Византийское иконоборчество и борьба с монашеством
Традиционная (и далеко не только церковная) историческая наука часто указывает на связь между иконоборческой политикой нескольких византийских императоров и гонениями на монашество и монастыри. Действительно, эти явления близки друг ко другу и хронологически, и тем, что проводниками их порой были одни и те же люди. Однако есть ли между преследованиями монахов и борьбой с почитанием икон какая-либо внутренняя, идейная связь? Более полувека назад свой ответ на этот вопрос предложил американский историк религии Стивен Джиро. Его аргументы сохраняют актуальность до настоящего времени.
Статья

Византийские источники сообщают, что правление императора-иконоборца Константина V (741-775) было отмечено гонениями на монашество как явление. Именно монахи приняли на себя главный удар иконоборцев. Эта антимонашеская сторона иконоборчества не осталась незамеченной современными исследователями и повлияла на попытку объяснить происхождение и подлинные мотивы иконоборческого движения. Одни историки выдвигали радикальную идею о том, что борьба с иконопочитанием была лишь поводом для уничтожения монастырского землевладения[1]. Другие, более умеренные, считали, что причина гонения на монахов заключалась в том, что из их среды выходили наиболее убежденные защитники иконопочитания, так что иконоборцам нельзя было рассчитывать на успех, не одержав победы над монашеством как таковым[2]. Существует и более комплексный подход, согласно которому и монашество, и иконопочитание представляли в глазах преследователей ошибочные, искаженные формы духовной жизни, грозящие церковными разделениями, сама возможность которых была неприемлемой для Византийского государство, ведущего отчаянную борьбу с исламской угрозой[3]. Но независимо от конкретной оценки того, какую именно роль играли монахи в иконоборческую эпоху, сам факт наличия этой роли признается современными исследователями. Однако при более пристальном рассмотрении данной эпохи возникает необходимость заново взглянуть на, казалось бы, решенные вопросы.

Рис. 1. Монеты с изображениями Льва III Исавра и Константина V

Во-первых, не смотря на уверенность отдельных ученых, не существует ясных свидетельств[4] в пользу того, что иконоборческие гонения 720-х и 730-х годов, предпринятые Львом III Исавром, были направлены исключительно против монахов. То же относится и к раннему периоду правления Константина V. Единственный пример монашеской оппозиции политике этого императора относится ко времени накануне иконоборческого собора 754 года. Хотя это был собор архиереев, нельзя сходу исключать участия в нем монашествующих (как это было на соборе 787 года), тем более, что существует как минимум одно письменное свидетельство в пользу этого[5]. Согласно другому свидетельству[6], более позднему, подписать соборные постановления предложили не только высшему белому духовенству, но и настоятелям крупнейших монастырей, многие из которых, вероятно, согласились это сделать. В любом случае, в тот период не существовало сплоченного монашеского сопротивления иконоборчеству.

В наше время отношения между монахами и императорами-иконоборцами часто оцениваются через призму яркого и подробного описания тех событий в житии преподобномученика Стефана Нового. Этот источник, при всей его ценности, известен своими неточностями в том, что касается хронологии и многих других аспектов. Согласно житию, Константин воздвиг гонение на «идолопоклоннические» монашеские одежды еще до собора 754 года[7]. Стефан уже в тот момент предстает защитником икон и вождем монахов-иконопочитателей. Он твердо отказывается подписать постановления иконоборческого собора вопреки всем попыткам противников иконопочитания убедить, уговорить или принудить его, и в конце концов претерпевает мученическую кончину от рук гонителей. С точки зрения составителей жития, Стефан стал мучеником одновременно за иконопочитание и за монашество. Позже, в IX и X веках жития пострадавших при Константине V породили классический образ монаха-иконопочитателя, противостоящего императору-еретику[8].

Рис. 2. Преподобномученики Стефан Новый, Петр Столпник и Андрей Каливит

Однако, обратившись к более достоверным источникам, рассказывающим о событиях VIII века, мы видим, что не всё было столь однозначно. Во-первых, в летописях ничего не говорится о каких-либо гонениях на монахов до самых 760-х годов, когда в «Хронографии» Феофана Исповедника упоминается о мученической кончине Андрея Кущника (Каливита)[9], Стефана Нового[10] и Петра Столпника[11]. Здесь важно отметить, что в «Хронографии» ничего не говорится о том, насколько Андрей и Петр разделяли убеждения иконопочитателей, а в «Краткой истории» патриарха Константинопольского Никифора основной виной Стефана называется тот факт, что из-за него многих предпочли монашеское подвижничество императорской службе[12]. Действительно, иконоборческих «клятв» от жителей Константинополя стали требовать лишь после казни Стефана, однако в источниках не отмечено причинно-следственной связи между этими событиями, равно как и о каких-либо выступлениях Стефана в защиту иконопочитания там тоже не говорится.

В подробном рассказе «Хронографии» о гонениях на монахов, воздвигнутых доверенным лицом Константина, стратигом Фракисийской фемы Михаилом Лаханодраконом[13], иконоборческая тема вообще не упоминается. В «Краткой истории» Никифора при описании первых гонений на монашество, апогеем которых стала казнь Стефана, об иконоборчестве упоминается лишь мимоходом. Среди жестоких и унизительных наказаний, которым были подвергнуты монахи, Никифор упоминает о том, что их били по головам иконами.

Имеются данные о секуляризации монастырского имущества, особенно в столице. Монастырские постройки, оставленные обитателями, передавались светским лицам или (по крайней мере, частично) разрушались. Однако ни в одном из тех случаев, о которых нам сообщают источники, мы не видим прямой связи между этими процессами и иконоборчеством. Известен пример секуляризации храма св. Евфимии, но здесь речь идет о борьбе с почитанием мощей, а не икон[14].

Гонения на монахов при поборнике иконоборчества Константине V, инициатором которых был лично император, самими иконоборцами не рассматривались как достижение. Кроме того, эти гонения имели очень ограниченный результат, поскольку проходили локально и только при жизни Константина. Уже Лев IV Хазар был вынужден мириться с монашеством. Он назначил верных себе монахов (возможно, придерживавшихся иконоборчества) на епископские кафедры[15]. Многочисленное и сильное монашество, каким мы его видим на соборе 787 года, свидетельствует о провале усилий Константина по борьбе с монастырями.

В IX веке одним из центров борьбы с иконоборчеством стал Студийский монастырь, настоятель которого, Феодор Студит, проявил ум и мужество в качестве фактического вождя иконопочитателей. Однако при иконоборце Льве V сторонники царской политики находились в том числе и среди монахов. Двое из трех патриархов-иконоборцев IX столетия – Антоний I и Иоанн VII Грамматик – до своего поставления во епископы были настоятелями монастырей. В конце правления Никифора I некий «лжеподвижник» Николай со своими сторонниками проповедовал против иконопочитания[16]. Некий монах-предсказатель повлиял на решение Льва V вернуться к иконоборческой политике Исаврийской династии[17]. Правление последнего императора-иконоборца, Феофила, было отмечено страданиями двух палестинских монахов, Феофана и Феодора Начертанных, а также монаха-иконописца Лазаря[18]. При этом окончательная победа над иконоборчеством, как и первоначальное торжество ереси, проходила под эгидой имперской власти и с благословения белого духовенства; «торжество православия» не было торжеством Студийского монастыря и его партии.

Рис. 3. Патриарх Никифор. Миниатюра из Псалтыри Феодора Кесарийского. 1066 год

Следует признать, что известное выражение «иконоборчество в действии – это монахоборчество» не находит себе подтверждения в исторических источниках. В связи с этим порой встречаются рассуждения, что монашеская духовность и иконопочитание суть две стороны созерцательного христианства, которые, как минимум, дополняют и поддерживают друг друга. Но с тем же успехом можно заявлять, что монашеская традиция с ее отрицанием мира, скорее окажется безразличное, а то и вовсе враждебной, к материальным составляющим духовной жизни; что иконоборцы с их призывами к «более духовному» благочестию имели больше шансов найти поддержку среди наиболее строгой части монашествующих[19]. Порой говорят о финансовой связи монашества с иконопочитанием, поскольку именно при монастырях находились крупнейшие иконописные мастерские. Однако если речь идет о временах иконоборчества, то и этот постулат оказывается лишен документальных подтверждений. В период между двумя эпизодами иконоборчества (787-815 гг.) среди монахов было несколько известных иконописцев, и монашеская среда, в целом, была более других заинтересована в восстановлении иконопочитания[20]. Но для VIII века у нас нет свидетельств того, что иконописание находилось в руках монахов; нельзя даже утверждать, что от иконописцев в тот период требовались какие-то особые внутренние качества помимо чисто художественных умений[21].

Так что же, в таком случае, вызвало гонение на монашество? Утверждение, согласно которому Константин стремился заполучить людские и экономические ресурсы монастырей, несмотря на привлекательность в свете более поздних попыток государственной власти ограничивать монастырские богатства и облагать их налогами, не выдерживает критики. У нас попросту нет данных относительно числа монахов и количества монастырского имущества в Византии VIII века. Интересную параллель с византийским иконоборчеством дает происходившее приблизительно в ту же эпоху в Китае гонение на буддийское монашество[22], также сопровождавшееся уничтожением религиозного искусства. В отличие от Византии, здесь основным мотивом была, несомненно, экономика, и в меньшей степени – демография. Государство испытывало нужду в земельных и человеческих ресурсах, что и привело к массовым закрытиям буддийских монастырей в 842-845 годах. Металлические предметы религиозного искусства переплавлялись на монету, но то, что переплавить было нельзя, не разрушалось. При Константине в монастырях и в некоторых храмах устраивали казармы, мастерские, склады; несомненно, часть церковной недвижимости послужила обогащению сторонников императора. Но, в отличие от Китая, упразднение монастырей и конфискация их имущества была в Византии не целью, а приятным для гонителей побочным продуктом императорской политики. Причину же этой политики следует искать в сложной персональной мотивации самого Константина. И речь тут не о скандальных слухах относительно его личной жизни. Больше может сказать увлечение императора скачками и пирами, от участия в которых не освобождались даже приближенные к нему духовные лица. Можно предположить, что успех собора 754 года в сочетании с отсутствием сопротивления его решениям укрепил веру Константина в правоту дела, которое он «унаследовал» от своего отца. В последующие годы убеждения императора стали еще радикальнее. С одной стороны, он начал критичнее оценивать практику почитания святых, а с другой – стал хуже относиться к образу жизни монахов, который радикально отличался от того, как жил сам царь, и казался ему противоестественным. Нелюбовь Константина к монахам вполне разделяло его военное окружение, однако нет никакого смысла искать в среде малоазийских офицеров истоки как антимонашества, так и иконоборчества[23]. Конечно, ученым хотелось бы знать, на какие слои византийского населения опирался император. Существуют предположения, что такой социальной силой стали жители провинции, переселенные в столицу после эпидемии 746-747 годов, что улучшило их материальное положение и укрепило чувство безопасности. Императорам-иконоборцам VIII века было свойственно, порой небезуспешно, искать своим действиям народной поддержки. И хотя, согласно «Краткой истории», Константин призвал рабов доносить на своих господ-иконопочитателей, было бы заблуждением делать из этого выводы о союзе между монархией и низшими классами и о классовом характере гонений на монашество. Радикализм Константина укрепляло желание искоренить порочное, как он считал, влияние монахов и сочувствовавших им в своем окружении. В существовании такой силы императора убеждало, среди прочего, участие монахов – настоящих и бывших – в заговорах против его персоны. Но если говорить о каких-то более дальновидных мотивах, как-то борьба с убылью населения или желание перераспределить материальные блага в пользу армии, то у нас нет доказательств, что они могли служить руководством для Константина; его личные пристрастия значили куда больше. Нет оснований считать, что гонения на монахов или борьба с почитанием икон были для царя способом лишить Церковь ее независимости и водворить власть «государства» во всех сферах человеческой жизни. Спекуляции о связи икон с монахами и о том, что «святого человека» воспринимали как «одушевленную икону», достойную почитания, а сами иконы возводили ум своих почитателей к таким «святым людям», звучат красиво, но не имеют поддержки в исторических источниках. С уверенностью можно сказать одно: Константиновские гонения на монахов были его личным предприятием и закончились с его смертью. Эти гонения надо тщательно отделять от иконоборчества как такового. Церковная и гражданская история эпохи иконоборчества сложна. Ее нельзя понять, подходя к исследованию с заранее подготовленными схемами – и не важно, служат ли эти схемы прогрессистской исторической науки или исходят из якобы верных представлений о существе византийского православия.  

Перевод В. Чернова.

Источник: Gero, Stephen. Byzantine Iconoclasm and Monachomachy // The Journal of 

Ecclesiastical History. 1977. Vol. 28. P. 241­248. C небольшими сокращениями.

 

[1] Iorga, S. N.  Etudes byzantines. Vol. 2. Bucharest,  1940. P. 233.

[2] См.  Schwarzlose,  K. Der Bilderstreit,  Gotha Р. 251. См. также. Meyendorff, J. Byzantine Theology: Historical Trends and  Doctrinal  Themes. New York,  1974. P. 51.

[3] Brown, P.  A  Dark-Age  crisis:  aspects  of  the  Iconoclastic  controversy // The  English Historical Review, 346 (1973). P.  1-34.

[4] Savramis, D. Die Kirchenpolitik  Kaiser  Leons  III // Sudostforschungen,  20 (1961). P. 15-18.

[5] Alexander, P.J. The Iconoclastic Council of  Saint  Sophia  (815)  and  Its  Definition  (Horos) // Dumbarton Oaks Papers, 7 (1959). P.  59, extract no. 2.

[6] Ioannes Zonaras / ed. Büttner-Wobst, vol. 3. Bonn, 1897. P. 274. Lines 10-15.

[7] PG 100, 1116D-1118A.

[8]  Vita Pauli  (Bibliotheca hagiographica graeca,  no.  1471).

[9] Theophanis Chranographia / ed. C. de Boor. Vol. 1. Leipzig,  1883. P. 432. Lines  16-21.

[10] Ibid. P. 436. Lines  26-437. См. также Nicephori archiepiscopi Constantinopolitam opuscula historica / ed. C. de Boor. Leipzig,  1880. P.  72, lines  10-26.

[11] Theophanis Chranographia / ed. C. de Boor. Vol. 1. Leipzig,  1883. P. 442. Lines  18-22.

[12] Ibid. P. 72. Lines 15-18.

[13] Ibid. P. 445-446.

[14] Ibid. P. 71. Lines 18-20.

[15] Ibid. P. 449. Lines 14-17.

[16] Ibid. P. 481-482.

[17] PG 95,369A-371A.

[18] Theophanes Continuatus, Ioannes Cameniata, Symeon Magister, Georgius Monachus / ed. Bekker. Bonn, 1838. P. 102.

[19] Важно отметить, что впервые масштабное сопротивление практике христианского иконопочитания появилось в среде армянского монашества. См. Alexander P. J.  An  Ascetic  Sect  of  Iconoclasts  in  Seventh  Century  Armenia // Late Classical and Medieval Studies in Honor of Albert M. Friend, Jr. / ed. K. Weitzmann.  Princeton, 1955. P. 151-160.

[20] Speck, P. Ein Heiligenbilderzyklus im Studios-Kloster  um  das Jahr  8oo // Actes du XIIe congres  international d'etudes byzantines,  Ochride,  10-16  septembre  1961, Belgrade  1964, iii, 340.

[21] На этом фоне разительным контрастом выглядят канонические требования средневековой Русской Церкви (Стоглав / ред. Д. Кожаникова. СПб., 1863. С. 150).

[22] Demieville P.  L'iconoclasme anti-bouddhique en Chine // Melanges d'histoire des religions offerts  a Henri-Charles Puesch. Paris, 1974. P. 18-25.

[23] Kaegi, W. E. The Byzantine Armies  and  Iconoclasm // Byzantinoslavica,  28 (1966). P. 48-70.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9