В Евангелии записаны слова Иисуса о том, что «врата ада не одолеют» Его Церковь (Мф. 16:18). Христиане традиционно видели здесь божественное обетование «нерушимости» Церкви, гарантию ее существования до конца времен. Однако история внесла коррективы в это понимание. На протяжении веков христианский мир не только расширялся, но и многократно уменьшался. В некоторых городах, где когда-то проходили церковные соборы и совершали свое служение великие отцы Церкви, сегодня нет ни одного действующего храма. Многие места, бывшие центрами церковной учености, искусства, монашеской жизни, ныне представляют интерес лишь для археологов. Порой исчезновение становилось уделом не только локальных христианских сообществ, а целых христианских культур и поместных Церквей. Так, после VIII века полностью исчезло христианство в Северо-Западной Африке, некогда составлявшее Карфагенскую Церковь, давшую миру Аврелия Августина и Киприана Карфагенского. После многовековой борьбы полностью прекратила существование Нубийская Церковь, замечательное искусство которой было открыто заново лишь в ХХ веке. Несмотря на географическое соседство с христианскими странами, исчезла христианская культура у народов Северного Кавказа. Восточносирийские миссионеры дважды, в VII-X и в XII-XIV веках, приносили христианскую веру в Китай – и оба раза она там уничтожалась. Существуют и другие, менее известные примеры гибели самобытных христианских культур.
Тема исчезнувших Церквей всегда привлекала к себе внимание церковных и светских ученых. Из приведенных наиболее известных примеров лучше всего изучена история гибели Восточносирийской Церкви в Китае. Несколько хуже – история исчезновения нубийского (из-за сложностей с проведением исследований) и карфагенского (по причине малочисленности письменных источников) христианства. Позднеантичное и средневековое христианство на Северном Кавказе, хотя очень интересовало ученых конца XIX – начала ХХ века, также изучено недостаточно, особенно зарубежными исследователями.
В данной подборке собраны наиболее интересные, с точки зрения автора, работы разных лет, посвященные исчезнувшим Церквам. Представлены не только монографии, но также главы книг.
Восточносирийская Церковь в Китае
Moule, Arthur Christopher. Christians in China before the Year 1550. London: SPCK, 1930.
Артур Мул. Христиане в Китае до 1550 года.
Автор книги – А. Мул (1873–1957), профессор китайского языка Кембриджского университета, родился в Китае в семье англиканского миссионера, позже епископа Центрального Китая. При жизни считался ведущим британским китаистом. Несмотря на то что с момента первого издания книги прошел почти век, она остается классической монографией по изучению обоих (танского и монгольского) периодов присутствия Восточносирийской Церкви в Китае и продолжает регулярно переиздаваться. В этом качестве исследование Мула цитируют все позднейшие ученые, работающие в данной области. В книге систематически анализируются все доступные автору источники – монументальные памятники и документы эпохи Тан, восточные и европейские письменные источники XII-XIV веков.
Saeki, Yoshiro. The Nestorian Documents and Relics in China. Tokyo, 1937.
Ёсиро Саэки. Несторианские документы и памятники в Китае.
В 1908 году в Дуньхуане за западе Китая была обнаружена пещера, запечатанная не позднее XII века, в которой хранились восемь пространных христианских текстов эпохи Тан. В последовавшие несколько десятилетий учеными были найдены еще несколько христианских письменных памятников того периода. Вместе с китайскими христианскими монументальными надписями VIII-IX веков эти находки сформировали практически весь корпус письменных памятников христианства в Танском Китае. Хотя многие из упомянутых находок были вывезены в Европу, основная заслуга в их изучении и переводе принадлежит японским ученым – Т. Ханеда, К. Тамиока и особенно Ё. Саэки (1871-1965), который по вероисповеданию был христианином. Саэки перевел на японский и английский языки все известные на тот момент «несторианские» тексты эпохи Тан (китайские, монгольские, тюркские, сирийские, арабские и иные). Несмотря на сложность и вариативность этих текстов, переводы Саэки выполнены очень тщательно и непредвзято. Там, где существует несколько вариантов прочтения текста, ученый предлагает их все. Кроме переводов, книга включает в себя оригинальные тексты всех переводимых документов, а также фотографии, зарисовки и описания манускриптов и археологических памятников. Данная книга Саэки (наряду с несколькими другими его работами) продолжает использоваться всеми исследователями китайского «несторианства» в качестве основного научного издания источников.
Foster, John. The Church of the T’ang Dynasty. London: SPCK, 1939.
Джон Фостер. Церковь при династии Тан.
Небольшая (170 страниц) книга Фостера – одна из первых работ, посвященных исключительно восточносирийской миссии в Китае эпохи Тан, без рассмотрения второго появления «несториан» в Китае при монголах. Фостер пишет в достаточно популярной манере, что позволяет использовать книгу в качестве пособия для знакомства с данной темой. Автор подробно останавливается на анализе миссионерских усилий «несториан». Недостатком книги является тот факт, что Фостер уделяет недостаточно внимания данным, полученным из Дуньхуанских находок, которые в то время уже были не только доступны ученому сообществу, но и переведены на английский. Однако учитывая то, что автор рассказывает не столько о богословии «несториан» при династии Тан, сколько о церковной истории и взаимоотношениях восточносирийских миссионеров с китайским государством и обществом, этот недостаток простителен, поскольку нужные данные Фостер черпает из монументальных надписей и материальных памятников.
Moffett, Samuel Hugh. A History of Christianity in Asia. Vol. 1: Beginnings to 1500. Maryknoll (N.Y.), 2008.
Самюэль Хью Моффетт. История христианства в Азии. Т. 1: от начала до 1500 года.
Двухтомник Моффетта – одна из лучших обзорных монографий по истории азиатского христианства. Первый том книги практически целиком посвящен истории Восточносирийской Церкви, а два больших раздела этого тома рассказывают о «несторианстве» в Китае при династии Тан (c. 287-323) и при монголах (с. 442-475). Моффетт – преподаватель миссиологии в Принстонской семинарии, США, до того много лет проработавший миссионером в Корее и Китае. Возможно поэтому история китайских «несториан» рассматривается им в практическом ключе. Моффетт анализирует ее и пытается понять и объяснить читателю причины, по которым оба появления «несториан» в Китае закончились исчезновением их Церкви. В области фактологии автор в большой мере опирается на работы Мула, Фостера и Саэки. Книгу отличает очень доступная манера изложения материала, напоминающая скорее лекции, однако текст снабжен многочисленными ссылками на источники и научную литературу. Рассмотрение китайского «несторианства» в контексте общей истории Восточносирийской Церкви оказывается очень полезно для понимания богословских особенностей «несторианской» миссии, а также истории восточносирийского христианства среди тюркских и монгольских народов, бывших соседями Китая.
Gillman, Ian; Klimkeit, Hans-Joachim. Christian in Asia before 1500. London, New York: Routledge, 1999.
Иан Гиллман и Ганс-Йоахим Климкейт. Христиане в Азии до 1500 года.
В этой очень содержательной и фактологически насыщенной книге исчезнувшим Церквам посвящено три раздела. Первый из них (с. 77-90) рассказывает о христианстве на Аравийском полуострове. Аравийское христианство было внутренне разделенным на различные общины и никогда не создавало единой церковной культуры. Тем не менее его история и исчезновение представляют собой важную и очень плохо изученную тему, исследование которой затруднено политическими обстоятельствами в регионе. Еще один раздел (с. 205-264) повествует о также полностью погибшем среднеазиатском «несторианстве». Авторы останавливаются на истории христианских сообществ в Хорасане, Западном Туркестане, предгорьях Тянь-Шаня, а также вдоль торговых путей. Отдельная глава посвящена среднеазиатской христианской литературе. Последний по данной теме раздел посвящен истории «несторианства» в Китае, о которой авторы рассказывают очень подробно, особо останавливаясь на христианском монашестве в Китае при монгольской династии. По соотношению объема текста, его содержательности и научного уровня книгу Гиллмана и Климкейта можно назвать лучшим введением в затронутую тематику.
Церковь Северо-Западной Африки
Wilhite, David. Ancient African Christianity. London, New York: Routledge, 2017.
Дэвид Уилхайт. Африканское христианство в древности.
Под «Африкой» в данном случае понимается одноименная провинция Римской империи – Проконсульская Африка, иногда с прилегающими Киренаикой и Мавританией. Христианству в этом регионе посвящено большое количество литературы, рассказывающей как о древнейшем периоде местной Церкви, так и о более поздних, включая историю донатизма, вандальско-аринаского завоевания и византийский период накануне арабского нашествия. Монография Уилхайта успешно охватывает все эти темы. Отдельные главы рассказывают о деятельности Тертуллиана, Киприана Карфагенского, Арнобия Сиккского, Лактания, Аврелия Августина. В завершение автор предлагает подробный анализ предпосылок, причин и самого процесса исчезновения христианства в регионе, причем к этому анализу он подводит читателя заранее. Автор приводит семь наиболее популярных в среде исследователей объяснений гибели африканского христианства, «давая слово» их сторонникам и отмечая сильные и слабые стороны каждой из теорий. Книга содержит впечатляющую библиографию и в настоящий момент является самым современным и релевантным исследованием по данной теме.
Holme, Leonard Ralph. The Extinction of the Christian Churches in North Africa. London: Clay, 1898.
Леонард Холмо. Исчезновение христианских Церквей в Северной Африке.
Хотя книга была написана в конце XIX века, она продолжает регулярно переиздаваться (последнее на момент написания этого обзора издание – Trieste Publishing, 2018). Это единственная монография, целиком посвященная именно вопросу исчезновения христианства в бывшей римской Африке. Рассуждая о причинах этого, Холмо стоит на достаточно консервативных, а может быть даже конфессионально-протестантских позициях. Причину гибели местного христианства он видит в «латинизме» Карфагенской Церкви, недостаточных усилиях по обращению собственно африканского, берберского населения, а также разложении Церкви и ее борьбе с донатизмом, которому автор симпатизирует и считает его «местной версией» христианства, в отличие от православной веры римских колонистов. «Уничтожение донатизма, – пишет Холмо, – означало конец надежд на сохранение христианства в Северной Африке… Если бы Церковь смогла утвердиться среди берберских племен, если бы она смогла привлечь под христианские знамена то рвение, которое затем оказалось на стороне ислама, то сарацины не только не смогли бы уничтожить христианство после покорения Римской Африки, но у них бы вовсе не вышло ее покорить… Римское устройство, римское учение, римские добродетели были рассчитаны на цивилизованность и уважение к закону. Устройство, учение и добродетели берберов были варварскими и дикими» (с. 252-254). Несмотря на наивно-колонизаторские оценки автора, книга содержит очень большой массив фактических данных и не утратила своей ценности до нашего времени.
Нубия
Werner, Roland. Das Christentum in Nubien: Geschichte und Gestalt einer afrikanischen Kirche, Berlin: LIT, 2013.
Роланд Вернер. Христианство в Нубии: история и облик африканской Церкви.
Одна из немногих современных книг, целиком посвященных нубийскому христианству. Первая часть книги рассказывает об истории Нубийской Церкви. Нарратив Вернера выстроен в хронологическом порядке и имеет очень качественную научную основу. В книге постоянно даются отсылки не только к другим исследованиям, но в большей мере к данным археологии, которые автор самостоятельно систематизирует и объясняет. Вернер уделяет значительное внимание процессу христианизации страны и складыванию здесь нескольких христианских государств. Рассказывая о начале исламизации (3-я глава), Вернер делает акцент на трагическом для судьбы христианства в этом регионе явлении: установлении практики «бакта» – поставке мусульманским властям Египта чернокожих рабов. «Бакт» не был данью, поскольку в обмен на рабов христиане получали определенные товары, однако для христиан присылка рабов была обязательной. Тем не менее подобные отношения с более сильным противником стали возможны лишь в результате решительного сопротивления нубийцев первой волне исламской экспансии. Истории упадка и исчезновения Нубийской Церкви посвящены главы 10-14 первой части. Вернер предоставляет наиболее подробное рассмотрение этого процесса за все время исследований. Очередная волна военного давления с севера, обрушившаяся на Нубию в XIV веке, уже не могла быть остановлена и в конечном итоге привела к уничтожению в Нубии христианской государственности и самого христианства, а также к арабизации региона и исчезновению нубийской языковой и этнической идентичности. Окончательное исчезновение христианства в Нубии Вернер относит к началу XIX века. Он рассказывает о сохранившихся следах нубийского христианства среди современного мусульманского арабоязычного населения региона. Вторая часть книги посвящена богословию и культуре Нубийской Церкви. Автор посвятил отдельные главы местной христианской литературе, церковному устройству, богослужебной практике, церковно-государственным отношениям, монашеству, таинствам и обрядам, иконописи и церковной архитектуре, почитанию святых и особенно Богородицы, особенностям богословского языка, а также религиозной практике простого народа средневековой Нубии. В большом количестве приводятся переводы нубийских литургических и богословских текстов.
Lobban, Richard A. Historical Dictionary of Medieval Christian Nubia. Lamham, Boulder, New York, London: R&L, 2020.
Ричард Лоббан. Исторический словарь средневековой христианской Нубии.
Это новейшая работа известного американского антрополога и египтолога Р. Лоббана – первый научный словарь по христианскому периоду нубийской истории. Содержит статьи практически о всех известных храмах, монастырях, церковных деятелях Нубии, а также о важных фигурах и событиях, связанных с исламизацией и арабизацией этой страны.
Северный Кавказ
Кузнецов В.А. Христианство на Северном Кавказе до XV века. Владикавказ: ИР, 2002.
Процесс исчезновения христианства на Северном Кавказе – тема, очень мало затронутая историками. По ней пока нет ни одной монографии. Из книг, посвященных общей истории северокавказского христианства до присоединения региона к России, наиболее современной и соответствующей заявленной тематике является небольшая (ок. 200 страниц) работа д.и.н Владимира Кузнецова. Книга имеет простую, но при этом вполне достаточную для обзорной работы структуру: история северокавказского христианства разделяется на условные византийский, грузинский и латинский этапы, каждому из которых посвящена глава. Этапы названы не по характеру христианской церковности Северного Кавказа, а по наиболее значимым источникам христианской миссии в регионе; хронологически эти эпохи частично пересекаются. Каждая из глав имеет отдельную библиографию. Книга изобилует подробными описаниями археологических памятников и их анализом, что вполне соответствует предмету изучения, основным источником данных по которому служат именно археологические изыскания.