В 1884 году на севере современного Кыргызстана были обнаружены два «несторианских» кладбища. Последние надгробия на них с надписями на арамейском языке датируются 1345 годом; с тюркскими надписями – 1368 годом. Неподалеку от современной кыргызстанско-китайской границы найдены арамейские надгробия, относящиеся к 1371-1372 году. Более поздних «несторианских» памятников в регионе нет. К концу XIV века Церковь Востока практически полностью исчезла в Китае, Средней Азии и Персии. Немногочисленный остаток «несториан» обосновался в горах Курдистана. Так для Церкви Востока начались «темные века», на протяжении которых ее следы практически теряются. Католикосы постоянно переносили свою кафедру из одного селения в другое, в зависимости от того, какое место в данный момент казалось более безопасным. Католикос Дынха II (1332-1364) жил в Каремлаше, его преемник Шимун II – в Мосуле. О следующих католикосах – Шимуне III и Илие IV (ум. 1437) – не известно ни точное время их правления, ни место, где они пребывали (вероятно, это Марага, Урмия или Мосул). Около 1400 года встречаются упоминания о «сирийцах» («несторианах») в Курдистане и Мосуле, где их «каталех» (католикос) имел не только церковную, но и светскую власть.
Начиная с 1370-х годов Средняя Азия вошла в империю Тамерлана со столицей в Самарканде. Он истребил бессчетное количество христиан, что привело к тому, что «несториане» уцелели лишь в Курдистане и на юге Индии. В 1393 году Тамерлан разорил Иран. В 1400 году он прошел через Сирию, оставляя за собой горы трупов. В 1402 году в сражении при Анкаре Тамерлан разбил армию турок-османов, а на следующий год совершил поход в христианскую Грузию. Учитывая масштабы бедствия, можно лишь удивляться тому, что несколько храмов и монастырей в Ираке и Курдистане все-таки смогли уцелеть. Церковь Востока так и не смогла оправиться после этого удара. В дальнейшем там уже не возникало крупных богословских или духовных центров. Однако это не значит, что наступившие «темные века» были совершенно бесплодными. Об этом свидетельствует, например, хранящееся в Британской библиотеке «Телль-Зикуфское Евангелие», написанное около 1499 года неким Илией из Мосула.
Примерно в середине XV века сан католикоса стал наследственным и передавался, как правило, от дяди к племяннику, причем иногда католикосами становились совсем юные мальчики, вместо которых церковные дела вели мать или старшая сестра. Начало этому положил католикос Шимун IV Бассиди (1437-1497), проживавший в Мосуле. Многие полагают, что 1450 году он издал указ, устанавливающий наследственную передачу своего сана внутри клана Бар-Мама, хотя этот факт не находит прямого подтверждения в письменных источниках.
Несколько архиерейских кафедр смогли какое-то время продержаться посреди гонений и разорения. Встречается упоминание о митрополите Низибийском по имени Тимотеос (1430), преемниками которого стали Авдишо (1458) и Илия (1483). В Тарсе епископская кафедра существовала еще в середине XV века. В Тур-Абдине, где с 1293 по 1915 год находилась кафедра сиро-яковитского патриарха, до 1512 года пребывали также и епископы Церкви Востока, а начиная с 1533 года здесь была кафедра епископов Халдейской Церкви (часть Церкви Востока, принявшая унию с Римским престолом). В Арбеле в 1443-1452 годах епископом был известный церковный писатель Ишояб бар Мкаддам.
Больше сведений сохранилось о «несторианах» в Индии. Рукопись Syr. 204, хранящаяся в Ватиканской библиотеке, проливает некоторый свет на положение Церкви Востока в этой стране до прибытия португальцев. Ко времени католикоса Шимуна IV, который с 1491 года жил в монастыре Мар-Аба на юго-востоке современной Турции, индийские христиане уже в течение нескольких поколений не имели своего архиерея. Церковные связи с Курдистаном были нарушены. В 1491 году архидиакон, возглавлявший индийских христиан в отсутствие епископа, отправил на Запад трех посланников с заданием установить отношения с предстоятелями «несторианской», яковитской и коптской Церквей и просить их поставить для Индии епископа. Один из посланников умер, не дойдя до Багдада. Оставшиеся два добрались до Газарты, где их принял католикос. Он направил посланников в монастырь Мар-Авген, в котором велел им выбрать двух кандидатов в епископы. Посланники выбрали монахов по имени Тома и Юханон, которые и были возведены в архиерейский сан. Они прибыли в Индию в сопровождении посланников и были хорошо приняты местными христианами, что ознаменовало восстановление связи между индийской частью Церкви Востока и ее историческим центром. Некоторое время спустя епископ Мар-Тома возвратился в Месопотамию для отчета перед католикосом. Новый католикос, Илия V (1502-1503) рукоположил в архиерейский сан еще трех монахов – Давида (в епископстве Ябаллаха), Георгия (Дынха) и Масуда (Иаков), назначив их епископами Индии, Явы и Китая. В 1504 году все трое отбыли в Индию, где и продолжили свое служение. Об отношениях христиан Малабарского побережья Индии с Церковью Востока в период с 1489 по 1403 годы известно из сочинений монаха Авраама из Киркука, рукопись которых находится в Берлинской государственной библиотеке под шифром Cod. Syr. 59. Авраам пересказывает записки упомянутых трех епископов о первом прибытии в Индию португальских мореплавателей и их конфликте с местными мусульманами. Если верить Аврааму, в то время в Индии было 30 тысяч христианских семейств; крупнейшими христианскими городами Авраам называет Кодунгаллур (Кранганор), Парлур (Палор) и Коллам (Квилон). Авраам рассказывает о постройке нескольких храмов, один из которых был воздвигнут в двадцати пяти днях пути от Малабарского побережье, в Майлапуре (ныне Ченнаи/Мадрас) над гробницей апостола Фомы. Из писаний Авраама можно сделать вывод, что положение индийских христиан в этот период было стабильным.
О том, что в Индии существует община христиан восточно-сирийской традиции, европейцы знали еще до плавания Васко да Гамы. Около 1447 года венецианский купец Никколо Конти рассказывал о тысячи «несториан», которых он видел в Майлапурском храме. Конти отметил, что «несториане» жили в Индии небольшими общинами, подобно евреям в Европе. Другой путешественник той эпохи, генуэзец Джироламо да Санто-Стефано, в 1492 году описывал христианские храмы в Квилоне, украшенные росписями и крестами; он насчитал в городе около тысячи верующих, отметив, что у них не было священника. Васко да Гама, прибывший в Индию в 1498 году, в Момбасе встретил христиан из Эфиопии, Месопотамии и Египта. Португальцы продолжили свои контакты с индийскими христианами, когда в эту страну прибыл Педро Кабрал (1500) и (во второй раз) Васко да Гама (1502). В отчете о своем первом плавании да Гама сообщает об 25 тысячах христиан и 300 храмах, посвященных апостолам, в Квилоне.
В ходе своего первого путешествия да Гама собственно индийских христиан так и не встретил, хотя принял за них местных индуистов. В июле 1499 года флорентиец на португальской службе Джироламо Серниджи писал своему соотечественнику, что жители окрестностей Калькутты слышали о Пресвитере Иоанне. В августе 1499 года португальский король Мануэл I сообщал императору Максимилиану I о том, что в Индии существуют христиане, которые долгое время были лишены общения с единоверцами. Мануэл писал, что собирается направить в помощь этим христианам монахов и все потребное для устроения Церкви. В марте 1500 года Мануэл направил письмо правителю Калькутты, в котором также писал, что ему известно об индийских христианах, история которых восходит к проповеди апостола Фомы. В 1500 году Педро Кабрал встретил христиан Церкви Востока в Кранганоре и Квилоне. В то же время португальцы поняли, что Васко да Гама ошибся, и правитель Калькутты не был христианином.
Путь флотилии Кабрала обратно в Европу пролегал мимо Островов Зеленого Мыса, где она повстречалась с кораблем, на котором плыл Америго Веспуччи. 4 июля 1501 года Веспуччи написал правителю Флоренции Лоренцо Медичи, что португальцы сообщили ему о якобы виденной ими в индийском городе Энпарликате гробнице апостола Марка. В июле 1501 года Мануэл писал королю Испании о визите Кабрала в Кочин: «В каждом из туземных королевств живет множество истинных христиан, обращенных в веру апостолом Фомой. Их священники ведут строгую апостольскую жизнь, не владея ничем и питаясь милостыней. Они пребывают в полном целомудрии, имея храмы, в которых они служат мессу на пресном хлебе и вине, каковое получают из изюма и воды, поскольку иного способа они не знают. В их храмах нет иных изображений, кроме креста, христиане же носят одежду апостольскую и никогда не стригут волос и бороды. Кабрал собрал достоверные сведения о нахождении мощей апостола Фомы. Это место расположено в 150 лигах по побережью, в городе, именуемом Мальяпор… Он также узнал, что великое множество христиан живет за пределами той страны. Они совершают паломничества к так называемому дому святого Фомы».
Иосиф из Кранганора, один из трех христиан, отправившихся в 1490 году к католикосу Церкви Востока, вместе со своим братом по имени Матфий в конце июня 1501 года смог достичь Европы. В их планы входило посетить Иерусалим и Рим. Матфий умер вскоре после их прибытия в Лиссабон. Иосиф прожил в Лиссабоне еще полгода, после чего побывал в Венеции и Риме, где он рассказывал об индийских христианах. Он был принят папой Александром VI, в беседе с которым Иосиф сообщил, что в Кранганоре есть епископ и что живущий в Месопотамии («Армении») католикос ставит архиереев для Индии и Китая и имеет под собой патриархов, архиепископов и епископов. Католикос, сообщал Иосиф, выбривает на голове крест. Он также рассказал папе, что «Катай» заселен христианами с белым цветом кожи. В 1507 году рассказ Иосифа был издан. Благодаря ему в Европе возникло ложное представление о числе индийских христиан.
Во время второго плавания Васко да Гамы в Индию (1502) в Кочине португальцы вновь столкнулись с индийскими христианами. Местные «несториане» поднесли португальцам подарки, радуясь встрече с единоверцами. Раджа Кочина хотел заключить с Португалией политический союз. Португальцы узнали о шести местных епископах и особенностях индийского христианского богослужения. В Кранганоре было более 30 тысяч христиан, считавших верховным предстоятелем своей Церкви католикоса «Армении». Они просили португальцев защитить из от соседей-мусульман и подарили да Гаме скипетр, по-видимому, некогда принадлежавший местному радже-христианину. Несмотря на то что португальцы больше всего общались с христианами Кранганора и Квилона, христианские общины были и в других местах Индии…
Между 1505 и 1507 годами в Индии побывал Лудовико де Вартема из Болоньи. Он остановился всего в одиннадцати милях от гробницы апостола Фомы. Де Вартема составил описание своего путешествия, которое было опубликовано в 1510 году. В нем он рассказал о купцах-христианах, встреченных им в «Кайколоне» (Каянкуламе), в 40 км от Квилона, и отметил, что каждые три года их посещал священник из «Вавилона». «Эти христиане, – писал де Вартема, – соблюдают Великий пост и празднуют Пасху, как и мы. У них такие же праздники и дни памяти святых, что и у нас, однако их месса похожа на греческую. Более других они почитают четырех апостолов – Иоанна, Иакова, Матфия и Фому». Правитель Квилона, согласно де Вартеме, не был христианином. Болонский путешественник также сообщил, что христиане есть и на Коромандельском берегу (юго-восточное побережье Индии), где они подвергаются преследованиям. Кроме того, он упоминал о христианах в Сиаме, но сомнительно, что бы де Вартема сам бывал в тех местах. Возможно, от тысячи до полутора тысяч христиан действительно жили в бирманском городе Пегу (де Вартема пишет, что видел их там). Это не выглядит удивительным: азиатские христиане всегда селились вдоль крупных торговых путей, и «морской Великий шелковый путь» здесь не исключение.
В 1514 году христианская община Майлапура была упомянута португальским мореплавателем Дурате Барбозой. Он также писал о христианском храме в Квилоне, по легенде построенном апостолом Фомой, в котором местный правитель хранил документы, связанные с торговлей пряностями. Барбоза отмечал, что местные христиане имеют над собой католикоса, присылающего им епископов и священников…
Вскоре после прибытия первых европейцев в Индии появилась римско-католическая иерархия. В 1533 году португальцы основали в Гоа латинскую епископскую кафедру, первым главой которой стал Жоан де Альбукерк… В 1542 году в Индию прибыл известный миссионер, иезуит Франциск Ксаверий, который пытался склонить «сирийских» христиан Квилона к унии с Римом. В 1545 году в Кочине он вел переговоры с «несторианским» епископом Иаковом, о чем в 1549 году сообщал главе своего ордена Игнатию Лойоле. Францисканцы основали в Кочине семинарию для местных жителей, однако индийские христиане принимали лишь тех священников, которые могли совершать для них привычное восточно-сирийское богослужение. Вскоре латинизация привела к расколу среди индийской общины Церкви Востока.
Перевод В. Чернова
Источник: Baum, Wilhelm; Winkler, Dietmar. The Church of the East: A Concise History. London, New York: Routledge Curson, 2003. P. 104-111. (C небольшими сокращениями).