Церковный экологический парк как инновационное средство религиозного образования
В статье представлено инновационное средство религиозного и экологического образования – церковный экологический парк, дано его определение, рассмотрены возможные формы работы с детьми, молодежью, семьями, а также даны примеры работы одного из таких парков.
Статья

Динамичное развитие религиозного образования в условиях реализации современных стандартов предполагает различные дидактические подходы, в т. ч. и инновационные. Таким инновационным средством (или даже «инновационной средой») для православного образования детей разных возрастных групп, взрослых, а также семьи в целом может являться церковный экологический парк.

Термин «экологический парк» («экопарк») является достаточно новым и неустоявшимся, а поле значений термина весьма расплывчато. Так, системы поиска в интернете по слову «экопарк» обычно выдают прежде всего рекламные ссылки на коттеджные поселки, расположенные в благоприятных с точки зрения экологической обстановки районах. Иногда экопарком именуют благоустроенную садово-парковую территорию с водоемами, аллеями и дорожками для пеших, конных и велопрогулок, также расположенную в экологически чистой местности и оборудованную инфраструктурой, созданной на базе экологически безопасных материалов. Экопарком может называться и территория, относящаяся к категории особо охраняемых природных, а также исторически значимых объектов, открытая для доступа посетителей [5; 4]. В последнем случае посредством своих ландшафтов экологический парк призван отражать естественное состояние окружающей среды и направлен на ее сохранение. В таких парках инфраструктура систем жизнеобеспечения не нарушает экологических связей. Для каждого вида сохранены или подобраны условия, близкие к естественному обитанию. Рацион питания животных также близок к естественным условиям. Если в традиционных парках главным является эстетика и красота благоустроенных человеком ландшафтов (в понимании многих это клумбы, подстриженные кустарники, газоны со скошенной травой, фонтаны, искусственные водоемы), то в экопарках представлена дикая природа в состоянии первозданной красоты.

При рассмотрении экологического парка как средства (или среды) образования нами было сформулировано следующее определение: экопарк – это ограниченная природная территория с сохраненными ландшафтами, экосистемами или их элементами, главной задачей которой является экологическое образование и воспитание ее посетителей, включающее активное систематическое взаимодействие с окружающей природой при привлечении современных интерактивных средств информирования и обучения[1].

В настоящее время в Русской Православной Церкви все больше внимания уделяется проблемам охраны природы и экологического воспитания. Развиваются приходские экологические клубы, объединения, кружки для детей и взрослых. В документе «Позиция Русской Православной Церкви по актуальным проблемам экологии», принятом на Архиерейском соборе в 2013 г., указывается на необходимость организации регулярных теоретических и практических экологических занятий: «Следует поощрять приобщение священнослужителей к изучению основ экологии как науки и законов функционирования биосферы. Для воспитания детей и молодежи в духе ответственности за состояние природы представляется необходимым целенаправленно вводить темы христианской экологической этики в церковные, а по возможности и в светские программы образования и воспитания, содействовать введению экологической тематики в круг научно-педагогической деятельности высших духовных учебных заведений, воскресных школ, православных детских лагерей, а также в дополнительное духовное образование и курсы переподготовки. Желательна и организация специальных церковных курсов и образовательных программ, раскрывающих православное видение экологической проблематики для студенческой и научной общественности, а также регулярные теоретические и практические экологические занятия для детей и взрослых <…> Экологическая программа может быть выделена как особое направление епархиальной и приходской работы. Тема экологии может рассматриваться как компонент пастырского, миссионерского, социального и молодежного служений. Большим потенциалом для практической реализации православного подхода к экологии обладают монастыри и приходы, которые включают в жизнь общины заботу о природе» [7]. В таком контексте появление церковных экологических парков оказывается вполне востребованным и актуальным явлением.

Что же такое церковный экологический парк и чем он отличается от обычного экопарка? Поскольку понятие «церковный экопарк» совсем новое, на данный момент оно также не имеет четкого определения. Чтобы его сформулировать, необходимо, во-первых, охарактеризовать правовой статус объекта, а во-вторых, – выявить смысловое содержание, функциональную суть.

Юридически церковный экопарк может быть приписан к определенному приходу, монастырю, подворью (как религиозной организации), быть церковной собственностью. Возможны и иные варианты существования экопарка, например, при заключении договоров о сотрудничестве с государственными организациями или частными владельцами. Это отражено, в частности, в законодательстве Российской Федерации, а именно в «Лесном кодексе» (при учете различия юридического содержания понятий «лес» и «парк»): «Леса могут использоваться религиозными организациями для осуществления религиозной деятельности» [6]. Сохраняя все особенности и достоинства обычного экологического парка, о котором речь шла выше, церковный экологический парк особо включает в себя в качестве системообразующего и мировоззренческого религиозный компонент.

Таким образом, понятие «церковный экологический парк» можно определить так: это ограниченная природная территория с сохраненными ландшафтами, экосистемами или их элементами, задачами организации которой являются религиозное (духовно-нравственное) и экологическое образование, а также воспитание ее посетителей, включающее активное систематическое взаимодействие с окружающей природой при привлечении современных интерактивных средств информирования и обучения.

Таким образом, в контексте реализации религиозного образования, предполагающего «…процесс обучения религии и ее культуре, воспитания на основе религиозной традиции…» [1, С. 10], на базе церковного экопарка возможно осуществление экологического и духовно-нравственного компонентов воспитательной работы. В среде экологического парка реализуются такие дидактические принципы, как принцип наглядности, научности, доступности, природосообразности, связи теории с практикой, активной вовлеченности.

С христианской точки зрения, познание законов функционирования экосистем – это не что иное, как прочтение Книги естественного откровения, постижение Божественного замысла, а значит, Самого Творца в восхождении от сотворенного, материального к нетварному, духовному: «Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы» (Рим. 1:20). Ожесточенный спор тургеневских героев о том, чем же является природа – храмом или мастерской, при таком подходе разрешается совершенно иным образом: природа – это мастерская исследователя, являющаяся для него и храмом («И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его <…> Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей» (Быт. 2:15, 19). Церковно-приходской экологический парк – нерукотворный храм под куполом неба и мастерская, где познается Премудрость Творца.

Интерактивная работа в экопарке подразумевает вовлечение людей и в другие сферы активной жизни: спортивно-развивающую, молодежную, художественно-эстетическую, патриотическую, социальную (работа с людьми с ограниченными возможностями и детьми-сиротами), семейную и иные. В связи с этим оказываются востребованными такие формы работы, как встречи, слеты, викторины, тематические вечера, беседы, соревнования, мастер-классы, эколого-просветительские экскурсии и другие мероприятия.

Примером может служить открытый в 2019 г. на приходе храма Св. мученика Уара Александрийского в поселке Вешки Мытищинского городского округа Московской области «первый в Русской Православной Церкви приходской экологический парк» [3], получивший имя «На неведомых Мытищинских дорожках». Одним из элементов экопарка является экологическая тропа, позволяющая прикоснуться к разнообразию природы Подмосковья в т. ч. и людям с ограниченными возможностями. Видовое разнообразие и благоприятные условия на территории экопарка позволили школьникам под руководством педагога В.Р. Пенкиной разработать пятнадцать тематических станций экотропы: «Девкин ручей», «Деревья нашего леса», «Пернатые архитекторы», «Лесная аптека», «Кто оставил след?», «Вредители леса», «Подземные обитатели», «Экологическая сукцессия», «Юный метеоролог» и др. Станции оснащены тематическими стендами с QR-кодами (QR – Quick Response, «быстрый отклик» – двухмерный штрихкод (бар-код), предоставляющий информацию для быстрого ее распознавания с помощью камеры на мобильном телефоне). Это позволяет экскурсантам, особенно при самостоятельном путешествии по экотропе, мгновенно считывать дополнительную информацию об объектах из интернета.

Параллельно с экотропой существует и «Тропа духовного здоровья» с Декалогом («Десятисловием») – ветхозаветными заповедями Моисеевыми и вовозаветными заповедями Евангельских блаженств. Смысловым центром «Тропы духовного здоровья» является установленный на центральной поляне поклонный крест. Именно к нему ведет тропа с последовательно расположенными на деревянных резных табличках десятью заповедями Ветхого Завета и от него продолжается тропа с заповедями из Нагорной проповеди Христа Спасителя (заповедями Евангельских блаженств). Каждый проходящий по указанному маршруту не только знакомится с духовно-нравственными основами христианства, но и символически проходит путь, исторически преодоленный человечеством от древнейших библейских времен до пришествия в мир Христа, умершего на кресте за грехи мира, воскресшего и открывшего счет годам новозаветной христианской эры, устремленной в вечность.

В рамках воскресной школы прихода Св. мученика Уара на постоянной основе действует кружок «Лесная дружина». Одной из задач кружка является проведение экскурсий по экологическому парку для гостей, в т. ч. людей с ограниченными возможностями, регулярно посещающими приход. Постепенно старшие воспитанники воскресной школы осваивают деятельность экскурсовода. Востребованными для кружка формами работы стали: эколого-просветительские экскурсии по маршруту экотропы (тематическим станциям, перечисленным выше), изучение элементов экосистемы смешанного леса, наблюдение и взаимодействие с фауной парка, описание флоры, выполнение экологических проектов, таких как «Подготовленность экопарка к приему посетителей»[2].

Регулярными стали молодежные и межприходские слеты, военно-патриотические и спортивные мероприятия, семейные встречи, а также церковные мероприятия, например, Сретенская и Покровская викторины, посвященные и православно-культурологической, и экологической тематикам. Имеющиеся в экопарке спортивная и детская площадки, места для отдыха, оборудованные длинными столами со скамьями и безопасными кострищами, позволяют проводить мероприятия самых различных форматов для разных возрастных групп.

Таким образом, в рамках интерактивной среды церковно-приходского экологического парка может быть положено начало гармоничному синтезу религиозного и экологического образования, воспитанию целостного непротиворечивого мировоззрения в условиях современной жизни и актуальнейших запросов времени.

 

Список литературы

  1. Склярова Т.В. Православное образование в современной России: структура и содержание. Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2016. Вып. 1 (40). С. 9-16.

 

 

Список источников

  1. Библия. Издательство Московской Патриархии. 1998.
  2. Доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия на годовом собрании Московской епархии 27 декабря 2019 г. URL: https://mepar.ru/news/2019/12/27/119636/ (дата обращения: 03.07.2020).
  3. Закон Брянской области от 30.12.2005 г. № 121-З «Об особо охраняемых природных территориях в Брянской области», статья 2, пункт 3. URL: http://www.kpl32.ru/?page=38&news=1190 (дата обращения: 03.07.2020).
  4. Закон Москвы от 26.09.2001 г. № 48 «Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве», пункт 5. URL: http://docs.cntd.ru/document/3630351 (дата обращения: 03.07.2020).
  5. Лесной кодекс Российской Федерации, от 04.12.2006 № 200-ФЗ, статья 47. URL: http://docs.cntd.ru/document/902017047 (дата обращения: 03.07.2020).
  6. Позиция Русской Православной Церкви по актуальным проблемам экологии. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/2775125.html (дата обращения: 03.07.2020).

 

[1] Определение «экопарк» разработано в рамках выпускной квалификационной работы бакалавра Бушухиной С.Д. на тему: «Экопарк как инновационное средство формирования экологической культуры младших школьников» 2019-2020 уч. г. (ПСТГУ).

[2] Доклад подготовлен учеником с ограниченными возможностями здоровья на конференции «Экологическое образование и воспитание: перспективы соработничества Церкви, государства и общественных организаций» в рамках XVII-х Московских областных Рождественских чтений, 2019 г.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9