожков. Записки священника // Вестник церковной истории. 2012. № 3–4 (27–28). С. 145.

[57] Сорокина У.В. Организация службы Пассия в Ростовском кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы в свете Западной и Восточной христианской традиции // Проблемы синтеза в современной музыкальной культуре, Ростов-на-Дону, 11–15 апреля 2019 года. Ростов-на-Дону, 2019. С. 38–39.

[58] Сидорова М.П. Церковно-певческая культура Курской епархии (на примере деятельности архиерейского хора). Дисс... канд. иск. М., 2019. С. 65.

[59] В том же доносе 1960 г.; Сорокина. Там же; Шадрина А.В. Церковные хоры и регенты Дона 1920–1950-х гг.: к проблеме осмысления культурного наследия региона // Богослужебные практики и культовые искусства в полиэтническом регионе: материалы Международной научной конференции. Майкоп: Издательство Маргарин О. Г., 2016. С. 231.

[60] Туманов С. Архимандрит Матфей (Мормыль) — музыкант и духовник — в своих воспоминаниях и воспоминаниях современников // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 5: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2013. № 2(11). С. 209; из беседы Н. Денисова с архимандритом 22 июня 1998: Архимандрит Матфей (Мормыль). На чужом основании никогда ничего не строил / Беседу провел Николай Денисов. Троице-Сергиева Лавра. 22 июня 1998 года. // Правмир. URL: https://www.pravmir.ru/arximandrit-matfej-mormyl-na-chuzhom-osnovanii-nikogda-nichego-ne-stroil/ [Дата обращения: 20.12.2021].

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9