Ранее автором настоящей статьи был подготовлен ряд материалов, посвященных изучению богословской системы патриарха Константинопольского (1283-1289 гг.) Григория II Кипрского [8-17], в том числе и в соавторстве с другим исследователем [17]. Указанные публикации были посвящены учению Григория Кипрского об исхождении Святого Духа и рецепции этого учения в Православной Церкви. В настоящей работе мы рассмотрим научные труды, посвященные полностью или частично пневматологии Григория Кипрского в русскоязычной научной среде в Синодальный период. Мы не будем рассматривать те работы, где деятельность патриарха лишь упоминается или характеризуется очень коротко, но обратим внимание на публикации, где автор достаточно подробно или в очень важном контексте рассматривает богословие патриарха.
Максимальное значение для изучения богословского наследия патриарха Григория Кипрского в дореволюционное время имели труды русского патролога И.Е. Троицкого. Данный исследователь перевел на русский язык ряд текстов патриарха Григория, а также стал автором нескольких научных публикаций по данной теме. В числе публикаций И.Е. Троицкого по этой теме были переводы автобиографического сочинения патриарха [23] и его письма императору Андронику II Палеологу [31]. В публикации [31] историк в примечаниях говорит о некоторых деталях полемики Григория Кипрского и Иоанна Векка об исхождении Святого Духа в связи с Томосом Влахернского Собора 1285 г. [31, с. 511, сноска 1]. И.Е. Троицким была написана серия статей, посвященных арсенитскому расколу XIII-XIV вв., в двух из которых дано подробное описание жизни и деятельности Григория Кипрского на основе сочинений византийских историков Георгия Пахимера и Никифора Григоры [24, 25]. Автор описывает Собор 1283 г., осудивший Иоанна Векка [24, с. 599-607]., и упоминает о присутствии на этом Соборе Григория Кипрского, будущего патриарха [24, с. 599]. Подробно описываются события от избрания Григория патриархом Константинопольским до Влахерснкого Собора 1285 г. [24, с. 615-645; 25, с. 1055-1063]. В работе [25] И.Е. Троицкий уделяет большое внимание богословским спорам об исхождении Святого Духа, происходившим в период патриаршества Григория Кипрского. В центре рассмотрения данного вопроса находится Влахернский Собор 1285 г. Автор подробно описывает обстоятельства вызвавшие необходимость проведения этого Собора для повторного рассмотрения дела Иоанна Векка [25, с. 1063-1065]. В статье подробно описан ход работы Собора [25, с. 1065-1080]. Представлены активные участники Собора. С православной стороны участниками Собора являлись патриарх Константинопольский Григорий Кипрский, патриарх Александрийский Афанасий, великий логофет Феодор Музалон, великий хартофилакс Георгий Мосхамбар. Другая сторона была представлена бывшим патриархом Иоанном Векком, а также архидиаконами Константином Мелетиниотом и Георгием Метохитом. Важное значение имело обсуждение цитаты из творений прп. Иоанна Дамаскина (в данных словах св. Иоанн называет Бога Отца «Изводителем Духа Воссиявателя чрез Слово», в русском переводе соответствующий текст представлен в [1, с.179-180]), которую обе стороны толковали по-разному [25, с. 1067-1071]. Также жаркий спор возник при рассмотрении творений свт. Григория Нисского [25, с. 1071-1074]. Иоанном Векком было упомянуто и высказывание свт. Тарасия Константинопольского об исхождении Святого Духа через Сына [25, с. 1075]. Дискуссия не только не привела к примирению и присоединению сторонников Векка к Церкви, но и сильнее выявила расхождение между сторонами конфликта. Вместе с тем у православных участников Собора возникло понимание необходимости точно сформулировать православное учение об исхождении Святого Духа. Составление документа, содержащего изложение веры было поручено патриарху Григорию Кипрскому [25, с. 1078-1080]. Далее И.Е. Троицкий рассматривает дискуссию вокруг составленного Григорием Томоса Собора, развернувшуюся в 1285-1289 гг. [25, с. 1081-1112]. Среди основных эпизодов этой дискуссии указаны отказ клириков подписать Томос (в том числе в связи с непониманием термина «воссияние») [25, с. 1081-1083], критика Томоса со стороны Иоанна Векка [25, с. 1083-1084], критика Томоса со стороны Георгия Мосхамбара и других бывших сторонников Григория [25, с. 1084-1089], полемика вокруг сочинения сторонника Григория монаха Марка, усилившая критику Томоса и самого патриарха в византийском обществе [25, с. 1089-1095], участие арсенитов в спорах о Томосе [25, с. 1095-1099], события, связанные с отставкой патриарха Григория II [25, с. 1099-1112], а также решение специальной комиссии об исключении из Томоса изъяснения слов прп. Иоанна Дамаскина [25, с. 1112]. В данной работе автор также говорит о своих планах публикации сочинений Григория Кипрского в русском переводе [25, с. 1102, сноска 2], чтобы и было выполнено позднее в серии статей [27-30]. В этих статьях историк приводит перевод ряда сочинений самого Григория Кипрского, а также его оппонентов. Из сочинений Григория представлены «Изложение свитка веры против Векка» [27, с. 344-366], послание Григория Кипрского Андронику II [27, с. 367-369], «Исповедание патриарха, кир Григория» [27, с. 370-377], подписанный именем патриарха Григория трактат «Блаженной памяти Григория Кипрского, патриарха Константинопольского, об исхождении Святого Духа» [29, с. 288-352], «Святейшего патриарха Григория (Кипрского) самая сильная апология против нападок на его свиток» [30, с. 545-570]. Из сочинений его оппонентов приведены тексты Иоанна Хилы (записка Иоанна Хилы Андронику II Палеологу [27, с. 366-367]) и Иоанна Векка («Иоанна Векка, смиренного епископа Константинопольского, в ответ на свиток Кипрского против новоявленных его ересей. Слово 1» [28, с. 581-605], «Иоанна Векка, смиренного епископа Константинопольского, в ответ на свиток Кипрского против новоявленных его ересей. Слово 2» [30, с. 520-545]). Переводы снабжены примечаниями, приведены обширные комментарии в двух статьях из указанной серии. В первом из указанных комментариев историк дает обоснование своей работы: русскоязычному читателю известно малое количество документов, относящихся к истории споров об исхождении Святого Духа, что приводит к необходимости ознакомить читательскую аудиторию с текстами, ставшими результатом важнейшего периода пневматологической полемики – 80-х гг. XIII в. Историк дает короткую характеристику полемики об исхождении Святого Духа в византийский период в целом, указывая на ошибки и латинских, и греческих полемистов, а также дает короткую характеристику обстановки, сложившейся вокруг Григория Кипрского во время его полемики с Иоанном Векком [28, с. 338-343]. В во втором комментарии историк рассматривает вопрос о хронологии и деталях исследования издаваемых текстов (в том числе и Томоса Собора 1285 г.) с учетом научных результатов времени публикации и высказывается по поводу обстоятельств написания и особенностей изучения трактата «Об исхождении Святого Духа», подписанного именем патриарха Григория Кипрского [29, с. 280-288]. Также важно отметить, что в работе [26, с. 511- 515] И.Е. Троицкий описывает, как изменилось отношение Иоанна Хилы к Григорию Кипрскому.
Значение работы И.Е. Троицкого по изучению наследия Григория Кипрского для русского богословия и русской патрологии сложно переоценить. Если бы его исследования и переводы по этому вопросу не были бы выполнены, то русскоязычная академическая среда была бы лишена переводов важнейших догматических документов и исторических источников, не имела бы исследований, обобщающих все данные по истории патриаршества и богословской деятельности Григория II Кипрского. Можно без преувеличения сказать, что И.Е. Троицкий – главный специалист по изучению богословских споров о Святом Духе в 1280-х гг. в российской дореволюционной науке. Также важно отметить, что к работам И.Е. Троицкого обращаются и зарубежные исследователи [2, с. 4-5, 155; 3, с. 11].
Рассмотрим работу профессора А.Л. Катанского, посвященную попыткам соединения Православной Церкви с Римом в XI-XV вв. [6]. В данной работе дается много информации о деятельности Григория Кипрского (автор называет патриарха его светским именем – Георгий Кипрский). Исследователь отмечает, что в период правления Михаила Палеолога будущий патриарх поддерживал сторонников унии [6, с. 143, 176, 189]. Повествование о полемике между Иоанном Векком и противниками унии начинается с описания Собора 1283 г., на котором присутствовал и Григорий Кипрский [6, с. 176]. Подробно описывается избрание Григория на патриарший престол и связанные с этим событием обстоятельства [6, с. 177-181]. Затем А.Л. Катанский переходит к описанию полемики начавшейся в 1285 г., на заседаниях Влахернского Собора, и продолжившейся в последующие годы: автор рассматривает публикацию Томоса 1285 г., ответ Векка на этот документ, последующие сочинения и кризис, вызванный этой полемикой [6, с. 181-184]. Подробный анализ богословия Григория Кипрского в этой работе не представлен.
Достаточно подробно рассматривает патриаршество Григория Кипрского дореволюционный российский историк А.П. Лебедев [7, с. 354-363]. Он приводит изложение полемики между Григорием II и его главным оппонентом – Иоанном Векком. Профессор А.П. Лебедев рассматривает некоторые положения Томоса Собора 1285 г., характеризующие деятельность сторонников унии, а также сочинения Иоанна Векка и патриарха Григория, появившиеся в ходе дальнейшего спора [7, с. 357-361]. В конце описания патриаршества Григория приводится список его сочинений, переведенных на русский язык к моменту написания работы А.П. Лебедева [7, с. 363, сноска 165].
Особый интерес представляют упоминания учения Григория Кипрского в работах одного из самых известных дореволюционных историков Церкви В.В. Болотова «Тезисы о «Filioque» и «Реферат, предложенный в заседании Комиссии по старокатолическому вопросу 22 января 1893 года», включенных в сборник «К вопросу о Filioque» [5]. В работе «Тезисы о «Filioque» профессор В.В. Болотов свое утверждение о том, что выражения отцов Церкви об исхождении или воссиянии Святого Духа через Сына не всегда означают посылание Святого Духа во времени, подтверждает, в том числе, и ссылкой на богословские взгляды Григория Кипрского [5, с. 64]. Во второй из указанных работ В.В. Болотова дается важная характеристика пневматологии Григория Кипрского. Во-первых, патриарх отказывался отождествлять воссияние через Сына с исхождением через Сына, то есть воссияние Святого Духа через Сына не означает, что Сын имеет отношение к причине или началу бытия Святого Духа. Во-вторых, Григорий не считал воссияние эквивалентом временного посылания Святого Духа через Сына, он подчеркивал вечный характер воссияния [5, с. 120-122].
В работе В.И. Барвинка, посвященной жизни и деятельности богослова XIII в. Никифора Влеммида [4], уделяется внимание богословской системе патриарха Григория Кипрского [4, с. 165-168]. Автор приводит подробный анализ данной системы. Он утверждает, что Григорий, в первую очередь, опирался на Евангелие и творения отцов Церкви, а не на приемы схоластики. В.И. Барвинок рассматривает пневматологию, выраженную в сочинении «Об исхождении Святого Духа», подписанном именем Григория II. Также он критикует патриарха за неточное (на взгляд данного исследователя) понимание святоотеческой формулы, говорящей об исхождении Святого Духа через Сына. С этим автор связывает затруднения, которые Григорий испытал во время дискуссии со сторонниками унии на Влахернском Соборе 1285 г. (у В.И. Барвинка указан 1284 г.). По мнению исследователя, Григорий склонялся к пониманию этой формулы в смысле временного посылания Святого Духа в мир. Помимо этого автор сравнивает взгляд Григория Кипрского и высказывания отцов Церкви насчет строгого различения личных свойств Сына и Святого Духа в связи с учением о том, что Дух Святой сопутствует Сыну при Его рождении от Отца.
Отметим внимание к фигуре Григория Кипрского в «Православной богословской энциклопедии», изданной в начале XX в. В статье, посвященной патриарху [18, столбцы 649-654] подробно описана его биография, даны краткие сведения о его полемике с Иоанном Векком, а также указаны сочинения Григория, относящиеся к пневматологии.
Обратимся к трудам профессора И.И. Соколова, историка Церкви и византолога. В своих лекциях, прочитанных в 1913-1914 учебном году, профессор уделяет внимание деятельности патриархов Иоанна XI Века и Григория II Кипрского. Подробно описывая деятельность Иоанна XI Века [20, с. 148-154], И.И. Соколов, упоминает дискуссию между ним и Григорием II [20, с. 150-151], а также рассмотрение пневматологического учения Векка на Влахернском Соборе 1283 г. [20, с. 152-154]. Указанный исследователь подробно рассматривает жизнь и деятельность Григория Кипрского [20, с. 154-160]. Автор отмечает участие патриарха в антилатинской полемике [20, с. 155], приводит мнение свт. Геннадия Схолария о деятельности Григория Кипрского, перечисляет полемические сочинения по поводу учения об исхождении Святого Духа [20, с. 156] и говорит о письмах Григория, являющихся историческими источниками по вопросу унии [20, с. 158]. В работе также упоминается последователь Григория Кипрского Никифор Хумн, участвовавший в полемике об исхождении Святого Духа и разделявший взгляды патриарха [20, с. 244]. В другом месте И.И. Соколов рассматривает содержание и историю создания творений патриарха Григория II, предлагая свое видение полемики об исхождении Святого Духа в 80-х гг. XIII в. [21, с. 90-92]. Важно обратить внимание на статью И.И. Соколова [19], в которой он рассматривает работу И.Е. Троицкого по переводу и изучению сочинений Григория Кипрского [19, с. 309-310]. Профессор И.И. Соколов отмечает важное значение исследований И.Е. Троицкого по этой тематике.
Внимание к деятельности Григория уделяет также известный русский византинист Ф. И. Успенский. Он подробно описывает участие будущего патриарха в событиях эпохи правления Михаила Палеолога: в то время Григорий поддерживал императора в деле насаждения унии с Римом [22, с. 643-644]. Исследователь говорит и о полемике Григория с Иоанном Веком уже в период правления Андроника II [22, с. 648-649]. По мнению Ф.И. Успенского в ходе этой полемики Григорий впал в ересь [22, с. 649]. Описывая правление Андроника II и события после Собора 1283 г., исследователь характеризует деятельность Григория Кипрского в ходе полемики о Святом Духе как неудачную [22, с. 661]. Ф.И. Успенский в последнем указанном отрывке говорит о составлении Томоса Влахернского Собора 1283 г. и обсуждении пневматологии прп. Иоанна Дамаскина.
В результате рассмотрения публикаций исследователей Синодального периода, мы можем отметить самые важные для изучения богословской системы Григория Кипрского работы. Во-первых, к таким сочинениям относятся статьи И.Е. Троицкого, открывшие русскоязычному читателю творения патриарха и давшие возможность детально ознакомиться с обстоятельствами жизни этого человека. Во-вторых, важно отметить сочинения В.В. Болотова, в которых историк включил взгляды патриарха в общий контекст вопроса об исхождении Святого Духа. В-третьих, в указанной выше работе В.И. Барвинка делается очень важная попытка анализа богословия Григория Кипрского. Данный вывод открывает возможность для точного рассмотрения истории изучения богословия Григория II уже в более позднее время.
ИСТОЧНИКИ
- Иоанн Дамаскин, преп.Точное изложение православной веры / Творения преподобного Иоанна Дамаскина: Источник знания.Пер. с греч. и коммент. Д. Е. Афиногенова, А. А. Бронзова, А. И. Сагарды, Н. И. Сагарды. // М.: Индрик, 2002.
ЛИТЕРАТУРА
- Papadakis A. Crisis in Byzantium. The Filioque Controversy in the Patriarchate of Gregory II of Cyprus (1283-1289) // Fordham university press. New York. 1983. Printed by Cultura Press. Wetteren, Belgium.
- Sopko A. J. Gregory of Cyprus: A Study of Church and Culture in Late Thirteenth Century Byzantium // King's College, London. 1979.
- Барвинок В.И. Никифор Влеммид и его сочинения // Киев: Тип. Акц. О-ва «Петр Барский в Киеве». 1911.
- Болотов В.В. К вопросу о Filioque. С предисловием проф. А. Бриллиантова. // СПб.: Типография М. Меркушева. 1914.
- Катанский А. Л. История попыток к соединению церквей греческой и латинской в первые четыре века по их разделении // СПб. Печатано в типографии Департамента Уделов. 1868.
- Лебедев А.П. Очерки истории Византийско-восточной церкви от конца XI-го до половины XV-го века // М.: Типография М.Г. Волчанинова. 1892.
- Мицук В. В. Что Предание Церкви говорит нам об исхождении Святого Духа? Ответ Патриарха Григория // Православный портал «Иисус». [Электронный ресурс.] Режим доступа: https://jesus-portal.ru/truth/articles/chto-predanie-cerkvi-govorit-nam-ob-iskhozhdenii-svyatogo-dukha-otvet-patriarkha-grigoriya/
- Мицук В.В. Основные идеи богословской полемики патриарха Григория Кипрского против сторонников унии и оппонентов учения о «воссиянии» Святого Духа через Сына // Научный богословский портал «Богослов.Ru». [Электронный ресурс.] Режим доступа: https://bogoslov.ru/article/6023804
- Мицук В.В. Влияние идей преподобного Иоанна Дамаскина на богословие Григория Кипрского // Научный богословский портал «Богослов.Ru». [Электронный ресурс.] Режим доступа: https://bogoslov.ru/article/6026096
- Мицук В. В. Отцы Церкви V-VIII вв. и богословие Григория Кипрского // Научный богословский портал «Богослов.Ru». [Электронный ресурс.] Режим доступа: https://bogoslov.ru/article/6028045
- Мицук В. В. Великие каппадокийцы и богословие Григория Кипрского // Научный богословский портал «Богослов.Ru». [Электронный ресурс.] Режим доступа: https://bogoslov.ru/article/6165804
- Мицук В. В. Григорий Кипрский и православное богословие первого тысячелетия: некоторые замечания // Научный богословский портал «Богослов.Ru». [Электронный ресурс.] Режим доступа: https://bogoslov.ru/article/6167347
- Мицук В. В. Рецепция учения Григория Кипрского в Православной Церкви в 1290-1723 гг.: первичные наблюдения // Научный богословский портал «Богослов.Ru». [Электронный ресурс.] Режим доступа: https://bogoslov.ru/article/6168367
- Мицук В. В. Рецепция учения Григория Кипрского в Православной Церкви в 1290-1723 гг.: дополнительные замечания // Научный богословский портал «Богослов.Ru». [Электронный ресурс.] Режим доступа: https://bogoslov.ru/article/6169648
- Мицук В. В. Был ли Григорий Кипрский последователем преподобного Иоанна Дамаскина? // Научный богословский портал «Богослов.Ru». [Электронный ресурс.] Режим доступа: https://bogoslov.ru/article/6169025
- Мицук В.В., Пашков П. А. Григорий Неокесарийский, Афанасий Александрийский, Григорий Кипрский: есть ли преемственность между древними отцами Церкви и поздневизантийским богословом? // Научный богословский портал «Богослов.Ru». [Электронный ресурс.] Режим доступа: https://bogoslov.ru/article/6027849
- Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах // Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 4: Гаага - Донатисты. 1903.
- Соколов И.И. Византологическая традиция в С.-Петербургской духовной академии // Христианское чтение. 1904. № 2. С. 306-316.
- Соколов И.И. Лекции по истории Греко-Восточной церкви: В 2 т. Т. I. // СПб.: Издательство Олега Абышко. 2005.
- Соколов И.И. Лекции по истории Греко-Восточной церкви: В 2 т. Т. II: Преп. Феодор Студит, его церковно-общественная и богословско-литературная деятельность; Житие иже во святых отца нашего Григория Синаита; О монашестве // СПб.: Издательство Олега Абышко, 2005.
- Успенский Ф.И. История Византийской империи. Том III // Издательство Академии наук СССР. М., Ленинград: Издательство Академии наук СССР. 1948.
- Троицкий И.Е.Автобиография Григория Кипрского патриарха Константинопольского // Христианское чтение. 1870. № 7. С. 164-177.
- Троицкий И.Е.Арсений, патриарх Никейский и Константинопольский, и арсениты// Христианское чтение. 1871. № 4. С. 579-645.
- Троицкий И.Е.Арсений, патриарх Никейский и Константинопольский, и арсениты// Христианское чтение. 1871. № 6. С. 1055-1119.
- Троицкий И.Е. Арсений, патриарх Никейский и Константинопольский, и арсениты // Христианское чтение. – 1872. – № 11. – С. 496-524.
- Троицкий И.Е. К истории споров по вопросу об исхождении Святого Духа // Христианское чтение. 1889. № 3-4. С. 338-377.
- Троицкий И.Е. К истории споров по вопросу об исхождении Святого Духа. // Христианское чтение. 1889. № 5-6. С. 581-605.
- Троицкий И.Е. К истории споров по вопросу об исхождении Святого Духа. // Христианское чтение. 1889. № 9-10. С. 280-352.
- Троицкий И.Е. К истории споров по вопросу об исхождении Святого Духа // Христианское чтение. 1889. № 11-12. С. 520-570.
- Троицкий И.Е.Письмо Григория Кипрского, патриарха Константинопольского, к императору Андронику Палеологу старшему // Христианское чтение. 1870. № 9. С. 511-518.