Митрополит Киевский и всея Руси Герасим: жизнь и деятельность
XV век в истории России ознаменован свержением татаро-монгольского ига. Страна шла к этому долго, преодолевая постоянные княжеские междоусобицы. На фоне этих событий проходило служение архиереев. В статье рассказывается о жизни митрополита Герасима и исторической ситуации в годы его управления митрополичьей кафедрой.
Статья

Митрополит Герасим – это, бесспорно, фигура, которая не только оставила в истории след, но и поставила некоторые вопросы, в ответах на которые исследователи до сих пор не могут прийти к единомыслию. 

Герасим до возведения на митрополичий престол

Источники ничего не сообщают нам о месте и дате рождения будущего архиерея. В приписке к «Словам постническим» преподобного Исаака Сирина от 14 августа 1428 года написано следующее: «Родом москвитин, Титов сын, Болванов внук»[1]. Благодаря этой приписке мы можем утверждать, что Герасим был родом из Москвы. При этом нужно учесть, что данное утверждение можно считать достоверным. Как сообщает А.Е. Тарасов, «Слова постнические» были переписаны с труда, написанного неким Тимофеем в Константинопольском монастыре в честь Пресвятой Богородицы в 1420 году по просьбе самого Герасима[2]. Данная рукопись до наших дней не сохранилась.

В исторической литературе повествование о владыке Герасиме начинается с 1414 года – даты его хиротонии во епископа Владимирского и Берестейского. Сразу же нужно оговориться, что здесь имеется в виду современный город Владимир-Волынский, находящийся примерно в пятистах километрах от Киева. Данная дата может являться для нас отправной точкой, чтобы хотя бы примерно высчитать возраст Герасима. Несмотря на то что по «Апостольским постановлениям» во епископы положено рукополагать ставленника возрастом от пятидесяти лет, хиротония в архиерейский сан могла произойти и раньше (но только если кандидату не менее тридцати лет)[3]. Если предположить, что в 1414 году тогда еще отцу Герасиму было тридцать лет, то год его рождения предположительно – 1384-й, а если пятьдесят и выше – 1364-й и ранее.

Поставление Герасима во епископа Владимирского и Берестейского было совершено митрополитом Киевским и всея Руси Фотием, о чем свидетельствует Настольная грамота, которая завершается такими словами: «Сего ради дана бысть сия моя грамота нашего смирения, во утверждение, боголюбивому епископу святейшия епископи, в лето 6922»[4]. Как утверждает церковный историк архимандрит Макарий (Веретенников; род. 1951), святитель Фотий рукоположил Герасима во епископа во время своего архипастырского визита в Литву. При этом отец Макарий пишет, что новопоставленный архиерей был из свиты Киевского митрополита[5].

В том же 1414 году Литовский князь Витовт и его подручные князья отказали митрополиту Киевскому и всея Руси Фотию (+1431) в управлении литовскими епархиями. При этом сам Витовт послал на архиерея жалобу в Константинополь Патриарху и просил для Киева и Литвы поставить в митрополиты епископа Григория (Цамблака; 1364-1420). Этим посланием литовский князь ничего не добился, и тогда он обратился к епископату епархий, бывших на его территории, для разрешения вопроса. Сначала ни один из архиереев не дал согласия на написание жалобы на святителя Фотия. Но потом «подали <…> жалобу на Фотия, что он вовсе небрежет о своем духовном стаде в пределах литовских, собирает только церковные доходы и прибытки и переносит все драгоценные вещи из соборной церкви киевской в Москву»[6]. Тогда же епископы постановили, что «они сами Собором могут поставить себе митрополита»[7]. Епископат сопротивлялся Витовту потому, что он к тому времени уже ушел в католицизм. Среди участников данной ситуации был епископ Владимирский и Берестейский Герасим.

В 1415[8] или 1416[9] году состоялся Собор западнорусских епископов, который сопровождался угрозами со стороны Витовта, желавшего соединить Православную Церковь с латинянами. На соборе «митрополитом Литовским и всея Руси» был избран Григорий (Цамблак), который состоял в дружеских отношениях с литовским князем. На этом же соборе был и владыка Герасим. Как свидетельствует митрополит Макарий (Булгаков; 1816-1882) в своей «Истории Русской Церкви», «епископы, если верить восточнорусской летописи, <…> не соглашались, приводили соборное правило (12-е Халкидонского Собора), воспрещающее в одной области быть двум митрополитам, указывали на древний обычай… Витовт начал угрожать смертью за неповиновение его воле, и епископы в 15 день ноября 1416 г. в городе Новгородке поставили Григория Самвлака митрополитом Киевским и Литовским»[10]. Судя по всему, в данном поставлении участвовал и епископ Герасим.

В 1420 году умер митрополит Григорий, тогда же произошло уврачевание разъединения: святитель Фотий примирился с Витовтом. В том же году владыка Герасим удаляется в Константинополь, где заказывает себе уже упомянутые «Слова постнические» преподобного Исаака Сирина[11]. Для чего именно туда путешествовал епископ Владимирский, никто не упоминает. Однако историки предполагают, что Константинопольский Патриарх Иосиф II (1416-1439), который был сторонником унии с католиками, обещал Герасиму как человеку митрополита Григория (Цамблака) митрополичий престол после кончины Фотия[12].

В 1428 году епископ Герасим, по желанию Витовта и благословению митрополита Фотия, был переведен с Владимирской и Берестейской кафедры на Смоленскую. Именно с именем владыки связывают белорусско-литовское летописание, которому, как считают некоторые исследователи, было дано начало именно в бытность Герасима епископом Смоленским[13]. 

Предстоятельство митрополита Герасима

В 1431 году в Москве умирает святитель Фотий, митрополит Киевский и всея Руси. Преемник был избран не сразу, а только спустя два года – в 1433 году. Им стал епископ Рязанский и Муромский Иона. Причину в промедлении с избранием преемника на митрополичью кафедру митрополит Макарий (Булгаков) связывает с начавшейся в 1431 году междоусобной войной между князем Московским Василием Васильевичем и его дядей – князем Звенигородским Юрием Дмитриевичем[14].

В 1430 году князем Литовским стал Свидригайло Ольгердович (1370-1452), который исповедовал католичество. Именно он, воспользовавшись паузой при избрании преемника на митрополичий Киевский престол в Москве, отправляет епископа Смоленского Герасима в Константинополь для поставления последнего в митрополита Киевского и всея Руси в 1432 году (о чем говорит известный церковный историк Е.Е. Голубинский со ссылкой на литовские летописи[15]). Не стоит упускать из виду сказанное выше предположение, что Герасиму обещали митрополичий престол после смерти святителя Фотия. По мнению историка Аркадия Евгеньевича Тарасова, возведение в митрополичий сан состоялось между 1 сентября 1432-го и началом 1433 г. в Константинополе, его совершил Патриарх Иосиф II. Именно к этому времени относится надпись-граффити на Соборе Святой Софии: «Господи, помози рабу Своему Иакову Григорьевичу, писарю Герасима, митрополита Киевского»[16].

Осенью 1433 года уже митрополит Герасим вернулся в Смоленск. В Москву же владыка не торопился. Вторая Псковская летопись утверждает, что он не отправился в Москву только потому, что там были междоусобные войны[17], о которых мы уже упоминали выше. Архимандрит Макарий (Веретенников) утверждает, что причина заключалась вовсе не в этом: «Для Москвы же поставление главы Русской Церкви из рук Литовского князя было необычным, и последующая его судьба свидетельствует о его непризнании Москвой»[18]. Это мнение намного больше похоже на правду, чем то, что нам предлагает Вторая Псковская летопись.

Перед историками до сих пор стоит вопрос, каким именно митрополитом был Герасим. Историк Е.Е. Голубинский (1834-1912) приводит мнения разных летописей: Вторая Псковская летопись именует архиерея «митрополитом русской земли», Третья Новгородская летопись дважды называет его «митрополитом Московским»[19] (хотя в Москве после возведения в сан митрополита Герасим так и не был). Однако В.И. Петрушко не доверяет Новгородской летописи, так как сам Новгород был обязан Герасиму рукоположением для него архиепископа: «Это могла быть и намеренная фальсификация, связанная с тем, что новгородцы использовали нового митрополита в своем противостоянии с Москвой»[20]. Также известно, что Западнорусская «Кормчая» и смоленский «Требник» именуют Герасима именно «митрополитом Киевским и всея Руси», а в Толковом Евангелии, переписанном в 1434 году в Киево-Печерском монастыре неким иеродиаконом Иосифом, владыка вообще назван «архиепископом Киевским»[21]. Однако следует заметить, что в Толковом Евангелии Герасим мог быть назван архиепископом не в качестве сана, а в смысле старшего епископа града Киева.

Мнения авторитетных историков по этому вопросу разнятся. Например, Е.Е. Голубинский считал, что летописи говорят неверно, потому Герасима он считал митрополитом Литовским, обосновывая это тем, что «император и патриарх константинопольские при тогдашнем значении для них московского великого князя, то есть при тогдашней нужде своей, которую имели в нем, поставили отдельного митрополита для Литвы; но чтобы они решились поставить в митрополиты всея России кандидата, присланного литовским великим князем, это совсем невероятно»[22]. Хотя О.А. Абеленцева видит в поставлении Герасима митрополитом Киевским и всея Руси уверенный шаг Константинополя: «В рассматриваемый период для византийских властей все более насущной становилась готовность будущего Митрополита участвовать в переговорах о заключении унии с Римской Церковью в обмен на военную помощь в борьбе с турецкой экспансией»[23]. Святитель Филарет (Гумилевский), архиепископ Черниговский и Нежинский, в своей «Истории Русской Церкви» лишь вскользь упоминает о Герасиме, но называет его только митрополитом Литовским[24]. П.В. Знаменский четко не говорит титула Герасима, ибо, как и святитель Филарет, не заостряет на нем внимания. Однако по контексту можно понять, что сам историк считал его митрополитом Киевским и всея Руси, так как речь в тексте именно о Предстоятелях Русской Церкви[25]. Другой церковный историк А.П. Доброклонский в своей книге «Руководство по Истории Русской Церкви» в одном месте называет Герасима, делая на этом акцент, митрополитом Московским[26], а в другом пишет, что он был поставлен для всей России[27]. Митрополит Макарий (Булгаков) четко писал, что рассматриваемая нами личность была поставлена для всей Руси, причем с титулом «Московский и всея Руси»[28].

К этому вопросу нужно присовокупить еще два момента, которые также могут быть использованы в качестве аргумента в этом споре. Как известно, святитель Евфимий, архиепископ Новгородский, был рукоположен в архиерейский сан в Смоленске именно митрополитом Герасимом 26 мая 1434 года[29] (в житии дата не дана). При этом исследователи ссылаются на первую редакцию жития преподобного Михаила Клопского, Новгородского, Христа ради юродивого, который отрицательно относился к Литве и предсказал Евфимию рукоположение в епископский сан именно через Герасима[30]. В житии святителя, написанном святым Димитрием Ростовским, указано следующее: «…После своего избрания преподобный Евфимий оставался в иноческом звании, так как посвящение его было затруднено тем, что в то время не было на Руси митрополита. Пробыв непосвященным более четырех лет, он отправился в город Смоленск, когда находился там Киевский и всея Руси митрополит Герасим, и от него принял рукоположение в сан архиепископа»[31]. Но интересна сноска, которая уточняет титул самого Герасима: «Литовский князь Свидригайло в 1433 году после смерти митрополита Фотия послал смоленского епископа Герасима в Константинополь для посвящения в митрополиты литовские, но патриарх поставил его митрополитом всея Руси»[32]. То есть появляется еще одна версия: Герасима должны были поставить митрополитом Литовским, но Патриарх ставит его над всей Русью. Возможно, это и объясняется тем, почему нареченный в Москве святитель Иона не мог долго стать митрополитом Киевским (далее ему помешает митрополит Исидор, ушедший чуть позже в унию). В.И. Петрушко указывает на то, что Евфимия в архиепископа Новгородского не рукоположил еще при жизни святитель Фотий, так как было постоянное противостояние Москвы и Новгорода[33].

По общему распространенному мнению, митрополит Герасим за недолгое свое предстоятельство рукоположил в епископский сан только одного святителя Евфимия. Однако известно, что точно им был рукоположен в архиереи епископ Тверской Илия (+1457)[34]. Но о чем нам это говорит? Исследователи считают, что рукополагать мог только митрополит Киевский и всея Руси. Если бы он действительно был митрополитом Литовским, то тогда не ясно, почему епископские хиротонии для Новгорода и Твери совершал именно он. Далее мы увидим еще один факт в пользу мнения о том, что Герасим был именно митрополитом всея Руси. В историю Высокопреосвященнейший Герасим вошел еще как митрополит, который был близок к принятию унии. В 1434 году послы Свидригайло посетили Римского Папу Евгения во Флоренции и утверждали, что митрополит готов прибыть к нему[35]. Но эта встреча не состоялась.

Также интересна грамота Римского Папы митрополиту Герасиму от ноября 1434 года. Нас интересуют начальные слова текста: «Евгений Епископ, раб рабов Божиих, почтенному брату нашему Герасиму, Архиепископу земли Русской, здравие и апостольское благословение»[36]. Эти слова подтверждают версию о том, что владыка был не митрополитом Литовским, а именно Киевским и всея Руси. Далее читаем такие слова: «К крайнему сердца нашего удовольствию, узнали мы, с каким усердием изъявляешь ты готовность свою на соединение католической веры…»[37]. Эти слова наводят на мысль, что он был готов к принятию унии. Однако А.Е. Тарасов утверждает, «утверждения о готовности митрополита к унии исходили от послов литовского великого князя – католиков, с ними не было ни грамоты, ни посла от Герасима». При этом «ни в одном из писем Свидригайло католической стороне не говорится о согласии православного духовенства на данный шаг»[38]. Мнения исследователей по данному вопросу разнятся, потому однозначного ответа дать невозможно. 

Смерть митрополита Герасима. Церковь после гибели Предстоятеля

Быть митрополитом Герасиму пришлось недолго. Зимой и ранней весной 1435 года владыка по неясной причине тайно примыкает к русским боярам, которые хотели передать Смоленск Сигизмунду. Но в конце марта того же года архиерей был схвачен неким Георгием Бутримом, который и раскрыл заговор[39]. Затем сам Свидригайло нашел у Герасима «переветные грамоты», которые и стали доказательством вины митрополита[40]. После этого Герасим был заключен в железные оковы и отправлен в Витебск, где пребывал около четырех месяцев. Затем 26 или 30 июля 1435 года митрополит был сожжен за измену литовскому князю[41]. Вскоре Свидригайло проиграл битву Сигизмунду под Вилькомиром (ныне г. Укмярге, Литва). Белорусско-литовские летописи, рассказывающие о поражении князя, указывали, что это наказание Божие за казнь митрополита Герасима[42]. Нигде не подтверждается и не делается предположений, действительно ли владыка был в союзе с Сигизмундом или нет. Однако и каких-то фактов, доказывающих непричастность митрополита Герасима к заговору против Свдригайло, не существует.

Что было после смерти владыки? Как известно, митрополит Киевский и всея Руси Исидор уклонился в унию и окончил свою жизнь в Риме. В 1448 году митрополитом стал епископ Иона, будущий святитель, который так долго ждал возведения. Имя самого митрополита Герасима оказалось табуировано. Об этом говорит смоленский «Требник», в котором после присоединения Смоленской епархии к Московской митрополии в 1514 году имя митрополита Герасима вместе с именами нескольких почивших архиереев (в том числе и митрополита Григория Цамблака) было вычеркнуто из поминовения за богослужениями[43], что объясняется политическими мотивами. 

Библиографический список

  1. Голубинский Е.Е. История Русской Церкви. Том II. Период второй, Московский. / репринтное издание. – М.: Общество любителей церковной истории, 1997. – 919 с.
  2. Доброклонский А.П. Руководство по истории Русской Церкви. – М.: Общество любителей церковной истории, 2001. – 935 с.
  3. Житiя святыхъ, на русскомъ языке изложенныя по руководству Четьихъ-Миней св. Димитрiя Ростовскаго, с дополнениями, обхяснительными примечанiями и изображенiями святых. Книга седьмая. – М.: Синодальная Типографiя, 1906. – 752 с.
  4. Знаменский П.В., проф. История Русской Церкви (учебное руководство). – М.: Общество любителей церковной истории, 2000. – 462 с.
  5. Макарий (Булгаков), митр. Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Книга третья. – М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1995. – 702 с.
  6. Макарий (Веретенников), архим. Митрополиты Древней Руси (X – XVI века). – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2016. – 1256 с.: цв. вкл.
  7. Петрушко В.И. История Русской Церкви: с древнейших времен до установления патриаршества: учеб. пособие. – 3- изд. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. – 360 с.
  8. Тарасов А.Е. Герасим // Православная энциклопедия. Т.XI. – М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2006. С.152-154.
  9. Филарет (Гумилевский), архиеп. История Русской Церкви в пяти периодах. – М.: Издательство Сретенского монастыря, 2001. – 840 с. – [Репринтное издание].
  10. Цыпин Владислав, прот. Канонический возраст // Православная энциклопедия. Т.XXX. С.366-367.

[1] Тарасов А.Е. Герасим // Православная энциклопедия. Т.XI. С. 152-154.

[2] Там же. С. 152.

[3] Цыпин В., прот. Канонический возраст // Православная энциклопедия. Т. XXX. С. 366.

[4] Часть I. Глава VIII. Княжеские усобицы, борьба за великое княжение // Макарий (Веретенников), архим. Митрополиты Древней Руси (X – XVI века). М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2016. С. 606.

[5] Там же. С. 598.

[6] Глава I. Иерархия // Макарий (Булгаков), митр. Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Книга третья. М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1995. С. 62.

[7] Там же. С. 63.

[8] Тарасов А.Е. Герасим // Православная энциклопедия. Т. XI. С. 152-154.

[9] Глава VIII. Отношение Русской Церкви к другим Церквам // Макарий (Булгаков), митр. Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Книга третья. С. 345.

[10] Глава I. Иерархия // Макарий (Булгаков), митр. Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Книга третья. С. 63.

[11] Тарасов А.Е. Герасим // Православная энциклопедия. Т. XI. С. 153.

[12] Часть I. Глава VIII. Княжеские усобицы, борьба за великое княжение // Макарий (Веретенников), архим. Митрополиты Древней Руси (X – XVI века). С. 599.

[13] Тарасов А.Е. Герасим // Православная энциклопедия. Т. XI. С. 153.

[14] Глава I. Иерархия // Макарий (Булгаков), митр. Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Книга третья. С. 70.

[15] Митрополит Исидор // Голубинский Е.Е. История Русской Церкви. Том II. Период второй, Московский. С. 416.

[16] Тарасов А.Е. Герасим // Православная энциклопедия. Т. XI. С. 153.

[17] Митрополит Исидор // Голубинский Е.Е. История Русской Церкви. Том II. Период второй, Московский. М.: Общество любителей церковной истории, 1997. С. 417.

[18] Часть I. Глава VIII. Княжеские усобицы, борьба за великое княжение // Макарий (Веретенников), архимандрит. Митрополиты Древней Руси (X – XVI века). С. 600.

[19] Митрополит Исидор // Голубинский Е.Е. История Русской Церкви. Том II. Период второй, Московский. М.: Общество любителей церковной истории, 1997. С. 417-418.

[20] Раздел II. Период от татаро-монгольского нашествия до разделения митрополии. Глава 11. Русская Церковь при св. митрополите Фотии // Петрушко В.И. История Русской Церкви: с древнейших времен до установления патриаршества: учеб. пособие. М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. С. 152.

[21] Тарасов А.Е. Герасим // Православная энциклопедия. Т.XI. С. 153.

[22] Митрополит Исидор // Голубинский Е.Е. История Русской Церкви. Том II. Период второй, Московский. М.: Общество любителей церковной истории, 1997. С. 417.

[23] Часть I. Глава VIII. Княжеские усобицы, борьба за великое княжение // Макарий (Веретенников), архим. Митрополиты Древней Руси (X – XVI века). С. 600.

[24] Период третий (1410-1588 г.). I. Церковное управление // Филарет (Гумилевский), архиеп. История Русской Церкви в пяти периодах. М.: Издательство Сретенского монастыря, 2001. С. 303.

[25] См. Период 2. Глава 2 // Знаменский П.В., проф. История Русской Церкви (учебное руководство). М.: Общество любителей церковной истории, 2000. С. 91.

[26] Период северно-русской митрополии (1237-1588 гг.). Глава II. Состояние церковного управления и иерархии // Доброклонский А.П. Руководство по истории Русской Церкви. М.: Общество любителей церковной истории, 2001. С. 102.

[27] Там же. С. 106.

[28] Глава I. Иерархия // Макарий (Булгаков), митр. Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Книга третья. С. 70.

[29] Тарасов А.Е. Герасим // Православная энциклопедия. Т.XI. С. 153.

[30] Там же.

[31] День одиннадцатый. Память Евфимия, архiепископа Новгородскаго // Житiя святыхъ, на русскомъ языке изложенныя по руководству Четьихъ-Миней св. Димитрiя Ростовскаго, с дополнениями, обхяснительными примечанiями и изображенiями святых. Книга седьмая. М.: Синодальная Типографiя, 1906. С. 256.

[32] Там же.

[33] Раздел II. Период от татаро-монгольского нашествия до разделения митрополии. Глава 11. Русская Церковь при св. митрополите Фотии // Петрушко В.И. История Русской Церкви: с древнейших времен до установления патриаршества: учеб. пособие. С. 152.

[34] Часть I. Глава VIII. Княжеские усобицы, борьба за великое княжение // Макарий (Веретенников), архим. Митрополиты Древней Руси (X – XVI века). С. 603.

[35] Там же.

[36] Грамота Римского Папы Евгения Митрополиту Герасиму // Там же. С. 606.

[37] Там же. С. 607.

[38] Тарасов А.Е. Герасим // Православная энциклопедия. Т.XI. С. 153.

[39] Часть I. Глава VIII. Княжеские усобицы, борьба за великое княжение // Макарий (Веретенников), архим. Митрополиты Древней Руси (X – XVI века). С. 605

[40] Тарасов А.Е. Герасим // Православная энциклопедия. Т.XI. С. 154.

[41] Часть I. Глава VIII. Княжеские усобицы, борьба за великое княжение // Макарий (Веретенников), архим. Митрополиты Древней Руси (X – XVI века). С. 604-605.

[42] Тарасов А.Е. Герасим // Православная энциклопедия. Т.XI. С. 154.

[43] Там же. С. 153.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9