Последование методистской литургии
Методизм — одна из самых многочисленных христианских конфессий, ее богословие сочетает в себе как наследие Англиканской церкви, от которой методисты отделились в XVIII в., так и основные черты неопротестантизма. В отличие от большинства неопротестантов, методисты с самого появления своего движения и до сих пор сохраняют литургические формы богослужения. Методистская литургия восходит к англиканской, при этом она, несомненно, испытала влияние теологии основателя конфессии, Джона Уэсли. В настоящей статье приводится общая информация об истории методизма и о методистском богослужении, а также перевод на русский язык одного из литургических последований. Текст литургии сопровождается краткими комментариями относительно библейских источников тех или иных возгласов и молитв, а также относительно их соотношения с другими западными и восточными литургиями.
Статья

Методизм — христианская конфессия, провозглашающая последовательное соблюдение требований христианской веры. Методизм появился в XVIII в. как течение в англиканской церкви, лидером которого был священник Джон Уэсли (1703–1791 гг.). Приверженцы данного течения называли свои идеи и духовные практики «методом», что и дало название конфессии.

Методизм отвергает предопределение и признает свободу воли, делает акцент на праведности по вере и возможности внутреннего и внешнего освящения благодаря вере. Несмотря на то, что эти идеи не чужды англиканству, активная проповедь Уэсли, резкий рост количества его сторонников, дозволение проповедовать нерукоположенным прихожанам способствовали нарастанию напряженности между методистами и официальной церковью. Окончательный разрыв с Англиканской церковью случился, когда Уэсли принял распространенное в протестантизме представление о том, что ранняя церковь не знала различия между епископами и пресвитерами, а потому апостольская преемственность может передаваться пресвитерами — и сам стал рукополагать служителей для своих общин.

В настоящее время методизм является одной из крупнейших протестантских конфессий, хотя у методистов нет единой церковной организации. Всего насчитывается от 70 до 80 миллионов христиан, принадлежащих к той или иной методистской церкви. Методизм оказал серьезное влияние и на более поздние протестантские движения, в частности, на ранний адвентизм.

В методизме существуют различные богослужебные практики, от простого относительно свободного богослужения, характерного для большинства неопротестантских общин, до «высоких» литургических форм, продолжающих англиканскую богослужебную традицию и испытавших влияние литургического движения ХХ в. с его акцентом на раннехристианских литургических обрядах.

Формула анафоры методистской литургии — PSAE, то есть сначала совершается введение (Praefatio), далее следует трисвятое (Sanctus), после него анамнесис (Anamnesis) и эпиклеза (Epiclesis). Эпиклеза в методизме нисходящая — еще Джон Уэсли говорил о необходимости призвания Святого Духа на Дары. При этом необходимо отметить, что методизм не соглашается с учением о пресуществлении в его римско-католическом понимании, но признает реальное присутствие Христа в Евхаристии, считая способ этого присутствия тайной.

Далее приводится перевод одного из методистских литургических последований (в редакции 1992 г.) с английского языка на русский. В переводе соблюдается, насколько это возможно, высокий стиль, явные цитаты из Библии передаются в соответствии с синодальной традицией, кроме тех мест, где синодальный перевод не отражает значимых особенностей текста литургии. Текст снабжен ссылками с указаниями на используемые библейские тексты и другими примечаниями. Обычным шрифтом написаны слова служителя, полужирным — слова общины. Астериском (*) обозначены части литургии, варьирующиеся в зависимости от времени богослужебного года и других факторов.

СЛУЖБА СЛОВА И СТОЛА I

Данная служба находится в Сборнике гимнов Объединенной методисткой церкви 6–11. Община может использовать этот текст для всего богослужения. Желательно, чтобы в течение года молитвы в службах Слова и Стола менялись; см. Службу Слова и Стола II и III (Сборник гимнов Объединенной методисткой церкви 12–16). Великое Благодарение для различных случаев и ресурсы для служб в течение христианского года доступны на сайте https://www.umcdiscipleship.org/, а также в печатном или полном электронном издании Книги Богослужения Объединенной методистской церкви.

ВХОД

СОБРАНИЕ

ПРИВЕТСТВИЕ

Благодать Господа Иисуса Христа да будет с вами.

И с тобою.

Воскресший Христос с нами.

Прославьте Господа!

ГИМН ПРОСЛАВЛЕНИЯ*

ОТКРЫВАЮЩАЯ МОЛИТВА

Предлагается следующая молитва или молитва дня:

Всемогущий Боже,

для Тебя все сердца открыты, все желания известны,

и от Тебя не скрыты никакие тайны.

Очисти помыслы наших сердец

вдохновением Твоего Святого Духа,

чтобы мы могли совершенно любить Тебя

и достойно величать Твое святое Имя

через Христа, Господа нашего. Аминь.

 

[АКТ ПРОСЛАВЛЕНИЯ]

 

ПРОВОЗГЛАШЕНИЕ И ОТВЕТ

МОЛИТВА О ПРОСВЕЩЕНИИ*

Господи, открой наши сердца и разум

силой Твоего Святого Духа,

чтобы, когда читается Писание

и Слово Твое провозглашается,

мы могли слышать с радостью, что Ты говоришь нам ныне. Аминь.

 

УРОК ПИСАНИЯ

[ПСАЛОМ]*

[УРОК ПИСАНИЯ]

ГИМН ИЛИ ПЕНИЕ*

ЕВАНГЕЛЬСКИЙ УРОК*

ПРОПОВЕДЬ

ОТВЕТ НА СЛОВО

Верую в Бога, Отца Всемогущего,

Творца неба и земли.

Верую в Иисуса Христа, единственного Его Сына, Господа нашего,

Который был зачат Святым Духом,

рожден Девой Марией,

страдал при Понтии Пилате,

был распят, умер и погребен,

сошел в ад.

В третий день Он воскрес из мертвых,

взошел на небеса,

восседает одесную Отца

и вновь грядет судить живых и мертвых.

Верую во Святого Духа,

святую вселенскую* церковь,

общение святых,

прощение грехов,

воскресение тела

и жизнь вечную.

Аминь.[1]

  

НУЖДЫ И МОЛИТВЫ

Лидер или кто-либо из членов общины по своему желанию может вознести краткие ходатайства, прошения и благодарения. На каждое из них вся община произносит общий ответ, например: Господи, услышь молитву нашу или см. Сборник гимнов Объединенной методисткой церкви 485, 487, 488 или 490.

Или может быть произнесена ходатайственная литания и прошение.

Или может быть произнесена пастырская молитва.

 

ПРИГЛАШЕНИЕ

Пастор стоит перед столом Господним

Христос, Господь наш, приглашает к Своему столу всех, кто любит Его,

кто горячо раскаивается в своих грехах

и желает жить в мире друг с другом.

Итак, исповедуем грех наш перед Богом и друг перед другом.

 

ИСПОВЕДЬ И ОТПУЩЕНИЕ

Милосердный Боже,

мы исповедуем, что не любили тебя всем своим сердцем.

Мы не были послушной церковью.

Мы не исполняли волю Твою,

мы нарушали закон Твой,

мы восставали против любви Твоей,

мы не любили ближних наших

и не слышали зова нуждающегося.

Прости нас, мы молим.

Освободи нас для радостного послушания,

через Иисуса Христа, Господа нашего. Аминь.[2]

Все молятся в тишине.

Служитель — народу:

Слушайте благую весть:

Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками,

это доказывает Божью любовь к нам.[3]

Во Имя Иисуса Христа, вы прощены!

Народ — служителю:

Во Имя Иисуса Христа, ты прощен!

Служитель и народ:

Слава Богу. Аминь.

 

МИР

Окажем друг другу знаки согласия и любви.

Все, включая пастора, обмениваются знаками и словами Божьего мира.

 

ПРИНОШЕНИЕ

Как народ прощенный и примиренный

Принесем себя самих и дары свои Богу.

Во время сбора пожертвований можно петь гимн, псалом или хорал.

Представители прихожан приносят хлеб и вино к столу Господню с другими дарами. Если хлеб и вино уже на месте, их открывают. 

Во время представления даров можно петь гимн, доксологию или другой отклик. 

Если необходимо использовать Великое Благодарение, отличающееся от представленного ниже, служба продолжается согласно порядку и правилам Службы Слова и Стола III (Сборник гимнов Объединенной методисткой церкви 15–16). В других случаях служба продолжается следующим образом:

БЛАГОДАРЕНИЕ И ПРИЧАСТИЕ

ВЗЯТИЕ ХЛЕБА И ЧАШИ

Пастор, находящийся , если возможно, позади стола Господня и стоящий лицом к народу с этого момента и в течение всего Преломления хлеба, берет хлеб и чашу; хлеб и вино готовятся для принятия..

ВЕЛИКОЕ БЛАГОДАРЕНИЕ

Может быть использована какая-либо музыкальная композиция, пастор читает следующий текст:

Господь с вами.

И с тобою.

Ввысь сердца. Пастор может поднять руки и держать их поднятыми

Возносим ко Господу.

Возблагодарим Господа Бога нашего.

Праведно это — благодарить и славить.[4]

Праведно это, и благо, и радостно,

всегда и везде благодарить Тебя,

Отец Всемогущий, Творец неба и земли.

Ты создал нас по подобию Своему

и вдохнул в нас дыхание жизни.

Когда мы отвернулись и перестали любить,

Твоя любовь осталась тверда.

Ты освободил нас из плена,

заключил завет, чтобы быть нашим полновластным Богом

и говорил к нам через пророков.

Потому

с народом Твоим на земле

и всеми небожителями

прославляем мы Имя Твое и присоединяемся к их нескончаемому гимну:

Пастор может опустить руки.

Свят, свят, свят Господь, Бог сильный и крепкий,

небо и земля полны славы Твоей.[5]

Осанна в вышних.

Благословен грядущий во имя Господне.

Осанна в вышних.[6]

Пастор может поднять руки.

Свят Ты, и благословен Сын Твой Иисус Христос.

Твой Дух помазал Его

благовествовать нищим,

проповедовать пленным освобождение,

слепым прозрение,

отпустить измученных на свободу

и возвестить, что пришло время,

когда Ты спасешь народ Свой.[7]

Он исцелил больных, накормил голодных и ел с грешниками.

Крещением Его страданий, смерти и воскресения

Ты дал рождение Своей Церкви,

освободил нас от рабства греху и смерти

и заключил с нами Новый Завет

водой и Духом.

Когда Господь Иисус вознесся,

Он обещал быть с нами всегда

в силе Твоего Слова и Духа Святого.

Пастор может держать руки ладонями вниз над хлебом, или прикоснуться к нему, или поднять его.

В ту ночь, в которую Он предал Себя за нас,

Он взял хлеб, возблагодарил Тебя, преломил его,

дал ученикам и сказал:

«Примите, ядите; сие есть Тело мое, за вас предаваемое.

Сие творите в Мое воспоминание».[8]

Пастор может держать руки ладонями вниз над чашей, или прикоснуться к ней , или поднять ее .

После вечери Он взял чашу,

возвлагодарил Тебя, дал ее ученикам и сказал:

«Пейте из нее все,

сие есть кровь Моя Нового Завета,

за многих изливаемая

во оставление грехов.

Сие творите, когда только будете пить,

в Мое воспоминание».[9]

Пастор может поднять руки.

Потому,

в воспоминание этих могущественных Твоих деяний в Иисусе Христе

мы предаем себя в прославлении и благодарении

как жертву святую и живую[10]

в единстве с жертвой Христа ради нас,

провозглашая таинство веры.

Христос умер; Христос воскрес; Христос грядет вновь.[11]

Пастор может держать руки ладонями вниз над хлебом и чашей.

Излей Твоего Святого Духа на нас, собравшихся здесь,

и на эти дары хлеба и вина.

Соделай их для нас Телом и Кровью Христа,

чтобы были мы для мира Телом Христовым,

Искупленным Его Кровью.

Пастор может поднять руки

Духом Своим Ты сделал нас едиными со Христом

и друг с другом,

едиными в служении всему миру,

до тех пор, когда Христос придет с окончательной победой

и мы будем торжествовать на Его небесном пиру.

Через Сына Твоего Иисуса Христа

с Духом Святым в твоей святой Церкви,

вся честь и слава Тебе принадлежат, всемогущий Отец,

ныне и навечно. Аминь.

 

МОЛИТВА ГОСПОДНЯ

Пастор может протянуть руки в открытом приглашении.

И теперь с уверенностью детей Божьих помолимся:

Пастор может поднять руки.

Отче наш, сущий на небесах,

да святится Имя Твое,

да приидет Царствие Твое,

да будет воля Твоя

на земле, как и на небе.

Хлеб наш насущный дай нам на сей день.

Прости нам долги наши,

как и мы прощаем должникам нашим.

Не введи нас во искушение,

но избавь нас от лукавого.

Ибо Твое есть царство, сила и слава

во веки веков. Аминь.[12]

 

ПРЕЛОМЛЕНИЕ ХЛЕБА

Пастор, по-прежнему стоя позади стола Господня лицом к людям, преломляет хлеб в тишине или со словами:

Есть один хлеб,

и мы, многие, составляем одно тело, ибо причащаемся от одного хлеба.

Хлеб, который мы преломляем, есть приобщение Тела Христова.

Пастор поднимает чашу в тишине или со словами:

Чашу, над которой мы возносим благодарение, есть приобщение Крови Христовой.[13]

 

РАЗДАЧА ХЛЕБА И ВИНА

Хлеб и вино даются людям с этими или другими словами:

Тело Христово дается тебе. Аминь.

Кровь Христова дается тебе. Аминь.

Община может петь гимны, пока раздаются хлеб и вино. В Сборнике гимнов Объединенной методисткой церкви есть множество гимнов, песен и хоралов в дополнение к 612–41 и другим, приведенным в разделе Святое Причастие (943), которые могут выразить единение людей с Богом и друг с другом в любви. При выборе подходящих гимнов важно учитывать день или сезон христианского года, а также знание прихожанами определенных гимнов и любовь к ним. Особенно хорошо, если люди могут петь по памяти.

Когда все приняли причастие, стол Господень приводится в порядок.

Далее пастор или вся община возносит следующую молитву:

Вечный Боже, мы приносим тебе благодарность за эту святую тайну,

в которой Ты предал Себя нам.

Даруй нам идти в мир

в силе Духа Твоего,

чтобы отдать себя другим,

во имя Господа нашего Иисуса Христа. Аминь.

 

ОТПРАВЛЕНИЕ

ГИМН ИЛИ ПЕНИЕ*

ОТПУСТ С БЛАГОСЛОВЕНИЕМ*

Идите с миром.

Благодать Господа нашего Иисуса Христа,

и любовь Бога,

и общение Святого Духа

да пребудут со всеми вами. Аминь.[14]

 

УХОД*

 

[1] В данном тексте предлагается к чтению Апостольский символ веры, однако методисты пользуются и Никео-Цареградским символом веры. Астериск возле слова «вселенская» отражает особенность английского текста, в котором этот термин передается прилагательным catholic, требующим дополнительного пояснения во внекатолическом контексте.

[2] В методизме, как и в других протестантских течениях, не практикуется индивидуальная исповедь священнику, однако методистская литургия, как и англиканская, содержит общественную исповедь.

[3] Рим 5:8

[4] Традиционное начало анафоры, свойственное как западным, так и восточным литургиям. Этот диалог называется по-латински Dialogus orationis Eucharisticae («Диалог евхаристической молитвы») или Sursum corda («Ввысь сердца»).

[5] Ис 6:3

[6] Мф 21:9

[7] Ис 61:1, 2; Лк 4:18, 19

[8] 1 Кор 11:23, 24; Лк 22:19

[9] 1 Кор 11:25; Лк 22:20

[10] Рим 12:1

[11] Подобное провозглашение после установительных слов свойственно древним восточным литургиям (ср. в Литургии св. ап. Иакова: «Смерть Твою, Господи, возвещаем и воскресение Твое исповедуем»). Позже оно в том или ином виде попало также в римскую мессу (после реформ Второго Ватиканского собора), а также англиканскую и методистскую литургию. В западных литургиях формула обыкновенно предваряется словами «[Провозгласим] Таинство веры» (см. 1 Тим 3:9), появляющимися в римской анафоре около V в.

[12] Мф 6:9–13

[13] 1 Кор 10:16, 17

[14] 2 Кор 13:13

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9