Роль Церкви в сохранении памяти о Второй мировой и Великой Отечественной войнах
Великая Отечественная Война – одно из важнейших событий в истории нашей страны, оставившее неизгладимый след в душе каждого человека. В статье предлагается рассмотреть отражение Второй мировой и Великой Отечественной войн в памяти Православной Церкви. Статья создана на основе доклада, который был зачитан автором 30 ноября 2019 года на конференции «Молодежь о наследии Великой Победы», проходившей в Московской духовной академии.
Статья

Уже прошло без малого семьдесят пять лет со дня Великой победы в кровопролитных Великой Отечественной и Второй мировой войнах. Пожалуй, никто из жителей нашей многострадальной родины не оставался в те дни в стороне: кто-то работал в тылу на заводах, а кто-то был на передовой. Так или иначе эта война перевернула ход истории, изменила судьбы многих людей. Как мы знаем, в те дни Православная Церковь тоже не осталась в стороне, помогая материально и духовно. Но что было после того, как войны окончились? Осталось ли что-то в памяти Церкви о великих и страшных событиях той эпохи? Целесообразно рассмотреть отражение Второй мировой и Великой Отечественной войн в памяти Православной Церкви.

На Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 29 ноября – 4 декабря 1994 года было установлено каждый год в День Победы, 9 мая, совершать заупокойное поминовение[1], что было позже выражено через литургическое прошение на заупокойных ектении и молитве «Боже духов и всякия плоти…» о душах «усопших рабов Божиих: приснопамятных вождей и воинов, за веру и Отечество на поли брани жизнь свою положивших, от ран и глада скончавшихся, в пленении и горьких работах невинно умученных и убиенных, и всех Победы ради потрудившихся»[2]. Также стали совершать ежегодный благодарственный молебен Господу Богу за дарование победы в Великой Отечественной войне[3].

Каждый год Святейший Патриарх Московский и всея Руси вместе с архиереями и духовенством Московской епархии накануне Дня Победы участвует в возложении венков к могиле Неизвестного солдата, которая находится в Александровскому саду[4]. Около местных памятников по городам и прочим населенным пунктам духовенство совершает заупокойную литию по почившим воинам и мирным жителям, пострадавшим от действий фашистских захватчиков.

Говоря о роли Церкви в сохранении памяти о Великой Отечественной войне, нельзя не обратить внимание на житие свят. Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского. Стоит напомнить, что до принятия священного сана святой Лука был практикующим хирургом. В начале войны он был в ссылке. Понимая, какое тогда было тяжелое время для государства, он отправил на имя Калинина телеграмму следующего содержания: «Я, епископ Лука, профессор Войно-Ясенецкий, отбываю ссылку в поселке Большая Мурта Красноярского края. Являясь специалистом по гнойной хирургии, могу оказать помощь воинам в условиях фронта или тыла, там, где будет мне доверено. Прошу ссылку мою прервать и направить в госпиталь. По окончании войны готов вернуться в ссылку»[5]. Вскоре епископа-врача назначили главным хирургом госпиталя в Красноярске, а затем – в Тамбове. При этом в его госпиталях отмечали хорошие показатели по операциям, которые проводил святитель лично. За такие труды он был награжден Сталинской премией I степени и медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»[6]. Имя владыки сегодня входит в православный месяцеслов не только за его незаурядную личность и заслуги, его житие сохраняет память о Великой Отечественной войне и напоминает о вкладе Русской Церкви в достижение победы.

В сохранении памяти о тех кровопролитных годах особенно отличилась Сербская Православная Церковь, которая через жития своих святых сохранила память о Второй мировой войне. В Сербии почитают целый сонм новомучеников, которые были замучены за веру в концлагерях профашистской, провозгласившей в апреле 1941 года независимость Республикой Хорватской. Только в одном концлагере Ясеновац было замучено около 700 000 православных сербов[7] – в наше время они прославлены в лике святых и образовали сонм новомучеников Ясеновацких, которые почитаются и в Русской Церкви 13 сентября по новому стилю[8]. Подверглись арестам и заключению многие иерархии Сербской Церкви, среди которых был и знаменитый в России святитель Николай Сербский, архиепископ Жичский[9].

Нельзя не вспомнить фигуру святой матери Марии (Скобцовой) – знаменитой церковной писательницы-монахини и символа социального служения зарубежного православия. Ей была посвящена статья в «Журнале Московской Патриархии» в 1970 году[10]. В феврале 1943 года Марию, ее сына и священника Димитрия Клепинина арестовали за помощь и спасение евреев. 31 марта 1945 года она была казнена в газовой камере[11]. В 2004 году мать Мария вместе со своим сыном Юрием и священником Димитрием Клепиным, которые также погибли в лагерях, были канонизированы и почитаются ныне в Архиепископии православных русских приходов в Западной Европе[12]. Житие святой Марии, к которому время от времени обращаются христиане, зафиксировало жертвенность православных людей в печальное время Второй мировой войны.

Русской Православной Церковью заграницей был прославлен в лике святых мученик Александр Шморель – православный христианин, который был участником антифашистской группы «Белая роза». За свою деятельность против политики Гитлера во время Второй мировой войны Александр был казнен. В 1994 году он был прославлен как местночтимый святой. В синодиках он упоминается как Александр Мюнхенский с днем памяти 13 июля. Образ мученика Александра – яркий пример мужества, а также напоминание о Второй мировой войне.

Не стоит забывать о том, что и храмы являются немым напоминанием о прошедших войнах. Например, на Поклонной горе в Москве, около музейного комплекса, посвященного Великой Отечественной войне, стоит храм вмч. Георгия Победоносца, в Санкт-Петербурге – храм Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте, на Мамаевом кургане в Волгограде стоит храм Всех святых. К 75-летию Великой победы сооружен храм Воскресения Христова в Кубинке. Храм-часовня Воскресения Христова, построенный на территории бывшего концентрационного лагеря Дахау, является памятником узникам этого страшного места. Запрестольный образ этого храма – икона Воскресшего Христа, который выводит из открытых ворот узников лагеря.

Нужно отметить, что важным аспектом сохранения памяти о Второй мировой и Великой Отечественной войнах являются книги, которые сейчас спокойно можно найти в любой церковной лавке. В них рассказывается о подвигах духовенства в то время, а также будущих пастырей и православных мирян.

Мы увидели, что Православная Церковь сохраняет память о Второй мировой и Великой Отечественной войнах через богослужение, книжные издания, через храмы-памятники и жития святых. В заключение хотелось бы отметить, что мы и дальше должны сохранять традиции поминовения всех, кто потрудился для достижения Великой победы, и при этом собирать в единый массив всех святых, в житиях которых так или иначе рассмотрена тема великих войн, чтобы яснее показать роль Русской Церкви в событиях тех лет.

 

Библиография

  1. Богослужебные указания на 2019 год. Для священно-церковнослужителей. – М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2018. – 1024 с.
  2. Житие священноисповедника Луки, архиепископа Симферопольского и Крымского. – Саратов: Издательство Саратовской епархии, 2010. – 80 с.: цв. вкл.
  3. Кривошеин И. Мать Мария (Скобцова) // Журнал Московской Патриархии, №5 (1970). С. 30-42.
  4. Кривошеина К.И. Мать Мария (Скобцова). Святая наших дней. – М.: Эксмо, 2015. – 696 с. – (Религия. Великие люди ХХ века).
  5. Послание Архиерейского Собора Русской Православной Церкви боголюбивым пастырям, честному иночеству и всем верным чадам Русской Православной Церкви // ЖМП, №11-12 (1994). С. 2-4.
  6. Православный церковный календарь на 2019 год. – М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2018. – 256 с.
  7. Слава и боль Сербии. О Сербских Новомучениках. – М.: Издательство Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2002. – 192 с.

Электронный ресурс:

  1. В канун Дня Победы Святейший Патриарх Кирилл возложил венок к могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены [Электронный ресурс.] URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5433096.html (дата обращения: 07.11.2019).

 

[1] Послание Архиерейского Собора Русской Православной Церкви боголюбивым пастырям, честному иночеству и всем верным чадам Русской Православной Церкви // ЖМП, №11-12 (1994). С. 3.

[2] Поминовение вождей и воинов при служении Литургии, в молитве «Боже духов…» и при возглашении вечной памяти в День Победы в Великой Отечественной войне // Богослужебные указания на 2019 год. Для священно-церковнослужителей. С. 965-966.

[3] См. Последование Благодарственного и молебного пения ко Господу Богу, певаемого в День Победы в Великой Отечественной войне // Там же. С. 967-975.

[4] См. В канун Дня Победы Святейший Патриарх Кирилл возложил венок к могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены [Электронный ресурс.] URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5433096.html (дата обращения: 07.11.2019).

[5] Цит. по: Великая Отечественная война. Архиерейское служение в Красноярске // Житие священноисповедника Луки, архиепископа Симферопольского и Крымского. С. 39-41.

[6] «Моя слава – большое торжество для Церкви…» // Там же. С. 44-45.

[7] К русскому читателю // Слава и боль Сербии. О Сербских Новомучениках. М.: Издательство Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2002. С. 4.

[8] Месяцеслов на 2019 год // Православный церковный календарь на 2019 год. С. 111.

[9] Святитель Николай (Велимирович), епископ Охридский и Жичский // Слава и боль Сербии. О сербских новомучениках. С. 153.

[10] См. Кривошеин И. Мать Мария (Скобцова) // Журнал Московской Патриархии, №5 (1970). С. 30-42.

[11] Глава 10. Рождение в смерть // Кривошеина К.И. Мать Мария (Скобцова). Святая наших дней. С. 353.

[12] Елизавета Скобцова: летопись жизни и творчества (1891-1945) // Там же. С. 669.

 

Алтарная икона «Воскресший Спаситель освобождает заключенных концентрационного лагеря Дахау» в русской часовне на месте лагеря.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9