Опубликовано: 21 января 2021

Ранее на портале «Богослов.Ru» был опубликован ряд материалов, посвященных изучению пневматологии патриарха Константинопольского (1283-1289 гг.) Григория II Кипрского, одного из активных участников полемики 80-х гг. XIII в. об исхождении Святого Духа [14-21]. В одной из указанных публикаций [19] рассматривался вопрос о рецепции богословской системы патриарха Григория, включая его учение о воссиянии Святого Духа через Сына, в Православной Церкви в 1290-1723 гг. (основные теологические тезисы патриарха представлены в работе [13]). В настоящей работе мы продолжим обсуждение проблемы рецепции пневматологии Григория Кипрского, рассматривая события и источники, принадлежащие указанному временному промежутку.
Как уже говорилось в публикации [19], построение пневматологической системы Григория Кипрского и ее обсуждение с участием современников патриарха происходило на фоне арсенитского кризиса. В это же публикации мы обратили внимание на ряд работ, связанных с изучением деятельности патриарха Григория II в связи с обстоятельствами, вызванными арсенитским расколом [5; 22-24]. Обсуждение влияния на деятельность и жизнь патриарха событий, связанных с арсенитами, представлено в работах [8-10]. Интересно в связи с упоминанием арсенитского кризиса отметить изменение взглядов одного из противников патриарха Григория и его оппонента в богословских спорах – Иоанна Хилы. Бывший митрополит Эфесский Иоанн Хила был враждебно настроен по отношению к патриарху при его жизни, но после смерти Григория изменил мнение. В сочинении «О схизме арсенитов» он отказался от обвинений в адрес патриарха и признал Томос Влахернского Собора 1285 г, составленный Григорием II, точным выражением православной пневматологии [11]. Большой интерес представляет деятельность другого современника Григория Кипрского – Георгия Пахимера, более известного в качестве историка, сохранившего в своем сочинении «История о Михаиле и Андронике Палеологах» много сведений о Византии конца XIII – начала XIV вв., в том числе и о времени патриаршества Григория II (1283-1289 гг.) [7; 12]. Данный автор также известен и как богослов, принявший участие в антилатинской полемике этой эпохи и продолживший в своей богословской системе развитие идей патриарха Григория Кипрского [4].
Дополняя материалы публикации [19], обратимся также к сочинению одного из церковных авторов XVII в. – православного богослова Адама Зерникава. Для нашего исследования большой интерес представляет его трактат «Об исхождении Святого Духа от одного только Отца» [1, 2]. В данном сочинении автор уделяет внимание событиям, связанным с Лионским собором и теми спорами, которые начались в Византии после этого собора, а также обсуждает и то, как это собор был отвергнут Православной Церковью [2, с. 504-560]. А. Зерникав рассматривает и деятельность патриарха Григория Кипрского. Патриарх упоминается как один из оппонентов сторонников унии [2, с. 516]. В тексте сочинения подробно рассматривается дискуссия между Григорием Кипрским и противниками соединения с Римом, с одной стороны, и бывшим патриархом Иоанном Веком и его сторонниками, с другой стороны, произошедшая на Влахернском Соборе 1285 г. [2, с. 548-554]. А. Зерникав уделяет внимание также Томосу, написанному патриархом [2, с. 552-554], и указывает иные антилатинские сочинения Григория и других авторов той эпохи [2, с. 556]. В этом сочинении мы видим положительную оценку деятельности Григория Кипрского (в частности 2, с. 516).
Обратимся к работе [6]. В данной работе в главе VII «The Legasy of Gregory of Cyprus» анализируется наследие патриарха Григория II. В нашем случае важно рассмотреть богословские компоненты этого наследия. Автор исследования [6] отмечает, что имя Григория было исключено из диптихов по настоянию арсентиов во время их воссоединения с Церковью, но сделано это было не по богословским причинам, а из-за того, что арсениты считали преемников патриарха Никейского и Константинопольского (1254-1260, 1261-1265 гг.) Арсения узурпаторами. Сам патриарх Григорий был признан Церковью православным перед своей отставкой, причем, как было выше указано, его православие позднее подтвердил даже его яростный противник – Иоанн Хила [6, с. 172-173]. Также автор данной работы отмечает негативное отношение к Григорию его преемника, святителя Афанасия, патриарха в 1289-1293, 1303-1309 гг. [6, с. 173], что важно для характеристики периода 1289-1310 гг. в отношении памяти Григория II. Исследователь, подготовивший рассматриваемый материал, считает, что свт. Григорий Палама являлся последователем Григория Кипрского. Хотя свт. Григорий не упоминает имя патриарха в своих сочинениях, можно увидеть связь между их богословскими системами, при этом следует отметить, что учение Григория Кипрского отвергалось и оппонентами свт. Григория Паламы, сторонниками еретического учения [6, с. 174-176]. В рассматриваемом нами исследовании также отмечается, что некоторые богословы XIV-XV вв. положительно отзывались о пневматологической системе патриарха Григория Кипрского [6, с. 176-179], о чем мы ранее говорили в публикации [19]. В работе [6] упоминается положительная оценка богословия Григория, высказанная его учеником Никифором Хумном [6, с. 184]. Автор указывает и на мнение свт. Геннадия Схолария, считавшего, что решения Влахернского Собора 1285 г. были одобрены четырьмя восточными патриархами [6, с. 177-178]. Исследователь считает, что интерес к богословию Григория Кипрского отсутствовал в 1453-1723 гг., но отмечает некоторые исключения. Во-первых, большое внимание наследию патриарха Григория уделил патриарх Иерусалимский Досифей II Нотара [6, с. 179]. Во-вторых, автор предполагает, что в каком-то смысле последователем Григория Кипрского мог быть известный богослов XVI в. Максим Маргуний [6, с. 179, сноска 31; с. 206].
Некоторые соображения насчет связи между богословскими взглядами Григория Кипрского и Максима Маргуния приведены в работе 3, с. 156. Автор указывает, что некоторые идеи Максима Маргуния зависели от пневматологии патриарха Константинопольского, на учение которого, в свою очередь, повлияли творения прп. Максима Исповедника.
По итогам рассмотрения ряда научных работ и исторических источников, произведенного в процессе подготовки настоящей публикации и работы 19, нами установлен круг живших в 1290-1723 гг. лиц, принадлежащих к Православной Церкви и положительно оценивавших деятельность Григория Кипрского. Среди них Георгий Пахимер, Никифор Хумн, Иоанн Хила (изменивший свое отношение к патриарху после его смерти), Иосиф Калофет, свт. Филофей Коккин, Иосиф Вриенний, свт. Геннадий Схоларий, Адам Зерникав, патриарх Иерусалимский Досифей II Нотара. Данные сведения позволяют говорить о наличии позитивного отношения к пневматологической доктрине патриарха Григория II в православной богословской среде в XIV-XVII вв. Также в публикации 19 мы представили материалы, позволяющие судить о рецепции учения патриарха, осуществлявшейся церковными Соборами в указанное время, но не дающие возможности для окончательных выводов. Все собранные материалы свидетельствуют о необходимости более подробного изучения отношения Соборов Православной Церкви к пневматологии Григория Кипрского.
Автор выражает признательность П.А. Пашкову за плодотворное обсуждение рассматриваемой в тексте проблематики. Без его помощи публикация настоящего материала была бы невозможна.
ИСТОЧНИКИ
ЛИТЕРАТУРА