Семь англоязычных книг о восточно-сирийском христианстве
Западная Церковь еще с XI века заинтересовалась восточно-сирийской христианской традицией. А с XIX века, когда в горах Курдистана Запад открыл для себя немногочисленных к тому времени «горных несториан», Церковь Востока стала предметом научных изысканий, которые продолжаются и в наше время. За последние годы вышло немало литературы, посвященной восточно-сирийской патрологии, лингвистике и истории. В статье собраны семь англоязычных книг по данной тематике.
Статья

Начиная с эпохи крестовых походов Западная Церковь испытывала интерес к восточно-сирийской христианской традиции, которую не вполне точно также именуют ассирийской и несторианской. Изначально он был основан на легендах о «пресвитере Иоанне» и о таинственном христианском царстве где-то далеко на востоке. Однако постепенно западные знания на этот счет становились все более определенными. Начиная с XIX века, когда в горах Курдистана Запад (включая Россию) открыл для себя немногочисленных к тому времени «горных несториан», Церковь Востока стала предметом научных изысканий, которые продолжаются и в наше время. За последние годы вышло немало литературы, посвященной восточно-сирийской патрологии, лингвистике и истории. В данной подборке представлены семь новых англоязычных книг по данной тематике, которые показались автору наиболее интересными. Все оценочные суждения отражают исключительно личное мнения автора подборки.

Wilmshurst, David. The Martyred Church: A History of the Church of the East. London: East & West Publishing, 2011.

Дэвид Уилмшерст. Церковь-мученица: история Церкви Востока.

The Martyred Church: Wilmshurst, David: 9781907318047: Amazon.com: Books

За последние два десятилетия вышло в свет несколько качественных научных монографий, охватывающих всю историю Церкви Востока, из которых книга научного редактора Гонконгского университета Д. Уилмшерста – наиболее академичная. История Восточно-Сирийской Церкви разделена автором на десять основных периодов: зарождение Церкви на территории Персидского государства, первые конфликты между «несторианами» и «яковитами», эпоха арабского завоевания, Церковь при католикосе Тимофее I и его приемниках, период гонений при Аббасидах, недолгое возрождение христианства после монгольского завоевания, период гонений после перехода монгольской династии Хулагидов в ислам, начало унии с Римско-Католической Церковью и связанное с этим разделение, деятельность католических, протестантских и православных миссионеров в XIX веке, новейшая история Церкви в ХХ веке. К последнему относится история гонений на Церковь Востока в Ираке после падения режима С. Хуссейна. Каждый из этих разделов включает, помимо собственно исторического нарратива, такие темы, как история иерархии соответствующего периода, состояние монашеской жизни, церковной письменности и богословской науки. В отличие от многих западных исследований по данной тематике, которым свойственна некоторая романтизация Церкви Востока, Уилмшерст критично описывает и злоупотребления церковных властей, и невежество простого народа, и искажения монашеской традиции, ставшие одним из факторов ее полного исчезновения в этой Церкви в ХIХ веке.

Для автора характерна некоторая непоследовательности в использовании терминов и понятий. Так, оспаривая богословскую принадлежность Церкви Востока к несторианству в начале книги (c. 31), он в других местах называет ее «еретической» (c. 303, 331). Есть в книге и откровенно спорные утверждения. Например, автор утверждает, что «в VIII веке уйгуры были христианами» (c. 168), тогда как значительная часть ученых полагает, что христианство проникло к уйгурам лишь в IX веке и никогда не было среди них религией большинства. Вызывает удивление оценка Уилмшерстом уровня интеллектуальной культуры стран Средней Азии времен «несторианской» миссии как «значительно более низкого по сравнению с Китаем» (c. 186). Особенностью авторского взгляда на Церковь Востока является и то, что Уилмшерст в известной мере противопоставляет ее многокультурную и многонациональную средневековую эпоху более позднему периоду, когда «Церковь Востока» стала «Ассирийской Церковью»; автор видит в этом признак упадка, который, по его мнению, эта Церковь может преодолеть, лишь отказавшись от этноконфессионального принципа. Несмотря на присутствие в книге спорных и некорректных мест, она остается очень важным и глубоким исследованием, без знакомства с которым сложно представить себе изучение истории Церкви Востока.

Baum, Wilhelm; Winkler, Dietmar. The Church of the East: A Concise History. London, New York: Routledge Curson, 2003.

Вильгельм Баум и Дитмар Винклер. Церковь Востока: краткая история.

Несмотря на сравнительно небольшой объем (215 страниц), эта работа представляет собой очень качественное в научном плане изложение истории Церкви Востока, в котором учитываются все современные исследования по данной теме. Авторы делят историю Церкви Востока на пять основных периодов: сасанидский, арабский, монгольский, османский и современный. Анализируя историю христологического исповедания Церкви Востока, авторы отвергают его зависимость от несторианства. «Как бы мы не относились к учению Нестория, – пишет Винклер, – термин "несторианский" в значении "еретический" по отношению к Церкви Востока несправедлив. Христианство в Персии <…> началось не с Нестория, и разделение с Церковью Римской империи, произошедшее в V веке и названное по имени Нестория, не было догматическим» (с. 30). В работе авторы избегают спорных тем и используют наиболее достоверные и принятые в исторической науке толкования событий. Приблизительно пятую часть книги занимает глава, посвященная языку и литературе Церкви Востока. Отдельные разделы этой главы (написанные профильными специалистами) посвящены арамейским, среднеперсидским, согдийским, тюркским, уйгурским и китайским письменным памятникам. В книге имеется большая структурированная библиография – отдельно представлены общие источники, обзорные работы и работы по темам каждой из глав. Все это делает данную книгу лучшим пособием для изучения истории Церкви Востока.

Wilmshurst, David. The Ecclesiastical Organisation of the Church of the East, 1318-1913. Luvanium [Leuven]: Peeters, 2000.

Дэвид Уилмшерст. Церковные структуры Церкви Востока в 1318-1913 гг.

Ecclesiastical Organisation of the Church of the East, 1318-1913

Объемное (ок. 900 страниц) исследование уже упомянутого Д. Уилмшерста посвящено истории, историографии, исторической социологии и исторической георграфии Церкви Востока наиболее «темного» и малоизученного периода – от обращения ильхана Олджейту из христианства в ислам до начала Первой мировой войны. Исследованием охвачена вся историческая ассирийская община в местах традиционного проживания – как христиане Церкви Востока, так и «халдеи», вступившие в унию с Римско-Католической Церковью. Автор использовал данные из более чем 2500 восточносирийских рукописей, а также огромный массив архивных записей, отчетов миссионеров, дипломатов и этнографов и иные документальные источники, что позволило ему собрать данные по персоналиям «несторианских» клириков (включая низшее духовенство) и богословов за указанный период. Также была собрана и систематизирована информация по количеству ассирийских храмов и монастырей и их расположению, по числу верующих и географии расселения «горных несториан». Фактически в книге содержатся данные по каждой персоналии или памятнику, связанным с Ассирийской Церковью «темного времени», сведения о которых так или иначе дошли до нас. Кроме того, работа содержит исторический нарратив «несторианских» общин – отдельно по каждому региону. Более половины книги посвящена источниковедению и историографии. Здесь перечислены и кратко описаны все использованные автором документальные источники. Приведена подборка ассирийской церковной документации. В таблицах (более 50) собраны данные по состоянию Церкви Востока и Халдейской Церкви в XIX – начала ХХ века. Автором составлено несколько подробных карт, иллюстрирующих собранные им данные. Несмотря на то что автор поставил себе исторические и географические рамки, сузившие область его внимания, будет справедливым назвать эту книгу Уилмшерста наиболее подробным и незаменимым трудом по истории Церкви Востока из когда-либо написанных.

Joseph, John. The Modern Assyrians of the Middle East: Encounters with Western Christian missions, archaeologists, and colonial power. Leiden, Boston, Koeln: Brill, 2000.

Джон Джозеф. Современные ассирийцы на Ближнем Востоке: контакты с миссионерами, археологами и колониальными державами.

The Modern Assyrians of the Middle East: Encounters with Western Christian  Missions, Archaeologists, and Colonial Power (Studies in Christian  Mission): Joseph, John: 9789004116412: Amazon.com: Books

Книга рассказывает о наиболее драматичном периоде истории Церкви Востока, окончившимся массовым исходом народа с исторической родины. В ХIX веке Запад заново открыл для себя эту этноконфессиональную общину, очень быстро сделав ее сперва объектом, а затем и заложником собственных миссионерских и геополитических интересов. Многочисленные миссионеры из США, России, Англии и других стран стали пытаться перетянуть симпатии «горных несториан» на свою сторону. Сама Церковь Востока в этот период жестоко страдала как от гонений османских и персидских властей, так и от собственного невежества и многовекового раскола. Вмешательства представителей западных держав, часто направляемые искренним желанием помочь угнетенному христианскому народу, на деле приводили лишь к новым разделениям и более жестоким преследованиям со стороны мусульманских властей. Тем не менее европейцам удалось собрать значительный объем сведений о совершенно неизученной до того момента восточно-сирийской христианской традиции, положив начало ее систематическому изучению. Книга начинается описанием положения христианских общин Курдистана и Иранского Азербайджана в начале XIX века. Автор рассказывает о проникновении в эти места первых европейских исследователей и об их отношениях с местными курдами и христианскими этносами, о постепенном втягивании этих народов в орбиту колониальных интересов великих держав и о последовавшем в результате комплексе трагических столкновений – как межу христианами и исламским окружением, так и внутри христианских общин. Заключительная глава книги посвящена истории ассирийской церковной диаспоры в странах Запада и постепенной трансформации Церкви Востока из локальной этноконфессиональной общины, в которую она превратилась за «темный» период своей истории (XIV-XIX вв.), в глобальную христианскую Церковь, объединенную в первую очередь вероучением и готовую к межхристианскому диалогу.

Представленные ниже три сборника статей посвящены истории восточно-сирийского христианства за пределами «ассирийского» исторического ареала – в Средней Азии и Китае, где Церковь Востока была широко распространена в средневековый период. В сборниках опубликованы материалы трех Международных конференции по Церкви в Восточном Китае и Средней Азии (2003, 2006, 2009 гг.).

Winkler, Dietmar; Tang, Li (eds.). Hidden Treasures and Intercultural Encounters: Studies on East Syriac Christianity in China and Central Asia. Muenster, Vienna: Lit Verlag, 2009.

Дитмар Винклер и Ли Тань (ред.). Потаенные сокровища и интеллектуальные контакты: сборник статей по восточно-сирийскому христианству в Китае и Средней Азии.

Первая часть сборника посвящена высеченным на камне христианским надписям в указанных регионах. Вторая часть рассказывает о письменных памятниках. Здесь наиболее интересна статья Макса Деера, посвященная сложной проблеме христианской атрибуции ряда китайских текстов эпохи Тянь, – сирийские миссионеры настолько увлеклись аккультурацией христианства в Китае, что сегодняшние исследователи порой не могут понять, имеют ли они дело с христианским или с буддийским манускриптом. Третий раздел включает статьи по истории. Среди 19 статей этой части хочется отметить эссе А. Тёпеля о христианском присутствии в Корее ХIII в. и статью Ченя Хуаю о влиянии восточно-сирийского христианства на тексты и иконографию тибетского буддизма. Завершающий раздел «Литургика и искусство» содержит фотографии исторических объектов по теме.

Winkler, Dietmar; Tang, Li (eds.). From the Oxus River to the Chinese Shores: Studies on East Syriac Christianity in China and Central Asia. London: Cambridge University Press, 2013.

Дитмар Винклер и Ли Тань (ред.). От Окса до китайских берегов: сборник статей по восточно-сирийскому христианству в Китае и Средней Азии.

From the Oxus River to the Chinese Shores: Studies on East Syriac  Christianity in China and Central Asia (orientalia - patristica -  oecumenica): Tang, Li, Winkler, Dietmar W: 9783643903297: Amazon.com: Books

Книга состоит из 29 статей. Первый раздел книги посвящен археографии. Особый интерес здесь представляет статья Хидеми Такагаси об сдвигах в понимании сирийских христианских текстах при их переводе и контекстуализации в Китае, Монголии и Средней Азии. Второй раздел содержит статьи по археологии, среди которых выделяются работы Самуэля Лье (о знаменитой «несторианской стеле») и Ли Таня (об онгутском «царе Георгии», перешедшем из «несторианства» в католичество). Третья часть включает статьи о Церкви Востока в Индии, а также статью Дж. Дум-Трагут об ассирийской общине в Армении. Четвертый раздел посвящен вопросам литургики и богословия. Здесь выделяется статья Глена Томпсона, посвященная вопросу о том, можно ли считать Церковь Востока несторианской. Этот вопрос достаточно давно считается решенным в отрицательном смысле, поскольку христология Церкви Востока существенно отличается от учения Нестория, однако Томпсон отмечает, что, в виду того, что Несторий лично почитается в Церкви Востока (не разделяющей при этом его учения), слово «несторианская» может технически использоваться как название, подобно тому, как Сербская Церковь иногда именуется «Свято-Саввской».

Winkler, Dietmar; Tang, Li (eds.). Winds of Jingjiao: Studies on Syriac Christianity in China and Central Asia. Muenster, Vienna: Lit Verlag, 2016.

Дитмар Винклер и Ли Тань (ред.). Дуновенье цзинцзяо: сборник статей по восточно-сирийскому христианству в Китае и Средней Азии.

Слово «цзинцзяо» («сияющая религия») было традиционным китайским обозначением христианства в период первого проникновения восточно-сирийского христианства в Китай в VII-IX веках. Третий сборник также разделен на три тематические части: текстологическую, историческую и литургико-богословскую. Ряд авторов нескольку отклоняются от заявленной темы, рассказывая о других христианских традициях в средневековой Азии, однако это лишь обогащает сборник. Например, Кен Парри в своем эссе пытается установить следы присутствия в Средней Азии и Китае византийского христианства в лице небольших аланских сообществ.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9