Во все времена поиск смысла жизни будоражил умы людей. Нравственный упадок российского общества во второй половине XIX в. Привел к исторической ситуации, которая сложилась в предреволюционные годы. В связи с этим особый интерес представляет рассмотрение духовного кризиса Л.Н. Толстого.
Известный исследователь второй половины ХІХ — нач. ХХ в. М. Нордау[1] проводил анализ вырождения в сфере литературы и достаточно внимания уделил Льву Толстому[2]. В своем сочинении «Исповедь» Лев Толстой указывает, что с конца 1870-х гг.[3] его часто стали мучить неразрешимые вопросы. Графа не оставляло чувство, что все то, на чем он держался, надломилось, что уже нет того, ради чего он жил. Следствием этого стало желание покончить жизнь самоубийством[4].
Пытаясь ответить на вопросы, которые его волновали, философ в первую очередь принялся исследовать богословие. Результатом стало изданное в 1891 г. в Женеве «Исследование догматического богословия», где критиковалась книга «Православно-догматическое богословие» московского митрополита Макария[5]. При посещении Оптиной Пустыни в 1877-1890 гг. граф встречался с прп. Амвросием Оптинским[6], который уже снискал известность великого старца[7], а так же с К. Леонтьевым[8], оппонентом Толстого[9]. Позднее Леонтьев вспоминал: на встрече с графом он сказал, что, к сожалению, у него не хватает энтузиазма просить знакомых из Санкт-Петербурга отправить графа Толстого в ссылку в Томск, а графине и их дочерям запретить навещать его и высылать какие-либо средства, потому что он приносит много вреда. На эти слова граф ответил, что был бы очень рад, если бы Константин Николаевич написал такое письмо своим знакомым, и его бы сослали. Толстой сказал, что только и мечтает об этом, что предпринимает все попытки, чтобы скомпрометировать себя перед правительством, но остается безнаказанным[10]. Ссылка была необходима графу для исследования первоисточников христианского вероучения в оригинале, а также для изучения древних языков (Толстой обратился за помощью к Ш. Минору[11], прося обучить его древнееврейскому). В то же время граф приглядывался к раскольникам, начал общаться с крестьянином и сектантом В. Сютаевым[12], говорил с молоканами и штундистами. С лихорадочностью он искал смысл жизни в философии и точных науках. Толстой предпринял ряд мер для упрощения своей жизни, стремясь приблизиться к природе, — он лишал себя комфорта, очень много времени посвящал труду, носил простую одежду, стал вегетарианцем, оставил семье все свое имущество, отказался от авторских прав на свои труды, объявив их народным достоянием[13]. В это время начался третий период его творческой деятельности. На данный момент еще не достиг своего научно-богословского завершения процесс, представляющий возможность оценить последний этап творчества Л.Н. Толстого, характерным отличием которого можно назвать отвержение устоявшихся моделей государственного, социального и религиозного проявлений[14].
Известно, что после того как в 1881 г. К.П. Победоносцев[15] уговорил властей казнить убийц Александра II, Л. Н. Толстой просил их помиловать[16]. С сентября 1882 г. за графом был установлен секретный надзор из-за его связей с сектантами. Вначале 1885 г. был зафиксирован первый отказ от исполнения военных обязанностей (А.П. Залюбовским[17]) под влиянием философии графа Толстого[18].
По замечанию русского литературоведа С.А. Венгерова, религиозно-философские взгляды Л.Н. Толстого не могли быть свободно изложены в России, они всецело были озвучены только в сочинениях, напечатанных за границей[19]. Трактат «Царство Божие внутри вас, или христианство не как мистическое учение, а как новое жизнепонимание», оконченный им в 1893 г., в котором философ выражал идеи непротивления силой, издали за границей, так как не было возможности напечатать его в России. В России впервые официально данное сочинение было издано в 1906 г., однако позже его изъяли из продажи. И лишь в 1911 г. трактат включили в сборник трудов Л. Толстого.
В романе «Воскресение» (1899 г.) писатель критиковал судопроизводство и великосветскую жизнь, а духовное сословие представлял слившимся с государственными властями.
Таким образом, процесс изменения, произошедший в сознании Льва Толстого, отразился на его творчестве, прежде всего в чувствах героев, в духовном осмыслении, которое меняет их жизнь. Публицистика Толстого исповедального характера представляет развернутую картину его духовной трагедии: изображая общественное неравенство и безделье высших слоев, писатель в острой форме ставил перед собой и перед читателями вопросы смысла жизни и веры, критиковал все институты, отрицал науку, искусство, суды, брак, достижения цивилизации. Общественная декларация Л.Н. Толстого строится на представлении христианства как нравственного учения, а христианскую этику он осмысливал в гуманистическом ракурсе, как базу всеобщего содружества людей. Такая совокупность проблем предполагала исследование Священного Писания и критическую проработку богословских сочинений, которым посвящены трактаты Л. Толстого религиозно-философского содержания — «Исследование догматического богословия» (1880 г.), «Соединение и перевод четырех Евангелий» (1881 г.), «В чем моя вера» (1884 г.), «Царство Божие внутри вас, или христианство не как мистическое учение, а как новое жизнепонимание» (1893 г.).
Большой публичный отклик вызвали призывы графа к непосредственному и немедленному исполнению христианских заповедей. Особенно активно обсуждался его призыв к непротивлению злу силой, ставший толчком к написанию целого ряда сочинений. В контексте новой идеологии и видения христианства Лев Толстой выступил против христианского вероучения, осуждал сближение Церкви и государства, что, по сути, и обусловило его абсолютное разобщение с Православной Церковью. В 1901 г. последовала реакция Святейшего Синода: общеизвестный писатель и философ граф Л.Н. Толстой был официально отлучен от Церкви, что вызвало огромный резонанс в обществе.
Из всего вышесказанного следует, что процесс духовных поисков Л.Н. Толстого совершенно уникален и самобытен. Вместе с тем его позиция во многом диссонирует с официальным учением Православной Церкви во взгляде на нравственное совершенство человека в условиях духовно-социального кризиса.
Литература:
- Барсов Н.И., проф. Макарий (Булгаков) // Энциклопедический словарь. СПб.: Типо-Литография И.А. Ефрона, 1896. Т. XVIII: «Лопари — Малолетние преступники». С. 397-398.
- Блок А.А. Солнце над Россией (Восьмидесятилетие Льва Николаевича Толстого) // Л.Н. Толстой в русской критике: Сборник статей. М.: Гос. изд-во худ. лит., 1952. Изд. 2-е, доп. С. 358-360.
- Венгеров С.А. Толстой Лев Николаевич // Энциклопедический словарь. СПб.: АО «Ф.А. Брокгауз — И.А. Ефрон», 1901. Т. XXXIII: «Томбигби — Трульский собор». С. 448-457.
- Екатерина (Филиппова), мон. Амвросий (Гренков) // Православная энциклопедия. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2001. Т. II: «Алексий, человек Божий — Анфим Анхиальский». С. 135-137.
- Ланщиков А.П. О чем безмолвствует народ. М.: «Алисторус», 2012. 930 с.
- Латкин Н.В. Нордау Макс // Энциклопедический словарь. СПб.: Типо-Литография И.Я. Ефрона, 1897. Т. XХI: «Нибелунги — Нэффцер». С. 359-
- Минор Шломо Залман // Краткая еврейская энциклопедия. Иерусалим, 1990. Т. V. С. 357-358.
- Можарова М.А. Последнее посещение Л.Н. Толстым Оптиной пустыни. [Электронный ресурс]. URL: http://www.optina.ru/pub/p24/ (дата обращения: 27.10.15).
- Нордау М. Вырождение. Современные французы / Пер. Перелыгина А.В. М.: «Республика», 1995. 165 с.
- Попов П., Юнович М. Толстой Л.Н. // Литературная энциклопедия. М.: Худ. лит., 1939. Т. 11. Стб. 301-345.
- Редина А.А. Биография Льва Николаевича Толстого. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kazedu.kz/referat/190816/4 (дата обращения: 26.05.20).
- Рихтер Д.И. Сютаев (Василий Кириллович) // Энциклопедический словарь. СПб.: Типография Акц. Общ. «Издательское дело» Брокгауз-Ефрон, 1901. Т. XXXII. С. 408.
- Рудаков В.Е. Победоносцев (Константин Петрович) // Энциклопедический словарь. СПб.: Типо–Литография И.Я. Ефрона, 1898. Т. XXIII А: «Петропавловский — Поватажное». С. 951-954.
- Соловьев В. Леонтьев, Константин Николаевич // Энциклопедический словарь. СПб.: Типо-Литография И.А. Ефрона, 1896. Т. XVII А: «Ледье — Лопарев». С. 562-564.
- Толстой Л.Н. Исповедь. [Электронный ресурс]. URL: http://tolstoy.ru/online/online-publicism/ispoved/ (дата обращения: 26.05.20).
- Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений: документально-художественная литература / Письма к В.Г. Черткову. 1883-1886. М.: Государственное изд-во «Художественная литература», 1935. Т. 85. 477 с.
[1] Нордау Макс — писатель, родился в 1849 г. в Пеште (Будапешт). Писал статьи и психолого-философские сочинения. Умер в Париже в 1923 г. (Латкин Н.В. Нордау Макс // Энциклопедический словарь. СПб.: Типо-Литография И.Я. Ефрона, 1897. Т. XХI: «Нибелунги — Нэффцер». С. 359-360).
[2] Нордау М. Вырождение. Современные французы. М., 1995. С. 41-47.
[3] До 26 января 1918 г. все даты приведены по старому стилю.
[4] Толстой Л.Н. Исповедь. [Электронный ресурс]. URL: http://tolstoy.ru/online/online-publicism/ispoved/ (дата обращения: 26.05.20).
[5] Митрополит Макарий (в миру Михаил Петрович Булгаков; 19 сентября 1816, с. Сурково, Курская губ. — 9 июня 1882, Черкизово, Московская губ.) — епископ Российской Православной Церкви, историк церкви, богослов. С 8 апреля 1879 — митрополит Московский и Коломенский. Ординарный академик Академии наук (1854). (Барсов Н.И., проф. Макарий (Булгаков) // Энциклопедический словарь. СПб.: Типо-Литография И.А. Ефрона, 1896. Т. XVIII: «Лопари — Малолетние преступники». С. 397-398).
[6] Амвросий Оптинский (в миру Александр Михайлович Гренков; 21 или 23 ноября 1812 г. — 10 октября 1891 г.) — священнослужитель Российской Православной Церкви, иеромонах. Прославлен в лике святых 6 июня 1988 г. на Поместном Соборе Русской Православной Церкви; почитался при жизни как старец. (Екатерина (Филиппова), мон. Амвросий (Гренков) // Православная энциклопедия. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2001. Т. II: «Алексий, человек Божий — Анфим Анхиальский». С. 135-137).
[7] Можарова М.А. Последнее посещение Л.Н. Толстым Оптиной Пустыни. [Электронный ресурс]. URL: http://www.optina.ru/pub/p24/ (дата обращения: 27.10.15).
[8] Константин Николаевич Леонтьев (1831–1891) — публицист и повествователь, оригинальный и талантливый проповедник крайне консервативных взглядов (Соловьев В. Леонтьев, Константин Николаевич // Энциклопедический словарь. СПб.: Типо-Литография И.А. Ефрона, 1896. Т. XVII А: «Ледье — Лопарев». С. 562-564).
[9] Редина А.А. Биография Льва Николаевича Толстого. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kazedu.kz/referat/190816/4 (дата обращения: 26.05.20).
[10] Ланщиков А.П. О чем безмолвствует народ. М.: «Алисторус», 2012. С. 30.
[11] Минор Шломо Залман (Залкинд; 1826, Ромны (современная Украина), — 1900, Вильно), раввин, публицист, общественный деятель. Получил традиционное еврейское воспитание. В 1848 г. поступил в Виленское раввинское училище, по окончании которого был оставлен в нем преподавателем Талмуда. При поддержке минских маскилим, во главе которых стоял Л. Леванда, был в 1859 г. избран казенным раввином Минска. По инициативе Минора в городе были открыты субботняя школа и общественная библиотека. Блестящий оратор, Минор первым в Российской империи стал выступать с проповедями в синагоге на русском языке (собраны в книгах «Глас радости», Минск, 1862, и «Речи», Москва, 1895). В 1869 г. Минор по приглашению московской общины стал казенным раввином города. Когда при выселении большинства евреев из Москвы летом 1892 г. (по приказу от 28 марта 1891 г.) полиция в июне закрыла центральную синагогу (ныне Московская хоральная синагога), Минор как ее раввин, совместно со старостой Шнайдером, подал генерал-губернатору, великому князю Сергею Александровичу прошение об отмене этого акта. По высочайшему повелению Минор был отстранен от должности, и ему навсегда запретили проживать вне черты оседлости. Вернувшись в Вильну, Минор посвятил себя литературной и общественной деятельности, публиковал в русско-еврейской и ивритской печати статьи по различным вопросам еврейской жизни (в основном под псевдонимом Ремез). Минор неоднократно полемизировал с антисемитами («После погромов», Москва, 1882; «Рабби Ипполит Лютостанский и его “Талмуд и еврей”», Москва, 1889, и др.). Он поддерживал дружеские отношения с деятелями русской культуры, в том числе с Л. Толстым, которому помогал изучать иврит и Пятикнижие. (Минор Шломо Залман // Краткая еврейская энциклопедия. Иерусалим, 1990. Т. V. С. 357-358).
[12] Василий Кириллович Сютаев (1819–1892) — крестьянин Тверской губ., Новоторжского уезда (ныне Торжокского р-на), д. Шевелиной, основатель религиозно-нравственного учения, последователи которого получили название «сютаевцев». В начале 1870-х гг. в Петербурге сблизился с революционными народниками. Во взглядах Сютаева евангельские положения сочетались с идеями народничества. В 1874 г. вернулся на родину и основал в Шевелине своеобразную общину, выступал с проповедью идей свободы, всеобщего братства и труда во имя счастья народа, разоблачал лживость официального православия и антинародную политику правительства, был против собственности. Находился под негласным надзором полиции.
Сютаев основал свое учение единственно на Новом Завете, который (в русском переводе) он знал наизусть. Главное, в глазах Сютаева — взаимная любовь среди людей. «Истинное христианство в любви — где любовь, там и Бог». Все неустройства жизни, по мнению Сютаева, происходят от недостатка любви среди людей; от того же зависит и величайшая несправедливость — война. Достигнуть счастья люди должны на земле: «Что там будет, — говорил Сютаев, — не знаю, на том свете не был». К осуществлению своего идеала Сютаев стремился путем самосовершенствования. Как и сам Сютаев, его последователи старались жить безупречно, говорить всегда правду, делиться всем и со всеми. Сютаевцы, не занимаясь специально пропагандой, охотно всем сообщали свои взгляды на жизнь. Они были чужды аскетизма и мистицизма; замечательно было среди них отсутствие суеверий. Отношение их к окружающему миру было, хотя и отрицательное, но не враждебное; они считали несогласных с ними людей только заблуждающимися. Сютаевцы не ходили в церковь, не признавали таинств, не поклонялись ни иконам, ни святым, не признавали мощей, не постились, дома не справляли никаких богослужений, молитв и треб, отрицали присягу.
На Сютаева и его учение впервые было обращено внимание в 1876 г., когда возникло судебное дело по обвинению Сютаева местным духовенством в некрещении внука. Вскоре затем сын Сютаева при поступлении в военную службу отказался присягать и брать оружие. В литературе впервые было сообщение о Сютаеве в «Тверском вестнике». В сентябре 1881 г. Сютаева в Шевелине посетил Л. Н. Толстой, на которого произвели большое впечатление личность, идеи и образ жизни крестьянского мыслителя, оказавшие, по признанию писателя, большое влияние на его мировоззрение. Впоследствии Сютаев не раз бывал у Толстого в Москве. В беседе с Г.А. Русановым в 1883 г. Толстой сказал: «Да, удивительно! Мы с Сютаевым совершенно различные, такие непохожие друг на друга люди ни по складу ума, ни по степени развития, шедшие совершенно различными дорогами, пришли к одному и тому же совершенно независимо один от другого!» Художник И.Е. Репин в московском доме Л.Н. Толстого написал с гостившего у писателя Сютаева портрет «Сектант» (в Третьяковской галерее).
Умер Сютаев в Шевелине в 1890-х гг., имея от роду более 70 лет. Строгие требования, которые учение Сютаева ставило своим последователям, препятствовали, по-видимому, его распространению. А. С. Пругавин считал «сютаевцев» несколькими десятками, хотя сочувствующих им среди окрестных жителей было много. (Рихтер Д.И. Сютаев (Василий Кириллович) // Энциклопедический словарь. СПб.: Типография Акц. Общ. «Издательское дело» Брокгауз-Ефрон, 1901. Т. XXXII. С. 408).
[13] Редина А.А. Указ. соч.
[14] Венгеров С.А. Толстой Лев Николаевич // Энциклопедический словарь. СПб: АО «ФА. Брокгауз — И.А. Ефрон», 1901. Т. XXXIII: «Томбигби — Трульский собор». С. 448-457.
[15] Константин Петрович Победоносцев (18 ноября 1827 (по другим данным — 21 мая), Москва — 10 марта 1907, Санкт-Петербург) — русский правовед, государственный деятель консервативных взглядов, писатель, переводчик, историк Церкви, профессор; действительный тайный советник. Главный идеолог контрреформ Александра III. В 1880–1905 гг. занимал пост обер-прокурора Святейшего Синода. Член Государственного совета (с 1872). (Рудаков В.Е. Победоносцев (Константин Петрович) // Энциклопедический словарь. СПб.: Типо–Литография И.Я. Ефрона, 1898. Т. XXIII А: «Петропавловский — Поватажное». С. 951-954).
[16] Блок А.А. Солнце над Россией (Восьмидесятилетие Льва Николаевича Толстого) // Л. Н. Толстой в русской критике: Сборник статей. М.: Гос. изд-во худож. лит., 1952. Изд. 2-е доп. С. 358.
[17] В 1884 г. проживавший в Москве Алексей Петрович Залюбовский (р. в 1863 г.), знакомый Н.Л. Озмидова и через него связанный отчасти с Толстым, в ожидании призыва не военную службу писал Толстому письмо с просьбой о совете, как ему поступать: он сознавал, что отбывание воинской повинности не согласуется с его воззрениями, но вместе с тем его мучила мысль о горе, которое он причинит матери последствиями своего отказа. Так же, как и в случае с обращением «Стрелкового прапорщика Толстой решил оставить письмо без ответа. Он сидел в больницах, пересылался с этапами, с каторжными, переводился из одной части в другую и везде отказывался от исполнения военной службы на основании того, что христианин не может убивать. Очевидно, начальство взволновано, не знает как поступить, — дело доходило до военного министра и главного штаба, и его отправили в Закаспийский край, в Асхабад. (Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений / Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений: документально-художественная литература / Письма к В.Г. Черткову. 1883-1886. М.: Государственное изд-во «Художественная литература», 1935. Т. 85. С. 88).
[18] Попов П., Юнович М. Толстой Л.Н. // Литературная энциклопедия. М.: Худож. лит., 1939. Т. 11. Стб. 307.
[19] Венгеров С.А. Указ. соч.